Первая ступень йоги пранаяма

Ступени йоги

0 Comments

Ступени йоги — 8 основополагающих принципов, которые дал нам великий йог Патанджали. Чтобы быстро и уверенно достигнуть какой-либо цели, нужно позаботиться не только о конечном результате и о плодах достижения. Так же нужно принять во внимание и средства достижения поставленной задачи, потому что благодаря средствам она достигается. Патанджали выделяет средства, которые он называет восемью ступенями йоги, ведущими по пути духовного совершенствования.

Они следующие:

1. Яма (моральные законы общего характера)

2. Нияма (контроль над речью, телом, умом и поведением в целом)

4. Пранаяма (контроль и накопление энергии в теле посредством дыхательных упражнений)

5. Пратьяхара (ступень йоги освобождение сознания от желаний и чувственных удовольствий)

6. Дхарана (концентрация)

7. Дхьяна (медитация)

8. Самадхи (определенное состояние сознания, которое наступает благодаря глубокой концентрации и медитации на объекте, когда индивидуальное сознание человека сливается с объектом медитации).

Две первые Ступени йоги ( Яма и Нияма) направляют ум на контроль эмоций и страстей, способствуют жизни в гармонии с окружающими, вести себя гибко и адекватно в любой ситуации.

К ступени йоги Яма относятся следующие принципы:

К ступени йоги Нияма относятся следующие принципы:

Ступень йоги Асана направлена на развитие тела, обретение контроля над низшей природой (тамас) и развитие божественной (саттва). Обретя контроль над телом, человек обретает контроль над энергиями в нем; это дает возможность выполнять более сложные и продвинутые практики, при выполнении которых, взятое под контроль тело становиться помощником, а не помехой. Со временем тело должно стать храмом, в котором обитает душа. Яма, Нияма и Асана являются внешними ступенями (балиранга садхана).

Следующие Ступени йоги, Пранаяма и Пратьяхара, помогают регулировать дыхание и контролировать ум. Способность накопления праны и ее последующий контроль способствуют завершению духовного поиска и обретению освобождения от сансары. Они именуются духовным поиском (антаратма сахдана).

Правильная Дхарана и наступающая за ней Дхьяна — данные Ступени йоги приводят ищущего к единству познающего, познания и познаваемого. Созерцание, созерцающий и созерцаемое нераздельны и не существуют одно без другого. В процессе практики йогин сливается с Творцом, обретая свою естественную природу. Это именуется Самадхи.

Подробнее: Яма, Нияма, Пратьяхара

Яма – символической нагрузкой данной ступени йоги Патанджали является имя бога смерти в индийской мифологии – Ямы . Говорится именно о нанесении смертельного удара порокам, позаимствованным из социума (курение, брань, алкоголь, наркотики, поведение, неправильное мышление). Данная ступень подразумевает установление гармонии с внешним миром, так как социум играет основную влиятельную роль воздействия на человека.

Для того, чтобы освободится от всяческого влияния извне, следует начать с принятия себя и всего окружающего. Благодаря избеганию психологических срывов, эмоционально-отрицательных ситуаций, практикующий постепенно устанавливает необходимую ему «связь». Он, со временем, откидывает все приобретенные ранее комплексы, не стыдливо переносит сделанные им поступки, освобождается от «служения» вредным привычкам. Тело и сознание ученика пребывают в равновесии.

Данная Яма-ступень подразделяется на 5 этапов:

— Ахимса – никого не обижая (слова, дела, мысли), Вы должны избегать проявления злости и ненависти. Относитесь ко всем так, как бы Вы хотели, чтобы относились к Вам. Проявляйте Любовь всему миру, препятствуя лишь проявлению зла внутри человека, не борясь именно с ним.

— Сатья — Соблюдение искренности во всем – в делах, словах, возникающих мыслях. Исходящие от человека ложь, оскорбление, клевета способны искажать реальность, не давая ученику полностью осознавать происходящее. Не обманывайте – поступайте правильно и именно поступками «говорите» о возможности разрешения того или иного вопроса.

