- Про три вида мажора
- 3 вида мажора: первый – натуральный
- 3 вида мажора: второй – гармонический
- 3 вида мажора: третий – мелодический
- И ещё разок…
- Про три вида мажора | Музыкальный класс
- 3 вида мажора: второй – гармонический
- 3 вида мажора: первый – натуральный
- 3 вида мажора: третий – мелодический
- I позиция
- Iii позиция
- V позиция
- Vi позиция
- Viii позиция
- X позиция
- Xiii, xv … и другие позиции
- Аккорды в фа мажоре
- Аппликатуры в позициях: стандартные формы и упрощённые (без баррэ)
- Аппликатуры гаммы фа-мажор на грифе
- Звуки аккорда фа мажор
- И ещё разок…
- Как ещё можно заменить баррэ f
- Как построить гамму фа-мажор
- Песни с аккордом f
- Пять позиций гаммы фа-мажор на грифе гитары
- Связанные понятия (продолжение)
- Трезвучия
- Упоминания в литературе
- Устойчивые ступени гаммы фа-мажор
Про три вида мажора
Вы уже знаете, что чаще всего музыку записывают в мажорном и минорном ладу. Оба этих лада имеют по три разновидности – гамму натуральную, гармоническую и мелодическую. Ничего страшного за этими названиями не кроется: основа у всех одна, только в гармоническом и мелодическом мажоре или миноре изменяются определённые ступеньки (VI и VII). В миноре они повышаются, а в мажоре будут понижаться.
3 вида мажора: первый – натуральный
Натуральный мажор – это обыкновенная мажорная гамма со своими ключевыми знаками, если они, конечно, есть, и без каких бы то ни было случайных знаков альтерации. Из трёх видов мажора этот в музыкальных произведениях встречаются чаще остальных.
Мажорная гамма основывается на известной формуле из последовательности в звукоряде целых тонов и полутонов: Т-Т-ПТ-Т-Т-Т-ПТ . Подробнее можно почитать об этом здесь.
Посмотрите на примеры нескольких простых мажорных гамм в натуральном виде: натуральный до мажор, гамма соль мажор в своём натуральном виде и звукоряд тональности натурального фа мажора:
3 вида мажора: второй – гармонический
Гармонический мажор – это мажор с пониженной шестой ступенью (VIb). Эта шестая ступенька понижается ради того, чтобы быть ближе к пятой. Низкая шестая ступень в мажоре звучит очень интересно – она его словно «оминоривает», и лад становится нежным, приобретает оттенки восточной томности.
Вот как выглядят звукоряды гармонического мажора уже показанных ранее тональностей до мажор, соль мажор и фа мажор.
В до мажоре появился ля-бемоль – признак изменения натуральной шестой ступени, ставшей гармонической. В соль мажоре появился знак ми-бемоль, а в фа-мажоре – ре-бемоль.
3 вида мажора: третий – мелодический
Как и в мелодическом миноре, в мажоре той де разновидности изменяются сразу две ступеньки –VI и VII, только всё здесь ровным счётом наоборот. Во-первых, эти два звука не повышаются, как в миноре, а понижаются. Во-вторых, альтерируются они не при восходящем движении, а при нисходящем. Впрочем, всё логично: в мелодическом миноре в восходящем движении повышаются, а в мелодическом миноре в нисходящем движении понижаются. Вроде, так и должно быть.
Любопытно, что из-за понижения шестой ступени между этой ступенью и другими звуками могут образовываться всякие интересные интервалы – увеличенные и уменьшённые. Это могут быть тритоны или интервалы характерные – рекомендую вам в этом разобраться.
Мелодический мажор – это такой мажорный звукоряд, в котором при восходящем движении играется гамма натурального вида, а при нисходящем движении понижаются две ступеньки – шестая и седьмая (VIb и VIIb).
