Определенная качественно своеобразная ступень онтогенетического развития

Качественно своеобразная ступень онтогенетического развития, обусловливаемая закономерностями формирования организма, условиями жизни,

Качественно своеобразная ступень онтогенетического развития, обусловливаемая закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания, — это
(*ответ*) психологический возраст
младенческий возраст
длительность жизни
биологический возраст
Конкретные операции — это подпериод следующего периода развития интеллекта по Ж. Пиаже
(*ответ*) репрезентативного интеллекта
словесно-логического мышления
формальных операций
сенсомоторного интеллекта
Л.С. Выготский является автором
(*ответ*) культурно-исторической концепции
концепции учебной деятельности
теории формирования умственных действий
теории деятельности
Манипулирование одной переменной (независимой) в условиях тщательного контроля, наблюдение за ее влиянием на другую переменную (зависимую) называется
(*ответ*) экспериментальным методом
проективным методом
методом анамнеза
корреляционным методом
Механизм психического развития, заключающийся в соединении ребенком своих внутренних целей с теми, которые задаются окружающими, является
(*ответ*) интроцепцией
социализацией
идентификацией
проекцией
На развитие бихевиоризма громадное влияние оказало учение
(*ответ*) русских ученых И.П.Павлова и В.М.Бехтерева о природе рефлексов
французского философа Ж..-Ж..Руссо
австрийского психиатра З.Фрейда
английского естествоиспытателя Ч.Дарвина
Наиболее общее содержание, сохраняющееся в действии при его многократном повторении, — это
(*ответ*) схема действия
группировка
аккомодация
ассимиляция
Наука, исследующая развитие психики человека и ее особенностей на протяжении всей жизни, от рождения до смерти, — это
(*ответ*) возрастная психология
педагогическая психология
дифференциальная психология
детская психология
Начальные периоды онтогенеза, главная социальная функция которых состоит в подготовке человека к взрослому самостоятельному труду, — это
(*ответ*) детство
зрелость
старость
юность
Не предопределенный заранее тип развития называется
(*ответ*) непреформированным
филогенетическим
онтогенетическим
преформированным
Неосознанное желание ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола — это
(*ответ*) Эдипов комплекс
комплекс неполноценности
аккомодация
фрустрация

Читайте также:  Риск падения с лестницы

Ответов: 1 | Категория вопроса: Гуманитарные дисциплины

Источник

ВОЗРАСТ

Смотреть что такое ВОЗРАСТ в других словарях:

ВОЗРАСТ

человека, этап развития Человека, характеризуемый специфическими для него закономерностями формирования организма и личности (См. Личность) и о. смотреть

ВОЗРАСТ

ВОЗРАСТ, -а, м. 1. Период, ступень в развитии, росте кого-чего-н. В.человека, животного, растения. В. Земли. Младенческий в. Зрелый в.(сменяющий юность). Выйти из школьного возраста. 2. Количество прожитоговремени, лет. Ребенок в возрасте шести лет. * Войти в возраст (разг.) -стать взрослым. Девица на возрасте (разг.) — уже взрослая. II прил.возрастной, -ая, -6е. Возрастные изменения. смотреть

ВОЗРАСТ

возраст м. 1) Количество лет от рождения, появления на свет, от создания чего-л. 2) а) Период в развитии человека, животного, растения. б) Зрелый период в развитии человека, животного, растения.

ВОЗРАСТ

возраст м.age одного возраста — of the same age предельный возраст — age limit школьный возраст — school age в возрасте . лет — of / at the age of . смотреть

