Назовите устойчивые ступени звукоряда

Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке

Ступени и их тяготение

В теории музыки много понятий, которые трудно понять сразу. Однако не всегда нужно понимать, гораздо правильнее будет просто принять за должное. Например, что в музыке 7 нот и 7 ступеней, среди которых есть устойчивые и неустойчивые. И тем не менее, я постараюсь вам объяснить это понятие.

Итак, устойчивыми считаются I, III и V ступени. Это просто надо запомнить и принять к сведению. II, IV, VI и VII – неустойчивые.

Тяготение

А еще есть понятие и ощущение тяготения неустойчивых к устойчивым. Как ребенок тянется к матери, ища поддержки, так и неустои ищут поддержки у устойчивых ступеней. Возможно, слишком поэтично, но зато наглядно. Честно говоря, в начале обучения такого ощущения нет – оно воспитывается на уроках сольфеджио в процессе регулярных слуховых упражнений. Однако очень скоро слышимость этого тяготения действительно возникает и уже становится чем-то самим собой разумеющимся, только так и не иначе. (рис 1.)

Разрешение неустойчивых ступеней

Есть звукоряд, ноты в котором идут строго одна за другой. Ну, как буквы в алфавите или цифры. ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ и т. д. Видите, семь нот, которые повторяются. Звукоряд можно начать с любой ноты, но тогда и закончить его надо той же нотой. Допустим, начнем с ноты ДО. Если мы наслоим наш звукоряд на лесенку ступеней, то увидим, что первой ступенью будет нота ДО, второй – РЕ, третьей – МИ и т. д. Соответственно, устойчивыми ступенями в звукоряде ДО будут ноты – ДО, МИ, СОЛЬ (первая, третья и пятая):

Читайте также:  Сборка лестницы для дачи

Устойчивые ступени от ноты До

Ступени и звукоряды

А теперь изберем за начало звукоряда другую ноту. Ну, скажем, ЛЯ. Накладываем звукоряд от ноты ЛЯ и видим, что теперь устойчивые ноты уже другие ЛЯ, ДО, МИ. Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке

От МИ поэкспериментируем? Устойчивые ступени от Ми

Вывод

Устойчивые ноты могут быть совершенно разные, но ступени всегда I, III, V. И зависит это от того, от какой ноты мы начинаем наш звукоряд.

Источник

Звукоряд, основные ступени

В звуковом диапазоне существует бесконечное число звуков, отличающихся по высоте, но, поскольку ухо человека может воспринимать звуки только из определённого диапазона, то в музыке используются лишь некоторые из них, образуя музыкальную систему звуков.

Ряд звуков, расположенных определенным образом по высоте, называется звукорядом, а каждый его звук – ступенью.

Все ступени звукоряда имеют названия, которые образуются из названий семи основных ступеней звукоряда:

до, ре, ми, фа, соль, ля, си

Основные ступени всегда располагаются в указанном порядке, а высота их звучания увеличивается слева направо: ступень до имеет самое низкое звучание, а си — самое высокое. Запомнить это легко, если представить музыкальные ступени в виде ступеней лестницы: первая ступень находится в самом низу, а каждая последующая располагается выше предыдущей.

Для запоминания названий ступеней можно использовать такие ассоциации:

Реми любит есть фасоль и петь песни на крыльце своего дома. Для запоминания первых трёх ступений можно дополнить рассказ о девочке Дореми, которая была сестрой или подружкой Реми.

Запомнить последовательность основных ступеней также поможет считалочка: “До, ре, ми, фа, соль, ля, си – кошка ехала в такси”.

Основным ступеням звукоряда соответствуют звуки, извлекаемые на белых клавишах фортепиано (рис. 1.)

Рис. 1. Основные ступени на клавиатуре фортепиано.

Запомнить расположение основных ступеней на клавиатуре помогают чёрные клавиши. Ступень до располагается перед группой из двух черных клавиш, а фа – перед группой из трех черных клавиш.

Кроме слогового обозначения основные ступени звукоряда имеют сокращенное буквенное обозначение:

Запомнить буквенные обозначения просто. В древности звукоряд строился от ступени ля, а следующей основной ступенью была ступень си-бемоль (сейчас это первая черная клавиша справа на рис. 1). Для удобства совместили начало звукоряда с первыми буквами латинского алфавита. Получилось так:

Позже в качестве основного тона звукоряда приняли ступень до (С), а для обозначения седьмой ступени си выбрали очередную букву H, которая следует за буквой G в алфавите.

Несоответствие начала алфавита с началом основных ступеней в звукоряде кажется большим неудобством, но это не так. Дело в том, что порядок букв ступеней соответствует минорной тональности от звука ля, на чём мы ещё остановимся подробнее.

