Основные ступени звукоряда октавы

Звукоряд, основные ступени

В звуковом диапазоне существует бесконечное число звуков, отличающихся по высоте, но, поскольку ухо человека может воспринимать звуки только из определённого диапазона, то в музыке используются лишь некоторые из них, образуя музыкальную систему звуков.

Ряд звуков, расположенных определенным образом по высоте, называется звукорядом, а каждый его звук – ступенью.

Все ступени звукоряда имеют названия, которые образуются из названий семи основных ступеней звукоряда:

до, ре, ми, фа, соль, ля, си

Основные ступени всегда располагаются в указанном порядке, а высота их звучания увеличивается слева направо: ступень до имеет самое низкое звучание, а си — самое высокое. Запомнить это легко, если представить музыкальные ступени в виде ступеней лестницы: первая ступень находится в самом низу, а каждая последующая располагается выше предыдущей.

Для запоминания названий ступеней можно использовать такие ассоциации:

Реми любит есть фасоль и петь песни на крыльце своего дома. Для запоминания первых трёх ступений можно дополнить рассказ о девочке Дореми, которая была сестрой или подружкой Реми.

Запомнить последовательность основных ступеней также поможет считалочка: “До, ре, ми, фа, соль, ля, си – кошка ехала в такси”.

Основным ступеням звукоряда соответствуют звуки, извлекаемые на белых клавишах фортепиано (рис. 1.)

Рис. 1. Основные ступени на клавиатуре фортепиано.

Запомнить расположение основных ступеней на клавиатуре помогают чёрные клавиши. Ступень до располагается перед группой из двух черных клавиш, а фа – перед группой из трех черных клавиш.

Кроме слогового обозначения основные ступени звукоряда имеют сокращенное буквенное обозначение:

Запомнить буквенные обозначения просто. В древности звукоряд строился от ступени ля, а следующей основной ступенью была ступень си-бемоль (сейчас это первая черная клавиша справа на рис. 1). Для удобства совместили начало звукоряда с первыми буквами латинского алфавита. Получилось так:

Позже в качестве основного тона звукоряда приняли ступень до (С), а для обозначения седьмой ступени си выбрали очередную букву H, которая следует за буквой G в алфавите.

Несоответствие начала алфавита с началом основных ступеней в звукоряде кажется большим неудобством, но это не так. Дело в том, что порядок букв ступеней соответствует минорной тональности от звука ля, на чём мы ещё остановимся подробнее.

Основные ступени звукоряда можно воспринимать в качестве музыкального алфавита. Обратите внимание на то, что он похож на порядок клеток в шахматах от a до h. Это помогает записать фонетическую транскрипцию и правильно произносить буквенные названия ступений:

Для ещё лучшего запоминания основных ступений в музыке можно использовать аналогию с основными цветами видимого света, которых три – красный, жёлтый и синий. При помощи основных цветов можно получить остальные цвета и оттенки, а при помощи основных ступеней в музыке – названия других звуков, которым соответствуют чёрные клавиши на клавиатуре фортепианоб с которыми мы познакомимся позже.

При употреблении слов звук, ступень, клавиша, нота может возникнуть путаница. Чтобы этого не происходило необходимо четко понимать разницу между ними. Звук — физическое явление, представляющее собой колебание упругих волн с некоторой частотой, ступень – это элемент звукоряда, клавиша – элемент клавиатуры фортепиано, нота – тон звука и его графическое обозначение. В синтезаторах есть возможность изменять строй так, что клавиша до уже не будет соответствовать звуку до. Но для упрощения могут использоваться фразы, который в строгом понимании не имеют смысла, например, «сыграйте звук до» (нужно нажать клавишу до или прижать струну к ладу на грифе гитары, соответствующему звуку до).

Звукоряд – это первичная и самая простая общая система организации звуков по высоте. Он не имеет ни начала, ни конца (поскольку с математической точки зрения частоты звуков могут быть бесконечно малыми, но больше 0 или бесконечно большими), и, соответственно, ступени звукоряда не имеют абсолютного порядкового номера. Звукоряд также не даёт возможность узнать абсолютную частоту звуков ступеней. В определении звукоряда говорится лишь то, что это звуки в нём расположены по высоте в восходящем или нисходящем порядке. Звуки в звукоряде имеют название и относительный порядковый номер: до – первая ступень, ре – вторая, ми – третья и т.д.