ВОЗРАСТ

возраст Человек средних лет, человек пожилой, в летах, в преклонном возрасте, в почтенных, преклонных летах. С малого возраста, с детства, с малых лет, смолоду, с малолетства, сызмала, с малых ногтей, от младых ногтей. «От младых ногтей не могу видеть равнодушно немца». Тург. «На старость дней куска хлеба нет. Весна моих промчалась дней (т. е. молодость), и ей ужель возврата нет?» Пушк. «Не весел я. В мои года не можно же пускаться мне вприсядку!» Гриб. «Она погибла в цвете лет». Лерм. Женщина бальзаковского возраста (свыше 30 лет). Мне стукнуло 50 лет, я перешагнул за 50 лет. Ср. . быть на возрасте, приходить в возраст, с малого возраста, с самого малого возраста, человек в преклонном возрасте. .. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. возраст года, годы, лета; человек (средних лет, пожилой, в (летах (почтенных, преклонных), в возрасте (преклонном)); смолоду, сызмала, (от, с) (малого возраста, детства, малолетства, малых лет, младых (лет, ногтей)); дней (старость, весна), лет (цвет, юность), чьи года; кому (стукнуло) сколько (лет), кто перешагнул за сколько (лет); взрослый, молодой, старый; младенчество, отрочество, совершеннолетие, мои года — мое богатство, детство Словарь русских синонимов. возраст года, годы, лета Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. возраст сущ. • года • годы • лета Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. возраст сущ., кол-во синонимов: 13 • года (3) • годы (3) • детство (11) • доба (6) • лета (6) • младенчество (6) • мои года — мое богатство (1) • мыть (7) • осени (1) • отрочество (4) • совершеннолетие (2) • старость (16) • юность (13) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: года, годы, детство, лета, младенчество, мои года — мое богатство, мыть, осени, отрочество, совершеннолетие, старость, юность. смотреть

Читайте также:  Компактная лестница второй этаж своими руками

ВОЗРАСТ

ВОЗРАСТ человека, этап развития человека, характеризуемый специфическими для него закономерностями формирования организма и личности и относительно. смотреть

ВОЗРАСТ

IВо́зрастРазличают В. хронологический (паспортный, или календарный) — период от рождения до момента исчисления и В. биологический, характеризующий биол. смотреть

ВОЗРАСТ

ВОЗРАСТЧетыре возраста человека: младенчество, детство, юность, старение. Арт Линклеттер Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожден. смотреть