Нотные примеры мелодического вида – тональности до мажор, соль мажор и фа мажор:
В мелодическом до мажоре в нисходящем движении появляются два “случайных” бемоля – си-бемоль и ля-бемоль. В соль мажоре мелодического вида сначала отменяется фа-диез (понижается седьмая ступень), а затем появляется бемоль перед нотой ми (понижается шестая ступень). В мелодическом фа мажоре появляются два бемоля: ми-бемоль и ре-бемоль.
И ещё разок…
Итак, существуют три вида мажора. Это натуральный (простой), гармонический (с пониженной шестой ступенью) и мелодический (в котором при восходящем движении нужно играть/петь натуральную гамму, а при движении вниз – понижать седьмую и шестую ступени).
Если вам понравилась статья, то, пожалуйста, нажмите на кнопку «Мне нравится!». Если вам есть, что сказать по данной теме – оставляйте комментарий. Если вы хотите, чтобы ни одна новая статья на сайте не осталась не прочитанной вами, то, во-первых, заходите к нам чаще, а, во-вторых, подписывайтесь на твиттер.
Источник
Про три вида мажора | Музыкальный класс
3 вида мажора: второй – гармонический
Гармонический мажор – это мажор с пониженной шестой ступенью (VIb). Эта шестая ступенька понижается ради того, чтобы быть ближе к пятой. Низкая шестая ступень в мажоре звучит очень интересно – она его словно «оминоривает», и лад становится нежным, приобретает оттенки восточной томности.
Вот как выглядят звукоряды гармонического мажора уже показанных ранее тональностей до мажор, соль мажор и фа мажор.
В до мажоре появился ля-бемоль – признак изменения натуральной шестой ступени, ставшей гармонической. В соль мажоре появился знак ми-бемоль, а в фа-мажоре – ре-бемоль.
3 вида мажора: первый – натуральный
Натуральный мажор – это обыкновенная мажорная гамма со своими ключевыми знаками, если они, конечно, есть, и без каких бы то ни было случайных знаков альтерации. Из трёх видов мажора этот в музыкальных произведениях встречаются чаще остальных.
Мажорная гамма основывается на известной формуле из последовательности в звукоряде целых тонов и полутонов: Т-Т-ПТ-Т-Т-Т-ПТ. Подробнее можно почитать об этом здесь.
Посмотрите на примеры нескольких простых мажорных гамм в натуральном виде: натуральный до мажор, гамма соль мажор в своём натуральном виде и звукоряд тональности натурального фа мажора:
3 вида мажора: третий – мелодический
Как и в мелодическом миноре, в мажоре той де разновидности изменяются сразу две ступеньки –VI и VII, только всё здесь ровным счётом наоборот. Во-первых, эти два звука не повышаются, как в миноре, а понижаются. Во-вторых, альтерируются они не при восходящем движении, а при нисходящем.
Любопытно, что из-за понижения шестой ступени между этой ступенью и другими звуками могут образовываться всякие интересные интервалы – увеличенные и уменьшённые. Это могут быть тритоны или интервалы характерные – рекомендую вам в этом разобраться.
Мелодический мажор – это такой мажорный звукоряд, в котором при восходящем движении играется гамма натурального вида, а при нисходящем движении понижаются две ступеньки – шестая и седьмая (VIb и VIIb).
Нотные примеры мелодического вида – тональности до мажор, соль мажор и фа мажор:
В мелодическом до мажоре в нисходящем движении появляются два “случайных” бемоля – си-бемоль и ля-бемоль. В соль мажоре мелодического вида сначала отменяется фа-диез (понижается седьмая ступень), а затем появляется бемоль перед нотой ми (понижается шестая ступень). В мелодическом фа мажоре появляются два бемоля: ми-бемоль и ре-бемоль.
I позиция
Аккорд F с баррэ на I ладу – тот самый трудный для начинающих) Форма аккорда E из открытой позиции. Утроенный основной звук даёт полное звучание мажора. Но, конечно, потребуется владение приёмом баррэ.
Как на гитаре сыграть этот Фа:
- указательным прижимаем все струны на 1-ом ладу;
- на третьем ладу мизинец на 4-ую струну, а безымянный на 5-ую;
- средний ставим на 3 струну, 2 лад.
