Раздел Школы, гимназии, лицеи в Петербурге
Справка
Структура среднего образования
Школьное образование в XXI веке
Согласно Конституции РФ, начальное и основное общее образование в школе является обязательным для всех. Основной закон, регулирующий нормы среднего образования — Федеральный закон «Об образовании».
Среднее образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребенка базовые знания и навыки.
Условия обучения
Обучение детей в образовательных учреждениях начинается с возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже восьми лет.
По заявлению родителей школа вправе принять ребенка для обучения в более раннем возрасте.
Полный курс обучения в современной российской школе занимает 11 лет. Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения — восемнадцать лет.
Учебный год начинается 1 сентября и оканчивается в конце мая или в июне. Он делится на четыре четверти с каникулами или на три триместра, разбитых на 5 блоков с недельными каникулами между ними и с летними каникулами.
В конце каждой четверти выставляется итоговая оценка по всем изучаемым предметам, а в конце каждого года — годовая оценка. Ученик, который не может пройти аттестацию, может быть оставлен на второй год.
- В школах преподаются предметы четырех групп:
- гуманитарные предметы,
- естественнонаучные предметы,
- точные предметы,
- предметы по искусству.
Также практически все школы предоставляют ученикам возможность получения дополнительного образования: кружки, спортивные секции.
Уроки длятся 40-45 минут, перемена — 5-20 мин. Для тех учеников, у кого нет возможности отправиться домой, существуют группы продленного дня, где можно остаться после окончания уроков (обеспечивается питание, возможность приготовления уроков).
В России пятибалльная шкала оценок.
Каждая школа обязана иметь свой устав, определяющий права и обязанности учащихся. По решению органа управления за неоднократно совершенные грубые нарушения устава допускается исключение из школьника, достигшего возраста пятнадцати лет. Оно применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и пребывание учащегося в школе оказывает отрицательное влияние на других, мешает нормальной работе.
Обучение в государственных средних школах является бесплатным, однако учебные пособия приобретаются за счет родителей ребенка.
Ступени среднего образования
- Среднее полное образование в России включает три ступени, соответствующие уровням образовательных программ:
- I ступень (начальное общее образование) — 4 года,
- II ступень (основное общее образование) — 5-6 лет,
- III ступень (среднее (полное) общее образование) — 2 года.
После окончания 9 класса школьник получает аттестат об основном общем образовании. Этот документ дает право продолжить образование в школе либо поступить в среднее профессиональное образовательное учреждение.
После 11 класса выпускник получает аттестат о полном среднем (общем) образовании и право на поступление в учреждения высшего профессионального образования.
Источник
Средняя общеобразовательная школа, её ступени и основные типы
Структура средней общеобразовательной школы соответствует трём основным этапам развития личности ребёнка:
— детству — 1 ступень (1-4 классы);
— отрочеству – П ступень – (5-10 классы);
— юности – Ш ступень(11-12 классы).
Начальная школа (1-4 классы) обеспечивает общее развитие личности ученика, формирование его первоначальных мировоззренческих взглядов на природу, человека, общество. Учащиеся начальной школы приобретают необходимые обобщенные умения учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культуры общения и поведения, основами личной гигиены, здорового образа жизни.
Следующая ступень основной школы (5-10 классы) призвана обеспечить общее базовое образование, дальнейшее общее развитие личности ученика, усвоение им основ наук, формирование научного мировоззрения, способов мышления и деятельности, основных видов функциональной грамотности (языковой, компьютерной, правовой, экологической, экономической), овладение основными социокультурными, моральными и правовыми нормами, профессиональную ориентацию.
Школа третьей, лицейской ступени(10-12 классы) завершает общеобразовательную подготовку учащихся (общее среднее образование). Учебно-воспитательный процесс строится на основе профильной дифференциации, которая учитывает способности, склонности, желания учащихся и их родителей. На этом этапе формируется готовность к активному участию в общественной жизни, непрерывному образованию и самообразованию, выбору профессии.
Таким образом, общее среднее образование включает уровень общего базового образования, которое в свою очередь включает ступень начального образования. Получение общего базового образования является обязательным условием для завершения общего среднего образования в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, и среднего специального образования.
В начале 90-х годов в образовательной практике Беларуси появились учебные заведения нового типа (УЗНТ):гимназия, лицей, колледж, высшее профессиональное училище. Они призваны обеспечить повышенный уровень общего среднего и начального профессионального образованияподрастающего поколения. Цели и задачи УЗНТ: существенное улучшение качества общего среднего образования; повышение уровня предпрофессиональной (начальной профессиональной) подготовки молодежи; создание условий для непрерывного образования и самообразования личности.
