- Главные ступени лада: как их различать, и зачем они нужны
- Виды лада
- Ступени лада и их взаимосвязь
- Главные ступени лада и их названия
- Для чего они нужны?
- Аккорды
- Как строится?
- Гаммы для фортепиано и клавишных: 16 основных видов
- Хроматические и диатонические гаммы для фортепиано и клавишных, и лады народной музыки на понятных примерах.
- Хроматические гаммы
- Восходящая хроматическая гамма До
- Нисходящая хроматическая гамма До
- Натуральные диатонические гаммы для фортепиано и клавишных
- Натуральный мажор / Натуральная гамма До мажор (Ионийский лад)
- Натуральный минор / Натуральная гамма До минор (Эолийский лад)
- Гармонические гаммы
- Гармонический мажор / Гармоническая гамма До мажор
- Гармонический минор / Гармоническая гамма До минор
- Мелодические гаммы
- Мелодический мажор / Мелодическая гамма До мажор
- Мелодический минор / Мелодическая гамма До минор
- Пентатонические гаммы
- Пентатонический мажор / Пентатоническая гамма До мажор
- Пентатонический минор / Пентатоническая гамма До минор
- Блюзовые гаммы для фортепиано и клавишных
- Блюзовая гамма До мажор
- Блюзовая гамма До минор
- Диатонические лады народной музыки
- Дорийский лад
- Фригийский лад
- Фригийский доминантный лад
- Лидийский лад
- Миксолидийский лад
- Локрийский лад
Главные ступени лада: как их различать, и зачем они нужны
Тема о главных ступенях гаммы очень важна в музыкальной теории, но перед тем, как переходить к изучению «начинки», следует исследовать саму поверхность пирожного: лад — взаимодействие устойчивых и неустойчивых ступеней, последовательность которых определяет его разновидность.
Виды лада
Существует два основных типа ладов, которые знают даже люди, далекие от музыки:
- мажор (по латински — dur);
- минор (по латински — moll).
Для новичков существует определение попроще, объясняющее их так:
- веселое настроение;
- грустное настроение.
Ступени лада и их взаимосвязь
Как уже было сказано ранее, лад — это взаимоотношения ступеней. Но что же такое эти ступени?
- Ступень — звук, входящий в одну октаву (октава состоит из 7 нот и 8-я повторяет первую = 7 ступеней + одна повторяющаяся).
Расположение каждой ступеньки зависит от ее высоты: чем выше звук, тем больше ступень.
Лады можно составить от любого звука. Самый знакомый для нас всех — нота До.
От лидера До выстраиваем в последовательность остальных подчиненных: Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си; и закрываем ряд таким же ответственным лицом — нотой До, но уже другой октавы. Таким образом создается гамма.
- Гамма — цепочка из звуков, где первый и последний одинаковы по названию, но расстояние между ними равно одной октаве.
Главные ступени лада и их названия
Перед нами гамма До мажор:
Слева расположены названия нот, а справа — те самые ступени.
Однако, как и в жизни, все выполняют свои роли. Кто-то ведет за собой толпу, кто-то является ее фундаментом, кто-то же трудится на благо остальных.
Так, лидером музыкального движения (гаммы До мажор) является нота До, она же и является главной ступенью лада — I. Это очень просто запомнить с помощью названия гаммы: если ее имя До мажор, значит, первой ступенью будет являться нота До; если же Ми мажор, то начальником станет нота Ми, и подобный принцип работает всегда и во всех гаммах.
Именно I ступень является ориентиром для построек всех остальных аккордов и трезвучий. Однако руководителю всегда нужна «правая рука» или его заместитель. У нашего директора таких руки сразу две: IV и V ступени.
Оставшись на все том же примере До мажора, под IV номером идет нота фа, под пятым — соль. Подобным образом музыканты высчитывают остальные главные две ступени.
Как и все остальные термины, они также имеют свои собственные имена:
- I ступень — тоника (сокращенно по лат. «T»);
- IV ступень — субдоминанта (S);
- V ступень — доминанта (D).