— Астейя – нестяжательство. Искоренение алчности, уход от соблазнов, прекращение «дружбы» с завистью – огромный положительный эффект. Необходимо навсегда избавиться от мыслей (слов, дел) о воровстве – присвоении чего либо.

— Брахмачарья – сдержанность, отказ, умеренность в каждом проявлении (мысль, слово, дело). Достижение гармонии возможно лишь при освобождении от служения собственным чувствам-эмоциям.

— Апариграха – отказ от дара, в котором вы не нуждаетесь. Не следует принимать, хотеть чего-либо, в чем нет необходимости. Принимая незаслуженные подарки (поощрение, похвала,…) мы становимся зависимыми от предлагающего их человека.

Несоблюдение данных описанных истин несет за собой порождение воровства, лживости, насилия, жадности, привнося лишь разрушительный хаос.

Нияма – пути (качества), по которым необходимо, с максимальной продуктивностью, плодотворно продвигаться.

После освоения первой ступени (опустошенное сознание), ученик начинает познавать Нияму – пять ее основных принципов: Шаучу – чистоплотность, Сантошу – довольствие, Тапасью – самоограничение, Свадшаучухьяю – интроспекцию, Ишвара пранидхану — набожность.

Существуют также и семь » вспомогающих » уровней Ниямы:

— Мантра-вид – обознанность в области заклинаний;

— Дамсанавант – обладание неземной силой;

— Нишпратидвандва – неимение врагов;

Основные принципы Ниямы:

Соблюдение чистоты в уме, теле и окружении дает возможность говорит о гармонизации энергии ученика. Свами Читананда посещая Ананду, увидев лейку с ржавчиной, сказал: «Вам необходимо покрасить ее. Низшим сущностям свойственно притягиваться к мусору». Достижение безупречной чистоплотности говорит о приобретении качества безразличия к материальным вещам.

Второй принцип Ниямы — Сантоша

Принимая вещи такими, какими они есть, довольствоваться этим – Вы обретаете силу высшей степени блаженства (безупречное довольствие).

Третий принцип Ниямы — Тапасья

Необходимо взять контроль над постоянно-возникающими «хочу — не хочу» или «буду — не буду», а также – всегда заканчивать все свои начинания. Данный этап предназначен для развития способности самосовершенствования.

Четвертый принцип Ниямы — Свадхъяя

Постоянная, повседневная интроспекция даст возможность разглядеть, принять Бога в самом себе. Не следует подвергаться осуждению своих чувств и поступков, нужно лишь быть осознанным в каждом действии. Интроспекция должна присутствовать ежедневно, ей необходимо уделять около 15 минут.

Пятый принцип Ниямы — Ишвара Пранидхана

Путь к Богу – набожность. Благодаря достаточно сильной вере в Бога, возможен вариант достижения цели не прибегая к определенной технике. При безупречно «развитом» пятом принципе мы говорим о состоянии самадхи.

Пратьяхара, на санскрите, образуется из двух слов: прати (противоположность) и ахара (возвращать). Учитывая данный перевод, значение Пратьяхары будет следующим: отказ восприятия внешних проявлений посредством органов чувств (зрение, обоняние, вкус, прикосновение, слух). Они способны дестабилизировать уравновешенное состояние ума, вызывая ненужное волнение практикующего.

Изначальной сутью пратьяхары является контроль с последующим отказом от принятия извне поступающих чувственных данных. Чувственное восприятие, таким образом, остается без всякого рода «подпитки» – «отключение чувств».

Практически все время наш ум и восприятие заняты анализом–реагированием на поступающую «чувственную» информацию (раздражитель) посредством соответствующих органов. При достижении йогом пратьяхары, его восприятие «уходит» внутрь ума, что дает возможность практикующему воспринимать ум на разных уровнях. При пратьяхае отключения внешнего восприятия йог овладевает первой стадией антар мауны (дословно: молчание внутри).

Смысл пратьяхары не заключается лишь в уходе от внешнего чувственного восприятия. Всеобъемлющей сутью данной ступени выступает состояние полного отсоединения восприятия от мыслительных процессов. Достижение совершенства на «пятом» этапе говорит о превосхождении над процессами мышления и чувственным восприятием. После достижения выше описываемого, практикующий переходит к следующей ступени – дхаране (концентрация).

