Неустойчивые ступени с разрешением это

Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке

Ступени и их тяготение

В теории музыки много понятий, которые трудно понять сразу. Однако не всегда нужно понимать, гораздо правильнее будет просто принять за должное. Например, что в музыке 7 нот и 7 ступеней, среди которых есть устойчивые и неустойчивые. И тем не менее, я постараюсь вам объяснить это понятие.

Итак, устойчивыми считаются I, III и V ступени. Это просто надо запомнить и принять к сведению. II, IV, VI и VII – неустойчивые.

Тяготение

А еще есть понятие и ощущение тяготения неустойчивых к устойчивым. Как ребенок тянется к матери, ища поддержки, так и неустои ищут поддержки у устойчивых ступеней. Возможно, слишком поэтично, но зато наглядно. Честно говоря, в начале обучения такого ощущения нет – оно воспитывается на уроках сольфеджио в процессе регулярных слуховых упражнений. Однако очень скоро слышимость этого тяготения действительно возникает и уже становится чем-то самим собой разумеющимся, только так и не иначе. (рис 1.)

Разрешение неустойчивых ступеней

Есть звукоряд, ноты в котором идут строго одна за другой. Ну, как буквы в алфавите или цифры. ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ и т. д. Видите, семь нот, которые повторяются. Звукоряд можно начать с любой ноты, но тогда и закончить его надо той же нотой. Допустим, начнем с ноты ДО. Если мы наслоим наш звукоряд на лесенку ступеней, то увидим, что первой ступенью будет нота ДО, второй – РЕ, третьей – МИ и т. д. Соответственно, устойчивыми ступенями в звукоряде ДО будут ноты – ДО, МИ, СОЛЬ (первая, третья и пятая):

Читайте также:  Металлические ограждения для лестниц расчет

Устойчивые ступени от ноты До

Ступени и звукоряды

А теперь изберем за начало звукоряда другую ноту. Ну, скажем, ЛЯ. Накладываем звукоряд от ноты ЛЯ и видим, что теперь устойчивые ноты уже другие ЛЯ, ДО, МИ. Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке

От МИ поэкспериментируем? Устойчивые ступени от Ми

Вывод

Устойчивые ноты могут быть совершенно разные, но ступени всегда I, III, V. И зависит это от того, от какой ноты мы начинаем наш звукоряд.

Источник

Устойчивые и неустойчивые ступени лада. Побочные трезвучия

На предыдущем уроке мы начали изучать аккорды. Итак, продолжим.

Каждый звук в мажорной или минорной тональности имеет свою ладовую функцию – подобно людям в государстве или какой-либо структуре, звуки подразделяются на главные и подчиненные. Самая главная и устойчивая ступень – первая, ее называют тоника. Именно на ней заканчиваются все мелодии (за редкими исключениями, которые скорее подтверждают правило). В самом деле, для того, чтобы музыка закончилась – нужно впечатление полной устойчивости. Есть даже легенда о том, как кто-то из сыновей Баха, занимаясь, на минуту отошел от инструмента, оборвав гармонию на неустойчивом аккорде. Бах не мог вытерпеть неустойчивости – он встал, разрешил гармонию в тонику и обратно лег спать.

К числу устойчивых ступеней, кроме первой, относятся третья и пятая. Объяснений такой функции, окраски каждого звука кроется в законах музыкальной акустики, натурального звукоряда. Если кто-то откроет страницу со схемой натурального звукоряда и увидит структуру музыкальных обертонов, то увидит, что первый и третий обертон будут октавными, второй – квинтовым, а четвертый – терцовым. Поэтому эти звуки хорошо сливаются с тоникой и звучат устойчиво. Если их нажать все вместе, образуется тоническое трезвучие.

Остальные звуки являются неустойчивыми и стремятся к разрешению в устойчивую ступень. Чаще всего неустойчивая ступень стремится к разрешению в устойчивую движением вниз на секунду, например:

Исключение – VII ступень. Это вводный тон, отстоящий от тоники на полтона, он обладает самым острым тяготением и разрешается в тонику движением вверх. В гармоническом и мелодическом миноре происходит обострение восходящих тяготений: восходящим движением будет разрешаться не только повышенная VII ступень, но – через VII – в тонику будет стремиться также повышенная VI ступень. Напомним — обычно VI ступень в натуральном и гармоническом миноре стремится к разрешению в V.

Послушайте разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые на музыкальном примере:

Перейдем к аккордовым функциям и их тяготениям. Итак, тоническое трезвучие строится на первой ступени и является самым устойчивым. О главных трезвучиях речь шла на предыдущем уроке – это трезвучия I, IV и V ступеней, совпадающие с тоникой по своей ладовой окраске: они мажорные в мажоре и минорные в миноре. Это тоника (I), субдоминанта (IV) и доминанта (V). Остальные трезвучия называются побочными – они имеют контрастную ладовую окраску. Минорная окраска в мажоре или мажорная в миноре может создать разнообразие и внести в музыкальное развитие новые оттенки, но она не может вызвать ощущения устойчивости, завершенности.

