- Истоки архитектуры. Первоэлементы архитектуры. план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Первоэлементы архитектуры
- Просмотр содержимого документа «Первоэлементы архитектуры »
- Вертикаль, горизонталь и арка – первоэлементы архитектуры. помогите найти ответ: 3
- Тесты. Фонд оценочных средств
Истоки архитектуры. Первоэлементы архитектуры.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме
Урок ИЗО в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izo_istoki_arkhitektury.docx | 16.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Истоки архитектуры. Первоэлементы архитектуры».
Цели: 1. Познакомить учащихся с историей возникновения архитектуры.
2. Сформировать представление о памятниках мегалитического периода, их видах, функциональных особенностях.
3. Развивать ассоциативно-образное мышление, умение выделять главное, строить аналогии.
4. Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие окружающего мира, умение слушать , обобщать, делать выводы.
С о д е р ж а н и е б е с е д ы.
Истоки архитектуры и строительного искусства человечества начинаются с того времени, когда древние люди, не довольствуясь созданные природой укрытиями (пещерами, гротами), стали строить искусственные жилые сооружения. Это было связано с резким изменением климата — наступлением ледникового периода. Теплый климат раннего палеолита позволял вообще не заботиться об одежде и жилище.
Когда же появился первый жилой дом? Как он выглядел и кто его построил?
Конечно, первым домом пещерного человека была пещера — убежище, созданное природой. Но люди каменного века жили не только в пещерах. Ведь во многих местах, где обнаружены останки первобытного человека, никаких пещер нет. Зато есть доказательства, что наши древние предки умели строить себе жилища.
В начале XX века близ города Чернигова ученые обнаружили большие завалы костей животных. Оказалось, что черепа, кости и бивни мамонтов служили своеобразным каркасом жилища каменного века, были строительным материалом для отважных охотников. Позднее по расположению черепов и костей удалось восстановит первоначальную конструкцию сооружения.
«Из черепов мамонтов, повернутых лбами внутрь, выкладывали «цоколь» будущего жилища — чуть выступающую наземную часть строения. Внутри образовавшегося круга устанавливали деревянные дуги. Штук 25-30. Наверху, в центре, где они перекрещивались, их крепко-накрепко связывали жилами. Получался купол, свод. (О нем потом надолго забудут и заново откроют только древние римляне). Нижними концами деревянные дуги-арки упирались в мамонтовые черепа, закопанные до половины в землю. На дуги набрасывали шкуры зубров, мамонтов, лошадей. Сверху их прижимали бивнями и оленьими рогами. Но вот что интересно: тяжелая крыша давила в основном не на тонкие деревянные дуги, а на мощный костяной цоколь. (И тот способ ослабить давление тяжелого перекрытия тоже забудут и потом вспомнят много тысяч лет спустя). По бокам будущей двери укрепляли два больших изогнутых бивня. Наверху их соединяли муфтой из трубчатой кости так, чтобы получилась арка. (Такую арку начнут применять только в Древнем Риме).
Дверь завешивали шкурой, и дом наконец был готов. Прочный, теплый, способный благодаря своей форме выдержать любой снегопад, любой ураганный ветер. Не случайно и по сей день дома, наподобие половинки шара, строят пастухи в горах и пустынях, оленеводы и охотники на Крайнем Севере».
В самом конце неолита и в бронзовом веке стали появляться укрепленные поселения — городища , получившие в начале железного века широкое распространение, так как войны были доволь частым явлением в жизни того времени. Появляются и земляные холмы — курганы , где хоронили богатых умерших. Многие захоронения сохранились, так как находились в болотистой почве.
В век бронзы достигли соего наивысшего развития сооружения из огромных камней, так называемые мегалиты ( от греч. «мегас» — большой и «литос» — камень). Писменных свидетельств о назначении мегалитических сооружений не сохранилось, и ученые пришли к выводу, что их использовали для религиозно-культовых церемоний и как обсерватории. Эти сооружения обычно связывают с культом почитания предков огня или солнца. Мегалитические сооружения встречаются повсеместно от Скандинавии до Алжира и от Португалии до Китая. Видимо, они служили выражением идей, общих для всех людей этой эпохи. Это, может быть, стремление материализовать
значение человеческой личности, сохранить о ней память для потомков. Не случайно эти камни имели огромные размеры и вес.
