Мои ступеньки мастерства педагога

Эссе «Ступеньки мастерства»
статья

Эссе «Ступеньки мастерства»

Скачать:

Вложение Размер
Эссе «Ступеньки мастерства» 80 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Ступеньки мастерства».

Дошкольное детство — это уникальный период в жизни человека, в процессе которого закладывается фундамент здоровья и осуществляется первоначальное становление личности. Каким вырастет ребенок, сможет ли он стать личностью, во – многом зависит от родителей и от педагогов, которые находятся рядом с ним. Современному обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерством. Я стараюсь соответствовать современным требованиям методики и педагогики, иду в ногу со временем.

Чтобы добиться высоких показателей, свою работу я строю с учетом общедидактических принципов, таких как:

— принцип проблемности: ребенкок получает знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе своей собственной деятельности;

— принцип интегративности: ребенок получает знания во взаимосвязи со всеми разделами программы;

— принцип мотивированности: знания и идеи приобретают для ребенка субъективный личностный смысл;

— принцип психологической комфортности: создание спокойной, доброжелательной атмосферы, а так же вера в собственные силы ребенка;

— принцип творчества: формирование способности ребенка находить нестандартные решения;

— принцип индивидуализации : развитие личностных качеств через решение проблем разноуровневого обучения.

Для реализации этих принципов в своей педагогической работе я использую современные эффективные методы обучения, а именно:

— метод мозгового штурма;

— метод сравнительного и системного анализа;

— метод детского экспериментирования;

— частично – поисковый метод;

— метод проектной деятельности;

— метод активизации и развития творческого мышления и др.

Они позволяют мне раскрыть в ребенке внутренний творческий потенциал, установить с ним контакт, добиться поставленной цели. А главной целью своей педагогической деятельности я считаю формирование творческой, интеллектуально — развитой, эстетически — культурной личности.

С этой целью в работе с детьми я использую современные образовательные технологии:

По — моему мнению, основная задача воспитания и обучения детей состоит в их физическом и интеллектуальном развитии. Это значит, что содержание обучения должно максимально предусматривать физическое, нравственное, эстетическое, эмоциональное воспитание дошкольников. Но достичь всего

этого можно только тогда, когда дети здоровы, поэтому здоровьесберегающим технологиям я уделяю пристальное внимание.

Чтобы каждый выпускник моей группы был здоров, я систематически и поэтапно веду работу по обеспечению высокого уровня реального здоровья детей и воспитанию валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью. А так же учу детей оберегать, поддерживать и сохранять его, самостоятельно решать задачи здорового образа жизни. С этой целью я регулярно, на каждом занятии использую физкультминутки, релаксацию, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, игры – разрядки, эмоциональные разгрузки, минутки шалости. Мои дети любят оздоровитель- ные занятия, «Дни здоровья», эстафеты, подвижные игры на свежем воздухе, ежедневные прогулки, экскурсии. В качестве контроля за физическим состоянием воспитанников, я провожу мониторинги здоровья, разрабатываю комплексы зрительной гимнастики, упражнения на коррекцию осанки, на исправление плоскостопия. Все это направлено на укрепление здоровья, развития физических качеств дошкольников.

Организованной деятельности детей я уделяю особое внимание.

Воспитательно-образовательный процесс строю в двух направлениях:

— составляю такие развивающие занятия, которые приводят к самостоятельному открытию, «полету мысли и фантазии»;

— создаю коммуникативные условия для поддержания активности детей.

В своей работе я использую как традиционные, так и современные формы занятий: логические викторины, занятия – загадки, занятия – открытия, занятия – сказки, занятия – эксперименты, театрализованные занятия, путешествия и т.д. Это позволяет мне создать на занятиях новую ситуацию, стимулировать речевую и умственную активность детей, закрепить полученные знания и умения.

Чтобы добиться развития каждого ребенка с учетом его возможностей и склонностей, я постоянно поддерживаю его желание обучаться. С этой целью осуществляю тщательный отбор оптимальных методов и приемов обучения, учитывая при этом дифференцированный и индивидуальный подход к детям. Опираясь на то, что ведущей деятельностью дошкольников является игра, большую роль я отвожу игровым технологиям, так как считаю их наиболее эффективными. Они поддерживают постоянный интерес к знаниям,

и стимулируют познавательную деятельность детей, а так же решают ряд образовательных задач:

— дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность);

— развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения);

— воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли);

— социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества).

