Первая историческая ступень общества

Глава IV. Исторические ступени общества

В середине XIX века К. Маркс предложил свою типологию обществ. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации —первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявленакоммунистическая,которая должна была наступить в будущем.

В 1887 г. Ф. Теннис в своем главном труде «Община и общество» предложил ставшую позже классической типологию обществ. Он разделил все общества на «Гемайншафт» (Gemeinschaft) и «Гезельшафт» (Gesellschaft), которые призваны были выразить различия между традиционным и современным обществами. Термин «Гемайншафт» относится к сельской общине, а термин «Гезельшафт» — к городскому промышленному обществу. Согласно Ф. Теннису, в общине господствуют непосредственно личные и родственные отношения, а в обществе преобладают формальные институты. Общество типа «Гемайншафт» придает решающее значение традиционным обычаям, верованиям и неписаным законам, а «Гезельшафт» — юридическим законам. Если первое отличается ограниченной специализацией, складывающейся главным образом на основе родственных связей, то для второго характерны специализация профессиональных ролей и отделение последних от семейных ролей. В обществе типа «Гемайншафт» культура формируется на основе религиозных ценностей, а в «Гезельшафт» — на светских. Главными социальными институтами в «Гемайншафт» являются семья, соседи и община; в «Гезельшафт» складываются крупные объединения и ассоциации (деловые круги, правительство, политические партии, добровольные ассоциации)

Современная социология использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель. Ее создателем считают американского социолога Даниела Белла. Он подразделил всемирную историю на три стадии:доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.

Вдоиндустриальном обществе, которое еще называют традиционным, определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главным институтами. Виндустриальном обществе промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. Впостиндустриальном — теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения.

Читайте также:  Схемы лестницы пожарные наружные

Первая ступень: бродячие охотники

На начальной фазе человеческое общество состояло из охотников и собирателей. Примерно 500 тыс. лет назад возникли первые формыразделения труда: молодые мужчины охотились, часто рискуя жизнью, а женщины продолжали заниматься собирательством.

Вторая ступень: вождества

Вождество иерархически организованный строй людей, в котором отсутствует разветвленный управленческий аппарат, выступающий неотъемлемой чертой зрелого государства. По численности вождество представляет крупное объединение, как правило, не меньшее, чем племя.

Общины объединения нескольких групп людей, связанных взаимными браками, кооперацией труда и общей территорией.

Бигмены — буквально «большие люди», первобытная знать. Яркий пример сохранившихся по сию пору вождеств дают Полинезия, Новая Гвинея и Тропическая Африка.

Современники первобытных людей

Всех их делят на две группы:

· коренные народы,

· народы, ведущие племенной образ жизни.

В мире существует около пяти тысяч таких групп общей численностью около 300 млн человек.

Третья ступень: скотоводство и земледелие

Примерно 10 тысяч лет назад, когда планета оказалась переполненной охотниками и собирателями, начался первый глобальный продовольственный кризис. Это случилось в конце каменного века. Обработка почвы началась около VIII тысячелетия до н. э. на Ближнем Востоке (Турция, Ирак, Иран, Сирия, Иордания и Израиль), в области «плодородного полумесяца». Произошел переход от огородничества к земледелию.

Разведение животных. Знания о разведении животных люди получили уже в верхнем палеолите, когда отдельных диких животных не убивали, а оставляли размножаться

Скотоводство более эффективный способ добывания средств существования, основанный на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы так же, как охотники и собиратели, вели кочевой образ жизни.

Окультуривание растений. Начало земледелию положило окультуривание растений. Это слово означает превращение диких растений в культурные злаки. Древний человек давно приметил, что в отличие от других они являются съедобными растениями. Дикую пшеницу, оказывается, можно есть так. Первыми растениями, которые стали сеять люди, были пшеница и ячмень.

Именно при земледелии впервые за всю историю появляетсяэксплуатация человека человеком.

В Китае 8800 лет назад окультурили просо и рис. Его зерно, которым питается треть населения земного шара, в США используется в качестве корма для птиц. Около 7000 лет назад в Китае и Таиланде были одомашнены собака, свинья, буйвол, козы и овцы. В Америке первыми человек окультурил кукурузу и картофель.

Источник

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА — РЕФЕРАТЫ — Исторические ступени общества

по дисциплине «Социология»

по теме: «Исторические ступени общества»

1. Определение и строение общества

Общество это совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, имеющую общую территорию, общие культурные ценности и социальные нормы. Общество это термин, обозначающий коллективистскую целостность населения конкретной страны.

Социальная структура общества это совокупность социальных групп, классов, социальных институтов и социальных организаций. Существует множество теорий социальной структуры. Основное отличие этих теорий в принципах социального деления, взятых за основу. Выделим две основных группы теорий: классовую и социальной стратификации. Теория классов разрабатывается марксизмом. Согласно этой теории классы различаются по отношению к собственности на средства производства. Например, капиталисты являются собственниками средств производства, а рабочие не обладают этой собственностью. Между классами существует социальная пропасть, их разделяет непримиримая вражда, которая приводит к революции. Согласно другой группе теорий выделяют совокупность социальных слоев общества и называют это социальной стратификацией (расслоением, от слова «страта», которым в геологии именуют «слой»). В социальной стратификации различают три основных слоя: высший, средний и низший социальные классы. Каждый слой состоит из ряда профессиональных групп. Чтобы отнести ту или иную профессию к определенному социальному классу следует выяснить наличие трех основных показателей: дохода, уровня образования и престижа профессии. Все три показателя объединяются в один социально-экономический индекс профессии. Определенная величина социально-экономического индекса соответствует каждому социальному классу.

2. Гражданское общество и правовое государство

Первоначально государство и гражданское общество отождествлялись, затем уже в XVII Руссо высказал предположение, что гражданское общество может существовать лишь в прогрессивных формах государственного устройства.

Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у него определенных признаков:

1. Гражданское общество это сообщество свободных индивидов, каждый индивид является собственником. Такой собственник является не только социально не привязанным, но и независимым от государства.

2. Гражданское общество это открытое социальное образование . В нем обеспечивается свобода слова, информации, контактов с остальным миром и т.д.

3. Это сложноконструированная плюралистическая система. Это означает наличия в таком обществе множества общественных форм (объединения, клубы), многообразия форм собственности.

4. Саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Такая система независима от государства, в ней присутствует ярко выраженная гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества.

5. Это правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Развитие и формирование правового государства напрямую зависит от гражданского общества. В свою очередь, правовое государство создает благоприятные условия для функционирования гражданского общества.

Таким образом, гражданское общество это совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных), имеющих относительную самостоятельность, автономию, «застрахованную» от произвольного вмешательства государства.

Правовое государство это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

Принципы правового государства:

1. Верховенство правового закона все в государстве должно соответствовать закону, но и закон должен быть правовым (соответствовать естественным правам).

2. Разделение властей.

3. Взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами .

4. Гарантированность прав и свобод граждан .

5. Соответствие национального законодательства общепризнанным международным нормам.

Сейчас во многих развитых странах мира сложились такие типы правовых и политических систем, которые во многом отвечают идее правового государства.

Социальный прогресс это последовательное восхождение к более сложным формам общественной жизни, которое осуществляется в результате разрешения противоречий, развертывающихся на предыдущих этапах и фазах общественного развития. Механизм общественного прогресса состоит в возникновении новых потребностей в различных сферах общественной жизни и изыскании возможностей их удовлетворения. Эти новые потребности возникают как результат производственной деятельности человека, они связаны с поиском и изобретением новых средств труда, общения, организации общественной жизни, с расширением и углублением масштабов научного знания, усложнением структуры творческой и потребительской деятельности человека.

Источником социального развития является борьба противоположностей: социального прогресса и социального регресса, нарождающегося и умирающего в общественной жизни.

В категории «регресс» находит свое отражение изменения в общественной жизни, идущие в противоположном прогрессу направлении, то есть идущие по нисходящей.

Действительно, в процессе развития любого явления будь то в природе или обществе что-то нарождается, а что-то отмирает. Так, в живом организме идет разрушение клеток и возникновение новых (ассимиляция и диссимиляция) в результате организм живет. Ассимиляция и диссимиляция источник жизни организма. В обществе таким источником является борьба прогресса и регресса, нового со старым.

4. Исторические ступени общества

4.1 Типология обществ

Можно различать те или иные типы обществ в зависимости от того, какие социальные общности и социальные отношения являются в данном обществе господствующими.

Согласно марксистской социологии, определяющими в обществе являются отношения собственности и классовые. И тогда можно выделить различные общественно-экономические формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Эта схема более или менее работала в XIX веке. Но в дальнейшем выяснилось, что помимо этих формаций целые тысячелетия существовал так называемый азиатский способ производства, который нельзя определить ни как рабовладельческий, ни как феодальный и тем более буржуазный.

Более современным является другое деление общества, которое было выдвинуто американским социологом Даниелем Беллом. Он различает три этапа в развитии общества. Первый этап — доиндустриальное, сельскохозяйственное, консервативное общество, закрытое для посторонних влияний, основанное на натуральном производстве. Второй этап — индустриальное общество, в основе которого лежит промышленное производство, развитые рыночные отношения, демократия и открытость. Наконец, во второй половине ХХ века начинается третий этап — постиндустриальное общество, для которого характерно использование достижений научно-технической революции; иногда его называют информационным обществом, потому что главным становится уже не производство определенного материального продукта, но производство и обработка информации. Показателем этого этапа является распространение компьютерной техники, объединение всего общества в единую информационную систему, в которой свободно распространяются идеи и мысли. Ведущим в таком обществе является требование соблюдения так называемых прав человека.

С этой точки зрения разные части современного человечества находятся на различных этапах развития. До сих пор, может быть, половина человечества находится на первом этапе. А другая часть — проходит второй этап развития. И лишь меньшая часть — Европа, США, Япония ? вошли в третий этап развития.

Можно разделять общества по политическим признакам ? на тоталитарные и демократические. Можно различать типы обществ по господствующей религии: христианское общество, исламское, православное и т.д. Наконец, различают общества по господствующему языку: англоговорящие, русскоязычные, франкоязычные и т.д. Можно различать общества по этническому признаку: однонациональные, двунациональные, многонациональные.

Важно подчеркнуть, что существуют различные способы типологии обществ, и все они правомерны с определенных точек зрения.

4.2 Первая ступень: бродячие охотники

Самыми древними сферами хозяйственной деятельности человека были охота и собирательство. Если материальные свидетельства собирательства получить трудно, то по многочисленным костным останкам, найденным археологами на стоянках древнейших людей в различных регионах, можно судить о приемах и объектах охоты. Сначала охота была главным образом загонная. Нередко существовала узкая специализация племен, охотившихся почти исключительно на мамонтов, северных оленей или диких слонов, так как в том или ином регионе преобладал один из видов животных.

В конце верхнего палеолита уменьшение размеров животных потребовало совершенствования охотничьего оружия: изобретается лук, совершенствуется копьеметалка. Появились новые приемы охоты индивидуальная охота на средних и мелких животных.

Росло значение индивидуальной охоты на мелких животных, причем ее эффективность обусловила одомашнивание и начало использования на охоте собаки. Сохранилась тенденция к увеличению роли рыболовства, в некоторых регионах возник морской зверобойный промысел. Рыбу били из луков, острогой, ловили на крючок.

В большем объеме, чем раньше, использовалась растительная пища. Получили распространение специальные орудия зернотерки, ступы, песты. Общины, насчитывавшие от 30 до 100 человек, становились более подвижными. Стремясь полнее использовать пищевые ресурсы, они начали мигрировать, посещая в конкретные периоды года постоянные места, где к этому времени созревали определенные плоды или появлялся какой-либо вид животных. Складывался сезонно-оседлый образ жизни, хотя оставались и бродячие общины.

4.3 Вторая ступень: вождества

Главным завоеванием неолита стал переход к производящему хозяйству, предоставившему человеку новое могущественное средство производства землю. «Неолитическая революция» не отменила охоту и собирательство, которые долго оставались главными поставщиками пищи.

В определенный момент развития стали выделяться старейшины родов, племенные вожди. Источником их доходов были их собственные земли, обработанные трудом общинников, налоги, поборы, войны, которые стали преследовать цель захвата земли. В их руках накапливались материальные ценности.

