Образование помогает продвижению человека по социальной лестнице

Роль образования в социализации и в социальной мобильности личности.

Образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределение их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев. В различные периоды существования общества О. (и в первую очередь высшее) осуществляло эту свою социальную функцию в разной степени. В начале становления школьного О. основной функцией школ было распространение знания и утверждение религиозных ценностей. Перемены в общественной жизни, дальнейшее развитие хозяйственной деятельности потребовали соответственно большего числа не просто грамотных людей, но специалистов в разных областях знания. Для их подготовки создавались уже специальные учебные заведения.
Образование постепенно становилось фактором, способствующим продвижению по социальной лестнице, условием для занятий торговлей, для поступления на службу в государственные учреждения и т. д.
Но долгие годы основным механизмом социального контроля за распределением членов общества внутри социального здания по иерархической лестнице оставались семейный статус и церковь.
Примерно в сер. 1960-х О. как социальный институт стало основным средством социальной мобильности, выступая в качестве канала массовых социальных перемещений из одних социальных групп, слоев в другие. Что же касается О. как канала вертикальной циркуляции индивидов и механизма отбора внутри различных социальных групп, то здесь данный социальный институт уступал такому средству, как членство в политической (особенно правящей) партии.

В современных услвиях рыночной экономики роль О. ослабевает (из-за появления элитарных учебных заведений положение определяется качеством образования, т.е. престижностью; из-за сужения соц. базы формирования студенчества – негативно влияет на отбор абитуриентов)… Развитие этих тенденций вступает в противоречие с необходимостью наращивания интеллектуального потенциала, с теми задачами социально-экономического и политического плана, которые решают государства СНГ в конце ХХ века.
На Западе повышется доступность образования, что повышает и соц. мобильность. В государственных послесредних учебных заведениях ряда западноевропейских стран плата за обучение либо полностью отменена (Германия, Австрия, Скандинавские страны), либо значительно снижена, порой практически до символического значения. Часть студентов получают стипендии: во Франции около 20%, в Италии и Испании – 10%.
Н.Дж. Смелзер – О. как фактор для приобретения социального статуса. Индивид использует свои знания для достижения специфических целей.

Читайте также:  Наружные деревянные лестницы конструкции

Рэндалл Коллинз — расширение системы образования в США обусловлено не только потребностью в квалифицированных специалистах, но и борьбой различных “статусных групп” за властные функции, материальное благополучие и престиж.

О. оказывает, безусловно, существенное влияние на возможности социальной мобильности и устройства в жизни, но не единственное. Крайне важным является также семейная среда и/или социально-статусные особенности.
Раньше ничего подобного не было: в традиционном обществе обучение происходило стихийно (старшие передавали знания младшим в семье), только единицы имели возможность посещать специальные учреждения – школы, лицеи, гимназии, университеты. Школа относится к числу формальных организаций, осуществляющих социализацию подрастающего поколения. Она выступает таким ее агентом, при помощи которого общество осуществляет формальный надзор, заботу, попечение за детьми. Основная функция школы как социального института – привить подросткам систематические знания в основных областях человеческой деятельности – физике, истории, литературе, географии, экономике и т.д., а также научить их практическим навыкам в каких-либо ремеслах. Более широкая задача, которую ставит перед собой школа, это гуманитарное воспитание личности человека.

69. Индивидуализация и ее эволюция.

Овладение ролями – социализация. Роли формируются не чел-ком, а об-вом. Личность = опред соцц кач-ва+индивидуальность. Процесс соц эволюции связан с социализацией(овладен общими стандартами) и индивидуализацией. Индивидуализация внутрисемейн отношений ( 18-19 век дети на картинах одеты так же как их родители – нет индивидуализации) Процесс индивидуализации опирался на разделение труда. Проявление трудового мастерства. Этнический процесс: этнич стрктура по своему образцу и подобию социализирует. У разных народов по-разному ценятся индивидуальные черты( склонность к юмору, трудолюбие – у одних ценно, у др – нет). Сейчас возраст ценность индивидуализации. Индивидуальность раскрытие личности в соц ролях. Понимает ли это чел-к?. 1 тип – абсолютн самоценность индивид-сти, культ индив-сти. 2 тип – отрицание ценности индивид-сти. Проблема как уравновесит 1 и 2 тип.

1) эгоцентрическая (ориентир на себя, ща возрастает)

3) комунитаризм (течение на западе, назв придумал Бердяев, отриц голой индивид-сть и тупого коллективизма – вобщем за баланс, хар-но для Японии).

