- Нлп практик 1 ступень
- НЛП-Практик. Набор на 137 поток.
- Вы научитесь:
- Подробнее о курсе:
- Наша уникальность:
- Путеводитель по курсу НЛП-Практик. Набор на 137 поток.
- «Знакомство с НЛП и кузница личного потенциала» (механика эффективного целеполагания в НЛП):
- Темы ступени:
- «Рамки ролей, убеждений и мышления» (структура мышления):
- Темы ступени:
- «Матрица эмоционального интеллекта» (связь эмоций и мышления):
- Темы ступени:
- «Приручи своих внутренних драконов»:
- Темы ступени:
- «Секреты НЛП-коммуникации» (вербальное и невербальное общение):
- Темы ступени:
- «Системное мышление и управление общением» (защита от речевых манипуляций):
- Темы ступени:
- «Системная работа с целями» (модель быстрого самокоучинга):
- Темы ступени:
- «Там черепахи до самого низа…» (интеграция всего пройденного материала):
- Темы ступени:
- Стоимость
- СЕРТИФИКАЦИЯ
- Тренеры
- Отзывы о курсе НЛП-Практик. Набор на 137 поток.
- Словарь терминов 1-я ступень курса «НЛП-Практик» — СПб Центр НЛП
Нлп практик 1 ступень
Первая ступень «Знакомство с НЛП и основы коммуникации».
Согласно исследованиям антропологов и археологов, за последние 30000 лет люди практически не изменились физически. Ребенок, родившийся в то время и воспитанный в наше, был бы очень похож на обычных современных детей. А вот окружающая среда и наш мир претерпели колоссальные изменения. И наверное, самое интересное заключается в том, что процесс этот не только не собирается останавливаться, а, наоборот, с каждым годом ускоряется. Сегодня, когда одним из главных критериев успеха становится доступ к информации и умение эффективно ее перерабатывать, мы особо нуждаемся в развитии тех качеств, которые еще вчера казались естественными и не требующими специального внимания. Именно сейчас умение быстро обучаться и переобучаться в любом возрасте, развитие своих потенциальных и расширение имеющихся способностей, а также формирование навыков эффективной коммуникации могут стать залогом вашего успешного будущего.
Обучение НЛП вы можете начать, придя на 1-ю ступень нашего курса, вы ближе познакомитесь с НЛП – наукой, главной целью которой является изучение и развитие человеческого совершенства. И не только познакомиться, а приобрести конкретные поведенческие навыки, необходимые в повседневной жизни современного человека.
1-я ступень курса «НЛП-Практик» посвящена развитию базовых навыков коммуникации, знакомству с историей возникновения НЛП и основными понятиями этого направления современной практической психологии. С помощью разнообразных упражнений вы сможете научиться создавать и поддерживать коммуникацию с разными людьми, глубже понимать и более осознанно использовать на практике знания об особенностях восприятия человека, то есть сделать общение с вами еще более легким и приятным. В этом вам помогут навыки калибровки, отзеркаливания, подстройки и ведения; умение наблюдать и анализировать движения глаз собеседника, определять по его речи информационные предпочтения, чутко реагировать на получаемую обратную связь и по-новому относиться к различным коммуникативным ситуациям. И конечно же, именно на первой ступени под руководством опытных тренеров рождается учебная группа как таковая: люди знакомятся, совершают открытия и начинают относиться к общению и обучению как к увлекательному процессу.
Что такое НЛП: определение и история НЛП.
Основы коммуникации, раппорт, подстройка и ведение.
Репрезентативные системы, предикаты, физ.маркеры, КГД.
Наблюдательность, калибровка, сенсорная острота, различение состояний.
Базовые пресуппозиции НЛП.
Источник
НЛП-Практик. Набор на 137 поток.
Тренинг, с которого вы можете начать свое путешествие в удивительный и эффективный мир НЛП (Нейро-Лингвистическое Программирование).
Вы научитесь:
Подробнее о курсе:
Наш курс «НЛП-Практик» разработан на основе международных стандартов, и его программа принята как эталон многими российскими и зарубежными Центрами НЛП.
Курс «НЛП-Практик» — это адаптированный для современного человека путь к ускоренному выходу на максимум своих возможностей. То, что многие преподносят как «секреты успеха», на нашем курсе «НЛП-Практик» дается в виде практических инструментов, которыми может воспользоваться каждый, прошедший обучение.
