Доклад «Трансформируемость и полифункциональность развивающей предметно-пространственной среды»
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад «Трансформируемость и полифункциональность развивающей предметно-пространственной среды»
Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории
С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др., развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
Иными словами, развивающая предметно-пространственная среда – это специфическое для каждой группы образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п. для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья, учета особенностей и коррекции их развития, в сочетании с определенными принципами разделения пространства группы.
Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС ) необходимо обеспечить реализацию:
· образовательного потенциала пространства групповой комнаты, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья;
· уч?т индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
· двигательной активности детей;
· возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
· различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.
Функции РППС ДОО:
Основные принципы РППС ДОО:
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
· содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
· доставлять эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
· трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
· полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
· доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
· безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению над?жности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
· В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
· К функциональным аспектам оборудования пространства ДОО относятся также акустическое оформление , освещение, цветовая отделка помещения.
· В соответствии с требованиями ФГОС ДО организация пространства РППС (в здании и на участке) должна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации , а также обеспечивать возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия.
Примерный перечень зон для организации РППС:
· – для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);
· – для познавательной активности (развитие речи, развитие математических представлений и пр.);
· – для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, уголок патриотического воспитания и пр.);
· – для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);
· – для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);
· – для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы и погоды и пр.);
· – для отдыха (уединение, общение и пр.).
Объективные показатели негативного влияния.
Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:
? провоцировать ребенка на агрессивные действия;
? вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партн?ры (сверстники, взрослые);
? провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
? вызывать у реб?нка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции;
? провоцировать реб?нка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
В состав критериев другой группы включены качества, направленные на обеспечение гармоничного развития ребенка:
? полифункциональность. Это качество должно давать возможность реб?нку гибко использовать элементы РППС в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях;
? применение элементов РППС в совместной деятельности. Наличие этого качества говорит о том, что все игровые средства могут быть использованы в коллективных играх (в том числе и с участием взрослого), а также при инициировании совместных действий;
? дидактическая ценность. Это качество указывает на то, что игровые средства РППС могут использоваться как средство обучения ребенка;
? эстетическая ценность. Наличие такого качества подтверждает, что игровые
средства РППС могут являться средством художественно-эстетического развития
ребенка, приобщения его к миру искусств.
Общие принципы оценки безопасности игровой продукции для дошкольников:
? 1 . Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества).
? 2. Психофизиологическая безопасность – соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту и пр.), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений.
? 3 . Психологическая безопасность : отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие.
? 4 . Нравственно-духовная безопасность : отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.
Помимо соответствия критериям, установленным ФГОС ДО, все элементы РППС должны иметь все необходимые сертификационные документы: Сертификат соответствия и Гигиенический сертификат. Именно эти документы свидетельствуют об их безопасности для физического здоровья детей.
В заключение стоит отметить, что формирование (дополнение) РППС должно представлять собой не просто некоторый набор игровых средств и оборудования, а систему, состоящую из определ?нных системообразующих компонентов. Данный принцип да?т возможность наиболее эффективно использовать компоненты РППС. Это позволит оптимизировать перечень предметного содержания, исключить ненужное дублирование, а также рационально использовать групповые помещения и игровое оборудование.
Развивающая предметно — пространственная среда в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к развивающей предметно-пространственной среде это:
? насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
? трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
? полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в организации или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре);
? вариативность среды предполагает: наличие в организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;
? доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования;
? безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
1. Необходимо иметь легкие конструкции , модули, ширмы, шатры, легкие скамейки, модульную мебель, занавески и др. приспособления, которые можно легко изменять функционально. Например: воспитатель отодвинула занавеску, а там тема проекта с наглядностью, закрыла — и этот наглядный материал не мешает детям сосредоточенно конструировать и эту же занавеску дети легко могут оформить как «рекламный щит» для своей деятельности или использовать под выставку своих работ). Эти же конструкции дадут детям самостоятельно обустроить пространство по своему усмотрению, облюбовать, оборудовать или обжить его по своему усмотрению, построить свой маленький мирок. Это особенно касается творческих игр. Возможность трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми, также может быть реализована с помощью применения раздвижных (и раскручивающихся рулонных) перегородок.
2. Высота мебели в детском саду должна легко меняться.
Необходимо уходить от:
- Оформление стен и декоративные элементы должны быть сменяемы и понятны дошкольникам;
- фиксированного фронтального расположения столов и стульев;
- стационарного размещения игровых уголков для сюжетных игр с фиксированными темами и сюжетами («Кухня», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская». Содержание игрового уголка должно быть более мобильным, регулярно обновляться.
Построение предметной среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.
Среда должна давать легкие передвижные, переносные конструкции , которые дают возможность детям создавать пространство для игры в удобном месте – платформы на колесах, небольшие подиумы на колесах, переносные уголки ряженья из пластиковой основы, которые могут еще служить и ширмами.
Идею мобильности и динамичности легко воплотить с помощью ширмы. Она позволяет детям вырваться из мира взрослых и поселиться в своем «гнездышке».
Для игр изготовлены ширмы – трансформеры: (пароход, машина, военная машина, комната для девочек), что позволяет использовать игровое оборудование в разных вариантах. Ширмы двух и трёхстворчатые, они лёгкие и безопасны в использовании.
Достаточно заменить покрытие из ткани и это уже не корабль, а военная машина или штаб для командиров. Дети могут действовать сами в зависимости от игрового замысла. Ширмы для мальчиков позволяют менять предметно-пространственное окружение, вносить в него новое в соответствие с интересами детей. Все любимые мальчиками предметы легко крепятся и кладутся в карманы: часы, рация, фонарик, карта, бинокль. В них также легко размещаются плотницкие и столярные инструменты: ножовка, молоток, отвертка. А кокетливо-элегантная ширма для девочек как бы подчеркивает серьезный характер мальчишечьей ширмы.
Ширма для девочек может выполнена из легкой вуали, которая собрать так, чтобы напоминала форму легкой воздушной юбочки. Ширма дополнена атрибутами для маленькой барышни (сундук, шляпка, бусы, зонтик).
Ширмы удобно хранить, легко складывать, что позволит переносить их. Ширмы многофункциональны и универсальны.
Мягкие модули обогащают детскую игру, обеспечивают трансфор-мируемость, полифункциональность игрового пространства. На усмотрение играющих это может быть ракета, бассейн, дворец, автобус и т.д.
Наполняемость предметно-развивающей среды позволяет детям каждый раз проживать событие в новой ситуации, окружении, что развивает фантазию и воображение, позволяет овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Источник
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с принципами ФГОС до.
Светлана Васильченко
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с принципами ФГОС до.
Согласно толковому словарю Д. Н. Ушакова: среда – это социально – бытовая обстановка, в которой живет человек; окружающие условия; совокупность людей, связанных общностью условий обстановки. Среда, условия могут, как тормозить развитие человека, так и стимулировать его развитие. Бывает и нейтральный вариант, когда она не тормозит, но и не стимулирует. ФГТ предъявляли требования к предметно — развивающей среде. ФГОС ДО дает другую формулировку среды — развивающая предметно — пространственная среда.
Что изменилось?
1. На первый план выходит слово » развивающая», это важно;
2. Добавлено слово «пространственная», не только предметная, предметно — пространственная среда.
Что это значит?
Развивающим потенциалом должны обладать не только предметы среды, но и само пространство должно нести развивающую функцию. И под пространством понимается не только пространство группы, пространство всего детского сада, пространство прилегающей территории. Чаще всего в группах детского сада мы наблюдаем такую картину: в спальне находятся кровати по количеству детей и, соответственно, пространство спальни используется только для сна на 2 часа; в раздевалке находится шкафчик, здесь только можно одеваться — раздеваться, вся информация выше глаз ребенка, а значит для родителей, для взрослых. То есть, эти два достаточно больших по площади помещения практически никак не используются для развития ребенка.
Теперь посмотрим групповую комнату, практически половина комнаты занята столами. Поэтому в конечном итоге для развития крупной моторики, для разворачивания разных видов детской деятельности, двигательной активности остается половина групповой комнаты, при этом жестко — зонированной, не поддающейся никакой трансформации.