«Тестировать» аккорды на слух можно и другими приёмами звукоизвлечения, не обязательно как в аудиопримере. Сыграйте как вам больше нравится – перебором, боем или щипком.
А теперь рассмотрим, как заменить этот F – альтернативные упрощённые аппликатуры без баре:
Без 5-ой и 6-ой, только четыре струны. В звучании пусть и не такой насыщенный как основная форма, зато указательному пальцу значительно легче. Нужно прижать лишь 1-ую и 2-ую струны. Для быстрых переходов на С, Am, открытый G7 – лучше не придумаешь.
Подробней об освоении таких аппликатур F здесь .
Без 6-ой. И простая аппликатура, фактически без баррэ – указательный прижимает только 1-ую и 2-ую. И по звуку практически не уступает стандартной форме на всех струнах. Ведь не звучит только шестая струна. Вот и вся разница. Правда, чуть посложней предыдущего – на четыре струны.
F/C – без 6-ой и 1-ой струн.
Ещё одна лёгкая «модификация». И кстати, неплохо звучащая. Чем хорош – указательный прижимает только 2-ую. Но во время игры боем нужно следить за тем, чтобы были приглушены 6-ая (большим пальцем) и 1-ая (подушечкой указательного). А если зазвучат – то это уже будет явно не мажорный аккорд в исходном виде.
На нижних струнах, без баррэ. Хоть и мажор, но довольно суровый. Весёлость в сдержанном виде 😉 Низкий регистр делает своё дело в саунде. Если по строению, то это пауэр-аккорд мажорная терция на третьей струне. И да – конечно легче. В роковых темах может отлично прозвучать – с характерной энергией стиля. Поэкспериментируйте в последовательностях Am – F – E, F – G – Am и пр.
Без 5-ой и 1-ой струны и без баррэ. Удобная аппликатура для джаза, блюза и рока. Классно звучит и с лёгким овердрайвом – если на электрогитаре.
Постановка пальцев в двух вариантах:
1 – указательный прижимает 6-ую и подушечкой приглушивает 5-ую:
2 – басовая прижимается большим пальцем:
Попробуйте оба варианта. В общем, в звуке разницы и нет. Дело в удобстве.
Iii позиция
Форма аккорда D из открытой позиции. Вариант на 4-е звука, так что струны пережимать не требуется на 3-ем ладу. Указательным прижимается только четвёртая.
F/C – эта же форма, но в басу до. С баре. Довольно сложная аппликатура. Но иногда может и понадобиться: ведение мелодии на первой струне, или басовая линия в позиции.
F/A – с терцией в басу. Как замена аккорда F в III позиции в форме D – вполне. Хотя если только играть щипком, перебором. Четыре звука. Потребуется растяжка. Но звучит красиво, благородно, по классически.
V позиция
На 5 ладу основной F – в форме С. «Лесенка», как в открытой позиции, только с баре.
Как на гитаре взять аккорд Фа мажор в этой форме:
- 6-ая не звучит;
- указательным – малое баррэ на три струны, на 5-ом ладу;
- средний – 2-ая струна, 6 лад;
- безымянный – 4-ая, 7 лад;
- мизинец – 5-ая, 8 лад.
Каким аккордом можно заменить эту «лесенку» в V позиции:
F/A – малое баррэ, без 6-ой и 5-ой струны. Как бы верхняя часть основной формы. Попроще вариант – мизинцем 5-ую прижимать не нужно.
F/A – с до (квинтой) на 1-ой струне. В расширенной аппликатуре.
Как зажимать этот аккорд:
Можно указательным прижимать только 3-ю струну на 5-ом ладу (как показано в сетке). А можно брать и баррэ: указательным – 1-4 струны. Иногда этот аккорд применяется в мелодической связке с предыдущим. Попробуйте поиграть их поочерёдно с баррэ. Аппликатура практически не меняется, только добавляется мизинец.
