- Ступени развития общества и их особенности материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (8, 9, 10, 11 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Обществознание
- Общество: понятие, признаки
- Общественные отношения
- Развитие общества
- Революционное развитие общества
- Информационная революция
- Реформы как источник общественного преображения
- Словарь
Ступени развития общества и их особенности
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Справочный материал для подготовки к урокам обществознания и ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stupeni_razvitiya_obshchestva_i_ih_osobennosti.docx | 15.29 КБ |
Предварительный просмотр:
- Традиционное (Аграрное)
- Основано на сельском хозяйстве
- Господство в экономике натурального хозяйства
- Стремление человека приспособиться к окружающей среде
- Господство коллективной формы собственности
- Социальная группа определяет нормы поведения личности, не поощряется ее самостоятельность
- Ограниченное число образованных людей
- Устная информация преобладает над письменной
- В политической сфере господствуют государство, жрецы или церковь и армия
- Человек почти полностью отчужден от политики
- Власть представляется большей ценностью, чем закон и право
- Общество мало восприимчиво к нововведениям и внешним влияниям, изменения происходят медленно
1. Экономической основой является промышленность, основанная на машинной технике и разделении труда
2. Человек освобождается от прямого воздействия природы и частично подчиняет ее себе
3. Происходят изменения в социальной структуре общества: уменьшается доля населения, занятого в сельском хозяйстве
4. Урбанизация, рост городов
5. Появляются новые классы- промышленный пролетариат и буржуазия
6. Человек стремиться к саморазвитию
7. Человек перестает зависеть от социальной группы, осознает себя как личность
8. Распространяется массовая грамотность и образование
9. Возрастает роль государства
10. Общество стремиться установить господство права и закона
11. Человек становиться участником властных отношений
12. Природа рассматривается как «склад сырья», из которого можно брать бесконечно
1.Возникает под влиянием развития информационных технологий, науки.
2. Производство товаров и услуг зависит от сбора, обработки и передачи информации
3. В экономике на первый план выходит сфера и услуг
4.Возрастает роль мелкосерийного производства
5. Значительное влияние на жизнь общества оказывает наука, знание и информация
6. В социальной структуре общества наблюдается стирание классовых различий
7. Положение человека в обществе определяется его способностью к овладению знаниями, к творческой деятельности
8. Производство ориентировано не на увеличение объемов продукции, а на улучшение ее качества
9. Особое значение имеет квалификация, творческий потенциал, личные качества людей, занятых в производстве
10. Широкое распространение получает компьютерная обработка инфрмации, ее передача в кратчайшие сроки на дальние расстояния
11. В экономике сфера услуг начинает преобладать над производством товаров
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отдельный готовый материал для использования на уроке обществознания в 6 классе. За основу взят учебник под редакцией А.И.Кравченко.
Использование метода проектов в преподавании предмета «Технология» на примере раздела «Кулинария».
Отображает схематически основные черты традиционного, индустриального и информационного общества.
Учебный курс Обществознание в специальном (коррекционном) учреждении 8 вида введен с 8 класса т. о. на уроках учащиеся знакомятся с понятием «общество», историческим развитием челове.
Универсальные учебные действия — основа образовательного и воспитательного процесса и их успешное развитие — важное условие достижения образовательных результатов ФГОС. Данный материал поле.
Выбор профессии – важный шаг, обеспечивающий личное счастье человека. Для определения времени реального возникновения в истории культуры профессиональной ориентации необходимо выделить критерий.
Источник
Обществознание
План урока:
Общества древности сильно отличаются от современного социума. Это говорит о том, что общество постоянно изменяется, принимает новые формы. Процесс развития общества может быть постепенным, при этом человечество медленно движется от простых форм общественной жизни к более сложным. Также возможно резкое преображение социума, при котором всего за год или несколько лет он меняется до неузнаваемости. Но прежде, чем выяснять законы развития общества, нужно вспомнить, что это такое.
Общество: понятие, признаки
Общество — это совокупность лиц, связанных едиными интересами, целями, потребностями, которые заставляют их взаимодействовать друг с другом по определенным правилам. Взаимодействие может проходить в экономической, политической, религиозной, культурной среде.
