Парадная лестница вход во дворец

Записки экскурсовода Ч. 14 Парадная лестница

Елизаветинским барокко (созданным архитектором Растрелли) будущие посетители Екатерининского дворца восхищаются уже издали, любуясь этим архитектурным чудом 18-го века. А войдя во Дворец, счастливчики сразу просто «окунутся» в барокко, проходя по залам Золотой анфилады.

Экскурсия начинается на Парадной лестнице.
Но это самый поздний по времени создания интерьер, созданный в 1860-1863 годах архитектором И. А. Монигетти в стилистике рококо.

Дело в том, что в истории и архитектуре дворца нашли своё отражение и архитектурные веяния времени, и личные пристрастия российских правителей. Поэтому во Дворце неизбежны были перестройки интерьеров.

В 1752-1756 годах в царствование Елизаветы Петровны архитектор Ф.-Б. Растрелли расположил парадную лестницу в южной части здания, увенчанной куполом со шпилем.

В царствование Екатерины II парадная лестница Растрелли была уничтожена, и вместо неё по воле императрицы Ч. Камерон возвёл новую лестницу (красного дерева) в центре дворца, на месте спроектированного Растрелли Китайского зала.

В 1860 году в царствование Александра II деревянная лестница была разобрана, и на её месте возведена новая, мраморная, во всю длину и ширину дворца. Работа велась до 1863 года. Архитектор И. А. Монигетти выполнил интерьер в мраморе в стилистике рококо и украсил сквозными резными балюстрадами и фигурными вазами.

Именно по этой Парадной лестнице поднимаются экскурсанты. Их сразу поражает контраст белого и красного, что создаёт праздничное ощущение. Белая мраморная лестница, белый мрамор стен, мраморные скульптуры на площадках и красные ковры на лестницах, яркие, алые плиссированные гардины на верхних окнах.

Читайте также:  Широкая доска для лестницы

Парадная лестница занимает всю высоту и ширину дворца и освещается с востока и запада окнами, расположенными в три яруса. Нижние большие окна, подобно дверям, выводят на балконы, откуда открывается панорамный вид на дворцовые парки.

С балкона, выходящего на парадный плац, Екатерина II наблюдала проходившие церемониальным маршем полки, возвращавшиеся с парадов или манёвров, а на ступенях крытого подъезда лестницы, образованного этим балконом, устраивалась ложа, в которой присутствовал последний император Николай II во время Высочайших смотров.

Отсюда и сегодня открывается чудесный вид, позволяющий рассмотреть устройство Екатерининского и Александровского парков и осознать масштабный замысел Растрелли.

Белые мраморные ступени поднимаются с двух сторон к средней площадке. Здесь хорошо видны расположенные на северной и южной стене — друг против друга — стенной барометр и часы-календарь.

Поднявшись еще на четыре марша, можно попасть на второй этаж, к парадным залам.

На стенах, украшенных лепным орнаментом, размещены декоративные вазы и блюда китайского и японского фарфора 18-19 веков — в память о располагавшемся здесь в середине 18-го века Китайском зале. Это подлинные вазы, немногое из дворцового убранства, что удалось эвакуировать во время войны.

В годы Великой Отечественной войны пожар уничтожил декоративное убранство Парадной лестницы. Лепной декор стен и обрамляющие дверные проемы кариатиды были восстановлены реставраторами по обнаруженным деталям и довоенным изображениям. Ныне на площадках лестницы установлены реставрированные мраморные скульптуры «Спящий амур» и «Просыпающийся амур», исполненные В. П. Бродзским в 1860 году.

В 19-ом веке потолок Парадной лестницы украшали живописный плафон Ж.-М. Вьена «Триумф Венеры» и две картины Г. Рени — «Похищение Европы» и «Галатея», погибшие в годы войны вместе с рухнувшими перекрытиями.

Для воссоздания отделки лестницы были подобраны полотна, соответствующие довоенным композициям по стилю и размерам. Центральная картина «Суд Париса», написанная итальянским живописцем К. Маратти, и картина «Юпитер и Каллисто» кисти П. Либери были получены из коллекции Государственного Эрмитажа. Композицию «Эней и Венера» неизвестного итальянского художника 18-го века, расположенную с западной стороны, подарил дворцу-музею житель Ленинграда А. Тихомиров.