Существует три типа мегалитических построек.
1. Менгиры — вертикально поставленные камни различной величины, стоящие отдельно или образующие длинные аллеи. Размеры менгиров колеблются от 1 до 20 метров. Менгиры бывают и едва отесанными камнями, и выполненными в виде монументальной скульптуры. Они, как правило, не были связаны с погребениями и выполняли самостоятельную функцию (например, обозначали место каких-либо ритуалов).
2. Дольмены — это сооружения из двух вертикально поставленных необработанных камней, перекрытых третьим. В конструкции этих сооружений уже присутствуют несущие и несомые части. Наиболее совершенный вид дольмена представляет собой четыре хорошо отесанные вертикальные плиты, образующие в плане четырехугольник и перекрытые горизонтальной плитой. Видимо эти сооружения служили обозначением места захоронения или алтарем.
3. Кромлехи — каменные плиты или столбы, поставленные по кругу. Это наиболее сложные мегалитические сооружения. Иногда кромлехи окружали курганную насыпь, иногда существовали самостоятельно и состояли из нескольких концентрических окружностей. Самый известный и сложный из кромлехов находится в Англии, около Стоунхенджа ( от англ. «стоун» — камень, «хенд» — ров). Ученые еще не вполне выяснили, как появился Стоунхендж. Около 2800 г. до н.э. был вырыт глубокий ров и насыпан вал, а по кругу внутри него — ямки. Сто лет спустя довались два круга»синих камней», возможно из Уэльса. Около 1600 г. до н.э. их заменил круг из вертикально врытых камней, а в центре этого круга — еще более крупные камни. Таким образом, Стоунхендж представляет собой ряд почти точных окружностей с общим центром, вдоль которых через равные интервалы поставлены огромные камни. Внешний вид камней имеет диаметр около 100 метров. Их расположение симметрично направлено на точку восхода и захода солнца в дни летнего солнцестояния. Несомненно, Стоунхендж служил и для астрономических наблюдений, и для совершения каких-то обрядов культового характера, поскольку в те далекие времена небесным светилам приписывали божественное значение.
Центральный круг Стоунхенджа можно видеть через главный вход (каменный монумент окружен рвом и насыпью).
Итак, мы познакомились с истоками архитектуры. Конечно, эти сооружения не позволяют еще говорить о стиле первобытной архитектуры, но именно тогда начали формироваться первые эстетические представления человека, который противопоставил природе творения своих рук.
Источник
Первоэлементы архитектуры
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ИЗО В 8 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ Б.М. НЕМЕНСКОГО «ИСТОКИ АРХИТЕКТУРЫ.ПЕРВОЭЛЕМЕНТЫ АРХИТЕКТУРЫ». СОДЕРЖИТ ФОТОГРАФИИ И ОПИСАНИЕ МЕНГИРОВ,ДОЛЬМЕНОВ,КРОМЛЕХОВ,НАХОДЯЩИХСЯ В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ СВЕТА,А ТАКЖЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАЛЕОЛИТА И МЕГАЛИТИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ.ФОРМИРУЕТ ПОНИМАНИЕ СВЯЗИ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ И ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА.ПРИВИТИЕ НАВЫКОВ В ИЗОБРАЖЕНИИ ДРЕВНИХ АРХИТЕКТУРНЫХ СООРУЖЕНИЙ.
Просмотр содержимого документа
«Первоэлементы архитектуры »
Тема урока: Истоки архитектуры.
Цель урока: Ознакомление с истоками архитектуры,
ее первоэлементами, формирование понимания
связи культовой архитектуры и
духовных потребностей человека.
Привитие навыков в изображении
древних архитектурных сооружений.
Заря в истории искусств –
ему и положено быть «эрой тайн»,
к нему относятся
святилища с изображением
Это начало архитектуры.
крепости и городища –
сооружения из огромных
Менгиры из Карнака. Бретань. Франция.
Высота около 7,6 метров –
высочайший из менгиров
поставленные, до 20 метров,
камни, столбы, иногда
места общественных церемоний;
Символы: земля – небо.
Находят их на западе
Европы, в Закавказье, Армении.
Менгиры — древнейший образец сознательной деятельности человека.
Дольмен у Абхазского Государственного музея.
