Лекция 12. Категории диалектики как метода познания
1. Категории как ступени познания мира.
2. Основные категории диалектики.
3.Методологическое значение категорий диалектики.
Изучая первый вопрос “Категории как ступени познания мира”, следует обратить внимание на то, что чувственно-конкретное мышление или живое созерцание является начальной основой познания. Оно не дает сколько-нибудь важных обобщений, не отражает существенные стороны и связи предметов реального мира.
Для того чтобы понять общее, выделить существенное, мышление должно перейти на новый уровень — к рациональной или абстрактно-логической форме познания. На этом уровне у людей формируются понятия, которые, во-первых, отражают объективные свойства и связи предметов и, во-вторых, являются идеальными образами этих предметов, их свойств, сторон, признаков.
Наиболее общие понятия, отражающие существенные закономерные связи между процессами и явлениями реальной действительности и познания называются категориями.
В основе любой науки лежит система определенных категорий. Они вырабатываются в процессе развития каждой науки и являются ее наиболее общими положениями, понятиями, ее научным фундаментом.
Философские категории значительно отличаются от категории частных наук. Категории частных наук отражают реальную действительность частично, не в полном объеме. Например, категории физики не отражают органическую жизнь во всей ее полноте.
Другое дело категории философии. Будучи универсальными, эти категории отражают всеобщие свойства, связи предметов и явлений, т.е. такие, которые присущи всем явлениям, предметам реального мира и познания без исключения. Будучи познанными, эти категории становятся всеобщим методом (методами) познания и преобразования действительности. В них закрепляются и аккумулируются знания тысячелетий. Поэтому они являются моментами, узловыми пунктами, ступенями познания мира.
Мысль всегда отражает предмет не точно, не полно, ибо любой предмет бесконечно сложен и многообразен по своей структуре и связям с другими предметами. Категории, аккумулируя в себя все новые знания, становятся теми ступеньками, по которым познание движется к все более полному пониманию предмета.
Переходя к рассмотрению второго вопроса “Основные категории диалектики”, следует знать, что все многообразие объективного мира (предметы, явления, процессы, связи, отношения) находятся в постоянном взаимодействии между собой, связанны друг с другом, зависимы друг от друга. Философские категории, отражая многообразие реальной действительности, также взаимозависимы, взаимодействуют, взаимосвязаны. Это находит свое выражение в частности, в их “парности”.
К важнейшим парным категориям (их называют также не основными законами диалектики) относятся: единичное и общее, причина и следствие, необходимость и случайность, содержание и форма, сущность и явление, возможность и действительность.
Кратко остановимся на их содержании и взаимодействии.
Единичное и общее. Единичное — это индивидуальное, неповторимое в предметах и явлениях. Общее — то, что присуще многим явлениям, всеобщее — то что присуще всем явлениям действительности.
Единичное и общее находятся в диалектическом единстве. Единичное содержит в себе общее. В свою очередь, общее существует лишь в единичном.
Студент может проследить диалектику единичного и общего на простом примере. Так, каждый индивидуальный организм связан с общим – видом (родом). В свою очередь, нет вида (рода) организмов без его отдельных представителей.
Категория “особенное” является связующим звеном между единичным и общим. По отношению к единичному особенное выступает как общее, а по отношения к общему – как единичное.
Причина и следствие. Причина — явление, которое предшествует другому явлению и вызывает его. Следствие — явление, которое вызвано причиной.
Студенту при изучении причинно-следственных связей следует усвоить следующее:
— причина существует и раньше следствия, и одновременно с ним;
— взаимодействие явлений действительности, происходит таким
образом, что причину и следствие можно указать, лишь “вырвав” их из их естественной связи;
— одна и та же причина в зависимости от условий может породить
— одно и то же следствие может быть вызвано разными причинами.
Студент должен научиться отличать причину от повода или предлога. Повод — это событие, которое само по себе не является причиной, но дает толчок к действию причины. Это своеобразный пусковой механизм “включающий” причину. Так, убийство эрцгерцога Фердинанда послужило поводом к первой мировой войне. Причиной были противоречия между мировыми державами.
