Максимальный вылет пожарной лестницы пожарной машины

Популярные модели пожарных автолестниц и их характеристики

Пожарной автолестницей называют пожарный автомобиль, на базовом шасси которого установлена несущая рама с исполнительным механизмом подъемника. Существующие модификации пожарных автолестниц имеют от трех до шести выдвижных пролетов с высотой подъема стрелы — 11 ÷ 62 метра.

Пожарные автолестницы служат для подъема боевого расчета на высоту, эвакуации людей, доставки в зону горения огнетушащих веществ и пожарного оборудования. Стационарный выдвижной подъемно-спускной механизм применяют при разборке конструкций, мониторинге ситуации. Добавочное колено лестницы, в ночное время суток, используют для крепления осветительных прожекторов.

Общие элементы конструкций

Платформу основания, с подъемно-поворотной конструкцией и опорной стойкой для пакета колен, монтируют на базовое шасси ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ, Урал или «Татра». Колесная формула (6х6 или 6х4) и дизельный двигатель гарантируют высокую проходимость специализированного автотранспорта.

Выносные опоры — механические или гидравлические аутриггеры, служат для фиксации и равномерного распределения нагрузки АЛ при производстве пожарных и спасательных работ. Манипуляции с выдвижными опорами производят с пульта на задней панели платформы шасси.

Действия пожарных-спасателей в границах рабочей зоны автолестницы обеспечивает механизированное, поворотно-выдвижное устройство, пакет телескопических колен. Механизм стрелы приводит в рабочее положение силовая группа (коробка отбора мощности, гидронасос, масляный бак, фильтр, аварийный привод, трубопроводы и гидроаппаратура управления). Подъем, поворот и выдвигание колен автолестницы производят с основного пульта.

При полностью собранном комплекте колен, автолестница может выполнять функции автокрана. Штатную проушину используют для крепления стропов. Масса груза пропорциональна значению вертикального угла, образованного осью вращения установки и стрелы. Предельную рабочую нагрузку определяет угол подъема стрелы.

Читайте также:  Просклоняй имя существительное выдели окончания лестница сирень наряд марина

Дополнительно АЛ оборудуют лифтами, стационарными или быстросъемными люльками. Лифты скользят по направляющим выдвижной стрелы неподвижной автолестницы.

Дополнительный пульт управления располагают на рабочем месте оператора, в люльке. Наличие высотного манипулятора исключает одновременное использование основного пульта. Современные модели пожарных автолестниц комплектуют эластичным спасательным рукавом, для экстренной эвакуации людей с высоты.

Основное электрооборудование пожарной автолестницы — штатная бортовая сеть базового шасси автомобиля, которая является источником постоянного тока для вспомогательного электрооборудования установки. Сеть световой и звуковой сигнализации, переговорные устройства, систему освещения, блокировку, индикатор крена, блок управления горизонтированием, аварийный привод комплекта колен и аутриггеров в транспортное положение подключают по однопроводной схеме.

Две резервные аккумуляторные батареи, с номинальным напряжением 12 Вольт, используют в качестве дополнительного источника питания электрооборудования. В случае отказа бортовой сети, аварийный привод позволяет перевести автолестницу в положение для транспортировки.

В комплект автолестницы входит пожарно-техническое вооружение, закрепленное за пожарным автомобилем, запасные части, инструменты и материалы. Оборудование транспортируют к месту пожара в специальных, водо- и пыленепроницаемых, отсеках на платформе автолестницы.

Маркировку располагают в доступном для обозрения месте АЛ. На табличке указывают страну и товарную марку производителя, тип АЛ, заводской №, дату производства и соответствие сертификату.

Лестница сформирована из четырех однотипных звеньев, каждое из которых состоит из 2-х, жестко соединенных ступенями и распорками, ферм. Вспомогательное звено монтируют на вершине первого колена, и выдвигают вручную. Дополнительное колено нельзя использовать в качестве опоры.

Материал изготовления пролетов лестницы — высокопрочная низколегированная сталь. Тетивы выполнены из облегченного проката специального профиля. Узлы, которые воспринимают основную нагрузку, усиливают парным исполнением.

