ЧКАЛОВСКАЯ ЛЕСТНИЦА. НИЖНИЙ НОВГОРОД
Чкаловская лестница — визитная карточка Нижнего Новгорода. Она соединяет между собой Нижневолжскую, Верхневолжскую набережные и главную городскую площадь — площадь Минина и Пожарского. Чкаловская лестница построена в честь победы советского народа в Сталинградской битве. Это одна из самых длинных лестниц в России и самая длинная на Волжских берегах.
Строительство Чкаловской лестницы, 1947 год
Первоначально лестница называлась Сталинградской. Своим нынешним названием она обязана установленному на верхней смотровой площадке памятнику выдающемуся лётчику Валерию Чкалову.
В 30-40-х годах XIX века, после посещения Нижнего императором Николаем I, Волжский откос был значительно облагорожен: засыпали овраги и обложили склон дерном. Тогда же здесь была построена Георгиевская (ныне Верхневолжская) набережная.
Для удобного подхода к Волге с обеих сторон Георгиевской набережной были сооружены Георгиевский и Казанский съезды. А внизу была построена еще одна набережная – Нижневолжская. Однако крутой склон по-прежнему не давал возможности нижегородцам попасть из центра города к реке за короткий срок, что было очень неудобно.
Открытие Чкаловской лестницы, 1949 год
Это проблема так и не была решена в дореволюционный период. Нижегородские власти занялись ею уже в ХХ веке. И некоторые исторические события активно этому способствовали.
В конце 1930-х годов на весь мир прославились рекордные перелеты знаменитого советского летчика – Валерия Чкалова. Уроженец нижегородской земли, он, приезжая на Родину, любил прогуливаться по Верхневолжской набережной. Во время одной из таких прогулок вместе со своим другом скульптором Исааком Менделевичем он выбрал место для памятника другому знаменитому нижегородцу – Максиму Горькому. Это был тот самый выступ, с которого так великолепно обозревались волжские дали. Но памятнику известному писателю не суждено было появиться на выбранном месте. В конце 1938 года жизнь Чкалова неожиданно оборвалась в результате неудачного испытания нового самолета. Поэтому вместо Горького на постамент на высоком волжском берегу в 1940-м году встал бронзовый двойник прославленного летчика.
Примерно в это же время у заместителя председателя горисполкома Александра Шульпина родилась замечательная идея соединить Верхневолжскую набережную с Нижневолжской при помощи парадной лестницы. Главной причиной этого была необходимость создать кратчайший путь из самого сердца старого города к Волге. Был найден молодой талантливый архитектор Святослав Агафонов. Тот самый, который позднее станет известен всему городу как человек, спасший и восстановивший Нижегородский кремль.
Первый проект был чрезвычайно масштабным и помпезным — с фонтанами и каскадами, скульптурами, вазами, цветниками — в духе сталинского ампира. Подножие лестницы заканчивалось выходом на мраморные и гранитные ступени, которые спускались прямо к воде. Венчать невероятный ансамбль должен был высеченный из мрамора и распростершийся на холме тридцатиметровый орден Ленина, который должен был быть виден с реки на расстоянии в десятки километров. Под орденом было отведено место для мраморных статуй руководителей партии и правительства – Сталина, Берии и других. Этот проект так и остался на бумаге.
В годы войны Александр Шульпин становится председателем Горьковского горисполкома. На этой должности он снова возвращается к своей идее. И Шульпину удалось практически невозможное – получить согласие на выделение огромных денег на строительство. Конкурс на проект лестницы выиграли ленинградские архитекторы Лев Руднев и Владимир Мунц.
Лев Владимирович Руднев
Владимир Оскарович Мунц
Второе место заняла работа нижегородского архитектора Александра Яковлева.
В итоге архитекторы объединились в одну команду, и все трое считаются авторами сооружения.
Александр Александрович Яковлев
Александр Яковлев, воспитанник Петербургской Академии художеств, восемь лет проработавший в Болгарии, был не только архитектором, но и выступал в роли главного инженера проекта, привязывая постройку к местности и прорабатывая все архитектурные детали. Кроме того, во время проектирования лестницы Яковлев использовал свой опыт специалиста по возведению бомбоубежищ и других военных объектов. Это позволило с помощью лестницы решить проблему оползней, которые в начале 1940-х стали буквально разрушать Волжский откос. И в 1943 году Шульпин повез в Москву на утверждение проект Яковлева, Руднева и Минца – лестницу по Волжскому откосу.
Итак, в том же 1943 году лестница была заложена и началось строительство.