Следует уточнить: в минорном ладе сокращенные названия пишутся с малых букв: t, s и d, это упрощает ситуацию во время выяснения, к какому ладу принадлежит ступень или аккорд.
Для чего они нужны?
Тоника — главная ступень лада. Ею оканчиваются практически все произведения, будто бы ставя точку в конце музыкальной истории. Ее роль — фундамент и база.
Субдоминанта служит некой «дверью», с помощью которой можно уйти в другие тональности (изучается на уроках сольфеджио и гармонии) или же подготовиться к переходу в доминанту.
Доминанта — преданный друг своего начальника, с помощью которого тоника самоутверждается, как полноправный лидер гаммы. Такая ситуация чаще всего происходит в последних завершающих аккордах произведения.
Но как известно: у каждого работника, даже если и не занимающего самую высокую должность, есть своя команда. Этой самой командой в музыке являются трезвучия.
Аккорды
- Трезвучие — аккорд, состоящий из трех звуков.
Но чем так важны трезвучия главных ступеней лада в музыке?
Данный аккорд может строиться от любой ноты, но если он главный, то его «основанием» будут: I, III и V ступени. Их важная заслуга заключается в том, что именно они определяют вид лада.
Так, в мажоре они будут ярко выражено звучать светлым торжественным тембром, в миноре же, наоборот, опечаленным и скорбным.
- Трезвучия главных ступеней лада — показатели, на которые следует ориентироваться в вопросах мажора, минора и других существующих ладов.
Как строится?
Следующий вопрос, который должен идти по логической цепи: какова же структура трезвучия и каким образом его строят?
Ответ заключен в самом названии: ТРЕзвучие опирается на 3 звука, построенных на расстоянии терции (интервал, включающий в себя 3 ступени).
Если с главными ступенями лада все более менее понятно, то как же называются остальные?
- Главные — I, IV, V;
- Производные — II, III, VI, VII.
Помимо ладовой классификации, существует еще одна, определяющаяся состоянием ступени:
- устойчивые — I, III, V;
Все три ступени входят в состав тонического трезвучия (в музыке формулировка — Т53). Они звучат устойчиво и уверенно, не требуя какой-либо поддержки извне. Отдельно следует выделить III ступень, так как именно она определяет лад: традиционная нота Ми характерная для До мажора, но если опустить ее на полтона ниже (Ми бемоль), то звучать уже будет именно До минор;
- неустойчивые — II, IV, VI, VII;
Их звучание не подкреплено опорой, существует вечное ощущение недосказанности и желание во что-нибудь перейти (разрешиться), свое путешествие они завершают в устойчивые ступени лада.
Источник
Гаммы для фортепиано и клавишных: 16 основных видов
Хроматические и диатонические гаммы для фортепиано и клавишных, и лады народной музыки на понятных примерах.
12 комментариев 119.6k просмотры 4 рейтинг
После знакомства с музыкальными интервалами и принципами построения аккордов (см. Интервалы в музыке, Аккорды для пианино и клавишных), настало время изучить гаммы для фортепиано.
Гаммы — основополагающий элемент музыкальной теории. Изучение игры на любом музыкальном инструменте, будь то арфа, скрипка, гитара или фортепиано, обязательно сопровождается изучением гамм.
Гаммы, наравне с музыкальными диатоническими ладами, не только помогают понять, как устроена музыка, но и повышают мастерство музыканта. Знание структуры и состава гамм открывает доступ к свободной импровизации в любой тональности (знаешь звуки в гамме — не сыграешь мимо нот), служит инструментом развития ловкости рук и пальцев музыканта.
Все гаммы сопровождаются пояснениями, схемами, составом входящих нот и интервалов, что поможет транспонировать гамму в любую тональность. К каждой гамме прилагается аудиопример, помогающий понять отличия звучания разных звукорядов.
Гаммы для фортепиано и клавишных:
Лады народной музыки для фортепиано и клавишных:
С точки зрения теории музыки, гамма — это звукоряд любой длины, движущийся вверх или вниз. Ступени гаммы всегда располагаются на определенном расстоянии друг от друга, составляющем целый или половину тона. Теоретически, длина звукоряда бесконечна, но отечественная музыкальная школа несколько сужает понятие гаммы, используя более короткие звукоряды — в одну или несколько октав.
