Педагогический совет «Преемственность в образовании между I и II ступенями обучения»
Цель: создание организационно-содержательных условий для обеспечения успешной адаптации учащихся при переходе со ступени начального общего образования – на основную ступень.
Задачи:
- Познакомить педагогический коллектив с целями и задачами обучения на I и II ступени образования.
- Рассмотреть необходимые условия для реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием.
- Выработать условия, обеспечивающие успешную адаптацию школьников при переходе из начальной школы в основную.
I. Пленарное заседание.
- Преемственность в образовании. Шаяхметова А.И.
- Психологические условия реализации преемственных связей. Халимова А.Н.
- Цели и задачи начального общего образования. Забегаева С.Г.
- Краткая характеристика целей обучения в 5-6 классах.
II. Работа по секциям.
- Цели и задачи обучения по предметам.
- Основные формы и методы организации занятий.
- Контрольно оценочная деятельность в переходный период.
III. Коррекционные условия адаптации учащихся
Как объясняет нам “Словарь нового педагогического мышления” авт. Безрукова, образование – это специально организованный целенаправленная система воспитания и обучения.
Человек получает образование на протяжении большого отрезка своей жизни. В течение этого периода проходит несколько этапов психологического становления личности. И, следовательно, отношение к образованию постоянно меняется. Значительным, наверное, самым большим, временным пространством является школьное образование. Основными целями которого, на современном этапе являются формирование способности к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, т.е. прежде всего внутренние изменения личности. Но личность может проявить себя только в деятельности, поэтому изменения касаются и ведущего вида деятельности на каждом возрастном этапе. Для школьников – это учебная деятельность. И внутренняя связь всех этапов школьного образования является главным условием эффективности нашего педагогического воздействия. Соответственно, проблема преемственности в обучении должна рассматриваться не только с позиции непрерывности учебного материала, но и с позиции личностных и деятельностных преобразований учеников.
В “школьном” периоде образования существуют три “болевых” точки учебного процесса: “запуск” первоклассников;
Каждый из этих этапов, совпадает с определенным периодом психологического взаимодействия.
На первом этапе, при поступлении в 1 класс схема взаимодействия субъектов образовательного процесса выглядит так:
На этапе перехода в основную школу эта схема значительно усложняется.
Мы видим, что связь между школой и семьей ослабевает, обратная связь учитель – ученик и родитель – ученик так же, и появляются дополнительные факторы воздействия на ученика. Процесс перехода из начальной школы в основную заставляет учителей и родителей размышлять и осмысливать эту не новую проблему.
Можно сказать, что о вопросах преемственности мы говорим из года в год, а воз и ныне там. Возникает вопрос: почему эта проблема по-прежнему существует в школе?
Выделим ряд проблем преемственности:
- Отсутствие механизма согласования целей и задач на разных ступенях обучения.
- Несоответствие форм, методов традиционной системы обучения в школе новым требованиям социума.
- Недостаточный уровень психолого-педагогического обеспечения адаптационного периода.
- Несогласованность действий управленцев разных категорий по вопросам обеспечения преемственности.
Сегодня, на нашем педагогическом совете, тема которого “Преемственность в образовании между I и II обучения” мы постараемся ещё раз рассмотреть проблему преемственности и ответить на вопросы:
- на каком уровне содержания образования (теоретическом, учебных программ, педагогической деятельности) эта проблема должна решаться?
- какие условия будут способствовать реализации преемственности в школьном образовании?
- попытаемся выработать конкретные рекомендации друг для друга, как педагогов, классных руководителей, администрации по созданию условий для успешного перехода на следующую ступень обучения.
Переход из начальной школы в основную, по праву считается одной из наиболее сложных проблем, а адаптация в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного образования.
Пятиклассники – совершенно особенные. Во многом — по духу своему, интересам, манере поведения – они близки к ученикам начальной школы. “Идейно” же, а так же по своему объективному статусу стремятся присоединиться к старшеклассникам.
Т.е. пятиклашки “разрываются”. Отсюда:
- снижение показателей обученности;
- снижение интереса к учебе;
- напряженные отношения между собой;
- повышенная тревожность;
- непредсказуемые реакции;
- отстранение от взрослых.
Этот, некоторый, закономерный рубеж совпадает с началом кризисного периода, связанного с физиологическим созреванием, сменой ведущего вида деятельности.
И здесь, вопрос адаптации возникает очень остро.
Обычно необходимость адаптации возникает в связи со сменой деятельности человека и его социального окружения. У пятиклассников изменяется социальное окружение (состав учителей, иногда – класса) и система деятельности (новая учебная ситуация).
“Адаптация” — это междисциплинарное понятие, поэтому оно рассматривается многими исследователями. Данное понятие охватывает различные адаптивные системы. Термин “адаптация” происходит от латинского слова adaptatio – приспособление. Может быть, поэтому многие авторы дают его объяснение через перевод и определяют адаптацию как приспособление организма к условиям среды. Выделяют три вида адаптации… Но нас, как педагогов, интересует третий вид. Успешность адаптации школьника к обучению в основной школе, а конкретно в 5-6 классах зависит от реализации преемственных связей между начальным и общим образованием, без решения проблем…
Рассмотрим условия успешной адаптации ребенка при переходе с одной ступени обучения на другую.
Предлагаю выделить три основных условия:
- психологические условия;
- педагогические условия;
- коррекционно-профилактические условия.
Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и др.
При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации к новым условиям необходимо учитывать психологические особенности 10 – 12 летних детей, вступающих в подростковый возраст.
Не менее важным оказывается процесс адаптации для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению, индивидуализировать и дифференцировать обучение. И, наконец, корректировать собственную педагогическую деятельность.
Помощь учащимся в этот период должна быть связана с серьезной подготовительной работой учителей, приступающих к работе с пятиклассниками.
В вопросах адаптации здесь на первый план выходят педагогические условия:
- наличие четких представлений у учителя, классного руководителя о целях и результатах обучения на начальной и основной ступенях;
- преемственные связи в используемых методах и формах обучения;
- поиск возможностей развития учебного диалога;
- гуманистическая направленность контрольно- оценочной деятельности в адаптационный период.
Работа в группах.
- 1 группа – анализ ГОС по предметам: начального (общего) образования и среднего (общего) образования.
- 2 группа – выработка критерии в подходах к оцениванию ЗУН учащихся.
Таким образом, независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс более интенсивным.
Поэтому, необходимость соблюдения психологических и педагогических условий очевидна.
Коррекционно-профилактические условия должны рассматриваться через
— управленческий аспект:
- своевременное назначение классных руководителей;
- разработка программы адаптации;
— психологический аспект:
- разработка и внедрение программы психологического сопровождения пятиклассников;
- организация коррекционных занятий;
- проведение психолого-педагогической диагностики;
— педагогический аспект:
- “круглый” стол учителей 4-х классов и учителей предметников;
- совместное изучение программ начальной школы, государственных стандартов;
- посещение учителями предметниками уроков в 4-х классах и учителями начальной школы уроков в 5-х классах;
— воспитательные аспект:
- разработка модели “запуска” пятиклассников;
- организация КТД ;
- организация игр для активного взаимодействия;
- организация родительского всеобуча по вопросам преемственности и адаптации учащихся.
Источник
Педпроспект
Автор: Повитухина Людмила Филипповна
Должность: воспитатель ГПД
Учебное заведение: ГБОУСОШ №250
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Педсовет по преемственности обучения»
Дата публикации: 31.01.2019
Раздел: начальное образование
совет по преемственности
совет по преемственности
«Осуществление преемственности при
«Осуществление преемственности при
переходе учащихся из начальной школы в
переходе учащихся из начальной школы в
2018-2019 учебный год
Объединение усилий педагогического
коллектива школы для повышения
эффективности его работы.
Выработка линии поведения, единых
требований классных руководителей и
Создание системы общих взглядов на
использование правил преемственности в
Обмен опытом педагогов начальной и основной
школы, их взаимодействие, во избежание
трудностей у пятиклассников в дальнейшей
Выработка единых педагогических технологий
с учетом психологических и возрастных
особенностей на средней ступени обучения.
Привлечение внимание педагогического
коллектива к проблеме сохранения здоровья
всех участников образовательного процесса.
Основные аспекты проблемы преемственности пятиклассников по итогам
проведенного контроля, причины и следствия дезадаптации. ( Линникова Г.Н.
-зам. директора по УВР., Бутаева С.А.-зам. директора по нач. классам)
Трудности адаптационного периода на второй ступени образования.
руководители 5-х классов)
Индивидуальные особенности учащихся и классного коллектива в целом за период
начального образования. ( педагоги начальных классов)
Анализ деятельности классных руководителей по адаптации учащихся 5-х классов к
средней школе (Катайлова А.В.-зам.директора по ВР)
Особенности учебного процесса в 5-х классах
Основные аспекты проблемы
Основные аспекты проблемы
пятиклассников по итогам
пятиклассников по итогам
причины и следствия
причины и следствия
Основные аспекты проблемы
Основные аспекты проблемы
пятиклассников по итогам
пятиклассников по итогам
причины и следствия
причины и следствия
Линникова Г.Н.- зам. директора по УВР
Бутаева С.А.-зам. директора по нач.классам
Многолетние наблюдения педагогов
и школьных психологов
свидетельствуют о том, что
переход из начальной школы в
среднюю неизбежно связан со
снижением успеваемости, хотя бы
Факторы влияющие на дезадаптацию:
Некоторые дети в силу
Некоторые дети в силу
своих психологических особенностей не готовы к подобной
своих психологических особенностей не готовы к подобной
совмещать учебные и организационные стороны
всё время всё путают и
не могут сосредоточиться на
Другие дети настолько
привыкли к постоянному
контролю со стороны
взрослых, что неспособны
Всё это, естественно,
Занятия теперь проходят в новой школе,
А часто — и в разных кабинетах.
В расписании появились названия
незнакомых предметов (ботаника,
И самое главное — каждый предмет
ведёт новый учитель.
дисгармоничность в строении
поведения по отношению к
его отношения с другими
детьми и взрослыми
значительно расширяется и
качественно изменяется сфера
отношение к себе
отношение к другим людям
Психологические особенности подростков,
которые делают этот возраст особенно
крайняя неустойчивость самооценки и
при этом максимализм
неадекватное представление о
социальной компетентности в частности
снижение настроения, тревожность
легко возникающие страхи
учителей на изучение
ние данных о выпуск
никах начальной шко
лы, их возможностях
и реальных учебных
учителей к работе
с детьми младшего
Неадаптивность методики преподавания
к возможностям детей данного возраста.
Скачкообразный переход к новым в сравне
нии с начальной школой методам обучения
и средней школы
Непонимание учащимися учебного мате
риала вследствие его вступления в противо
речие с ранее изученным в начальной школе
оценок с начальной
школой или их отсутст
вие в средней школе
Неподготовленность к восприятию ус
ложненного содержания учебных курсов
работать по алгоритму;
владеть методами самоконтроля;
уметь оценить ответ
владеть техникой чтения в
соответствии с возрастом;
уметь работать с учебником;
уметь работать с дополнительной
владеть в соответствии с возрастом устной
излагать логически мысли;
владеть в соответствии с возрастом
письменной монологической речью:
записывать под диктовку;
писать сочинения разных жанров;
выделять главную мысль;
отвечать на вопросы;
самостоятельно ставить вопросы;
выполнять творческие задания;
уметь переносить (использовать) приобретенные знания
в нестандартной (новой) учебной ситуации.
Рекомендации учителю начальных классов по
организации преемственности в обучении
Обогащать речь учащихся, усложняя ее к 4 классу.
Постоянно работать над техникой чтения учащихся, расширять их лексический
запас, в том числе за счет специальных терминов.
Работать над скоростью письма и каллиграфией.
Применять на уроках упражнения, задания для развития произвольного внимания,
механической и оперативной памяти.
Разработать рекомендации родителям для тренировки памяти и внимания детей.
Повысить требовательность к формированию у детей прочных вычислительных
действий и правил их нахождения.
Приучать детей выполнять работу только в отведенное для этого время.
Искоренять неумеренную помощь родителей в выполнении домашнего задания.
Добиваться от учащихся развернутых полных ответов, четкой грамотной речи.
Практиковать письменный опрос правил, предлагать для запоминания не только
стихотворные, но и прозаические тексты.
научно-популярной и дополнительной литературой.
При выставлении итоговых четвертных оценок делать упор прежде всего на
Рекомендации по итогам
Учителям, работающим в 5в классе принять участие в
работе проблемно- творческой группы « Особенности
работы в 5х классах» под руководством психолога школы
Шершнёва В.В., с целью изучения форм, методов и
приемов работы с учащимися.
Учителям-предметникам привести в систему проведение
физкульминуток, минуток релаксации для оздоровления
учащихся: коррекции осанки , зрения, создания
психологической адаптации и т.д.
Всем учителям обратить внимание на домашнее задание.
Необходимо ни только его запись в дневнике, но и
подробное объяснение процесса выполнения.
Педагогам необходимо по мере возможности вводить
игровые моменты на уроке для концентрации внимания и
разнообразия деятельности учащихся, определиться с
набором приемов и методов направленных на развитие
Рекомендации по подготовке
учителя к работе в 5 классе
Изучение программы начальных классов по предмету.
Изучение системы работы учителя начальных классов:
формы, методы организации учебной деятельности.
Изучение системы внеклассной работы и работы с
Посещение последовательно 3-5 занятий в 4 классе.
Обязательные рекомендации учителю 5
классов по соблюдению единых
требований к уроку
выложены на стол, в том числе дневник.
Учителям-предметникам регулярно выставлять
отметки в дневники учащихся.
объяснением, в соответствии с требованиями к
д о п у с к а т ь
о п о з д а н и й
Рекомендации по подготовке
урока в 5 классе
Разнообразить методы организации учебной деятельности
инновационных технологий начальной школы в старших
начальной школы по русскому языку и математике в 5
перфокарты и др.
Использовать на уроке дидактические и познавательные
игры, продумывать мотивационную сторону урока.
физкультурные паузы, минутки релаксации, музыкальные
и динамические паузы.
Единые требования к осуществлению
преемственности в обучении учащихся
младшего и среднего звеньев
учителям среднего звена программу начальной школы.
требования к знаниям и умениям учащихся начальных классов.
предметников в 5 классе с целью изучения организации учебной
Учителям, принимающим 5 классы, посещать во II полугодии уроки
учителей 4 классов с целью знакомства с коллективом учащихся и
практиковать проведение пробных уроков в этих классах.
элементы опережающего обучения.
Учителям, выпустившим 4 классы, постоянно поддерживать контакт
п с и х о л о г и ч е с к и х ,
индивидуальных особенностей учащихся и микроклимата в семьях.
Проводить последнее родительское собрание в 4 классе, совместное
с будущим классным руководителем.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для
Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь как можно
скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.
Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на
психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую
командировку кого-то из родителей, рождение ещё одного ребенка и т.д.)
сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в
семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении
Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации,
вместе ищите выход из конфликтов.
Помогите ребёнку выучить имена новых учителей, предложите ему
описать их, отметить какие-то особые черты.
Посоветуйте ребёнку в затруднительных ситуациях обращаться за
помощью к классному руководителю.
В первое время можно помочь своему ребёнку в подготовке домашних
заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и
в преодолении трудностей в учёбе, которые нередко возникают на первых
этапах обучения в средней школе.
Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребёнка, если
в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю.
Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать
портфель, звонить одноклассникам и спрашивать про уроки.
Источник