Теперь возведение лестницы было связано с важнейшим событием – победой в Сталинградской битве. Поэтому ее первоначальное официальное название Сталинградская, а позднее – Волжская. Но в истории закрепилось другое, народное название – Чкаловская. К строительству привлекались даже немецкие военнопленные.
В 1949 году строительство было завершено, и взгляду горьковчан предстало необычное монументальное сооружение. Спускаясь вниз от памятника Чкалову, лестничные пролеты расходились в стороны и соединялись на двух смотровых площадках, образуя своеобразные кольца, а затем прямым маршем подходили к Волге. Смотровые площадки лестницы были украшены барельефами, обелисками и балюстрадой. Существует версия, согласно которой кольца лестницы символизируют Сталинград в окружении вражеских подразделений, а её нижняя прямая часть – прорыв этой осады советскими войсками. На тот момент Чкаловская лестница — один из самых дорогостоящих подобных проектов в СССР (почти 8 миллионов рублей).
катер «Герой»
В 1985 году в самом низу знаменитой лестницы был торжественно установлен катер «Герой». Это судно, созданное еще до революции, участвовало в боевых действиях во время Гражданской и Отечественной войн. Прошло оно и Сталинградскую битву, а затем долгие годы было плавучим музеем. В начале эпохи «Перестройки» корабль «пришвартовался» на постаменте возле волжских берегов. Сейчас он является символическим украшением финальной части Чкаловской лестницы.
В 1993-1997 годах Волжская лестница, обветшавшая за время полувековой эксплуатации, подверглась капитальному ремонту. Тогда же она получила современное освещение, которое так украшает ее по вечерам.
Источник
Чкаловская лестница – один из символов Нижнего Новгорода
Адрес: Россия, Нижегородская область, Нижний Новгород, Нижневолжская набережная
Начало строительства: 1944 год
Окончание строительства: 1949 год
Архитектор: Яковлев А.А., Руднев Л. В., Мунц В. О.
Количество ступенек: 442 шт.
Координаты: 56°19’48.6″N 44°00’33.9″E
Между Верхневолжской и Нижневолжской набережными находится интересная нижегородская достопримечательность, которая видна даже на космических снимках. Это – знаменитая Чкаловская лестница. Она начинается от памятника Валерию Чкалову и спускается к мемориалу катер «Герой», который стоит на правом берегу Волги. Выразительные контуры длинной лестницы давно стали одной из визитных карточек волжского города.
Общий вид на Чкаловскую лестницу
История строительства
Крутой правый берег Волги издавна именовали Волжским откосом. Это место всегда было популярно среди нижегородцев и гостей города, потому что отсюда открывается отличный обзор окрестностей. С высокого берега видно просторную пойму Волги, а также располагающийся на противоположном, левом берегу реки Бор, который с 1938 года приобрел статус города.
Дополнительная информация для самостоятельного туризма
Благоустройством волжского откоса впервые занялись в 1830-1840-е годы, когда проектировали и строили Верхневолжскую набережную. В это время засыпали перерезавшие волжский берег глубокие овраги, а также укрепили крутой склон дерном.
Вид лестницы с высоты птичьего полёта
Там, где в наши дни стоит монумент, посвященный Валерию Чкалову, на откосе существовал полукруглый выступ, который соединялся с Благовещенской площадью. Сегодня она носит название площади Минина и Пожарского. Прежде на этом месте стояли остатки строений старинного Происхожденского монастыря. В 1839 году их снесли, площадку разровняли и замостили булыжником. Кроме того, отсюда вниз, на восток, к Волге соорудили длинный Георгиевский съезд.
В 1930-е годы в СССР все увлекались подвигами летчиков. Воздушные рекорды совершались ежегодно. Впервые летчики страны Советов перелетели через всю страну на Дальний Восток. А в 1937 году экипаж Валерия Чкалова проделал уникальный перелет в США. Протяженность полета при этом составила более 8500 км. Но так случилось, что в декабре 1938 года комбриг Чкалов погиб при испытании нового самолета. И эту трагедию переживала вся страна.
Вид лестницы с Волги
В 1939 году нижегородские власти выступили с инициативой увековечить память о прославленном летчике. Наверху Волжского откоса ему поставили памятник. И отсюда хотели построить большую лестницу к Волге. Новая лестница должна была соединить городской центр с набережной и по размерам почти в три раза превзойти знаменитый Потемкинский спуск в Одессе. Однако, столь масштабным планам не суждено было осуществиться сразу, потому что началась Великая Отечественная война.
