Неустойчивые ступени ре мажор сольфеджио 1 класс

Разработка урока сольфеджио в 1 классе ДМШ «Тональность Ре-мажор»

Ирина Чичина
Разработка урока сольфеджио в 1 классе ДМШ «Тональность Ре-мажор»

Тема урока: «Тональность Ре-мажор».

Тип занятия: комбинированный.

Степень сложности: средняя.

Форма занятия: групповая.

Продолжительность урока: 45 минут

Цель: развитие ладоинтонационного слуха и метроритмических навыков на примере изучения гаммы Ре-мажор.

1. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» ПО. 02. УП. 01. «Теория и история музыка» по предмету «Сольфеджио», реализуемая в МБУ ДО «Николаевская ДШИ».Составители: Чернова Т. Н., Шалагина Н. В., 2016г.

2. Учебник «Сольфеджио», 1 класс. А. Барабошкина, изд. «Музыка»,М. ,1988г.

3. Рабочая тетрадь по сольфеджио, 1 класс. Калинина Г., 2009г.

4. Учебное пособие «Сольфеджио для 1 класса детской музыкальной школы»«Мы играем, сочиняем и поем», сост. Ж. Металлиди, А Перцовская,1989г

5. Учебник «Сольфеджио в сказках», О. Камозина, издат. «Эксмо», М., 2015 г.

6. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. — Л. «Музыка», 1986

7. Королева С. Теория музыки на уроках сольфеджио. – Спб., «Композитор», 2011

Цели урока

— развитие ладоинтонационного слуха;

— познакомить учащихся с новым материалом: тональность Ре-мажор;

— сформировать начальные навыки транспонирования;

— помочь освоить новую терминологию;

— совершенствовать навыки музыкального восприятия.

— получить положительные эмоции от участия в работе на уроке;

— доставить эстетическое удовольствие;

— повысить мотивацию к процессу обучения.

Задачи урока

Сформировать первичные знания, умения, навыки по теме «Тональность Ре-мажор», опираясь на ранее полученные знания.

Расширить знания учащихся о тональностях.

Способствовать выработке навыков точного интонирования на основе упражнений.

Обучить первичным навыкам транспонирования из До-мажора в Ре-мажор.

Развивать творческую свободу личности, инициативу и самостоятельность учащихся.

Развивать музыкальное аналитическое мышление.

Развивать слуховые представления.

Развивать вокально-интонационные навыки.

Развивать эмпатию, чувство сопереживания через слуховые впечатления.

Воспитывать интерес к предмету «Сольфеджио».

Воспитывать уважение к мнению одноклассников.

Воспитывать любовь к музыкальному искусству.

Воспитывать волевые качества – терпение, настойчивость, целеустремлённость

учащиеся закрепят знания о строении мажорной гаммы, познакомятся с тональностью Ре-мажор, с понятием «ключевые знаки», с принципом транспонирования.

учащиеся научатся отличать тональности До и Ре-мажор по нотному тексту, транспонировать несложные мелодии, будут совершенствовать умение сравнивать и анализировать.

учащиеся укрепят вокально-интонационные навыки пения мелодий в До и Ре-мажоре с дирижированием, будут развивать навыки анализа мелодий по нотному тексту.

обучение в сотрудничестве;

технология проблемного диалога;

Методы реализации поставленных задач:

словесный — беседа, рассказ, объяснение;

метод сравнения и анализа;

Структура урока:

Вводная часть: организационный момент – 2 минуты

Вхождение в тему — 3 минуты

Основная часть — 20 минут

Закрепление знаний и способов действий — 15минут

Подведение итогов, домашнее задание — 5 минут

План урока

Вводная часть (5 минут)

Цели: организация внимания, настроить учащихся на учебную деятельность, создать благоприятный настрой на уроке на общение с музыкой.

Задачи: проверить подготовленность учащихся к уроку, распеться, задать непринужденную, творческую атмосферу в классе.

Методы: беседа, объяснение, наглядный, игра.

Критерии усвоения: высокая степень сосредоточенности при подготовке к уроку.

Основная часть – изучение нового материала (20 минут)

Цели: дать прочное и глубокое понимание нового материала. Создать взаимосвязь известного и изученного ранее материала с новым.

Задачи: дать четкое представление о тональности Ре-мажор. Познакомить с новым музыкальным приемом — транспонированием. Добиться восприятия, осознания и усвоения новых знаний. Создать такие условия и настрой, чтобы учащиеся смогли следить за объяснением в течение всего урока без потери внимания. Развить навыки пения по нотам с дирижированием в До-мажоре и Ре-мажоре. Развивать творческие навыки (импровизация ритмического рисунка при пении гамм, упражнений). Развивать внимание, волевые качества, умение высказывать свою точку зрения и терпимо относиться к чужой. Развивать наблюдательность, аналитическое и логическое мышление.

Методы: беседа, частично-поисковый, объяснение, сравнения, наглядный, практический, творческий.

