Как самостоятельно сделать опалубку для лестницы?
Возведение бетонной лестницы своими силами – процесс хоть и достаточно трудоемкий, но вполне выполнимый для любого домовладельца. Результат такого труда может украшать как крыльцо дома, так и находиться внутри самого здания. Первым и самым ответственным этапом в самостоятельном строительстве является монтаж опалубки.
Что такое опалубка для заливки лестницы? Ее основные элементы
Это временная форма, в которую впоследствии поместят арматурную сетку и зальют бетон. Состоит стандартная форма для одномаршевой конструкции, применяемой внутри дома, из следующих частей:
- Палубы – дна формы, принимающего на себя большую часть давления заливаемого раствора и помещаемого арматурного каркаса.
- Боковины – боковые стенки. Если лестница примыкает к одной стене, требуется только одна боковина, при проходящей между двух стен – потребность в этом элементе отпадает.
- Поперечные перегородки (ступени) – связывают две боковины между собой; служат для придания ступеням формы, когда будет залит бетон.
- Подпорки – прочные бруски сечением 100×100 мм, равномерно расставленные под дно (палубу) для ее укрепления и передачи им части нагрузки от раствора.
- Арматурная сетка – каркас из сваренных или скрученных мягкой вязальной проволокой длинных прутов арматуры диаметром 12 мм.
Для крыльца дома выбирают цельнозаливаемые, составляющие с его площадкой одно целое лестницы, опалубки которых отличается от описанной выше тем, что не требуют дна, подпорок. Такая конструкция не «висит» в воздухе, а опирается на заранее залитый фундамент. Так как эта форма проще в сборке, в этой статье будет рассматриваться в первую очередь более сложная технология.
Необходимые инструменты и материалы
- Дисковая пила – для обрезки брусков, досок.
- Электролобзик – предназначен для вырезания листов обшивки боковин и дна.
- Ленточная шлифмашинка – применяется для придания прилегающим к бетону поверхностям поперечных перегородок гладкого состояния.
- Шуруповерт аккумуляторный или сетевой с различными по профилю насадками – незаменим при скреплении саморезами деревянных частей опалубки.
- Сварочный аппарат – используется для сварки объемного арматурной каркаса.
- Строительный уровень – для измерения выровненности плоскостей.
- Длинное правило.
- Плита OSB толщиной 15 мм.
- Доска обрезная сухая толщиной 3-4 см, шириной не менее 15 см.
- Бруски сечением 100×100 или 100×50 мм.
- Саморезы фосфатированные с редкой резьбой.
- Нагели по бетону.
- Арматура с ребристой поверхностью диаметром 12 мм.
Этапы возведения опалубки
1. Составление чертежа и расчет необходимого количества материалов.
Графическим планом, по которому будет устанавливаться опалубка, является схема или же наглядный чертеж. Учитывают следующие стандарты, которые включает в себя типовая технология возведения монолитной лестницы из бетона:
- Высота ступени должна быть 150-170 мм.
- Глубина – 290-300 мм.
- Ширина ступенек – не менее 900 мм, что позволяет по ней не только комфортно ходить, но и при необходимости заносить в дом габаритные вещи.
- Угол наклона лестницы должен быть не более 45°.
2. Расчет количество ступеней.
После того как схема начерчена, на ее основе приступают к расчетам потребности стройматериалов для обустройства опалубки для лестницы своими руками, учитывая при этом кратность упаковки, длинны того или иного материала – обрезной доски, арматуры, крепежных изделий. Расчетное количество увеличивают на 5-10 % с целью создания страхового фонда на случай попадания допускаемого количества брака, увеличения расхода относительно вычисленного по схеме из-за погрешностей при расчетах.
3. Сборка дна (палубы).
Опалубка должна выдерживать колоссальную нагрузку заливаемого в нее бетона. Основной несущей частью формы является дно или палуба, состоящая из:
- Двух несущих брусьев сечением 100×100 мм.
- Обрешетки из обрезной доски толщиной 3-4 см, расположенной между несущими брусьями с шагом 30 см.
Монтаж дна своими руками:
- Так как в большинстве случаев монолитные лестницы в домах примыкают к одной из несущих стен, на ней при помощи уровня и мела рисуют ступеньки, первый несущий брус закрепляют параллельно линии соединяющей прямые углы между ступенькой и подступенкам следующей ступени.
- Расстояние, на котором крепят брус параллельно данной линии, определяет несущую способность конструкции и составляет в среднем 10-15 см плюс толщина плиты OSB (15 мм); прежде чем крепить брус (тетиву) к стене, вымеряют расстояние до конечной или промежуточной площадки, замеряют угол, под которым зарезаются концы бруса. Вырезанную под размер тетиву крепят по начерченной линии специальными нагелями по бетону в 3-5 точках.
- Продолжают наклонный брус параллельно расположенным полу и также закрепленным к стене брусьями межмаршевой площадки или же при одномаршевой лестнице закрепляют на уровне верхней ее точки. В 4-6 местах тетиву подпирают прочно прикрепляемыми к стене брусками.