Занятия провожу на высоком методическом уровне, в атмосфере доброжелательности, взаимопонимания и доверия, помогаю при этом каждому ребенку в полной мере проявить свои способности, развивать инициативу, самостоятельность, учу творчески мыслить и находить решения

в любом вопросе.

Главная цель воспитателя — развить даже самые крошечные задатки ребёнка, вовремя заметить «Божью искру», которая с рождения заложена в каждом. В умении разглядеть эту искру, не дать ей погаснуть, и состоит талант педагога. Моя исходная позиция, как педагога, в этом вопросе – доверие, опора на имеющийся у ребёнка потенциал, поиск и развитие его дарований, способностей. Я принимаю ребенка таким, каков он есть, создаю в группе атмосферу любви и взаимопонимания, потому что такая атмосфера способствует раскрытию таланта дошкольника. Каждый ребенок — личность. Помочь этой личности вырасти, набрать силу и раскрыться — вот истинное предназначение воспитателя. Мой успех заключается в успехах моих воспитанников.

Хороший воспитатель дает обществу детей, подготовленных к дальнейшей жизни, уверенных в себе, желающих учиться дальше. Для меня очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить. Тогда они не перестанут «учиться» всю жизнь. Я считаю, что нужно дать воспитанникам возможность самостоятельно искать ответ. Вот почему я жду от своих детей не послушания, а «открытий», моя задача не научить их делать «как я», а помочь ребенку всего научиться и всего достичь самому.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность. Я работаю в соответствии с современными требованиями — внедряю в работу с детьми проектную деятельность, именно она, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Проектная деятельность весьма актуальна по ряду причин, а именно:

— помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;

— все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления;

— проектная деятельность имеет форму интегрированного обучения дошкольников, основывается на индивидуальных интересах детей, дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

поэтому уверена, что моя задача заключается в том, чтобы помочь детям проявить собственные потенциальные возможности, данные ему от рождения, а они есть у каждого.

Проработав в дошкольном учреждении тридцать лет, я все больше убеждаюсь в том, что не бывает совершенно одинаковых детей, все дети по

своей природе разные. Поэтому я считаю личностно – ориентированный

подход основным в работе с детьми, так как именно он помогает раскрыть индивидуальность каждого ребенка, помогает ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Я – педагог, и моя задача: не научить детей делать «как я», а помочь ребенку всему научиться и всего достичь самому. Так, как не все дети имеют одинаковые способности воспринимать и усваивать материал, я уделяю особое внимание индивидуальной работе и дифференцированному подходу, это способствует раскрытию индивидуальности ребенка,

Весь педагогический процесс я строю с ориентацией на личность и индивидуальную логику его развития, с учетом его познавательных возможностей, потребностей и интересов. Все это закономерным образом содействует благополучному существованию каждого ребенка в моей группе,

а это — немаловажный фактор. На занятиях я предусматриваю задания разного уровня сложности, используя при этом соответствующие карточки. Стремлюсь к тому, чтобы каждый ребенок работал на занятии, приложив максимум усилия. Сильным детям обеспечиваю достаточную нагрузку, слабых детей

поднимаю до уровня средних, а средних подтягиваю до уровня сильных.

Предметно — развивающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, поэтому я работаю в этом направлении, учитывая определенные принципы:

Созданная мною предметно – развивающая среда, вызывает у детей чувство радости, эмоциональное и положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию. Я создаю условия для развития творческой игровой активности детей, развиваю в соответствии с их индивидуальными возможностями, способность к самовыражению. Все игровые центры располагаю так, чтобы дети имели возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные, ведь самообразование педагога — это необходимое условие профессиональной деятельности. Я стараюсь быть в курсе современных достижений педагогической науки. Для этого изучаю методическую и педагогическую литературу, широко использую Интернет ресурсы, работаю над методической темой: «Использование дидактических игр с целью развития речи детей», что позволяет мне повышать собственный уровень знаний, позволяет пополнять и конкретизировать их, добиваться лучших результатов в работе.

Эту тему я выбрала неслучайно, ведь речь – это средство, с помощью которого дети:

— устанавливают межличностные отношения;

— обмениваются сообщениями и информацией с другими людьми;

— влияют на поведение окружающих;

— исследуют и классифицируют то, что их окружает;

— обмениваются мыслями, опытом, желаниями, чувствами.

По статистике, с каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими.

