- Олимпиада «Ступени»
- Расписание
- Что нового
- Как участвовать
- Что особенного
- Как готовиться
- Отзывов пока нет. Поделитесь мнением первым
- Также рекомендуем
- На олимпиаду через полстраны. Стоит ли оно того?
- Как принять участие в олимпиаде «Ступени»?
- А задания сложные?
- Уровень и «плюшки»
- О нюансах
- Участвовать ли в олимпиаде?
- А напоследок я скажу…
- Олимпиада «Ступени» расширяет охват участников
- Олимпиада «Ступени» начнётся в январе 2021 года
Олимпиада «Ступени»
| Следующее соревнование начнется в декабре → |
Расписание
Обновлено 20 февраля
Что | Когда | |
Прошедшие события | ||
Высшая школа экономики проводит олимпиаду «Ступени» для школьников 8-11 классов. Она не проверяет знания по какому-либо предмету, а позволяет выявить у старшеклассников универсальные навыки, необходимые для проведения исследования в любой области науки. .. Еще Олимпиада проходит в два этапа. Первый проводится дистанционно. Каждое из заданий является одним из этапов проведения исследования. Участникам предлагается сформулировать «гипотезу», сделать «выборку» или провести «эксперимент». В финале школьникам предстоит выступить экспертами. Каждый участник получает настоящую исследовательскую работу. Ее нужно оценить по предложенным критериям, а также написать развернутую рецензию. Что новогоКак участвовать
Что особенногоКак готовитьсяОтзывов пока нет. Поделитесь мнением первымТакже рекомендуемОлимпиада проводится среди учащихся всех классов в 4 тура, организуются также различные дополнительные конкурсы. Попробовать свои силы будет интересно тем, кто увлекается отечественной историей и культурой —> Интернет-олимпиада школьников по физике проводится среди 7-11 классов в два этапа: отборочный и очный. При этом первый из них состоит из двух туров, а его результат — сумма участия в обоих. —> Источник На олимпиаду через полстраны. Стоит ли оно того?В последнее время мы часто пишем про различные олимпиады. Иногда учителя даже советуют готовиться к ним усиленнее, чем к ЕГЭ. Школьница Любовь Бузикова пересекла полстраны в плацкарте, чтобы принять участие в олимпиаде «Ступени» Лицея Высшей школы экономики. Это единственная метапредметная олимпиада по исследовательской деятельности для школьников. Я учусь в обычной, как говорится, пролетарской школе (даже не автономной и без углублённого изучения отдельных предметов) провинциального города (благо, что столица региона). Перечень, Всерос, РСОШ и прочие термины мира олимпиадников вплоть до десятого класса мне ни о чём не говорили. Однако волею судьбы, а точнее, благодаря посту на «Меле», двери в чудный мир олимпиад всё же открылись. Первой на пути оказались «Ступени» Лицея НИУ ВШЭ. Делюсь опытом и впечатлениями, которые, надеюсь, пригодятся будущим олимпиадникам. Как принять участие в олимпиаде «Ступени»?Как и большинство олимпиад, «Ступени» проводятся в два этапа. Отборочный этап проходит дистанционно и представляет собой регистрацию на сайте и решение тестовых заданий в определённый промежуток времени. На очный этап приглашаются ребята, набравшие наибольшее количество баллов. Проходит он в здании Лицея НИУ ВШЭ. Отследить сроки проведения этапов и ознакомиться со всеми документами, а также демоверсиями заочного и очного этапов можно на странице олимпиады. Примечание. Демоверсия очного этапа на самом деле не демоверсия. Это критерии, по которым будет оцениваться работа. Прототипы заданий очного этапа и работы призёров и победителей прошлых лет на сайте, увы, отсутствуют. А задания сложные?Для тех, кто имеет опыт написания научно-исследовательских/научно-практических работ или проектов, пройти отборочный этап более чем реально. Задания отборочного этапа — это тест. В сущности, для его прохождения нужно чётко отделять цель от задач, объект от предмета и методы от результата. Главное — делать это на свежую голову, так как формулировки вариантов ответа бывают очень близки по смыслу. Здесь проявляется первый недочёт «Ступеней». Отборочный тур проходит в 10.00 и 18.00 по московскому времени. Так что если ты живёшь в регионе с разницей в пять и более часов с Москвой и учишься во вторую смену, то твой выбор — напрягать мозги в 23.00 (а то и позднее) по местному времени. Очный тур включает в себя написание рецензии на научную работу по критериям (они есть на сайте и выдаются во время выполнения работы). Форма написания рецензии на сайте отсутствует, зато есть рекомендация. «Результат второго (заключительного) этапа оформляется участником Олимпиады в виде письменной рецензии или отзыва, по аналогии со „взрослыми“ рецензиями или отзывами на научные исследования (например, авторефераты диссертаций), но без буквального копирования всех примет жанра». Поэтому лучшая подготовка — это самостоятельное написание рецензий на любые научные работы. Благо, в интернете образцов достаточно. Уровень и «плюшки»«Ступени» не входят в Перечень олимпиад РСОШ и, судя по проекту Перечня на новый учебный год, входить не будут. Что же касается «плюшек», то их не так уж и много. Победитель получает право участвовать в двухнедельной стажировке Лицея НИУ ВШЭ, кружку и футболку с его символикой. Диплом призёра может добавить два балла при конкурсном отборе на ту же стажировку, кружкой и футболкой ребят не обделяют. Участникам полагается сертификат и ручка с эмблемой. Кстати, при поступлении в вышку диплом «Ступеней» также не прибавит баллов. О нюансах
Со мной случилась неприятная ситуация. Когда я ехала (а до столицы от моего города на поезде ехать больше двух суток), за день до олимпиады я получила письмо от одного из организаторов с указанием о том, что без справки участник к очному туру не допускается. Документ, то есть справку, в Лицее у меня забрали. Так что в поезде на обратном пути пришлось выслушать от проводника нелестный отзыв о себе-такой-сякой-растяпе. Примечание. Чтобы ездить по школьным билетам в поездах, необходимо иметь при себе справку из школы.
