- Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке
- Ступени и их тяготение
- Тяготение
- Разрешение неустойчивых ступеней
- Ступени и звукоряды
- Вывод
- Устойчивые и неустойчивые ступени лада. Побочные трезвучия
- Устойчивые и неустойчивые ступени. Тоническое трезвучие
- УСТОЙЧИВЫЕ И НЕУСТОЙЧИВЫЕ ИНТЕРВАЛЫ. РАЗРЕШЕНИЕ НЕУСТОЙЧИВЫХ ИНТЕРВАЛОВ.
Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке
Ступени и их тяготение
В теории музыки много понятий, которые трудно понять сразу. Однако не всегда нужно понимать, гораздо правильнее будет просто принять за должное. Например, что в музыке 7 нот и 7 ступеней, среди которых есть устойчивые и неустойчивые. И тем не менее, я постараюсь вам объяснить это понятие.
Итак, устойчивыми считаются I, III и V ступени. Это просто надо запомнить и принять к сведению. II, IV, VI и VII – неустойчивые.
Тяготение
А еще есть понятие и ощущение тяготения неустойчивых к устойчивым. Как ребенок тянется к матери, ища поддержки, так и неустои ищут поддержки у устойчивых ступеней. Возможно, слишком поэтично, но зато наглядно. Честно говоря, в начале обучения такого ощущения нет – оно воспитывается на уроках сольфеджио в процессе регулярных слуховых упражнений. Однако очень скоро слышимость этого тяготения действительно возникает и уже становится чем-то самим собой разумеющимся, только так и не иначе. (рис 1.)
Разрешение неустойчивых ступеней
Есть звукоряд, ноты в котором идут строго одна за другой. Ну, как буквы в алфавите или цифры. ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ и т. д. Видите, семь нот, которые повторяются. Звукоряд можно начать с любой ноты, но тогда и закончить его надо той же нотой. Допустим, начнем с ноты ДО. Если мы наслоим наш звукоряд на лесенку ступеней, то увидим, что первой ступенью будет нота ДО, второй – РЕ, третьей – МИ и т. д. Соответственно, устойчивыми ступенями в звукоряде ДО будут ноты – ДО, МИ, СОЛЬ (первая, третья и пятая):
Устойчивые ступени от ноты До
Ступени и звукоряды
А теперь изберем за начало звукоряда другую ноту. Ну, скажем, ЛЯ. Накладываем звукоряд от ноты ЛЯ и видим, что теперь устойчивые ноты уже другие ЛЯ, ДО, МИ. Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке
От МИ поэкспериментируем? Устойчивые ступени от Ми
Вывод
Устойчивые ноты могут быть совершенно разные, но ступени всегда I, III, V. И зависит это от того, от какой ноты мы начинаем наш звукоряд.
Источник
Устойчивые и неустойчивые ступени лада. Побочные трезвучия
На предыдущем уроке мы начали изучать аккорды. Итак, продолжим.
Каждый звук в мажорной или минорной тональности имеет свою ладовую функцию – подобно людям в государстве или какой-либо структуре, звуки подразделяются на главные и подчиненные. Самая главная и устойчивая ступень – первая, ее называют тоника. Именно на ней заканчиваются все мелодии (за редкими исключениями, которые скорее подтверждают правило). В самом деле, для того, чтобы музыка закончилась – нужно впечатление полной устойчивости. Есть даже легенда о том, как кто-то из сыновей Баха, занимаясь, на минуту отошел от инструмента, оборвав гармонию на неустойчивом аккорде. Бах не мог вытерпеть неустойчивости – он встал, разрешил гармонию в тонику и обратно лег спать.
К числу устойчивых ступеней, кроме первой, относятся третья и пятая. Объяснений такой функции, окраски каждого звука кроется в законах музыкальной акустики, натурального звукоряда. Если кто-то откроет страницу со схемой натурального звукоряда и увидит структуру музыкальных обертонов, то увидит, что первый и третий обертон будут октавными, второй – квинтовым, а четвертый – терцовым. Поэтому эти звуки хорошо сливаются с тоникой и звучат устойчиво. Если их нажать все вместе, образуется тоническое трезвучие.
