Назовите устойчивые ступени тональности до минор

Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке

Ступени и их тяготение

В теории музыки много понятий, которые трудно понять сразу. Однако не всегда нужно понимать, гораздо правильнее будет просто принять за должное. Например, что в музыке 7 нот и 7 ступеней, среди которых есть устойчивые и неустойчивые. И тем не менее, я постараюсь вам объяснить это понятие.

Итак, устойчивыми считаются I, III и V ступени. Это просто надо запомнить и принять к сведению. II, IV, VI и VII – неустойчивые.

Тяготение

А еще есть понятие и ощущение тяготения неустойчивых к устойчивым. Как ребенок тянется к матери, ища поддержки, так и неустои ищут поддержки у устойчивых ступеней. Возможно, слишком поэтично, но зато наглядно. Честно говоря, в начале обучения такого ощущения нет – оно воспитывается на уроках сольфеджио в процессе регулярных слуховых упражнений. Однако очень скоро слышимость этого тяготения действительно возникает и уже становится чем-то самим собой разумеющимся, только так и не иначе. (рис 1.)

Разрешение неустойчивых ступеней

Есть звукоряд, ноты в котором идут строго одна за другой. Ну, как буквы в алфавите или цифры. ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ и т. д. Видите, семь нот, которые повторяются. Звукоряд можно начать с любой ноты, но тогда и закончить его надо той же нотой. Допустим, начнем с ноты ДО. Если мы наслоим наш звукоряд на лесенку ступеней, то увидим, что первой ступенью будет нота ДО, второй – РЕ, третьей – МИ и т. д. Соответственно, устойчивыми ступенями в звукоряде ДО будут ноты – ДО, МИ, СОЛЬ (первая, третья и пятая):

Читайте также:  Монтаж деревянной лестницы по бетонному основанию

Устойчивые ступени от ноты До

Ступени и звукоряды

А теперь изберем за начало звукоряда другую ноту. Ну, скажем, ЛЯ. Накладываем звукоряд от ноты ЛЯ и видим, что теперь устойчивые ноты уже другие ЛЯ, ДО, МИ. Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке

От МИ поэкспериментируем? Устойчивые ступени от Ми

Вывод

Устойчивые ноты могут быть совершенно разные, но ступени всегда I, III, V. И зависит это от того, от какой ноты мы начинаем наш звукоряд.

Источник

Устойчивые и неустойчивые ступени лада. Побочные трезвучия

На предыдущем уроке мы начали изучать аккорды. Итак, продолжим.

Каждый звук в мажорной или минорной тональности имеет свою ладовую функцию – подобно людям в государстве или какой-либо структуре, звуки подразделяются на главные и подчиненные. Самая главная и устойчивая ступень – первая, ее называют тоника. Именно на ней заканчиваются все мелодии (за редкими исключениями, которые скорее подтверждают правило). В самом деле, для того, чтобы музыка закончилась – нужно впечатление полной устойчивости. Есть даже легенда о том, как кто-то из сыновей Баха, занимаясь, на минуту отошел от инструмента, оборвав гармонию на неустойчивом аккорде. Бах не мог вытерпеть неустойчивости – он встал, разрешил гармонию в тонику и обратно лег спать.

К числу устойчивых ступеней, кроме первой, относятся третья и пятая. Объяснений такой функции, окраски каждого звука кроется в законах музыкальной акустики, натурального звукоряда. Если кто-то откроет страницу со схемой натурального звукоряда и увидит структуру музыкальных обертонов, то увидит, что первый и третий обертон будут октавными, второй – квинтовым, а четвертый – терцовым. Поэтому эти звуки хорошо сливаются с тоникой и звучат устойчиво. Если их нажать все вместе, образуется тоническое трезвучие.

Остальные звуки являются неустойчивыми и стремятся к разрешению в устойчивую ступень. Чаще всего неустойчивая ступень стремится к разрешению в устойчивую движением вниз на секунду, например:

Исключение – VII ступень. Это вводный тон, отстоящий от тоники на полтона, он обладает самым острым тяготением и разрешается в тонику движением вверх. В гармоническом и мелодическом миноре происходит обострение восходящих тяготений: восходящим движением будет разрешаться не только повышенная VII ступень, но – через VII – в тонику будет стремиться также повышенная VI ступень. Напомним — обычно VI ступень в натуральном и гармоническом миноре стремится к разрешению в V.

