- Кому открывать дверь, а кого мы вправе не впускать в квартиру?
- Право гражданина никому не открывать дверь
- Обстоятельства, при которых неприкосновенность жилища ограничена
- В итоге
- Лица, которым по закону нужно открыть дверь квартиры
- В квартиру иногда звонят
- В дверь позвонили сотрудники полиции
- Когда дверь квартиры вы обязаны открыть
- Сотрудники министерства чрезвычайных ситуаций
- Представители коммунальных служб, управляющих компаний и Жилинспекции
- Когда кто-то всё-таки к вам пришёл
- Ребенок остался один дома. Как и кому открывать дверь
Кому открывать дверь, а кого мы вправе не впускать в квартиру?
Краткое содержание:
Неприкосновенность жилища – одна из наших конституционных гарантий. Никто не имеет права войти в дом без согласия проживающих в нем граждан, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Кто же по закону может войти в квартиру или дом, даже если жильцы против?
Право гражданина никому не открывать дверь
Не только в России, но и во всем цивилизованном мире право на неприкосновенность жилища охраняется государством, действуют нормы документов международного значения: ст.12 Всеобщей декларации прав человека от 1948 г.; ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого в 1966 г.; ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1950 года.
Внутренним законодательством страны конституционная гарантия закреплена в ряде отраслевых нормативно-правовых актов, например, таких как ст. 139 УК РФ, ст. 5 УПК РФ, ст. 3 ЖК РФ.
Под жилищем понимается любое помещение, которое используется гражданином для временного или постоянного проживания (дом, квартира, комната, дача, места временного заселения (номер в гостинице, доме отдыха, пансионате) и др.).
Неприкосновенность жилища расценивается, как запрет на проникновение внутрь без разрешения владельца, а также лишение собственника права на проживание в нем без законных на то оснований.
Обстоятельства, при которых неприкосновенность жилища ограничена
Как и во многих правилах, в данном случае тоже есть исключения.
Решая задачи безопасности, в общественных интересах государство законодательно установило ряд ограничений на неприкосновенность жилища.
1. ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРАВОПОРЯДКА. Всем известна фраза, от которой впадает в ступор большинство граждан: «Откройте – полиция!» Что делать? Открывать или нет?
Для начала убедитесь, что за дверью действительно полицейский. Человек должен представиться, назвать причину своего визита и предоставить документы, которые, по возможности, нужно разглядеть через дверной глазок или видеодомофон. Всю полученную информацию зафиксируйте (запишите, сфотографируйте).
Если человек уклоняется от ответов на ваши вопросы, то дверь не открывайте. Вы также вправе позвонить в дежурную часть и убедиться в достоверности данных, которые указал незваный гость.
Убедились, что за дверью реальный представитель закона. Но даже теперь полицейский не всегда может войти в дом без согласия проживающих граждан.
Для уточнения информации, проверки документов, удостоверяющих личность, жильцы не обязаны впускать в дом полицию. Но в ряде случаев полицейские, а также сотрудники ФСБ, спасатели и пожарные вправе зайти в квартиру, не спрашивая нас.
Для этого есть исключительные обстоятельства:
- ЧС, мероприятия по обеспечению безопасности, спасению жизни и имущества граждан;
- пресечение преступлений, задержание подозреваемых лиц в совершении преступлений;
- несчастный случай и выяснение его обстоятельств.
В указанных случаях при отказе жильца открыть дверь (или при его отсутствии в доме) сотрудники полиции и ФСБ вправе взломать входную дверь.
Право на беспрепятственный доступ у сотрудников правоохранительных органов появляется также при проведении следственных действий (осмотр жилья, обыск, выемка) в рамках возбужденного уголовного дела Подробнее ➤.
В этом случае представители закона действуют на основании ст. 165 УПК РФ при наличии постановления суда либо постановления следователя.
2. КОММУНАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ И ЖИЛИНСПЕКЦИЯ. Это организации, которые обеспечивают эксплуатацию дома за счет подачи электричества, холодной и горячей воды, газа и тепла (УК, ЖЭК, РЭУ и т. д.), а также контролируют соблюдение гражданами жилищного законодательства.
Для устранения аварий мы не вправе препятствовать представителям этих компаний проходу в дом.
Во всех остальных случаях (для проверки количества проживающих граждан, приборов учета и оборудования, соблюдения норм перепланировки жилья, а также по сигналам соседей) день, время и причину визита коммунальщики и сотрудники жилинспекции должны согласовывать заранее с собственником жилья.
Регламент осмотра внутриквартирного оборудования (порядок и частота визитов) установлен законодательством. Коммунальные и аварийные службы, а также жилинспекция вправе требовать дополнительного осмотра только в судебном порядке.
Однако в данном случае суд часто занимает сторону заявителя, а собственнику квартиры могут назначить еще и возмещение расходов, повлекших отказ. Примером является Определение СК по гражданским делам Верховного суда РФ от 7 мая 2019 г. № 4-КГ 19-6 в пользу управляющей компании https://base.garant.ru/72248206/.
Именно сотрудниками коммунальных служб любят представляться мошенники, поэтому до того, как открыть дверь незнакомцу, снова организуем гостю своеобразный допрос с пристрастием через дверь. Требуем предъявить удостоверение или иной документ, подтверждающий полномочия представителя. Звоним в организацию, которую назвал визитер, и узнаем, работает там такой человек или нет. Уточняем, по возможности, как он выглядит и во что должен быть одет (предусмотрена ли спецформа или нет).
3. СУДЕБНЫЕ ПРИСТАВЫ-ИСПОЛНИТЕЛИ. Это государственные служащие, в чьи обязанности входит принудительное исполнение судебных актов.
В соответствии со ст. 12 федерального закона о судебных приставах у них есть право входить в жилые помещения должников.
В случае отказа применяются меры принудительного проникновения в жилище на основании разрешения старшего судебного пристава и (или) исполнительного документа.
Без судебного решения и начатого против должника исполнительного производства ни один представитель ФССП не вправе требовать открыть ему дверь.
На сайте организации всегда можно проверить личную информацию в отношении непогашенных долговых обязательств.
В итоге
Во всех остальных случаях, таких как визиты коллекторов (это обычные сотрудники агентств по взысканию долгов), представителей органов опеки и попечительства, военкоматов, почты, доставщиков пиццы и других товаров народного потребления, жители квартир НЕ ОБЯЗАНЫ открывать дверь.
Кто бы ни постучал в ваш дом – всегда сохраняйте спокойствие и не теряйте бдительности!
Источник
Лица, которым по закону нужно открыть дверь квартиры
В квартиру иногда звонят
Когда в квартире раздаётся дверной звонок, а на пороге неизвестные люди, мало кто остаётся довольным такой ситуацией. В большинстве случаев вы не обязаны открывать дверь посторонним, более того, это может быть опасно. Не редки случаи, когда под благими предлогами в вашу квартиру пытаются попасть мошенники. Особенно это касается граждан из группы риска, таких как несовершеннолетние и пенсионеры. Рассмотрим, в каких случаях дверь все-таки нужно открыть.
В дверь позвонили сотрудники полиции
Чаще всего к вам может придти сотрудник полиции, а именно участковый уполномоченный. С определённой периодичностью они проводят «поквартирные обходы». Это совершенно нормальная и даже положительная практика обеспечения противодействия правонарушениям. Полицейский может провести с вами профилактическую беседу, рассказать о новых случаях мошенничества в вашем районе. Но открывать ему дверь и впускать ли в квартиру — это исключительно ваше право, а не обязанность.
Участковому, равно как и наряду ППС открывать дверь необязательно. Сами полицейские не имеют право открывать дверь, используя какие-либо методы. Неприкосновенность частной собственности! Однако, иногда дверь открыть всё-таки придётся.