Остальные звуки являются неустойчивыми и стремятся к разрешению в устойчивую ступень. Чаще всего неустойчивая ступень стремится к разрешению в устойчивую движением вниз на секунду, например:
Исключение – VII ступень. Это вводный тон, отстоящий от тоники на полтона, он обладает самым острым тяготением и разрешается в тонику движением вверх. В гармоническом и мелодическом миноре происходит обострение восходящих тяготений: восходящим движением будет разрешаться не только повышенная VII ступень, но – через VII – в тонику будет стремиться также повышенная VI ступень. Напомним — обычно VI ступень в натуральном и гармоническом миноре стремится к разрешению в V.
Послушайте разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые на музыкальном примере:
Перейдем к аккордовым функциям и их тяготениям. Итак, тоническое трезвучие строится на первой ступени и является самым устойчивым. О главных трезвучиях речь шла на предыдущем уроке – это трезвучия I, IV и V ступеней, совпадающие с тоникой по своей ладовой окраске: они мажорные в мажоре и минорные в миноре. Это тоника (I), субдоминанта (IV) и доминанта (V). Остальные трезвучия называются побочными – они имеют контрастную ладовую окраску. Минорная окраска в мажоре или мажорная в миноре может создать разнообразие и внести в музыкальное развитие новые оттенки, но она не может вызвать ощущения устойчивости, завершенности.
Прислушаться к выразительным краскам побочных трезвучий в до-мажоре можно на примере песни «Memory» из мюзикла «Кошки» Э. Уэббера. Здесь после трезвучия I cтупени звучит трезвучие VI, потом IV (субдоминантовое), затем III и II ступеней. После возвращения трезвучий VI и III ступеней композитор завершает музыкальное построение разрешением доминантового трезвучия (V) в тонику (I). Все трезвучия в приведенном ниже примере звучат в виде арпеджио, их звуки нажимаются поочередно:
Охарактеризуем каждое из побочных трезвучий. Трезвучие II ступени обладает субдоминантовой функцией, причем даже более сильной, чем основное субдоминантовое трезвучие. Многие композиторы применяют секстаккорд второй ступени («фа-ля-ре» в до-мажоре) как субдоминантовый аккорд вместо трезвучия («фа-ля-до»). Возможно, их привлекает контрастная минорная окраска этого аккорда. Особенно часто такой прием встречается в сонатах Моцарта.
Трезвучия третьей и шестой ступеней называют медиантами. Их функция колеблется между двумя, тонико-доминантовой и тонико-субдоминантовой. Трезвучие третьей ступени имеет мягкую доминантовую окраску, трезвучие шестой – мягкую субдоминантовую.
Трезвучие шестой ступени применяется также для эффектного музыкального приема, который называется прерванным кадансом: вместо разрешения доминантсептаккорда в тонику возникает разрешение в трезвучие шестой ступени, обладающее контрастным ладовым значением. Эффект подмены минора мажором или наоборот вызывает необходимость дальнейшего развития. В музыке может возникнуть дополнительные несколько тактов, которые называются расширением. Такой прием можно наблюдать в романсе А. Варламова «Белеет парус одинокий».
Доминантовая гармония здесь не разрешается в тонику – образуется прерванный каданс:
Трезвучие седьмой ступени в мажоре – уменьшенное. Его применяют редко, иногда возможно использовать его в виде секстаккорда в проходящих оборотах.
В миноре побочные трезвучия — медианты (трезвучия III и VI ступеней) обладают теми же функциями и свойствами. Так же применяется трезвучие VI ступени для выразительного прерванного каданса. Трезвучие седьмой ступени может иметь в натуральном миноре мягкую доминантовую окраску, но гармоническом и мелодическом – оно также будет уменьшенным, как в мажоре. Оно будет использоваться не самостоятельно, а скорее в составе более сложных аккордов. Трезвучие второй ступени в миноре также является уменьшенным. Оно сохраняет свою сильную субдоминантовую функцию и может применяться в виде секстаккорда, а также входить в состав более сложных аккордов.
Наш следующий урок — Обращения аккордов. Виды сопровождения (музыкальная фактура).
Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано
Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.
Подробнее об уроках фортепианоИсточник
Устойчивые и неустойчивые ступени. Тоническое трезвучие
8. Устойчивые и неустойчивые ступени. Тоническое трезвучие
Ступени делятся на устойчивые (опорные) и неустойчивые.