F/A – в басу ля, звучат 6-ая 1-3 струны. Хорошо звучит перебором. В позиции всего на два лада.
Как брать этот F:
- указательный – на 6-ую струну, 5 лад и этим же пальцем (подушечкой) приглушить пятую струну;
- и ещё на 5-ом ладу: средний – 3-я струна, безымянный – 1-ая;
- мизинец – 2-ая, на 6-ой лад.
Vi позиция
Без 6-ой и 3-ей, с до на 1-ой струне. На основе формы C лёгкий вариант – для новичков без баре. Но сгодится только для перебора или если играть щипком.
Viii позиция
Стандартная аппликатура в VIII позиции – баррэ в форме A (ля мажора из открытой позиции).
Вот так она выглядит в сетке:
Но взять такой аккорд на 8-10 ладу крайне проблематично. Сложность в размещении трёх пальцев на 10-ом ладу. Заметьте он не такой уж и широкий, как первый или третий.
Эта форма с баррэ используется в качестве основы для упрощённых аппликатур, которые мы сейчас и изучим:
Без 6-ой и 1-ой. Для указательного нагрузки минимум: нужно прижать только 5-ую струну. А вот безымянным придётся прижать сразу три струны – 4-ую, 3-ую и 2-ую. Сразу возможно это покажется и не просто. Но всё же это легче, чем «устанавливать» три пальца в границы 10-го лада.
Ещё вариант как поставить пальцы на этом аккорде – три струны на 10-ом ладу прижать мизинцем.
F/C – без 6-ой и 5-ой. Звучит хорошо, подойдёт и для новичков. Вот в этой аппликатуре всё-таки можно попробовать уместить три пальца в 10-ый лад, так как не используется баррэ. Указательный прижимает только 1-ую, а не все струны в позиции.
Ещё пару аккордов в VIII позиции несколько другого плана – для звукоизвлечения щипком, перебором:
На три струны. Звуки F в широком расположении. Несмотря на минимум звукового состава, звучит красиво.
Как играется этот Фа мажор:
- указательным – 5-ую струну на 8-ом ладу;
- на 10-ом ладу: безымянным – 4-ую, мизинцем – 2-ую.
На 1-ой, 2-ой и 5-ой. Тоже только три звука. Можно использовать для каких-нибудь акцентов, в быстрых переходах – отлично прозвучит.
Как ставить пальцы в этой аппликатуре:
- на 8-ом ладу – указательный на 5-ую струну, средний на 1-ую (да, потребуется растяжка);
- мизинец – на 2-ую, 10-ый лад.
X позиция
Форма G (соль мажор из открытой позиции) на баррэ. В 10-ой позиции эта аппликатура представляется довольно сложной. И практически в таком полном виде не используется. Преимущественно является основой для упрощённых форм.
Итак, каким аккордом можно заменить эту «конструкцию» формы G в позиции. Сразу оговоримся, что есть несколько вариантов. Выбор – в зависимости от особенностей аккомпанемента и вкуса гитариста (какой больше нравится по звуку).
Всё таже основная аппликатура, но без 1-ой струны. Тоже с баррэ, но не нужно тянуть мизинец. Он естественно ложится на 6-ую струну, а безымянный – на пятую.
F/A – без 6-ой струны. В басу терция, звучит довольно ярко. И почти форма в первоначальном виде.
Как ставится аккорд F с басом ля:
- указательным прижать четыре струны;
- безымянным – 5-ая струна, 12-ый лад;
- мизинец – 1-ая, 13-ый лад.
F/C – малое баррэ, на 4-е струны. В басу звучит до (квинта фа мажора). Может создать хороший саунд – во второй гитарной партии, инструментальной аранжировке, как обыгровка.
Xiii, xv … и другие позиции
Далее по грифу всё на октаву выше повторяется.
- XIII позиция – баррэ в форме E – как и в I позиции.
- XV позиция – форма D – как и в III позиции.
- и т.д.
Совет начинающим! Чтобы не запутаться в верхних позициях, ориентируйтесь по основному звуку аккорда – на какой струне он расположен в конкретной аппликатуре. То есть и на октаву выше, в позиции он должен быть на своём месте.
Аккорды в фа мажоре
В песнях, в тональности Фа мажор, как правило, используются аккорды, которые строятся на ступенях мажорного лада от звука Фа (основного звука аккорда).
- I – F (фа мажор)
- ii – Gm (соль минор)
- iii – Am (ля минор)
- IV – Bb (си бемоль мажор)
- V – C (до мажор)
- vi – Dm (ре минор)
- vii dim – E dim (ми уменьшённый)
Как играть аккордами гамму Фа мажор:
Но, безусловно, есть и последовательности в F, в которых используются и другие аккорды, отличные от мажорного лада. Авторы песен в целях создать оригинальный мотив иногда специально меняют тип аккорда на ступенях (Gm → G, Bb → Bbm, Dm → D, E dim → Em или E) или альтерируют ступени (E dim → Eb, Am → Ab).
Популярные аккордовые последовательности в Фа мажоре:
- F – Bb – C – F
- Bb – F – C – F
- F – Dm – Bb – C
- F – F– F– F – Bb – Bb – F – F – C – Bb – F – C (блюзовый квадрат)
Аппликатуры в позициях: стандартные формы и упрощённые (без баррэ)
Итак, изучим распространённые варианты F для гитары: все позиции – от I до X (c XIII лада повторяются).
Для каждой позиции – стандартная аппликатура F на баррэ и на замену её упрощённые, более простые формы без баррэ или с малым баррэ.
В аккордовых сетках пальцы левой руки обозначены цифрами (в кружочках на струнах – на каких ладах прижимать):
- T – большой;
- 1 – указательный;
- 2 – средний;
- 3 – безымянный;
- 4 – мизинец.
Аппликатуры гаммы фа-мажор на грифе
На грифе гитары гамму фа-мажор можно сыграть в 5 разных позициях. Рассмотрим их схематично, а также посмотрим на табулатуры гаммы фа-мажор.
Звуки аккорда фа мажор
Состав аккорда F:
- Фа (F) – основной звук.
- Ля (A) – большая терция (б.3) от основного звука.
- До (C) – малая терция (м.3) от Ля, или чистая квинта (ч.5) от основного звука.
Мажорное трезвучие фа с обозначением интервалов в нотной записи табы:
В основном виде аккорд состоит из трёх звуков. Но на гитаре, как правило, используются аппликатуры F для аккомпанемента, в которых звуки трезвучия удваиваются или утраиваются.
Например, аккорд фа мажор в I позиции – баррэ на все шесть струн: утраивается основной звук фа и удваивается квинта до:
И ещё разок…
Итак, существуют три вида мажора. Это натуральный (простой), гармонический (с пониженной шестой ступенью) и мелодический (в котором при восходящем движении нужно играть/петь натуральную гамму, а при движении вниз – понижать седьмую и шестую ступени).
Как ещё можно заменить баррэ f
Чем можно заменить аккорд F ещё? Кроме упрощённых аппликатур исключительно мажорного аккорда без баррэ, можно задействовать и мажор с надстройками.
Вся фишка в том, что есть «хитрые» аппликатуры F с добавочными ступенями, и лёгкие, без баррэ. То есть это не мажор в основном виде, а с дополнительными звуками – с большой или малой септимой (7, maj7), секстой (6), ноной (9) и т.д. Но звучит он не хуже, а иногда и лучше обычного фа мажора.
Разберём несколько примеров такого подхода в песенном аккомпанементе:
Ой-йо – Чайф:Во вступлении и первой части куплета последовательность: C – G – Am – Fmaj7
Обычное баррэ F в первой позиции заменяется большим мажорным септаккордом Fmaj7. Простейшая аппликатура и звучит интересно.