Пожарная автолестница АЛ-30 на базе КамАЗ-43502

Соединение колен телескопическое. Звенья перемещаются относительно друг друга при помощи гидрополиспастов, системы опорных и направляющих роликов, шайб и упоров. Звенья автолестницы складываются под действием силы собственного веса. Угломер-отвес, установленный на второй ступеньке нижнего колена, показывает угол наклона автолестницы.

Технические характеристики АЛ-30:

  • полная длина вылета стрелы, с учетом линейного размера дополнительного колена — 30 метров;
  • угол подъема по вертикали — от -7° до +73°
  • масса груза, при использовании АЛ-30 в качестве крана — 1 тонна;
  • угол поворота автолестницы вокруг своей оси — 360°;
  • максимальная длина вылета стрелы, с нагрузкой верхней части, при выполнении работ по пожаротушению — 16 м;
  • тип привода лестницы — гидравлическая трансмиссия;
  • тип базового шасси ЗИЛ-131, КамАЗ-43114, Урал-4320, TATRA-Т815, МАЗ-53373;
  • рабочий расход огнетушащего состава штатного лафетного ствола — 20 л/с;
  • состав экипажа — 3 человека (водитель в том числе).

Лафетный ствол (гребенку) устанавливают по верхнему краю первого колена. Рукав прокладывают по средней линии ступеней и крепят к поверхности рукавными задержками. При работе со штатным огнетушащим оборудованием, лестницу выдвигают на 2/3 общей длины, угол наклона стрелы составляет 55÷60°.

Пожарная автолестница АЛ-50 транспортирует боевой расчет, пожарно-техническое вооружение и вспомогательное оборудование к месту пожара. Подъемно-поворотный механизм АЛ-50 используют для проведения спасательных, противопожарных и аварийно-восстановительных работ на высоте до 50 метров.

Привод подъемного устройства автолестницы АЛ-50 комбинированный. Управление силовой группы облегчают электрогидравлические блоки.

Технические характеристики АЛ-50:

  • полная высота стрелы — 50 метров;
  • масса рабочей нагрузки на вершину лестницы — 300 кг при вылете 16 м и 100 кг — 20 м;
  • при использовании АЛ-50 в качестве крана масса груза 2 тонны;
  • угол наклона стрелы, при производстве пожарных и спасательных работ от — 4° до + 75°;
  • поворот автолестницы вокруг своей оси 360°;
  • максимальное значение длины вылета стрелы, с нагрузкой верхней части, при выполнении работ по пожаротушению 16 м;
  • тип привода лестницы — комбинированный (электрогидравлические блоки управления);
  • тип базового шасси КамАЗ-53229 (с низкой кабиной и колесной формулой 6х4), Volvo FL 626;
  • расход лафетного ствола — 20 л/с;
  • состав боевого расчета — 3 человека (водитель, в том числе).

Дополнительные элементы комплектации подъемного устройства АЛ-50 — лифт, люлька и эластичный спасательный рукав. На верхнем колене автолестницы установлен съемный лафетный ствол, с дистанционным электроприводом.

Осмотр и техническое обслуживание, по месту эксплуатации пожарных автолестниц, проводится регулярно. Исправное пожарно-спасательное вооружение и техника должны находиться в состоянии боевой готовности.

Источник

Пожарная автолестница

Сложности тушения высотных зданий присутствуют и сегодня. Но в настоящее время стало это делать намного проще, потому что в арсенале пожарных частей появилось большое количество разного пожарного оборудования. Одно из них – пожарная автолестница. Эта конструкция является раздвижной, при этом она поворачивается на 360° вокруг своей опоры. А часть названия, имеется в виду «авто», говорит о том, что базируется лестница на пожарном автомобиле серийного производства.

В каких ситуациях используется автолестница

В принципе, ее назначение ничем не ограничено, хотя есть свои определенные, даже можно сказать, стандартные правила применения. Их не так много:

  • тушение очагов возгорания, когда пожарные водой или пеной заливают сверху горящие объекты;
  • проведение спасательных работ, то есть эвакуация людей, которые были отсечены огнем на верхних этажах;
  • доступ спасателей на верхние этажи горящего здания;
  • доставка оборудования, инструментов и техники на требуемую высоту.

