Мастерство как высшее ступень профессионализм

28. Основные ступени в развитии творческой деятель

28. Основные ступени в развитии творческой деятельности журналиста
В развитии профессионализма можно выделить три ступени. Первая — обученность — сводится к механическому воспроизводству уже известных приемов и операций в уже известных условиях. Вторая — умелость — учитывает возможность использовать известные приемы и операции в неизвестных, новых условиях. Третья — мастерство — такая, при которой новизна складывается из новизны предмета творчества, новизны условий творчества и новизны средств, используемых для осуществления цели.
Классификации фаз творческого процесса, в свою очередь, можно обозначить так: первая фаза (сознательная работа) — подготовка — особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи; вторая фаза (бессознательная работа) — созревание — осмысление проблемы и инкубация направляющей идеи; третья фаза (переход бессознательного в сознательное) — вдохновение — в сферу сознания поступает идея решения вначале в виде гипотезы, принципа, замысла; четвертая фаза (сознательная работа) — развитие идеи, ее окончательное оформление и реализация.
Профессиональное мастерство — это высший уровень овладения профессиональной деятельностью. Профессиональное мастерство не сводится только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам. Процесс овладения мастерством есть одновременно и процесс формирования личности человека, его интересов, нравственных ценностей и идеалов. Высокий уровень общей и технологической культуры, профессиональная мобильност , самостоятельность и высокая профессиональная устойчивость, стремление к самосовершенствованию, творческий подход к работе укрепляют и развивают профессиональное мастерство.
Профессиональное мастерство связано с профессиональным творчеством.
Профессиональное творчество — это создание человеком чего-то нового, неповторимого, оригинального в ходе профессиональной деятельности.
Творчество в профессиональной деятельности может способствовать развитию как самого процесса деятельности, так и его содержания. Любая тцорческая деятельность, в том числе профессиональная, может носить характер новизны.
Следует так же различать такие понятия как любительство и профессионализм в журналистике.
Организация творческой деятельности журналиста

Читайте также:  300 ступенек сколько калорий

Журналист чаще всего работает в редакционном коллективе, да и деятельность средства массовой информации невозможно осуществить в одиночку. Номер газеты или журнала, теле– или радиопрограмма – это всегда результат коллективного труда. В редакционном коллективе различается три вида журналистской деятельности: редакторская, организаторская и авторская. Редакторская деятельность предполагает как работу над формой журналистского материала, так и определение информационной политики средства массовой информации, его структуры и композиции. Организаторская деятельность выражается в управлении выпуском конкретного средства массовой информации. Авторская деятельность непосредственно связана с журналистским творчеством: это подготовка собственных материалов, режиссура теле– и радиоматериалов и т.д. Зачастую эти три вида журналистской деятельности, особенно в небольших редакционных коллективах, пересекаются между собой, журналист выступает и как автор, и как редактор, и как менеджер. В больших по численности редакционных коллективах происходит более точное разделение журналистского труда.
Журналистский труд отличается рядом специфических особенностей.
1. Производственно-творческий характер журналистского труда означает, что журналист не свободен во временных и жанровых границах своего творчества: выпуск каждого средства массовой информации требует к определенному времени журналистских материалов определенного размера и определенных жанров. Да, профессия журналиста творческая, но читатель должен каждое утро получать выписанную им ежедневную газету, телезритель – в указанное в программе время смотреть заинтересовавшую его телевизионную передачу. Это значит, что редакционные коллективы должны в срок, с учетом времени, необходимого на выпуск газеты, подготовку теле– или радиопередачи, заканчивать работу над журналистскими произведениями. И если для очередного номера газеты журналисту заказано, к примеру, интервью в 250 строк, то не позже назначенного срока написанное им интервью должно быть сдано в службу выпуска газеты. И никого не интересует, какие творческие проблемы были у автора этого интервью.