Дольмены – постройки из врытых в землю
Вертикально поставленных каменных глыб,
Перекрытых плоскими крупными камнями.
Весили десятки тонн.
Кромлехи – более сложные постройки: упорядоченная композиция
из вертикальных столбов, перекрытых горизонтальными глыбами.
Самый грандиозный кромлех возведен в Стоунхендже
из огромных, грубо отесанных четырехугольных глыб синего камня
весом до 50 тонн. Кромлех – в плане круглая площадка диаметром
до 30 метров. Архитектурный замысел прост, но исполнен
символического смысла, связанного с культом Солнца.
Кромлех в Стоунхендж
В Средней Азии и других местах Земли кромлехи были
астрологическими площадками – «вечным календарем», помогающим
людям определить время сева и уборки урожая, предсказывать время
лунных и солнечных затмений.
Человек издавна тяготел к силам природы,
обожествлял ее, искал связи с космическими силами.
Это давало ему необходимое духовное развитие,
ощущение покоя, защищенности. Человек старался
создавать и поддерживать священные традиции,
связывающие его с предками,
и опираться на божественные силы природы.
Людям необходимо чувство великого, непознаваемого,
способного восхищать, питать разум и душу.
Источник
Вертикаль, горизонталь и арка – первоэлементы архитектуры. помогите найти ответ: 3
Вопрос и есть ответ — вертикаль, горизонталь и арка – первоэлементы архитектуры.
Вся мировая архитектура базируется на стоечно-балочной системе.
Стойки, колонны, стены — вертикали.
Балки, перекрытия — горизонтали.
Две стойки + балка = арка
То есть проем образуемый вертикалями и горизонталями.
Полуциркульная арка, как элемент появилась гораздо позже, чем, к примеру, стойки и балки дольменов и кромлехов.
Тем не менее полуциркульная арка, в какой то мере, заменила горизонталь балки какого либо проема, так же как и купол заменяет горизонтальное перекрытие.
Появившись в Древнем Вавилоне, полуциркульная арка стала одним из основных архитектурных элементов Древнеримской архитектуры, а за ней и в архитектуре последующих периодов.
Появились производные — стрельчатая, килевидная и т. д.
В некоторых архитектурных стилях (барокко, модерн, деконструктивизм) есть попытка скрыть стоечно — балочную конструкцию постройки, но она все равно в этих постойках присутствует.
В современой архитектуре, с появлением новых технологий, и материаллов, вроде бы, появляется возможность отказаться от вертикалей и горизонталей во внешнем облике здания (бабл, бионика) , тем не мение стоечно-балочная система (человеку всегда будет комфортнее в помещении с горизонтальной поверхностью пола) , в купе с арками, является основной системой архитектурного проектирования.
Источник
Тесты. Фонд оценочных средств
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по изобразительному искусству
начального общего образования
фонда оценочных средств
по дисциплине изобразительное искусство
«Дизайн и архитектура в жизни человека»
Тестовые задания 1 четверть
1. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.
1. Композиция это:
придание произведению единство и цельность;
изображение предметов в пространстве;
гармоничное расположение элементов по отношению друг к другу.
2. Выберите не относящееся к свойствам композиции слово:
симметрия и асимметрия; б) пятна и линии; г) динамика и статика; г) ритм.
когда нет сбалансированности;
равновесие масс, как бы зеркальное отражение одной части другою.
4.Замкнутый (закрытый) тип композиции:
передача образа чего-то неподвижного;
использование на картине одной или нескольких диагональных линий;
построение композиции по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии.
5.Открытый (разомкнутый) тип композиции:
изображение большого простора, панорамы;
следует с боков ограничить какими-либо элементами;
композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник).
6.Прием динамичной композиции, п равила передачи движения :
использование на картине одной или нескольких диагональных линий;
ограничить свободное пространство перед движущимся объектом;
выбирать определенный момент, наиболее ярко отражающий характер движения.
7.Прием статичной композиции , правила передачи покоя :
отсутствие диагонального направления;
оставить перед движущимся объектом свободное пространство;
изображение объектов в спокойных позах.
8.Фронтальный вид композиции располагается (плоский — витраж, фреска, картина) :
а)параллельно краям поля; б) горизонтально краям поля; в) вертикально краям поля.
