Микеланджело мадонн у лестницы

Барельеф Мадонна у лестницы Микеланджело

Микеланджело.Мадонна у лестницы. ок. 1490—1491. Madonna della scala,мрамор.Каза Буонарроти, Флоренция

В начале своего творческого пути Микеланджело выступает, прежде всего, как скульптор. Уже первые работы свидетельствуют о его незаурядности и отмечены чертами нового, того, что не могли дать ему учителя: живописец Доменико Гирландайо и скульптор Бертольдо. Его первый рельеф «Мадонна у лестницы» (1489-1492, Флоренция, Музей Буонарроти), высеченный им в мраморе, когда ему было едва шестнадцать лет, отличается от произведений предшественников пластической мощью образов, подчеркнутой серьезностью трактовки сотни раз использованной темы.

«Мадонна у лестницы» выполнена в традиционной для итальянских скульпторов ХV века технике низкого, тонко нюансированного рельефа, напоминающей рельефы Донателло, с которыми его роднит и присутствие младенцев (путти), изображенных на верхних ступенях лестницы. Внизу у лестницы сидит мадонна с младенцем на руках (отсюда название рельефа).

По композиции «Мадонна у лестницы» и напоминает живопись, но отличается от неё. Барельеф изображает женщину, сидящую у лестницы на камне. Рядом с ней играют четверо детей — трое на лестнице, а один чуть виднеется из-за её плеча. Изображённое близко к бытовому жанру, отсюда и лестницы, и озорники-дети.

Главное место в рельефе принадлежит Мадонне, величавой и серьезной. Образ ее связан с традицией древнеримского искусства. Однако особая ее сосредоточенность, сильно звучащая героическая нота, контраст мощных рук и ног с изяществом и свободой трактовки живописно-певучих складок ее длинного одеяния, удивительный в недетской силе младенец на ее руках — все это идет от самого Микеланджело.

Читайте также:  Терраса с лестницей внутри

Найденная здесь особая компактность, плотность, уравновешенность композиции, умелое сопоставление различных по величине и трактовке объемов и форм, точность рисунка, правильность построения фигур, тонкость обработки деталей предвосхищают его последующие работы.

Есть в «Мадонне у лестницы» и еще одна черта, которая будет характеризовать многие из произведений художника в будущем — огромная внутренняя наполненность, сосредоточенность, биение жизни при внешнем спокойствии.

Мадонны XV века миловидны и несколько сентиментальны. Мадонна Микеланджело трагически задумчива, погружена в себя, она не изнеженная патрицианка и даже не трогательная в своей любви к младенцу юная мать, а суровая и величавая дева, которая сознает свою славу и знает об уготованном ей трагическом испытании.

Его мадонна отличается и от мадонн Донателло, и Джованни Пизано, которые изображали их полными боли. Она способна родить богатыря и воспитать героя. Нечто подобное встречается в Мазаччо, произведения которого тщательно изучал и зарисовывал молодой Микеланджело.

Микеланджело изваял Марию, когда она, держа у своей груди дитя и, должна была предрешить будущее — будущее для себя, для младенца, для мира. Всю левую часть барельефа занимают тяжелые лестничные ступени. Мария сидит в профиль на скамье, направо от лестницы: широкая каменная балюстрада словно бы обрывалась где-то за правым бедром Марии, у ног ее ребенка.

Зритель, взглянув на задумчивое и напряженное лицо Богоматери, не может не почувствовать, какие решающие минуты она переживает, держа у своей груди Иисуса и, словно бы взвешивая на ладони всю тяжесть креста, на котором ее сыну суждено было быть распятым.

Иисус изображён очень необычно — спиной к зрителю. С одной стороны — это просто ребёнок, уснувший у матери на груди, с другой — его правая рука, мускулистая, совсем недетская, подчеркивает божественность его природы. Безволие запрокинутой правой руки также использовалась Микеланджело как символ сна или смерти.

Вазари писал:«Тот же Лионардо несколько лет тому назад хранил в своем доме на память о дяде барельеф с Богоматерью, высеченный из мрамора собственноручно самим Микеланджело, высотой чуть побольше локтя; в нем он, будучи в то время юношей и задумав воспроизвести манеру Донателло, сделал это настолько удачно, словно видишь руку того мастера, но и грации, и рисунка здесь еще больше. Работу эту Лионардо поднес затем герцогу Козимо Медичи, почитающему ее за вещь в своем роде единственную, ибо другого барельефа, кроме этой скульптуры, рукой Микеланджело выполнено не было» .

По мнению Гери Радке ( Gary Radke), профессора истории искусства, «Мадонна у лестницы» предназначена для созерцания снизу вверх, стоя на коленях. Тогда появляется перспектива, которая кажется несколько примитивной, если смотреть на барельеф на уровне глаз.