- Собирают несущий каркас межмаршевой площадки – две ее стороны крепят нагелями к стене, к ним прикрепляют остальные две при помощи металлических уголков.
- Под все места соединения брусьев верхней площадки ставят подпорки.
- Параллельно первому на расстоянии, равном ширине марша, выставляют второй несущий брус.
- Крепят его к верхней площадке при помощи металлического уголка и саморезов.
- Между наклонными брусьями монтируют обрешетку – доски, ее составляющие, крепят к наращённым на внутренней стороне несущих брусьев мелким планкам таким образом, чтобы верхняя поверхность брусьев и досок обрешетки находились строго в одной плоскости.
- Полученный каркас дна опалубки зашивают плитами OSB, швы герметизируют строительной пеной.
- Под середину палубы ставят ряд подпорок, которые на уровне пола скрепляют доской.
- В стене на уровне двух сантиметров над поверхностью дна сверлится ряд отверстий с шагом 200 мм, в них вставляют пруты арматуры, под каждый прут делают подкладку из дощечки или бруска соответствующей толщины.
- К боковому несущему брусу пришивают вырезанную из плиты OSB боковую стенку.
4. Монтаж каркаса из арматуры.
Внутри пространства между боковинами к вставленным в стену арматуре внахлест приваривают длинные пруты, чтобы получить каркас с ячейкой 200×200 мм. Такой шаг необходимо делать, для того чтобы, когда в опалубку будет заливаться бетон, это расстояние позволит его массе беспрепятственно проходить до самого дна, заполняя тем самым всю форму.
Установка ступенек (поперечных перегородок):
- Для ступенек применяют обрезную доску толщиной 4 см. Ширину при необходимости увеличивают за счет наращивания планками.
- Крепят их между боковиной опалубки и стеной по линии подступенек при помощи саморезов и металлических уголков.
- Начинают установку с нижней ступеньки, следующую крепят, отмеряя угольником заданную схемой глубину ступеньки, проверяя каждую уровнем на выровненность по вертикали и горизонтали.
- Перед креплением все поперечные перегородки тщательно шлифуют – при заливке и застывании бетон будет с ними соприкасаться и от того, насколько их поверхность гладкая, зависит, сложно ли будет их облицовывать в дальнейшем.
- После установки всех ступенек при помощи длинного правила или ровной доски проверяют, лежат ли все вершины ступенек в одной плоскости.
5. Контроль герметичности и прочности.
Такая технология монтажа завершается визуальным осмотром всей конструкции на предмет плотности соединения всех элементов и при надобности подпениванием щелей и зазоров, через которые может при заливке вытекать бетон. Прочность готовой формы проверяют, становясь на отдельные ее участки – собранная таким образом форма должна выдержать вес от 60 до 80 кг на 1 м 2 .
Особенности устройства опалубки для заливки монолитного бетонного крыльца
Крыльцо требует хоть менее сложной, но все же надежной формы. Перед созданием этой конструкции по контуру необходимо сделать прочный ленточный фундамент. Собирается только из боковин – дощатых, реже фанерных щитов, подпираемых с боков. Внутрь засыпается песчано-гравийная смесь, щебень, бут.
Щиты надежно фиксируются подпорками. При недостаточном укреплении боковин при заливке раствора происходит их смещение и образование щелей – ступеньки для крыльца в такой ситуации будут создавать неровную поверхность, что увеличит затраты на их доводку и сделает затруднительной облицовку. Очень часто для дополнительного укрепления доски или фанеру щитов в углах скрепляют металлическими уголками; вышедшие с обратной стороны щитов острия саморезов обрезают.
Опалубка для строительства крыльца армируется прутом диаметром 12 мм. Сетку делают с ячейкой 200×200 мм. Арматура не связывается с фундаментом здания в случае, если монтаж каркаса и заливка производятся спустя достаточно долгое время после возведения дома – это позволит избежать при неизбежной усадке крыльца разрушения фундамента основной постройки.
При выполнении всех операций крыльцо из бетона получается качественным и требующим минимальных отделочных работ.
Несколько полезных советов
При возведении любого из вида лестниц понадобится опалубка. Важными учитываемыми при устройстве этой конструкции кроме всего описанного выше являются следующие моменты:
- Все деревянные составляющие обрабатывают специальными лаками или же закрепляют на их поверхности полиэтиленовую пленку – это исключит их коробление при высыхании раствора.
- Все элементы в обязательном порядке должна быть скреплены именно саморезами, так как при снятии формы, закрепленной гвоздями, необходимо прилагать большое усилие, что может привести к повреждению еще не набравшего проектную прочность бетона.
- Угол уклона при проектировании не делают больше 45 0 , глубина и высота ступеньки – более 27-30 см и 15-17 см соответственно: при очень крутой лестнице и очень высоких и глубоких ступенях подъем будет весьма затруднительным. Но в то же самое время при низкой ступени возникнет эффект «семенения», при котором человек, поднимаясь, будет коротко и часто шагать, такое перемещение достаточно неудобное.
Источник
Опалубка для крыльца: особенности изготовления
В последнее время чаще всего делают крыльцо с использованием бетона. Дело в том, что этот материал отлично переносит различного рода воздействия и устойчив к перемене температуры. Поэтому вопрос о том, как сделать опалубку для крыльца своими руками считается одним из самых распространенных среди начинающих мастеров.