Главными признаками УЗНТ являются: 1) направленность образовательного процесса на профилизацию этих заведений (педагогическая гимназия, экологическая гимназия, технический лицей; художественный лицей, лингвогуманитарный колледж и др.); 2) создание кафедральной системы в структуре УЗНТ; 3) широкое использование в учебно-воспитательном процессе УЗНТ развивающих (личностно-ориентированных), блочно-модульных технологий, поисково-исследовательских методов; 4) активное проведение с учащимися в процессе внеурочной работы по учебным предметам научных конференций, предметных турниров и олимпиад, защиты научно-исследовательских проектов; 5) наряду с известными формами обучения в средней общеобразовательной школе используются вузовские формы обучения и контроля знаний (лекции, семинарские и практические занятия, лабораторные работы и практикумы, зачёты, экзамены и т.п.); 6) утверждение и развитие собственных традиций УЗНТ.
Гимназия — образовательное учреждение системы общего среднего образования, которое обеспечивает реализацию требований государственных стандартов к образованию в сочетании с повышенным уровнем образования, широкой гуманитарной и общекультурной подготовкой учащихся. Во всех регионах Беларуси в 2003 г. функционировало более 100 гимназий.
Лицей – профессионально ориентированное образовательное учреждение, которое обеспечивает повышенный уровень общего среднего образования в сочетании с профильной предпрофессиональной подготовкой учащихся по направлениям и специальностям высшей школы. К 2003 г. в РБ работало более 20 лицеев.
Высшее профессиональное училище – учреждение образования в системе непрерывного образования, которое обеспечивает углубленное профессионально-техническое образование, интегрированное со средним специальным.
Колледж – учреждение образования в системе непрерывного образования, обеспечивающее углубленное среднее специальное образование, интегрированное с общим средним и высшим.
Источник
1. Общая характеристика (1)
Обучение в школе подразделено на 3 ступени:
1-я ступень – 1-4 классы
2-я ступень – 5-9 классы
3-я ступень – 10-11 классы
Каждая из ступеней школы (начальная школа, основная школа, средняя школа), решая общие задачи, имеет свои специфические функции, связанные с возрастными особенностями учащихся. Они находят отражение, прежде всего, в наборе базовых учебных курсов и занятий по выбору учащихся. Основой базисного учебного плана школы является осуществление принципа преемственности между его ступенями, когда изучаемые курсы получат на последующих ступенях свое развитие.
В начальной школе обучение ведется по учебно-методическому комплекту «Школа России» во 2-4 классах, в 1 классе — по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, что обеспечивает реализацию вариативного и разноуровневого подходов, позволяет организовать учебно-воспитательный процесс в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями учащихся. В начальной школе акцент делается на формирование прочных навыков учебной деятельности, на овладение учащимися письменной и математической грамотности, на воспитание культуры речи и общения.
На 2-й ступени в школе имеются общеобразовательные классы и классы предпрофильной подготовки.
Основное внимание на второй ступени обучения акцентируется на создании условий для формирования у школьников познавательных интересов, что позволяет школьнику определить область научных знаний, в рамках которой на старшей ступени может состояться его самоопределение.
На третьей ступени организованы профильные классы в соответствии с профилем школы.
Старшая ступень призвана обеспечить качественное образование учащихся с учетом их потребностей, познавательных интересов, склонностей и способностей. На этой ступени важное место занимает профиль, связанный с конкретными учебными дисциплинами агро-технологического цикла. Образовательная программа на этой ступени ориентирована на достижение уровня допрофессиональной компетенции по выбранному профилю. Вся система образования учащихся старших классов направлена на развитие потенциальных возможностей каждого ученика, его интеллекта, воспитание системы нравственных качеств, коммуникативности, организаторских способностей.
Особенности учебного плана по ступеням
Учебный план для 1-4 классов ориентирован на четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: 1 класс-33 учебные недели, 2-4 классы- 35 учебных недель.
В начальной школе обучение ведется по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (1 класс) и учебно-методическому комплекту «Школа России», что обеспечивает реализацию вариативного и разноуровневого подходов, позволяет организовать учебно-воспитательный процесс в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями учащихся. В начальной школе акцент делается на формирование прочных навыков учебной деятельности, на овладение учащимися письменной и математической грамотности, на воспитание культуры речи и общения.
В 3-4 классах в качестве учебного модуля предмета «технология» изучается предмет «информатика и ИКТ», который направлен на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности учащихся.
