Маленькие ступеньки навыки общения м питерси р трилор

ГЛАВА 1. Общение

Одна из главных человеческих потребностей – потребность в общении, и наверно никому из родителей не нужно объяснять, насколько важно их ребенку научиться этому. Малышу, который развивается не совсем нормально, способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет как-то повлиять на события, происходящие в окружающем его мире, больше узнать о нем.

Несмотря на ясное представление о том, какое значение имеет умение людей взаимодействовать друг с другом, подходы к обучению детей в этой области педагогики нащупываются гораздо медленнее, чем в других. Почему – понять нетрудно. Ребенка можно взять за ручку, подвести его ручку с ложкой ко рту, можно помочь нарисовать кружочек или указать на нужную картинку, но физически помочь ему заговорить вы не в силах. Существуют программы, основанные на тщательно продуманных методах модификации поведения. С их помощью можно научить ребенка произносить слова, но на уроке! Полноценному общению в естественных жизненных ситуациях они, к сожалению, научить не могут.

В течение последних 30 лет ученые пытаются взглянуть на проблему коммуникации шире. К настоящему времени разработаны новые методы обучения, учитывающие потребность ребенка в общении и взаимодействии с окружающими людьми и предметами. Теперь мы знаем, что обучение этому должно, по возможности, стать составной частью повседневной жизни с первых же недель появления малыша на свет. Мы знаем, что взрослые, ясно представляющие себе, что включает в себя понятие «общение», отслеживающие каждый шажок ребенка и готовые к следующему шагу, могут оказать малышу колоссальную помощь. Как это ни покажется странным, но педагоги пришли к этому заключению, главным образом, благодаря наблюдению за тем, как родители взаимодействуют со своими детьми – совсем крошками и постарше.

Читайте также:  Составьте схему основных ступеней развития промышленности от ремесленной мастерской до фабрики

В книге 3 мы постараемся ответить на некоторые вопросы, касающиеся развития навыков общения и рассказать о подходе, который поможет стимулировать стремление ребенка к взаимодействию с окружающими. Мы представим вам вехи нормального речевого развития, покажем, как оценивать текущие достижения малыша, поговорим о том, чему и когда ему нужно учиться.

Источник

Маленькие ступеньки навыки общения м питерси р трилор

Выше мы рассказали о некоторых умениях, которые необходимы малышу для полноценного общения. Попробуем теперь более детально познакомиться с ними.

Если ребенок еще не говорит

В соответствии с результатами тестирования, которые вы занесете в проверочные листы, можно наметить задачи из одной или более областей, указанных ниже.

Умение концентрировать внимание и игровые навыки

Совсем маленькие детишки могут научиться «участвовать» в разговоре задолго до того, как они научатся оперировать словами. Для этого им необходимо уметь концентрировать внимание на действиях тех, кто находится рядом, и сосредотачиваться на определенных предметах во время игр. Становясь старше, дети начинают использовать свои игровые навыки для исследования окружающего мира и открывают предметы и явления, которые, естественно, им хочется обсудить с другими.

Разговор – это двухсторонний процесс. Его участники не только говорят, но и слушают, и ждут. Младенческий возраст – идеальная пора для того, чтобы начать учиться соблюдать очередность. Учиться можно, произнося по очереди какие-нибудь звуки, совершая по очереди действия, или просто играя. Практиковаться в соблюдении очередности очень полезно и детям постарше, которые еще не научились говорить.

Подражание играет важнейшую роль в освоении новых звуков, из которых со временем будут складываться слова. Большинство малышей любят подражать. Мы наблюдали, как грудные младенцы нескольких дней отроду подражали мимике матери. Мы советуем вам заниматься не только имитацией звуков, но и имитацией действий.

Использование звуков и жестов в разных целях

Детям необходимо осознать, что звуки и жесты, которыми они владеют, могут оказывать влияние на поведение окружающих, что они способны помочь им в определенной степени влиять на то, что происходит вокруг них. Звуками и жестами можно поздороваться, попрощаться, попросить дать какие-то вещи, до которых трудно дотянуться, попросить о помощи, поделиться разными сведениями, отказаться от нелюбимой пищи, нежеланных игрушек или мероприятий и т.п.

Источник

Маленькие ступеньки навыки общения м питерси р трилор

§ спрыгивать со ступеньки,

§ насыпать в ведерко песок,

§ бросать в воду камешки,

§ размешивать тесто для пирога,

§ строить смешные рожицы.

Умение подражать

В занятиях по развитию речи подражание или копирование играет первостепенную роль. Подражая, ребенок учится произносить звуки, которые мы используем в нашей речи, а со временем – составлять слова и предложения.

Хотя наша цель научить малыша имитировать звуки, многим детям легче подражать действиям или выражению лица. В самом деле, некоторые дети, буквально четырех дней отроду, уже копируют мам – поднимают, как она, брови или высовывают язычок. Имитация мимики и действий подготавливает малыша к имитации звуков, а позже – слов.

Проверочный лист 2.4 поможет вам оценить, насколько ваш малыш овладел искусством подражания. Отвечайте на приведенные в нем вопросы постепенно, выбирая для оценки такие моменты, когда ребенок оживлен и склонен к игре. Для создания игровой обстановки можно привлечь кукол и любимых плюшевых зверей. Прежде, чем произнести звук или показать ребенку действие, убедитесь, что он смотрит на вас и внимательно слушает. Далеко не все дети будут подражать тому, что они видят, каждый раз. Поэтому если ваш малыш сразу не прореагирует так, как вам хотелось бы, немного позже попробуйте еще раз.