Курс включает в себя востребованные темы и ориентирован на практическое применение навыков НЛП в различных областях жизни.
Наша уникальность:
- Мы преподаем системное и глубокое знание НЛП.
- Длительность нашего курса – самая большая.
- Постоянная парная работа тренеров – редкость на рынке.
- Каждый тренер — не только психолог, а ещё или коуч, или психотерапевт, или бизнес-консультант, или все это вместе.
- 25 лет на рынке.
- Между ступенями даются дополнительные задания и тренерская поддержка в чате.
Путеводитель по курсу НЛП-Практик. Набор на 137 поток.
«Знакомство с НЛП и кузница личного потенциала» (механика эффективного целеполагания в НЛП):
Темы ступени:
- Спецификация цели.
- Стратегия работы с целью.
- Модель T.O.T.E.
- Новый код НЛП.
- Стратегия творчества Уолта Диснея.
- Развитие стратегического мышления.
- Использование высокопродуктивных состояний.
- Работа с мечтами и креативное мышление.
«Рамки ролей, убеждений и мышления» (структура мышления):
Темы ступени:
- Стили мышления.
- Модель «Пирамида логических уровней».
- Техника «Интеграция логических уровней».
- Рефрейминг.
- Базовые пресуппозиции НЛП.
- Техника «Ромашка».
- Ключевые принципы НЛП.
- Приемы для управления личным мировоззрением.
- Стратегия управления личной мотивацией.
- Приемы вербального убеждения.
«Матрица эмоционального интеллекта» (связь эмоций и мышления):
Темы ступени:
- Ассоциация/диссоциация..
- Якоря. Техника «Коллапс Якорей».
- Субмодальности сенсорных репрезентативных систем.
- Упражнение «Ресурс-нересурс».
- Эмоции. Техника «Калибровка 6 состояний».
- Техника «Изменение личностных историй».
- Метасообщения.
- Управление своими эмоциями.
- Умение считывать эмоции собеседника.
- Переключение отрицательных эмоций (неуверенность, стеснение, лень и др.).
«Приручи своих внутренних драконов»:
Темы ступени:
- Понятие частей.
- Техника «Разрешение конфликта — визуальное сдавливание».
- Позитивные намерения и вторичные выгоды.
- Техника «Шестишаговый рефрейминг».
- Страхи и фобии.
- Техника «Быстрое лечение фобий».
- Техника «Визуально-кинестетическая диссоциация».
- Модель структуры личности.
- Изменение привычек и остановка внутреннего саботажа.
- Устранение дилемм и внутренних противоречий.
- Работа со страхами.
- Знакомство с бессознательным.
- Приемы гипнотической речи.
«Секреты НЛП-коммуникации» (вербальное и невербальное общение):
Темы ступени:
- Парафраз.
- Раппорт.
- Сенсорные репрезентативные системы.
- Внешние ключи доступа.
- Метамодель.
- Приемы установления контакта и доверия с людьми.
- Стратегии достижения взаимопонимания.
- Эффективный сбор информации.
- Подстройка к стилю мышления собеседника.
«Системное мышление и управление общением» (защита от речевых манипуляций):
Темы ступени:
- Понятие систем.
- Три позиции восприятия.
- Позитивное намерение.
- Техника «3х позиции восприятия».
- Принципы системного мышления в НЛП.
- Модель многомерного анализа коммуникации.
- Стратегия решения конфликтов и проектирования переговоров.
«Системная работа с целями» (модель быстрого самокоучинга):
Темы ступени:
- Время. Временные линии.
- S.C.O.R.E.
- Техника «S.C.O.R.E. на линии времени».
- Основы системной работы с целями.
- Фактор времени в работе с целями и коммуникации.
- Стратегия сбора информации в коучинге, психотерапии и консалтинге.
«Там черепахи до самого низа…» (интеграция всего пройденного материала):
Темы ступени:
- Связь моделей воедино.
- Техника «Круг совершенства».
- Подготовка к сертификации.
- Интеграция и сертификация.
- Вручение сертификатов.
Стоимость
СЕРТИФИКАЦИЯ
- В завершении курса проходит сертификация.