Когда дверь квартиры вы обязаны открыть
Закон «О полиции» наделяет должностных лиц правом входа в ваше жилище вне зависимости от вашего желания. Условий не много и все они четко сформулированы:
1) чтобы задержать подозреваемых в совершении преступления,
2) для пресечения преступления,
3) для спасения жизни / имущества,
4) для обеспечения безопасности при чрезвычайных обстоятельствах или массовых беспорядках,
5) для проведения процессуальных действий, например, таких как обыск или осмотр. Но при наличии необходимых процессуальных документов.
Сотрудники министерства чрезвычайных ситуаций
Спасатели имеют право беспрепятственно проникать в квартиры, но только для устранения чрезвычайных обстоятельств. Во всех остальных случаях вы также имеете право не открывать дверь.
Представители коммунальных служб, управляющих компаний и Жилинспекции
Сотрудников коммунальных служб вы также обязаны впустить для устранения аварийных ситуаций. В остальных случаях их визиты, как правило, согласовываются с вами заранее. Это может быть поверка счётчика, проверка количества проживающих или проверка/ремонт внутриквартирного оборудования, устранение недостатков предоставления услуг.
Что касается Жилинспекции, то к вам они могут придти, например, если у них появится информация о незаконной перепланировке в квартире. Информацию эту они могут получить через вызванного вами ранее сантехника или электрика местного ЖЭКа.
Конечно, зайти представители перечисленных служб могут только с вашего согласия. Но отказ, как правило, влечет обращение в суд.
Когда кто-то всё-таки к вам пришёл
Во всех случаях, прежде чем открывать дверь незнакомцу, который представился сотрудником полиции или иного ведовства/службы, узнайте цель визита и попросите показать удостоверяющие документы.
Также вы можете позвонить в организацию и уточнить, является ли представившийся действительно сотрудником/должностным лицом. Дело в том, что зачастую в квартиру под видом сотрудника полиции или иного ведомства могут проникнуть преступники. Поэтому лишняя безопасность не повредит.
Источник
Ребенок остался один дома. Как и кому открывать дверь
Ребенок остался один дома. Как и кому открывать дверь?
Материал для родителей
3.1. Один дома.
В наше время, когда родители успешны, но бесконечно заняты, многие дети вынуждены некоторое время проводить дома в одиночестве. Чему и как нужно обучить ребенка, чтобы душа за него не болела, чтобы не вздрагивать от каждого телефонного звонка в ожидании чего-нибудь ужасного? Как организовать обучение, чтобы ребенок спокойно оставался дома, не страшась каждого звонка и уверенно действуя в любых ситуациях?
Обратимся к опыту заокеанских профессионалов. Пола Статмен, признанный специалист по обучению родителей способам развития у детей устойчивых навыков безопасности, автор вышедшей на русском языке книги «Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверенных и осторожных детей», считает: «Нам необходимо быть спокойными и деловитыми, когда мы обсуждаем с нашими детьми вопросы личной безопасности. Говорите о ней так же, как вы говорите о прочих правилах поведения. Малышей можно научить аналитически мыслить в минуты опасности. Но если мы не контролируем собственные опасения и если мы запугиваем их, рассказывая ужасные истории, они не смогут в случае необходимости применить навыки уличной безопасности, скорее всего, они просто замрут от страха».
Помните, реагировать правильно в опасной ситуации дети могут, только вспоминая четкую информацию, а не опасения своих родителей!
Нужно воспитывать детей таким образом, чтобы научить их распознавать риск и опасности. Необоснованные меры безопасности могут негативно повлиять на детей и сделать их робкими, неуверенными, неспособными преодолевать даже небольшие трудности.
Поэтому, обучая ребенка, очень удобно и эффективно регулярно задавать ему универсальный вопрос: «Что ты будешь делать, если…»
Например: «Что ты будешь делать, если кто-то подойдет к входной двери и попросит тебя впустить его, чтобы позвонить?» Или: «Что ты будешь делать, если кто-то постучит в дверь и попросит открыть ее, представившись милиционером?»