Любительское фото готовой опалубки с установленной гидроизоляцией и арматурой
Поэтапный процесс
В качестве примера стоит рассмотреть сложную конструкцию с перилами и опорами для крыши. При этом понадобится специальная опалубка для ступеней крыльца, поскольку чаще всего этот элемент присутствует в таких конструкциях. Дело в том, что освоив такую сложную систему, можно легко справиться с обычными изделиями.
Некоторые мастера если нет необходимости устанавливать опоры делают специальные ямы с арматурой, которые будут входить в общую заливку для более прочной связи изделия с землей, поскольку так можно избежать рытья котлована
Установка столбов
Определяясь с тем как выставить опалубку для крыльца, сначала рекомендуется заняться монтажом опорных столбов для кровли. Дело в том, что их намного проще и надежнее устанавливать в землю, чтобы получить прочную опору, которая выдержит различные нагрузки.
Для этого инструкция по изготовлению рекомендует сначала вырыть небольшое углубление в земле, по площади расположения крыльца. Затем на местах предполагаемого размещения опор выкапывают ямы глубиной около двадцати сантиметров.
Дальше руководство, объясняющее как сделать опалубку для лестницы крыльца, советует в эти отверстия установить по уровню столбы, которые для фиксации заливают бетоном. При этом необходимо закрепить опоры так, чтобы на время застывания раствора они не шевелились.
Совет!
Некоторые мастера для прочной фиксации столбов используют клинья, которые забивают в яму.
Однако стоит дополнительно закрепить и верхушку, используя для этого веревку или проволоку.
Каркас
- Если изготавливается опалубка для полукруглого крыльца, то в тех местах, где нужно соблюсти радиус можно использовать пластиковые панели или даже широкую вагонку. В остальных случаях лучше применять дерево или фанеру.
Порой для подобной работы подойдет основание в виде своеобразного ленточного фундамента
- Обычная опалубка под крыльцо создается точно так же, как и конструкция для монолитной плиты. Однако если необходимо создавать ступени, то для этих целей лучше использовать другие конструкции. Они зависят от формы всех элементов и заранее разработанного проекта.
Изготовление конструкции необычной формы, которая предполагает поэтапную заливку, на что уходит очень много времени
- Стоит отметить, что опалубка для ступенек крыльца выполняется в виде ярусов. При этом край верхней полки должен быть впритык к грани нижнего ряда. Дело в том, что так после заливки раствор не будет вытекать на нижние ступени.
Простейший каркас для изготовления ступеней из бетона
- Некоторые пособия, рассказывающие о том, как сделать опалубку для круглого крыльца предлагают создавать каждый ряд ступеней отдельно. Однако намного проще и быстрее возвести металлический каркас, который послужит основой.
- Необходимо помнить, что когда создается опалубка для круглого крыльца, применяемые для этого пластиковые материалы, обычно имеют своеобразное натяжение при сгибании. Поэтому в момент их установки следует производить фиксацию с использованием кольев или специальных ограничителей.
Совет!
Стоит отметить, что все работы по созданию таких конструкций занимают с процессом заливки и первичного высыхания несколько дней, а производят их на открытом воздухе.
Поэтому нужно следить за прогнозом погоды, выбирая для монтажа сухое и теплое время.
Гидроизоляция и арматура
Обычно руководство, объясняющее как сделать полукруглую опалубку для крыльца, процессу защиты изделия от влаги уделяет мало внимания. Однако данным пунктом не стоит пренебрегать, особенно если над конструкцией не будет навеса. Дело в том, что все изделия из бетона довольно хорошо переносят влагу, но именно она сильно снижает срок их эксплуатации и при последующем воздействии солнца может привести к разрушению.
Учитывая данную особенность, специалисты рекомендуют укладывать на дно опалубки пленку, чтобы защитить конструкцию от воздействия снизу. При этом после создания изделия его стоит либо облицевать, либо обработать защитными составами.
Для создания полукруглой формы можно использовать листовой металл, который сгибают под необходимым углом или придают ему нужный радиус, фиксируя на земле
После укладки гидроизоляции устанавливается арматура. Обычно цена такого металла довольно высока и его часто заменяют металлоломом. Однако специалисты рекомендуют использовать несколько новых элементов, которые станут основой каркаса.
Вся арматура должна быть перевязана между собой, соединенная в единую систему. При этом между самой опалубкой и металлом нужно выдерживать расстояние минимум в 0,5 см. Для верхней ступени, которая является площадкой можно использовать сетку.
Совет!
При установке арматуры нужно сразу создать посадочные места, которые послужат для фиксации ограждений.
Это значительно облегчит последующий монтаж.
Вывод
Ознакомившись с видео в этой статье можно более детально изучить процесс изготовления таких конструкций и узнать некоторые особенности. Также принимая во внимание статью, которую изложили выше, стоит сделать вывод, что подобная работа очень похожа на другие процессы, связанные с заливкой бетона, хотя и имеет свои особенности.
Источник