- 28. Основные ступени в развитии творческой деятель
- Уровень профессионализма: определение, характеристика, оценка, этапы развития и повышения квалификации
- Понятие «профессионализм»
- Критерии результативности
- Профессиональная самооценка
- Стадии профессионализма
- Уровни оценки профессиональных навыков
- Методы оценки
- Повышение квалификации
- Квалификации педагогических работников
- Высший педагогический уровень профессионализма
- Этапы профессионального развития
28. Основные ступени в развитии творческой деятель
28. Основные ступени в развитии творческой деятельности журналиста
В развитии профессионализма можно выделить три ступени. Первая — обученность — сводится к механическому воспроизводству уже известных приемов и операций в уже известных условиях. Вторая — умелость — учитывает возможность использовать известные приемы и операции в неизвестных, новых условиях. Третья — мастерство — такая, при которой новизна складывается из новизны предмета творчества, новизны условий творчества и новизны средств, используемых для осуществления цели.
Классификации фаз творческого процесса, в свою очередь, можно обозначить так: первая фаза (сознательная работа) — подготовка — особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи; вторая фаза (бессознательная работа) — созревание — осмысление проблемы и инкубация направляющей идеи; третья фаза (переход бессознательного в сознательное) — вдохновение — в сферу сознания поступает идея решения вначале в виде гипотезы, принципа, замысла; четвертая фаза (сознательная работа) — развитие идеи, ее окончательное оформление и реализация.
Профессиональное мастерство — это высший уровень овладения профессиональной деятельностью. Профессиональное мастерство не сводится только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам. Процесс овладения мастерством есть одновременно и процесс формирования личности человека, его интересов, нравственных ценностей и идеалов. Высокий уровень общей и технологической культуры, профессиональная мобильност , самостоятельность и высокая профессиональная устойчивость, стремление к самосовершенствованию, творческий подход к работе укрепляют и развивают профессиональное мастерство.
Профессиональное мастерство связано с профессиональным творчеством.
Профессиональное творчество — это создание человеком чего-то нового, неповторимого, оригинального в ходе профессиональной деятельности.
Творчество в профессиональной деятельности может способствовать развитию как самого процесса деятельности, так и его содержания. Любая тцорческая деятельность, в том числе профессиональная, может носить характер новизны.
Следует так же различать такие понятия как любительство и профессионализм в журналистике.
Организация творческой деятельности журналиста
Журналист чаще всего работает в редакционном коллективе, да и деятельность средства массовой информации невозможно осуществить в одиночку. Номер газеты или журнала, теле– или радиопрограмма – это всегда результат коллективного труда. В редакционном коллективе различается три вида журналистской деятельности: редакторская, организаторская и авторская. Редакторская деятельность предполагает как работу над формой журналистского материала, так и определение информационной политики средства массовой информации, его структуры и композиции. Организаторская деятельность выражается в управлении выпуском конкретного средства массовой информации. Авторская деятельность непосредственно связана с журналистским творчеством: это подготовка собственных материалов, режиссура теле– и радиоматериалов и т.д. Зачастую эти три вида журналистской деятельности, особенно в небольших редакционных коллективах, пересекаются между собой, журналист выступает и как автор, и как редактор, и как менеджер. В больших по численности редакционных коллективах происходит более точное разделение журналистского труда.
Журналистский труд отличается рядом специфических особенностей.
1. Производственно-творческий характер журналистского труда означает, что журналист не свободен во временных и жанровых границах своего творчества: выпуск каждого средства массовой информации требует к определенному времени журналистских материалов определенного размера и определенных жанров. Да, профессия журналиста творческая, но читатель должен каждое утро получать выписанную им ежедневную газету, телезритель – в указанное в программе время смотреть заинтересовавшую его телевизионную передачу. Это значит, что редакционные коллективы должны в срок, с учетом времени, необходимого на выпуск газеты, подготовку теле– или радиопередачи, заканчивать работу над журналистскими произведениями. И если для очередного номера газеты журналисту заказано, к примеру, интервью в 250 строк, то не позже назначенного срока написанное им интервью должно быть сдано в службу выпуска газеты. И никого не интересует, какие творческие проблемы были у автора этого интервью.
Еще жестче производственный характер журналистского труда проявляет себя на телевидении, ведь программы телепередач публикуются в печати за несколько дней до выхода той или иной программы в эфир. И ее авторы должны закончить работу над программой вовремя.
2. Индивидуально-коллективный характер журналистского труда выражается в том, что выход в свет журналистского материала невозможен без совместной работы автора материала и целого ряда сотрудников редакции. Конечно, у газетного материала чаще всего один автор – журналист, но для того, чтобы этот материал дошел до читателей и был ими прочитан, необходим труд многих сотрудников редакции – от корректора до главного редактора. К примеру, в службе выпуска могут так смакетировать материал, что читатель начнет знакомство с номером газеты именно с этого материала, или наоборот, и тогда многие читатели даже не заметят его.
Еще ярче коллективный характер журналистского труда проявляется на радио и, особенно, на телевидении, где в создании передачи обязательно участвуют телеоператор, режиссер, звукорежиссер, монтажер, а также представители других профессий: от водителя автомобиля до инженера центральной аппаратной.
3. Оперативно-непрерывный характер журналистского труда связан прежде всего со спецификой воздействия средств массовой информации на аудиторию. Если книга живет долго, и к чтению понравившегося романа можно возвращаться не раз, – от этого содержание романа не станет менее интересным, – то, к примеру, ежедневная газета живет один день. Вчерашняя газета обычно никого не интересует: в ней уже вчерашние новости. Но если вчерашнюю газету можно хотя бы перелистать, то пропущенную теле– или радиопередачу скорее всего уже не посмотришь и не послушаешь. Да и вчерашние новости сегодня уже никого не интересуют: обязанность журналиста – максимально быстро довести важную информацию до своей аудитории.
Нужно также учитывать, что читатель обычно уделяет чтению газеты немного времени: по данным социологов, в среднем на чтение газет россияне в 2005 г. тратили не более 12 минут в день (проводили у телевизора – 3 часа 36 минут, слушали радио – 3 часа 48 минут, читали журналы – 6 минут, пользовались Интернетом – также 6 минут[65]. Кстати, россияне уже давно не самая читающая нация мира. К примеру, американцы тратят на чтение газет в среднем 29 минут в день, смотрят телевизор 4 часа 18 минут, слушают радио 2 часа 42 минуты, читают журналы 20 минут, пользуются Интернетом 32 минуты)[66]. Но газета, журнал, телевидение и радио воздействуют на человека не отдельным материалом, номером или передачей, а изо дня в день, из номера в номер.
5. Универсально-специализированный характер журналистского труда связан со спецификой профессии: журналист должен освещать все многообразие действительности. Еще в вузе будущего журналиста готовят как универсала, готового к любой тематике. И в небольших редакционных коллективах чаще всего так и бывает: сегодня журналист пишет о политике, завтра – об экономике, послезавтра – о коммунальном хозяйстве. Лишь в относительно крупных редакционных коллективах возможна специализация журналиста по какой-либо тематике. Но и у журналиста-универсала часто бывают темы, которые он разрабатывает более подробно, которые у него лучше получаются.
Источник
Уровень профессионализма: определение, характеристика, оценка, этапы развития и повышения квалификации
Профессия — основной вид деятельности человека в социуме. Это выбор его судьбы, жизненного пути. Она занимает весомое значение в жизни каждого отдельно взятого человека, а также и во всем обществе в целом. Трудовая деятельность связывает все структуры мира в один большой двигатель прогресса на земле.
В современном мире важно не только быть занятым, но и заслужить высшее признание в трудовой деятельности для раскрытия собственного потенциала. Повышение квалификации среди профессионалов поддерживает конкурентоспособность на рынке труда, а также помогает любому специалисту постоянно развивать свои профессиональные качества и достигать карьерных высот.
Понятие «профессионализм»
Профессионализм — это высокий уровень знаний и навыков в определенной области.