Обучая ребенка, вы даете ему знания не только о том, как вести себя в конкретной ситуации в ближайшее время, но и ставите «вакцину безопасности» на всю жизнь.
Тема сегодняшней беседы звучит следующим образом: «Чему нужно обучить ребенка, вынужденного оставаться на некоторое время дома без родителей».
Для начала – данные СМИ: В Красноярске, позвонив в квартиру, мужчина попросил мальчиков, находившихся дома, дать ему ручку и бумагу для того, чтобы написать записку знакомому. Дети открыли дверь…В Санкт-Петербурге злоумышленник проник в квартиру дома на проспекте Юрия Гагарина, сказав школьнице, что принес посылку.
Происшествия случились в декабре 2007 года. Такие попытки предпринимаются чаще, чем нам кажется. К сожалению, средства массовой информации пишут именно о происшествиях с печальным исходом. Практически нет новостей о том, как сотни и тысячи детей не открывают дверь незнакомым людям и остаются в безопасности. Мальчики и девочки выполняют правила, которым их научили любящие мамы и папы, дедушки и бабушки, братья и сестры. Основательно усвоив эти законы, малыши пронесут их через всю свою жизнь, пользуясь ими как в детстве и юности, так и во взрослой жизни.
Итак, чему родители должны научить своих детей? За основы возьмем рекомендации, данные Юрием Петровичем Дубягиным, полковником милиции, криминалистом, доктором юридических наук, профессором, написавшим в соавторстве с О. Богачевой прекрасную книгу «Школа выживания, или 56 способов защитить ребенка от преступления».
1. Родители сами должны соблюдать правила безопасности. Если родители будут открывать дверь, не спрашивая «Кто там?» и не глядя в глазок, ребенок будет делать точно так же.
2. Ребенок должен знать телефоны, по которым он может мгновенно попросить о помощи. Перечень определяется родителями. Например: сотовые, рабочие телефоны родителей, всех других значимых родственников, проверенных соседей, знакомых, а также короткие номера телефонов экстренных служб. Напишите номера телефонов на листке бумаги около стационарного телефонного аппарата. Напротив номеров напишите нужные имена или наклейте фотографии. Например, 01 – фотография или рисунок пожарной машины.
3. Нужно не только обучить ребенка правилам безопасности, но и регулярно контролировать знание этих правил и их выполнение. Устройте экзамен, договорившись со знакомым.
4. Оставляя ребенка одного, проверьте, не может ли он чем пораниться, оставьте включенным свет, зашторьте, если нужно, окна.
5. Ребенок должен закрыть дверь на задвижку. В этом действии заложен глубокий смысл. Если родители сами закрывают дверь ключами снаружи, а потом открывают, ребенку не нужно открывать дверь и делать какой-либо выбор. Все делают родители. Если же ребенок закрыл дверь на задвижку, он должен знать все эти правила. Ко всему прочему, это повышает его безопасность в несколько раз. Ведь ключи родители могут потерять, у них их могут украсть, забрать силой и т. д. В этих случаях только задвижка может спасти квартиру от ограбления, а ребенка — от возможного похищения. Цепочка не всегда подходит, так как ее могут легко перекусить специальными кусачками. Поэтому – мощная, легко перемещаемая задвижка на крепкой двери.
6. Нужно написать для ребенка список тех людей, которых он может пустить. Эти люди попадают в категорию «знакомые». Остальные – «незнакомые», в том числе все соседи, если их нет в списке.
Ребенок может открывать дверь только знакомым людям, или, как это обычно говорят, ребенок никогда не должен открывать дверь незнакомым людям, даже если они представляются работником ЖЭКа, милиции. Если пришли гости, не знавшие о том, что ребенок будет один, они должны прийти позже, в то время, которое назовет ребенок.
Пришел человек, представившийся почтальоном, принесшим посылку, – попросить унести посылку обратно, чтобы ее потом забрали родители. Принес телеграмму – пусть прочитает через дверь. Нужна роспись? Родители позже распишутся.