Источник

Труд и социальная лестница

Вы будете перенаправлены на Автор24

Социальная лестница

Социальная лестница — это модель расположения отдельных групп людей, которая основывается на их материальном и профессиональном статусе в обществе.

Стоит отметить, что, если человек обладает достаточным количеством материальных благ и профессиональных навыков, то он будет находиться на достаточно высокой ступени социальной лестницы. Получается, что, чем больше материальных благ у человека, чем лучше развиты его профессиональные навыки, тем выше он будет находиться на социальной лестнице.

Любое общество имеет распространенные и привычные ему сферы деятельности, реализующиеся в качестве социальных лестниц.

Стоит отметить, что, те знания, которые люди получают в своей школе, доступны абсолютно для всего населения. И именно школьные знания, умения и навыки формируют все условия для того, чтобы начать продвигаться по социальной лестнице.

Готовые работы на аналогичную тему

Точно так же окончание высшего учебного заведения помогает человеку занять ступень, соответствующую его новому статусу. Члены общества с низкой мобильностью, которые не имеют диплома, подтверждающего их квалификацию, как правило, не имеют перспектив.

Различные политические партии и органы власти тоже формируют социальную мобильность каждого индивида. Участие в политической деятельности расширяет кругозор человека, открывает ему возможности для государственной службы. Во многих странах это сулит довольно хорошие карьерные перспективы, причем независимо от происхождения человека. Все существующие общественные и профессиональные предприятия, в которых люди объединены своими интересами или профессиональной принадлежностью, считаются своеобразным каналом мобильности. Здесь главное — это иметь способности в определенной, импонирующей области деятельности.

Церковь также может играть довольно важную роль в процессе изменения общественного статуса. Многие католические и православные священники благодаря своим талантам неуклонно поднимались по карьерной лестнице и занимали высшие ступени в церковной и общественной иерархии.

Финансовое и банковское предпринимательство тоже способно быть своеобразным социальным лифтом. Ведь те люди, которые смогли показать абсолютно все свои умения в организации и управлении финансовыми средствами, довольно быстро поднимаются вверх по социальной лестнице.

Помимо того, повлиять на продвижение человека по социальной лестнице может и его семья. Именно семья закладывает в человеке те знания, умения и навыки, которые, очень нужны подрастающему поколению. В зависимости от уклада своей семьи, человек может как полностью деградировать, так и быстро стать успешным.

Итак, продвижение по социальной лестнице стимулируют:

  • политические организации;
  • вооруженные силы;
  • религиозные объединения;
  • церковь;
  • СМИ;
  • образование и наука.

Влияние труда и образования на продвижение по социальной лестнице

На самом деле, будущее человека может быть заранее предопределено. Ведь многие дети пытаются повторить все то, что делали их родители. В результате получается так, что дети проходят тот же путь в своей жизни, что и их родители. У каждого из нас всегда есть возможность двигаться вперед по социальной лестнице, но, к сожалению, делать это становится намного сложнее.

На своем жизненном пути каждый из нас сталкивается с неравенством в какой-либо сфере. Сначала это неравенство выражается в процессе учебы, когда человека получает образование. Но в результате лишь немногие дети из обычных рабочих семей становятся руководителями. Ведь рядом есть дети, родители которых достаточно богаты, чтобы помочь своему ребенку быстрее и эффективнее продвинуться вверх по социальной лестнице. В этой ситуации многое зависит от родителей. Ведь дети, родители которых не получили высшего или даже среднего образования, практически не поступают в высшие учебные заведения. В случае, если один из родителей когда-то был руководителем, то, возможно, что и ребенок тоже станет руководителем в будущем.

Чем ниже уровень образования у человека, тем ниже будет его заработная плата. Но уровень образования человека не всегда зависит только от доходов его семьи. Бывает так, что влияют еще и другие факторы. К таким факторам можно отнести продолжительность жизни человека, его физическое состояние и многое другое.

Некоторые ученые считают, что, если человек родился в бедной семье, то всю свою жизнь он будет нищим. На самом деле, бывают и такие случаи, но везде есть свои исключения.

Тот выбор, который возникает перед учеником, заканчивающим девятый класс, — это самая первая, но очень важная проблема, первый выбор, который определяет будущее.

Как правило, обычно бывает два варианта развития событий:

  • остаться в школе, а затем идти в университет;
  • уйти в колледж и там постигать выбранную профессию.