Основными элементами общества являются:
- Большие и малые группы людей, объединенные по месту проживания, общей деятельностью, интересами;
- Общественные нормы (правила поведения) и ценности;
- Множество социальных ролей, которые отведены в социуме для каждого человека;
- Общественные организации, в которых осуществляется та или иная деятельность людей: предприятия, школы, министерства, больницы, банки, университеты.
Ученые называют общество динамической системой [1] из-за того, что оно постоянно меняется, никогда не останавливается в развитии. Признаки общества как динамической системы:
- Способность к самовоспроизводству. Общество обновляется за счет рождения и воспитания в нем новых членов социума;
- Возможность самостоятельно создавать все необходимые для людей условия жизни;
- Умение подстраиваться под изменения природных условий;
- Постоянное изменение социума и его структуры.
За тысячи лет общество эволюционировало от первобытно-общинного строя до современной развитой цивилизации [2] . Ученые выделяют следующие виды обществ: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое.
Общество постепенно развивалось с появлением собственности и имущественного неравенства, возникновением разделения труда, усложнением общественных отношений, созданием государства.
Признаки, которыми цивилизация отличается от первобытного общества:
- Сложная структура социума;
- Люди проживают в городах (в первобытном обществе проживали поселениями);
- Выделение в отдельные сферы социальной жизни экономики, науки, религии, культуры и политики;
- Наличие в обществе управляющих;
- Наличие законов;
- Создание специальных организаций для передачи знаний новым поколениям: школ, университетов, училищ.
Общественные отношения
В процессе совместной деятельности между классами, нациями, различными социальными группами складываются многообразные общественные отношения. Эти отношения построены на определенных правилах, отражают интересы людей, взаимодействующих друг с другом. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они происходят, выделяют основные виды общественных отношений:
- Политические — строго подчинены законам государства. Политические отношения строятся в процессе управления обществом, распределения власти и борьбы за власть;
- Экономические — обеспечивают удовлетворение потребностей социума;
- Духовные – представляют культурную, научную и религиозную деятельность человека;
- Социальные – строятся между группами людей, занимающими разное положение в обществе (классами, представителями разных профессий, бедными и богатыми).
Кроме того, принято выделять такие типы общественных отношений, как:
- Национальные;
- Профессиональные;
- Гражданские;
- Семейные;
- Правовые.
В процессе взаимодействия больших групп людей между их отдельными участниками могут складываться межличностные отношения. Межличностные отношения — это личные взаимоотношения в небольшой социальной группе. В этом случае все участники отношений знают друг друга в лицо, объединены общими интересами.
Правила, по которым люди строят отношения друг с другом, определяются самим обществом, меняются в зависимости от времени, места и обстоятельств.
- 50 лет назад в Индии существовал многовековой обычай, по которому гостю, пришедшему издалека, хозяева дома обязательно должны были омыть ноги. Если хозяева отказывались это делать, они наносили гостю оскорбление, и он уходил, не переступая порога дома. Сегодня такая традиция не обязательна, хотя некоторые семьи до сих пор ее придерживаются;
- В Японии до сих пор следуют традиционным правилам обращения к человеку не только по имени, но и общественному положению. При разговоре с уважаемыми людьми (политиками, учителями, врачами и прочими) принято добавлять к имени человека суффикс «сэнсей». Чтобы выразить максимальную степень уважения используют суффикс «сама». При обращении к младшему по возрасту или статусу к имени добавляют «кохай».
- Сегодня в Британии при использовании обращения к женщине слова Missus обязательно называют фамилию ее супруга. Без фамилии мужа такое обращение к замужней женщине считается оскорбительным.
Важно! Правила, которые регулируют жизнь и взаимодействие отдельных членов общества, не дают социуму развалиться, обеспечивают его устойчивость.
Развитие общества
Существует три пути развития общества – эволюционный, революционный, реформистский. Социум может развиваться медленно, постепенно, от простых форм к более сложным, либо стремительно, благодаря революционным преобразованиям. Поэтапный, плавный прогресс — это эволюционный путь развития общества.
Каждую отдельную ступень социального развития называют исторической эпохой. Чем ближе историческая эпоха к современности, тем больше ускоряется общественная эволюция.
Пример: Переход от собирательства к земледелию занял у древнего человека тысячелетия. Замена ручного труда машинным осуществлялась в течение сотен лет. Чуть более 100 лет прошло с момента изобретения первого телефона до появления мобильной связи и интернета.