Критерии усвоения: показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий, активность и увлечённость всего класса в выполнении предложенных заданий.

Закрепление пройденного материала (15 минут)

Цели: повторить и закрепить на практике освоение учащимися новых понятий, умений и навыков.

Задачи: закрепить и систематизировать полученные знания и умения, выявить степень их усвоения каждым учащимся, повторить то, что хуже усвоилось, скорректировать пробелы и неверные представления.

Методы: беседа, письменная работа.

Критерии усвоения: учащиеся справились с письменным заданием, принимали активное участие в ответах на вопросы, дали минимальное количество неверных ответов.

Подведение итогов домашнее задание (5 минут)

Цель: организовать учащихся для эффективного выполнения домашнего задания, учить детей давать оценку своей деятельности.

Задачи: 1. Предложить детям оценить свою работу на уроке и работу своих одноклассников.

2. Сообщить содержание домашнего задания. Объяснить смысл и цель домашнего задания, мотивировать необходимость и обязательность домашней работы. Показать алгоритм выполнения домашнего задания.

Методы: беседа, объяснение.

Критерии усвоения: учащиеся поняли, как нужно выполнить домашнее задание, они успешно мотивированы на его выполнение, об этом свидетельствует их положительная эмоциональная реакция на содержание и объем предстоящего домашнего задания.

Логика построения материала

Повторение: тональность До-мажор, строение мажорной гаммы

Построение гаммы от ноты «Ре» на клавиатуре

Ключевые знаки в Ре-мажоре: фа# и до#.

Определение понятия: «Транспонирование» — перенос мелодии из одной тональности в другую

Практическое задание: транспонирование мелодии № 45 из До-мажора в Ре-мажор

Сравнение по нотному тексту тональностей До и Ре-мажор. № 45

Ход урока

Этап 1. Приветствие.

Настрой на общение с музыкой. Постановка цели и задач урока.

Этап 2. Вокально-теоретическая разминка.

Распевание.Спеть Гамму До-мажор: сольфеджировать с дирижированием с использованием карточек с ритмическим рисунком.

2/4 I П I I П I I I II

2/4 П П I I П I I II

Спеть гамму До-мажор произвольно, используя ритмические группы четверти и восьмые.

Спеть Трезвучие, Тонику. Повторить «Песенку медведя» А. Филиппенко (стр. 34 А. Барабошкина,

Вспомнить сказку «Тон, тон, полутон» (стр. 18-19 О. Камозина)

Повторить строение мажорной гаммы.

Этап 3. Теоретический

Построение гаммы на «Клавиатуре» от ноты «ре» по схеме мажорной гаммы. Подбор гаммы Ре-мажор на фортепиано.

Этап 4. Знаки альтерации

В процессе построения гаммы Ре-мажоре определяются два ключевых знака – фа# и до#. Навыки определения по нотному тексту тональностей До и Ре-мажор.Вводится понятие: ключевые знаки. Считаем ступени в Ре-мажоре от «Тоники».

Этап 5. Построение гаммы Ре-мажор

Определение нового понятия. Транспонирование – перенос мелодии из одной тональности в другую. Сравнение тональностей и основные принципы транспонирования из До-мажора в Ре-мажор. Тоника. В нотной тетради записать изучаемую гамму, подписать ступени, вводные звуки, тонику.

Этап 6. Вокально-интонационная работа.

Спеть гамму Ре-мажор с названием ключевых знаков, в ритмическом рисунке

Этап 7. Сольфеджирование и пение с листа.

Разбор №50 украинская народная песня «Галя по садочку ходила» (стр. 38 А. Барабошкина).

Определение тональности Ре-мажор. «Спеть в ладоши» ритмический рисунок песни, восьмые длительности – в ладоши, четвертные длительности – о парту. Обратить внимание на нисходящее движение мелодии от V ступени к I.

Спеть сольфеджио, добиваясь чистого, стройного интонирования, добиваясь четкости дирижирования. Спеть со словами.

Разбор №52 «Едет, едет паровоз» (А. Барабошкина, стр. 39, определить направление мелодии, отметить одинаковые фразы, просольмезировать с дирижированием.

Этап 8. Слуховой анализ.

Ритмический диктант. Простучать ритмический рисунок «Веселая дудочка» сл. Н. Френкеля, музыка М. Красева в обработке А. Перцовская (стр. 35 Ж. Металлиди, А Перцовская) с аккомпанементом. Разбить мелодию на фразы.

Записать ритмический рисунок песни.

Этап 9. Творческое задание.

1. Определить и назвать «спрятанные» в словах названия нот, записанные на доске в басовом ключе (стр. 11 Ф. Калинина «Сольфеджио» Рабочая тетрадь, задание №8. Какими ступенями для Ре-мажора они являются?

2.«Веселая дудочка» — разучить песню с использованием музыкальных шумовых инструментов (барабан, бубен, треугольник)

Этап 10. Повторение пройденного на уроке. Закрепление новых понятий и навыков.