К устойчивым относятся: I, III, Y ступени. Они образуют тоническое трезвучие. (Т 5|3)
К неустойчивым относятся: II, IY, YI, YII ступени. Они стремятся перейти в устойчивые.
I II III IY Y YI YII I
II и YII ступени являются вводными звуками, окружающими тонику.
9. Полутон и тон
Полутон – это расстояние между двумя ближайшими звуками. (1|2т)
Тон – это два полутона. (1т)
Тоны и полутоны в гамме До мажор:
1т 1т 1/2т 1т 1т 1т 1/2т
Кроме того, полутоны образуются между рядом расположенными белой и черной клавишами. Например: до-до#, фа-фа#, миЬ-ми и др.
Тоны образуются между двумя рядом расположенными черными клавишами.
Например: до#-ре#, фа#-соль#, ляЬ-сиЬ и др.
Строение мажорной гаммы: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.
Строение минорной гаммы: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.
10. Диез, бемоль, бекар
Диез – знак повышения ноты на полтона.
Бемоль – знак понижения ноты на полтона.
Бекар – знак, который отменяет действие диеза или бемоля.
11. Тональность Соль мажор
Соль мажор – мажорный лад с одним диезом при ключе, в котором тоникой является звук соль
I II III IY Y YI YII I Т5|3 YII I II
12. Тональность Фа мажор
Фа мажор – мажорный лад с одним бемолем при ключе, в котором тоникой является звук фа.
I II III IY Y YI YII I Т5\3 YII I II
Транспозицией называется перенесение мелодии из одной тональности в другую.
Паузой называется знак молчания в музыке. Длительности пауз равны длительностям нот.
Восьмая пауза
Четвертная пауза
15. Музыкальная фраза
Фразы – это части, на которые разделяется мелодия. Ритмические остановки в мелодии называются цезурами. Обозначаются значком \/ и указывают на окончание музыкальных фраз.
Репризой называется знак повторения в музыке. Повторяться может вся мелодия или ее часть.
Знак репризы:
17. Басовый ключ
Басовый ключ – это знак, который указывает, что звук фа малой октавы записывается на четвертой линии нотоносца.
Расположение нот в басовом ключе:
до ре ми фа соль ля си до
18. Тональность ля минор
Ля минор – минорный лад, в котором тоникой является звук ля. Как и тональность До мажор, не имеет ключевых знаков.
I II III IY Y YI YII I t5|3
19. Тональность ми минор
Ми минор – минорный лад с одним диезом при ключе, в котором тоникой является звук ми.
I II III IY Y YI YII I t5|3
20. Тональность ре минор
Ре минор – это минорный лад с одним бемолем при ключе, в котором тоникой является звук фа.
I II III IY Y YI YII I t5|3
Интервалом называется расстояние между двумя звуками.
Всего восемь интервалов. Каждый интервал заключает в себе определенное количество ступеней.
Названия интервалов: 1. Прима 4. Кварта 7. Септима
2. Секунда 5. Квинта 8. Октава
3. Терция 6. Секста
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Перечислить названия октав на клавиатуре
2. Скрипичный ключ
3. Длительности звуков
4. Мажор и минор. Тоника
5. Перечислить изученные тональности. Указать их ключевые знаки, устойчивые и неустойчивые ступени
6. Назвать изученные размеры. Показать схемы дирижирования. Привести примеры группировки в тактах
Источник
УСТОЙЧИВЫЕ И НЕУСТОЙЧИВЫЕ ИНТЕРВАЛЫ. РАЗРЕШЕНИЕ НЕУСТОЙЧИВЫХ ИНТЕРВАЛОВ.
ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 4 КЛАСС (семилетнее обучение)
МИ МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «ми» и 4 ключевыми знаками – фа-диез, до-диез, соль-диез, ре-диез.
до-диез минор — это тональность минорного лада, с тоникой «до-диез» и 4 ключевыми знаками – фа-диез, до-диез, соль-диез, ре-диез.
ЛЯ-БЕМОЛЬ МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «ля-бемоль» и 4 ключевыми знаками – си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль, ре-бемоль.
фа минор — это тональность минорного лада, с тоникой «фа» и 4 ключевыми знаками – си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль, ре-бемоль.
БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ И ТОНАЛЬНОСТЕЙ.