В зависимости от уровня эволюции экономического и технического прогресса принято выделять следующие ступени развития общества:
- Доиндустриальное общество (Аграрное). Занимает значительный промежуток времени в мировой истории. В этот период преобладало сельскохозяйственное производство, ориентированное на собственное потребление, а не на продажу. Простые технологии, применение ручного труда позволяли удовлетворять потребности лишь на минимальном уровне;
- Индустриальное общество — сформировалось в процессе перехода от ручного труда к машинному, научно-техническому прогрессу. На этом этапе товары производятся большими сериями не для личного пользования, а для продажи;
- Постиндустриальное (современное) общество. Решающую роль в развитии общества сыграла информация. Наука, информационные технологии значительно улучшили качество жизни людей.
В каждую последующую историческую эпоху совершенствуется процесс производства, появляются изобретения, благодаря техническому прогрессу.
Революционное развитие общества
Скачкообразное коренное изменение социума называют революционным общественным развитием. В этом случае происходит социальный переворот, коренным образом меняющий экономическую, политическую, научную жизнь социума.
Революционное развитие общества может происходить
- в технической сфере – появляются новые виды орудий труда, производственного оборудования, оружия;
- в социальной сфере — революция приводит к смене власти;
- в науке — возникают новые научные знания, отрасли науки (химия, физика, генетика, биология);
- культуре – происходит, благодаря коренным изменениям в духовной жизни социума.
Революционный путь развития общества может выбирать как отдельное государство, так и несколько стран, весь мир.
Информационная революция
Отдельно среди всех революций следует выделить информационные. Информационная революция – это кардинальные информационные преобразования в обществе. Мировая история знает 5 информационных революций.
Первая была связана с появлением письменности, вторая с изобретением книгопечатания. Серьезные достижения обществу принесла третья информационная революция: были изобретены телефон, радио, электричество. Преобразование информации в цифровую форму, создание компьютеров, мобильных сетей и интернета стало возможным благодаря четвертой и пятой информационным революциям.
Реформы как источник общественного преображения
Большую роль в эволюционном развитии играют реформы. Реформа – это ряд изменений в социуме, проводимых по воле государства. Ее принимают в форме законов, различных постановлений, указов. Реформы направлены на усовершенствование экономической, политической, культурной или социальной жизни государства, но не всегда они приводят к общественному прогрессу. Иногда, несмотря на благие намерения, реформы тормозят развитие экономики, останавливают научный, культурный или технический прогресс.
Реформы подразделяют на разные виды по сферам жизни общества. Чтобы было понятней, разберем каждый из видов на примере реформ, проведенных Петром I.
- Экономические реформы — это преобразования в хозяйственной деятельности человека, направленные на повышение производительности труда, увеличение благосостояния народа и государства.
Экономические реформы Петра I:
- Принятие таможенных тарифов – позволило сократить ввоз в Россию иностранной продукции, что способствовало развитию отечественного производителя;
- Подушная подать – введение нового единого налога для пополнения государственной казны [3]. Налоговая реформа Петра I увеличила доходы государства за 10 лет с 3 до 8 миллионов рублей;
- Денежная реформа – заключалась во введении в обращение медных денег, уменьшении веса серебряной монеты. Она привела к негативным последствиям: цены на товары выросли в несколько раз, а ценность российской монеты упала вдвое.
- Политические реформы — перемены в структурах органов государственного управления, политической сферы социума. Политические реформы Петра I:
- Реформа местного управления — разделила страну на отдельные территориальные области – губернии;
- Указ о единонаследии – запрещал отцу делить свою землю между сыновьями, теперь он должен был завещать участок земли целиком одному из наследников. Эта реформа помогла предотвратить измельчение имений, которые было принято делить между множеством сыновей.
- Социальные реформы – переустройство, затрагивающее социальную сферу жизни общества. Социальные реформы Петра I:
- Реформы образования – создание специализированных школ, введение обязательного начального образования для дворян;
- Основание Московского госпиталя;
- Учреждение Академии Наук и художеств.
Таким образом, социальные реформы Петра I внесли вклад в развитие науки, образования, здравоохранения.
Словарь
1. Динамическая система — это система, которая меняется под влиянием внутренних или внешних факторов.
2. Цивилизация – определенный этап, ступень развития социума.
3. Казна — все денежные накопления государства.
Источник