Необходимость и случайность. Необходимость — это явление, которое имеет причину в самом себе, и, при наличии определенных условий, обязательно происходит. Случайность — это явление, причина возникновения которого лежит во внешних обстоятельствах. Она может произойти, а может и не произойти, может произойти так, а может иначе.
В мире нет “чистой” необходимости и “чистой” случайности:
— любое явление всегда есть единство необходимости и\
случайности. Случайное в одном отношении является необходимым в другом. Определяющей (ведущей) стороной является необходимостью. Что касается случайности, то она либо замедляет, либо ускоряет ход действия;
— случайность является формой проявления и дополнения
необходимости, т.е. необходимость “пробивает” себе дорогу через массу случайностей (например, радиоактивность, открытая Беккерелем);
— необходимость и случайность переходят друг в друга. Примером
могут быть случайные открытия учеными полезных ископаемых, которые, затем, положили начало возникновению новых видов производств, необходимых обществу. Так случайное переходит в необходимое. Сам процесс познания есть движение от случайности к необходимости, затем от необходимости к случайности.
Содержание и форма. Содержание — это совокупность элементов и процессов, составляющих данное явления или предмет. Форма — это структура содержания, внутренне присущая ему.
Содержание и форма находятся во взаимосвязи и взаимозависимости:
— содержание не существует без формы, а форма без содержания.
Содержание всегда оформлено, а форма — содержательна;
— содержание активно, форма — статична, она изменяется в
зависимости от изменения содержания. Форма, порождается содержанием, в то же время она активно влияет на содержание, способствуя или замедляя его развитие;
— форма обладает относительной устойчивостью и самостоятельностью. Ликвидация старой формы и утверждение новой требует, порой, значительных усилий (примером здесь могут быть любые стороны жизни нашего общества. Правда, здесь надо четко определиться, что собой представляет новое, а что — старое);
— единство содержания и формы не исключает, а предполагает
наличие противоречий между ними.
Студенту следует обратить особое внимание та то, что содержание всегда выступает как целое, включающее в себя определенные части. Часть — это относительно самостоятельный элемент целого. Взаимодействие целого и части образует структуру, представляющую собой способ сочетания, принцип связи элементов целого. Элемент – это относительно неделимая часть целого.
Надо заметить, что часть выявляет свое содержание, как правило, в соотношении с целым, а элемент — в соотношении со структурой и системой. Система –это совокупность тесно связанных между собою элементов, выступающих по отношению к окружающему миру как единое целое.
В заключение можно отметить, что понятия часть и целое, система, структура, элемент широко используются в различных областях знания, в том числе и в философских исследованиях.
Сущность и явление. Сущность – это главная, внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета или процесса. Сущность совпадает с бытием вещи. Она определяет природу предмета, характеризует его признаки. По своему содержанию сущность объективна. Ее нельзя изменить или уничтожить (хотя сама она естественным образом может изменяться). Ее уничтожение означало бы уничтожение предмета, процесса. Явление — представляет собой более изменчивую, подвижную, внешнюю сторону предметов. Явление — это форма, в которой обнаруживается сущность.
Сущность и явление едины и взаимосвязаны, что находит свое отражение в следующем:
— сущность и явление находятся в органической связи между собой,
нет сущности без явления, как и явления без сущности;
— сущность и явление непосредственно не совпадают, но между
ними имеется известное соответствие;
— сущность первична, она определяет явление, явление вторично, производно;
— сущность более устойчива (явление более изменчиво, подвижно),
когда сущность изменяется, это сразу же отражается и в явлениях.
Следует помнить, что явление не исчерпывается сущностью, а сущность гораздо глубже явления.
Студенту необходимо обратить внимание на то, что познание движется от явления к сущности и от сущности к явлению. Однако познание есть не только единство этих двух сторон, но и движение мысли от сущности первого порядка к сущности второго порядка и так без конца. Познание (как и мир) бесконечно.
От сущности необходимо отличатькажимость или видимость (особенно это важно для понимания общественной жизни). Кажется, что Солнце вращается вокруг Земли; ложка, опущенная в воду видется переломленной.
Возможность и действительность. Возможность — это то, чего еще нет (явление, процесс, предмет), но что может появиться в силу объективных тенденций развития данного явления. Действительность — это то, что уже возникло, реально существует и действует. Иначе говоря, действительность представляет собой осуществленную (состоявшуюся) возможность.