ВОЗРАСТ

период развития человека, характеризуемый совокупностью специфич. закономерностей формирования организма и личности. В. представляет собой качественно особый этап, к-рому свойствен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на данной ступени развития. Пед. опыт, психол. наблюдения, мед. практика на эмпирич. основаниях выделяют разл. возрастные периоды. Существующие варианты периодизации возрастного развития (см. табл.) условны, т. к. основываются на специфических для каждого подхода критериях. Психол. характеристики В. определяются конкретно-ист. условиями воспитания и развития, особенностями деятельности и общения. Границы В. изменчивы и не совпадают в разл. социально-экон. условиях. Характер влияния на ребёнка элементов социальной среды зависит от того, через какие ранее развившиеся психол. свойства они преломляются. Совокупность этих внеш. и внутр. условий и определяет специфику В., а изменение отношения между ними обусловливает необходимость и особенности перехода к следующим возрастным этапам. Концепция В. претерпевала существенные изменения в ходе развития науки. Ассоцианисты сводили это развитие к чисто количеств, изменениям, к последовательному образованию у индивида различного рода ассоциаций между получаемыми им впечатлениями и представлениями. Ещё более механистич. характер отрицание качеств, изменений в ходе психич. развития приобрело в рамках бихевиоризма, сводившего развитие к образованию навыков и привычек. Представители фрейдизма и неофрейдизма пытались построить возрастную периодизацию, имея в виду только эволюцию мотивационно-эмоциональной сферы личности. Важным шагом на пути преодоления механистич. представлений стала концепция Ж. Пиаже, согласно к-рой психика ребёнка качественно своеобразна, его логика существенно отличается от логики взрослого, в связи с чем в дет. мышлении обнаруживается ряд специфич. особенностей. Эта концепция носит интеллекту-алистич. характер и строится лишь на учёте возрастных изменений в мышлении. При разработке проблем возрастной периодизации обнаружился своеобразный дуализм, выразившийся в том, что две неразрывно связанные стороны развития ребёнка (развитие интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сфер) рассматривались независимо друг от друга. Однако при всём различии подобных подходов их сближает натуралистич. понимание ребёнка как индивида, для к-рого общество представляет лишь особую среду обитания. Решающую роль в преодолении натуралистич. и дуалистич. взглядов сыграли исследования отеч. психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин), показавших, что ребёнок развивается как член общества и что его мышление и мотивы поведения формируются под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Усвоение способов действия и нравств. норм происходит в активной форме, в процессе деятельности ребёнка, содержание и структура к-рой изменяются на протяжении детства. Для каждого В. существует своя специфическая — «социальная ситуация развития» (Выготский), определённое соотношение условий социальной среды и внутр. условий формирования индивида как личности. Объективно одни и те же элементы социальной среды влияют на людей разного В. по-разному в зависимости от того, через какие ранее развившиеся психол. свойства они преломляются. В отеч. психологии складываются разл. трактовки возрастного развития ребёнка, психол. детерминант и особенностей В. Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психич. новообразования, характерные для каждого этапа развития (овладение предметно-практич. деятельностью, формирование речи, усвоение науч. понятий и др.). Соответственно им выделены т. н. стабильные и критич. В. (или возрастные кризисы). В понятие «кризис» Выготский не вкладывал негативного смысла: хотя на этом этапе и возможны пед. затруднения в общении с ребёнком, не они составляют суть критич. В. В стабильном В. развитие совершается гл. обр. за счет малозаметных изменений личности ребёнка, к-рые, накапливаясь, скачкообразно обнаруживаются в виде к.-л. психич. новообразования. В относительно короткий отрезок времени происходят Значит. сдвиги в развитии личности ребёнка. Это — поворотные пункты в дет. развитии, критический В. Т. о., по Выготскому, возрастное развитие ребёнка — диалект ич. процесс, в к-ром переход от одного В. к другому совершается не эволюционным, а революционным путём. Согласно концепции Эль-конина, каждая стадия психич. развития ребёнка характеризуется определённым типом ведущей деятельности и переход к новому этапу возрастного развития связан со сменой одного вида ведущей деятельности другим. Выполнение ведущей деятельности определяет возникновение и формирование осн. психол. новообразований на данной ступени развития личности. Согласно концепции А. В. Петровского, ведущими для развития личности ребёнка и тем самым для его психики являются его взаимоотношения с референтными лицами и группами, опосредствованные многоплановой деятельностью и общением. При благоприятном течении для каждого возрастного периода характерны 3 фазы (микрофазы) вхождения ребёнка в референтную для него общность — адаптация, индивидуализация и интеграция, в к-рых происходит перестройка структуры личности. Паспортный (хронологич.) В. ребёнка не может служить надёжным критерием реального уровня его развития, определение к-рого требует анализа психич. состояния ребёнка, характеристик его личности, причём не только наличных, но и находящихся в стадии созревания, в т. н. зоне ближайшего развития. Созревание организма вообще и нервной системы в частности, к-рое носит стадиальный характер, не порождая новых психич. образований, создаёт на каждой возрастной ступени специфич. предпосылки для усвоения нового опыта, для овладения новыми способами деятельности, для формирования новых психич. процессов. Наряду с этим обнаруживается и обратная зависимость: вызываемое условиями жизни и воспитания ребёнка усиленное функционирование определённых систем организма, мозговых структур оказывает существенное влияние на биохимию мозга, на морфогенез нервных структур, рост и дифференциацию нервных клеток в соответствующих зонах мозговой коры. Установлено, что дети обладают большими психофизиол. возможностями. На каждой ступени обнаруживается избират. восприимчивость к внеш. воздействиям; дети наиб. эффективно овладевают не любыми, а лишь определёнными способами деятельности. Эта особенность, наз. возрастной сензитивностью, заключается в оптимальном характере развития определённых психич. свойств и процессов на нек-ром возрастном этапе (определяемом как сензитивный период, или сензитивный В.). Очевидно, что преждевременное или запаздывающее по отношению к сензитивному периоду обучение может оказаться недостаточно эффективным. Повышение эффективности обучения требует строгого учёта возрастных психофизиол. особенностей ребёнка и того значения, к-рое имеют формирующиеся на данной возрастной ступени психич. новообразования. Наряду с возрастными особенностями детей необходимо учитывать и индивидуальные их особенности, к-рые могут существенно различаться у детей одного В. Лит.: Б о ж о в и ч Л. И., Личность и ее формирование в дет. возрасте, М., 1968; Эльконин Д. Б., К проблеме периодизации психич. развития в дет. возрасте, ВП, 1971, №4; Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю., Проблема периодизации развития личности в психологии, М., 1981; Выготский Л. С., Проблема возраста, Собр. соч., т. 4, М., 1984; Психология развивающейся личности, под ред. А. В. Петровского, М., 1987; Birren J. E., The psychology of ageing, Englewood Cliffs (№. J.), 1964; B r o-mley D. B., The psychology of human ageing. L., 1966; см. также лит. при ст. Возрастная психология. смотреть