Преподавание английского языка осуществляется с 1класса. В 1 классе – за счет часов кружковой работы по программе Е.И. Негневицкой, З.Н.Никитенко и Е.А.Ленской, во 2- 4 классах по программе М.З. Биболетовой ( по 2 часа в неделю).
За счет компонента образовательного учреждения преподавание физической культуры ведется из расчета по 3 часа в неделю во 2-4 классах (1 ч. – из вариативной части и 2 часа – из федерального компонента). В 1 классе уроки физической культуры будут проводиться следующим образом: 2 часа федерального компонента и 1 час за счет динамических пауз.
В 1 классе изучение ОБЖ осуществляется за счет интеграции с другими дисциплинами (окружающий мир, физическая культура).
За счет регионального компонента изучается предмет «православная культура» со 2 по 4 классы по 1 часу в неделю в каждом классе, а в 1 классе этот предмет будет изучаться за счет кружковой работы (кружок «Православная радуга»).
Учебный план для 5-8 классов ориентирован на 35 учебных недель в год, для 9 класса – на 34 учебных недели.
Главное внимание на второй ступени обучения акцентируется на создании условий для формирования у школьников познавательных интересов, что позволяет каждому ученику определить область научных знаний, в рамках которой на старшей ступени может состояться его самоопределение.
В основной школе федеральный и региональный компоненты реализуются в полном объеме; имеются общеобразовательные классы, осуществляется предпрофильное обучение.
В 8 классе в рамках образовательной области «Искусство» осуществляется преподавание предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» (по 0,5 часа в неделю), что объясняется пожеланиями учащихся и родителей (данные анкетирования) и возможностью общеобразовательного учреждения создать условия для качественного освоения предмета «Изобразительное искусство» в 9 классе (1 час в неделю).
В курсе «Обществознание» в 6-9 классах изучаются символы Российской Федерации и Белгородской области в соответствии с рекомендациями управления образования и науки Белгородской области. Для преподавания обществознания в 6-9 классах используется УМК А. И. Кравченко.
В 6-9 классах осуществляется преподавание предмета «История» (по 2 часа в неделю), который представлен в 9 классе предметами «История России» и «Всеобщая история».
Предмет «Физическая культура» в 5-9 классах изучается в объеме 3 часов, из которых 1 час за счет компонента образовательного учреждения и 2 часа федерального компонента. В 5-7 классах 4 час физической культуры реализован за счёт кружковой работы.
Региональный компонент представлен «Православной культурой» с 5 по 9 классы ( по 1 часу в неделю) и «ОБЖ» в 5- 7 и 9 классах – по 1 часу в неделю. В 8 классе ОБЖ изучается в качестве федерального компонента ( 1 час).
Для создания условий для осознанного выбора профиля обучения в старшей школе, а также с целью реализации преемственности в 5-9 классах за счет школьного компонента введены следующие курсы:
— в 5, 6 и 7 классах — курс «Краеведение», который призван расширить теоретические и практические знания учащихся по биологии, поддержать интерес к этому предмету (1 час в неделю), в 6 классе это интегрированный курс, который включает в себя биологический и географический модули, что позволяет не только организовать изучение обучающимися содержания образования краеведческой направленности, но и усилить практическую направленность курсов географии и биологии, создать необходимые условия для более глубокого изучения этих предметов.
— также в 5-7 классах за счет школьного компонента изучается курс «Вокруг тебя – мир…». Цель этого курса состоит в подкреплении теоретических и практических знаний, полученных на уроках литературы. Он направлен на воспитание нравственных качеств учеников, их готовности к сопереживанию, на развитие речи, умение анализировать, делать выводы, сравнивать и обобщать (по1 часу в неделю в каждом классе);
— в 8 классе организованы учебные курсы «Почвоведение», «Занимательная агрохимия или как вырастить рекордный урожай » и «Экология человека. Культура здоровья» в связи с пожеланиями учащихся (проведено анкетирование);
— в 9 классе – курс «Биологическая роль химических элементов или неизвестная планета», целью которого является углубление и расширение знаний учащихся по биологии и химии, что формирует целостное представление о природе, экологии, подготовка школьников к обучению на старшей ступени по агро-технологическому профилю. Также решается задача развития учеников, создания условий для приобретения ими опыта участия в учебном исследовании.
В 9 классе осуществляется межсетевое взаимодействие: 2 часа в неделю школьного компонента передано в Зенинскую школу на элективные курсы, эти курсы призваны помочь ученику уточнить свой интерес к предмету, расширить возможности предпрофильной подготовки, сделать правильный выбор профиля обучения на старшей ступени.