-
Тренеры
Отзывы о курсе НЛП-Практик. Набор на 137 поток.
Качественная среда из людей, желающих расти, развиваться, думать, делать, слышать, слушать. Место, где голова соединяется с телом, и они живут в унисон. Интересно осознать: то, что ты делаешь по наитию, оказывается уже прописано, продумано, просчитано и сформулировано в науку. Новые рычаги и инструменты работы с головой и телом. Понимание того, что сверхспособности существуют! И их можно развивать, применять! Ну, и здесь начался новый виток в отношениях с мужем.
Надежда Мудрецов, генеральный директор ООО «Марка» https://vk.com/nadezhda.mudretsova
Спасибо всему тренерскому составу Центра за отношение к делу. Курс кардинально перевернул моё отношение к осознанию жизни. Целеполагание — наше всё!
Константин Мудрецов, директор холдинга https://vk.com/konstantin.mudretsov
Огромное спасибо Центру и ведущим тренерам — Ирине Седловской и Екатерине Паршевой — за глубину погружения и потрясающий новый опыт и драйв; Андрею Плигину и Александру Герасимову — за суперпроект и день сертификации как отдельный, великолепный, классный опыт; мастерам — за поддержку и мудрое участие; Людмиле — за организацию процесса. Много новых открытий, инсайтов, ярких впечатлений и интересных знакомств. Намерена продолжать обучение.
Источник
Словарь терминов 1-я ступень курса «НЛП-Практик» — СПб Центр НЛП
Вербальное поведение (вербалика) – речь, смысловое содержание речи.
Невербальное поведение (невербалика) – язык тела и голосовые характеристики.
Калибровка – базовый навык НЛП, позволяющий замечать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение.
Подстройка (присоединение) – базовый навык НЛП, повторение элементов поведения другого человека для достижения раппорта.
Состройка – взаимная подстройка.
Подстройка и ведение – базовый навык НЛП, управление поведением другого человека через изменение своего поведения.
Раппорт – состояние доверия и открытости в общении.
НЛП, нейро-лингвистическое программирование (от англ. Neuro-linguistic programming) — направление в психотерапии и практической психологии, которое изучает способ организации субъективного опыта и стратегии успешных людей. НЛП включает в себя модели сбора информации, поиска решений, управления внутренними состояниями, поведением и стилем мышления.
Пресуппозиции НЛП (Базовые идеи НЛП) – аксиоматические убеждения, набор предположений о мире, на которых основано НЛП.
Карта реальности – название обозначения индивидуальной картины мира, суммы представлений человека о том, как устроен мир.
Модели НЛП – взаимосвязанные идеи для исследования опыта и внесения изменений.
Техники НЛП – пошаговые инструкции по применению навыков и моделей НЛП.
Упражнения – учебная активность для встройки навыков.
Mind Map (Ментальная карта, интеллект-карта, карта мыслей, ассоциативная карта, диаграмма связей) – способ графической организации информации с акцентом на связях между блоками.
Экология – учет возможных последствий для себя, других людей и бо́льших систем, исходя из ценностей гармонии и благополучия.
Каналы восприятияVAKOG – каналы для получения информации:
- V– Visual – визуальный канал – зрительный канал восприятия.
- А–Audial – аудиальный канал – слуховой канал восприятия.
- K – Kinesthetic–кинестетический канал – чувственный канал восприятия.
- О –Olfactory–олфакторный канал – обонятельный канал восприятия.
- G–Gustatory–густаторный канал– вкусовой канал восприятия.
МодальностиVAKOG (репрезентативные системы) – предпочитаемые системы для обработки, хранения и повторного воспроизведения ранее полученной информации.
Субмодальности — характеристики модальностей, например:
- Визуально: яркость, контрастность, насыщенность, оттенок, цветность и т.д.
- Аудиально: громкость, высота, тембр, удаленность, эхо и т.д.
- Кинестетически: твердость, фактура поверхносит, вес, температура и т.д.
Ведущая репрезентативная система – наиболее освоенная и привычная.
- Визуал – человек с ведущей визуальной репрезентативной системой.
- Аудиал – человек с ведущей аудиальной репрезентативной системой.
- Кинестетик – человек с ведущей кинестетической репрезентативной системой.
- Дигитал – человек, мыслящий схемами и цифрами (англ. Digital цифровой).
