- Обучение грамоте как особам ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения
- Обучение грамоте как этап овладения чтением и письмом методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Обучение грамоте как этап овладения чтением и письмом.
- Содержание.
- 1. Цель и задачи периода обучения грамоте;
- Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
- В результате необходимо отметить, что подготовка детей к обучению чтению проводится последовательно и системно, что позволяет добиваться поставленных целей и задач обучения на данном этапе.
- Основное назначение подготовительного периода — введение основных для обучения грамоте понятий: слово, звук, звуки гласные и согласные, знак звука и т. д.
- Необходимо формировать у детей умения слышать и понимать вопрос, отвечать именно на заданный вопрос, говорить на обсуждаемую тему. Нужно учить детей вступать в беседу, доказывать, дополнять, возражать. Иными словами – “разговорить” детей. Это очень важно в дальнейшем процессе обучения, и это – трудно.
- 6.Список литературы.
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте как особам ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения
Обучение грамоте как особое культурно-образовательное явление возникло в древнейший, еще доисторический период в жизни человечества Сразу же вслед за появлением первоначальны видов письма, точнее, графических способов изображения каких-либо сообщений, сведений, еще в эпоху родового строя у людей появилась потребность в речевом общении на расстоянии с закреплением его во времени.
Для этого люди придумывали разные способы реализации подобной потребности: записывали свои речевые сообщения, напри мер, посредством связок из раковин разной величины и цвета, комбинировали узлы и сплетения из шнуров; позднее обратились к за рубкам и насечкам на камне, на деревянных дощечках и палках, использовали графические начертания в виде рисунков, иероглифов, клинообразные знаки и, наконец, буквы. Наиболее совершенными, удобными и экономными в передаче речевых сообщений оказались буквенные знаки. Они легче запоминались и были более приспособлены как для записи, так и для чтения, расшифровки за писанного.
Впервые буквенные знаки письма появились в странах Среднего, Востока и Средиземноморья, народы которых пользовались языками семитской языковой группы (Сирия, Аравия, Финикия, Кипр, Сардиния, Сицилия, Карфаген). Через финикийцев, которые активнее других занимались мореходством и торговлей и поэтому чаще и больше других общались с разными странами и народами, алфавитное звукобуквенное письмо стало известно грекам. Знакомство греков с буквенно-звуковым письмом расширилось и углубилось посредством носителей арамейского языка (евреи, арабы), с которым пришли в другие страны многие древнебиблейские тексты, записанные буквенно-звуковыми знаками. Греки усвоили не только идею буквенно-звукового письма, но и внесли в него немало усовершенствований — ввели для обозначения гласных звуков специальные буквы (в семитском письме они отсутствовали), придумали буквы обозначения звуков, специфических для греческого языка.
Буквенно-звуковое алфавитное письмо от греков узнали римляне, славяне и другие европейские народы. Каждый из них, не меняя греческой алфавитной и отчасти графической основы букв, приспосабливал буквенно-звуковые обозначения к особенностям своих языков.
В 863 г. н.э. монахи-просветители Кирилл и Мефодий создали на греческой основе первый упорядоченный славянский алфавит. Они дали начало славянскому книгописанию, перевели на славянский язык с греческого многие церковно-богослужебные книги.
Попутно заметим, что в некоторых научных источниках встречаются утверждения, что славянское слово буква этимологически связано со словом бук — дерево, из которого чаще всего изготовляли дощечки для письма.
Переведенные Кириллом и Мефодием книги заложили основы формирования церковно-славянского и старославянского литературного языка, способствовали развитию книгописания, т.е. книжного и библиотечного дела.
С XI в. центром славянской письменности становится Киевская Русь. Соответственно она оказывается и центром обучения грамоте на церковно-славянском языке. Последнее сводилось к изучению буквенных знаков славянского алфавита и обучению чтению церковно-славянских текстов. Какая-то меньшая по численности часть людей, обучившихся чтению, продолжала учение по овладению умением письма. Такого рода практика, когда обучение грамоте в основном затрагивало обучение чтению большей части учеников, а обучению письму удостаивалась значительно меньшая часть наиболее способных учеников, сохранялась многие столетия в практике обучения грамоте.