Если вам захочется, можете заменить предложенные в проверочном листе пункты своими, однако при этом следите, чтобы основные особенности каждого из предложенных пунктов сохранились в ваших вариантах.

Если ваш ребенок умеет имитировать все или большинство описанных здесь действий и звуков, значит он готов приступить к освоению слов. Мы настоятельно рекомендуем вам дочитать данную главу до конца прежде, чем перейти к главе 3, поскольку здесь содержится много сведений, полезных и для тех детей, которые уже учатся говорить.

Если малыш копирует вас, но на несколько вопросов проверочного листа 2.4 вы еще не можете ответить положительно, используйте этот проверочный лист как руководство для дальнейшей работы над слабыми местами. Заметим, что можно одновременно работать над умениями имитировать жесты, мимику и звуки. В следующем разделе приводятся некоторые рекомендации, которые должны помочь вам в вашей работе.

Источник

Маленькие ступеньки навыки общения м питерси р трилор

Большинство детей, в том числе, дети с глубокими умственными нарушениями, могут научиться говорить. В тех редких случаях, когда это оказывается невозможным, детей учат языку жестов и знаков.

Пока ваш ребенок еще очень мал, у вас есть много времени, чтобы понять, не лучше ли ему объясняться на языке жестов или знаков. Описанный в главе 2 подход к обучению ребенка в довербальный (дословесный) период обеспечивает хорошую подготовку не только к развитию разговорной речи, но и к развитию языка жестов.

Как прививают детям навыки общения в Центре Маккуэри?

В Центре Даун Синдром университета Маккуэри занятия по развитию навыков общения строятся в соответствии с программой «Занимайтесь языком с ранних лет» (T.E.L.L. – Teach Early Language for Living. Cairns and Pieters, 1983).

Цель, которую ставили перед собой авторы этой книги, заключалась в том, чтобы воплотить современные теории обучения коммуникативным навыкам в подробную и практичную программу для занятий с детьми, имеющими средние и тяжелые нарушения в умственной сфере. Основные положения программы таковы:

§ С самого раннего возраста детей побуждают внимательно слушать окружающих, соблюдать очередность, имитировать ряд звуков и жестов.

§ Еще до того, как дети заговорят, им показывают, что для удовлетворения многих своих нужд они могут использовать звуки и жесты.

§ Когда ребенок начинает говорить, с ним работают над решением задач, одновременно охватывающих несколько разных сторон развития речи, продолжая при этом ранее начатые занятия по соблюдению очередности, обучение словам, относящимся к разным частям речи, и постепенно вводя основные грамматические формы.

§ Последовательность этапов развития восприятия речи указана в одноименных проверочных листах Перечня умений, определяющих развитие ребенка (книга 8).

§ Обучение проводится в естественных условиях с использованием материалов и игр, интересных ребенку. Задача педагога – сделать занятия по развитию речи увлекательными и соответствующими склонностям малыша – так, чтобы у него появилось желание общаться.

Источник

Маленькие ступеньки навыки общения м питерси р трилор

Общение – понятие, гораздо более широкое, чем просто говорение. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди, которые говорить могут, но в общении слабы. Помимо говорения, владение языком общения предполагает:

§ Восприятие и понимание

§ Реакцию на речь окружающих

§ Умение соблюдать очередность в беседе с другими людьми.

Эти умения поддаются оценке и у младенцев и у детишек, которым еще очень далеко до умения говорить. По мере развития навыков общения ребенок приобретает:

§ Способность посредством языка удовлетворять целый ряд своих потребностей – социальных, эмоциональных и материальных;

§ Способность объясняться – сначала жестами, позже отдельными словами, затем словосочетаниями.

§ Способность более точно выражать свои мысли с помощью грамматически правильного оформления предложений: использования падежных окончаний существительных и прилагательных, построения предложных конструкций и т.п.;

§ Способность отчетливо произносить самые разные звуки;

§ Способность завязывать и поддерживать разговор, в обоих случаях ожидая реакции собеседника и реагируя на его слова. Эта способность складывается из упомянутых выше умений слушать, понимать, отвечать и соблюдать очередность.

Возможно, все вышеизложенное представляется несколько сложным, но ведь то, о чем мы говорим, действительно сложно! Большинство детей в своей речи сами исключают языковые трудности, но это происходит отнюдь не автоматически. Им помогают родители – сознательно или бессознательно. Они приспосабливают свой язык к возможностям ребенка, к уровню его развития, и своей реакцией на его речь показывают ему, как нужно говорить и как могут быть вознаграждены его попытки вступить в контакт или поддержать его.

В тех случаях, когда врожденный порок затрудняет ребенку возможность овладения навыками общения, родителям и педагогам приходится особенно тщательно обдумывать подход к решению этой задачи. Им необходимо чутко следить за тем, что ребенок научился делать, думать о том, чем ему следует заниматься дальше. Родителям особенно важно осознать, какого рода игры, занятия и ситуации способны подтолкнуть малыша к общению и какой вклад в его речевое развитие вносит их собственная речь, их внимание к тому, что он пытается выразить, и их реакция на эти попытки. Многое необходимо продумать, многое держать в голове, и тем не менее, родители, с которыми мы работали в Центре Маккуэри, уверяли нас, что со временем такой специфический образ мыслей становился для них совершенно естественным. Как мы отметили выше, в основе методов развития языка общения лежат приемы, используемые родителями для взаимодействия с детьми. Многое из того, о чем вы прочтете в последующих главах, покажется вам хорошо известным, может быть, даже банальным.

Источник

Оцените статью