ВОЗРАСТ

BОЗPACT человека, период от рождения человека до того или иного отсчитываемого момента его жизни. Различают биологический В., к-рый определяется состоя. смотреть

Источник

ВОЗРАСТ

Смотреть что такое ВОЗРАСТ в других словарях:

ВОЗРАСТ

человека, этап развития Человека, характеризуемый специфическими для него закономерностями формирования организма и личности (См. Личность) и о. смотреть

ВОЗРАСТ

ВОЗРАСТ, -а, м. 1. Период, ступень в развитии, росте кого-чего-н. В.человека, животного, растения. В. Земли. Младенческий в. Зрелый в.(сменяющий юность). Выйти из школьного возраста. 2. Количество прожитоговремени, лет. Ребенок в возрасте шести лет. * Войти в возраст (разг.) -стать взрослым. Девица на возрасте (разг.) — уже взрослая. II прил.возрастной, -ая, -6е. Возрастные изменения. смотреть

ВОЗРАСТ

возраст м. 1) Количество лет от рождения, появления на свет, от создания чего-л. 2) а) Период в развитии человека, животного, растения. б) Зрелый период в развитии человека, животного, растения.

ВОЗРАСТ

возраст м.age одного возраста — of the same age предельный возраст — age limit школьный возраст — school age в возрасте . лет — of / at the age of . смотреть

ВОЗРАСТ

возраст Человек средних лет, человек пожилой, в летах, в преклонном возрасте, в почтенных, преклонных летах. С малого возраста, с детства, с малых лет, смолоду, с малолетства, сызмала, с малых ногтей, от младых ногтей. «От младых ногтей не могу видеть равнодушно немца». Тург. «На старость дней куска хлеба нет. Весна моих промчалась дней (т. е. молодость), и ей ужель возврата нет?» Пушк. «Не весел я. В мои года не можно же пускаться мне вприсядку!» Гриб. «Она погибла в цвете лет». Лерм. Женщина бальзаковского возраста (свыше 30 лет). Мне стукнуло 50 лет, я перешагнул за 50 лет. Ср. . быть на возрасте, приходить в возраст, с малого возраста, с самого малого возраста, человек в преклонном возрасте. .. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. возраст года, годы, лета; человек (средних лет, пожилой, в (летах (почтенных, преклонных), в возрасте (преклонном)); смолоду, сызмала, (от, с) (малого возраста, детства, малолетства, малых лет, младых (лет, ногтей)); дней (старость, весна), лет (цвет, юность), чьи года; кому (стукнуло) сколько (лет), кто перешагнул за сколько (лет); взрослый, молодой, старый; младенчество, отрочество, совершеннолетие, мои года — мое богатство, детство Словарь русских синонимов. возраст года, годы, лета Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. возраст сущ. • года • годы • лета Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. возраст сущ., кол-во синонимов: 13 • года (3) • годы (3) • детство (11) • доба (6) • лета (6) • младенчество (6) • мои года — мое богатство (1) • мыть (7) • осени (1) • отрочество (4) • совершеннолетие (2) • старость (16) • юность (13) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: года, годы, детство, лета, младенчество, мои года — мое богатство, мыть, осени, отрочество, совершеннолетие, старость, юность. смотреть