Буквенная система обозначения звуков была изобретена в X веке во Франции. Она заключалась в том, что каждый звук обозначался латинской буквой алфавита:
До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си
C c — D d — E e — Ff — G g — A a — H h
Диез обозначается слогом — is. Бемоль обозначается слогом — es. Дубль диез — isis, а дубль бемоль – eses. В настоящее время буквенная система используется и для обозначения тональностей. Мажор обозначается словом dur (твёрдый), а минор – moll (мягкий).
Есть 3 исключения в написании звуков: ля бемоль – As (as), си бемоль – B (b), ми бемоль – Es (es).
ИНТЕРВАЛЫ — Одновременное или последовательное сочетание 2 звуков называется – интервал (с латинского «расстояние»). Если звуки интервала взяты одновременно – это гармонический интервал, если последовательно – мелодический интервал. Интервал определяется 2 величинами: тоновой и ступеневой. Тоновая величина – показывает количество тонов в интервале и обозначается словами – малая, большая, чистая, увеличенная, уменьшённая. Ступеневая величина – показывает количество ступеней в интервале.
К чистым интервалам относятся: прима, кварта, квинта, октава. К малым и большим интервалам относятся: секунда, терция, секста, септима.
Нижний звук интервала – основание, верхний – вершина. Интервал, взятый от основания к вершине, называется – восходящим, а от вершины к основанию – нисходящим. Интервалы, образованные в пределах октавы называются – простые, а шире октавы – составными. Всего 8 простых интервалов:
Прима – содержит 1 ступень, повторяющуюся дважды. Если в приме 0 тонов, то она – чистая (ч1).
Секунда – содержит 2 ступени. Если секунда содержит ½ тона – то она малая (м2), если 1 тон – большая (б2)
Терция – содержит 3 ступени. В малой терции – 1 ½ тона (м3), в большой – 2 тона (б3).
Кварта – содержит 4 ступени. Если в кварте 2 ½ тона – она чистая (ч4), если 2 тона – уменьшённая (ум4), если 3 тона – увеличенная (ув4).
Квинта – содержит 5 ступеней. Если в квинте 3 ½ тона – она чистая (ч5), если 3 тона – уменьшённая (ум5), если 4 тона – увеличенная (ув5).
Секста – содержит 6 ступеней. Если в сексте 4 тона – она малая (м6), если 4 ½ тона – она большая (б6)
Септима – содержит 7 ступеней. Если в септиме 5 тонов – она малая (м7), если 5 ½ — большая (б7).
Октава – содержит 8 ступеней. Если в октаве 6 тонов – то она чистая (ч8).
Интервалы, образованные на ступенях натурального мажора и минора называются – диатоническими, а на ступенях гармонического мажора и минора – характерными. Все диатонические интервалы делятся на — консонирующие и диссонирующие. Консонирующие интервалы – звучат мягко, звуки как бы сливаются друг с другом. Консонирующие интервалы делятся на:
Весьма совершенный консонанс – ч1, ч8.
Совершенный консонанс – ч4, ч5.
Несовершенный консонанс – м3, б3, м6, б6.
Диссонирующие интервалы – звучат резко. К ним относятся – м2, б2, м7, б7. тритоны (ув4, ум5).
ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ
Октавное перемещение звуков интервала вверх или вниз называется – обращением интервалов. Обращение интервала можно получить 2 способами:
перенести основание (нижний звук) интервала на октаву вверх и сделать его вершиной интервала.
перенести вершину (верхний звук) интервала на октаву вниз и сделать его основанием интервала.
Сумма ступеней взаимообратимых интервалов равна 8 , а сумма тонов равна 6.
Таким образом: прима обращается в октаву, секунда – в септиму, терция – в сексту, кварта – в квинту, квинта – в кварту, секста – в терцию, септима – в секунду, октава – в приму.При обращении интервалов чистые обращаются в чистые, малые – в большие, большие – в малые, увеличенные – в уменьшённые, уменьшённые – в увеличенные. Все консонирующие интервалы обращаются в консонирующие, а диссонирующие – в диссонирующие.
ИНТЕРВАЛЫ В ЛАДУ.
