Основная задача ступени среднего профессионального образования

newinspire

Типы образовательных учреждений и ступени профессионального образования

Типы образовательных учреждений

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Образовательные учреждения различаются по своим организационно-правовым формам (государственные, муниципальные, негосударственные — частные, образовательные учреждения общественных и религиозных организаций), а также своей типовой принадлежностью и видовыми особенностями.

По действующему законодательству к образовательным относятся учреждения следующих типов:

1) дошкольные учреждения;

2) общеобразовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные учреждения (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

6) учреждения дополнительного образования;

7) учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

8) учреждения дополнительного образования детей;

9) другие учреждения, осуществляющие учебный процесс.

В рамках каждого из этих типов различается несколько его разновидностей (видов) образовательных учреждений.

В настоящее время на основе постановления Правительства РФ от 23 марта 2001 г. № 224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» осуществляется поэтапно эксперимент по установлению новых нормативных сроков освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования:

1-я ступень (начальное общее образование) — 4 года;

2-я ступень (основное общее образование) — 5-6 лет;

3-я ступень (среднее (полное) общее образование) — 2 года.

Отражающие образовательный уровень цензовые типовые ступени профессионального образования также представлены различными видами образовательных учреждений профессионального профиля. Но при этом необходимо заметить, что профессиональную подготовку не следует отождествлять с профессиональным образованием соответствующего уровня.

Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ.

Она может быть получена в различных образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах) и т.д. Но профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

Ступени профессионального образования

Начальное профессиональное образование имеет своей целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования и может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня).

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Образовательным учреждением среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) является образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

К образовательным учреждениям этого типа относятся следующие виды средних специальных учебных заведений: техникум (училище, школа), колледж, техникум-предприятие (учреждение).

Техникум (училище, школа) — основной тип среднего специального учебного заведения, реализующего профессиональные образовательные программы среднего специального учебного заведения.

Колледж — самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, института), реализующее углубленные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам продленной подготовки кадров, обеспечивающие обучающимся повышенный уровень квалификации.

Высшее профессиональное образование направлено на подготовку и переподготовку специалистов определенного уровня, удовлетворение потребностей человека в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет человеку возможность повысить уровень образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, исходя из того, что в Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы):

— основное общее образование;

— среднее (полное) общее образование;

— начальное профессиональное образование;

— среднее профессиональное образование;

— высшее профессиональное образование;

— послевузовское профессиональное образование.

Документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования.

Источник

Основная задача ступени среднего профессионального образования

План.
1. Понятие «среднее профессиональное образование». Уровень образования специалистов среднего звена.
2. Понятие и цель непрерывного образования.
3. Роль среднего профессионального учебного заведения в подготовке специалистов.
Литература:
1. Булавенко, О.А. Новые подходы к непрерывному образованию // Школьные технологии. — 2006. — №1. – С. 12-15.
2. Концепция непрерывного образования // Народное образование. — 1989. — №10. – С.21- 32.
3. Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учебное пособие / Н. А. Морева. – М. : Издательский центр «Академия», 1999.- 304 с.
4. Старикова, Л. Д. Современная трактовка непрерывности образования // Высшее образование сегодня. – 2008. — № 10. – С. 76 – 79.

1.Понятие среднего профессионального образования. Уровень образования специалистов среднего звена.
Среднее профессиональное образование – образование на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального образования, осуществляемое в ССУЗах по основным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным государственным образовательным стандартам. Оно завершается итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о среднем профессиональном образовании.
Среднее профессиональное образование может быть получено на двух образовательных уровнях: базовом и повышенном.
Базовое образование приобретается обучающимися в учреждении среднего профессионального образования по основной профессиональной образовательной программе, выключающей в себя общие гуманитарные, социально-экономические, математические, общие естественнонаучные, общепрофессиональные и специальные дисциплины и производственную практику. Этот образовательный уровень может быть достигнут не менее чем за три года. Освоение образовательной программы завершается итоговой аттестацией с присвоением выпускнику соответствующей квалификации и специальности среднего профессионального образования.
Среднее профессиональное образование повышенного уровня может быть получено также в рамках основной профессиональной образовательной программы и программы дополнительной подготовки объемом не более одного года, включающей в себя производственную (профессиональную) практику, углубленную и (или) расширенную теоретическую и (или) практическую подготовку по отдельным учебным дисциплинам и (или) циклам дисциплин. Общий нормативный срок обучения на базе основного общего образования должен составлять не менее четырех лет. Данная программа завершается итоговой аттестацией, включая выпускную квалификационную работу с присвоением выпускнику соответствующей квалификации специалиста и дополнительной записью о прохождении углубленной подготовки.