Конечно, нам писали время на доске каждые тридцать-сорок минут, но школьные и муниципальные этапы ВсОШ приучили меня к часам и тому, что ты сам видишь, сколько времени у тебя осталось.
Я забрасывала письмами с уточняющими вопросами почту одного из организаторов и почти на все получила ответ. Помимо этого во «Вконтакте» была создана группа с подробной информацией, как добраться до Лицея.
Я приехала в сопровождении учителя, который готовил меня к олимпиаде. Ей пришлось ждать меня в холле, правила есть правила. Предупредили об этом только на месте.
Перед олимпиадой у меня поднялась температура и начался сильный насморк. Так что помимо воды и письменных принадлежностей, на моём столе располагались лекарства первой необходимости. Девушка-организатор в аудитории пристально на них смотрела, но ничего не сказала. Мою просьбу выйти на время из аудитории она сначала не восприняла. Только после долгих разъяснений, что мне нужно высморкаться, отпустила в коридор.
Каюсь, судить полностью о ней не могу, так как мне хватило первой части, во время которой ребята из гимназий и лицеев Москвы и Санкт-Петербурга обсуждали преимущества и недостатки своих школ. Кому-то это было интересно и полезно. Я, как и любой ребёнок из региона, не планирующий в скором времени переезд, в это число не вошла.
Когда жюри завершило проверку, всех участников собрали в зале, объяснили систему оценивания (каждую работу оценивали три эксперта, оценка участника — это средний балл всех проверок, максимальный балл — 26) и предложили разбор в формате «поднял руку, к тебе подошли и объяснили». Общий комментарий уровня проверенных работ был дан весьма размыто. 7 главных заповедей выпускника-олимпиадника Мой средний балл составил 17 (из 26), причём первый балл был 12, второй — 17, третий — 22. Меня смутила огромная разница в оценках проверяющих. Светлана Анатольевна Шаповал (преподаватель Лицея НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук) посоветовала пойти на апелляцию. По её словам, такая разницах в баллах могла быть вызвана субъективным восприятием написанного мною. Грубо говоря, фразу «структурно работа состоит из трёх частей» можно было расценить как оценку и как лишнюю фразу, усложняющую понимание рецензии. На апелляции меня посадили перед двумя педагогами, которые оценивали работу. Мне предложили задать вопросы, после этого они посовещаются и вынесут решение. Педагогов тоже удивил разброс баллов, однако чёткого ответа на вопрос, почему так, я не услышала. Апелляцию частично удовлетворили, подняли на один балл. На результат это не повлияло. Это был мой первый опыт апелляции, и, наверно, хорошо, что он был таким. Участвовать ли в олимпиаде?Да. Однозначно. Но пересекать полстраны в плацкарте, как это сделала я, всё же не стоит. «Ступени» для тех, кто живёт недалеко от Москвы. Ещё для тех, кому интересна исследовательская деятельность. Олимпиада, действительно, уникальная, а участников немного (на очном туре было около 30 человек). А напоследок я скажу…Я рада, что «Ступени» стали моей первой олимпиадой, но проходить этот путь ещё раз я не буду. Повторюсь, что идея метапредметной олимпиады по исследовательской деятельности прекрасна. Но пока что её реализация, а именно организация очного тура, вызывает вопросы. Источник Олимпиада «Ступени» расширяет охват участниковЛицей НИУ ВШЭ совместно с Дирекцией НИУ ВШЭ по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися приглашает школьников принять участие в олимпиаде «Ступени». В 2018-2019 учебном году олимпиада впервые пройдет в двух номинациях: 8-9 и 10-11 классы. Победители и призеры 11 класса получат преимущества при поступлении в НИУ ВШЭ, а учащиеся 8-9 классов — при зачислении в лицей. «Ступени» — метапредметная олимпиада по исследовательской деятельности. Принципиальная новизна «Ступеней» заключается в том, что эта олимпиада ориентируется на умения и навыки, необходимые для проведения успешного исследования в любой области науки. Олимпиада не предполагает написание научной работы, а значит, не является конкурсом