ПредикатыVAKOG (сенсорные предикаты) – слова из любой части речи, которые имеют отношение к конкретному каналу восприятия. Примеры: светло, гром, притягивает, ароматно, солёный.
Предикаты внемодальные – слова, не имеющие отношения к конкретному каналу восприятия. Пример: радость, книга, восхитительный, сомнение, процесс.
Физиологические маркеры VAKOG – физиологические показатели, которые указывают на то, какую репрезентативную систему в данный момент использует человек. Включают в себя дыхательные и голосовые характеристики, скорость речи и движений, мышечный тонус, движения глаз, жесты.
Колесо Баланса – инструмент крупноблочного планирования.
Контекст – область жизни или рамка внешних условий для ситуации. Примеры: профессиональный контекст, контекст общения с друзьями, контекст обучения танцам, «в контексте этого вопроса», «в данном контексте это было уместно».
Спецификация цели или ХСР («Хорошо сформулированный результат») – правила формулирования цели, при выполнении которых цель становится достижимой.
Сенсорное описание цели – описание цели или через VAKOG, или с цифровым измерением, или с конкретными сроками.
Техника «Стратегия творческого планирования Уолта Диснея» – техника НЛП для целеполагания. В этой технике обозначены и разделены этапы «активно мечтаю», «планирую» и «корректирую план».
Семантика языка – раздел лингвистики, изучающий смысловое значение языковых единиц (греч. Semanticos «обозначающий»).
Семантика слова – значение слова, толкование слова во всем многообразии значений.
Нейросемантика – направление нейропсихологии, изучающее смысловое значение языка жестов и других сигналов тела.
Синтаксис – раздел лингвистики, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения (греч. Syntaxis «построение, порядок»).
Соматический синтаксис – способ выражать информацию и обрабатывать опыт с помощью движения (греч. Soma «тело», буквально «телесный»).
Мета-состояния – состояние по отношению к состоянию. Примеры: радуешься, что смог успокоиться; злишься на себя за то, что грустишь.
Техника «Зона могущества» – техника НЛП для настройки ресурсного мета-состояния с помощью соматического синтаксиса.
Конгруэнтность – согласованность элементов, образующих целое; согласованность вербальных и невербальных сигналов (лат. Congruens «соразмерный, соответствующий»)
Ассоциироваться (ассоциироваться с опытом) – перейти в проживание опыта от первого лица, как будто это происходит здесь и сейчас (лат. Associatio «соединение, взаимосвязь»).
Ассоциации (ассоциативный опыт) – связь между отдельными впечатлениями, благодаря которой появление одного вызывает в памяти другое (лат. Associatio «соединение, взаимосвязь»).Диссоциироваться (диссоциироваться с опытом) – перейти в проживание опыта как сторонний наблюдатель, «выйти из ситуации».
Шкала эмоций (внутренняя шкала интенсивности переживания) – субъективный способ измерения интенсивности переживания.
Якорь – любой стимул, связанный с конкретным опытом.
Триггер – любой стимул, который вызывает реакцию или доступ к конкретному опыту (англ. Trigger «спусковой крючок, приводящий в действие элемент»).
Принципы якорения – правила якорения, благодаря которым якорение происходит быстро и качественно. Включают в себя:
- уникальность триггера,
- интенсивность состояния,
- чистоту состояния,
- время установки якоря (во время нарастания состояния, перед пиком).
Положительный якорь – якорь, который вызывает ресурсное состояние. Примеры: радость, удовольствие, уверенность, счастье, спокойствие, сосредоточенность.
Отрицательный якорь – якорь, который вызывает нересурсное состояние. Примеры: печаль, раздражение, неудовольствие, неуверенность, горе, беспокойство, потерянность.
Визуальный якорь – якорь с визуальным триггером. Примеры: фотографии приятных событий, лица знакомых, внешний вид любимых вещей.
Аудиальный якорь – якорь с аудиальным триггером. Примеры: звук пришедшего сообщения, звонок в дверь, мелодия будильника.
Аудиально-дигитальный якорь – якорь триггером через произнесение фразы. Примеры: дружеские шутки-присказки, прозвища, имена.
Кинестетический якорь – якорь с кинестетическим триггером. Примеры: объятия, ощущение рук на руле машины, ощущение тепла от кружки с чаем.