Послушайте разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые на музыкальном примере:

Перейдем к аккордовым функциям и их тяготениям. Итак, тоническое трезвучие строится на первой ступени и является самым устойчивым. О главных трезвучиях речь шла на предыдущем уроке – это трезвучия I, IV и V ступеней, совпадающие с тоникой по своей ладовой окраске: они мажорные в мажоре и минорные в миноре. Это тоника (I), субдоминанта (IV) и доминанта (V). Остальные трезвучия называются побочными – они имеют контрастную ладовую окраску. Минорная окраска в мажоре или мажорная в миноре может создать разнообразие и внести в музыкальное развитие новые оттенки, но она не может вызвать ощущения устойчивости, завершенности.

Прислушаться к выразительным краскам побочных трезвучий в до-мажоре можно на примере песни «Memory» из мюзикла «Кошки» Э. Уэббера. Здесь после трезвучия I cтупени звучит трезвучие VI, потом IV (субдоминантовое), затем III и II ступеней. После возвращения трезвучий VI и III ступеней композитор завершает музыкальное построение разрешением доминантового трезвучия (V) в тонику (I). Все трезвучия в приведенном ниже примере звучат в виде арпеджио, их звуки нажимаются поочередно:

Охарактеризуем каждое из побочных трезвучий. Трезвучие II ступени обладает субдоминантовой функцией, причем даже более сильной, чем основное субдоминантовое трезвучие. Многие композиторы применяют секстаккорд второй ступени («фа-ля-ре» в до-мажоре) как субдоминантовый аккорд вместо трезвучия («фа-ля-до»). Возможно, их привлекает контрастная минорная окраска этого аккорда. Особенно часто такой прием встречается в сонатах Моцарта.

Трезвучия третьей и шестой ступеней называют медиантами. Их функция колеблется между двумя, тонико-доминантовой и тонико-субдоминантовой. Трезвучие третьей ступени имеет мягкую доминантовую окраску, трезвучие шестой – мягкую субдоминантовую.

Трезвучие шестой ступени применяется также для эффектного музыкального приема, который называется прерванным кадансом: вместо разрешения доминантсептаккорда в тонику возникает разрешение в трезвучие шестой ступени, обладающее контрастным ладовым значением. Эффект подмены минора мажором или наоборот вызывает необходимость дальнейшего развития. В музыке может возникнуть дополнительные несколько тактов, которые называются расширением. Такой прием можно наблюдать в романсе А. Варламова «Белеет парус одинокий».

Доминантовая гармония здесь не разрешается в тонику – образуется прерванный каданс:

Трезвучие седьмой ступени в мажоре – уменьшенное. Его применяют редко, иногда возможно использовать его в виде секстаккорда в проходящих оборотах.

В миноре побочные трезвучия — медианты (трезвучия III и VI ступеней) обладают теми же функциями и свойствами. Так же применяется трезвучие VI ступени для выразительного прерванного каданса. Трезвучие седьмой ступени может иметь в натуральном миноре мягкую доминантовую окраску, но гармоническом и мелодическом – оно также будет уменьшенным, как в мажоре. Оно будет использоваться не самостоятельно, а скорее в составе более сложных аккордов. Трезвучие второй ступени в миноре также является уменьшенным. Оно сохраняет свою сильную субдоминантовую функцию и может применяться в виде секстаккорда, а также входить в состав более сложных аккордов.

Наш следующий урок — Обращения аккордов. Виды сопровождения (музыкальная фактура).

Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано

Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.

Подробнее об уроках фортепиано

Источник

Устойчивые и неустойчивые ступени. Тоническое трезвучие

8. Устойчивые и неустойчивые ступени. Тоническое трезвучие

Ступени делятся на устойчивые (опорные) и неустойчивые.

К устойчивым относятся: I, III, Y ступени. Они образуют тоническое трезвучие. (Т 5|3)

К неустойчивым относятся: II, IY, YI, YII ступени. Они стремятся перейти в устойчивые.

I II III IY Y YI YII I

II и YII ступени являются вводными звуками, окружающими тонику.