9.Глубинно—пространственный вид располагается:
вертикально краям поля; б) стягивается к композиционному центру произведения;
в)располагается под углом к краю поля.
изображение слева подобно изображению справа и разделено по какой-либо оси;
чередование изобразительных элементов; в) зрительное равновесие в композиции.
11.Что такое шрифт?
линейная композиция на плоскости;
буквы, объединённые единым стилем;
12. выполнить рисунок на выбор (абстрактный, витраж, симметрия, асимметрия, шрифт)
ответы: 1а,в 2б 3в 4а,в 5а 6а,в 7а,в 8а 9в 10б,в 11б
Тестовые задания 2 четверть
II . В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств
удобства для существования человека;
изучение производства, распределение и потребление товаров и услуг;
наука, изучающая особенности и возможности функционирования человека в системах: человек, вещь, среда.
2.Пропорциональность в архитектуре:
равенство двух отношений;
несоответствие с чем-либо в количественном отношении;
соразмерность частей по отношению друг к другу и к целому.
составление, объединение, сочетание отдельных частей (объектов) в единое целое;
умение заинтересовать зрителя.
расположение на плоскости определённым образом объёмы;
обеспечение функциональной наполненности этого самого пространства;
верны все варианты ответов.
5.Архитектурный макет это:
объёмно-пространственное изображение сооружения, в различных масштабах из картона;
изображение проектируемого или существующего сооружения из разных материалов;
объёмно-пространственное изображение проектируемого или существующего сооружения, а также целого архитектурного ансамбля, выполняемое в различных масштабах из разных материалов.
6.Основу конструкции дома составляют вертикальные части:
опоры, столбы, колонны; б)стены; в)опоры, столбы, колонны, иногда стены.
вид дизайна, способ создания какой-нибудь вещи;
произведение пластического искусства, композиция из реальных предметов и вещей, расположенных на плоскости или пространстве;
механическое соединение вещей.
проект или эскиз; б)искусство создания облика вещей, их формы;
в) деятельность с конечной задачей – создание строительного объекта.
9.Какие функции должна выполнять каждая вещь?
практическое применение; б) должна быть полезной, удобной и красивой;
в) утилитарные ф. (для принятия пищи, устройства крова, защиты от стихии, обороны).
10.Роль цвета в формотворчестве:
помогает организовать пространство, выявить конструкцию, подчеркнуть или скрыть форму объекта, зрительно уменьшить или увеличить, сузить или растянуть форму;
уничтожает монотонность равных плоскостей, меняет их зрительное восприятие;
верны все варианты ответов.
а) иллюстрация; б) титульный лист; красиво оформленная буква.
12. выполнить рисунок на выбор
ответы: 1в 2в 3а 4в 5в 6в 7б 8б 9б 10в
Тестовые задания 3 четверть
III . Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека
1.Архитектура – это искусство
а) Изобразительное; б) Созидательное.
2. Язык архитектуры — это
а) Пространство; б) Цвет; в)Объем;
3. Первоэлементы архитектуры
а) Арка; б) Столб; в) Ступени; г) Колонна;
4. Что чаще всего изображали художники каменного века?
а) Людей; б) Животных; в) Природу;
г) Важные события в жизни;
5.Какой материал в эпоху первобытного общества стал основным при изготовлении посуды?
а) Камень; б) Бронза; в) Фарфор; г) Глина.
6.Местность – это исходное основание для любой архитектурной композиции
7. Основной поделочный материал в Египте.
а) Графит; б) Глина; в) Алебастр; г) Мрамор.
8.При росписи стен гробниц художники подчинялись правилам, установленным жрецами
9. В Древнем Египте по каноническим требованиям голова на рельефах и росписях изображалась:
а) В фас; б) В профиль. В) сверху
а) геометрическая фигура;
в) направление в изобразительном искусстве;
11. интерьер — это …
а) порода собак б) внутреннее пространство здания; в) гостиная
12. Выполнить рисунок древнегреческого ордера (дорический, ионический, коринфский)
Ответы: 1б 2а 3б 4б 5г 6а 7в 8а 9б 10в 11
Итоговый тест по изобразительному искусству, 7 класс
«Дизайн и архитектура в жизни человека»
1. Архитектура – это
а) Искусство проектировать и строить здания и сооружения;
б) Система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности человека.
