- Теория музыки. Альтерация и хроматизм. Хроматическая гамма
- Хроматическая гамма: построение
- Что такое гамма хроматическая?
- Правописание хроматической гаммы
- Построение хроматической гаммы
- Построение хроматических гамм в мажоре
- Хроматическая гамма: минор. Построение
- Высказывания известных теоретиков о хроматической гамме
- Хроматическая гамма и ее правописание
Теория музыки. Альтерация и хроматизм. Хроматическая гамма
1)Любые консультации по музыкальной журналистике (колледж-консерватория (академия)), по современной музыке (колледж-консерватория (академия), по истории музыки (консерватория (академия)), по музыкальной литературе (колледж) по скайпу. Скайп kramsi651. Почта mbl-205@mail.ru
2)Помощь в написании курсовых, дипломных и кандидатских работ по музыковедению по скайпу. Скайп kramsi651. Почта mbl-205@mail.ru
3)Консультации по музыкальной грамоте (сольфеджио) для родителей и детей (в скайпе). Скайп kramsi651. Почта mbl-205@mail.ru
Альтерация (от латинского alteratio) — изменение основной ступени лада. Знаки альтерации: диез — повышение на полтона, бемоль — понижение на полтона, дубль-диез — повышение на тон, дубль — бемоль — понижение на тон, знак отмены альтерации — бекар.
Альтерация позволяет строить какой-либо лад от любой ступени звукоряда, в связи с чем образуются различные мажорные и минорные тональности. Знаки альтерации, относящиеся к определенной тональности, ставятся при ключе и называются ключевыми (действительны для всех видов октав до конца произведения или до перемены знаков).
Под альтерацией подразумевается также обострение ладового тяготения неустойчивых звуков (ступеней) к звукам тонического трезвучия, служащее средством мелодического и гармонического разнообразия. Альтерации подвергаются лишь те неустойчивые ступени, которые в диатоническом ладе отстоят на большую секунду от звуков тонического трезвучия. Таким образом, получаются следующие альтерации: в мажоре — II ступень повышается и понижается, IV ступень повышается, VI ступень понижается (гармонический мажор); в миноре — II ступень понижается, IV ступень понижается и повышается, VII ступень повышается (гармонический минор). Ладовая альтерация выявляет себя как яркое средство музыкальной выразительности в связи с гармонией и обнаруживается не только в мелодии, но и в других голосах. Обогащая мелодию вводными тонами и вводной интерваликой, ладовая альтерация придает ей большую напряженность и функциональную устремленность. Ладовая альтерация способствует также включению в гармонию красочных аккордов и созвучий. В современной музыке, богатой новыми ладообразованиями, ладовая альтерация как средство насыщения мелодической и гармонической ткани вводнотоновостью в значительной мере утратила свое значение.
В результате альтерации образуется явление, называемое хроматизмом. Хроматизм — от греч. chromatismos — повышение или понижение на полутон диатонической ступени лада, обостряющее ее тяготение к соседней ступени. Между диатонической ступенью и ее повышенным или пониженным вариантом возникает хроматический полутон; принадлежность образующих его звуков к одной ступени (например, до-до-диез) отличает его от диатонического полутона (до-ре-бемоль). Знаки альтерации, возникающие вследствие хроматизма, ставятся перед нотами, к которым имеют отношение, и называются случайными (действительны только для данной октавы до конца такта).
Хроматизм бывает двух видов: ладовый и модуляционный. Ладовый хроматизм действует в условиях одной ладовой системы и выполняет двоякую роль: 1) обостряет тяготения неустоев в устои, 2) образует новые тяготения. В обоих случаях хроматизм приводит к образованию новых вводных тонов.
Хроматизм в мелодии часто связан с так называемыми хроматическими вспомогательными и проходящими звуками. Вспомогательным называется звук, прилегающий на секунду к другому звуку и вводимый между двумя его появлениями. Вспомогательный является хроматическим, если он не входит в диатоническую гамму и прилегает на малую секунду к окружающему его звуку (например, ре-до-диез-ре или соль-ля-бемоль-соль в До мажоре). Проходящим называется звук, заполняющий промежуток между двумя разными звуками движением не больше , чем на целый тон. Проходящий является хроматическим, если он не входит в диатоническую гамму и образует скольжение по полутонам между двумя разными звуками (например, ре-ре-диез-ми или ля-ля-бемоль-соль в До мажоре).
Модуляционный хроматизм приводит к изменению тональности.
Различие между ладовым и модуляционным хроматизмом не всегда можно выяснить по одной мелодии.