9. Полутон и тон

Полутон – это расстояние между двумя ближайшими звуками. (1|2т)

Тон – это два полутона. (1т)

Тоны и полутоны в гамме До мажор:

1т 1т 1/2т 1т 1т 1т 1/2т

Кроме того, полутоны образуются между рядом расположенными белой и черной клавишами. Например: до-до#, фа-фа#, миЬ-ми и др.

Тоны образуются между двумя рядом расположенными черными клавишами.

Например: до#-ре#, фа#-соль#, ляЬ-сиЬ и др.

Строение мажорной гаммы: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Строение минорной гаммы: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

10. Диез, бемоль, бекар

Диез – знак повышения ноты на полтона.

Бемоль – знак понижения ноты на полтона.

Бекар – знак, который отменяет действие диеза или бемоля.

11. Тональность Соль мажор

Соль мажор – мажорный лад с одним диезом при ключе, в котором тоникой является звук соль

I II III IY Y YI YII I Т5|3 YII I II

12. Тональность Фа мажор

Фа мажор – мажорный лад с одним бемолем при ключе, в котором тоникой является звук фа.

I II III IY Y YI YII I Т5\3 YII I II

Транспозицией называется перенесение мелодии из одной тональности в другую.

Паузой называется знак молчания в музыке. Длительности пауз равны длительностям нот.

Восьмая пауза

Четвертная пауза

15. Музыкальная фраза

Фразы – это части, на которые разделяется мелодия. Ритмические остановки в мелодии называются цезурами. Обозначаются значком \/ и указывают на окончание музыкальных фраз.

Репризой называется знак повторения в музыке. Повторяться может вся мелодия или ее часть.

Знак репризы:

17. Басовый ключ

Басовый ключ – это знак, который указывает, что звук фа малой октавы записывается на четвертой линии нотоносца.

Расположение нот в басовом ключе:

до ре ми фа соль ля си до

18. Тональность ля минор

Ля минор – минорный лад, в котором тоникой является звук ля. Как и тональность До мажор, не имеет ключевых знаков.

I II III IY Y YI YII I t5|3

19. Тональность ми минор

Ми минор – минорный лад с одним диезом при ключе, в котором тоникой является звук ми.

I II III IY Y YI YII I t5|3

20. Тональность ре минор

Ре минор – это минорный лад с одним бемолем при ключе, в котором тоникой является звук фа.

I II III IY Y YI YII I t5|3

Интервалом называется расстояние между двумя звуками.

Всего восемь интервалов. Каждый интервал заключает в себе определенное количество ступеней.

Названия интервалов: 1. Прима 4. Кварта 7. Септима

2. Секунда 5. Квинта 8. Октава

3. Терция 6. Секста

1 2 3 4 5 6 7 8

1. Перечислить названия октав на клавиатуре

2. Скрипичный ключ

3. Длительности звуков

4. Мажор и минор. Тоника

5. Перечислить изученные тональности. Указать их ключевые знаки, устойчивые и неустойчивые ступени

6. Назвать изученные размеры. Показать схемы дирижирования. Привести примеры группировки в тактах

Источник

УСТОЙЧИВЫЕ И НЕУСТОЙЧИВЫЕ ИНТЕРВАЛЫ. РАЗРЕШЕНИЕ НЕУСТОЙЧИВЫХ ИНТЕРВАЛОВ.

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 4 КЛАСС (семилетнее обучение)

МИ МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «ми» и 4 ключевыми знаками – фа-диез, до-диез, соль-диез, ре-диез.

до-диез минор — это тональность минорного лада, с тоникой «до-диез» и 4 ключевыми знаками – фа-диез, до-диез, соль-диез, ре-диез.

ЛЯ-БЕМОЛЬ МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «ля-бемоль» и 4 ключевыми знаками – си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль, ре-бемоль.

фа минор — это тональность минорного лада, с тоникой «фа» и 4 ключевыми знаками – си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль, ре-бемоль.

БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ И ТОНАЛЬНОСТЕЙ.