2. Интерьер – это
а) внутренний вид помещения; б) внешний вид помещения;
3.Дизайн – это придумывание, разработка новой, удобной для человека и красивой предметной среды.
4. Какой тип церковного здания, созданного византийской культурой, в наибольшей степени отвечал ритуалам христианского богослужения?
а) Крестовый; б) крестово-купольный; в) аспидный свод на четырех опорах; г) купол на «парусах».
5. Какой архитектурный стиль в средние века характеризуется стрельчатыми сводами на ребрах, обилием каменной резьбы, скульптурных украшений, применением витражей, а также подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму :
а) барокко; б) готика; в) рококо; г) ампир?
6. Как называлось укрепленное жилище феодала:
а) крепость; б) замок; в) кремль; г) детинец?
7. Как называли архитекторов в Древней Руси? а) Зодчий; б) ваятель; в) офеня; г) коробейник.
8. Кто руководил первыми монументальными постройками в Киевской Руси? а) Итальянские зодчие; б) французские зодчие; в) греческие зодчие; г) германские зодчие.
9. Керамикой называли изделия из обожженной глины. Укажите, откуда пошло это название:
а) от названия инструмента для изготовления гончарных изделий;
б) от названия материала, из которого изготавливались изделия;
в) от названия места, где осуществлялось гончарное производство;
г) от имени мастера этого ремесла;
10. Картина или орнамент, выполненный из маленьких кусочков камня, стекла, поливной керамики. а) Витраж; б) мозаика; в) панно; г) коллаж;
11. Роспись стен по сырой штукатурке:
12. выполнить рисунок: 1вариант- витраж, 2 вариант-пространство интерьера, 3 вариант- экстерьера, 4 вариант- коллаж
ответы: 1а 2а 3а 4б 5б 6б 7а 8в 9б 10б 11г
Максимальное количество баллов за всю работу – 14.
Базовый уровень – 7 баллов.
Повышенный уровень – 8-14 баллов.
1 – 11. Задания – теоретические.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 11.
12. задание – практическое.
1) Композиция составлена согласно заданию — определен жанр, положение листа.
2) Размещение на листе правильное — размер фигур, предметов и элементов и их местоположение соответствует размеру листа.
3) Использованы средства художественной выразительности для создания художественного образа – линия, штрих, пятно, композиция, цвет.
Работа удовлетворяет двум критериям из трех.
Максимум возможных баллов за работу — 3.
Максимальное количество баллов за всю работу – 14.
«5» — 12 – 14 баллов
«4» — 9 – 11 баллов
ПРОЕКТ – самостоятельная творческая завершенная работа обучающегося, выполненная под руководством учителя. Она обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. В качестве последней выступают конкретное изделие, макет, модель, презентация, а в теоретической является пояснительная записка.
Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой. К выполнению и защите творческого проекта допускаются все желающие обучающиеся.
Содержание творческого проекта.
1. Титульный лист
2. Содержание
3. Введение. Обоснование творческого проекта
4. Основная часть
5. Заключение
6. Список использованной литературы
7. Приложение
Примерные темы творческих проектов по изобразительному искусству
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
Кубизм – причуды или смысл?
Ландшафтный дизайн – поможем природе стать еще краше.
Многообразие форм графического дизайна.
Многообразие форм полиграфического дизайна.
Мода, культура и ты.
Мой дом – мой образ жизни.
Наш город (район) в творчестве художников.
Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Понимание красоты человека в русском искусстве.
Рождение звезды в технике графика.
Эбру – рисование на воде.
Семья в историческом интерьере.
Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом.
Создание художественного образа (иллюстрации для альманаха).
Стилизация – создание эскиза принтов для футболок.
Формы графического дизайна.
Критерии оценивания творческого проекта по изобразительному искусству.
Темы сообщений и рефератов
Автопортрет на каждый день. Грим и причёска в практике дизайна.
Бионика в архитектуре.
Бионика в дизайне.
Буква – строка – текст. Искусство шрифта.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Великая Отечественная Война глазами подростка 21 в.
Вещь в городе и дома.
Вещь как сочетание объёмов и образ времени.
Витрина и её значение в городской среде.
Война в плакатах.
Город, микрорайон, улица.
Дизайн современной одежды.
Живое пространство города.
Здание как сочетание различных объёмов – создание макета.
Источник