Хроматической называется гамма, состоящая из полутонов. Она не представляет какого-нибудь самостоятельного лада, а обычно является усложнением мажорной или минорной гаммы посредством заполнения больших секунд промежуточными полутонами. В мажоре при движении вверх все ступени повышаются, кроме VI, вместо нее понижается VII. При движении вниз все ступени понижаются, кроме V, вместо нее повышается IV. (в Домажоре: до-до-диез- ре-ре-диез- ми- фа-фа-диез- cоль-соль-диез- ля- си-бемоль-си-бекар -до., до-си- си-бемоль- ля-ля-бемоль- соль-фа-диез- фа-бекар- ми -ми-бемоль- ре-ре-бемоль-до). В миноре при движении вверх все ступени повышаются, кроме I, вместо нее понижается II. При движении вниз написание как в одноименном мажоре. (в ля миноре: ля-си-бемоль- си-бекар- до -до-диез- ре -ре-диез -ми -фа- фа-диез- соль- соль-диез- ля , соль-диез, соль-бекар, фа-диез-фа-бекар- ми- ре-диез-ре-бекар- до-диез-до-бекар- си- си-бемоль-ля).Тональность хроматической гаммы можно определить преимущественно по аккордам сопровождения.
Если хроматизм — это реальное изменение диатонической ступени в одном голосе, об альтерации можно говорить и тогда, когда диатонический вариант той же ступени дан перед альтерированным звуком в другом голосе или вообще ей не предшествует.
Известно, что полутоновые сопряжения звуков в интонационном смысле всегда звучат острее целотоновых, поэтому использование хроматических явлений как в мелодическом, так и в гармоническом планах, как правило, способствует не только большей «вязкости» фактуры, но и значительному повышению напряженности общего звучания музыки.
Хроматические изменения в звукоряде приводят к изменению интервально-аккордового состава лада. Интервалы и аккорды, в составе которых имеются измененные ступени, называются альтерированными. В них образуются более сильные и яркие тяготения.
Теория музыки. Альтерация и хроматизм. Хроматическая гамма
Источник
Хроматическая гамма: построение
Статья посвящена одной из музыкально-теоретических тем – хроматической гамме. Из материала вы узнаете, что такое хроматическая гамма, как правильно ее строить в ладах мажорного и минорного наклонения. В качестве наглядного образца для построения избраны следующие тональности: до мажор, ре мажор и ля минор. Также вы узнаете интереснейшие высказывания известных музыкальных теоретиков о хроматической гамме.
Что такое гамма хроматическая?
Это такая гамма, которая состоит из сплошных полутонов. Может быть как восходящей, так и нисходящей. Она отнюдь не является отдельной ладовой системой, несмотря на то что образовалась вследствие заполнения абсолютно всех сплетений из больших секунд хроматическими полутонами. То есть основой послужили именно семиступенные гаммы как минорного, так и мажорного ладов. В восходящей хроматической гамме применяются повышающие звук знаки альтерации: диез, дубль-диез, бекар (при бемолях в ключе). В нисходящей хроматической гамме применяются понижающие звук знаки альтерации: бемоль, дубль-бемоль, бекар (при диезах в ключе). Если не выделять ладотональную первооснову определенными гармоническими аккордами или не подчеркивать метроритмическими средствами устойчивых ступеней лада, то определить по слуху тональность и лад исполняемой хроматической гаммы — совершенно невыполнимая задача. Реальнее выявить ее ладовое наклонение и тональность визуально. Так как при ее построении соблюдаются строгие правила.
Правописание хроматической гаммы
При написании хроматической гаммы учитываются следующие правила:
• Нотация осуществляется при учете опорных ступеней диатонического минора или мажора. Эти ступени никогда не изменяются. То есть для успешного и правильного построения гаммы нужно написать устойчивые ступени избранной тональности, не закрашивая их. Для наглядности все хроматические звуки следует заштриховать.
• Когда строится вверх хроматическая гамма, построение осуществляется следующим образом: повышенными на полтона будут абсолютно все диатонические ступени, отстоящие от последующих на один (целый) тон. Исключением является шестая ступень в мажорном ладу и первая — в минорном. Они не повышаются. Но как же тогда получить хроматическую гамму? Для этого надо в мажоре понизить на полутон седьмую ступень, а в миноре – вторую.
• Когда хроматическая гамма строится вниз, то следует знать, что пониженными на полтона будут абсолютно все диатонические ступени, отстоящие от последующих на один (целый) тон. Исключением является пятая. Как вы уже догадались, она не понижается. Вместо нее повышается четвертая ступень.
Интересен такой момент, что написание хроматического звукоряда в миноре при движении вниз полностью совпадает с нотацией одноименного мажора (безусловно, со всеми необходимыми ключевыми знаками альтерации).
Построение хроматической гаммы
Чтобы построить хроматическую гамму вверх и вниз в мажорном и минорном ладах корректно, нужно запомнить следующие правила:
• При построении гаммы в восходящем движении мажорного ладового наклонения нужно оставлять без хроматических изменений третью и шестую ступени.
• При построении в нисходящем движении мажорного ладового наклонения нужно оставлять без хроматических изменений первую и пятую ступени.
• При построении гаммы в восходящем и нисходящем движении минорного ладового наклонения следует сохранять без хроматических изменений первую и пятую ступени.