На основе принципов построения, гаммы делятся на два вида: мажорные и минорные. Вне зависимости от тональности и подвида гаммы (натуральная, гармоническая), расстояние между звуками в диатонических гаммах практически всегда укладывается в следующие схемы:
- Для мажорной гаммы — тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон;
Структура мажорной гаммы.
- Для минорной гаммы — тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.
Структура минорной гаммы.
Также выделяют и третий, особый вид гамм — хроматические гаммы, в которых расстояние между звуками всегда составляет половину тона.
Структура хроматической гаммы. Расстояние между всеми звуками хроматического звукоряда равняется половине тона.
Хроматические гаммы
Хроматические гаммы просты в освоении — расстояние между звуками равно половине тона, а сама гамма строится на основе мажорного или минорного звукоряда. При этом гамма может двигаться как вверх (восходящая гамма), так и вниз (нисходящая гамма).
Восходящая хроматическая гамма До
В восходящей хроматической гамме движение звукоряда происходит вверх, а в состав гаммы входят все звуки (тона и полутона) в пределах октавы (см. Интервалы в музыке).
Восходящая хроматическая гамма
Структура хроматической восходящей гаммы До
Нисходящая хроматическая гамма До
В нисходящей гамме также задействованы все звуки в пределах октавы (двух, трех или сколько угодно более октав), но движение идет вниз.
Нисходящая хроматическая гамма
Структура хроматической нисходящей гаммы До
Натуральные диатонические гаммы для фортепиано и клавишных
В отличие от хроматических, построенных на полутонах, диатонические гаммы чередуют 2-3 целых тона с полутонами и всегда состоят из семи ступеней (семи звуков + завершающий звук).
Натуральный мажор / Натуральная гамма До мажор (Ионийский лад)
Фундаментальная гамма из семи нот, знакомая каждому с детства. Вокруг натуральной мажорной гаммы строится вся музыкальная теория.
Звучит легко и весело благодаря входящим в нее мажорным трезвучиям.
Натуральный мажор, ионийский лад
Принцип построения
Тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон
Структура мажорной гаммы
- До (С) — тоника (I ступень, основной тон гаммы)
- Ре (D) — нисходящий вводный звук (II ступень);
- Ми (E) — медианта (III ступень);
- Фа (F) — субдоминанта (IV ступень);
- Соль (G) — доминанта (V ступень);
- Ля (A) — субмедианта (VI ступень);
- Си (B) — восходящий вводный звук (VII ступень).
Натуральный минор / Натуральная гамма До минор (Эолийский лад)
Среди трех видов минорных гамм, эолийский лад (натуральный минор) — самый общий. В состав натурального минора входят минорные трезвучия, что делает звучание минорной гаммы грустным и мрачным.
Натуральный минор, эолийский лад
Принцип построения
Тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон
Структура натуральной минорной гаммы
- До (С) — тоника (I ступень, основной тон гаммы)
- Ре (D) — нисходящий вводный звук (II ступень);
- Ми-бемоль (Eb) — медианта (пониженная III ступень);
- Фа (F) — субдоминанта (IV ступень);
- Соль (G) — доминанта (V ступень);
- Ля-бемоль (Ab) — субмедианта (пониженная VI ступень);
- Си-бемоль (Bb) — восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).
Гармонические гаммы
Гармонический мажор / Гармоническая гамма До мажор
Гармонический мажор — это натуральный мажор с пониженной шестой ступенью (нота Ля-бемоль). Пониженная шестая ступень позволяет строить в мажоре интервалы, идентичные минорным (увеличенная секунда от VI ступени, см. Интервалы в музыке).
Принцип построения
Тон, тон, полутон, тон, полутон, полуторатон, полутон
Структура мажорной гаммы
- До (С) — тоника (I ступень, основной тон гаммы)
- Ре (D) — нисходящий вводный звук (II ступень);
- Ми (E) — медианта (III ступень);
- Фа (F) — субдоминанта (IV ступень);
- Соль (G) — доминанта (V ступень);
- Ля-бемоль (Ab) — субмедианта (пониженная VI ступень);
- Си (B) — восходящий вводный звук (VII ступень).