Источник

Парадная лестница

В 1752–1756 годах, при перестройке Большого Царскосельского дворца, Ф. Растрелли расположил парадную лестницу в отдалении от въездных ворот, в южной части здания, увенчанной куполом со шпилем. В царствование Екатерины II парадная лестница Растрелли была уничтожена, и вместо нее по воле венценосной хозяйки Царского Села Ч. Камерон возвел новую лестницу (красного дерева) в центре дворца, на месте спроектированного Растрелли Китайского зала. В 1860–1863 годах лестница вновь подверглась перестройке: архитектор И. А. Монигетти исполнил ее в мраморе, решил в стилистике рококо и украсил сквозными резными балюстрадами и фигурными вазами.

Парадная лестница занимает всю высоту и ширину дворца и освещается с востока и запада окнами, расположенными в три яруса. Белые мраморные ступени поднимаются с двух сторон к средней площадке, с которой четыре марша ведут на второй этаж, к парадным залам. На стенах интерьера, украшенных лепным орнаментом, размещены декоративные вазы и блюда китайского и японского фарфора XVIII–XIX веков — в память о располагавшемся здесь в середине XVIII века Китайском зале.

В годы Великой Отечественной войны пожар уничтожил декоративное убранство Парадной лестницы. Частично сохранилась лишь коллекция фарфора, вывезенная в эвакуацию, а также фрагменты мраморных ваз и балюстрад, найденные среди руин. Лепной декор стен и обрамляющие дверные проемы кариатиды были восстановлены реставраторами по обнаруженным деталям и довоенным изображениям. Ныне на площадках лестницы установлены реставрированные мраморные скульптуры «Спящий амур» и «Просыпающийся амур», исполненные В. П. Бродзским в 1860 году.

В XIX веке потолок Парадной лестницы украшали живописный плафон Ж.-М. Вьена «Триумф Венеры» и две картины Г. Рени — «Похищение Европы» и «Галатея», погибшие в годы войны вместе с рухнувшими перекрытиями. Для воссоздания отделки лестницы были подобраны полотна, соответствующие довоенным композициям по стилю и размерам. Центральная картина «Суд Париса», написанная итальянским живописцем К. Маратти, и картина «Юпитер и Каллисто» кисти П. Либери были получены из коллекции Государственного Эрмитажа. Композицию «Эней и Венера» неизвестного итальянского художника XVIII века, расположенную с западной стороны, подарил дворцу-музею житель Ленинграда А. Тихомиров.

Источник

architectstyle

Архитектурный стиль

Исторические периоды и стили Русской Архитектуры

Пять историй о центральных лестницах Эрмитажа.

Найти нужный зал в Эрмитаже — это целое искусство, а ещё сложнее суметь отыскать подходящую лестницу, чтобы перебраться с этажа на этаж. Рассказываем пять историй о центральных лестницах Эрмитажа для того, чтобы лучше запомнить их названия и умело использовать в разговоре со смотрителем при составлении маршрута.

Посольская (Иорданская, Главная) лестница

Величественная и прекрасная Главная лестница Зимнего дворца в XVIII веке играла очень важную представительскую роль, включаясь в анфиладу парадных залов, где проходили торжественные церемонии и придворные празднества. По ней послы иностранных государств поднимались в центральные залы для аудиенций, поэтому она называлась Посольской. После революции, когда дворец стал музеем, экскурсоводы дали ей имя Иорданская, поскольку на праздник Крещения по ней спускалась царская семья и другие участники крестного хода, начинавшегося от Большой церкви и выходившего к иордани — специальной проруби в замёрзшей Неве, где проводился обряд водосвятия.

Главная лестница Нового Эрмитажа (Теребеневская лестница)

Эта лестница связана со строительством Нового Эрмитажа — здания, созданного специально под музей для разросшихся коллекций предметов искусства. Оно было построено в 1850 году архитектором Н.E. Ефимовым под руководством В.П. Стасова по проекту Л. фон Кленце. Лестница стала главным входом в здание Нового Эрмитажа и была подобна той, что вела на афинский Акрополь. Её подъезд со стороны улицы украшен гранитными скульптурами десяти атлантов, созданными академиком А.И. Теребеневым, отсюда и другое название — Теребеневская лестница. Если смотреть на лестницу с площадки первого этажа вверх, то можно заметить одно любопытное архитектурное решение: в каждом следующем пролёте количество ступенек уменьшается на одну, что создаёт иллюзию бесконечной дороги ввысь.

По Главной лестнице Нового Эрмитажа поднимались первые посетители музея, открывшегося 7 февраля 1852 года.

Эрмитаж открылся для публичного посещения при Николае I только в 1852 году.
При Екатерине II, Павле I и Александре I Эрмитаж был подобием дворцового музея, куда мало кто был вхож. Д ля того, чтобы попасть в Эрмитаж, требовалось специальное разрешение, которое выдавали только избранным. Так, например, великий поэт А.С. Пушкин л ишь в 1832 году
смог получить постоянный музейный пропуск только по рекомендации В.А. Жуковского, наставника детей императора. Известные художники, которым нужно было работать в залах, не всегда могли добиться такого разрешения.