Долгое время, несколько столетий, обучение грамоте составляло содержание всей школьной учебы детей, т.е. все школьные годы посвящались обучению грамоте, да еще Закону Божию и частично цифири, арифметике.
Постепенно в образовательных системах России, как, впрочем, и в других странах, обучение грамоте выделилось в особый этап школьной учебы ребенка. Этот этап был предназначен не только для того, чтобы обучить начинающего ученика элементарному чтению и письму, но и для того, чтобы ввести его в новую для него сферу жизни и тем самым обеспечить полноценную школьную жизнь, заложить прочный фундамент для успешного овладения всеми другими учебными предметами в начальных и последующих классах. Таким образом, обучение грамоте превратилось в своего рода стартовый этап в овладении ребенком всей школьной премудростью. «Сперва аз да буки, а там и науки» -таким запечатлен в русской пословице народный взгляд на фундаментальную значимость обучения грамоте, «Грамота, как знание, — писал Константин Дмитриевич Ушинский, — есть необходимое начало всякого правильного образования».
Дата добавления: 2016-11-02 ; просмотров: 2133 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Обучение грамоте как этап овладения чтением и письмом
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
Период обучения грамоте в 1 классе к курсу начального обучения по программе «Школа России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте как этап овладения чтением и письмом.
Содержание.
- Цель и задачи периода обучения грамоте.
- Характеристика периода обучения грамоте.
- Виды заданий для учащихся в период обучения грамоте..
- Оценка достижений ребёнка;
- Заключение;
- Список литературы;
1. Цель и задачи периода обучения грамоте;
Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Основные задачи периода обучения грамоте:
— научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке, литературе;
— расширить кругозор детей;
— активизировать внутреннюю и внешнюю(устную и письменную)речь;
— развить интеллектуальную и познавательную активность, вызвать у ребёнка положительное отношение к учению;
— развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму.
Обучение грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом, который слагается из двух взаимосвязанный процессов – анализа и синтеза.
Курс обучения грамоте состоит из нескольких периодов:
Задачи добуквенного периода — развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах.
На данном этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котенок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы
.В добуквенный период ведется подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).
В буквенный период ведется работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению.
Обучение грамоте — это составная часть непрерывного курса русского языка и развития речи для дошкольников, начальной и основной школы. Это означает, что в курсе обучения грамоте выделяются определенные направления (линии) развития детей в рамках предмета «русский язык», которые реализуются на доступном для детей уровне
— овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности); развитие умений слушания и говорения;
— расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей; овладение грамматическим строем речи;
— овладение орфографией и пунктуацией; развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
— овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;
— приобретение и систематизация знаний о русском языке;
— раскрытие для детей красоты и богатства русского языка, его связи с русской культурой; воспитание средствами русского языка;
— формирование у детей чувства языка.
В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.
В результате необходимо отметить, что подготовка детей к обучению чтению проводится последовательно и системно, что позволяет добиваться поставленных целей и задач обучения на данном этапе.
Основное назначение подготовительного периода — введение основных для обучения грамоте понятий: слово, звук, звуки гласные и согласные, знак звука и т. д.
Необходимо формировать у детей умения слышать и понимать вопрос, отвечать именно на заданный вопрос, говорить на обсуждаемую тему. Нужно учить детей вступать в беседу, доказывать, дополнять, возражать. Иными словами – “разговорить” детей. Это очень важно в дальнейшем процессе обучения, и это – трудно.
2.Характеристика периода обучения грамоте.
В период обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых средств.
По этой же причине задачи периода обучения грамоте не ограничиваются обучением детей чтению и письму, они ориентированы на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям его жизнедеятельности, и на создание базы для дальнейшего продуктивного обучения родному языку.