Основные ступени звукоряда можно воспринимать в качестве музыкального алфавита. Обратите внимание на то, что он похож на порядок клеток в шахматах от a до h. Это помогает записать фонетическую транскрипцию и правильно произносить буквенные названия ступений:

Для ещё лучшего запоминания основных ступений в музыке можно использовать аналогию с основными цветами видимого света, которых три – красный, жёлтый и синий. При помощи основных цветов можно получить остальные цвета и оттенки, а при помощи основных ступеней в музыке – названия других звуков, которым соответствуют чёрные клавиши на клавиатуре фортепианоб с которыми мы познакомимся позже.

При употреблении слов звук, ступень, клавиша, нота может возникнуть путаница. Чтобы этого не происходило необходимо четко понимать разницу между ними. Звук — физическое явление, представляющее собой колебание упругих волн с некоторой частотой, ступень – это элемент звукоряда, клавиша – элемент клавиатуры фортепиано, нота – тон звука и его графическое обозначение. В синтезаторах есть возможность изменять строй так, что клавиша до уже не будет соответствовать звуку до. Но для упрощения могут использоваться фразы, который в строгом понимании не имеют смысла, например, «сыграйте звук до» (нужно нажать клавишу до или прижать струну к ладу на грифе гитары, соответствующему звуку до).

Звукоряд – это первичная и самая простая общая система организации звуков по высоте. Он не имеет ни начала, ни конца (поскольку с математической точки зрения частоты звуков могут быть бесконечно малыми, но больше 0 или бесконечно большими), и, соответственно, ступени звукоряда не имеют абсолютного порядкового номера. Звукоряд также не даёт возможность узнать абсолютную частоту звуков ступеней. В определении звукоряда говорится лишь то, что это звуки в нём расположены по высоте в восходящем или нисходящем порядке. Звуки в звукоряде имеют название и относительный порядковый номер: до – первая ступень, ре – вторая, ми – третья и т.д.

Звукоряд можно рассматривать в общем виде или применительно к музыкальному инструменту. Звукоряд музыкального инструмента состоит из всех звуков, которые могут быть исполнены на нём. Например, если у фортепиано 88 клавиш, то его звукоряд состоит из 88 звуков. Звукоряд музыкального инструмента имеет начало и конец, а его ступени могут характеризоваться порядковым номером относительно его первой ступени.

Источник

Назовите устойчивые ступени звукоряда

Слушая музыкальное произведение, вы наверняка обращали внимание на то, что есть звуки, которые выделяются из общей массы — они как бы «основа» мелодии, точнее даже было бы сказать «опора» мелодии. Очень часто мелодия начинается с таких звуков, а заканчивается ими ещё чаще. Сразу предлагаем пример. Послушайте его и обратите внимание на последнюю ноту. Мы выделили её красным цветом. Ваша задача сейчас — услышать, что она действительно является «опорой» мелодии

Рисунок 1. Фрагмент мелодии «У самовара. «

Услышали? Правда создается ощущение, что это опора мелодии? Как точка в конце повести. Это и есть устойчивый звук.

Теперь чуть сложнее. Посмотрите на первую ноту второго такта. Она тоже является устойчивым звуком. Попробуйте это услышать.

Тоника

Среди устойчивых звуков один выделяется больше других. Его называют тоникой. В нашем примере из предыдущего параграфа красная нота — тоника.

Неустойчивые звуки

Опять возвращаемся к примеру выше. Ноты из предпоследнего такта как бы «падают» на нашу красную ноту — «опору». Вы можете это услышать. Такие звуки называются неустойчивыми.

Теперь послушаем первые два такта. Ноты первого такта как бы взлетают к первой ноте 2-го такта. И эти звуки тоже неустойчивые. Попробуйте это услышать.

Разрешение

В обоих примерах неустойчивые звуки «бегут» к своей опоре, стремятся к ней. Такой переход неустойчивого звука в устойчивый называется разрешением. Говорят, что неустойчивый звук разрешается в устойчивый.

Итоги

Вы познакомились с тоникой, устойчивыми и неустойчивыми звуками, знаете о том, что неустойчивые звуки разрешаются в устойчивые.

Источник

Устойчивые и неустойчивые ступени лада. Побочные трезвучия

На предыдущем уроке мы начали изучать аккорды. Итак, продолжим.

Каждый звук в мажорной или минорной тональности имеет свою ладовую функцию – подобно людям в государстве или какой-либо структуре, звуки подразделяются на главные и подчиненные. Самая главная и устойчивая ступень – первая, ее называют тоника. Именно на ней заканчиваются все мелодии (за редкими исключениями, которые скорее подтверждают правило). В самом деле, для того, чтобы музыка закончилась – нужно впечатление полной устойчивости. Есть даже легенда о том, как кто-то из сыновей Баха, занимаясь, на минуту отошел от инструмента, оборвав гармонию на неустойчивом аккорде. Бах не мог вытерпеть неустойчивости – он встал, разрешил гармонию в тонику и обратно лег спать.