Выделяют абстрактную или формальную возможность и реальную или конкретную возможность. Абстрактная возможность — это такая возможность, которая в принципе осуществима, но в данных конкретных условиях не может произойти. Абстрактную возможность составляет все то, что не противоречит законам природы и общества. Реальная возможность — это такая возможность, для которой в данный момент есть все условия превращения ее в действительность.
Возможность и действительность взаимосвязаны и переходят друг в друга. Но превращение их в природе существенно отмечается от их превращения в обществе, так как: а) в обществе всегда (в силу его сложности) есть много разных возможностей и надо выбирать наиболее реальную; б) возможность в обществе превращается в действительность при обязательном активном участии субъективных факторов (одних объективных предпосылок для такого превращения недостаточно); в) в общественной жизни для превращения желанной возможности в действительность необходимо создавать условия, отказываться от одних и поддерживать, укреплять другие возможности.
От возможности следует отличать невозможность как то, что противоречит законам природы и общества и не осуществимо нигде и никогда.
При рассмотрении третьего вопроса “Методологическое значение категорий диалектики” следует исходить из того, что сущность методологической функции диалектики определяется ее предметом, ибо диалектика как учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, является всеобщим методом познания и практики. Методологическую функцию выполняют все принципы диалектики, ее законы и категории.
Категории диалектики, во-первых, являются формой проявления элементов диалектического метода, во-вторых, они представляют ту часть диалектики, которая наиболее подвижна, способна к непрерывному изменению, обогащению и является исторически переходящей.
Современная наука не может обходиться без категорий диалектики, так как без них невозможно теоретическое воспроизведение действительности и творческое ее преобразование. Категориальный аппарат частных наук применим к определенной сфере мышления, в то время как философские категории пронизывают собой все области знания.
Более того, очень часто, на начальных этапах познания фундаментальные идеи частных наук разрабатывались в сфере философии. Например, принцип сохранения материи, закон причинности, идеи атомистического строения материи, бесконечности пространства и времени, единства прерывности и непрерывности материи, эволюции органического мира.
Категории диалектики помогают естествоиспытателям овладеть диалектикой. Они являются философско-методологическим инструментом, посредством которого преодолевается односторонность в подходе частных наук к миру и достигается связь конкретного объекта с всеобщим принципом единства мира в рамках данной науки.
Более подробно в справочной литературе смотрите статьи:
Новая философская энциклопедия. В 4-х т. М., 2001-2002; Философский энциклопедический словарь. Ст.: “Категории”, “Единичное”, “Общее”, “Часть и целое”, “Система”, “Структура”, “Элементы”, “Причина и следствие”, “Необходимость и случайность”, “Содержание и форма”, “Сущность и явление”, “Возможность и действительность”.
Філософський словник. Ст.: “Одиничне, особове, загальне”, “Частина і ціле”, “Система”, “Структура”, “Елемент”, “Причинність”, “Необхідність і випадковість”, “Зміст і форма”, “Сутність і явище”, “Можливість і дійсність”.
Источник
Категории диалектики
Среди всех категорий философии особое место принадлежит парным категориям диалектики. Они раскрывают различные аспекты развития и являются конкретизацией действия законов диалектики. Противоположные стороны процесса развития, фиксируемые этими категориями, находятся в единстве и борьбе, эта борьба совершается посредством постепенных количественных изменений, ведущих к новому качественному их состоянию, и имеет свою определенную направленность, тенденцию.
При анализе каждой пары этих категорий, следует помнить, что каждая из них органически связана с другой и не может без нее существовать, что не следует противопоставлять и отрывать их друг от друга, как это делает метафизический стиль мышления в истории философии, да и в настоящее время. Также следует иметь ввиду, что объективный и субъективный идеализм объявляет эти категории порождениями либо «абсолютной идеи», «мирового разума», либо индивидуального человеческого сознания. Успеху анализа будет способствовать четкое определение этих категорий и сопоставление с соответствующими частно-научными понятиями.