Пространственный якорь – якорь с триггером через отметки в пространстве. Пример: разные состояния в ванной комнате и в кабинете, привычное место за столом, улицы для прогулок с воспоминаниями.
Авто-якорь – якорь, который клиент ставит себе самостоятельно для того, чтобы его самостоятельно использовать в дальнейшем.
Скользящий якорь (ползунковый якорь) – якорь, у которого изменение параметров связаны с изменением интенсивности переживания. Примеры: громкость голоса, высота поднятия руки, сила нажатия, яркость цвета.
Шкалированный якорь – скользящий якорь с четкими «шкальными» отметками интенсивности.
Якорение (установка якоря) – установка связи стимула с реакцией.
Переякорение – замена состояния, связанного с данным стимулом.
Трансдеривационный поиск – поиск в памяти опыта, схожего со стимулом по ассоциациям.
Наложение якорей
– значение 1: установка якоря с помощью якорения нескольких похожих состояний из разных ситуаций. Используется для создания сильного «чистого» состояния. Пример: наложение якорей из несколько радостных ситуаций запускает одну большую сильную радость.
– значение 2: установка якоря так, чтобы один стимул запускал несколько состояний. При наложении появляется доступ к каждому из состояний, которые не смешиваются между собой. Используется для создания мощных ресурсных состояний. Пример: при активации якоря появляется свобода перехода в состояния радости или спокойствия, по своему выбору.Интеграция якорей – переякорение через одновременный запуск нескольких якорей одной полярности. Состояния смешиваются между собой, усиливают друг друга, создавая новое состояние. Используется для создания мощных ресурсных состояний. Пример: интеграция якорей радости и удивления создает якорь на состояние восхищения.
Коллапс якорей – переякорение через одновременный запуск нескольких якорей разных полярностей. Состояния нейтрализуют друг друга. Используется для снятия нересурсных якорей. Пример: коллапс якорей радости и печали создает нейтральное состояние.
Цепочка якорей – установка якорей таким способом, что активация одного якоря автоматически влечет за собой следующий. Примеры: проснуться – потянуться – встать – почистить зубы; прийти домой вечером – выпить стакан воды – переодеться.
Логические уровни Дилтса (пирамида логических уровней, пирамида Дилтса, нейрологические уровни) – модель НЛП, состоящая из следующих уровней:
- логический уровень «Миссия» – место в большей системе, влияние на мир вокруг себя, смысл жизни, предназначение.
- логический уровень «Идентичность» – присвоенная роль, личностное своеобразие, самоидентификация.
- логический уровень «Ценности, убеждения» – ценности как абстракции, убеждения как обобщения о причинно-следственных связях.
- логический уровень «Способности» – действия с характеристиками.
- логический уровень «Поведение» – действия, конкретное поведение.
- логический уровень «Окружение» – материальные объекты.
Вербальная калибровка – калибровка «текстового» содержания речи, позволяющая замечать и интерпретировать дополнительные скрытые смыслы.Лингвистические маркеры (ключи семантической реальности) – формы слов и предложений, которые указывают на структуру внутреннего кода реальности. Пример: глагол без характеристик указывает на логический уровень «Поведение».
Техника «Интеграция логических уровней» – техника НЛП для усиления естественной мотивации и восполнения «пробелов» в логической структуре внутреннего кода реальности. Использует модель логических уровней Дилтса.
Метафора миссии – ёмкий визуальный образ, отражающий свойства миссии.
Обратная связь (ОС) – отзыв, отклик, ответная реакция на какое-либо действие или событие; реакция и изменения, происходящие в ответ на действия.
Петля обратной связи – воздействие результатов функционирования системы на характер этого функционирования. Возникает в системе из нескольких элементов: обратная на действие становится действием, на которое возникает ответная реакция как обратная связь, на которую возникает обратная связь, и так далее.
Обратная связь высокого качества (ОСВК) – формат обратной связи, наиболее эффективный для обучения.
Новый код НЛП — совокупность моделей и техник, расширяющих и дополняющих первое поколение техник НЛП, называемое «классическим кодом» или «старым кодом». Новый код был создан Джоном Гриндером и Джудит Делозье в середине 1980-х годов.