Прислушаться к выразительным краскам побочных трезвучий в до-мажоре можно на примере песни «Memory» из мюзикла «Кошки» Э. Уэббера. Здесь после трезвучия I cтупени звучит трезвучие VI, потом IV (субдоминантовое), затем III и II ступеней. После возвращения трезвучий VI и III ступеней композитор завершает музыкальное построение разрешением доминантового трезвучия (V) в тонику (I). Все трезвучия в приведенном ниже примере звучат в виде арпеджио, их звуки нажимаются поочередно:

Охарактеризуем каждое из побочных трезвучий. Трезвучие II ступени обладает субдоминантовой функцией, причем даже более сильной, чем основное субдоминантовое трезвучие. Многие композиторы применяют секстаккорд второй ступени («фа-ля-ре» в до-мажоре) как субдоминантовый аккорд вместо трезвучия («фа-ля-до»). Возможно, их привлекает контрастная минорная окраска этого аккорда. Особенно часто такой прием встречается в сонатах Моцарта.

Трезвучия третьей и шестой ступеней называют медиантами. Их функция колеблется между двумя, тонико-доминантовой и тонико-субдоминантовой. Трезвучие третьей ступени имеет мягкую доминантовую окраску, трезвучие шестой – мягкую субдоминантовую.

Трезвучие шестой ступени применяется также для эффектного музыкального приема, который называется прерванным кадансом: вместо разрешения доминантсептаккорда в тонику возникает разрешение в трезвучие шестой ступени, обладающее контрастным ладовым значением. Эффект подмены минора мажором или наоборот вызывает необходимость дальнейшего развития. В музыке может возникнуть дополнительные несколько тактов, которые называются расширением. Такой прием можно наблюдать в романсе А. Варламова «Белеет парус одинокий».

Доминантовая гармония здесь не разрешается в тонику – образуется прерванный каданс:

Трезвучие седьмой ступени в мажоре – уменьшенное. Его применяют редко, иногда возможно использовать его в виде секстаккорда в проходящих оборотах.

В миноре побочные трезвучия — медианты (трезвучия III и VI ступеней) обладают теми же функциями и свойствами. Так же применяется трезвучие VI ступени для выразительного прерванного каданса. Трезвучие седьмой ступени может иметь в натуральном миноре мягкую доминантовую окраску, но гармоническом и мелодическом – оно также будет уменьшенным, как в мажоре. Оно будет использоваться не самостоятельно, а скорее в составе более сложных аккордов. Трезвучие второй ступени в миноре также является уменьшенным. Оно сохраняет свою сильную субдоминантовую функцию и может применяться в виде секстаккорда, а также входить в состав более сложных аккордов.

Наш следующий урок — Обращения аккордов. Виды сопровождения (музыкальная фактура).

Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано

Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.

Подробнее об уроках фортепиано

Источник

Ладовое разрешение диатонических интервалов

В условиях определенного лада и конкретной тональности все интервалы подразделяются на две категории: устойчивые и неустойчивые.

Устойчивыми являются лишь те консонирующие интервалы, которые образуются только из устойчивых ступеней лада (то есть звуков тонического трезвучия), все же остальные интервалы (в том числе и консонансы), включающие в себя хотя бы одну неустойчивую ступень лада, в целом являются неустойчивыми и стремятся к разрешению в устойчивый интервал.

Ладовым разрешением называется перевод неустойчивых интервалов в устойчивые. Оно производится на основе существующих в ладе секундовых и отчасти кварто-квинтовых тяготений.

Первые из них являются более универсальными, ибо все неустойчивые ступени находятся в секундовом соотношении с одной из устойчивых ступеней, при помощи же кварто-квинтовых тяготений могут разрешаться лишь неустойчивые интервалы, включающие в себя звуки доминанты (чаще всего) и субдоминанты (реже).

Техника ладового разрешения интервалов на основе секундовых тяготений такова:

1) Прежде всего надо определить тональности, в которых встречается данный интервал.

2) Если данный неустойчивый интервал образован двумя неустойчивыми звуками, то при разрешении каждый из них должен плавно пойти по своему тяготению в ближайший (соседний) усточивый звук, в результате чего образуется устойчивый интервал, являющийся разрешением предыдущего неустойчивого интервала.

Одновременное движение обоих голосов может быть или параллельным, или противоположным, однако при этом следует избегать движения параллельными квинтами и октавами (или унисонами), которое не является образцом хорошего голосоведения и потому, как правило, неприемлемо:

можно нельзя

При прочих равных условиях желательно, чтобы в интервале разрешения достаточно ясно проявлялось ладовое наклонение.