Ядро программы обучения грамоте составляет начальное осознание детьми взаимосвязи между целевой, содержательной сторонами речи и формальными средствами ее выражения (грамматикой, знаками). Слово в этот период выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста. В ходе активного употребления языка ребенок сам открывает его правила, сам устанавливает объективно существующие взаимосвязи, осмысливая таким образом собственный дошкольный опыт пользования языковой системой.
Основной способ усвоения детьми устной и письменной речи — самостоятельная речевая деятельность ребенка и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации.
На дальнейших этапах обучения не столько увеличивается объем материала, сколько изменяется степень глубины, сложности и многоаспектности его анализа. Техника чтения и письма формируется в основном в период обучения грамоте.
Обучение чтению строится на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе. Он предполагает последовательное неразрывное озвучивание каждой буквы с учетом позиционных мен.
Порядок изучения букв ориентирован на осознание учениками позиционных мен звуков — основу способа чтения и письма. Вначале вводятся однозвучные гласные и сонорные согласные. В этот период дети на коротких, простых по составу словах осваивают способ чтения и письма, наблюдают букву «И» как показатель мягкости согласных. Затем изучаются все парные согласные по глухости — звонкости и, наконец, когда у детей появляется достаточный опыт фонетического анализа слов и их чтения, вводятся наиболее трудные случаи: двузвучные гласные буквы, непарные глухие согласные, мягкий и твердый знаки.
Постепенно, от этапа к этапу, нарастает длина слов, появляется стечение согласных, расхождение звукового и буквенного состава, расхождение количества звуков и количества букв. Такой подход к порядку изучения букв и постепенному усложнению слов позволяет детям самостоятельно открыть правила чтения; вывести правила написания звонких согласных и проверяемых безударных гласных в корне; осознать написание гласных после шипящих, отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв Ч и Щ с другими согласными, кроме Л, и проч., т.е. вполне естественно войти в грамматическую систему языка.
Существенное расширение языкового материала является необходимым условием для организации активной мыслительной деятельности школьников, связанной с эмоциями, переживаниями, волевым напряжением, для освоения ими адекватных форм и средств общения, для ускоренного формирования навыков чтения и письма.
Уже в букварный период, кроме традиционно центральной темы «Фонетика», ученикам предоставляется возможность широких грамматических наблюдений в области синтаксиса, морфологии и словообразования. Их основная цель в этот период — способствовать формированию навыков правильного чтения и правильного письма. К ее достижению приводят следующие линии работы:
- первичное осознание различения слов по смыслу, грамматическому и звуко-буквенному составу;
- начальное наблюдение детьми трех основных принципов русской орфографии: фонетического, морфемного, традиционного, или исторического.
В программе предусмотрено наблюдение сильных и слабых позиций звуков в слове, расхождения написания и произношения слов, вводятся понятия родственных слов и форм слов, понятие «корень», сравниваются слова с проверяемыми написаниями в корне (нора — норы, снег — снега) с написаниями непроверяемыми, традиционными (ча, ща, чу, щу, жи, ши, же, ше); наблюдение изменения грамматической структуры слов в предложении, в зависимости от цели высказывания, практическое ознакомление с основными признаками предложения и слова. Этой функции служит сравнение предложений, различающихся по цели высказывания и интонации, сравнение использования других средств, выражающих смысл предложения: форм слов, служебных слов, порядка слов, интонации.
3. Виды заданий для учащихся в период обучения грамоте. В начальной школе целесообразно применение частичного фонетического разбора, позволяющего акцентировать внимание учащихся на минимуме теоретических знаний, который служит базой для формирования прочных фонетических умений и навыков. Поэтапный фонетический разбор в начальной школе даст богатый материал для проведения полного фонетического разбора в дальнейшем (в среднем и старшем звене).