На самом деле социальная лестница имеет место быть только у учеников, начиная с десятого класса. Ведь здесь шансы подростков на хорошее будущее не равны.

В тех семьях, в которых оба родителя получили высшее образование, примерно 87% детей оставались учиться в средней школе. Там, где только один из родителей окончил университет, этот показатель уже становится немного ниже — 70%. Если ни мать, ни отец не учились в институте, вероятность перехода ребенка в десятый класс составляет 47%.

Также существует зависимость от дохода в семье. Ведь самые маленькие шансы для того, чтобы перейти в десятый класс обычно бывают у тех детей, которые растут в семьях с доходом 20 тысяч рублей в месяц или ниже. По мере увеличения доходов возрастает и вероятность продолжения обучения в школе. Самый высокий показатель обучающихся в средней школе у тех детей, которые растут в семьях с доходом более 70.000 в месяц.

Стоит отметить, что проблема социального расслоения состоит не только в том, что между людьми из одного общества существуют, так называемые, стеклянные стены. Очень важно понимать, что проблема, связанная с передвижением людей по социальной лестнице, связана еще и с имущественным расслоением, которое со временем только растет.

Источник

Образование создает разницу между людьми (Дж. Локк)

Английский мыслитель и классик теоретической педагогики Джон Локк, считал, что дети на первом этапе своей жизни в личностном понимании представляют собой «чистую доску», на которую воспитательный и образовательный процессы наносят свои штрихи. Получаемое образование постепенно ведет к индивидуализации человека, его отличию от других, становясь, в итоге, разграничительным обстоятельством.

Не являясь сторонником концепции «чистой доски», считаю, что в данном утверждении автор был прав. В его высказывании усматривается несколько аспектов. Во-первых, полученное образование позволяет значительно расширить возможности человека, во-вторых, дает ему шанс подняться по социальной лестнице. В-третьих, образование помогает индивиду разобраться в себе, обнаружить свои таланты, увидеть слабые стороны, и впоследствии проработать их. Продвижение по социальной лестнице обычно означает также повышение материального уровня, что, в свою очередь, способствует социальному разделению.

Рассмотрим высказывание с точки зрения социологической теории. Образование – это получение навыков и знаний, необходимых не только в профессиональной и повседневной деятельности, но и для повышения общего интеллектуального уровня индивида.

Социальное неравенство – вертикальное иерархическое разделение граждан на слои или классы, наделенные неодинаковыми шансами для удовлетворения своих потребностей и реализации возможностей.

Если взглянуть на высказывание Дж. Локка с философской точки зрения, то мы увидим, что на ментальном уровне разница в образовательной базе выражается в разной глубине понимания одних и тех же вещей. Высокообразованная интеллектуально развитая личность мыслит и рассуждает совсем иными категориями, нежели человек с начальным образованием. Это происходит не потому, что интеллектуальные способности людей кардинально различаются, а из-за того, что многие вопросы лежат вне сферы понятийного аппарата малообразованного человека.

Подтверждение этому легко встретить в СМИ. Мы знаем, что в современном западном обществе прослойка наемных работников делится на занятых в сфере неквалифицированного физического труда («синие воротнички»), и высококвалифицированного интеллектуального труда («белые воротнички»). Разница между ними очевидна — она выражается не только в уровне заработной платы, но и степени «социального уважения», а также возможностях, предоставляемых гражданам из конкретной прослойки общества. В данном примере особенность разделения социального класса на разные иерархические ступени выражено наиболее ярко.

Из истории мы видим, что будущий великий ученый Михаил Ломоносов, чувствуя в себе огромный интеллектуальный потенциал, понимал, что ему не хватает именно образовательной базы. Поскольку представителям крестьянского сословия получение образования не полагалось, ему пришлось дойти пешком до Москвы. Мы знаем, что он начал свое обучение с самой нижней ступени Славяно-греко-латинской академии, резко выделяясь из-за своего возраста на фоне малолетних одноклассников.

Проанализировав теоретические доводы и практические примеры, можно сделать уверенный вывод, что Дж. Локк не ошибался. Действительно, дифференциация людей по образовательному принципу в обществе очень заметна. А наблюдая за происходящими общественно-историческими процессами, мы видим, что полученное образование позволяет не только индивидуализироваться отдельным личностям, но и дает дополнительный шанс на раскрытие талантов и возможностей.

Источник

Оцените статью