Основные категории диалектики:
Единичное и общее;
Явление и сущность;
Система, элемент, структура;
Форма и содержание;
Причина и следствие;
Случайность и необходимость;
Возможность и действительность;
Человеческое познание начинается с единичного и через особенное идет ко всеобщему, от чувственного знания, отражающего, главным образом, единичное, к рациональному, которое отражает общее. В любом развивающемся объекте, процессе есть единичные, особенные и всеобщие признаки и отношения.
Единичное– это такой признак, который присущ только данному объекту, особенное – это признак, присущий многим объектам данного класса, но не всем, общее – признак, присущий всем объектам данного класса без исключения.
Диалектика этих категорий такова: единичное через особенное ведет к общему. Например, полезный для рода признак получает в соответствующих условиях развитие и становится видовым, скажем, – явления замены окраса шерсти у зайца-русака на зиму, мимикрии, селекции, полезных для сельского хозяйства видов флоры и фауны. Пытливый инженер всегда создает условия росткам нового, передового для их широкого распространения.
Все предметы в мире имеют внешнюю и внутреннюю стороны. Сущность есть выражение внутренних связей, она есть их основа. Под сущностью понимается глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, что то, без чего объект не может существовать. Явление – это внешние, наблюдаемые, изменчивые признаки того или иного объекта. Сущность одна, явлений ее много. Их диалектика такова: сущность является, явление существенно, т.е. отражает сущность. Между сущностью и явлением существует не только единство, но и противоречие. Они полностью не совпадают. Сущность лежит не на поверхности, до нее надо «докопаться», тем более, что часто явление искажает сущность, является видимостью, кажущимся, например, миражом. «. Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня. », – писал К. Маркс (т.25, ч.II, с.384). Одной из причин агностицизма И. Канта был метафизический отрыв им сущности («вещей в себе») от их проявления. Диалектический анализ и призван за внешней стороной проникать в сущность явлений.
Понять тот или иной предмет – значит узнать, из чего он состоит. Категории часть или целое помогают осмыслить устройство бытия. Эти категории тесно связаны между собой, соотносительны и раскрываются друг через друга. Целое – это то, что состоит из частей, часть – это то, что входит в целое. В зависимости от степени сложности частей и характера связей между ними выделяются различные типы целостности. Самым простым из них является механический, при котором части, входящие в целое, являются простыми и однородными. Здесь целое сводится к сумме частей, в нем нет ничего нового по сравнению с частями.
При анализе связей между сложными частями, входящими в состав целого, следует руководствоваться принципом целостности, гласящим о несводимости целого к сумме, к набору свойств его частей ввиду их неоднородности, качественного своеобразия. Характер связи между такими частями определяется их специфическим взаимовлиянием: функциональным, структурным, генетическим, субодинационным, управленческим и т.п. Соответственно, следует выделять фукциональный, структурный и генетический типы целостности.
Понятие связи как взаимодействие, в ходе которого изменение в одном объекте ведет к изменению в другом, примененное к различным типам целостности, позволило уточнить способы упорядоченности различных объектов и сформировать новые категории: элемент, структура, система.
Система – это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией. Элемент – неразложимый далее в рамках данной системы компонент сложных предметов, явлений, процессов. Объект является системой, если он может быть расчленен на взаимосвязанные и взаимодействующие элементы. Эти элементы или части, как правило, обладают собственной структурой и могут быть представлены как подсистемы исходной, большой системы. В свою очередь, эти подсистемы могут быть разбиты на подсистемы второго и последующих уровней. Предел членения – выход за рамки исследования данной системы.
В содержание принципа системности входят такие компоненты как целостность, многоуровневость, структурность, взаимозависимость системы и окружающей среды, иерархичность, множественность моделей описания.
Системные объекты подразделяются на следующие типы: материальные и духовные, абстрактные. Первые, в свою очередь – на неорганические (физические, геологические, химические и др.) и живые (флора, фауна, виды, экосистемы и др.) Высшим типом систем являются самоорганизующиеся системы или системы с обратной связью. Особый класс материальных живых систем образуют социальные системы. Вторые являются продуктом человеческого мышления (идеи, теории, формы общественного сознания и др.). Системы бывают также статичные и динамичные, замкнутые и незамкнутые и др.
Системные объекты и их элементы подчинены специфическим для каждого из них законам, определяющим особенности его существования и изменения. Таковым законом является структура – относительно устойчивый способ связи элементов системы, обеспечивающий ее упорядоченность, стабильность, качественную определенность, целостность, т.е. сохранение при различных внешних и внутренних изменениях. Например, структура геномов, мелодии в различных октавах, органических веществ, кристаллов, общественных отношений и др.
Определяющей стороной целого выступает содержание, которое представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания. Неразрывная связь формы и содержания характеризуется тем, что всякое содержание оформлено, а всякая форма содержательна. В ходе развития объекта содержание представляет его подвижную, динамическую сторону, а форма охватывает систему устойчивых консервативных его связей. На стадии выхода за границы меры противоречие между ними разъясняется «сбрасыванием» старой и возникновением новой формы, адекватной развивающемуся содержанию, а сам объект переходит в качественно новое состояние.
Своеобразное противоречие между формой и содержанием имеет место в некоторых направлениях искусства. В создаваемых его отдельными представителями творениях зачастую имеет место абстракционистский отрыв формы от содержания, или, наоборот, вульгаризованное, натуралистическое выпячивание содержания за счет или вне эстетических форм. С точки зрения же прекрасного между формой и содержанием должна быть гармония.
Источник происходящих в мире изменений в диалектике описывается с помощью категории причина, а явление, которое оно вызывает – категория следствие. В мире все опричинено. Причинно-следственная связь определяется принципом детерминизма, гласящим, что все реальные процессы возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, обусловлены действием тех или иных причин. Отказ от этого принципа, т.е. переход на позиции индетерминизма, приводит к совершенно иной картине мира, в которой становится возможным все, что угодно, вплоть до «чуда», а рациональный, научный анализ и разумная ориентация в происходящих событиях невозможны.
В природе и обществе существует бесчисленное многообразие форм взаимодействия, взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов и порождаемых ими соответствующее множество причинно-следственных зависимостей. На каждом уровне организации материи причинно-следственные связи имеют свои специфические особенности. Так, в микромире эти связи определяются статистическими закономерностями, в живой природе — органической целесообразностью, в обществе поведение человека определяется нормами морали и права. В зависимости от оснований классификации причинно-следственные связи подразделяются на материальные и идеальные, информационные и энергетические, физические, химические, биологические, социальные; динамические и статистические, однофакторные и многофакторные, внешние и внутренние, главные и неглавные и др.
Явление – причина может порождать необходимое или случайное следствие. Необходимость – это философская категория, которая те процессы и явления, которые неизбежно должны произойти вследствие внутренних закономерных потребностей развития объекта. Случайность – это то, что может произойти, а может и не произойти вследствие внешних условий и обстоятельств развития. Диалектика их взаимодействия такова: необходимость случается, случайность необходима, т.е. является проявлением других необходимых процессов, которые сталкиваются с данным и выглядят для него как случайные.
Диалектика необходимости и случайности показывает несостоятельность фатализма как мировоззрения, рассматривающего каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, рока, судьбы, исключающих свободный выбор и случайность.
В ситуацию, когда явление еще не стало, но может стать причиной, говорят, что в нем заключена возможность превращения в действительную причину. Возможность – это предпосылка того или иного события, его потенциальное существование. Действительность же – это ставшая, реализованная возможность.
Следует различать абстрактную (формальную) и реальную (конкретную) возможности. Первая характеризует отсутствие принципиальных препятствий (их наличие же говорит о невозможности) для становления объекта, но для ее осуществления нет всех необходимых условий. Для реализации же второй таковые имеются.
Количественная мера возможности выражается с помощью категории вероятность и исследуется в математике в соответствующей теории.
Диалектика возможности и действительности такова: все возможное действительно (т.е. может ею стать), все действительное – возможно (т.е. на новом этапе действительность является основой развития новых возможностей). Эта диалектика раскрывает субъективизм, волюнтаризм, который игнорирует объективные закономерности, связи, действительные потребности развития и руководствуется благими пожеланиями, теми или иными произвольными интересами и т.п.
Знание механизмов развития, отражаемых с помощью категорий диалектики, должно способствовать успеху в теоретической и практической деятельности.
Источник