Читайте также:  Лестница с перилами вдоль стены

Еще жестче производственный характер журналистского труда проявляет себя на телевидении, ведь программы телепередач публикуются в печати за несколько дней до выхода той или иной программы в эфир. И ее авторы должны закончить работу над программой вовремя.
2. Индивидуально-коллективный характер журналистского труда выражается в том, что выход в свет журналистского материала невозможен без совместной работы автора материала и целого ряда сотрудников редакции. Конечно, у газетного материала чаще всего один автор – журналист, но для того, чтобы этот материал дошел до читателей и был ими прочитан, необходим труд многих сотрудников редакции – от корректора до главного редактора. К примеру, в службе выпуска могут так смакетировать материал, что читатель начнет знакомство с номером газеты именно с этого материала, или наоборот, и тогда многие читатели даже не заметят его.
Еще ярче коллективный характер журналистского труда проявляется на радио и, особенно, на телевидении, где в создании передачи обязательно участвуют телеоператор, режиссер, звукорежиссер, монтажер, а также представители других профессий: от водителя автомобиля до инженера центральной аппаратной.
3. Оперативно-непрерывный характер журналистского труда связан прежде всего со спецификой воздействия средств массовой информации на аудиторию. Если книга живет долго, и к чтению понравившегося романа можно возвращаться не раз, – от этого содержание романа не станет менее интересным, – то, к примеру, ежедневная газета живет один день. Вчерашняя газета обычно никого не интересует: в ней уже вчерашние новости. Но если вчерашнюю газету можно хотя бы перелистать, то пропущенную теле– или радиопередачу скорее всего уже не посмотришь и не послушаешь. Да и вчерашние новости сегодня уже никого не интересуют: обязанность журналиста – максимально быстро довести важную информацию до своей аудитории.
Нужно также учитывать, что читатель обычно уделяет чтению газеты немного времени: по данным социологов, в среднем на чтение газет россияне в 2005 г. тратили не более 12 минут в день (проводили у телевизора – 3 часа 36 минут, слушали радио – 3 часа 48 минут, читали журналы – 6 минут, пользовались Интернетом – также 6 минут[65]. Кстати, россияне уже давно не самая читающая нация мира. К примеру, американцы тратят на чтение газет в среднем 29 минут в день, смотрят телевизор 4 часа 18 минут, слушают радио 2 часа 42 минуты, читают журналы 20 минут, пользуются Интернетом 32 минуты)[66]. Но газета, журнал, телевидение и радио воздействуют на человека не отдельным материалом, номером или передачей, а изо дня в день, из номера в номер.
5. Универсально-специализированный характер журналистского труда связан со спецификой профессии: журналист должен освещать все многообразие действительности. Еще в вузе будущего журналиста готовят как универсала, готового к любой тематике. И в небольших редакционных коллективах чаще всего так и бывает: сегодня журналист пишет о политике, завтра – об экономике, послезавтра – о коммунальном хозяйстве. Лишь в относительно крупных редакционных коллективах возможна специализация журналиста по какой-либо тематике. Но и у журналиста-универсала часто бывают темы, которые он разрабатывает более подробно, которые у него лучше получаются.

Читайте также:  Девушки прыгают по лестнице

Источник

Уровень профессионализма: определение, характеристика, оценка, этапы развития и повышения квалификации

Профессия — основной вид деятельности человека в социуме. Это выбор его судьбы, жизненного пути. Она занимает весомое значение в жизни каждого отдельно взятого человека, а также и во всем обществе в целом. Трудовая деятельность связывает все структуры мира в один большой двигатель прогресса на земле.

В современном мире важно не только быть занятым, но и заслужить высшее признание в трудовой деятельности для раскрытия собственного потенциала. Повышение квалификации среди профессионалов поддерживает конкурентоспособность на рынке труда, а также помогает любому специалисту постоянно развивать свои профессиональные качества и достигать карьерных высот.