индивидуальных исследовательских работ школьников и не дублирует существующие научно-практические конференции. Участникам предстоит анализировать научные тексты и факты из научной практики, выстраивая аргументы и выдвигая гипотезы. К участию приглашаются учащиеся, которые уже имеют опыт написания исследовательских работ или только собираются приступить к их написанию, но знают, по каким принципам устроена исследовательская деятельность и научная работа. Регистрация на олимпиаду продлится полтора месяца — с 20 декабря по середину января. Олимпиада пройдет в два этапа: заочный (февраль 2019) и очный (март 2019). Для того чтобы пройти отбор, нужно уметь сформулировать цель, задачи и гипотезу исследования, спланировать структуру работы и привести подходящие аргументы. Очный этап пройдет на базе Лицея НИУ ВШЭ в Москве. Победители и призеры олимпиады в 8-9 классе имеют право претендовать на дополнительное внеконкурсное место при поступлении в 9-10 класс в соответствии с правилами приема в Лицей НИУ ВШЭ. Победители и призеры олимпиады в 11 классе могут получить дополнительные баллы за индивидуальные достижения при поступлении на следующие образовательные программы НИУ ВШЭ. Источник Олимпиада «Ступени» начнётся в январе 2021 года«Ступени» – это метапредметная олимпиада для старшеклассников, которая оценивает навыки и умения в сфере исследовательской деятельности. Олимпиада не проверяет знания по определённому предмету, а позволяет выявить универсальные метапредметные навыки. В «Ступенях» могут принять участие школьники 8-11 классов, которые уже имеют опыт исследований или же только собираются приступить к работе. Помимо опыта и проверки исследовательских навыков, победители и призёры 11 класса получают преимущества при поступлении в НИУ ВШЭ, а учащиеся 8–9 классов – при зачислении в Лицей. Кроме того, призёры очного этапа проходят в олимпиаду следующего года, минуя заочный этап. Точные преимущества для участников этого года будут объявлены в декабре. Олимпиада пройдёт в два этапа: заочный (январь 2021) и очный (март 2021). Отвечают призёры и победители 2020. Владислав Куликов, призёр Ты получаешь знания и навыки, которые необходимы всем, кто хочет приблизиться к истине в нашем необъятном информационном мире. Ян Радивилов, призёр «Ступени» — глоток свежего воздуха среди множества олимпиад, ведь там проверяются не знания определённых наук, а умение анализировать тексты, что является важным навыком в современном мире. Мария Яхина, победитель Советую принимать участие в олимпиаде всем, кто интересуется исследованиями. От участия ты ничего не потеряешь — только получишь опыт работы с исследованиями, плюс дополнительные баллы при поступлении. Это ценная помощь в начале исследовательского пути: готовясь к олимпиаде, разбираешься, как ставить проблему, находить гипотезу, задавать вопросы, оформлять работу. Алёна Браженко, призёр В олимпиаде стоит участвовать для того, чтобы разбудить и потренировать критическое мышление! Определённо стоит участвовать тем, кто думает над академической карьерой, потому что это отличный старт для знакомства с правилами и особенностями научной работы. Алиса Зиновьева, победитель Несколько часов наедине с чужим исследованием помещают сознание в стрессовую ситуацию, в которой понимаешь, что можешь гораздо больше, чем полагал. Стоит принять участие, чтобы сделать зарядку для ума и заодно получить бонус в виде дополнительных баллов для поступления в ВШЭ. Юлия Ковальчук, призёр Олимпиада даёт знания для написания исследовательских работ, развивает мышление и внимательность. Например, я теперь никогда не верю тому, что мне скажет сомнительный источник, всегда проверяю информацию. Василиса Ижа, победитель Мне кажется, что участвовать в олимпиаде нужно, в первую очередь, для себя. Чтобы понять, что такое исследование и как с ним работать. Также «Ступени» дают преимущества при поступлении в Лицей и ВШЭ — почему бы этим не воспользоваться. Интервью Светланы Анатольевны Шаповал — одной из создателей и составителей олимпиады. Источник |