7. Чтобы открыть дверь знакомому человеку, нужно сделать следующее.
Во-первых, родителям желательно договориться о времени прихода, чтобы ребенок приготовился к открытию двери.
Во-вторых, он должен обязательно спросить: «Кто там?» Попросить человека полностью назвать себя.
В-третьих, посмотреть на человека в дверной глазок. Если ребенок не достает до глазка, нужно подставить заранее приготовленную легкую, но устойчивую табуретку или стул. Если нет глазка – его нужно заранее установить в двери, вызвав надежного, квалифицированного мастера. Можно даже установить дополнительный глазок на уровне глаз ребенка.
Очень удобно, хотя и дорого, использовать видеокамеры, вмонтированные снаружи в косяк двери и отображающие информацию на специальном экране в коридоре.
8. Ребенок ни в коем случае не должен говорить, что он дома один. Хорошим ответом может быть: «Дядя спит и откроет потом, когда проснется». После этого ответа ребенок должен отойти от двери и позвонить родителям, рассказав о неожиданном визите.
9. Если незнакомец утверждает, что из квартиры ребенка льется вода и заливает соседа снизу, нужно срочно позвонить родителям, и они примут решение. Самое хорошее в этом случае – иметь добрые отношения с кем-нибудь из соседей по дому. Тогда сам ребенок может позвонить этому человеку и попросить проверить, что происходит у соседей снизу. Конечно, такие отношения нужно устанавливать заранее и всячески их поддерживать.
10. Если неожиданно пришли в гости знакомые мальчики или девочки, ребенок ни в коем случае не должен их пускать. О таких встречах нужно договариваться заранее; при этом дома обязательно должны быть родители.
11. Если человек из-за двери просит о помощи, дверь открывать также нельзя. Но можно помочь. Например, просят что-нибудь дать: воды попить, ручку с бумагой для записей. Нужно вежливо отказать и предложить купить это в соседних магазинах. Если говорят, что человеку плохо, что нужен телефон, ребенок может попросить продиктовать номер, по которому нужно позвонить и вызвать лечащего врача или «Скорую помощь». Если просят срочно лекарство, которое есть в доме, ребенок может предложить сбросить его на улицу в окно, но дверь даже в этом случае не открывать.
12. Если кто-то стучит в дверь и говорит, что в подъезде пожар и что нужно срочно покинуть квартиру, ребенок должен действовать в соответствии с рекомендациями, данными ему родителями. Например, позвонить знакомым соседям, родителям на работу либо действовать самостоятельно. Если ребенок в глазок видит, как соседи спускаются вниз по лестнице, а несколько пожарных стучат в квартиры, возможно, пожар настоящий. Действовать нужно по ситуации.
13. Если начинают ломать дверь, то необходимо срочно вызывать милицию. Ребенок, имея перед глазами указанный выше листок с номерами телефона, наберет нужный номер и прочитает написанный опять-таки на листке бумаги свой адрес и даст ориентиры, как быстрее добраться.
Конечно, если родители планируют оставлять ребенка одного, нужно подумать об укреплении двери, дверных косяков и подборе надежных замков, чтобы злоумышленник, подобно волку из сказки о трех поросятах, не разрушил всю конструкцию одним ударом.
Очень сильно выручить сможет установленная профессиональной службой охраны тревожная кнопка, нажав которую, ребенок подаст сигнал. Время прибытия – несколько минут, которых, если дверь крепкая, вполне хватит вооруженному наряду, чтобы обезвредить злоумышленников.
В известной комедии «Один дома» герой Маковея Калкина мог сделать один толковый звонок в полицию, и ничего смешного бы не случилось. То ли телефона не было дома, то ли сценарий такого прозаического финала не предусматривал.