Понятие «профессионализм»

Профессионализм — это высокий уровень знаний и навыков в определенной области.

Достижение выдающихся результатов в рабочей деятельности, путем применения уже полученного опыта можно также назвать этим термином. Это проявляется в активном профессиональном развитии личности, высокой степени подготовки к трудовым требованиям, систематическом повышении квалификации.

Также данное понятие можно раскрыть в роли мотивационной стороны человека, учитывая его способность к усвоению новых знаний и технологий, практические способности, целевую направленность, оценку личности, профессиональные ценности, эффективность в работе.

Данное понятие характеризует три аспекта, это:

  • Личность специалиста.
  • Профессиональная деятельность.
  • Профессиональное общение.

Профессионализм личности реализуется путем развития необходимых навыков для рабочего процесса, качеством выполнения поставленных перед задач и получения опыта в области ведущей деятельности.

Критерии результативности

Существует трехуровневая оценка градации, соответствующая нормативным критериям уровней квалификации профессионализма, где низший можно назвать учебным (дает представление потенциальных способностей), средний считается основным (установленная норма), а высший будет являться перспективой (дальнейшее развитие). Важно понимать, что с оценкой профессионального уровня связаны внутренние и внешние критерии психологического состояния человека.

Каждую градацию можно разделить на несколько внутренних категорий и сформировать по десятибалльной шкале.

1. Первая группа таких критерий подразумевает результативность в производительности труда. Сюда можно отнести качественность работы и скорость ее выполнения.

2. Во второй группе рассматриваются показатели, при которых выявляется специфика профессии. Например:

  • Умения, знания, навыки, опыт.
  • Сила мотивации.
  • Профессиональная самооценка.
  • Стрессоустойчивость.
  • Особенности профессии.
  • Общее состояние.

Профессиональная самооценка

Уровень профессионализма определяется личностными социальными параметрами по отношению к рабочим задачам. На успешность выполнения деятельности влияют следующие факторы:

  1. Психическое и физическое состояние.
  2. Уровень самооценки.
  3. Адекватная самооценка.
  4. Устойчивость самооценки.
  5. Гибкость самооценки.

Здесь вступает в силу такое понятие, как «саморегуляция». В профессиональной деятельности она направлена на адекватное восприятие ресурсов организма. Любое отклонение от адекватного уровня восприятия отражается не только на работе, но и на состоянии человека.

Физическая тренированность дает возможность расширять сферу активности и приводит к полной адаптации человека к рабочим условиям, определенному уровню эффективности и устойчивой работоспособности. Таким образом, в ходе трудовой деятельности вырабатывается циклический процесс, при котором выявляются слабые и сильные стороны сотрудника, определяется его профпригодность и компетентность.

Стадии профессионализма

Для определения уровня профессионализма выделяется 4 стадии профкомпентности:

1. Человек не осознает свою некомпетентность. Он не обладает необходимыми знаниями и умениями, поэтому не имеет возможности вести деятельность успешно.

Причиной может являться банальная нехватка навыков, когда при дальнейшей профессиональной активности человек получает нужный опыт. В другом случае, личная негативная оценка (неуверенность в своих силах, отсутствие мотивации, повышенная тревожность) стопорит развитие субъекта и не способствует повышению компетентности.

2. Осознаваемая некомпетентность. Человек понимает, что ему требуется профессиональная подготовка для осуществления трудовой деятельности.

3. Осознаваемая компетентность. Формируется четкая структура профессиональных навыков, человек эффективно применяет знания.

4. Неосознаваемая компетентность. Происходит в случае, когда профессионализм становится частью личности. Здесь профессиональность определяется, как принятие единого верного решения даже в критических условиях.

Уровни оценки профессиональных навыков

Уровень квалификации профессионализма — это определение оценки профессиональных умений, знаний, степени ответственности и полномочий в соответствии с профстандартами.

Квалификация определяется, как степень подготовки к специальности или процесс оценки профессиональных возможностей человека.