Этого эффекта Микеланджело достиг за счёт специфической резьбы линий ступенек, и это подчеркивается также правой ногой мадонны, которая несколько выше выступает над поверхностью чем другие элементы барельефа, а следовательно является ближайшей к зрителю.

Ирвинг Стоун»Муки и радости»

«. Мария будет доминантой фигурой барельефа. Она будет центром композиции (…) Насколько ему было известно, никто из скульпторов или живописцев не изображал Иисуса спиной к зрителю. Хотя его драма и начнется лет через тридцать. А сейчас же было время его матери, поэтому и её портрет»

Источник

«Мадонна у лестницы» — Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.

Гениальная работа юного Микеланджело, мраморный рельеф «Мадонна у лестницы», впечатляет как серьёзностью темы, так и искусством её раскрытия. Мадонна, держащая на руках Младенца, сидит у широкой лестницы, на которой играют дети. Низкий рельеф произведения подчёркивает пластичность передачи фигур, отражает мельчайшие детали живописной композиции, одновременно наполняя её внутренней динамикой и мощью. Рисунок анатомически точен, разновеликие объёмы и формы скомпонованы идеально. В произведении шестнадцатилетнего художника уже отчётливо видна рука будущего великого мастера.

Фигура сидящей Богоматери занимает значительную часть барельефа, Дева прижимает к себе спящего Младенца, который помещён прямо в центр композиции. Её лицо сосредоточено и исполнено глубокой задумчивости, от образа веет величавостью, которую художественно передают крупные руки и ноги, обрамлённые тонкими складками одежд. Композиция аллегорически передаёт и тяжесть Её ноши – Младенец Иисус подчёркнуто «весом», его правая ручка, откинутая во сне, неожиданно крупна, если не сказать – мускулиста. Фигура Младенца, неподвижная и повёрнутая спиной к зрителю, контрастирует с играющими на лестнице детьми. Возможно, мастер хотел выразить мысль, что Иисус умер для мира, едва родившись. Конечно, символична и лестница, изображённая в левой половине рельефа. Это путь на Голгофу? В небеса? А фигурки детей на её вершине – ангелы?

«Мадонна у лестницы» наполнена драматизмом и внутренней динамикой при, казалось бы, обычном бытовом сюжете – играющие малыши, молодая мать, держащая у груди спящего младенца, присевшая отдохнуть. Это и есть проявление гения величайшего художника, которого подарила миру эпоха Возрождения.

История создания.

Свой первый мраморный рельеф юный мастер создал в художественной школе Бертольдо ди Джованни, организованной правителем Флоренции Лоренцо Медичи Великолепным, учеником которой был с 1489 года. Мрамор и другие, необходимые для творчества, материалы закупались за деньги Лоренцо, однако само произведение оставалось собственностью художника. «Мадонна у лестницы» хранилась в семье Микеланджело до самой смерти художника в 1564 году.

В 1566 году Леонардо, племянник Микеланджело, подарил барельеф Козимо I Медичи, предварительно сделав бронзовую копию. Новый герцог Медичи в 1616 году вернул скульптуру семье, а через год её передали в коллекцию Музея Буонарроти. Там барельеф находится рядом с ещё одной ранней работой мастера – «Битвой кентавров». В 1930 году сделан гипсовый прототип барельефа, а в 2010 году с него было отлито ещё восемь бронзовых копий.

Отношение автора к вере.

Микеланджело был крещён на третий день после своего рождения в храме Сан Джованни ди Капрезе. Девять Римских Пап во времена творчества Микеланджело, а прожил он почти 90 лет и трудился до самой своей смерти, делали ему заказы для оформления храмов Ватикана и Рима. С некоторыми Папами его связывала личная дружба ещё со времён обучения в Академии Гуманизма при дворе Медичи – тогдашними философами Марсилио Фичино и Анджело Амброджини, будущими Львом X и Климентом VII. Перед своей кончиной, Микеланджело в здравом уме и твёрдой памяти огласил завещание, в котором «пообещал Господу – душу, земле – тело, а родственникам – имущество». Душу – Господу. Это ли не лучшее доказательство веры человеческой?

Всю свою жизнь Микеланджело бежал от людей («всех люби, от всех беги»), хотя находился всегда среди них, своих последователей и преследователей. Рафаэль сказал про него – «одинок, как палач». Но «казнил» Микеланджело только самого себя. Он стремился к целям, превышающим стандарты современного ему искусства. Он не считал, что его произведения достойны таланта, дарованного Богом. Несмотря на выдающееся творческое наследие, он говорил, что «недостоин встречи с Раем». Как все великие, и это, безусловно, одно из главных достоинств человеческой натуры, таковым он сам себя не считал.

Биография.

Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони – самый известный живописец Италии, непревзойдённый мастер архитектурных и скульптурных творений, мыслитель и поэт эпохи Высокого Возрождения. Сохранилось много документов о его жизни и творчестве — свидетельства современников, письма самого Микеланджело, договоры, его личные и профессиональные записи. Микеланджело был первым представителем западноевропейского искусства, чья биография напечатана ещё при жизни.

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в семье разорившегося дворянина, потомственного банкира, Лодовико Буонарроти Симони, в местечке Капрезе, возле провинции Ареццо в Тоскане. Микеланджело был вторым ребенком в большой семье. Мать, Франческа Нери дель Миниато Сиена, измученная частыми беременностями, умирает в 1481 году, когда Микеланджело исполняется шесть лет. В 1485 году многодетный отец женится во второй раз, на Лукреции Убальдини ди Гальяно, которая не могла иметь собственных детей, и воспитывала приемных мальчиков как своих. Однако, не справляясь с материальным обеспечением своего семейства, отец отдаёт Микеланджело на воспитание в приемную семью Тополино, глава которой работал каменотёсом, а его супруга раньше была кормилицей мальчика. Именно тогда будущий великий скульптор начал работать с глиной и впервые взял в руки резец.

Желающий дать наследнику образование, родной отец определил Микеланджело в учебное заведение Франческо Галатеа да Урбино во Флоренции. Однако учеником тот оказался не особенно прилежным, мальчику больше нравилось рисовать. В 1488 году юный живописец отправляется на учёбу в мастерскую Доменико Гирландайо, где познает основы техники рисования. За год обучения Микеланджело создаёт несколько карандашных копий известных картин и копию с гравюры немецкого живописца Мартина Шонгауэра «Мучения святого Антония». В 1489 году юношу зачисляют в художественную школу Бертольдо ди Джованни, организованную правителем Флоренции, Лоренцо Медичи Великолепным. Заметив гений Микеланджело, Медичи берёт его под свое покровительство, помогая развивать недюжинные художественные способности, и способствует получению дорогих заказов. В 1490 году Микеланджело продолжает своё обучение в Академии Гуманизма при дворе Медичи, где знакомится с философами Марсилио Фичино и Анджело Амброджини, будущими Папами Римскими. В Академии 16-летний Микеланджело создает мраморный рельеф «Мадонны у лестницы» (1492), мраморный рельеф «Битва кентавров» (1492) и скульптуру Бертольдо ди Джованни.

8 апреля 1492 года Лоренцо Медичи умирает, и Микеланджело принимает решение о возвращении в отчий дом. В 1493 году он, с разрешения настоятеля церкви Санта-Мария-дель-Санто-Спирито, изучает анатомию на трупах при церковной лечебнице. В благодарность за это, мастер изготавливает для священника деревянное Распятие, которое и сейчас находится в церкви.

В 1494 году Микеланджело покидает Флоренцию, не желая участвовать в восстании Савонаролы, и уезжает в Болонью, где берётся за выполнение заказа из трёх небольших фигур для гробницы Святого Доминика в одноименной церкви – «Ангел с канделябром» (1495), «Святой Петроний» (покровитель Болоньи, 1495), «Святой Прокл» (итальянский воин-святой, 1495). В Болонье мастер учится создавать трудные рельефы, наблюдая за действиями скульптора Якопо делла Кверча в базилике Сан-Петронио. Элементы этой работы будут воспроизведены Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы.

В 1495 году двадцатилетний художник возвращается во Флоренцию и начинает работать на наследника Лоренцо – Пьерфранческо ди Лоренцо де Медичи, создав для него статуи «Иоанн Креститель» (1496) и «Спящий Купидон» (1496). Последнюю скульптуру Лоренцо Медичи попросил состарить, ему хотелось продать произведение искусства подороже. Кардинал Рафаэль Риарио, который приобрел подделку, обнаружил обман, однако, впечатлённый работой мастера, не стал предъявлять ему претензий, а наоборот, пригласил на работу в Рим.

В июне 1496 года Микеланджело приезжает в Рим, где в течение трёх лет создает свои шедевры – мраморные скульптуры бога вина Бахуса и Римской Пьеты. На протяжении последующих лет Микеланджело работал то в Риме, то во Флоренции, выполняя самые сложные заказы Римских пап. Гениальное творчество мастера проявлялось не только в скульптуре, но и в живописи, в архитектуре, в поэзии. К сожалению, не все его произведения дошли до нашего времени – одни были утеряны, другие уничтожены мастером намеренно. В 1518 году скульптор сжёг все наброски для росписи Сикстинской капеллы, а за два дня до смерти он приказал бросить в огонь и свои незаконченные рисунки, чтобы потомки не увидели его мучительных творческих исканий.