В натуральном мажоре и миноре ч1 строится на всех ступенях
В натуральном мажоре: м2 – на 3 и 7 ступенях, а б2 – на остальных ступенях
В натуральном миноре: м2 – на 2 и 5 ступенях, а б2– на остальных ступенях
В натуральном мажоре: б3 – на главных ступенях лада (Т,S, D), а м3 – на остальных ступенях
В натуральном миноре: б3 – на 3,6,7 ступенях, а м3 – на остальных ступенях
В натуральном мажоре: ч4 – на всех ступенях, кроме 4 ступени – на ней ув4
В натуральном миноре: ч4 – на всех ступенях, кроме 6 – на ней ув4
В натуральном мажоре: ч5 – на всех ступенях, кроме 7 – на ней ум5.
В натуральном миноре: ч5 – на всех ступенях, кроме 2 – на ней ум5.
В натуральном мажоре: б6 – на 1, 2, 4, 5 ступенях, а м6 – на остальных ступенях
В натуральном миноре: б6 – на 3, 4, 6, 7 ступенях, а м6 – на остальных ступенях
В натуральном мажоре: б7 – на 1, 4 ступенях, а м7 – на остальных ступенях
В натуральном миноре: б7 – на 3, 6 ступенях, а м7 – на остальных ступенях
В натуральном мажоре и миноре ч8 строится на всех ступенях.
УСТОЙЧИВЫЕ И НЕУСТОЙЧИВЫЕ ИНТЕРВАЛЫ. РАЗРЕШЕНИЕ НЕУСТОЙЧИВЫХ ИНТЕРВАЛОВ.
Все интервалы в ладу делятся на устойчивые и неустойчивые. Устойчивые интервалы – это те, у которых оба звука устойчивы, т.е. входят в состав тонического трезвучия. Все устойчивые интервалы – консонирующие.
Неустойчивые интервалы – это те, в которых один или оба звука являются неустойчивыми, т.е. не входят в состав тонического трезвучия. Неустойчивые интервалы могут быть – консонирующими и диссонирующими. Все диссонирующие и неустойчивые интервалы требуют разрешения. Разрешение интервалов происходит по ладовому тяготению 2 способами: Если в интервале оба звука неустойчивые – то при разрешении они переходят в ближайшие устойчивые звуки. Если в неустойчивом интервале один звук неустойчивый – то при разрешении устойчивый звук остаётся на месте, а неустойчивый переходит в ближайший устойчивый звук.
Звуки увеличенных интервалов при разрешении расходятся, а уменьшённых – сходятся.
ТРЕЗВУЧИЯ, ВИДЫ ТРЕЗВУЧИЙ.
Созвучие из трёх и более звуков, расположенных по терциям, либо которые могут быть расположены по терциям, называется – аккорд.
Аккорд, состоящий из 3 звуков, расположенных по терциям называется – трезвучие.
Различают 4 основных вида трезвучий:
Мажорное (или Большое, Б53) – состоит из б3+м3. крайние звуки образуют ч5.
Минорное (или малое, м53) – состоит из м3+б3. крайние звуки образуют ч5.
Увеличенное (ув53) – состоит из б3+б3, крайние звуки образуют ув5.
Уменьшённое (ум53) – состоит из м3+м3, крайние звуки образуют ум5.
Мажорное и минорное трезвучия – консонирующие, а увеличенное и уменьшённое – диссонирующие. Звуки, входящие в состав трезвучия имеют свои названия: нижний звук – прима или основание, средний – терция или терцовый звук, верхний – квинта или квинтовый звук. Если звуки трезвучия расположены по терциям – это основной вид трезвучия.
ОБРАЩЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЙ.
Обращение трезвучия – это вид трезвучия, нижним звуком которого является терция или квинта основного вида трезвучия. Трезвучие имеет 2 обращения:
Секстаккорд (6) – первое обращения трезвучия, нижним звуком которого является терцовый тон основного вида трезвучия. Он состоит из терции и кварты, крайние звуки образуют сексту.
Квартсекстаккорд (64) – второе обращение трезвучия, нижним звуком которого является квинтовый тон основного вида трезвучия. Он состоит из кварты и терции, отсюда и название.
Мажорный секстаккорд (Б6) – м3+ч4.
Минорный секстаккорд (М6) – б3+ч4.
Мажорный квартсекстаккорд (Б64) – ч4+б3.
Минорный квартсекстаккорд (М64) – ч4+м3.
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 6409 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник