Мажор повышенная 4 ступень

Мажор повышенная 4 ступень

Несколько лет назад, я заметил, что повышенная 4-ая ступень в миноре, очень для меня интересна и гармонична. Если кто может объясните, что это значит с точки зрения музыкальной теории. А также интересно, кто из композиторов эту гармонию.

Замечательная тема!!
Как учат классики Джаза: F# (ничего, я по-простому 🙂 — это альтерированныя доминанта. Если к F# добавить ещё и Ab — это тоже альтерированная доминанта, но не вниз, а вверх, то это уже почти целотонный аккорд!, — т.е.часть целотонного звукоряда — 1-го Лада Мессиана.

А, вообще говоря, — нота фа диез — она особенная — это же середина октавы!
Если интересуетесь музыкой, возможно будут небезынтересны Диктанты Юрия Бычкова:

см. тему Лады Мессиана (они же симметричные).
А как вам понравится такая гамма:

Кое что говорится об этом у Когоутека. Но на диктантах Ю.Бычкова можно учиться.

В общем ФА диез — это сила!!
А из композиторов — ну Барток — Румынские танцы, ЦТ звукоряд бывает и у Дебюсси с Равелем.

Кроме этого бывает ещё многотерцовый аккорд: До мажор, а на нём сверху — Ре мажор (именно мажор, а не минор). — это использовал Дебюсси.
Ещё Акустический (он же Миксо-Лидийский) лад.
до ре ми фа# соль ля си бемоль — по моему эта гамма гораздо красивее «обычных».
Т.е. тут тоже появляется F#. Ну а в арабских, армянский, индийских, индонезийских ладах, короче — всё это есть у Бычкова.

Читайте также:  Ступенька для детей для коляски

а тут имеется большое кол-во разл ладов.

Хотя, Вы пишите о F# в миноре а я всё больше про мажор.
В миноре — это одна из «блюзовых нот».
Блюзовые ноты описаны и у Бриля и у Чугунова.

Ещё очень хорош Ля бекар (тоже в миноре).

Несколько лет назад, я заметил, что повышенная 4-ая ступень в миноре, очень для меня интересна и гармонична. Если кто может объясните, что это значит с точки зрения музыкальной теории. А также интересно, кто из композиторов эту гармонию.

В индийской музыке этот звукоряд ( melakarta)называется Shanmukhapriya .

Несколько лет назад, я заметил, что повышенная 4-ая ступень в миноре, очень для меня интересна и гармонична.

вы, простите, говорите о повышении с фа на да диез или о небольшом завышении чистого фа в миноре?

есть проблема завышенных и заниженных тонов у струнников в мажоре и миноре. очень интересная тема.

Хотя, Вы пишите о F# в миноре а я всё больше про мажор.
В миноре — это одна из «блюзовых нот».
Блюзовые ноты описаны и у Бриля и у Чугунова.

Под блюзовой нотой обычно все же понимается пониженная пятая, насколько мне известно.

Если знаете, поясните, почему он дважды гармонический. А есть ли трижды гармонический минор?В гармоническом миноре повышена VII ступень, то есть последняя (верхняя) ступень верхнего тетрахорда.
В дважды гармоническом миноре повышены последние ступени обоих тетрахордов, то есть IV и VII.

Трижды гармонического минора нет.

Ведь 4я повышенная является признаком двойной доминанты, которая является по сути доминантой к доминанте и этим она и обостряет тяготение в доминанту, т.е. мы берём II септ аккорд с 4 повышенной и он уже является D септом к тональности доминанты. Исполбзуется конечно чаще в каденциях.Поправки.
IV# ступень — первичная альтерация аккордов группы альтерированной субдоминанты.
И эти аккорды не обязательно будут двойными доминантами. Вполне могут использоваться и не в каденциях, например, в проходящих, вспомогательных, плагальных и др. оборотах. В этом случае аккорд, судя по всему, не перейдёт в доминанту и не будет называться двойной доминантой.
Но, как бы то ни было, дело, в общем-то, не в названии. 🙂

2PROVODNIC: Конечно, не обязательно. Согласен.