Личная жизнь Микеланджело неоднозначна, во многих поэтических произведениях маэстро звучит искреннее чувство к Томмазо деи Кавальери, а затем и Чеккино де Браччи. На закате своих лет мастер испытал прекрасное чувство к поэтессе Виттории Колонне, с которой был знаком почти полвека. Их переписка представляет собой эпистолярный памятник эпохи.

Жизнь великого Микеланджело закончилась 18 февраля 1564 года, в Риме. Он умер в присутствии врачей и друзей, успев продиктовать завещание. Для скульптора была построена гробница в одном из его архитектурных творений – базилике Святого Петра, но после смерти тело мастера поместили в базилику Санти-Апостоли, и Вазари, по указанию Козимо Медичи, ещё одного флорентийского властителя, тайно вывез усопшего из Рима под видом тюка с товарами. Флорентийцы встретили Микеланджело с почестями и похоронили в прекрасной гробнице в Санта-Кроче, церкви Святого Креста, в центре Флоренции.

Автор текста: Марина Румянцева.

Источник

МАДОННА У ЛЕСТНИЦЫ ШЕДЕВР ПЯТНАДЦАТИЛЕТНЕГО МИКЕЛАНДЖЕЛО.

Микеланджело «Мадонна у лестницы» (1489-1492, Флоренция, Музей Буонарроти) — его первый рельеф , высеченный им в мраморе, когда ему было едва шестнадцать лет, отличается от произведений предшественников пластической мощью образов, подчеркнутой серьезностью трактовки темы.

Главное место в рельефе принадлежит Мадонне, величавой и серьезной.

Микеланджело изваял Марию, когда она, держа у своей груди дитя и, должна была предрешить будущее — будущее для себя, для младенца, для мира.

Зритель, взглянув на задумчивое и напряженное лицо Богоматери, не может не почувствовать, какие решающие минуты она переживает, держа у своей груди Иисуса.

Она словно бы взвешивая на ладони всю тяжесть креста, на котором ее сыну суждено было быть распятым. .


Контраст мощных рук и ног с изяществом и свободой трактовки живописно-певучих складок ее длинного одеяния.

Удивительный в недетской силе младенец на ее руках — все это идет от самого Микеланджело.

Иисус изображён очень необычно — спиной к зрителю. С одной стороны — это просто ребёнок, уснувший у матери на груди, с другой — его правая рука, мускулистая, совсем недетская, подчеркивает божественность его природы.

Безволие запрокинутой правой руки также использовалась Микеланджело как символ сна или смерти.

Есть в «Мадонне у лестницы» и еще одна черта, которая будет характеризовать многие из произведений художника в будущем — огромная внутренняя наполненность, сосредоточенность, биение жизни при внешнем спокойствии.

Всю левую часть барельефа занимают тяжелые лестничные ступени. Мария сидит в профиль на скамье, направо от лестницы: широкая каменная балюстрада словно бы обрывалась где-то за правым бедром Марии, у ног ее ребенка.

История произведения

«Мадонна у лестницы» (1489-1492, Флоренция, Музей Буонарроти)

Дом-музей Буонарроти.

Флоренция, Дом-музей Микеланджело Буонарроти

«Богоматерь», известная под названием «Мадонна делла Скала», находится теперь во флоренти йском Дом- музей Буонарроти.

УТРЕННЯЯ ГЛОРИЯ — ЗАГАДОЧНОЕ АТМОСФЕРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Утренняя глория (англ. Morning glory — «утреннее великолепие») — редкое метеорологическое явление, вид облаков, наблюдаемый ежегодно весной в заливе Карпентария на севере Австралии и реже в других местах.

Облака представляют собой грозовой воротник, который может достигать 1000 км в длину, 2 км в высоту и перемещаться со скоростью до 60 км/ч.

Утренняя глория часто сопровождается шквалами, сдвигом ветра и скачком давления на поверхности.

Впереди облака происходит быстрое вертикальное движение, которое перемещает воздух вверх и «закручивает» облако, а в середине и задней части облака воздух опускается вниз.

При этом возникает опасная воздушная обстановка для летящих самолётов.

Природа этого уникального явления до конца не изучена, и существует несколько гипотез. Кто-то говорит,что это спящие торнадо, кто-то – что это спиральные рукава циклонов, кто-то – что они напоминают шквальный ворот, который иногда возникает непосредственно перед самой грозой.

Такая необыкновенная форма облака объясняется тем, что перед самим облаком воздух двигается вертикально, именно он и “закручивает” тучку, а вот в конце явления этот воздух резко опускается.

Тогда, когда холодный и влажный воздух встречается с воздухом, температура которого быстро растет, трубы начинают как бы “вращаться”.

Их еще называют облака Утренняя глория. Это связано с тем, что в английском языке явление звучит как «morning glory cloud», что переводится как «облака утренней славы».

Залив Карпентария и облака «Утренняя слава»

Это явление у многих вызывает удивление и восхищение.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Оцените статью