Параллельный процессинг – одновременное выполнение действий, вовлекающих разные полушария и разные репрезентативные системы.
Периферическое зрение – это часть видения пространства неподвижным взглядом, которое происходит за пределами самого центра взгляда.
Упражнение «Алфавит» (игра «Алфавит») – упражнение из нового кода НЛП для настройки творческого мышления.
Техника «Изменение личной истории» (ИЛИ) – техника НЛП, основанная на трансдеривационном поиске и коллапсе якорей. Решает запросы: повторяющееся нересурсное состояние, возникающее само по себе. Примеры запросов: волнение при общении с руководителем; внезапно вспыхивающее раздражение в близких отношениях; печаль в ситуациях одиночества.
Трансдеривационный поиск – поиск в памяти опыта, схожего со стимулом по ассоциациям.
Коллапс якорей – переякорение через одновременный запуск нескольких якорей разных полярностей. Состояния нейтрализуют друг друга. Используется для снятия нересурсных якорей. Пример: коллапс якорей радости и печали создает нейтральное состояние.
Поведенческая проверка – проверка проделанной работы действием. Примеры: попросить клиента вспомнить события в прошлом, откалибровать, действительно ли изменилась реакция клиента; создать подобную ситуацию в настоящем и проверить, как изменилось состояние и поведение.
Экологическая проверка – проверка проделанной работы, исходя из ценности экологии. Пример: предположить возможные эффекты в будущем для себя и окружающих.
Подстройка к будущему – соединение результатов проделанной работы с будущим, перенос результата из контекста обсуждения техники в контекст применения. Примеры: представить, как будут проходить похожие ситуации в будущем с учётом проделанной работы и найденных ресурсов; при необходимости, попросить сформулировать первые шаги на ближайшее время.
Глубинная структура опыта – в НЛП, сенсорная информация ощущений, «первичный опыт» соприкосновения с реальностью.
Поверхностная структура опыта – глубинная структура, которая прошла через фильтры восприятия, внутренней обработки, вербального и невербального выражения вовне.
Способы познания мира – способы организации глубинной структуры опыта в поверхностную:
- Обобщение – способ обобщать опыт, то есть выделять характерные признаки, делать общие выводы.
- Опущение – способ опускать опыт, выпускать из внимания лишнюю информацию.
- Искажение – способ искажать опыт, сравнивать и творчески преобразовывать.
Мета-модель – модель НЛП, которая описывает лингвистические неточности, возникающие от перевода глубинной структуры опыта в поверхностную. С помощью мета-модели выявляют и уточняют обобщенную, опущенную, искаженную информацию.
Паттерн — схема-образ, благодаря которой выявляются закономерности; повторяющийся шаблон или образец. Так, из графических паттернов складываются узоры (англ. pattern «образец, шаблон; форма, модель; схема, диаграмма»).
Паттерны мета-модельных нарушений (мета-модельные нарушения) – шаблоны, которыми описываются нарушения полноты информации в речи, из которых исходят вопросы для прояснения этой информации.
Мета-модельные вопросы – вопросы, направленные на прояснение мета-модельных нарушений, восстановление необходимых элементов информации.
- НС – Неконкретные существительные (неспецифические существительные) – те существительные, которые называют то, что можно «положить в корзину». Примеры: я, ты, она, они, люди, животные, цветы.
- НГ – Неконкретные глаголы (неспецифические глаголы) – все глаголы. Примеры: ездить, ходить, достигать, встречаться, ворочаться, удивляться.
- НК – Неопределенные критерии – неконкретные прилагательные и наречия. Примеры: красивый, качественный, достойный, оранжевый, весело, умно, восхитительно.
- Ном – Номинализации – овеществленные процессы, описание действия через существительное. Примеры: «любовь», «приветствие», «ворчание», «ходьба».
- УК – Универсальные количественные (кванторы общности, универсальные квантификаторы, универсальные обобщители) – показатели обобщения количественных характеристик. Примеры: всё, ничто, все, никто, всегда, никогда, несколько, сколько-то.
- МО – Модальные операторы (МО) – указатели границы опыта, возможностей и необходимостей (долженствования). Примеры: «возможно», «невозможно», «могу», «не могу», «должен», «обязан», «необходимо», «желательно».