Основные способы ведения фонетической работы – наблюдение над артикуляцией звуков, предъявление приема протяжного или усиленного произнесения звука, выполнение действия по образцу, фонетический опыт (эксперимент), моделирование, фонетическое конструирование. Названные приемы должны помогать привлечению внимания детей к звукам речи как к предмету анализа и развитию способности их слышать, т.е. выделять из общего потока и определять характер. В дальнейшем, на следующих уроках, различные виды заданий по звуковому анализу слов призваны помочь первоклассникам накопить фонетический опыт и отточить фонетические умения. В основе фонетической работы на всем протяжении обучения должны лежать собственные действия ученика со звучащим словом. Главная рекомендация учителя: «скажи и послушай слово». Приемы протяжного или усиленного произнесения звуков, фонетический эксперимент («попробуем. »), сопоставление звуков и т.п. — это приемы, облегчающие обучение, помогающие маленькому школьнику обрести свой опыт.
Создание специальных проблемных ситуаций позволяет детям почувствовать и осознать необходимость в новом знании для решения учебно-практической задачи письма и чтения. Букварь представляет собой последовательность учебно-практических задач, решая которые дети открывают законы русской графики и орфографии.
Описанная системная логика развертывания букварной теории ориентирована на разумный, сознательный способ введения ребенка в письменность. Но не следует забывать, что обучение на сознательной основе не единственный путь приобретения опыта. Огромные пласты практического опыта человек осваивает интуитивно, в ходе реально-практических действий. Поэтому при обучении грамоте должны быть использованы все возможности ребенка, поэтому предусмотренная практика чтения несколько опережает теоретическое осмысление этой практики. Так, в текстах изредка встречаются еще не изученные буквы. Это, во-первых, приучает детей спрашивать у учителя о неизвестных буквах; во-вторых, способствует их непроизвольному запоминанию. Буквы Е, Ё, Ю, Я встречаются не только в теоретически осмысленной позиции — после согласного, но и в начале слова, а также после гласного. Практическое овладение способом чтения букв Е, Ё, Ю, Я в этих позициях подготавливает теоретическое изучение темы «Способы обозначения звука [j] на письме», приступая к которой дети уже умеют читать соответствующие слова. Им не приходится решать две трудные задачи одновременно. Иными словами, для формирования у ребенка навыков чтения мы стараемся использовать способности разума и интуиции, а кроме того, уже имеющийся у ребенка практический опыт чтения. С этой целью в Букварь включены тексты для хорошо читающих детей, помеченные специальным значком.
На доске: Дед Данила делил дыню:
Дольку – Дине, Дольку — Диме,
2) чтение по рядам с нужной интонацией
— Сколько раз встретилась буква Д, которая обозначает мягкий звук?
— Сколько раз — твердый?
— В каких словах букв больше, чем звуков?
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения
а) Чтение трудных слов с доски с последующим объяснением значения этих слов, чтение слов наоборот:
ецнлос ансев цясем
б) Чтение наложенных друг на друга слов:
в) Чтение согласных по таблице. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС КВМСПЛБШГРДБЛСТ ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН ФЩМЖДШХЧМКПБРВС ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
г) чтение по таблице – треугольнику.
Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги: ма; мо; му; мы; ми (или смотрят на цифру 1 и читают все слоги).
Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как «игра в прятки» и «мнимое слово».
«Игра в прятки»: ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий. «Мнимое слово»: учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах. Слабо читающему ученику больше помогает такой вид работы, как «чтение за диктором». Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения.
Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.
4. Оценка достижений ребёнка.
Отменено отметочное обучение. Но мы не в состоянии отменить и не вправе игнорировать естественную потребность ребенка в оценке его трудов, его усилий, его личности. Главное, чтобы эта оценка сравнивала ребенка только с самим собой и была связана с конкретным действием. . Имеются различные подходы в системе обучения грамоте. В своей работе я использую систему оценивания по Эльконину.
Основной формой материализации успехов ребенка в самом трудном для первоклассника деле — в освоении техники чтения — может стать график читательского роста, на котором учитель 3—4 раза в год после индивидуальной проверки техники чтения отмечает достижения маленького читателя.
