- newinspire
- Типы образовательных учреждений и ступени профессионального образования
- Характеристика основных моделей образовательных учреждений.
- Модель образовательного учреждения будущего. материал по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Модель образовательных учреждений по ступеням
- Характеристика образовательных программ по ступеням обучения
newinspire
Типы образовательных учреждений и ступени профессионального образования
Типы образовательных учреждений
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательные учреждения различаются по своим организационно-правовым формам (государственные, муниципальные, негосударственные — частные, образовательные учреждения общественных и религиозных организаций), а также своей типовой принадлежностью и видовыми особенностями.
По действующему законодательству к образовательным относятся учреждения следующих типов:
1) дошкольные учреждения;
2) общеобразовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) учреждения дополнительного образования взрослых;
5) специальные учреждения (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
6) учреждения дополнительного образования;
7) учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
8) учреждения дополнительного образования детей;
9) другие учреждения, осуществляющие учебный процесс.
В рамках каждого из этих типов различается несколько его разновидностей (видов) образовательных учреждений.
В настоящее время на основе постановления Правительства РФ от 23 марта 2001 г. № 224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» осуществляется поэтапно эксперимент по установлению новых нормативных сроков освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования:
1-я ступень (начальное общее образование) — 4 года;
2-я ступень (основное общее образование) — 5-6 лет;
3-я ступень (среднее (полное) общее образование) — 2 года.
Отражающие образовательный уровень цензовые типовые ступени профессионального образования также представлены различными видами образовательных учреждений профессионального профиля. Но при этом необходимо заметить, что профессиональную подготовку не следует отождествлять с профессиональным образованием соответствующего уровня.
Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ.
Она может быть получена в различных образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах) и т.д. Но профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.
Ступени профессионального образования
Начальное профессиональное образование имеет своей целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования и может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня).
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
Образовательным учреждением среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) является образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.
К образовательным учреждениям этого типа относятся следующие виды средних специальных учебных заведений: техникум (училище, школа), колледж, техникум-предприятие (учреждение).
Техникум (училище, школа) — основной тип среднего специального учебного заведения, реализующего профессиональные образовательные программы среднего специального учебного заведения.
Колледж — самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, института), реализующее углубленные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам продленной подготовки кадров, обеспечивающие обучающимся повышенный уровень квалификации.
Высшее профессиональное образование направлено на подготовку и переподготовку специалистов определенного уровня, удовлетворение потребностей человека в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.
Послевузовское профессиональное образование предоставляет человеку возможность повысить уровень образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.
Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.
Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, исходя из того, что в Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы):
— основное общее образование;
— среднее (полное) общее образование;
— начальное профессиональное образование;
— среднее профессиональное образование;
— высшее профессиональное образование;
— послевузовское профессиональное образование.
Документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования.
Источник
Характеристика основных моделей образовательных учреждений.
Читайте также:
|
Вложение | Размер |
---|---|
model_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya_budushchego.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель образовательного учреждения будущего
Сейчас в российской системе образования возникла многоцветная палитра школ. Среди них выделяются следующие типы:
- Массовая общеобразовательная школа, не отбирающая учащихся ни по одному признаку и обучающая всех детей.
- Элитарные школы для одаренных. Способных, продвинутых в развитии детей. Это гимназии: классические и реальные.
- Школы – академии, имеющие установку на обширное гуманитарное образование европейского типа, на включение учащихся в исследовательскую деятельность.
- Лицеи. Это профильные учебные заведения, осуществляющие довузовскую подготовку.
- Школы углубленного развития детей в области какого – либо цикла углубленных дисциплин: школы природы, школы здоровья, школы искусств, школы с углубленным изучением математики или предметов художественно – эстетического цикла.
- Школы, тип которых определяется не содержанием, а избранной технологией образования.
- Школы европейского типа.
- Традиционные образовательные структуры для детей с ослабленным здоровьем.
Степень развития системы неординарных школ зависит от многих факторов.