К числу устойчивых ступеней, кроме первой, относятся третья и пятая. Объяснений такой функции, окраски каждого звука кроется в законах музыкальной акустики, натурального звукоряда. Если кто-то откроет страницу со схемой натурального звукоряда и увидит структуру музыкальных обертонов, то увидит, что первый и третий обертон будут октавными, второй – квинтовым, а четвертый – терцовым. Поэтому эти звуки хорошо сливаются с тоникой и звучат устойчиво. Если их нажать все вместе, образуется тоническое трезвучие.

Остальные звуки являются неустойчивыми и стремятся к разрешению в устойчивую ступень. Чаще всего неустойчивая ступень стремится к разрешению в устойчивую движением вниз на секунду, например:

Исключение – VII ступень. Это вводный тон, отстоящий от тоники на полтона, он обладает самым острым тяготением и разрешается в тонику движением вверх. В гармоническом и мелодическом миноре происходит обострение восходящих тяготений: восходящим движением будет разрешаться не только повышенная VII ступень, но – через VII – в тонику будет стремиться также повышенная VI ступень. Напомним — обычно VI ступень в натуральном и гармоническом миноре стремится к разрешению в V.

Послушайте разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые на музыкальном примере:

Перейдем к аккордовым функциям и их тяготениям. Итак, тоническое трезвучие строится на первой ступени и является самым устойчивым. О главных трезвучиях речь шла на предыдущем уроке – это трезвучия I, IV и V ступеней, совпадающие с тоникой по своей ладовой окраске: они мажорные в мажоре и минорные в миноре. Это тоника (I), субдоминанта (IV) и доминанта (V). Остальные трезвучия называются побочными – они имеют контрастную ладовую окраску. Минорная окраска в мажоре или мажорная в миноре может создать разнообразие и внести в музыкальное развитие новые оттенки, но она не может вызвать ощущения устойчивости, завершенности.

Прислушаться к выразительным краскам побочных трезвучий в до-мажоре можно на примере песни «Memory» из мюзикла «Кошки» Э. Уэббера. Здесь после трезвучия I cтупени звучит трезвучие VI, потом IV (субдоминантовое), затем III и II ступеней. После возвращения трезвучий VI и III ступеней композитор завершает музыкальное построение разрешением доминантового трезвучия (V) в тонику (I). Все трезвучия в приведенном ниже примере звучат в виде арпеджио, их звуки нажимаются поочередно:

Охарактеризуем каждое из побочных трезвучий. Трезвучие II ступени обладает субдоминантовой функцией, причем даже более сильной, чем основное субдоминантовое трезвучие. Многие композиторы применяют секстаккорд второй ступени («фа-ля-ре» в до-мажоре) как субдоминантовый аккорд вместо трезвучия («фа-ля-до»). Возможно, их привлекает контрастная минорная окраска этого аккорда. Особенно часто такой прием встречается в сонатах Моцарта.

Трезвучия третьей и шестой ступеней называют медиантами. Их функция колеблется между двумя, тонико-доминантовой и тонико-субдоминантовой. Трезвучие третьей ступени имеет мягкую доминантовую окраску, трезвучие шестой – мягкую субдоминантовую.

Трезвучие шестой ступени применяется также для эффектного музыкального приема, который называется прерванным кадансом: вместо разрешения доминантсептаккорда в тонику возникает разрешение в трезвучие шестой ступени, обладающее контрастным ладовым значением. Эффект подмены минора мажором или наоборот вызывает необходимость дальнейшего развития. В музыке может возникнуть дополнительные несколько тактов, которые называются расширением. Такой прием можно наблюдать в романсе А. Варламова «Белеет парус одинокий».

Доминантовая гармония здесь не разрешается в тонику – образуется прерванный каданс:

Трезвучие седьмой ступени в мажоре – уменьшенное. Его применяют редко, иногда возможно использовать его в виде секстаккорда в проходящих оборотах.

В миноре побочные трезвучия — медианты (трезвучия III и VI ступеней) обладают теми же функциями и свойствами. Так же применяется трезвучие VI ступени для выразительного прерванного каданса. Трезвучие седьмой ступени может иметь в натуральном миноре мягкую доминантовую окраску, но гармоническом и мелодическом – оно также будет уменьшенным, как в мажоре. Оно будет использоваться не самостоятельно, а скорее в составе более сложных аккордов. Трезвучие второй ступени в миноре также является уменьшенным. Оно сохраняет свою сильную субдоминантовую функцию и может применяться в виде секстаккорда, а также входить в состав более сложных аккордов.

Наш следующий урок — Обращения аккордов. Виды сопровождения (музыкальная фактура).

Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано

Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.

Подробнее об уроках фортепиано

Источник

Оцените статью