14. На случай взлома двери, если есть такая возможность, специалисты рекомендуют также подготовить комнату, в которой ребенок мог бы укрыться и продержаться до приезда вызванной милиции. Это может быть, скажем, укрепленная кладовка, в которой будет дешевый сотовый телефон с настроенными на быстрый вызов всеми нужными телефонами. Если родители считают, что ребенок уже достаточно взрослый, можно обучить его пользоваться простыми средствами самообороны и держать такие средства (например, тяжелые предметы, перцовые баллончики или простые аэрозоли) в известном ребенку месте. Именно в такой укрепленной комнате можно поставить надежный сейф, в котором взрослые могут хранить настоящее оружие самообороны.
15. Если такой комнаты нет, после вызова милиции специалисты рекомендуют ребенку выйти на балкон или открыть окно и громко кричать: «Пожар!» В этом случае велика вероятность того, что злоумышленники постараются скрыться.
В этом перечне, как может показаться, слишком много пунктов. Тем не менее, родители, которых волнует безопасность собственного ребенка и которые стремятся воспитать его осторожным, но уверенным в себе, способным принимать решения, найдут время на обучение. И всякий раз, возвращаясь домой, будут на свой стук в дверь с гордостью за проделанную работу слышать уверенный детский голос: «Кто там?» Заложив основу безопасности в нежном возрасте, вы сможете пожинать плоды десятки лет, чувствуя опору и защиту , здорового и обученного правилам безопасности ребенка.
3.2. Методика «Кто там?» http://www. u-mama. ru/read/article. php? А.
Представим себе, что вашему ребенку придется какое-то время после уроков находиться дома в одиночестве. Иногда возникают ситуации, когда ребенку приходится самостоятельно открывать дверь своим родителям или знакомым взрослым. Как добиться того, чтобы ребенок безошибочно открывал дверь только тем, кому можно?
Возможно использование различных методик обучения, опирающихся на возрастные и индивидуальные особенности детей.
За основу обучения умению оставаться одному дома и открывать входную дверь возьмем последовательность действий, предлагаемую Полой Статмен: Защита, Подготовка, Тренировка, Побуждение, Упреждение. Рассмотрим подробно каждый пункт плана, наполнив схему конкретным содержанием.
Материал этой статьи частично пересекается с содержанием предыдущей.
I. Защита (Будьте рядом с ребенком в изучаемой ситуации, помогая ему и поддерживая его).
Всякий раз, открывая кому-либо дверь, зовите в прихожую ребенка, чтобы он наблюдал, как вы это делаете.
1. Всегда, подходя к двери, спрашивайте: «Кто там»? 2. Получив ответ, смотрите в глазок, поворачивайтесь к ребенку и сообщайте: «Это тетя Оля пришла». После этого попросите его посмотреть в глазок. Если ребенок мал и не достает до глазка, купите или смастерите легкую и прочную табуретку, чтобы можно было ее подставить к двери и посмотреть в глазок. 3. После того, как и ребенок убедится, что пришла именно тетя Оля, откройте дверь. Естественно, вы должны продумать систему запирания двери: надежный, но хорошо открываемый изнутри замок, крепкий, легко перемещаемый засов. Как уже отмечалось, лучше не использовать дверную цепочку, так как она может дать ложное ощущение защищенности, и ребенок захочет, накинув ее, открыть дверь. Однако злоумышленники при наличии специальных кусачек могут легко перекусить цепочку, и ребенок окажется в большой опасности. Со временем научите открывать дверь самого ребенка. Всякий раз находитесь рядом с ребенком, поддерживая и обучая его. В этом и состоит суть принципа «Защита».
II. Подготовка (Имеется в виду избыточная теоретическая подготовка). Очень эффективно использовать для обучения известные ему сказки.