Преподавание элективных курсов в 5-9 классах осуществляется по программам, рекомендованным МоиН РФ, и адаптированным программам, которые рекомендованы Методическим советом НМИЦ и Белгородским региональным институтом ПКППС.
Для дополнительного образования в 9 классе введены курсы по выбору профессии (1час в неделю) за счет кружковой работы.
По окончанию учебного года для учащихся 5-8 классов проводится летняя трудовая практика общей продолжительностью 15 дней.
Старшая ступень призвана обеспечить качественное образование учащихся с учетом их потребностей, познавательных интересов, склонностей и способностей. Образовательная программа на этой ступени ориентирована на достижение базового уровня знаний. Вся система образования учащихся старших классов направлена на развитие потенциальных возможностей каждого ученика, его интеллекта, воспитание нравственных качеств, коммуникативности, организаторских способностей.
В средней школе федеральный и региональный компоненты реализуются в полном объеме. Предмет «ОБЖ» является базовым учебным предметом ( по 1 часу в неделю в 10 и в 11 классах). Региональный компонент представлен предметом православная культура (1 час в неделю).
Физическая культура изучается в 10классе в объеме 3 часов и 11 классах в объеме 2 часов (3-ий час – за счет кружковой работы).
В целях удовлетворения потребностей учащихся и родителей средняя школа работает по учебному плану для агро-технологического профиля.
С целью социальной защиты учащихся и в соответствии с пожеланиями старшеклассников и их родителей организована профессиональная подготовка по специальностям: «Водитель категории «В» и «С», которые осуществляются в объеме 4 часов в неделю в 11 классе и 3 часов – в 10 классе. В рамках сетевого взаимодействия обучающиеся осваивают профессию водителя категорий «В» и «С» в МОУ «Зенинская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области», в ресурсном центре. В связи с этим часы предмета технология (4 и 3 часов в неделю) теоретической программы (устройство и техническое обслуживание, правила дорожного движения, основы управления транспортным средством и безопасность движения), а также часы для отработки практических навыков обслуживания и управления автомобилем (вождение, оказание первой медицинской помощи) переданы в вышеуказанную школу. Это является гарантированным способом бесплатного приобретения специальности, способствует социализации учащихся, индивидуализации обучения, подготовке учащихся к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности на старшей ступени.
Для учащихся по окончанию 10 класса в летний период предусмотрена практика (120 часов).
В 10 классе в качестве профильного предмета изучается химия, на преподавание которой отводится 3 часа федерального компонента.
В 11 классе — профильное изучение химии в объеме 3 часов в неделю.
Для расширения знаний по биологии в 10 классе организован элективный курс «Экология с элементами валеологии» (35 часов), тесно связанный с профильными предметами, способствующий более подробному и глубокому изучению химии, экологии и биологии. Для расширения и углубления знаний по профильному предмету (химия) в 10 и 11 классах изучаются элективные курсы «Решение задач» и «Решение расчетных задач».
По заявлениям родителей и просьбам учащихся в 10 и 11 классах организованы курсы по обществознанию «Основы избирательного права» «Ювенальное право» целью которых является расширить представления учащихся об избирательной системе нашего государства, изучить отдельные элементы общественной жизни, обобщить и систематизировать знания учащихся и с целью подготовки к ЕГЭ по данному предмету.
В связи с повсеместной компьютеризацией рабочих мест и необходимостью овладения компьютерными технологиями для учащихся 10 и 11 классов организованы учебные курсы «Делопроизводство с использованием компьютерных технологий», «Информационные технологии и их использование в экономике», направленные на формирование у школьников навыков работы с персональным компьютером.
В 10- 11 классах часы школьного компонента распределены следующим образом: «Замечательные неравенства, их обоснование и применение», «Решение математических задач повышенной трудности», «Углубление лингвистических знаний учащихся. Подготовка к ЕГЭ», «Язык, культура, общество» с целью подготовки будущих выпускников к сдаче выпускных и вступительных экзаменов в 2010-2011 учебном году по математике и русскому языку.
Также велись курсы «Экология и безопасность жизнедеятельности» и «Познай себя», направленные на формирование здорового образа жизни, развитие умения изучать потребности своего организма, познавать себя и корректировать негативные изменения.
По окончанию учебного года для учеников 10 класса предусмотрена летняя трудовая практика продолжительностью 20 дней. В целях формирования у учащихся опыта самоопределения и самореализации им предлагаются разнообразные курсы, спортивные секции и кружки дополнительного образования. Основная задача дополнительного образования в школе : создать условия для самоопределения, самовыражения учащихся, развития и реализации их творческих и интеллектуальных возможностей.
Источник