Источник

Мажор повышенная 4 ступень

Повышение или понижение основной ступени диатонического лада (см. словарь) называется хроматизмом. Новая ступень, образованная таким образом, является производной и своего названия не имеет. В силу вышесказанного, новая ступень обозначается как основная со знаком альтерации (см. статью).

Сразу поясним сказанное. Например, пусть у нас основной ступенью является нота «до». Тогда в результате хроматического изменения мы получим:

  • «до-диез»: основная ступень повышена на полутон;
  • «до-бемоль»: основная ступень понижена на полутон.

Знаки альтерации, хроматически изменяющие основные ступени лада, являются случайными знаками (см. словарь). Это значит, что они не ставятся при ключе, а пишутся перед той нотой, к которой относятся. Однако напомним, что действие случайного знака альтерации распространяется на весь такт (если знак «бекар» не отменит его действие раньше, как на рисунке):

Рисунок 1. Пример случайного знака альтерации

Знаки альтерации в рассматриваемом случае не указываются при ключе, а указываются перед нотой, когда она встречается.

Например, рассмотрим гармонический до-мажор. У него понижена VI ступень (нота «ля» понижена до «ля-бемоля»). В результате всякий раз, когда встречается нота «ля», перед ней указывается знак бемоля, но в ключе ля-бемоль не указывается. Можно сказать, что хроматизм в данном случае является постоянным (что свойственно самостоятельным видам лада).

Хроматизм может быть как постоянным, так и временным.

Альтерация

Хроматическое изменение неустойчивых звуков (см. статью), в результате чего усиливается их тяготение к устойчивым звукам, называют альтерацией. Это значит следующее:

В мажоре может быть:

  • повышена и понижена II ступень;
  • повышена IV ступень;
  • понижена VI ступень.

В миноре может быть:

  • понижена II ступень;
  • повышена и понижена IV ступень;
  • повышена VII ступень.

Хроматически изменив звук, автоматически меняются и интервалы, присутствующие в ладе. Наиболее часто появляются уменьшенные терции, которые разрешаются в чистую приму, а также увеличенные сексты, которые разрешаются в чистую октаву.

Итоги

Вы познакомились с важными понятиями хроматизм и альтерация. Эти знания понадобятся вам как при чтении нот, так и при сочинении собственной музыки.

Источник

Характерные интервалы гармонического мажора и гармонического минора

Характерные интервалы появляются только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре.

Характерных интервалов всего четыре, это две пары взаимосвязанных увеличенных и уменьшенных интервалов:

  • увеличенная секунда и уменьшенная септима (ув. 2 и ум.7);
  • увеличенная квинта и уменьшенная кварта (ув.5 и ум.4).

В составе каждого из характерных интервалов обязательно есть характерная ступень, то есть ступень, которая изменяется в связи с тем, что лад становится гармоническим. Для мажора – это шестая пониженная ступень, а для минора такой ступенью является седьмая повышенная. Характерная ступень является или нижним звуком характерного интервала или верхним.

В целом, в образовании характерных интервалов принимают участие VI, VII и III ступени.

Когда ищете характерные интервалы в тональности, возьмите на заметку следующее:

  • В гармоническом мажоре увеличенные характерные (ув.2 и ув.5) строятся на VI пониженной, а их напарников (ум.7 и ум.4) вы можете найти просто методом обращения;
  • В гармоническом миноре проще найти уменьшенные характерные (ум.7 и ум.4), они строятся на VII повышенной ступени, их напарники (ув.2 и ув.5) получаются методом обращения.

Ступени, на которых строятся все характерные интервалы нетрудно запомнить. Для удобства можно воспользоваться следующей таблицей:

ИНТЕРВАЛЫ МАЖОР МИНОР
ув.2 VI пониженная VI
ум.7 VII VII повышенная
ув.5 VI пониженная III
ум.4 III VII повышенная

Характерные интервалы являются неустойчивыми, поэтому их необходимо разрешать. Разрешение осуществляется по тем же принципам, которые применялись по отношению к тритонам:

  • 1) при разрешении неустойчивые звуки должны переходить в устойчивые (то есть в звуки тонического трезвучия);
  • 2) уменьшенные интервалы уменьшаются (сужаются), увеличенные – увеличиваются (расширяются).