Например, «Волк и семеро козлят». Попросите ребенка ответить на вопросы: «Как должны были козлята узнать маму? Почему волку удалось их обмануть?» В ходе рассуждений можно сделать выводы, что распознавание только по голосу не оправдало себя, так как волку удалось заговорить голосом козы. Если бы козлята заранее договорились с мамой, что она должна еще и подойти к окошку, они попросили бы это сделать и волка. Посмотрев на визитера через окно (в наших случаях – через глазок), малыши убедились бы, что открывать дверь нельзя. Сказка же «Три поросенка» полезна и родителям, так как заставляет их пристально посмотреть на входную дверь. Надежно ли дверное полотно? Хороши ли замки, крепка ли задвижка? Задайте ребенку вопрос: «Почему волк не смог войти к поросятам в каменный дом через дверь?» Ответ будет, скорее всего, такой: «Дверь была очень крепкая, и задвижка надежная».
Объясните ребенку, что он должен многому научиться: умению закрыть и открыть дверь, навыкам поведения в различных ситуациях.
1. Он должен всегда спрашивать, кто пришел, даже если мама вышла минуту назад. Для отработки навыка можно несколько раз выйти в магазин, оставив ребенка вдвоем с папой или бабушкой. При этом закрывать за вами дверь и открывать ее должен сам ребенок. Выйдя за дверь и выждав минуту, нужно постучать в дверь. Почти всегда дверь мгновенно распахивается, так как ребенок убежден, что это Вы вернулись, забыв что-либо. Добейтесь того, чтобы ребенок действовал по схеме «Кто там?» — глазок – замок в каждом случае.
Дело в том, что иногда бывает так: гости уходят, за ними закрывается дверь. Они спускаются по лестнице вниз, с третьего этажа на второй, а сверху, с четвертого этажа, к двери, из которой они только что вышли, спускается злоумышленник. Выждав 2-3 минуты, он достает оружие и стучит. Хозяева, решив, что это снова гости, распахивают дверь и подвергаются нападению. Не торопитесь открывать двери!
2. Если голос покажется ребенку знакомым, он должен убедиться в том, что пришел именно тот человек, которого он ждет, посмотрев в глазок или на экран видеокамеры. Можно дополнительно попросить ребенка сделать звонок на телефон того, кто должен прийти, и убедиться, что именно этот человек стоит за дверью.
3. Если все хорошо (человек опознан по голосу и рассмотрен в глазок), дверь можно открыть.
4. Если же голос ему не знаком, в глазок ничего не видно и время для визита не самое подходящее, ребенок должен, не открывая двери, спокойно действовать по инструкции для чрезвычайных ситуаций.
Самое простое – позвонить маме, папе, знакомым соседям или взрослым, с которыми ранее договорились родители.
Для этого нужно со всеми этими взрослыми заранее договориться, чтобы они поспешили на помощь ребенку по первому его зову. Ребенку же нужно объяснить, что звонить просто так нельзя. Очень хорошо подходит рассказ Льва Толстого о пастушке, который дважды устраивал ложную тревогу, а на третий раз никто к нему на помощь уже и не пришел.
5. До тех пор, пока не подоспеют родственники или знакомые, открывать дверь категорически запрещается, что бы ни говорили люди снаружи.
Но как же быть, если кому-то в подъезде нужна помощь? Ребенок должен понять, что, сообщая о происходящем родителям, он помогает человеку за дверью, ведь мама или папа, приехав, смогут сделать все возможное. Если же ребенок просто откроет дверь, он и помочь, скорее всего, не сможет, и себя может подвергнуть опасности.
III. Тренировка (Речь идет о практической деятельности по отработке изучаемого навыка).
В качестве входной двери возьмите дверь в спальню ребенка. Он будет в своей комнате, а вы – снаружи. Включите воображение и, используя схему «Что будет, если…», разыграйте 10-15 сценок, изображая каждый раз нового незнакомого персонажа за дверью.
Рассмотрим примеры.
А) Откройте, милиция! Мы проводим поквартирный обход.
Б) Я сосед снизу. Вы меня заливаете водой. Откройте дверь, я перекрою краны.
В) Дайте воды напиться, здесь ребеночку двухлетнему плохо.
Г) Это ваш котенок? Возьмите быстрее, а то он голодный и плачет.