В 1943 году, когда наступил коренной перелом в ходе военных действий, Нижний Новгород, в те времена Горький, стал постепенно восстанавливаться. Городу уже не угрожали ночные бомбежки. И нижегородцы взялись за восстановление заводов и строительство тех объектов, которые начали возводить в довоенное время.
Вид на лестницу от памятника катеру «Герою»
Представители исполнительной власти города отправились в Москву на согласование архитектурного проекта новой лестницы. Сам проект подготовили трое – опытный нижегородский архитектор Александр Александрович Яковлев и два московских зодчих — Владимир Оскарович Мунц и Лев Владимирович Руднев.
В честь победы в кровопролитной битве под Сталинградом государство выделило необходимые средства, и 27 мая 1944 года началась масштабная стройка. В возведении оборудованного спуска к Волге принимали участие нижегородцы и большое количество пленных немцев. Общие затраты на строительство составили 7,76 миллионов рублей.
Торжественное открытие лестницы состоялось в 1949 году. Первоначально ее хотели назвать «Сталинградской». Однако у жителей города закрепилось другое название – «Чкаловская». После окончания строительства председателя горьковского горисполкома – Александра Шульгина обвинили в неэффективном использовании народных денег. Его отстранили от должности, лишили партбилета и осудили по так называемому Ленинградскому делу. Около двух лет Шульгин провел в заключении на территории Мурманской области. Однако, когда Сталин умер, уголовное дело в отношении бывшего нижегородского начальника пересмотрели и его реабилитировали.
Памятник Валерию Чкалову расположенный на смотровой площадке от которой начинается лестница
Чкаловская лестница сегодня
В наши дни длинная лестница – одна из самых узнаваемых достопримечательностей города. По ней часто устраивают спортивные забеги. Сюда любят приходить молодожены. Она декорирована балюстрадами, барельефами и четырехгранными обелисками. Последняя реставрация лестничных маршей прошла в 2013 году.
На смотровой площадке, откуда начинается спуск, стоит памятник Валерию Чкалову. Нижегородцы называют его коротко «ВПЧ». Это место находится неподалеку от Георгиевской башни Нижегородского кремля. У подножья памятника установлены стационарные смотровые бинокли — биноскопы, через которые очень интересно разглядывать волжские берега. Пользование биноклями платное: 100 секунд осмотра стоят 10 рублей. Оплата производится через монетоприемник.
Вид лестницы от памятника Валерию Чкалову
Памятник «ВПЧ» установили в 1940 году. Любопытно, что один из его авторов — скульптор Исаак Абрамович Менделевич дружил с летчиком. И вместе они выбрали эту площадку наверху Волжского откоса для монумента Максиму Горькому. Однако, после гибели Чкалова жители Горького обратились с ходатайством об установке здесь памятника самому летчику.
Кроме скульптора в возведении монумента принимали участие два архитектора — В.С. Андреев, И.Г. Таранов. Бронзовая статуя поднимается над цилиндрическим постаментом, стоящем на трех ступенях. В самом начале на памятнике существовала надпись «сталинскому соколу», но после развенчания культа личности И.В. Сталина ее убрали.
Лестница имеет форму восьмерки. Если считать количество ступеней по дуге, то их будет 560, а от низа до верха 442. На спуске сооружены две смотровые площадки. Отсюда в любое время года открывается прекрасный вид на место слияния Волги и Оки.
Памятник — Катер «Герой»
Длинная лестница спускается к Нижневолжской набережной – к монументу Катер «Герой». Этот речной баркас построили в 1916 году, и первоначально он назывался «Матвей Башкиров». Под именем «Волгарь» небольшое судно принимало участие в сражениях Гражданской войны и в 1942-1943 годах в боях за Сталинград. На гранитный пьедестал катер установили в 1985 году. В городе существует традиция — после свадьбы молодожены фотографируются возле памятника и оставляют на гребных валах и других частях монумента цветные ленточки на память.
Как добраться
Чкаловская лестница расположена неподалеку от территории кремля и Губернаторского сада. К ее нижней части можно добраться на автобусах и маршрутках, следующих по Нижневолжской набережной (остановка «Катер «Герой»»). Кроме того, к подножью лестницы несложно подъехать на автомобиле. В утренние часы расположенная здесь автостоянка, как правило, свободна.
Вид лестницы со стороны Нижневолжской набережной
Чтобы попасть к верхней части лестницы, нужно на автобусах, троллейбусах или маршрутках доехать до остановок «Площадь Минина и Пожарского» или «Водная академия». Начало спуска находится на стыке Верхневолжской набережной, Георгиевского спуска и площади Минина и Пожарского.
Источник