И здесь нам на помощь приходит игра, так как она является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта, «это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский). В ней формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

В игре ребенок овладевает родным языком, развивается его речь, что является основной задачей современного дошкольного воспитания, научить ребенка связно и выразительно говорить — это самая сложная и большая проблема в обучении детей дошкольного возраста, потому что овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о современном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Основной целью моей работы является помочь ребёнку овладеть этим прекрасным даром, еще и потому, что современное и полноценное формирование речи – это одно из главных условий его успешного обучения в школе. Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможность познать мир. Чем совершеннее речь ребенка, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми. Ребенок, с хорошо развитой речью, легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

Особое внимание уделяю дидактическим играм, т.к. основная их особенность определена их названием: это игры обучающие, они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Благодаря таким играм, процесс обучения проходит в доступной и увлекательной для детей форме. Дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, начиная уже с

самого раннего возраста, и занимают прочное место среди методов обучения и воспитания. С помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире. В процессе игр разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а полученные при обучении знания закрепляются. В дидактической игре формируется важное качество личности ребенка – способность к самооценке.

Дидактические игры помогают активизировать детей, позволяют создать новую ситуацию, стимулировать умственную активность дошкольников, создать положительные эмоции. Они являются важным средством развития речи детей, с их помощью пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Задача многих дидактических игр состоит в том, чтобы научить детей самостоятельно составлять рассказы (по образцу, по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок, из личного опыта) о предметах, явлениях природы и общественной жизни, сознательно выражать мысли и чувства в таких языковых формах, которые будут полностью понятны слушателям, например: «Закончи рассказ», «Расскажи о героях сказки», «Что ты видел по дороге в детский сад?», «Как провел выходной день и др.

Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, что создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Кроме того, игра (как в организованной образовательной деятельности, так и в режимных моментах) способствует снижению психических и физических нагрузок.

Каждая дидактическая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные чувства и качества, формируются этические представления.

Дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях, например: «Играйте с детьми, не отвлекаясь от дел», «Игры на кухне», «Игры в ванной» и др. Проведение таких дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат при их подготовке.

Дидактические игры не только развивают детей, они учат их самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи, способствуют подготовке детей к школе, развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной целью.

Результатами моего самообразования являются:

— повышение качества проводимой с детьми работы;

— разработка конспектов, докладов, выступлений;

— разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям;

— проведение семинаров, консультаций, мастер-классов;

— призовые места в профессиональных конкурсах;

— обобщение опыта работы по исследуемой проблеме;

— создание современной творческой лаборатории: наглядные пособия, красочные карточки с заданиями, различные перфокарты, всевозможные дидактические игры, материалы, активизирующие словотворчество детей.

Для достижения высокой результативности в воспитательно-педагогическом процессе большое значение для меня имеет работа с родителями воспитанников. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе является необходимым условием для успешного развития ребенка, так как главными воспитателями детей являются их родители, и, к сожалению, многие из них не владеют знаниями по педагогике и психологии. В связи с этим у многих родителей возникают проблемы в воспитании ребенка, которые не способствуют развитию малыша, именно поэтому с родителями я работаю, как единомышленник, в тесном контакте, а отношения с ними строю по принципу доверительного партнёрства, моральной поддержки и взаимопомощи.

В этом направлении активно использую разнообразные формы работы, как традиционные, так и новые, интерактивные, основанные на сотрудничестве педагогов и родителей. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями позволяет мне:

— вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка;

— помочь увидеть особенности воспитательно-образовательного процесса;

— почувствовать всю сложность психических, социальных и организационных процессов, понять их взаимосвязь и научиться их использовать в воспитании детей;

— способствовать появлению у родителей новых представлений и ценностных ориентации, основанных на полученном опыте.

— создать позитивную установку у родителей по отношению к педагогу, работающему с их детьми;

— способствовать проработке важнейших проблем в воспитании детей дошкольного возраста;

— повысить педагогическую культуру родителей.

Основные цели интерактивного взаимодействия — обмен опытом, выработка общего мнения, формирование умений, навыков, создание условия для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы.

С родителями воспитанников я провожу семейные клубы, дискуссии, круглые столы, дебаты, семинары-тренинги, интерактивные игры, мастер – классы, тематические акции, нетрадиционные родительские собрания.

Особую роль в работе с родителями уделяю наглядно-информационному направлению, которое включает в себя: родительские уголки с педагогическими новинками; папки-передвижки; различные выставки. Наглядно- информационная работа дает мне возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме.

Использование новых форм работы с семьями воспитанников дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми моими помощниками, а это говорит о том, что формы моей работы востребованы, и именно поэтому я добиваюсь хороших результатов в воспитании и обучении дошкольников.

Источник

Читайте также:  Акт осмотра лестниц здания
Оцените статью