Так, в нижеследующем примере первый вариант разрешения хотя и вполне правомерен, все же не дает четкого представления о ладовом наклонении, тогда как во втором варианте оно проступает, благодаря наличию тонической терции, совершенно определенно:

3) Если данный неустойчивый интервал содержит в себе лишь один неустойчивый звук, а другой будет являться устойчивым, то первый плавно перейдет (то есть разрешится) в ближайшую устойчивую ступень — в сторону своего тяготения, второй же останется на месте, что образует так называемое косвенное движение голосов:

C-dur

а) полутоновое тяготение всегда ощущается острее целотонового, и поэтому такое разрешение (если только оно возможно в данном случае) всегда будет более убедительным;

б) при одинаковых интервальных соотношениях между неустойчивым звуком и окружающими его устойчивыми ступенями лада предпочтительнее производить разрешение в наиболее устойчивый звук — тонику (если, разумеется, он не занят другим голосом, или если такое разрешение достаточно ярко выявляет ладовое наклонение);

в) некоторые интервалы, как, например, секунды на V и VII ступенях лада, не могут быть разрешены на основе только ладовых тяготений, так как секунда в приму не разрешается — нельзя неустойчивый звук вести к унисону с неподвижным соседним голосом, ибо при этом не слышится переход одного звука в другой.

Для более полноценного разрешения этих секунд приходится прибегать к так называемому двойному разрешению, то есть к сочетанию сперва акустического, а затем — ладового разрешения интервалов:

нельзя можно: акустич нельзя можно акустич.

г) в равной мере не следует допускать непосредственного разрешения септимы в октаву, так как эти интервалы являются, соответственно, обращениями секунды и примы.

Разрешение некоторых септим в тонику производится чаще всего опосредованным путем — через промежуточные интервалы, соответствующие ладовым функциям доминанты или субдоминанты:

4) Если секундовые тяготения имеют явно выраженное мелодическое происхождение, то кварто-квинтовые тяготения основаны, главным образом, на ладогармонических функциональных связях: это — тяготение основных звуков доминанты и (в несколько меньшей степени) субдоминанты непосредственно к тонике.

Пятая ступень лада (доминанта), являющаяся по своей природе устойчивым звуком, входящим в состав тонического трезвучия, будучи взятой вместе с какой-либо неустойчивой ступенью, тоже начинает звучать неустойчиво, ибо любой интервал, содержащий в себе хотя бы один неустойчивый звук, будет неустойчив в целом.

Поскольку же ближайшее окружение V ступени образуют неустойчивые звуки, то разрешаться она может только скачком (на кварту вверх или квинту вниз) непосредственно в тонику (I ступень) — наиболее устойчивый из всех устойчивых звуков лада:

Субдоминанта (IV ступень лада) хотя и окружена с обеих сторон устойчивыми ступенями, однако сохраняет при этом свое функциональное подчинение тонике, на основании чего и может быть разрешена скачком непосредственно в тонику (I ступень):

Впрочем, разрешение на основе кварто-квинтовых тяготений гораздо более типично для доминанты, нежели для субдоминанты.

Источник

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней. Упражнение это простое, красивое и очень полезное.

Сегодня же наша задача – разобраться, какие звуки в гамме устойчивые, а какие неустойчивые. В качестве примеров вам будут предложены выписанные звукоряды тональностей до пяти знаков включительно, в которых уже отмечены устойчивые и неустойчивые звуки.

В каждом примере даётся сразу две тональности одна мажорная, а другая параллельная её минорная. Так, что сориентируетесь.

Какие ступени устойчивые, а какие неустойчивые?

Устойчивые – это, как вам известно, первая, третья и пятая ступеньки (I-III-V) , которые имеют отношение к тонике и вместе составляют тоническое трезвучие. В примерах – это не закрашенные нотки. Неустойчивые ступеньки – это все остальные, то есть вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II-IV-VI-VII) . В примерах эти нотки закрашены черным цветом. Например:

Устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре

Как разрешаются неустойчивые ступени?

Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно.

Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.

Петь ступени нужно в натуральном мажоре и гармоническом миноре

Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь. Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой. Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах.

Как опевать ступени?

Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие:

1) до-ре-до-си-до – опеваем до;

2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми;

3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.

Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях:

Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ре мажоре и си миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ля мажоре и фа-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ми мажоре и до-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в си мажоре и соль-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ре-бемоль мажоре и си-бемоль миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ля-бемоль мажоре и фа миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ми-бемоль мажоре и до миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в си-бемоль мажоре и соль миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в фа мажоре и ре миноре

Ну что ж? Желаю успехов в учёбе! Страничку можно сохранить в закладках, так как подобные задания по сольфеджио задают постоянно.

Источник

Оцените статью