Результат разрешения характерных интервалов всегда стабильный:

  • ув.2 разрешается в ч.4
  • ум.7 разрешается в ч.5
  • ув.5 разрешается в б.6
  • ум.4 разрешается в м.3

Особенностью разрешения ув.5 и ум.4 является одностороннее разрешение: в состав этих интервалов включается III ступень, и она при разрешении просто остаётся на месте, так как является устойчивой (то есть не требует разрешения).

Пример разрешения характерных интервалов в тональности До мажор:

Источник

#IV ступень

#IV и тоника

Четвертая натуральная ступень в натуральном мажоре берется редко из-за сильного диссонанса с устойчивой третьей ступенью. Чаще она берется или проходящей (не удерживается и не извлекается вместе с аккордом), либо повышается на полтона (#IV).

В качестве ундецимы в надстройке тоники также используется повышенная четвертая ступень:

IV ступень доминантового лада

При обыгрывании доминантового аккорда пятой ступени также стоит избегать натуральной IV ступени доминантового лада.

Как и в случае с тоникой мажора, ее стоит брать проходящей либо повышать с ладу и в надстройке.

Другой способ “облагораживания” это ступени и надстройки — доминантовый задержанный аккорд (sus или sus4). Здесь для избегания диссонанса с терцовым тоном аккорда этот терцовый тон заменяется на задержанную кварту (например, аккорд Gsus до мажоре). Такой аккорд будет обыгрываться миксолидийским ладом (ладом доминанты).

Доминантовы sus аккорд может использоваться перед доминантой. Кварта этого аккорда будет разрешаться в терцовый тон следующего.

Также sus аккорд может использоваться перед тоникой вместо стандартной доминанты. В музыке, гармония которой изобилует надстройками, терцовый тон в аккорде может сохраняться вместе с квартовым.

В джазе расположение голосов в sus аккорде часто такого, что терция аккорда располагается над квартой.

Однако наиболее часто употребимое расположение — это: примарный тон аккорда в басу и мажорное трезвучие на тон ниже в верхних голосах.

Такое расположение часто записывается как дробный аккорд (например, F/G).

Лад с #IV как источник модальных замен

Лады с одинаковой тоникой, но разным качеством являются источником модальных замен. Лидийский лад (т.е. мажорный лад с повышенной четвертой ступенью) послужил источником для появления в натуральном мажоре аккорда #IVm7(b5). Этот аккорд обычно берется на сильную или относительно сильную долю и служит для сглаживания движения примарных тонов аккорда (например ход IVmaj-#IVm7(b5)-V7).

Также этот аккорд может стоять в «обманчивом» разрешении доминанты (V7/II-VIm7) так как по сути является дробным аккордом VIm/#IV (в до мажоре Am/F#).

Источник

solfamusictheory

This WordPress.com. site is about music theory and methodology

альтерированные ступени

Альтерация аккордов субдоминантовой группы (в том числе аккорды двойной доминанты – DD)

Альтерация в учении о гармонии – это внутриладовый хроматизм, полутоновое изменение неустойчивых ступеней лада, обостряющее их тяготение в устойчивые ступени.

Альтерироваться могут 2-я, 4-я и 6-я ступени. Изменение 7-й ступени, как правило, не считается альтерацией (это условная диатоника).

В зависимости от лада (мажор или минор) неустойчивые ступени могут быть либо повышены, либо понижены.

В мажоре 2-я ступень может быть и повышена, и понижена, 4-я ступень повышается, а 6-я понижается:

Понижение 7-й ступени в мажоре либо ведет к модуляции (модуляционный хроматизм), либо является признаком миксолидийского лада.

В миноре 2-я ступень только понижается, 4-я ступень может быть как повышена, так и понижена, 6-я ступень может быть повышена:

В нотных примерах видно, что каждая альтерированная ступень разрешается по тяготению, заданному альтерацией: повышенная – вверх; пониженная – вниз.