4.4 Современники первобытных людей

Пятьдесят тысяч лет тому назад человек относился к опасностям и возможностям, заключенным в окружающем мире, примерно так, как, по мнению некоторых специалистов но истории древнего мира, социологов и этнографов, к ним относятся представители современных первобытных племен. Для нас особенно важны два элемента этой установки: 1) «коллективная» и «аффективная» природа первобытного мыслительного процесса и 2) роль того, что возможно, не совсем правильно можно называть «магией»; эти два элемента частично пересекаются между собой. Под первым элементом понимается то, что в небольших и недифференцированных или слабо дифференцированных социальных группах коллективные идеи овладевают индивидуальным разумом гораздо прочнее, чем это происходит в больших и сложных группах, и что методы, на основе которых первобытный человек делает выводы или принимает решения, можно охарактеризовать от противного: их отличает несоблюдение того, что мы называем логикой, и в частности требования непротиворечивости. Под вторым элементом понимается опора на некоторую совокупность верований, которые, впрочем, не вполне оторваны от жизненного опыта.

4.5 Третья ступень: скотоводство и земледелие

Ученые не пришли к единому мнению о причинах перехода к производящему хозяйству. Ясно, что здесь в комплексе действовали экономические, экологические, социальные, духовные факторы, важнейшими из которых были следующие.

1. Истощение запасов дичи и полезных растений, что вызвало настоятельную потребность в восполнении потерь.

2. Рост населения

3. Достаточно высокий технический уровень орудий труда, зачатки знаний.

4. Наличие благоприятных природных условий, развитие земледелия и животноводства.

Развитие земледелия и скотоводства создавало предпосылки для зарождения ремесла (человек нуждался в одежде, жилище, орудиях труда и т.д.). Первоначально ремесленники сочетали свой труд с земледелием, но по мере освоения металлов, особенно железа (II тыс. до н.э. в Египте и Месопотамии, начало I тыс. до н.э. в Европе), производство орудий труда усложнялось и было под силу лишь специалистам.

Появление устойчивого избыточного продукта позволило освободить этих людей от сельскохозяйственной деятельности.

Так постепенно ремесло отделялось от земледелия.

Прогресс в хозяйственной деятельности людей, отделение земледелия от скотоводства, развитие ремесла, возросшие объемы производства создавали благоприятные предпосылки для обмена между группами, специализировавшимися в том или ином виде хозяйства. С помощью обмена люди стремились получить, прежде всего, какие-либо редкие вещи или труднодоступное сырье. В качестве обменного эквивалента разные народы использовали различные вещи, чаще всего скот. С появлением металла изготовленные из него престижные изделия иногда выполняли роль «первобытных денег». Нередко итогом обменных отношений было ускорение развития более отсталых обществ.

4.6 Возникновение ранних государств

Возраставшая производительность труда вызывала все большую его индивидуализацию, что открывало возможность частного присвоения всего произведенного продукта первоначально какой-то группой внутри коллектива, обычно семьей, затем отдельными лицами.

Возникновение частной собственности привело к разложению первобытного строя, распаду родовой общины.

Переход к земледелию, разложение общины, расширение рамок частной собственности вызвали имущественное и социальное неравенство, обусловили образование государства.

Древний Восток стал колыбелью цивилизации. Примерно в середине IV тыс. до н.э. здесь возникли первые государственные образования сначала в Месопотамии, Египте, затем в Персии, Индии, Китае. Раннему развитию земледелия в этих регионах благоприятствовали теплый климат, наличие плодородных речных долин, легко обрабатываемой почвы, возможность ежегодного ее орошения.

4.7 Аграрные общества

Любое общество от первобытной общины охотников до промышленного переворота конца XVIII века можно назвать традиционным аграрным обществом.

В экономическом отношении аграрное общество основано на сельском хозяйстве. При этом такое общество может быть не только землевладельческим, как общество древнего Египта, Китая или средневековой Руси (ряд можно продолжить), но и основанном на скотоводстве, как все кочевые степные державы Евразии (Тюркский и Хазарский каганаты, империя Чингисхана и т.д.), и даже на рыбной ловле в исключительно богатых рыбой прибрежных водах Южного Перу (в доколумбовой Америке).