Гармонический минор / Гармоническая гамма До минор
Гармонический минор — разновидность натурального минора с повышенной VII ступенью (нота Си). Повышенная VII ступень имитирует вводный тон и позволяет строить мажорные интервалы в минорных тональностях.
Принцип построения
Тон, полутон, тон, тон, полутон, полуторатон, полутон
Структура гармонической минорной гаммы
- До (С) — тоника (I ступень, основной тон гаммы)
- Ре (D) — нисходящий вводный звук (II ступень);
- Ми-бемоль (Eb) — медианта (пониженная III ступень);
- Фа (F) — субдоминанта (IV ступень);
- Соль (G) — доминанта (V ступень);
- Ля-бемоль (Ab) — субмедианта (пониженная VI ступень);
- Си (B) — восходящий вводный звук (VII ступень).
Мелодические гаммы
Свое название мелодические гаммы получили из-за особенностей звучания — верхняя половина гаммы звучит мелодично, легко и певуче, словно образуя единую мелодию.
Мелодический мажор / Мелодическая гамма До мажор
Мелодический мажор — редкая разновидность натурального мажора, главная особенность которого в том, что при звучание гаммы меняется в зависимости от направления движения. Если послушать мелодический мажор отдельно, то его звучание напоминает натуральный минор.
Мелодический мажор (короткий пример)
Полная версия мелодического мажора подразумевает исполнение восходящего и нисходящего звукоряда друг за другом. При движении вверх музыкант исполняет натуральный мажор, а при движении вниз понижает VI и VII ступени натурального мажора. Таким образом сыграть мелодический мажор можно только при движении звукоряда вниз.
Движение вверх — натуральный мажор, движение вниз — мелодический мажор.
Принцип построения
Тон, тон, полутон, тон, полутон, тон, тон
Структура натуральной минорной гаммы
- До (С) — тоника (I ступень, основной тон гаммы)
- Ре (D) — нисходящий вводный звук (II ступень);
- Ми (E) — медианта (III ступень);
- Фа (F) — субдоминанта (IV ступень);
- Соль (G) — доминанта (V ступень);
- Ля-бемоль (Ab) — субмедианта (пониженная VI ступень);
- Си-бемоль (Bb) — восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).
Мелодический минор / Мелодическая гамма До минор
Как и мажорная версия, мелодический минор меняет свое звучание в зависимости от того, в какую сторону движется звукоряд.
Мелодический минор (короткий пример)
Мелодический минор также называют джазовым минором. В полной версии мелодического минора при движении вверх исполняется мелодический минор, а при движении вниз — натуральный минор.
Движение вверх — мелодический минор, движение вниз — натуральный минор.
Принцип построения
Тон, полутон, тон, тон, тон, тон, полутон
Структура мелодической минорной гаммы
- До (С) — тоника (I ступень, основной тон гаммы)
- Ре (D) — нисходящий вводный звук (II ступень);
- Ми-бемоль (Eb) — медианта (пониженная III ступень);
- Фа (F) — субдоминанта (IV ступень);
- Соль (G) — доминанта (V ступень);
- Ля (A) — субмедианта (VI ступень);
- Си (B) — восходящий вводный звук (VII ступень).
Голос ученых А.Н Мясоедова и Б.К. Алексеева
При нисходящем движении гамму мелодического минора нередко заменяют более естественно звучащей в данном случае гаммой натурального минора, отчего постепенно чуть ли не повсеместно укоренилось ошибочное представление о том, что структура мелодического минора именно такова (то есть различается в зависимости от направления движения). Подобная трактовка мелодического минора встречается даже в некоторых учебниках по теории музыки (например: Павлюченко С. Элементарная теория музыки. М. — Л., 1946; Вахромеев В. Элементарная теория музыки. М., 1966).