Целью развития таких школ должно стать обеспечение равного доступа к качественному образованию. В связи должна быть проведена реконструкция и переоснащение школ. Ученикам «Школ будущего» должны стать
доступны новейшие компьютерные технологии: мультимедийные комплексы, подключенные к Интернету, интернет-библиотеки. Должны быть созданы все условия для всестороннего развития личности ребенка: разнообразные кружки и спортивные секции, спецкурсы и курсы за выбором из учебных дисциплин, руководителями которых должны являться преподаватели вузов.
Инновационные педагогические технологии, которые могут внедряться в «Школах будущего» (обеспечение психологического сопровождения каждого ученика с 1 по 11 класс, индивидуальное профильное обучение в школе ІІІ степени, рейтинговый учет достижений учащихся, портфолио, проектная деятельность учащихся, безбальное оценивания в школе I ступени, модульно-развивающая система), должны быть направлены на расширение мировоззрения учащихся, получения более глубоких знаний, воспитания стремления учащихся к постоянному самообразованию и достижению успехов. Модель воспитательной системы «Школ будущего» можно условно назвать «Школы школ». Она может включать следующие школы: школа СМИ, школа «Цицерон», художественно-эстетическая школа, школа спортивного мастерства, школа интеллектуального развития, толерантности, милосердия, школа для родителей, школа умелых рук, школа лидеров. Эти школы призваны охватывать все основные направления развития личности молодого человека и способствовать осуществлению поставленных воспитательных целей.
Характер инновационной деятельности «Школ будущего» зависит от творческих педагогов, профессионалов в своем деле, людей с « искрой в глазах», постоянно совершенствующихся в области инновационной педагогики.
Источник
Модель образовательных учреждений по ступеням
Характеристика образовательных программ по ступеням обучения
Учебный план предусматривает выполнение государственной функции школы — обеспечение базового общего среднего образования — и способствует формированию активной творческой личности. Учебный план строится с учетом интересов обучающихся, социальных запросов родителей, своеобразия экспериментальной педагогичной деятельности муниципального общеобразовательного учреждения лицея №2, способствует решению задач, обозначенных лицеем в образовательной программе и программе развития, отражает особенности лицейской направленности образовательного учреждения.
Содержание образования в МОУ лицее №2 ориентировано на удовлетворение образовательных потребностей социума возрастных групп 6,5 до 18 лет. Исходя из этих потребностей, лицей:
- реализует идею непрерывности начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, осуществляет преемственность между различными образовательными и возрастными ступенями обучения;
- обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса, возможность выбора обучающимися в образовательном процессе значимых элементов содержания и соответствующих им форм учебной деятельности.
Учебный план лицея определяет:
- перечень учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования и регионального компонента, обязательных к изучению всеми обучающимися лицея, реализующих основную образовательную программу общего образования;
- минимальный объем годовой учебной нагрузки обучающихся по всем классам;
- максимальный объем годовой учебной нагрузки обучающихся, который соответствует нормативам, обозначенным в базисном учебном плане применительно к 6-ти дневному режиму работы учреждения;
- учебное время, отводимое на освоение федерального компонента государственного стандарта общего образования, регионального компонента и Компонента образовательного учреждения по каждому учебному предмету в каждом классе.
Структура учебного плана МОУ лицея №2 состоит из двух разделов:
- инвариантная часть;
- компонент образовательного учреждения.
Инвариантная часть учебного плана предусматривает реализацию учебных программ, обеспечивающих выполнение Федерального компонента государственного стандарта общего образования и регионального компонента в полном объеме, и является обязательной для изучения каждым обучающимся лицея.
Инвариантная часть учебного плана включает:
? учебные предметы Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, перечень учебных предметов регионального компонента (объём учебного времени регионального компонента использован для увеличения количества часов, предусмотренных базисным учебным планом на изучение «Русского языка» во II — VII классах, «Литературного чтения» во II — IV классах, а также для введения в IX классе образовательного курса «Предпрофильная подготовка», и учебные предметы, определенные образовательной программой общеобразовательного учреждения для обязательного изучения всеми обучающимися каждого класса (спецкурсы «Обществознание и мир» (5 класс), «Информатика и ИКТ вокруг нас» (5, 6, 7, классы), практикум по географии (6 класс), краеведение (6 класс)
? обязательную учебную нагрузку, предусмотренную общеобразовательными программами на изучение каждого предмета в каждом классе (при этом суммарная учебная нагрузка инвариантной части учебного плана общеобразовательного учреждения, складывающаяся из обязательных учебных нагрузок по учебным предметам в каждом классе, находится в пределах нормативов, определенных Примерным учебным планом Волгоградской области).