В социальном отношении аграрное общество куда более разительно отличается от современного нам. Самой характерной чертой этого общества является жесткая привязанность каждого человека к системе редистрибутивных отношений (т.е. распределения в соответствии с общественным положением каждого), привязанность сугубо личная. Это проявляется во включенности каждого в какой-либо коллектив, осуществляющий эту редистрибуцию, и в зависимости каждого от «старших» (по возрасту, происхождению, общественному положению), которые стоят «у котла». Причем переход из одного коллектива в другой чрезвычайно затруднен. При этом, ценно не только положение сословия в общественной иерархии, но и сам факт принадлежности к нему.

Политическое устройство подавляющего большинства аграрных обществ определяется в большей степени традицией и обычаем, нежели писанным законом. Власть могла обосновываться происхождением, масштабом контролируемого распределения (земельного, продуктового, наконец, водного на Востоке) и подкрепляться божественной санкцией (вот почему так высока роль сакрализации, а часто прямого обожествления фигуры правителя).

На культурную жизнь аграрных обществ решающее влияние оказало именно обоснование власти традицией и обусловленность всех общественных отношений сословными, общинными и властными структурами.

4.8 Современное общество

Современное общество можно назвать постиндустриальным обществом. Ученые выделяют такие его черты, как массовое распространение творческого, интеллектуального труда, качественно возросший объем научного знания и информации, применяемой в производстве, преобладание в структуре экономики сферы услуг, науки, образования, культуры над промышленностью и сельским хозяйством по доле в ВНП и числу занятых, изменение социальной структуры.

В постиндустриальном обществе решающее значение приобретает теоретическое знание. Объемы этого знания становятся столь большими, что обеспечивают качественный скачок. Чрезвычайно развитые средства коммуникации обеспечивают свободное распространение знания, что дает возможность говорить о качественно новом типе общества.

Нельзя рассматривать постиндустриальное общество только как новую ступень в технической сфере. Меняется и сам человек. Труд больше не является для него жизненной необходимостью. Постиндустриализация связана с превращением процесса труда, по крайней мере для заметной части общества, в разновидность творческой деятельности, в средство самореализации и с преодолением некоторых присущих индустриальному обществу форм отчуждения. Вместе с тем постиндустриальное общество это общество постэкономическое, посколько в перспективе в нем преодолевается господство экономики (производство материальных благ) над людьми и основной формой жизнедеятельности становится развитие человеческих способностей.

Становление постиндустриального общества представляет собой глубочайшую социальную, экономическую, технологическую и духовную революцию. Ее ядром, сердцевиной является, в свою очередь, становление нового социального типа человека и характера общественных отношений. Этот тип можно определит как «богатую индивидуальность», «многомерного человека». Если еще 30-50 лет назад жизненный путь человека и круг его общественных связей определялись в первую очередь тем, к какому классу или социальному слою он принадлежит, и лишь во вторую его личными способностями, то «многомерный человек» реально может выбирать между работой по найму и собственным бизнесом, между различными способами самовыражения и материальным успехом. Это значит, что человек может выбирать и строить по своему усмотрению и те отношения, в которые он вступает с другими людьми.

Модернизация — процесс перехода от аграрного общества к обществу индустриальному.

Модернизация не закончена и сейчас, мы продолжаем находиться в рамках этого процесса, переживая очередной его этап. Всего к настоящему моменту известно четыре фазы модернизации: мануфактурная или раннекапиталистическая (XVI середина XVIII века); индустриальная, начавшаяся с промышленного переворота конца XVIII века, и создавшая самые основы нового индустриального общества, она закончилась в большинстве европейских стран и США к концу XIX века; позднеиндустриальная, занявшая всю первую половину ХХ века и создавшая новое — массовое — общество (именно эта фраза и станет основным предметом нашего внимания); наконец, постиндустриальная, начавшаяся после Второй Мировой войны и продолжающаяся до настоящего времени.

Список использованной литературы

Капитонов Э.А. Социология ХХ века — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

Смелзер Н. Социология. — М., Мысль, 2004.

Современная западная социология: Словарь. — М., 2000

Социология. Курс лекций. /Под ред. Ю.Г. Волкова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Источник

Оцените статью