Фантом – версия песни от Чиж & Co:
Аккорды на 3-ю и 4-ую строчку куплета (по первому куплету – Мой «Фантом» стрелою белой…): Am – C7 – D – F7 – Am – E7 – Am
На замену F – малый мажорный септаккорд F7. Но, конечно, не совсем обычный. Что касается постановки пальцев, всё также как и на E7 в открытой позиции. А чтобы не брать баррэ, 6-ая и 1-ая глушатся, т.е. не используются в этом аккорде.
Подробный разбор песни «Фантом» в версии Чиж & Co здесь .
Маленькая девочка – Крематорий:
В первой части куплета: Am – D7 – D7sus4/A – Fadd9 – Fmaj7/C – Am
Полный разбор этой песни тут .
В этой последовательности на F две аппликатурные вариации:
F add9 – почти как Fmaj7 (в песне Ой-йо), но 1-ая струна прижимается на 3-ем ладу (нота соль – 9-ая ступень к фа-мажорному трезвучию). Оригинальный саунд и не нужно заморачиваться с баррэ.
Fmaj7/C – это не явный фа мажор, так как по составу не имеет основного звука фа. Но в инструментальной аранжировке, относительно аккордовой последовательности звучит на замену F. Тоже, что касается постановки пальцев – особых сложностей нет.
Каким аккордом с простой аппликатурой заменить стандартный F с баррэ – вопрос особенности аранжировки, стиля песни. Ну и конечно, вкусовые предпочтения гитариста играют немаловажную роль. Иногда может быть так, что какой-то выбранный фа мажор с надстройками совсем не ложится на мотив, не звучит в песне. В таком случае просто нужно искать другой вариант. Главное – добиться красивого саунда в аккомпанементе.
Ещё об упрощённых аппликатурах F и других аккордов здесь .
Как построить гамму фа-мажор
Гамма фа-мажор на гитаре содержит в себе 7 нот или ступеней и является диатонической. Название гаммы соответствует ее тональности (фа-мажор). Одна ступень гаммы из семи содержит в себе ключ, это A# (Ля диез). Все диатонические гаммы в мажоре строятся по следующей схеме:
Тональность и тоника гаммы фа-мажор (исходя из названия) — нота Фа (F). Построив гамму от этой ноты, получится следующая последовательность:
Как уже было сказано выше, у фа-мажора есть параллельная гамма — ре-минор. Состав нот у нее такой же, но тоникой будет нота Ре (D). Поэтому под песню в фа-мажоре можно весьма успешно играть в ре-миноре.
Песни с аккордом f
В тональности Фа мажор красивая лирическая тема Michelle группы Beatles.
Из русского рока песни с аккордом F:
- Видели ночь – Кино
- Что такое осень – ДДТ
- Районы-кварталы – Звери
- Всё идёт по плану – Гражданская оборона
- А что нам надо – Серьга
И это, конечно, всего лишь несколько примеров для практики, изучения аккорда. В тональности Фа мажор и других тональностях с аккордом F песен на самом деле огромное количество.
На этом завершаем разбор вариантов Фа мажора. Ну как, не боитесь уже F? ) Прорабатывайте аппликатуры – начинайте с упрощённых, потом постепенно осваивайте с приёмом баррэ – и в скором времени Фа мажор станет для вас самым обычнейшим аккордом. Хоть в какой позиции.
Как тот же ля минор, ре минор, ми мажор и др. Не будет никаких трудностей, никаких «ой тут «Ф», наверно песню эту разучивать не буду», «здесь «Фа», не успеваю пальцы переставлять». В общем, вы вычеркните F из личного списка самых трудных аккордов. А ваш песенный репертуар значительно расшириться. Начинайте заниматься прямо сейчас. Гитарного вдохновения, творческого настроения!
Аппликатуры других мажорных аккордов:C (До мажор)D (Ре мажор)E (Ми мажор)G (Соль мажор)A (Ля мажор)B (Си мажор)
Пять позиций гаммы фа-мажор на грифе гитары
Красными точками обозначена тоника гаммы — нота Фа (F). Ниже представлены 5 позиций гаммы
Связанные понятия (продолжение)
(от др.-греч. πέντε — пять и χορδή — струна) — пятиступенный звукоряд в диапазоне квинты. Пентахорды чаще всего описываются как отрезки диатонической гаммы, например до, ре, ми, фа, соль, или ре, ми, фа, соль, ля, или ми, фа, соль, ля, си и т.д.