2. Понятие и цель непрерывного образования. Профессиональное образование рассматривается как непрерывный процесс, обусловленный потребностями современного производства в постоянном профессионально-личностном развитии и совершенствовании специалистов.
Непрерывное образование – это явление образования, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому возможности реализации собственной программы его получения.
Цель непрерывного образования – развитие личности как в периоды ее физического и социально-психологического становления, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и в периоды старения организма, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей. Системообразующим фактором непрерывного образования служит осознанная общественная потребность в постоянном развитии личности каждого человека.
Смысл непрерывного образования преимущественно в том, чтобы уже в условиях общего и основного профессионального образования сформировать систему знаний, умений и качеств личности, позволяющих ей самостоятельно продолжать образовывать и совершенствовать себя, свободно ориентироваться в сложном круге социальных и профессиональных проблем, успешно адаптироваться к изменяющимся условиям и добывать необходимые знания.
Непрерывное образование как педагогическая система – это целостная совокупность средств, способов, форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости личности. Функционирование непрерывного образования как системы достигается за счет: демократизации, обеспечивающей доступность, многообразие форм предоставления человеку в любом возрасте условий для получения и углубления его знаний; открытости системы, выражающейся в способности к постановке новых целей, опережающему обновлению содержания воспитания и обучения; гуманизма, т.е. обращенности к человеку.
Тенденция непрерывности образования находит свое отражение в разработке концепции непрерывного профессионального образования, системы многоуровневой профессиональной подготовки посредством создания образовательных программ, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность содержания профессионального образования на всех его ступенях )начальное, среднее, высшее) и направленных на непрерывное развитие, социализацию и профессионализацию личности специалиста. Непрерывность профессионального образования и преемственность образовательных программ обеспечивается введением государственных образовательных стандартов начального, среднего и высшего профессионального образования.
Система непрерывного образования в конечном счете обеспечивает систематическую, целенаправленную деятельность личности по получению, совершенствованию знаний, умений, навыков как в любых видах общих и специальных учебных заведений, так и путем самообразования.
Непрерывное образование можно отнести: к личности (означает, что человек учится постоянно, без длительных перерывов либо в образовательных учреждениях, либо самостоятельно); к образовательным процессам (непрерывность в образовательном процессе выступает как характеристика включенности человека в образовательный процесс на всех стадиях ее развития, характеризует преемственность образовательной деятельности при переходе от одного ее вида к другому, от одного жизненного этапа человека к другому); к организационной структуре образования (непрерывность характеризует номенклатуру сети образовательных учреждений и их взаимосвязь, которая создает пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность образовательных программ, способных удовлетворить все множество образовательных потребностей, возникающих как в обществе в целом, так и в каждом отдельном регионе, у каждого человека) [1].
Таким образом, непрерывность образования должна обеспечивать возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создавать для нее оптимальные условия для такого движения.

3. Роль среднего профессионального учебного заведения в подготовке специалистов. Учебные заведения средней профессиональной школы возникли еще в XVII веке, однако, как особая ступень в системе профессионального образования они сформировались в конце XIX-XX веков.
Среднее специальное учебное заведение (ССУЗ) – это образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. К ССУЗам можно отнести училище, колледж, техникум. Училище – основный тип ССУЗ, реализующий профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. Колледж – самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, института), реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.
Главные задачи среднего профессионального учебного заведения:
-удовлетворение потребности личности в получении среднего профессионального образования и квалификации в —избранной области профессиональной деятельности;
-удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии;
-удовлетворение потребности общества в квалифицированных специалистах со средним профессиональным образованием;
-переподготовка и повышение квалификации специалистов среднего звена и рабочих кадров;
-распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня, в том числе путем оказания платных образовательных услуг.
Таким образом, профессиональное образование – это непрерывный процесс, в котором среднее профессиональное образование является одним из звеньев. Получая среднее профессиональное образование, личность имеет возможность удовлетворить свои образовательные потребности и приобрести профессионально значимые компетенции.

Источник

Читайте также:  Окраска новой детали k1r ступень azt окраски пластиковой детали что это такое
Оцените статью