В результате альтерации аккорд сохраняет свое функциональное и структурное (т.е. числовое) значение, однако изменяется его фонизм (окраска звучания). Например, в мажоре септаккорд II ступени с повышенной примой (II7♯1), являясь септаккордом, звучит как малый мажорный секундаккорд (как D2):

В миноре аналогично звучащий аккорд будет записан иначе (активный энгармонизм):

В гармоническом мажоре на пониженной 2-й ступени образуется мажорное трезвучие (II 1 5). Однако чаще употребляется II6 1 5. Его использование аналогично диатоническому секстаккорду II ступени (II6) и неаполитанскому секстаккорду (в миноре):

Но наиболее распространенным видом альтерации аккордов субдоминантовой группы является повышение 4-й ступени в мажоре и миноре:

Повышенная 4-я ступень образует острое вводнотоновое тяготение в доминанту, аналогичное тяготению 7-й ступени в тонику лада.

4-я ступень входит в звуковой состав II7 и его обращений как терцовый тон, а в IV7 и его обращения – как основной тон (прима). II7♯3 и IV7♯1 соотносятся с D35 аналогично соотношению D7 и VII7 с Т35. Таким образом, II35 и II7 c повышенной терцией, а также IV35 и IV7 с повышенной примой можно назвать D к D, или двойной доминантой (DD – термин Г. Римана), причем аккорды 2-й ступени с повышенной терцией обозначаются II♯3 или DD, а аккорды 4-й повышенной ступени обозначаются IV♯1 или DDVII (вводная DD).

Повышение примы в септаккорде II ступени в мажоре (II7♯1) уже было рассмотрено выше.

Но одновременно с примой в II7 и его обращениях может быть повышена и терция (II7♯1♯3 или DD7♯1):

Кроме того, в альтерированных аккордах субдоминантовой группы в мажоре может быть понижена 6-я ступень (аналогично понижению 2-й ступени в альтерированных аккордах доминантовой группы), являющаяся квинтовым тоном в II7 и терцовым – в IV7.

Понижение VI ступени способствует образованию в составе этих аккордов следующих хроматических интервалов :

II43 с повышенной примой, повышенной терцией и пониженной квинтой в мажоре (DD43♯1 5) и IV65 с повышенной примой (DDVII65 3) в одноименном миноре энгармонически равны (активный энгармонизм) и звучат, как малый мажорный септаккорд (ложный доминантсептаккорд). Сыграйте эти аккорды, сравните их звучание и разрешите их разными способами (в D53 и в K64):

Перед аккордами альтерированной субдоминанты (DD) используются аккорды тоники (Т53, Т6), неальтерированной субдоминанты (VI, S, S6, II6, II7 с обращениями, IV7), а также консонирующей доминанты (D35, D6).

Разрешаются аккорды альтерированной субдоминанты в аккорды Т на ближайшем басу с учетом тяготений (II ступень разрешается в III, IV – в V, VI – в V, а I ступень остается на месте, III ступень также остается на месте как устойчивая):

При разрешении аккордов альтерированной субдоминанты в аккорды D (например DDVII65 в D) образуются параллельные квинты. Их можно избежать, заменив (по возможности) DDVII65 на DD43 или изменив расположение аккордов.

В каденции перед K64 преимущественно используются аккорды субдоминантовой группы, с IV повышенной и VI ступенями в басу: II65♯3 (DD65), II43♯3 (DD43), IV7♯1 (DDVII7) и IV65♯1 ( DDVII65).

Аккорды альтерированной субдоминанты (DD) могут образовывать проходящие (II7#3 – T6 – II65♯3; II65♯3 – T64 – II43♯3; IV7♯1 – T64 – IV65♯1) и вспомогательные (T – II43♯3 – T; T – IV65♯1 – T; T – II2♯3 – T; T – IV43♯1 – T; K64 – IV7♯1 – K64; K64 – IV65♯1 – K64; K64 – II65♯3 – K64; K64 – II43♯3 – K64) обороты.

Аккорды альтерированной субдоминанты (DD) могут также использоваться в проходящих оборотах:

Альтерированные аккорды субдоминанты и доминанты весьма распространены в джазе. В отличие от классической гармонии параллельные квинты и прямое движение всех голосов здесь являются нормой:

Источник

Оцените статью