Буквенная система обозначения звуков была изобретена в X веке во Франции. Она заключалась в том, что каждый звук обозначался латинской буквой алфавита:

До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си

C c — D d — E e — Ff — G g — A a — H h

Диез обозначается слогом — is. Бемоль обозначается слогом — es. Дубль диез — isis, а дубль бемоль – eses. В настоящее время буквенная система используется и для обозначения тональностей. Мажор обозначается словом dur (твёрдый), а минор – moll (мягкий).

Есть 3 исключения в написании звуков: ля бемоль – As (as), си бемоль – B (b), ми бемоль – Es (es).

ИНТЕРВАЛЫ — Одновременное или последовательное сочетание 2 звуков называется – интервал (с латинского «расстояние»). Если звуки интервала взяты одновременно – это гармонический интервал, если последовательно – мелодический интервал. Интервал определяется 2 величинами: тоновой и ступеневой. Тоновая величина – показывает количество тонов в интервале и обозначается словами – малая, большая, чистая, увеличенная, уменьшённая. Ступеневая величина – показывает количество ступеней в интервале.

К чистым интервалам относятся: прима, кварта, квинта, октава. К малым и большим интервалам относятся: секунда, терция, секста, септима.

Нижний звук интервала – основание, верхний – вершина. Интервал, взятый от основания к вершине, называется – восходящим, а от вершины к основанию – нисходящим. Интервалы, образованные в пределах октавы называются – простые, а шире октавы – составными. Всего 8 простых интервалов:

Прима – содержит 1 ступень, повторяющуюся дважды. Если в приме 0 тонов, то она – чистая (ч1).

Секунда – содержит 2 ступени. Если секунда содержит ½ тона – то она малая (м2), если 1 тон – большая (б2)

Терция – содержит 3 ступени. В малой терции – 1 ½ тона (м3), в большой – 2 тона (б3).

Кварта – содержит 4 ступени. Если в кварте 2 ½ тона – она чистая (ч4), если 2 тона – уменьшённая (ум4), если 3 тона – увеличенная (ув4).

Квинта – содержит 5 ступеней. Если в квинте 3 ½ тона – она чистая (ч5), если 3 тона – уменьшённая (ум5), если 4 тона – увеличенная (ув5).

Секста – содержит 6 ступеней. Если в сексте 4 тона – она малая (м6), если 4 ½ тона – она большая (б6)

Септима – содержит 7 ступеней. Если в септиме 5 тонов – она малая (м7), если 5 ½ — большая (б7).

Октава – содержит 8 ступеней. Если в октаве 6 тонов – то она чистая (ч8).

Интервалы, образованные на ступенях натурального мажора и минора называются – диатоническими, а на ступенях гармонического мажора и минора – характерными. Все диатонические интервалы делятся на — консонирующие и диссонирующие. Консонирующие интервалы – звучат мягко, звуки как бы сливаются друг с другом. Консонирующие интервалы делятся на:

Весьма совершенный консонанс – ч1, ч8.

Совершенный консонанс – ч4, ч5.

Несовершенный консонанс – м3, б3, м6, б6.

Диссонирующие интервалы – звучат резко. К ним относятся – м2, б2, м7, б7. тритоны (ув4, ум5).

ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ

Октавное перемещение звуков интервала вверх или вниз называется – обращением интервалов. Обращение интервала можно получить 2 способами:

перенести основание (нижний звук) интервала на октаву вверх и сделать его вершиной интервала.

перенести вершину (верхний звук) интервала на октаву вниз и сделать его основанием интервала.

Сумма ступеней взаимообратимых интервалов равна 8 , а сумма тонов равна 6.

Таким образом: прима обращается в октаву, секунда – в септиму, терция – в сексту, кварта – в квинту, квинта – в кварту, секста – в терцию, септима – в секунду, октава – в приму.При обращении интервалов чистые обращаются в чистые, малые – в большие, большие – в малые, увеличенные – в уменьшённые, уменьшённые – в увеличенные. Все консонирующие интервалы обращаются в консонирующие, а диссонирующие – в диссонирующие.

ИНТЕРВАЛЫ В ЛАДУ.