Однако это неверно, ибо в данном случае — при нисходящем движении — происходит просто подмена (но не более того!) одного вида минора другим, а именно: мелодического — натуральным, что делается с целью ослабления восходящей направленности тяготений VII и VI повышенных ступеней.
С точки зрения серьезной науки, профессиональные педагоги правы, а мы — нет. Но так как мы говорим просто и без премудростей, учтем мнение авторов учебника «Элементарная теория музыки» (1986, §43), и запомним:
- Мелодический мажор = натуральный мажор (вверх) + мелодический минор (вниз);
- Мелодический минор = мелодический минор (вверх) + натуральный минор (вниз).
Пентатонические гаммы
Пентатонический мажор / Пентатоническая гамма До мажор
Мажорная пентатоническая гамма состоит из всех звуков натуральной мажорной гаммы, за исключением IV и VII ступеней.
Принцип построения
Полуторатон, тон, тон, полуторатон, тон
Структура пентатонической мажорной гаммы
- До (С) — тоника (I ступень, основной тон гаммы)
- Ре (D) — нисходящий вводный звук (II ступень);
- Ми (E) — медианта (III ступень);
- Соль (G) — доминанта (V ступень);
- Ля (A) — субмедианта (VI ступень).
Пентатонический минор / Пентатоническая гамма До минор
Минорная пентатоническая гамма представляет собой натуральную гамму До минор, из которой убрали II и VI ступени.
Принцип построения
Полуторатон, тон, тон, полуторатон, тон
Структура пентатонической минорной гаммы
- До (С) — тоника (I ступень, основной тон гаммы)
- Ми-бемоль (Eb) — медианта (пониженная III ступень);
- Фа (F) — субдоминанта (IV ступень);
- Соль (G) — доминанта (V ступень);
- Си-бемоль (Bb) — восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).
Блюзовые гаммы для фортепиано и клавишных
Блюзовая гамма До мажор
Блюзовая мажорная гамма — мажорная пентатоника с добавлением дополнительных звуков.
Блюзовая мажорная гамма
Принцип построения
Полуторатон, тон, полутон, полутон, полуторатон, тон
Структура мажорной блюзовой гаммы
- До (С) — тоника (I ступень, основной тон гаммы)
- Ре (D) — нисходящий вводный звук (II ступень);
- Ми-бемоль (Eb) — медианта (пониженная III ступень);
- Ми (E) — медианта (III ступень);
- Соль (G) — доминанта (V ступень);
- Ля (A) — субмедианта (VI ступень).
Блюзовая гамма До минор
Блюзовая минорная гамма представляет собой минорную пентатонику с добавлением дополнительных нот. Это одна из самых популярных гамм при написании партий соло-гитары и мелодических линий.
Блюзовая минорная гамма широко используется в блюзе, роке, метале и других стилях музыки.
Принцип построения
Полуторатон, тон, полутон, полутон, полуторатон, тон
Структура минорной блюзовой гаммы
- До (С) — тоника (I ступень, основной тон гаммы)
- Ми-бемоль (Eb) — медианта (пониженная III ступень);
- Фа (F) — субдоминанта (IV ступень);
- Соль-бемоль (Gb) — доминанта (пониженная V ступень);
- Соль (G) — доминанта (V ступень);
- Си-бемоль (Bb) — восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).
Диатонические лады народной музыки
Диатонические лады народной музыки (или натуральные лады) — понятие, введенное в 1937 году советским музыковедом Ю.Н. Тюлиным для описания звукорядов, присущих традиционной и народной музыке. Тем не менее, в международной практике не существует понятия ладов народной музыки и натуральных ладов — вместо этого используется термин «диатонические лады».
Дорийский лад
Название лада происходит от названия одного из племен, населявших территорию Древней Греции — дорийцев.
Лад широко использовался в античной и средневековой музыке, а древние греки считали дорийский лад олицетворением мужества и суровости.
Второй лад мажорной гаммы. Дорийский лад схож с натуральным минором, но содержит в себе дополнительную мажорную VI ступень (нота Ля).
Принцип построения
Тон, полутон, тон, тон, тон, полутон, тон
Структура дорийского лада
- До (С) — тоника (I ступень, основной тон)
- Ре (D) — нисходящий вводный звук (II ступень);
- Ми-бемоль (Eb) — медианта (пониженная III ступень);
- Фа (F) — субдоминанта (IV ступень);
- Соль (G) — доминанта (V ступень);
- Ля (A) — субмедианта (VI ступень);
- Си-бемоль (Bb) — восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).
Фригийский лад
Фригийский лад также пользовался большой популярностью в античности и средневековье. В отличие от дорийского лада, древние греки считали фригийский лад легкомысленным, связывая его с богом виноделия Дионисом.
Это третий лад мажорной гаммы. Мрачный окрас звучания фригийского лада достигается за счет полутона между первой и второй ступенью.
Принцип построения
Полутон, тон, тон, тон, полутон, тон, тон
Структура фригийского лада
- До (С) — тоника (I ступень, основной тон)
- Ре-бемоль (Db) — нисходящий вводный звук (пониженная II ступень);
- Ми-бемоль (Eb) — медианта (пониженная III ступень);
- Фа (F) — субдоминанта (IV ступень);
- Соль (G) — доминанта (V ступень);
- Ля-бемоль (Ab) — субмедианта (пониженная VI ступень);
- Си-бемоль (Bb) — восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).
Фригийский доминантный лад
Фригийский доминантный лад схож с обыкновенным фригийским, но акцент здесь делается на III ступени. Звучание мрачное, даже экзотическое.
Фригийский доминантный лад
Принцип построения
Полутон, полуторатон, полутон, тон, полутон, тон, тон
Структура фригийского доминантного лада
- До (С) — тоника (I ступень, основной тон)
- Ре-бемоль (Db) — нисходящий вводный звук (пониженная II ступень);
- Ми (E) — медианта (III ступень);
- Фа (F) — субдоминанта (IV ступень);
- Соль (G) — доминанта (V ступень);
- Ля-бемоль (Ab) — субмедианта (пониженная VI ступень);
- Си-бемоль (Bb) — восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).
Лидийский лад
Четвертый лад мажорной гаммы. Звучание легкое и мечтательное.
Принцип построения
Тон, тон, тон, полутон, тон, тон, полутон
Структура лидийского лада
- До (С) — тоника (I ступень, основной тон)
- Ре (D) — нисходящий вводный звук (II ступень);
- Ми (E) — медианта (III ступень);
- Фа-диез (F#) — субдоминанта (пониженная IV ступень);
- Соль (G) — доминанта (V ступень);
- Ля (A) — субмедианта (VI ступень);
- Си (B) — восходящий вводный звук (VII ступень).
Миксолидийский лад
Пятый лад мажорной гаммы, схожий с натуральной мажорной гаммой. Отличие заключается в использовании VII ступени, пришедшей из натурального минора (нота Си-бемоль).
Принцип построения
Тон, тон, полутон, тон, тон, полутон, тон
Структура миксолидийского лада
- До (С) — тоника (I ступень, основной тон)
- Ре (D) — нисходящий вводный звук (II ступень);
- Ми (E) — медианта (III ступень);
- Фа (F) — субдоминанта (IV ступень);
- Соль (G) — доминанта (V ступень);
- Ля (A) — субмедианта (VI ступень);
- Си-бемоль (Bb) — восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).
Локрийский лад
Седьмой лад мажорной гаммы. Самый редкий лад, чье звучание нельзя назвать ни мажорным, ни минорным. Неопределенность звучания возникает из-за V ступени — ноты Соль-бемоль.
Принцип построения
Полутон, тон, тон, полутон, тон, тон
Структура локрийского лада
- До (С) — тоника (I ступень, основной тон)
- Ре-бемоль (Db) — нисходящий вводный звук (пониженная II ступень);
- Ми-бемоль (Eb) — медианта (пониженная III ступень);
- Фа (F) — субдоминанта (IV ступень);
- Соль-бемоль (Gb) — доминанта (пониженная V ступень);
- Ля-бемоль (Ab) — субмедианта (пониженная VI ступень);
- Си-бемоль (Bb) — восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).
Источник