Никакого отношения к Советскому Союзу эта лестница не имеет. Советская лестница, построенная в середине XIX века архитектором А.И. Штакеншнейдером, получила своё название в связи с тем, что через её подъезд проходили члены Государственного совета, направлявшиеся на заседания, происходившие под председательством царя. Лестница уникальна также и тем, что связывает сразу три здания музейного комплекса: переходным коридорчиком она сообщается с Малым Эрмитажем, с противоположной стороны вдоль линии набережной располагается Старый Эрмитаж, двери в центре (напротив окон) ведут в залы Нового Эрмитажа.

Название «Октябрьская» лестница получила в память о революционных событиях октября 1917 года, когда отряды штурмующих проникли по ней в Зимний дворец. По Октябрьской же лестнице в ночь с 25-го на 26 октября 1917 года выводили захваченных министров Временного правительства.

Ни в одном путеводителе не найти точной даты появления этого имени, и знаменитая мемориальная доска была установлена на ней уже после того, как новое название прижилось. До того лестница именовалась «ея императорского величества», поскольку примыкала непосредственно к апартаментам императриц — супруги (впоследствии вдовы) Павла I Марии Фёдоровны и супруги Александра II Марии Александровны.

Церковная лестница расположена в непосредственной близости к Малой церкви Зимнего дворца, где проходили службы с участием членов царской семьи. Несколько лет назад в Эрмитаже произошёл удивительный случай: во время проведения плановых электротехнических работ на площадке второго этажа Церковной лестницы была обнаружена гипсовая скульптура, замурованная в стену.

Скульптура изображает раба и носит название «Беглый раб». В процессе реставрации находки выяснилось, что создал её знаменитый скульптор Владимир Беклемишев в конце XIX века. А в 1893 году она представляла Россию на Всемирной выставке в Чикаго. Как и почему она попала в «заточение» — неизвестно, но провела она там более 60 лет. Таких открытий в музее не было больше века.

О парадных лестницах

Парадные лестницы – главные лестницы, ведущие к парадному подъезду дворца. Парадной лестнице чаще всего отведено центральное место во дворце. Это монументальный, обогащенный отделкой конструктивный элемент интерьера. Для его производства используются элитные, благородные породы древесины, натуральный камень, отделка позолотой и серебром.

Величественная и прекрасная Главная лестница Зимнего дворца (Посольская (Иорданская)) – главная достопримечательности северной столицы. Прекрасный и величественный интерьер, о котором знаток архитектуры А.П. Башуцкий писал, что лестница эта «решительно единственная в Европе по красоте расположения и обширности». Именно она призвана первой показать, что дворец – императорская резиденция, то есть не только место проживания главы государства и проведения разного рода торжеств, а «лицо страны»: свидетельство её могущества, богатства, высокой культуры.

Советская лестница , главный вход в здание Старого Эрмитажа. Официальное убранство лестницы подчеркивает герб Российской Империи, двуглавый орел, расположенный на уровне площадки второго этажа под императорской короной.
Беломраморная лестница была построена на месте, которое прежде занимал овальный зал. Одним из сохранившихся напоминаний о раннем убранстве зала является живописная роспись потолка, на аллегорический сюжет «Добродетели представляют богине Минерве Российское юношество», выполненный французским художником восемнадцатого века, Габриэлем-Франсуа Дуайеном. Выдающимся элементом убранства Советской лестницы является больших размеров малахитовая ваза, выполненная в Екатеринбурге в технике русской мозаики. Советская лестница, несомненно, является архитектурным шедевром Государственного Эрмитажа

Главная лестница Нового Эрмитажа (Теребеневская лестница) . Эта лестница являлась главным входом в здание Нового Эрмитажа. Ее подъезд со стороны улицы украшен гранитными скульптурами десяти атлантов, созданными академиком А. И. Теребеневым (1815 — 1859). Оформление лестницы выдержано в духе позднего классицизма — с использованием элементов классического искусства, с характерными для него ясностью, симметрией, преобладанием четких и прямых линий. Широкая лестница из шестидесяти девяти мраморных белых ступеней с обеих сторон ограничена гладкими, без каких-либо украшений, плоскостями стен, покрытых ровным блестящим слоем желтого стукко. Его теплый тон эффектно контрастирует с холодным серым тоном порфировых монолитных колонн, возвышающихся двумя параллельными рядами высоко над стенами лестницы.

Источник

Парадная лестница вход во дворец

Парадная лестница

Растрелли помещает ее не в центре, а в западном флигеле дворца, вытянутом в Верхний сад. Такое размещение парадного подъезда позволяло, начиная от главного входа во дворец, развернуть по всему фасаду грандиозную анфиладу парадных залов и гостиных.

Гостей дворца должно было поражать величие «волшебного чертога», поэтому и лестница была отделана необычайно эффектно.

Просторный вестибюль с мраморными полами и белоснежными колоннами приводил гостей к Парадной лестнице, вход на которую фланкировался двумя резными золочеными кариатидами и резвящимися путти, поддерживающими вензель Елизаветы.

Все стены квадратной в плане двухсветной лестницы были украшены живописью, написанной темперой по штукатурке. Композиции росписи состояли из гирлянд и венков цветов, изящных амуров, сидящих над окнами второго света, вензелей Елизаветы в венках из роз, несомых пухленькими путти. В искусно написанных нишах на западной и южной стенах — изображения богини охоты Дианы, покровителя искусств и бога солнца Аполлона и богини плодородия Флоры.

Вся настенная живопись, поражавшая современников своей красочностью, была написана в 1751 году итальянским живописцем Антонио Перезинотти с помощниками из команды И. Вишнякова.

Роспись стен органически сливалась с живописной орнаментальной падугой, с изображениями фигурок амуров, летящих на голубях и несущих гирлянды цветов. Она написана теми же мастерами.

Падуга, в свою очередь, переходила в плафон, исполненный итальянским мастером Бартоломео Тарсия в июле — октябре 1751 года. Сюжетом плафона являлось аллегорическое изображение Весны. Тарсия, по свидетельству его современника Я. Штелина, был «великолепным рисовальщиком и компонистом, живописцем с очень легким колоритом». Плафон Парадной лестницы — первый из живописных плафонов на пути следования гостей дворца. В аллегорической форме он призван был прославить Елизавету, при которой возрождается жизнь, расцветают науки и искусства.

Основным элементом отделки лестницы, как и всех интерьеров Растрелли, являлась все же деревянная золоченая резьба. Она была выполнена в 1751 году бригадой русских резчиков под руководством «вольного резных дел мастера» Иосифа Шталмеера. Кроме характерных для середины XVIII века растительных орнаментов, пальмовых и акантовых листьев, картушей, рокайлей, размещенных в виде довольно высокого рельефа на панелях, дверях, оконных откосах, лестницу украшали декоративные причудливой формы резные золоченые вазы, а также четыре деревянные скульптуры, изображающие времена года.

Фигуры молодых девушек, символизирующих Весну, Зиму, Лето и Осень, были размещены на верхней площадке лестницы, две из них — в нишах по сторонам богато украшенного портала-двери, ведущей в Танцевальный зал, а две — на перилах.

Торжественный вход в Танцевальный зал, или Светлую галерею, занимающую весь западный флигель дворца, венчали аллегорические фигуры Верности и Справедливости, лежащие по скатам раскрепованного фронтона.

Нарядность и изысканность лестнице придавала изящная кованая решетка, местами вызолоченная, исполненная мастером слесарного дела Николаусом Стюве и его помощниками.

На верхней площадке русскими паркетчиками был выложен традиционный для Растрелли рисунок паркета из дуба, пальмы и ореха, состоящий из больших звезд с удивительно тонкими лучами.

Полная света, льющегося из огромных окон, расположенных на западной и южной стенах, украшенная золоченой резьбой и яркой живописью Парадная лестница дворца — его главный вход — поражает сказочностью своей отделки.

В XIX веке в интерьере проводились лишь ремонтные работы. К сожалению, в 1891 году была вновь прописана петербургским живописцем С. Садиковым роспись стен лестницы. Местами разрушенная штукатурка с росписью была заменена новой, и местами живопись пришлось «сделать в том же характере клеевыми красками».

Фрагменты настенной росписи лестницы сохранились после воины. Они тщательно закреплены художниками под руководством Б. Косенкова и явятся неоценимым источником для реставраторов при воссоздании живописного декора стен Парадной лестницы.

В недалеком будущем будет возрождена живопись плафона и падуги. Повторение трех исчезнувших в годы войны скульптур — Весны, Лета и Осени — выполнили скульпторы Г. Михайлова и Э. Масленников. Проект восстановления Парадной лестницы исполнен архитектором Е. В. Казанской

Богато украшенные резьбой, сверкающие позолотой двери ведут в Танцевальный зал дворца, занимающий весь западный флигель.


Парадная лестница. 1841 г.

Источник

Оцените статью