Развивающая предметно — пространственная среда (РППС) – это психологически благоприятная обстановка группы, помещений детского сада, а так же прилегающей территории, наполненная разнообразными предметами, игровыми и неоформленными материалами. Если РППС спроектирована, организована профессионально грамотно, если элементы среды обладают развивающим потенциалом, то такая среда способствуют максимальному раскрытию способностей и возможностей ребенка дошкольника, развитию познавательной мотивации.
«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учта особенностей и коррекции недостатков их развития». Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)» Письмо Минобрбнауки России «Комментарии к ФГОС дошкольного образования», № 08-249 от 28.02.2014.
Развивающая предметно — пространственная среда — это система условий, но система» живая», требующая с одной стороны стабильности, с другой стороны — изменений. Это система, которая обеспечивает развитие ребенка по всем направлениям: физическое, художественно — эстетическое, речевое, социально — коммуникативное, познавательное. Содержание РППС зависит от образовательных целей и задач, которые решает педагог, от темы недели, месяца, от времени года, от интересов и здоровья детей и так далее. ФГОС ДО определяет конкретные требования к развивающей предметно — пространственной среде. И, несмотря на то, что все педагоги знают эти требования, на практике не всегда удается педагогам выстроить систему условий, соответствующую Стандарту.
Авторы Стандарта предоставили подробные требования к РППС детского сада и определили принципы её построения:
В основе принципов организации развивающей предметно — пространственной среды лежит концепция современного дошкольного образования, которая выделяет условия, необходимые для создания социальной ситуации развития ребенка.
Обратите внимание, в тексте ФГОС ДО формулировка «социальная ситуация развития» встречается несколько раз. То есть, ФГОС ДО подчеркивает значимость » социальная». Поэтому и важно организовать пространство так, чтобы оно не было жестким, закрытым, так как это не дает возможности развитию социальных навыков — умение найти себе партнера по игре, определить свое место в пространстве, определить границы этого места и т. д.
Развивающая предметно — пространственная среда должна быть:
• содержательно — насыщенной – включать средства обучения и воспитания, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование. Насыщенность среды способно обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
Обеспечивая реализацию этого требования, необходимо соблюдать баланс, избегая перенасыщенности и, не забывая о замене материала. Здесь важно, чтобы элементы среды обладали развивающим потенциалом.
• трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
Соблюдению этого принципа в современном дошкольном образовании отводится главная роль.
Важно, чтобы сами дети, проявляя свою субъектность, выступали инициаторами организации РППС, для этого материалы должны быть легкими и удобными для того, чтобы создать свой мир игры в нужном месте и с нужными материалами.
• полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
Хочется выделить такой принцип, как многофункциональность, именно многофункциональные материалы позволяют развивать воображение ребенка, которое так необходимо на этапе начального обучения.
• доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
Казалось бы, этот принцип достаточно понятен педагогам ДОУ, но в реальной практике реализуется слабо.
Мы уже рассматривали выше о доступности пространства, явного запрета нет, но для игры эти пространства не используются. Так же и с другими материалами, дети понимают, что это выставлено для выставки, а не для игры. Воспитатели часто говорят «дети попросят».
• безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению наджности и безопасности их использования, такими как санитарно — эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Развивающая предметно — пространственная среда — это один из важных критериев оценки качества деятельности любого дошкольного образовательного учреждения. Роль среды в формировании основополагающих качеств, таких как самостоятельность, инициатива, познавательная активность ребенка, первостепенна.
Каким образом среда может побуждать ребенка к творчеству, исследованию, к освоению способов деятельности, к проявлению и появлению личностных качеств? Часто от воспитателей можно слышать «ничего нового в Стандарте нет, мы всегда так делали». Что — то в Вашей среде не так, если.
• Если дети начинают и бросают, то одну, то другую игру.
• Если дети бегают, перекрикивают друг друга, толкаются и ссорятся.
• Если дети разрушают материалы и игровые пособия.
• Если дети не хотят делиться игрушками.
• Если дети не знают, как и где разместить свои продукты деятельности.
• Если действует правило «глазками смотри, ручками не трогай».
• Если выставлены игрушки и игры для красоты, а не для игры.
РППС должна обеспечивать ребенку свободный выбор игр и материалов; выбор места и пространства; возможность уединения и взаимодействия со сверстниками; право на осуществление проб и ошибок. Пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, должны нести информацию о современном мире и стимулировать поисково — исследовательскую детскую деятельность.
При реализации основной образовательной программы дошкольного образования необходимо помнить, ведущая деятельность и основная форма — игра, которая задается взрослыми в двух видах — сюжетно — ролевая и игра с правилами.
Педагогу необходимо создать условия для разворачивания сюжетно — ролевой игры, для организации игр с правилами, а так же подготовить материалы и оборудование для продуктивной деятельности, для познавательно — исследовательской и двигательной деятельности.
Созданные условия обеспечат развитие ребенка по пяти основным направлениям развития: физическое, художественно — эстетическое, познавательное, речевое, социально — коммуникативное.
Основными этапами проектирования РППС являются:
1. Определение желаемого результата.
2. Постановка целей и задач проектирования РППС.
3. Анализ реальной ситуации (наличие помещений, состояние помещений, наличие материалов и игрового оборудования, кадровый ресурс, реализуемые комплексная и парциальная программы, социальное окружение, региональные особенности и т. д.).
4. Определение проблем и рисков.
5. Описание способов реализации проекта, где формулируется перечень желаемых трансформаций РППС, перечень тех компетенций, которыми должен овладеть педагог.
6. Наблюдение за детьми – какие центры интересны в течение дня, в течение недели, в течение месяца. Анализ центров в соответствии с принципами ФГОС ДО. Анализ элементов РППС — какой уровень развивающего потенциала каждого из элементов.
7. Определение конкретного плана.
8. Реализация проекта.
9. Мониторинг и анализ (соотнесение желаемого и полученного результата).
Выстроенная таким образом работа по проектированию РППС в отдельной группе или в целом в детском саду позволит:
• обеспечить целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка;
• создать постоянную творческую атмосферу в работе педагогов;
• обеспечить единство подходов к воспитанию и образованию детей семьи и детского сада.
При формулировании целей проекта педагог ДОО должна понимать, что РППС должна представляет собой не просто некоторый набор игровых средств и оборудования, а систему, состоящую из определнных системообразующих компонентов. Данный принцип дат возможность наиболее эффективно использовать компоненты РППС. Это позволит оптимизировать перечень предметного содержания, исключить ненужное дублирование, а также рационально использовать помещения ДОО и игровое оборудование.
Какие вопросы организации развивающей среды в связи с введением Стандарта у педагогов вызывают затруднения:
• отсутствует представление, что необходимо изменить в РППС;
• не соотносят основную образовательную программу и РППС;
• упрощенный взгляд на технологию организации РППС;
• не могут сбалансировать роль педагога и роль среды в развитии ребенка.
Типичные ошибки в организации развивающей предметно — пространственной среды:
1. Сенсорная агрессия оформления группы.
2. Неэстетичный подбор мебели (смешение пластиковой и деревянной мебели и оборудования).
3. Школьная расстановка мебели: столы расставлены, как парты в школьном классе.
4. Мебель, не позволяющая изменять границы зон группового пространства. Не выделены пространство для игры. Жесткое зонирование.
5. Нефункциональное структурирование пространства.
6. Отсутствие содержательного материала на полках группы.
7. Перегруженность пространства. Невозможность организации сюжетной игры. Сюжетные картинки выше роста ребенка.
Организация предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в условиях введения ФГОС ДО Деловая игра для педагогов ДО на заседании КМО. В ФГОС большое значение придается развивающей среде, которая является частью целостной.
Анализ предметно-пространственной развивающей среды в средней группе в соответствии с требованиями ФГОС Организация развивающей среды в нашей группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность.
Анализ развивающей предметно-пространственной среды детского сада в соответствии с требованиями ФГОС Анализ развивающей предметно — пространственной среды детского сада Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации.
Формирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС через создание мини-музеев в детском саду Обоснование проекта: Дети в любом возрасте задают взрослым множество вопросов о том, что им кажется интересным и необычным. Чтобы достойно.
Оформление развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в нашем дошкольном учреждении созданы.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС Там, где раздаётся смех… Там, где множество потех… Там, где хором поют песни… Там, где очень интересно… Там, где множество ребят, Называют.
Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС Авторы: Семенова Е. С, Матвеева А. С. Цель: проектирование развивающей образовательной среды с учетом ФГОС. Характеристика группы: В нашу.
Источник