«Чтение мыслей» – паттерн мета-модели, при котором человек претендует на знание чьих-то чувств или мыслей, не обосновывая это «знание». Примеры: «Его это не волнует», «Она хочет порадовать меня», «Она это делает специально».
Перенос ответственности. Пример: «Она меня обидела», «Так произошло».
Утраченный перформатив (суждение без авторства). Пример: «Так считается», «Её воспринимают как отзывчивую девушку».Отсутствие референтного индекса (неопределенный референтный индекс, реверсивный референт, утрата референтного индекса, утрата именного указателя) – нет упоминания, о ком или о чём идёт речь. Примеры: «он мне нравится», «она меня не слушает», «это интересно».
Сравнение с умолчанием (сравнительное опущение) – сравнения без упоминания того, с кем или с чем сравнивается. Примеры: «Более», «Менее», «Чем».
Пресуппозиции – убеждения, стоящие в основе высказывания, не называемые прямо (лат. Prae «впереди, перед», Suppositio «подкладывание»).
Анализ пресуппозиций – выявление убеждений, которые стоят в основе высказывания.
Модель «Трёхпозиционное описание» (три позиции восприятия, позиционные переходы) – модель НЛП, которая берёт информацию из ассоциации и диссоциации с участниками общения и нейтральным наблюдателем.
Модель «Четырёхпозиционное описание» – модель НЛП «Трёхпозиционное описание», в которую добавлена системная позиция «мы».
«Позиция восприятия» – особая перспектива или точка зрения, с которой человек воспринимает ситуацию или взаимоотношение. НЛП определяет четыре основные позиции, которые может принять человек в восприятии конкретного опыта.
- 1 позиция восприятия («Я сам») – соединенность с самим собой здесь и сейчас: со своим телом, эмоциями, ценностями, целями.
- 2 позиция восприятия («Другой») – ассоциация себя с другим. Обеспечивает понимание другого: его телесных ощущений, эмоций, ценностей, целей. Пример: во второй позиции собеседника, вживаешься и говоришь от лица собеседника, играешь его роль как актёр.
- 3 позиция восприятия («Наблюдатель») – ассоциация себя с заинтересованным и квалифицированным в данном контексте, но нейтральным наблюдателем. Примеры: как будто смотришь фильм не про себя, а про других людей; как будто тебя просят высказать мнение о незнакомых людях, о прохожих на улице, о посетителях за соседним столиком в кафе.
- 4 позиция восприятия («Мы») – ассоциация себя с командой, группой или системой. Пример: «мы как семья, решили», «мы работаем над этим», «мы собираемся поехать в путешествие».
Техника «Решение коммуникативной ситуации с помощью трёхпозиционного описания» («3-х позиционка») – техника НЛП, которая использует модель трёхпозиционного описания.Эмоциональная разбивка – снятие вовлёченности в ситуацию или позицию восприятия для сохранения спокойно-ресурсного рабочего состояния:
– вариант 1. диссоциация от разбираемой ситуации или позиции восприятия;
– вариант 2. диссоциация с переходом в позицию восприятия наблюдателя;
– вариант 3. физическое встряхивание, переключение через активные жесты, прыжки;
– вариант 4. задействование якорей: пространственных и других.Метафора коммуникации – ёмкий образ взаимодействия. Примеры: потерявшие друг друга путники в пустыне; лиса, соблазняющая ворону выпустить сыр из клюва; диалог слепого и глухого; музыкант, играющий на скрипке.
«Любое поведение изначально исходит из позитивного намерения» – одна базовых идей НЛП.
Позитивное намерение – цель, которая стоит за любым поведением. Отвечает на вопрос «Для чего? Зачем? Что ты получишь благодаря этому?». Формулируется на высоких логических уровнях: ценностей, идентичности, миссии.
Пример:
– Хочу пойти прогуляться (ЛУ поведение).
– Для чего?
– Чтобы хорошенько размяться (ЛУ способности).
– Что тебе это даст?
– Отдохну (ЛУ поведение).
– Для чего тебе нужно отдохнуть?
– Для хорошего самочувствия (ЛУ ценности, позитивное намерение).Мета-результат – результат более высокого порядка, чем индивидуальный. Основан на общих ценностях. Организует несколько элементов в систему. Примеры: мы оба хотим повеселиться; мы хотим создать качественный проект в приемлемые сроки.
Источник