Овладение пратьяхарой даст возможность говорить о дальнейшем продвижении на пути – готовности к медитации. Без прохождения пратьяхары, что довольно трудоемко, не возможен и переход к медитативной практике. Используя неверные методы, приемы Вам будет довольно сложно погрузиться в процесс медитации. Антар мауна – комплекс, позволяющий систематично заниматься и «укрощать» Ваш ум.

Для этого следует лишь обратиться к «запоминающей» функции вашего мозга и дать ей команду внести в «архив» данную последовательность: пратьяхара дхарана-дхьяна. Доводя каждую из восьми ступеней йоги до совершенства, Вы будете направляться по верному, приносящему результат, пути!

Источник

Пранаяма — 15 простых техник для начинающих

Пранаяма — мощнейший инструмент для управления телом. Хотите быстро успокоиться? Взбодриться? Сосредоточиться? Включить «творческий» режим? Всё это древние йоги делали уже 3 000 лет назад. Попробуйте и вы!

Есть ещё одна очень веская причина. Скорее всего, сейчас вы дышите неправильно.

Проверьте себя по видео от сертифицированного преподавателя пранаямы. Если у вас есть одна из 6 распространенных «ошибок» — заниматься необходимо:

Перед занятиями

  • Выполняйте пранаяму на голодный желудок — или до еды, или спустя 1-2 часа после.
  • Желательно заниматься на природе. Но — избегайте холодного ветра, холода в целом и жары.
  • Если занимаетесь в помещении — не дышите пылью, сделайте влажную уборку.
  • Не перенапрягайтесь. Не получилось сделать вдох именно на 5 счетов или выдох на 10 — ничего страшного.

Пранаямы + техники выполнения

№1 — Уджайи («Дыхание победителя»)

«Основа основ» в дыхательной практике.

  • Быстро избавляет от стресса через воздействие на парасимпатическую нервную систему человека;
  • Снижает давление;
  • Укрепляет легкие;
  • Улучшает внимание.

Противопоказания: Проблемы с горлом (связки, грипп, опухоли)

Техника выполнения: Сделайте медленный вдох, затем — ещё более медленный выдох. Дышим только через нос.

Важно: и при вдохе, и при выдохе надо тихонько «шипеть». Для этого создайте небольшое напряжение в горловой щели (посередине горла) и дышите. Если вы смотрели «Звездные войны» — ну, чем-то напоминает дыхание Дарта Вейдера xD.

№2 — Прана-вьяяма

Действие: Увеличивает жизненный объем легких. А чем больше воздуха они «держат» — тем выше больше выносливость при физических нагрузках, дольше можно обходиться без кислорода (например, при нырянии), и т.д.

Проверьте себя — взберитесь на 9-й этаж или в крутую горку, запомните ощущения, а потом 2 недели позанимайтесь прана-вьяямой и повторите наш несложный тест. Как говорится, почувствуйте разницу ;).

Техника выполнения: Встаньте прямо, руки опустите вдоль тела. Сделайте плавный уджайи-вдох через нос и одновременно медленно поднимайте руки вверх к голове. Затем сразу же — без задержки дыхания! — плавно опустите руки вниз с одновременным выдохом.

№3 — Прана Сурья-намаскар

Действие: йоговский комплекс из легкой зарядки и дыхательных упражнений под названием «Приветствие Солнцу».

Противопоказания: не то чтобы противопоказание, просто полезный совет — выполняйте так, чтобы не сбивалось дыхание.

Техника выполнения: тот случай, когда проще показать, чем рассказать.

№4 — Брамара

Действие: очищение легких

Противопоказания: гипертония, внутричерепное или внутриглазное давление

Техника выполнения: Встаньте прямо, одновременно сделайте плавный вдох и поднимите руки вверх. Выдыхать воздух из легких следует порциями, «стравливая» его резкими короткими выдохами через сжатые губы.

№5 — Полное йоговское дыхание

Действие: заставляет дыхательную систему работать «как надо» и на все 100%, а не на 10%, как обычно. В результате мы получаем «жизненную силу», меньше нервничаем, нормализуем давление… и даже перистальтику кишечника! :).