Вопросы отражают важнейшие этапы объяснения: — вспомнить название темы урока; — что такое гамма, ее строение; — тоника, трезвучие, ступени гаммы; — тональность Ре-мажор, ключевые знаки; — фраза, мажор, форте и пиано, акцент;

— басовый ключ, расположение звуков в басовом ключе; — группировка длительностей; — что такое транспонирование; — как перенести мелодию из До-мажора в Ре-мажор.

Этап 11. Подведение итогов урока.

Дети оценивают свою работу на уроке,участие в работе: — понравился ли урок; — что понравилось больше всего;

— кто лучше всех работал на уроке.

Этап 12. Домашнее задание.

Петь гамму Ре-мажор в ритмических рисунках

с дирижированием, тонику,

2) цифровку в Ре-мажоре: I-III-V-I-V-II-VII-I

3) №52 «Едет, едет, паровоз» Г. Эрнесакса (стр. 39 А. Барабошкина) выучить с дирижированием наизусть со словами и сольфеджируя

4) подобрать №52 на инструменте от звуков до, ре, ми, фа, соль.

5) разгадать слова, зашифрованные с помощью нот в басовом ключе задание №9 Ф. Калинина «Рабочая тетрадь», стр. 11

Этап 13.Заполнение преподавателем дневников учащихся: домашнее задание, выставление оценок.

Конспект урока в первом классе по теме «Весна» Цель: повторение и закрепление весенних признаков и простейших природных закономерностей. Задачи: 1. Развивать произвольное, слуховое, зрительное.

Конспект логопедического урока во 2 классе «Работа с деформированным текстом» Конспект урока во 2 классе «Работа с деформированным текстом — Домик для птицы» Задачи: • Учить определять границы в предложении, очередность.

Конспект урока по английскому языку в 4 классе «Spring is here!» План – конспект урока, посвященного Весенним праздникам “Spring is Here!” 1. Сообщение темы урока. Сегодня мы с вами собрались на заключительный.

Конспект урока по чтению во 2 классе. КРО «Рассказ Г. Снегирева «Медвежонок» Тема Г. Снегирев, «Медвежонок» (1часть) Тип урока Изучение нового материала. Задачи урока Образовательные задачи: • познакомить учащихся.

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределенной форме. Цели: учить детей находить глаголы в неопределенной форме в предложении.

Разработка открытого урока чтения во 2 в классе по теме: В. Голявкин «Как я под партой сидел» Разработка открытого урока чтения во 2В классе по теме: В. Голявкин «Как я под партой сидел» Цель : создать условия для формирования.

Сценарий последнего урока математики в 11 классе Пояснительная записка: Изучение школьного курса математики закончено, годовые оценки выставлены. Хочется провести последний урок интересно.

Конспект урока по математике во 2 классе «Сложение и вычитание в случаях 40+34,74–40» Тема урока: Сложение и вычитание в случаях 40 + 34, 74 – 40. Цель: совершенствовать навыки сложения и вычитания двузначных чисел без перехода.

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе ФИО учителя: Дозморова Елена Александровна Тип урока: Комбинированный урок Учебник «Радужный английский» Тема урока: «В зоомагазине».

Источник

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней. Упражнение это простое, красивое и очень полезное.

Сегодня же наша задача – разобраться, какие звуки в гамме устойчивые, а какие неустойчивые. В качестве примеров вам будут предложены выписанные звукоряды тональностей до пяти знаков включительно, в которых уже отмечены устойчивые и неустойчивые звуки.

В каждом примере даётся сразу две тональности одна мажорная, а другая параллельная её минорная. Так, что сориентируетесь.

Какие ступени устойчивые, а какие неустойчивые?

Устойчивые – это, как вам известно, первая, третья и пятая ступеньки (I-III-V) , которые имеют отношение к тонике и вместе составляют тоническое трезвучие. В примерах – это не закрашенные нотки. Неустойчивые ступеньки – это все остальные, то есть вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II-IV-VI-VII) . В примерах эти нотки закрашены черным цветом. Например:

Устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре

Как разрешаются неустойчивые ступени?

Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно.

Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.

Петь ступени нужно в натуральном мажоре и гармоническом миноре

Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь. Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой. Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах.

Как опевать ступени?

Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие:

1) до-ре-до-си-до – опеваем до;

2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми;

3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.

Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях:

Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ре мажоре и си миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ля мажоре и фа-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ми мажоре и до-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в си мажоре и соль-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ре-бемоль мажоре и си-бемоль миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ля-бемоль мажоре и фа миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ми-бемоль мажоре и до миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в си-бемоль мажоре и соль миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в фа мажоре и ре миноре

Ну что ж? Желаю успехов в учёбе! Страничку можно сохранить в закладках, так как подобные задания по сольфеджио задают постоянно.

Источник

Читайте также:  Телескопические лестницы алюминиевые трансформеры
Оцените статью