Компонент образовательного учреждения обеспечивает реализацию основной образовательной программы образовательного учреждения, индивидуальных образовательных запросов и потребностей обучающихся, а также индивидуальных учебных планов школьников.
Компонент образовательного учреждения учебного плана использован для:
? реализации программ углубленного уровня по учебным предметам инвариантной части учебного плана;
? введения дополнительных учебных предметов;
? проведения курсов по выбору обучающихся;
? проведения индивидуально-групповых занятий;
Распределение часов компонента образовательного учреждения обусловлено особенностями основной образовательной программы лицея и образовательными запросами и потребностями обучающихся, их родителей (законных представителей).
Сумма часов инвариантной и вариативной частей учебного плана определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, который не превышает нормативы, установленные Примерным учебным планом Волгоградской области в соответствии с СанПиН.
Учебный план лицея рассчитан на 34 учебные недели в год во 2-11 классах. Продолжительность урока в 2-11 классах — 40 минут. Учебная неделя — 6 дней (2-11 классы).
Учебный план МОУ лицея №2 регламентирован расписанием занятий, утвержден педагогическим советом МОУ лицея №2 и введен в действие приказом директора МОУ лицея №2.
Учебный план обеспечен необходимыми педагогическими кадрами соответствующей квалификации; учебными программами, учебниками, дидактическими материалами, контрольными заданиями, необходимым оборудованием по всем компонентам — базисному и школьному). Все вводимые образовательным учреждением предметы и курсы обеспечены соответствующими программно — методическими комплектами, прошедшими экспертизу в установленном порядке.
Начальное общее образование (1-4 классы) призвано не только обеспечить овладение чтением, письмом, счетом, но и основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами творческого мышления, умениями творческого характера, умениями самоконтроля учебных действий, умениями коммуникативного характера, а также направить усилия на развитие творческих способностей и познавательных интересов младшего школьника.
Учебный план 1-2 классов состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:
- формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Обязательная часть базисного учебного плана состоит из следующих предметов: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура.
Обучение в 1-2-х классах ведется по трем программам:
- системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова (1б, 2а, 2б классы);
- системы общего развития личности младшего школьника академика Л.В. Занкова (1г класс);
- УМК «Школа 2100» (1а, 1в, 1д, 2в, 2г, 2д классы).
В 3-4 классах реализуются следующие образовательные программы:
- УМК «Школа 2100» — 3а, 3б, 3в, 3г, 3д, 3е, 3ж, 4в, 4е классы;
- УМК «Школа России» — 4а, 4б классы;
- система общего развития личности младшего школьника академика Л.В.Занкова — 4г, 4д классы.
За счет часов компонента образовательного учреждения со 2 класса введены обязательные курсы «Риторика» и «Информатика» в объеме по 34 часа в год.
Кроме того, часы компонента образовательного учреждения используются для факультативных занятий:
- по русскому языку «Язык родной, дружи со мной. » во 2-4 классах (17 часов);
- по математике «Математика для любознательных» во 2-4 классах (17 часов).
В рамках реализации ФГОС НОО нового поколения внеурочная деятельность организуется по модели дополнительного образования по физкультурно-спортивному, художественно-эстетическому, военно-патриотическому, социально-педагогическому направлениям. Лицей предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, школьные научные общества, олимпиады, соревнования. При организации внеурочной деятельности лицей использует возможности сотрудничества с учреждениями дополнительного образования детей (районный детско-юношеский центр, плавательный бассейн «Искра», Волгоградский планетарий, Центральный концертный зал, МУК ККиО им. Ю.А. Гагарина, СДЮСШОР № 21).
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) разрабатываются индивидуальные учебные планы. То есть, помимо традиционной классно-урочной технологии организации учебно-воспитательного процесса после уроков и по субботам организуются занятия с группами детей. Например, с группами детей одного возраста в параллели классов или с разновозрастными группами из разных параллелей на внеурочных занятиях (факультативы, клубы, кружки, секции, студии).