Д) Я от твоих родителей, мне сказали срочно передать тебе этого огромного игрушечного медведя и мороженое. Открывай быстрее дверь, мороженое тает.
Е) Привет! Мне 7 лет! Я твой новый сосед из квартиры над вами. Давай дружить!
Ж) Здесь человеку плохо! Сердечный приступ! Откройте дверь, я позвоню и вызову «Скорую помощь!»
З) Помогите! Откройте! На меня напали! Я убегаю от плохих людей! Моей жизни угрожает опасность!
Можно придумать огромное количество ситуаций, но реакция ребенка должна быть одна – ЗВОНОК РОДИТЕЛЯМ. В случае с сердечным приступом и с нападением ребенок может дополнительно вызвать «Скорую помощь» и милицию, когда вы этому его научите. Но дверь он открывать не должен! Как обучить ребенка уверенно совершать звонок?
1. Обеспечьте техническую сторону — купите дешевый сотовый телефон, держите его всегда заряженным.
2. Научите ребенка уверенно им пользоваться. Шнур домашнего телефона может быть испорчен злоумышленником, а с сотовым телефоном такой номер не пройдет.
3. Убедите ребенка выучить НАИЗУСТЬ номера сотовых телефонов родителей, всех нужных родственников и знакомых, а также экстренных служб. Придумайте стишки, помогающие запомнить порядок цифр. Например: «Начинаем танцевать, 8, 3, 15, 5.»
4. Если пока выучить не получается, напишите все номера телефонов на листок около стационарного домашнего аппарата. Юрий Дубягин и Ольга Богачева в своей замечательной, полезной, насыщенной проверенной информацией книге рекомендуют напротив номера телефона помещать рисунок, этому номеру соответствующий. Напротив 01–нарисованный огонь и пожарная машина, напротив 02–милиционер, напротив 03 – красный крест и доктора в белом халате, напротив номера телефона папы – фотографию папы и т. д.
5. ВАЖНО! Проверяйте свой телефон, заряжайте батарею вовремя, берите на работу с собой зарядное устройство или дополнительный аккумулятор.
6. Сообщите ребенку ВСЕ рабочие телефоны, по которым вас можно найти. Находясь на самом важном совещании, убирайте звук и вибровызов, но положите телефон перед собой, чтобы не пропустить звонок от ребенка.
7. Договоритесь с начальством, что в экстренной ситуации они отпустят вас домой.
IV. Побуждение (Постоянно стимулируйте и побуждайте ребенка к соблюдению правил безопасности).
Повторяйте ребенку правила открывания двери ежедневно. Со временем поручите ему всегда открывать дверь, даже если вы дома, при этом КОНТРОЛИРУЯ все его действия.
Если замечаете, что он не на все замки закрывает дверь, забывает про задвижку, не спрашивает, кто там, или не смотрит в глазок, необходимо повторить курс тренировок, пока навык не будет отработан и устойчиво усвоен.
За верные действия от души хвалите ребенка каждый раз и говорите, как правильно он все делает, какой он становится умелый и самостоятельный.
V. Упреждение (Продумайте все возможные и невозможные ситуации).
Постоянно анализируйте возможные варианты развития событий, обсуждайте их с ребенком. Особое внимание обратите на нештатные ситуации. Например, ребенок ощущает запах дыма из подъезда и слышит голос: «Откройте дверь, я пожарный, срочная эвакуация». Ребенок должен посмотреть в глазок, прислушаться, спускаются ли другие люди, позвонить вам и принимать решение на месте. Если пожарных в форме видно несколько и слышен шум шагов многих спускающихся людей, то, возможно, пожар настоящий.
Если же пожарный один и никого больше не слышно, то возможен вариант имитации пожара при помощи дымовой шашки и одного украденного костюма пожарного. Все эти ситуации вы должны обсудить с ребенком и определить план его действий в каждом конкретном случае. Все это в ваших силах.
Источник