ВОЗРАСТ

ВОЗРАСТ человека, этап развития человека, характеризуемый специфическими для него закономерностями формирования организма и личности и относительно. смотреть

ВОЗРАСТ

IВо́зрастРазличают В. хронологический (паспортный, или календарный) — период от рождения до момента исчисления и В. биологический, характеризующий биол. смотреть

ВОЗРАСТ

ВОЗРАСТЧетыре возраста человека: младенчество, детство, юность, старение. Арт Линклеттер Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожден. смотреть

ВОЗРАСТ

период развития человека, характеризуемый совокупностью специфич. закономерностей формирования организма и личности. В. представляет собой качественно особый этап, к-рому свойствен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на данной ступени развития. Пед. опыт, психол. наблюдения, мед. практика на эмпирич. основаниях выделяют разл. возрастные периоды. Существующие варианты периодизации возрастного развития (см. табл.) условны, т. к. основываются на специфических для каждого подхода критериях. Психол. характеристики В. определяются конкретно-ист. условиями воспитания и развития, особенностями деятельности и общения. Границы В. изменчивы и не совпадают в разл. социально-экон. условиях. Характер влияния на ребёнка элементов социальной среды зависит от того, через какие ранее развившиеся психол. свойства они преломляются. Совокупность этих внеш. и внутр. условий и определяет специфику В., а изменение отношения между ними обусловливает необходимость и особенности перехода к следующим возрастным этапам. Концепция В. претерпевала существенные изменения в ходе развития науки. Ассоцианисты сводили это развитие к чисто количеств, изменениям, к последовательному образованию у индивида различного рода ассоциаций между получаемыми им впечатлениями и представлениями. Ещё более механистич. характер отрицание качеств, изменений в ходе психич. развития приобрело в рамках бихевиоризма, сводившего развитие к образованию навыков и привычек. Представители фрейдизма и неофрейдизма пытались построить возрастную периодизацию, имея в виду только эволюцию мотивационно-эмоциональной сферы личности. Важным шагом на пути преодоления механистич. представлений стала концепция Ж. Пиаже, согласно к-рой психика ребёнка качественно своеобразна, его логика существенно отличается от логики взрослого, в связи с чем в дет. мышлении обнаруживается ряд специфич. особенностей. Эта концепция носит интеллекту-алистич. характер и строится лишь на учёте возрастных изменений в мышлении. При разработке проблем возрастной периодизации обнаружился своеобразный дуализм, выразившийся в том, что две неразрывно связанные стороны развития ребёнка (развитие интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сфер) рассматривались независимо друг от друга. Однако при всём различии подобных подходов их сближает натуралистич. понимание ребёнка как индивида, для к-рого общество представляет лишь особую среду обитания. Решающую роль в преодолении натуралистич. и дуалистич. взглядов сыграли исследования отеч. психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин), показавших, что ребёнок развивается как член общества и что его мышление и мотивы поведения формируются под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Усвоение способов действия и нравств. норм происходит в активной форме, в процессе деятельности ребёнка, содержание и структура к-рой изменяются на протяжении детства. Для каждого В. существует своя специфическая — «социальная ситуация развития» (Выготский), определённое соотношение условий социальной среды и внутр. условий формирования индивида как личности. Объективно одни и те же элементы социальной среды влияют на людей разного В. по-разному в зависимости от того, через какие ранее развившиеся психол. свойства они преломляются. В отеч. психологии складываются разл. трактовки возрастного развития ребёнка, психол. детерминант и особенностей В. Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психич. новообразования, характерные для каждого этапа развития (овладение предметно-практич. деятельностью, формирование речи, усвоение науч. понятий и др.). Соответственно им выделены т. н. стабильные и критич. В. (или возрастные кризисы). В понятие «кризис» Выготский не вкладывал негативного смысла: хотя на этом этапе и возможны пед. затруднения в общении с ребёнком, не они составляют суть критич. В. В стабильном В. развитие совершается гл. обр. за счет малозаметных изменений личности ребёнка, к-рые, накапливаясь, скачкообразно обнаруживаются в виде к.-л. психич. новообразования. В относительно короткий отрезок времени происходят Значит. сдвиги в развитии личности ребёнка. Это — поворотные пункты в дет. развитии, критический В. Т. о., по Выготскому, возрастное развитие ребёнка — диалект ич. процесс, в к-ром переход от одного В. к другому совершается не эволюционным, а революционным путём. Согласно концепции Эль-конина, каждая стадия психич. развития ребёнка характеризуется определённым типом ведущей деятельности и переход к новому этапу возрастного развития связан со сменой одного вида ведущей деятельности другим. Выполнение ведущей деятельности определяет возникновение и формирование осн. психол. новообразований на данной ступени развития личности. Согласно концепции А. В. Петровского, ведущими для развития личности ребёнка и тем самым для его психики являются его взаимоотношения с референтными лицами и группами, опосредствованные многоплановой деятельностью и общением. При благоприятном течении для каждого возрастного периода характерны 3 фазы (микрофазы) вхождения ребёнка в референтную для него общность — адаптация, индивидуализация и интеграция, в к-рых происходит перестройка структуры личности. Паспортный (хронологич.) В. ребёнка не может служить надёжным критерием реального уровня его развития, определение к-рого требует анализа психич. состояния ребёнка, характеристик его личности, причём не только наличных, но и находящихся в стадии созревания, в т. н. зоне ближайшего развития. Созревание организма вообще и нервной системы в частности, к-рое носит стадиальный характер, не порождая новых психич. образований, создаёт на каждой возрастной ступени специфич. предпосылки для усвоения нового опыта, для овладения новыми способами деятельности, для формирования новых психич. процессов. Наряду с этим обнаруживается и обратная зависимость: вызываемое условиями жизни и воспитания ребёнка усиленное функционирование определённых систем организма, мозговых структур оказывает существенное влияние на биохимию мозга, на морфогенез нервных структур, рост и дифференциацию нервных клеток в соответствующих зонах мозговой коры. Установлено, что дети обладают большими психофизиол. возможностями. На каждой ступени обнаруживается избират. восприимчивость к внеш. воздействиям; дети наиб. эффективно овладевают не любыми, а лишь определёнными способами деятельности. Эта особенность, наз. возрастной сензитивностью, заключается в оптимальном характере развития определённых психич. свойств и процессов на нек-ром возрастном этапе (определяемом как сензитивный период, или сензитивный В.). Очевидно, что преждевременное или запаздывающее по отношению к сензитивному периоду обучение может оказаться недостаточно эффективным. Повышение эффективности обучения требует строгого учёта возрастных психофизиол. особенностей ребёнка и того значения, к-рое имеют формирующиеся на данной возрастной ступени психич. новообразования. Наряду с возрастными особенностями детей необходимо учитывать и индивидуальные их особенности, к-рые могут существенно различаться у детей одного В. Лит.: Б о ж о в и ч Л. И., Личность и ее формирование в дет. возрасте, М., 1968; Эльконин Д. Б., К проблеме периодизации психич. развития в дет. возрасте, ВП, 1971, №4; Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю., Проблема периодизации развития личности в психологии, М., 1981; Выготский Л. С., Проблема возраста, Собр. соч., т. 4, М., 1984; Психология развивающейся личности, под ред. А. В. Петровского, М., 1987; Birren J. E., The psychology of ageing, Englewood Cliffs (№. J.), 1964; B r o-mley D. B., The psychology of human ageing. L., 1966; см. также лит. при ст. Возрастная психология. смотреть

ВОЗРАСТ

BОЗPACT человека, период от рождения человека до того или иного отсчитываемого момента его жизни. Различают биологический В., к-рый определяется состоя. смотреть

Источник

Оцените статью