Звукоряд можно рассматривать в общем виде или применительно к музыкальному инструменту. Звукоряд музыкального инструмента состоит из всех звуков, которые могут быть исполнены на нём. Например, если у фортепиано 88 клавиш, то его звукоряд состоит из 88 звуков. Звукоряд музыкального инструмента имеет начало и конец, а его ступени могут характеризоваться порядковым номером относительно его первой ступени.

Источник

Основные ступени звукоряда октавы

Звукоряд. Ступени звукоряда. Октава. Полутон. Тон

В основу музыкальной системы положен ряд звуков. Этих звуков ровно 88, расположены они в порядке возрастания высоты звука (свойство звука: высота): от самых низких до самых высоких. Расположение звуков по высоте назвали звукорядом.

Каждый звук называется ступенью звукоряда. Как лесенка: 88 ступенек вверх. Все знают названия 7-ми нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Это и есть названия основных ступеней звукоряда. Названия ступеней повторяются друг за другом, составляя все 88 ступеней.

Буквенное обозначение ступеней звукоряда.

Обычно используется буквенное обозначение ступеней. Каждому названию ступени соответствует буква латинского алфавита: до=C, ре=D, ми=E, фа=F, соль=G, ля=A, си=H. В старину вместо ноты си использовалась си-бемоль, она имела обозначение «B». Звукоряд начинался со звука ля и выглядел так: ля, си-бемоль, до, ре, ми, фа, соль. В этом случае ступени обозначались так: A, B, C, D, E, F, G. Возьмите эту историческую справку на заметку — будет проще запомнить названия ступеней.
Если при буквенном обозначении нот необходимо указать октаву, которой принадлежит нота, то поступают следующим образом: указывают ноту и цифру рядом с ней. Для субконтроктавы, контроктавы и большой октавы нота обозначается большой буквой, для всех остальных октав — маленькой. Цифры расставляют следующим образом:
— для субконтроктавы ставят цифру 2 ниже названия ноты, — например: A2 (ля субконтроктавы);
— для контроктавы ставят цифру 1 ниже названия ноты, например: A1 (ля контроктавы);
— для большой октавы цифру не указывают: D (ре большой октавы);
— для малой октавы цифру не указывают: d (ре малой октавы)
для всех остальных октав цифра (номер октавы) указывается сверху: e1 (ми первой октавы), g2 (соль второй октавы) и так далее.
Вместо цифр иногда ставят чёрточки. Количество чёрточек соответствует заменяемой цифре (если заменяем, например, цифру 2, то чёрточек должно быть тоже две). Располагают чёрточки (сверху ноты, или под нотой) так же, как цифры (если цифра стояла внизу, то чёрточка рисуется тоже внизу). Например, фа контроктавы можно обозначить так: F.

Расстояние между соседними звуками ступеней с одинаковыми названиями назвали октавой. Например: между соседними двумя соль — ровно октава. Также октавой назвали часть звукоряда, в которую входят все 7 нот. Не обязательно начиная с ноты до, главное — чтобы вошли все 7 нот. Т.е. ряд звуков до, ре, ми, фа, соль, ля, си тоже называется октавой. Кстати, как и звуки (ноты), октавы имеют свои собственные названия. Запоминать их не обязательно, для полноты информации приведу названия октав от самых низких до самых высоких: субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая, третья, четвёртая и пятая октава.

На рисунке обозначено: СКО — субконтроктава, КО — контроктава, БО — большая октава, МО — малая октава, 1 — первая октава, 2 — вторая октава и т.д.

Как мы уже знаем, октава состоит из 7 основных ступеней. Давайте посмотрим на фрагмент клавиатуры пианино:

На картинке мы видим октаву. Белых клавиш ровно 7. Это звуки (ноты) от до до си. А всего клавиш, включая и белые, и чёрные, ровно 12. Таким образом, октава состоит из 12-ти звуков. Расстояние между двумя соседними звуками получило название полутона. Для информации: такой музыкальный строй называется темперированным. В отличие от натурального строя, в нём все полутоны равны. Т.е. на протяжении всего звукоряда полутон — он и есть полутон. В любом месте звукоряда.

Тут всё просто: целый тон — это расстояние из двух полутонов. Посмотрите на предыдущую картинку: расстояние от первой слева белой клавиши до первой слева чёрной клавиши — полутон. Расстояние от крайней левой чёрной клавиши до второй слева белой клавиши — тоже полутон. Тогда целый тон (или просто тон) — расстояние между 1-й и 2-й слева белыми клавишами. Можно проще: полутон — это расстояние до соседней клавиши, а тон — расстояние через клавишу. Только не выбрасывайте из рассмотрения чёрные клавиши!

Теперь мы знаем, что звуки составляют звукоряд, что ступени (звуки) звукоряда упорядочены по высоте звука. Знаем, что октава состоит из 7 основных ступеней (белые клавиши), расстояние между двумя соседними звуками называется полутон.

Источник

ОСНОВНЫЕ СТУПЕНИ И ИХ НАЗВАНИЯ. ОКТАВЫ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗВУК

Свойства музыкального звука

Звук, являясь наименьшим структурным элементом музыкального произведения, представляет собой одновременно физическое явление — колебательное движение какого-либо тела — и ощущение его — результат воспринимаемых человеком звуковых волн колеблющегося тела. Звуки подразделяются на шумовые, не имеющие точной высоты (треск, гром, шорох), и музыкальные, физический характер которых определяется следующими свойствами: высотой, длительностью, громкостью и тембром.

Музыкальный звук– звук, имеющий явно выраженную высоту.

Высота зависит от частоты (скорости) колебания вибрирующего тела.

Длительность — от продолжительности колебания источника звука.

Громкость — от энергии колебательных движений, выраженных в амплитуде (размахе) колебания.

Тембром называется качественная сторона звука, его окраска (светлая, тусклая, блестящая и т.д.).

Следует отметить, что в музыке применяются как звуки музыкальные, так и шумовые с неопределенной высотой звука в оркестре. Шумовые звуки используются для придания большей выразительности музыкальному образу: шепот, притопы и хлопки в хоровых сочинениях, ударные инструменты (треугольник, барабан, тарелки).

Данная тема посвящена первому в списке свойству музыкального звука – высоте.

МУЗЫКАЛЬНАЯ СИСТЕМА. ЗВУКОРЯД.

ОСНОВНЫЕ СТУПЕНИ И ИХ НАЗВАНИЯ. ОКТАВЫ

Совокупность звуков, находящихся между собой в определенных высотных взаимоотношениях, называется музыкальной системой.

Все звуки системы, расположенные по высоте представляют собой звукоряд, то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высоких звуков, или наоборот.

Сформулируем определение понятия звукоряд.

Звукоряд – ряд звуков, расположенных в восходящем или нисходящем порядке.

Каждый звук музыкальной системы называется ступенью. Основные ступени звукоряда имеют семь самостоятельных названий — до, ре, ми, фа, соль, ля, си .

Основные ступени соответствуют звукам, извлекаемым на фортепиано на белых клавишах:

Звукоряд разделяется на октавы – части музыкального звукоряда, от «ДО» до следующего «ДО».

Весь звукоряд фортепиано состоит из семи полных октав, каждая из которых имеет самостоятельное название:

Общий объем звукоряда от самых низких звуков до самых высоких называется диапазоном(от греч. dia pason — через все струны). В диапазоне различаются несколько регистров участков диапазона с характерной окраской звучания:

· низкий регистр — субконтроктава, контроктава, большая октава;

· средний — малая октава, первая, вторая;

· высокий — третья, четвертая, пятая октавы.

Кроме слоговых названий звуков в музыкальной практике еще со времен античности употребляются буквенные обозначения звуков, основанные на латинском алфавите:

C D E F G A H B
До Ре Ми Фа Соль Ля Си Си бемоль

НОТНАЯ ЗАПИСЬ

Буквенная система известна со времен Древней Греции, но она не является универсальной, т.к. не учитывает длительность звука. Пройдя длительный исторический путь, сформировалась современная нотная запись, в которой звуки записываются при помощи нот.

Нота – знак для записи высоты и длительности звука.

Для записи и чтения нот используют нотный стан.

Нотный стан (нотоносец)– это строка из пяти параллельных горизонтальных линий, служащая для записи нот. Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, между линейками, под линейками или над ними, на добавочных линейках сверху и снизу. Линейки принято нумеровать снизу вверх:

Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:

Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый:

Скрипичный ключ (ключ «соль») Басовый ключ (ключ «фа»)

Скрипичный ключ (ключ «соль»)– знак, который означает, что нота СОЛЬ первой октавы записывается на второй линии нотного стана.

Звукоряд 1-ой и 2-ой октав на нотном стане

О способах быстрого запоминания всех нот читайте онлайн в статье «Как быстро и легко выучить ноты», выполните предлагаемые там практические упражнения и вы не заметите, как проблема отпадёт сама собой.

Источник

Читайте также:  Деревянная лестница крыльцо для частного дома
Оцените статью