Учебный план основной школы сконструирован на основе ведущей цели данного этапа обучения — формирования у обучающихся способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, понимания ценности образования, мотивирования к его продолжению в тех или иных формах. Выпускник основной школы должен обладать определенными компетентностями на определенном уровне их реализации.
Основным средством достижения данных целей в лицее является организация обучения, структурированного в учебном плане в двух линиях дифференциации: физико-математической (5А, 5Б, 5В, 6А, 6Б, 6В, 7А, 7Б, 8А, 8Б, 8В, 9А, 9Б, 9В), и общеобразовательной (5Г, 5Д, 5Е, 6Г, 6Д, 6Е, 7Г, 7Д, 8Г, 8Д, 9Г, 9Д).
Результаты обучения в основной школе нацелены на:
- достижение обучающимися функциональной грамотности с элементами методологической компетентности: освоение обязательного минимума содержания основного общего образования; наличие системы предметных знаний, позволяющих продолжить образовательную деятельность в рамках углубленной или профильной программы; умение работать с педагогически адаптированными первоисточниками; ориентация в методах и способах образовательной деятельности; наличие интереса к конкретной области знаний и творческой деятельности; умение адаптироваться в условиях современного общества;
- воспитание у обучающихся ценностного отношения к достижениям человеческой культуры, в том числе к образованию и познанию;
- овладение обучающимися современными компьютерными технологиями;
- готовность обучающихся к самоопределению.
Обучение в средней (полной) школе имеет направленность на формирование навыков самореализации и самоопределения. Для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей каждого обучающегося в 10 -11 классах вводится профильное обучение. Учебный план старшей школы сконструирован на основе индивидуальных учебных планов обучающихся. Учебный план III ступени включает все образовательные области федерального базисного учебного плана и соответствующий им комплекс образовательных компонентов, обеспечивающих трехуровневый стандарт среднего (полного) общего образования для каждого старшеклассника.
В основе построения учебного плана 10-11 классов лежит выделение в каждой из образовательных областей трех основных типов учебных курсов: курсов базового уровня, профильных курсов, курсов с углубленным изучением предметов.
-
- 10А — класс с углубленным изучением математики, физики;
- 10Б — класс, делящийся на группы физико-математического и химико-биологического профиля;
- 11А — класс с углубленным изучением математики и физики;
- 11Б — класс физико-математического профиля;
- 11В — класс, делящийся на группы физико-математического и химико-биологического профиля;
- 10Г, 10В, 11Г — общеобразовательные классы.
Программы углубленного изучения предметов направлены на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса и предназначены для школьников, имеющих повышенные способности в той или иной области научного знания. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Переход к программам углубленного изучения преследует следующие цели:
1. обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы среднего (полного) общего образования;
2. создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
3. установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
4. расширить возможности социализации обучающихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников лицея к освоению программ высшего профессионального образования.
Содержание профильных программ определяется стандартами профильного образования по данным учебным предметам.
Результатами обучения являются:
1. Наличие методологической компетенции применительно к избранным как профильным учебным дисциплинам и общекультурной компетенции во всех образовательных областях:
— освоение двухуровневого стандарта среднего (полного) общего образования;
— наличие фундаментальной системы знаний в области углубленных, профильных предметов и системы базовых знаний по другим предметным областям, позволяющих продолжить образовательную и самообразовательную деятельность;
— ориентация в методологических основах избранной области знаний;
— умение осуществлять оценочную деятельность;
— овладение методами (способами) образовательной деятельности;
— ориентация в методах научного познания;
— готовность к продуктивной учебно-исследовательской деятельности в предмете (образовательной области).
2. Воспитание у обучающихся ценностного отношения к достижениям человеческой культуры, в том числе к образованию и познанию.
Таким образом, учебный план лицея на 2012/2013 учебный год выполняет образовательный государственный стандарт по базовым дисциплинам, расширяет содержание и превышает стандарт образования по предметам приоритетных направлений работы лицея, ориентирует обучающихся на самостоятельную исследовательскую работу, обеспечивает условия для самоопределения обучающихся, готовит их к поступлению в высшие учебные заведения.
Учебный план по всем классам выполнен в полном объеме.
Источник