Для римской нотации в музыке используют римские цифры, чтобы отразить аккорды. Римские цифры (I, II, III, IV, …) обозначают ступени гаммы (первая, вторая, третья, четвёртая, …); а также используются для обозначения основного тона, на котором построен аккорд. Например, III обозначает третью ступень гаммы или аккорд, который построен на ней. В целом, заглавные римские цифры (такие как I, IV, V) отражают мажорные аккорды, в то время как маленькие (такие как i, iv, v) минорные аккорды (см. Мажор и Минор…
Подробнее: Римская нотация
Трезвучия
Напомним, что фа мажор в основном виде состоит из трёх звуков – фа, ля, до. Так вот, есть аппликатуры мажорного трезвучия, в которых звуки размещаются на трёх струнах.
- фа (основной звук) – на 5-ой струне, 3 лад;
- ля (большая терция) – на 4-ой, 2 лад;
- до (квинта) – на 2-ой, 1 лад.
Эти трёхструнные аппликатуры тоже можно использовать в аккомпанементе – для обыгровок, отдельных штрихов, акцентов, комбинирования с полными аппликатурами.
В схемах не только основной вид аккорда, но и его обращения (когда нижний звук терция или квинта).
На 6-ой, 5-ой и 4-ой:
На 5-ой, 4-ой и 3-ей:
На 4-ой, 3-ей и 2-ой:
На 3-ей, 2-ой и 1-ой:
Аппликатуры на всех струнах:
Их «соединение» в позициях образует уже знакомые нам аппликатуры. А также даёт возможность экспериментировать с формами F – придумывать какие-то собственные аппликатурные решения, мелодические связки.
Упоминания в литературе
Как ни странно, эти наблюдения не нашли отклика среди специалистов, хотя они могли бы обогатить наши знания о происхождении музыки и стать поводом к пересмотру общепринятых представлений о том, что природа не способна производить фиксируемые звуки или что трезвучие якобы не может считаться народным наследием, потому что терция была признана в музыке только примерно в 1300 г. в качестве поначалу еще «несовершенного» консонанса. В связи с этим Альберт Хайм отмечает: «Если на берегу шумного водоема попытаться спеть песню в иной тональности, нежели до мажор, то возникают очень неприятные диссонансы с шумом воды. Не отдавая себе в том отчета, никто не будет петь, находясь рядом с шумящей водой, иначе, чем в тональности до мажор, или, если поток очень громкий, в тональности
, – петь в другой тональности можно только намеренно. Естественно, здесь напрашивается правомерный вопрос: не сделал ли человек ноту до отправной точкой собственной музыки из-за того, что он слышал ее в шуме воды?»
– Третья – это, как видите, опять
первой части. Вновь светлый, полуденный. Вы знаете, я не люблю иллюстративность, но здесь я не могу и от самого себя скрыть, что есть что-то, что можно назвать таким вот первым воплощением в моих сочинениях линии «птичьих мотивов», о которых я уже вам говорил. И оно вот такое – я не знаю хорошо это или плохо, – но оно какое-то природное, естественное. Здесь все решено в пантеистическом ощущении. Правда, вторая часть – она исключение. Она более субъективная, внутренняя – это контраст тому, что является основным в Квартете, что задано в первой его части и есть в третьей.
Устойчивые ступени гаммы фа-мажор
Самыми устойчивыми ступенями диатонической гаммы являются первая, третья и пятая. В данном случае это прима, терция и квинта — F (Фа) A (Ля) C (До). Эти три звука образуют трезвучие или аккорд фа-мажор (F). Остальные ступени являются неустойчивыми и стремятся к разрешению. Если исключить вторую и шестую ступени, то получим пентатоническую гамму Фа.
Источник