Построение хроматических гамм в мажоре
До мажор в восходящем движении: до (c), до диез (cis), ре (d), ре диез (dis), ми (e), фа (f), фа диез (fis), соль (g), соль диез (gis), ля (a), си бемоль (b), си бекар (h), до (c).
В нисходящем движении: ре (d) — до диез (cis) — до бекар (c) — си (h) — си бемоль (b) — ля (a) — соль диез (gis) — соль (g) — фа диез (fis) — фа бекар (f) — ми (e) — ми бемоль (es) — ре (d).
По данному образцу, придерживаясь основных правил, можно построить любые гаммы мажорного наклонения.
Хроматическая гамма: минор. Построение
В восходящем движении ля минор: a, b, h, c, cis, d, dis, e, f, fis, g, gis, a. В нисходящем движении: a, gis, g, fis, f, e, dis, d, cis, c, h, b, a.
Если придерживаться основных правил, то по данному образцу можно построить абсолютно все гаммы минорного наклонения.
Высказывания известных теоретиков о хроматической гамме
Академик Б. М. Теплов справедливо отмечал в своих исследованиях, что хроматическая гамма гораздо сложнее интонируется голосом, нежели диатоническая. И это действительно так. Каждый музыкант подтвердит данный факт. Трудность ее исполнения объясняется тем, что пение реализовывается благодаря тонкому ощущению чувства лада. Когда вокально интонируется хроматическая гамма, то достаточно трудно опираться на лад. Некоторые считают, что если ориентироваться не на лад, а на интервальное чутье, то спеть такую гамму чисто не составит никакого труда. Но это мнение является ошибочным, так как опора все-таки приходится именно на лад, а не на интервалы.
Поддерживает мнение Б. Теплова о ладовом чувстве как важной основе при пении хроматической гаммы Ю. Тюлин. Он считает, что когда интонируется хроматическая гамма, то певец ориентируется не на абсолютную величину м.2 (малой секунды) и б.2 (большой секунды), а на консонирующие интервалы диатоники. Так, например, если нужно спеть хроматическую гамму от ноты до вверх, то в качестве опорных звуков будут ми и соль. Если сложить эти звуки: до-ми-соль – то образуется тоническое трезвучие тональности до мажор. Эти же звуки являются устойчивыми в данной тональности. Ю. Тюлин при высказывании таких мыслей основывался не на сухой теории, а на проведенных опытах. В качестве «материала для исследования» он избрал четырех вокалистов-исполнителей, которые подтвердили выдвинутое мнение.
Таким образом, хроматическая гамма состоит из двенадцати звуков (не учитывая повторения основного тона) и не является отдельной ладовой системой. Она строится во всех тональностях мажорного и минорного наклонения. Для того чтобы научиться ее строить, нужно знать определенные правила. Приведенные в статье образцы (тональности до мажор, ре мажор, ля минор, ми минор) обязательно помогут вам в самостоятельном построении различных хроматических гамм.
Источник
Хроматическая гамма и ее правописание
Хроматической называется гамма, строящаяся только по полутонам. Сама по себе она не выражает какой-либо самостоятельной ладовой системы, хотя и возникла в результате заполнения хроматическими полутонами всех большесекундовых соотношений диатонической семиступенной гаммы мажорного или минорного лада.
Если не подчеркивать ладотональную первооснову хроматической гаммы соответствующими гармоническими средствами или хотя бы метроритмическим выделением опорных диатонических ступеней лада, то на слух ладовое наклонение и тональность хроматической гаммы определить практически невозможно.
Визуально это можно сделать лишь по нотации, которая производится по следующим правилам:
1) хроматическая гамма нотируется с учетом лежащего в ее основе звукоряда диатонического мажора или минора, ступени которого всегда сохраняют свою орфографию в неизменности;
2) в восходящем движении повышаются на полтона все диатонические ступени, которые отстоят от следующих за ними ступеней на целый тон, исключение составляет VI ступень в мажоре и
I ступень в миноре, вместо повышения которых соответственно понижаются на хроматический полутон VII ступень в мажоре и
II ступень в миноре;
3) в нисходящем движении в мажоре понижаются на полтона все диатонические ступени, которые отстоят от следующих за ними ступеней на целый тон; исключение составляет V ступень, вместо понижения которой повышается IV ступень.
Орфография нисходящего хроматического звукоряда в миноре (где не понижаются I и V ступени) совпадает с нотацией такого же звукоряда в одноименном мажоре (разумеется, с учетом ключевых знаков альтерации).
в C-dur (хроматический)
Как видно из приведенного выше примера, различие в записи мажорной и минорной хроматических гамм обусловливается прежде всего тем, какие именно из двенадцати звуков принимаются за семиступенную диатоническую основу лада, а уже в соответствии с этим нотируются и остальные звуки (или добавляются необходимые знаки альтерации у диатонических ступеней).
Источник