Если ребенок пришел в класс читающим, к примеру, 10 слов в минуту, то шкалу «Число слов в минуту» надо начинать не с нуля, а с отметки 10 (или 5). Праздник читательского роста, следующий за проверкой скорости чтения, не стоит омрачать антипедагогичным: «Петров читает уже 60 слов в минуту, а Васильев только 20». Гораздо объективнее детский прогресс будет виден, если сказать: «И Вадик Петров, и Миша Васильев отлично потрудились на уроках чтения. Оба стали вдвое выше».
График читательского роста — одна из возможных форм оценки, которая не травмирует. Другой формой материализации учебных заслуг ребенка могут стать медали, которыми постепенно, по мере изучения темы, будут награждены все ученики. Так, медаль «Знаток гласных» получит каждый ученик, назвавший все 10 букв гласных. Медаль «Мастер слогов» получит ребенок, разделивший безошибочно ряд слов на слоги. Главное, чтобы учительская оценка хвалила ребенка, т. е. была предельно личной в своей положительной части, а не критиковала результат. «Я вижу, что ты уже научился ставить ударения: в 12 словах ударения поставлены правильно. Не сомневаюсь, что ты сам найдешь две ошибки» — такова форма критики, стимулирующей к совершенствованию .
Таким образом, данная система оценивания по Эльконину представляется мне наиболее оптимальной в период безотметочного обучения в школе.
В период обучения грамоте необходимо содействовать развитию мышления учащихся, пробуждать у них бережное отношение и любовь к родной речи, вызывать интерес к знаниям по русскому языку, развивать их языковое чутьё, умение наблюдать факты речи , способность анализировать звуковые явления. В решении этих задач огромное значение имеют различные виды разбора языкового материала, которые различаются по содержанию, объёму и способу выполнения. В число видов разбора включается и фонетический разбор. Важно, чтобы ученики смогли аргументированно обосновать своё мнение, показать свое понимание языкового явления. Необходимо, чтобы ребята, зная порядок разбора, отмечали в ходе разбора почему они оценивают анализируемый факт так или иначе. Тогда анализ будет содействовать развитию связной научной речи. Развивать мышление. Учебники и технология обучения должны сделать процесс обучения психологически комфортным, помочь ребёнку полностью реализовать себя.
6.Список литературы.
- Адамович Е.М., Яковлева В.И. Чтение в начальных классах. – М., 1967.
- Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. / Под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичёвой. – М., 1977.
- Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. /Под ред. М.С.Васильевой. – М., 1977.
- Вижанкова Т.И. Работа над контекстуальными синонимами – одно из средств развития связной речи // Начальная школа. – 1990. — № 4.
- Гайдук Е.К. Работа над трудными словами // Начальная школа. – 1985. — №4.
- Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения. – М., 1991.
- Козырева Л.М. Развитие речи. – Ярославль, 2002.
- Кузнецова И.В. Опыт проведения интеллектуально-личностного марафона «Твои возможности» по Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. – 2006. — № 4.
- Купров В.Д. Словарная работа на уроках русского языка // Начальная школа. – 1990. — № 3.
- Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987.
- Методика грамматики и орфографии в начальных классах. / Под ред. Н.С.Рождественского. – М., 1975.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока чтение+письмо в период обучения грамоте в 1 классе по теме «Закрепление пройденного материала. Чтение и письмо предложений с изученными буквами». УМК «Школа Росси.
Как помочь ребенку в овладении чтением и письмом.
Рабочая учебная программа по обучению грамоте для 1 -го класса разработана на основе:1. Федерального государственного образовательного стандарта начального.
Презентация с иллюстрациями по теме: «Ярмарка» к уроку обучения грамоте в 1 классе.
Рекомендации, как можно заниматься с первоклассником.
В статье рассматриваются основные ошибки при овладением чтением и письмом младшими школьниками, предлагаются игры на развитие фонематического слуха и даются советы родителям.
Краткая нформационная листовка для родителей о дисграфии и дислексии.
Источник