Оценка уровня профессионализма строится на следующих квалификационных возможностях:

Исполнительность под руководством.

Степень личной ответственности.

Реализация стандартных поручений.

Владение базовыми знаниями.

Прохождение первоначального обучения.

Исполнение задач под руководством.

Умение самостоятельно принимать решения.

Выполнение типовых поручений.

Выбор стратегии решения вопроса с учетом нестандартной ситуации.

Понимание основ стандартных заданий на практике

Исполнение задач под руководством.

Планирование результативной методики решения вопроса.

Самостоятельное решение задачи.

Решение основных стандартных задач.

Подбор действенных способов исполнения поставленной задачи.

Решение задач с учетом сложившегося опыта.

Исполнение задач под руководством.

Планирование результативных средств решения вопроса.

Самостоятельное решение задачи.

Ответственность за себя и подчиненных сотрудников.

Реализация различных задач, путем использования полученного опыта.

Контроль ситуации, коррекция действий при необходимости.

Решение спец. заданий.

Способность к самостоятельному анализированию.

Требуемое образование. Прохождение программы по подготовке квалифицированного персонала.

Участие в принятии решений внутриструктурных задач.

Самостоятельное принятие решений.

Ответственность за себя и подчиненных.

Использование технологических или методических профзнаний.

Умение самостоятельно находить решение в профессиональных вопросах.

Контроль и анализ исполнения заданий.

Прохождение подготовки высоко специализированных кадров. Повышение квалификации, переподготовка.

Самоорганизация собственной деятельности.

Контроль работы подчиненных.

Способность налаживания сотрудничества между сотрудниками или подразделениями.

Ответственность за предприятие.

Внедрение действенных приемов в решении профессиональных вопросов. Контроль и корректировка решений.

Самостоятельный анализ профдеятельности.

Получение высшего образования.

Получение образования по подготовке среднего звена.

Владение практическими навыками на высшем уровне.

Управления крупными организациями.

Ответственность за результат работы предприятия.

Решение задач по развитию профдеятельности с применением полученного опыта.

Разработка новых методов в решении практической деятельности.

Нахождение новых способов развития предприятия.

Наличие высшего образования.

Обучение вспомогательным навыкам.

Владение необходимыми навыками.

Самостоятельная работа в управлении трудового процесса на крупных предприятиях.

Ответственность за результативность работы крупных компаний или целых отраслей.

Обучение по научно-педагогическим программам (аспирантура, адъюнктура), программам ассистентуры, ординатуры.

Получение практических навыков.

Управление объемными значительными процессами, разработка систем экономического и социального характера.

Ответственность за результат работы предприятия на государственном и международном уровнях.

Самостоятельная разработка приемов решения задач.

Повышение эффективности деятельности.

Создание новых отраслей.

Обучение по научно-педагогическим программам (аспирантура, адъюнктура), программам ассистентуры, ординатуры.

Дополнительное необходимое обучение.

Получение практических навыков

Методы оценки

Уровень профессионализма оценивается для получения сведений о результативности труда. Это помогает принимать решение о повышении либо понижении сотрудников. Оценивание уровня профессионализма и качества исполнения работы помогает проанализировать продвижение компании на рынке.

Профессиональная компетентность может оцениваться двумя способами: индивидуальным и групповым.

В индивидуальную методику входят:

  • Интервью.
  • Тестирование.
  • Наблюдение за сотрудником в практике.
  • Наблюдение за сотрудником в практике с подстройкой сложных ситуаций.

При групповом методе может использоваться несколько способов одновременно.

Среди них выделяют:

  • Ассессмент-центр. Когда сотрудников оценивают коллективно. Это может представлять деловую игру, которая будет оцениваться экспертной комиссией.
  • Проведение переговоров.

Также существуют нестандартные методы оценки. Например, с участием психолога, который составляет оценку личных и профессиональных качеств.