Противопоказания: если есть проблемы с легкими, сердцем, грыжи и внутренними органами в целом — осваивать очень аккуратно.

Техника выполнения: опять же — лучше посмотрите, чтобы ничего не упустить.

№6 — Вилома-пранаяма

Действие: успокаивает нервы, улучшает концентрацию внимания, нормализует давление

Противопоказания: людям с пониженным давлением следует аккуратно выполнять «ступенчатые» вдохи, с повышенным — «ступенчатые» выдохи.

Техника выполнения: первые ступень — «шипящий» вдох на 2 счета — пауза на 2 счета — опять вдох на 2 счета. И так — пока не заполнятся легкие. Дальше — плавный выдох без пауз. Вторая ступень — всё наоборот, плавный вдох и «ступенчатый» выдох с паузами.

№7 — Распухающее 2-фазное дыхание

Действие: успокоение и расслабление нервной системы

Техника выполнения: сделайте плавный вдох на 5 счетов, затем без задержки выдох на 10 счетов. Следующий вдох — на 6 счетов, выдох — на 12 счетов. И так далее, пока не дойдете до соотношения 10-20.

№8 — Распухающее 3-фазное дыхание

Действие: ещё более мощное успокоение и расслабление ЦНС

Техника выполнения: плавный вдох на 5 счетов — задержка дыхания на 5 счетов — плавный выдох на 10 счетов. И так до соотношения 10 — 10 — 20.

№9 — Нади Шодхана

Действие: успокаивает ЦНС, а заодно помогает при кашле и простуде.

Техника выполнения: закройте большим пальцем правой руки правую ноздрю. Сделайте плавный вдох на 5 счетов левой. Закройте безымянным пальцем левую ноздрю и сделайте плавный выдох на 10 счетов. Сделайте плавный вдох через правую ноздрю…

№10 — Полное йоговское дыхание

Действие: обычный человек использует свою дыхательную систему на 10%, йог — на 100%. Полное дыхание йогов — отличная тренировка на развитие всей — скорее всего, изрядно атрофированной — дыхательной мускулатуры. В результате ваши легкие смогут «накачать» тело кислородом в экстремальной ситуации и выведут все токсины (очень актуально для жителей больших городов).

Техника выполнения: осваивать полное йоговское дыхание лучше всего лежа на животе. Дышать начинаем с живота, при этом стараемся его сильно не выпячивать, «держим» мышцами пресса — так у нас будет работать почти забытая современным человеком диафрагма.

Далее отправляем поток воздуха в грудь. В конце чуть поднимаем ключицы, чтобы вдохнуть как можно больше. Выдох — с точностью до наоборот: опускаем ключицы — грудь — живот.

№11 — Шавасана

Действие: успокаивает ЦНС

Техника выполнения: Ложимся на спину, максимально расслабляем всё тело. Закрываем глаза. Дыхание спокойное, естественное. Проводим в такой позе две-три минут.

№12 — Бастрика

Действие: согреет в холодный осенний вечер :).

Техника выполнения: плавный вдох на 10 секунд — плавный выдох на 10 секунд.

№13 — Капалабхати

Действие: еще один способ согреться, а также «прочистить» нос и «подправить» изрядно атрофированную за долгие годы дыхательную систему.

Техника выполнения: отличие от бастрики заключается только в том, что здесь дышать нужно «в темпе», т.е. быстро и энергично.

№14 — Ситхари

Действие: охлаждает тело, а также снимает ощущение голода и слабости в теле.

Техника выполнения: уприте кончик языка в нёбо. Сделайте глубокий вдох через рот (да-да, это одна из немногих пранаям, где дышать надо ртом); при вдохе используйте технику шипящего дыхания уджайи. Дальше — задержка дыхания. Выход — через нос.

№15 — Ситали

Действие: еще одна техника для тех, кто хочет «охладиться». Бонусом — очищение крови.

Техника выполнения: втягиваем воздух через свернутый в трубочку язык. Задерживаем дыхание, далее медленно выдыхаем через нос.

Источник

Читайте также:  Лестница по обваловке обваловок
Оцените статью