В натуральном мажоре и миноре ч1 строится на всех ступенях

В натуральном мажоре: м2 – на 3 и 7 ступенях, а б2 – на остальных ступенях

В натуральном миноре: м2 – на 2 и 5 ступенях, а б2– на остальных ступенях

В натуральном мажоре: б3 – на главных ступенях лада (Т,S, D), а м3 – на остальных ступенях

В натуральном миноре: б3 – на 3,6,7 ступенях, а м3 – на остальных ступенях

В натуральном мажоре: ч4 – на всех ступенях, кроме 4 ступени – на ней ув4

В натуральном миноре: ч4 – на всех ступенях, кроме 6 – на ней ув4

В натуральном мажоре: ч5 – на всех ступенях, кроме 7 – на ней ум5.

В натуральном миноре: ч5 – на всех ступенях, кроме 2 – на ней ум5.

В натуральном мажоре: б6 – на 1, 2, 4, 5 ступенях, а м6 – на остальных ступенях

В натуральном миноре: б6 – на 3, 4, 6, 7 ступенях, а м6 – на остальных ступенях

В натуральном мажоре: б7 – на 1, 4 ступенях, а м7 – на остальных ступенях

В натуральном миноре: б7 – на 3, 6 ступенях, а м7 – на остальных ступенях

В натуральном мажоре и миноре ч8 строится на всех ступенях.

УСТОЙЧИВЫЕ И НЕУСТОЙЧИВЫЕ ИНТЕРВАЛЫ. РАЗРЕШЕНИЕ НЕУСТОЙЧИВЫХ ИНТЕРВАЛОВ.

Все интервалы в ладу делятся на устойчивые и неустойчивые. Устойчивые интервалы – это те, у которых оба звука устойчивы, т.е. входят в состав тонического трезвучия. Все устойчивые интервалы – консонирующие.

Неустойчивые интервалы – это те, в которых один или оба звука являются неустойчивыми, т.е. не входят в состав тонического трезвучия. Неустойчивые интервалы могут быть – консонирующими и диссонирующими. Все диссонирующие и неустойчивые интервалы требуют разрешения. Разрешение интервалов происходит по ладовому тяготению 2 способами: Если в интервале оба звука неустойчивые – то при разрешении они переходят в ближайшие устойчивые звуки. Если в неустойчивом интервале один звук неустойчивый – то при разрешении устойчивый звук остаётся на месте, а неустойчивый переходит в ближайший устойчивый звук.

Звуки увеличенных интервалов при разрешении расходятся, а уменьшённых – сходятся.

ТРЕЗВУЧИЯ, ВИДЫ ТРЕЗВУЧИЙ.

Созвучие из трёх и более звуков, расположенных по терциям, либо которые могут быть расположены по терциям, называется – аккорд.

Аккорд, состоящий из 3 звуков, расположенных по терциям называется – трезвучие.

Различают 4 основных вида трезвучий:

Мажорное (или Большое, Б53) – состоит из б3+м3. крайние звуки образуют ч5.

Минорное (или малое, м53) – состоит из м3+б3. крайние звуки образуют ч5.

Увеличенное (ув53) – состоит из б3+б3, крайние звуки образуют ув5.

Уменьшённое (ум53) – состоит из м3+м3, крайние звуки образуют ум5.

Мажорное и минорное трезвучия – консонирующие, а увеличенное и уменьшённое – диссонирующие. Звуки, входящие в состав трезвучия имеют свои названия: нижний звук – прима или основание, средний – терция или терцовый звук, верхний – квинта или квинтовый звук. Если звуки трезвучия расположены по терциям – это основной вид трезвучия.

ОБРАЩЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЙ.

Обращение трезвучия – это вид трезвучия, нижним звуком которого является терция или квинта основного вида трезвучия. Трезвучие имеет 2 обращения:

Секстаккорд (6) – первое обращения трезвучия, нижним звуком которого является терцовый тон основного вида трезвучия. Он состоит из терции и кварты, крайние звуки образуют сексту.

Квартсекстаккорд (64) – второе обращение трезвучия, нижним звуком которого является квинтовый тон основного вида трезвучия. Он состоит из кварты и терции, отсюда и название.

Мажорный секстаккорд (Б6) – м3+ч4.

Минорный секстаккорд (М6) – б3+ч4.

Мажорный квартсекстаккорд (Б64) – ч4+б3.

Минорный квартсекстаккорд (М64) – ч4+м3.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 6409 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Оцените статью