Повышение квалификации

Повышение квалификации рассматривается, как прохождение профессионального обучения с целью повышения теоретических и практических умений. Получение квалификации высшего уровня способствует совершенствованию навыков и профессиональному росту.

Обучение бывает кратким (от 72 ч.), теоретическим (до 100 ч.) и продолжительным (более 100 ч.). Лицам, прошедшим краткосрочное или теоретическое обучение, выдается удостоверение повышения квалификации. Лица, прошедшие курс, длительностью более 100 часов, получают свидетельство.

Квалификации педагогических работников

Квалификационные требования педагогов подготовлены в соответствии с типовым положением об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования, утвержденным Приказом Министерства образования Российской Федерации.

Лица, претендующие на первую, вторую и высшие категории квалификации должны иметь высшее образование и стаж работы.

Уровни профессионализма педагога второй категории:

  • Понимание основ теории педагогики, психологии и возрастной физиологии;
  • Знание содержания преподаваемого материала;
  • Знание обучающих методик;
  • Знание основ воспитания;
  • Владение практическими знаниями;
  • Владение разными приемами обучения и широким спектром методов, обеспечивающий интерес к образовательному процессу;
  • Умение налаживать коммуникативность с обучающимися;
  • Умение способствовать развитию образовательной системы;
  • Умение создавать комфортные условия во время образовательного процесса;

Первая квалификационная категория должна отвечать всем необходимым требованиям второй, а также иметь набор следующих навыков:

  • Применение практических навыков в современной психологическо-педагогической диагностике;
  • Владение современными педагогическими технологиями;
  • Владения методиками анализа учебно-методической предметной работы;
  • Понимание психологических особенностей обучающихся;
  • Умение подбирать методику учебно-воспитательного процесса под особенности обучающихся.

Высший педагогический уровень профессионализма

Для повышения профессионального уровня в педагогической деятельности, знания и умения претендента, должны соответствовать первой квалификационной категории. Этот момент необходимо учитывать. Кроме этого, высокий уровень профессионализма характеризуется следующими навыками:

  • Подходить к решению практических задач творчески.
  • Создавать максимально комфортные условия для осуществления творческой формы образования.
  • Умение использовать в образовательном процессе опытно-экспериментальные методы.
  • Владеть организационными приемами образовательного процесса.
  • Иметь навыки планирования и управления воспитательно-образовательным процессом.

Этапы профессионального развития

В ходе повышения своего уровня профессионализма субъект находится на разных этапах развития.

  1. Допрофессионализм. На данном этапе человек занимается профдеятельностью без специальных навыков и умений. Его минимальные знания соответствуют уровню новичка или помощника.
  2. Профессионализм. Этап, на котором можно говорить о качествах профессионала. Человек усваивает необходимые знания и правила профессии, приобретает специальность, ставит первые профессиональные цели.
  3. Высший профессионализм. Ступень профессионального роста, на котором специалист достигает успехов в карьере, превращается в эксперта своего дела, находит творческие неординарные решения задач в своей профобласти, самостоятельно разрабатывает стратегии и концепции, которые применяет на практике. Имеет способность обучать других.
  4. Послепрофессионализм. В основном относится к специалистам, достигшим пенсионного возраста. В этом периоде человек может быть советчиком, лучшим наставником, консультантом в своей бывшей профессиональной отрасли. Таких людей называют экс-профессионалами.

Также рассматривается этап непрофессионализма, когда человек, обладая нужными знаниями и техниками идет в неправильном направлении. Что-то мешает ему повышать уровень профессионализма (ощущается недостаток практики либо выбрана ошибочная стратегия развития).

Источник

Оцените статью
Уровни Полномочия и ответственность Необходимые навыки Требования к повышению квалификации
1 Профподготовка, переподготовка, повышение квалификации в срок до 1 года.
4 Разработка проектно-исследовательских задач, направленная на повышение эффективности.