Достижение выдающихся результатов в рабочей деятельности, путем применения уже полученного опыта можно также назвать этим термином. Это проявляется в активном профессиональном развитии личности, высокой степени подготовки к трудовым требованиям, систематическом повышении квалификации.
Также данное понятие можно раскрыть в роли мотивационной стороны человека, учитывая его способность к усвоению новых знаний и технологий, практические способности, целевую направленность, оценку личности, профессиональные ценности, эффективность в работе.
Данное понятие характеризует три аспекта, это:
- Личность специалиста.
- Профессиональная деятельность.
- Профессиональное общение.
Профессионализм личности реализуется путем развития необходимых навыков для рабочего процесса, качеством выполнения поставленных перед задач и получения опыта в области ведущей деятельности.
Критерии результативности
Существует трехуровневая оценка градации, соответствующая нормативным критериям уровней квалификации профессионализма, где низший можно назвать учебным (дает представление потенциальных способностей), средний считается основным (установленная норма), а высший будет являться перспективой (дальнейшее развитие). Важно понимать, что с оценкой профессионального уровня связаны внутренние и внешние критерии психологического состояния человека.
Каждую градацию можно разделить на несколько внутренних категорий и сформировать по десятибалльной шкале.
1. Первая группа таких критерий подразумевает результативность в производительности труда. Сюда можно отнести качественность работы и скорость ее выполнения.
2. Во второй группе рассматриваются показатели, при которых выявляется специфика профессии. Например:
- Умения, знания, навыки, опыт.
- Сила мотивации.
- Профессиональная самооценка.
- Стрессоустойчивость.
- Особенности профессии.
- Общее состояние.
Профессиональная самооценка
Уровень профессионализма определяется личностными социальными параметрами по отношению к рабочим задачам. На успешность выполнения деятельности влияют следующие факторы:
- Психическое и физическое состояние.
- Уровень самооценки.
- Адекватная самооценка.
- Устойчивость самооценки.
- Гибкость самооценки.
Здесь вступает в силу такое понятие, как «саморегуляция». В профессиональной деятельности она направлена на адекватное восприятие ресурсов организма. Любое отклонение от адекватного уровня восприятия отражается не только на работе, но и на состоянии человека.
Физическая тренированность дает возможность расширять сферу активности и приводит к полной адаптации человека к рабочим условиям, определенному уровню эффективности и устойчивой работоспособности. Таким образом, в ходе трудовой деятельности вырабатывается циклический процесс, при котором выявляются слабые и сильные стороны сотрудника, определяется его профпригодность и компетентность.
Стадии профессионализма
Для определения уровня профессионализма выделяется 4 стадии профкомпентности:
1. Человек не осознает свою некомпетентность. Он не обладает необходимыми знаниями и умениями, поэтому не имеет возможности вести деятельность успешно.
Причиной может являться банальная нехватка навыков, когда при дальнейшей профессиональной активности человек получает нужный опыт. В другом случае, личная негативная оценка (неуверенность в своих силах, отсутствие мотивации, повышенная тревожность) стопорит развитие субъекта и не способствует повышению компетентности.
2. Осознаваемая некомпетентность. Человек понимает, что ему требуется профессиональная подготовка для осуществления трудовой деятельности.
3. Осознаваемая компетентность. Формируется четкая структура профессиональных навыков, человек эффективно применяет знания.
4. Неосознаваемая компетентность. Происходит в случае, когда профессионализм становится частью личности. Здесь профессиональность определяется, как принятие единого верного решения даже в критических условиях.
Уровни оценки профессиональных навыков
Уровень квалификации профессионализма — это определение оценки профессиональных умений, знаний, степени ответственности и полномочий в соответствии с профстандартами.
Квалификация определяется, как степень подготовки к специальности или процесс оценки профессиональных возможностей человека.
Оценка уровня профессионализма строится на следующих квалификационных возможностях:
Уровни | Полномочия и ответственность | Необходимые навыки | Требования к повышению квалификации |
1 | Профподготовка, переподготовка, повышение квалификации в срок до 1 года. | ||
4 | Разработка проектно-исследовательских задач, направленная на повышение эффективности. |