Педсовет преемственность между ступенями обучения

Педагогический совет «Преемственность в образовании между I и II ступенями обучения»

Цель: создание организационно-содержательных условий для обеспечения успешной адаптации учащихся при переходе со ступени начального общего образования – на основную ступень.

Задачи:

  1. Познакомить педагогический коллектив с целями и задачами обучения на I и II ступени образования.
  2. Рассмотреть необходимые условия для реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием.
  3. Выработать условия, обеспечивающие успешную адаптацию школьников при переходе из начальной школы в основную.

I. Пленарное заседание.

  1. Преемственность в образовании. Шаяхметова А.И.
  2. Психологические условия реализации преемственных связей. Халимова А.Н.
  3. Цели и задачи начального общего образования. Забегаева С.Г.
  4. Краткая характеристика целей обучения в 5-6 классах.

II. Работа по секциям.

  1. Цели и задачи обучения по предметам.
  2. Основные формы и методы организации занятий.
  3. Контрольно оценочная деятельность в переходный период.

III. Коррекционные условия адаптации учащихся

Как объясняет нам “Словарь нового педагогического мышления” авт. Безрукова, образование – это специально организованный целенаправленная система воспитания и обучения.

Человек получает образование на протяжении большого отрезка своей жизни. В течение этого периода проходит несколько этапов психологического становления личности. И, следовательно, отношение к образованию постоянно меняется. Значительным, наверное, самым большим, временным пространством является школьное образование. Основными целями которого, на современном этапе являются формирование способности к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, т.е. прежде всего внутренние изменения личности. Но личность может проявить себя только в деятельности, поэтому изменения касаются и ведущего вида деятельности на каждом возрастном этапе. Для школьников – это учебная деятельность. И внутренняя связь всех этапов школьного образования является главным условием эффективности нашего педагогического воздействия. Соответственно, проблема преемственности в обучении должна рассматриваться не только с позиции непрерывности учебного материала, но и с позиции личностных и деятельностных преобразований учеников.

Читайте также:  Сколько стоят двухмаршевые лестницы

В “школьном” периоде образования существуют три “болевых” точки учебного процесса: “запуск” первоклассников;

  • адаптация пятиклассников;
  • “выход” в старший модуль

    Каждый из этих этапов, совпадает с определенным периодом психологического взаимодействия.

    На первом этапе, при поступлении в 1 класс схема взаимодействия субъектов образовательного процесса выглядит так:

    На этапе перехода в основную школу эта схема значительно усложняется.

    Мы видим, что связь между школой и семьей ослабевает, обратная связь учитель – ученик и родитель – ученик так же, и появляются дополнительные факторы воздействия на ученика. Процесс перехода из начальной школы в основную заставляет учителей и родителей размышлять и осмысливать эту не новую проблему.

    Можно сказать, что о вопросах преемственности мы говорим из года в год, а воз и ныне там. Возникает вопрос: почему эта проблема по-прежнему существует в школе?

    Выделим ряд проблем преемственности:

    1. Отсутствие механизма согласования целей и задач на разных ступенях обучения.
    2. Несоответствие форм, методов традиционной системы обучения в школе новым требованиям социума.
    3. Недостаточный уровень психолого-педагогического обеспечения адаптационного периода.
    4. Несогласованность действий управленцев разных категорий по вопросам обеспечения преемственности.

    Сегодня, на нашем педагогическом совете, тема которого “Преемственность в образовании между I и II обучения” мы постараемся ещё раз рассмотреть проблему преемственности и ответить на вопросы:

    • на каком уровне содержания образования (теоретическом, учебных программ, педагогической деятельности) эта проблема должна решаться?
    • какие условия будут способствовать реализации преемственности в школьном образовании?
    • попытаемся выработать конкретные рекомендации друг для друга, как педагогов, классных руководителей, администрации по созданию условий для успешного перехода на следующую ступень обучения.

    Переход из начальной школы в основную, по праву считается одной из наиболее сложных проблем, а адаптация в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного образования.

    Пятиклассники – совершенно особенные. Во многом — по духу своему, интересам, манере поведения – они близки к ученикам начальной школы. “Идейно” же, а так же по своему объективному статусу стремятся присоединиться к старшеклассникам.

    Т.е. пятиклашки “разрываются”. Отсюда:

    • снижение показателей обученности;
    • снижение интереса к учебе;
    • напряженные отношения между собой;
    • повышенная тревожность;
    • непредсказуемые реакции;
    • отстранение от взрослых.

    Этот, некоторый, закономерный рубеж совпадает с началом кризисного периода, связанного с физиологическим созреванием, сменой ведущего вида деятельности.

    И здесь, вопрос адаптации возникает очень остро.

    Обычно необходимость адаптации возникает в связи со сменой деятельности человека и его социального окружения. У пятиклассников изменяется социальное окружение (состав учителей, иногда – класса) и система деятельности (новая учебная ситуация).

    “Адаптация” — это междисциплинарное понятие, поэтому оно рассматривается многими исследователями. Данное понятие охватывает различные адаптивные системы. Термин “адаптация” происходит от латинского слова adaptatio – приспособление. Может быть, поэтому многие авторы дают его объяснение через перевод и определяют адаптацию как приспособление организма к условиям среды. Выделяют три вида адаптации… Но нас, как педагогов, интересует третий вид. Успешность адаптации школьника к обучению в основной школе, а конкретно в 5-6 классах зависит от реализации преемственных связей между начальным и общим образованием, без решения проблем…

    Рассмотрим условия успешной адаптации ребенка при переходе с одной ступени обучения на другую.

    Предлагаю выделить три основных условия:

      психологические условия;
    • педагогические условия;
    • коррекционно-профилактические условия.

    Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и др.

    При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации к новым условиям необходимо учитывать психологические особенности 10 – 12 летних детей, вступающих в подростковый возраст.

    Не менее важным оказывается процесс адаптации для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению, индивидуализировать и дифференцировать обучение. И, наконец, корректировать собственную педагогическую деятельность.

    Помощь учащимся в этот период должна быть связана с серьезной подготовительной работой учителей, приступающих к работе с пятиклассниками.

    В вопросах адаптации здесь на первый план выходят педагогические условия:

    • наличие четких представлений у учителя, классного руководителя о целях и результатах обучения на начальной и основной ступенях;
    • преемственные связи в используемых методах и формах обучения;
    • поиск возможностей развития учебного диалога;
    • гуманистическая направленность контрольно- оценочной деятельности в адаптационный период.

    Работа в группах.

    • 1 группа – анализ ГОС по предметам: начального (общего) образования и среднего (общего) образования.
    • 2 группа – выработка критерии в подходах к оцениванию ЗУН учащихся.

    Таким образом, независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс более интенсивным.

    Поэтому, необходимость соблюдения психологических и педагогических условий очевидна.

    Коррекционно-профилактические условия должны рассматриваться через

    — управленческий аспект:

    • своевременное назначение классных руководителей;
    • разработка программы адаптации;

    — психологический аспект:

    • разработка и внедрение программы психологического сопровождения пятиклассников;
    • организация коррекционных занятий;
    • проведение психолого-педагогической диагностики;

    — педагогический аспект:

    • “круглый” стол учителей 4-х классов и учителей предметников;
    • совместное изучение программ начальной школы, государственных стандартов;
    • посещение учителями предметниками уроков в 4-х классах и учителями начальной школы уроков в 5-х классах;

    — воспитательные аспект:

    • разработка модели “запуска” пятиклассников;
    • организация КТД ;
    • организация игр для активного взаимодействия;
    • организация родительского всеобуча по вопросам преемственности и адаптации учащихся.

    Источник

    Педпроспект

    Автор: Повитухина Людмила Филипповна
    Должность: воспитатель ГПД
    Учебное заведение: ГБОУСОШ №250
    Населённый пункт: Санкт–Петербург
    Наименование материала: Методическая разработка
    Тема: «Педсовет по преемственности обучения»
    Дата публикации: 31.01.2019
    Раздел: начальное образование

    совет по преемственности

    совет по преемственности

    «Осуществление преемственности при

    «Осуществление преемственности при

    переходе учащихся из начальной школы в

    переходе учащихся из начальной школы в

    2018-2019 учебный год

    Объединение усилий педагогического

    коллектива школы для повышения

    эффективности его работы.

    Выработка линии поведения, единых

    требований классных руководителей и

    Создание системы общих взглядов на

    использование правил преемственности в

    Обмен опытом педагогов начальной и основной

    школы, их взаимодействие, во избежание

    трудностей у пятиклассников в дальнейшей

    Выработка единых педагогических технологий

    с учетом психологических и возрастных

    особенностей на средней ступени обучения.

    Привлечение внимание педагогического

    коллектива к проблеме сохранения здоровья

    всех участников образовательного процесса.

    Основные аспекты проблемы преемственности пятиклассников по итогам

    проведенного контроля, причины и следствия дезадаптации. ( Линникова Г.Н.

    -зам. директора по УВР., Бутаева С.А.-зам. директора по нач. классам)

    Трудности адаптационного периода на второй ступени образования.

    руководители 5-х классов)

    Индивидуальные особенности учащихся и классного коллектива в целом за период

    начального образования. ( педагоги начальных классов)

    Анализ деятельности классных руководителей по адаптации учащихся 5-х классов к

    средней школе (Катайлова А.В.-зам.директора по ВР)

    Особенности учебного процесса в 5-х классах

    Основные аспекты проблемы

    Основные аспекты проблемы

    пятиклассников по итогам

    пятиклассников по итогам

    причины и следствия

    причины и следствия

    Основные аспекты проблемы

    Основные аспекты проблемы

    пятиклассников по итогам

    пятиклассников по итогам

    причины и следствия

    причины и следствия

    Линникова Г.Н.- зам. директора по УВР

    Бутаева С.А.-зам. директора по нач.классам

    Многолетние наблюдения педагогов

    и школьных психологов

    свидетельствуют о том, что

    переход из начальной школы в

    среднюю неизбежно связан со

    снижением успеваемости, хотя бы

    Факторы влияющие на дезадаптацию:

    Некоторые дети в силу

    Некоторые дети в силу

    своих психологических особенностей не готовы к подобной

    своих психологических особенностей не готовы к подобной

    совмещать учебные и организационные стороны

    всё время всё путают и

    не могут сосредоточиться на

    Другие дети настолько

    привыкли к постоянному

    контролю со стороны

    взрослых, что неспособны

    Всё это, естественно,

    Занятия теперь проходят в новой школе,

    А часто — и в разных кабинетах.

    В расписании появились названия

    незнакомых предметов (ботаника,

    И самое главное — каждый предмет

    ведёт новый учитель.

    дисгармоничность в строении

    поведения по отношению к

    его отношения с другими

    детьми и взрослыми

    значительно расширяется и

    качественно изменяется сфера

    отношение к себе

    отношение к другим людям

    Психологические особенности подростков,

    которые делают этот возраст особенно

    крайняя неустойчивость самооценки и

    при этом максимализм

    неадекватное представление о

    социальной компетентности в частности

    снижение настроения, тревожность

    легко возникающие страхи

    учителей на изучение

    ние данных о выпуск

    никах начальной шко

    лы, их возможностях

    и реальных учебных

    учителей к работе

    с детьми младшего

    Неадаптивность методики преподавания

    к возможностям детей данного возраста.

    Скачкообразный переход к новым в сравне

    нии с начальной школой методам обучения

    и средней школы

    Непонимание учащимися учебного мате

    риала вследствие его вступления в противо

    речие с ранее изученным в начальной школе

    оценок с начальной

    школой или их отсутст

    вие в средней школе

    Неподготовленность к восприятию ус

    ложненного содержания учебных курсов

    работать по алгоритму;

    владеть методами самоконтроля;

    уметь оценить ответ

    владеть техникой чтения в

    соответствии с возрастом;

    уметь работать с учебником;

    уметь работать с дополнительной

    владеть в соответствии с возрастом устной

    излагать логически мысли;

    владеть в соответствии с возрастом

    письменной монологической речью:

    записывать под диктовку;

    писать сочинения разных жанров;

    выделять главную мысль;

    отвечать на вопросы;

    самостоятельно ставить вопросы;

    выполнять творческие задания;

    уметь переносить (использовать) приобретенные знания

    в нестандартной (новой) учебной ситуации.

    Рекомендации учителю начальных классов по

    организации преемственности в обучении

    Обогащать речь учащихся, усложняя ее к 4 классу.

    Постоянно работать над техникой чтения учащихся, расширять их лексический

    запас, в том числе за счет специальных терминов.

    Работать над скоростью письма и каллиграфией.

    Применять на уроках упражнения, задания для развития произвольного внимания,

    механической и оперативной памяти.

    Разработать рекомендации родителям для тренировки памяти и внимания детей.

    Повысить требовательность к формированию у детей прочных вычислительных

    действий и правил их нахождения.

    Приучать детей выполнять работу только в отведенное для этого время.

    Искоренять неумеренную помощь родителей в выполнении домашнего задания.

    Добиваться от учащихся развернутых полных ответов, четкой грамотной речи.

    Практиковать письменный опрос правил, предлагать для запоминания не только

    стихотворные, но и прозаические тексты.

    научно-популярной и дополнительной литературой.

    При выставлении итоговых четвертных оценок делать упор прежде всего на

    Рекомендации по итогам

    Учителям, работающим в 5в классе принять участие в

    работе проблемно- творческой группы « Особенности

    работы в 5х классах» под руководством психолога школы

    Шершнёва В.В., с целью изучения форм, методов и

    приемов работы с учащимися.

    Учителям-предметникам привести в систему проведение

    физкульминуток, минуток релаксации для оздоровления

    учащихся: коррекции осанки , зрения, создания

    психологической адаптации и т.д.

    Всем учителям обратить внимание на домашнее задание.

    Необходимо ни только его запись в дневнике, но и

    подробное объяснение процесса выполнения.

    Педагогам необходимо по мере возможности вводить

    игровые моменты на уроке для концентрации внимания и

    разнообразия деятельности учащихся, определиться с

    набором приемов и методов направленных на развитие

    Рекомендации по подготовке

    учителя к работе в 5 классе

    Изучение программы начальных классов по предмету.

    Изучение системы работы учителя начальных классов:

    формы, методы организации учебной деятельности.

    Изучение системы внеклассной работы и работы с

    Посещение последовательно 3-5 занятий в 4 классе.

    Обязательные рекомендации учителю 5

    классов по соблюдению единых

    требований к уроку

    выложены на стол, в том числе дневник.

    Учителям-предметникам регулярно выставлять

    отметки в дневники учащихся.

    объяснением, в соответствии с требованиями к

    д о п у с к а т ь

    о п о з д а н и й

    Рекомендации по подготовке

    урока в 5 классе

    Разнообразить методы организации учебной деятельности

    инновационных технологий начальной школы в старших

    начальной школы по русскому языку и математике в 5

    перфокарты и др.

    Использовать на уроке дидактические и познавательные

    игры, продумывать мотивационную сторону урока.

    физкультурные паузы, минутки релаксации, музыкальные

    и динамические паузы.

    Единые требования к осуществлению

    преемственности в обучении учащихся

    младшего и среднего звеньев

    учителям среднего звена программу начальной школы.

    требования к знаниям и умениям учащихся начальных классов.

    предметников в 5 классе с целью изучения организации учебной

    Учителям, принимающим 5 классы, посещать во II полугодии уроки

    учителей 4 классов с целью знакомства с коллективом учащихся и

    практиковать проведение пробных уроков в этих классах.

    элементы опережающего обучения.

    Учителям, выпустившим 4 классы, постоянно поддерживать контакт

    п с и х о л о г и ч е с к и х ,

    индивидуальных особенностей учащихся и микроклимата в семьях.

    Проводить последнее родительское собрание в 4 классе, совместное

    с будущим классным руководителем.

    ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для

    Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь как можно

    скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.

    Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на

    психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую

    командировку кого-то из родителей, рождение ещё одного ребенка и т.д.)

    сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в

    семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении

    Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации,

    вместе ищите выход из конфликтов.

    Помогите ребёнку выучить имена новых учителей, предложите ему

    описать их, отметить какие-то особые черты.

    Посоветуйте ребёнку в затруднительных ситуациях обращаться за

    помощью к классному руководителю.

    В первое время можно помочь своему ребёнку в подготовке домашних

    заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и

    в преодолении трудностей в учёбе, которые нередко возникают на первых

    этапах обучения в средней школе.

    Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребёнка, если

    в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю.

    Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать

    портфель, звонить одноклассникам и спрашивать про уроки.

    Источник

  • Оцените статью