При этом высота пожарной лестницы пожарной машины ограничена лишь паспортными данными автомобиля и самого устройства. Все зависит от типа лестницы.

Разновидности пожарных автолестниц

Классификация этого типа пожарной техники проводят по трем критериям:

  • максимальной длине пожарной лестницы на машине;
  • количеству секций;
  • типу используемого привода.

Два первых показателя взаимосвязаны. То есть чем больше колен, тем длиннее само устройство. Но здесь есть и другой фактор, влияющий на длину лестницы. Это длина секций. Начнем с количества колен. Современные автолестницы представлены тремя конструкциями: трех-, четырех- или шестиколенные.

Теперь, что касается длины каждой части. Здесь классификация также тройная:

  • длина секции равная 20 м, их называют легкими;
  • в пределах 20-30 м, это средней тяжести приборы;
  • больше 30 м – это тяжелые модификации.

К длине пожарной лестницы на машине инженеры подходят очень внимательно, проводя точные расчеты. Все дело в том, что чем длиннее лестничная конструкция, тем больше у нее масса. А это высокая вероятность опрокидывания всего оборудования вместе с автомобилем. К тому же всегда длина консоли, а именно это собой представляет автолестница, это высокие нагрузки на системы, узлы и детали, в которых создается напряжение, появляется вибрация, а соответственно и деформации (обычно прогибы).

Теперь что касается разновидностей приводов. Сегодня на автолестницах применяют три их вида:

  • механический;
  • гидравлический;
  • комбинированный.

Все специалисты и пожарные сводятся в одном мнении – гидравлические приводы лучшие. Они удобны и проще в эксплуатации.

АЛ 50-131 на основе ЗИЛ131

Теперь о маркировке. В нее входят и буквенные, и цифровые обозначения. Рассмотрим маркировку на примере одной модели – АЛ50(131)Л21. Расшифровывается аббревиатура так:

  • А – автомобильный вариант исполнения;
  • Л – это лестница, а не другая техника;
  • 50 – максимальная высота пожарной лестницы на машине, то есть ее длина, обозначаемая в метрах;
  • 131 – это автомобильная база, в данном случае ЗИЛ131;
  • Л (за скобкой) – эта буква говорит о том, что автолестница снабжена люлькой;
  • 21 – номер модели от производителя.

Конструктивные особенности автолестницы

Необходимо отметить, что разнообразия автомобильного шасси предполагает различия в устройстве автолестниц. Рассмотрим ее устройства на примере самого распространенного автомобиля в России, маркируемой так – АЛ 30.

В состав автомобиля входят:

  • соответствующее шасси на платформе, сюда же входит и опорная рама;
  • лестница, состоящая из нескольких секций;
  • устройство подъемно-поворотное;
  • устройство опорное;
  • гидромеханизмы и трансмиссия;
  • автоматика и пульт управления;
  • устройство переговорное и прочее.

Пожарная автолестница марки АЛ 30

В основе гидромеханизмов лежит гидронасос, который ременной передачей связан с мотором пожарной машины. Именно так создаются усилия для подъема и поворота автолестницы.

В этой модификации автолестниц используют коленья, изготовленные из низкоуглеродистой стали. Это сделано специально, потому что марка этой стали не только прочная. Она обладает высокой пластичностью, не поддается коррозии металлов и хорошо сваривается. При этом конструкции из этой стали обладают небольшим весом.

Каждая секция – это две сваренные между собой фермы, состоящие из тетив и ступеней. Последние изготавливаются из труб прямоугольного сечения, но крайние из них из круглых труб. Промежуточные ступени снабжаются резиновыми прокладками, которые к трубам крепятся двумя хомутами. Резина – это элемент антискольжения.

Нижняя секция является несущей, то есть именно она несет вес всей конструкции и людей, по ней перемещающихся. Своим нижним концом колено упирается в опорные дуги подъемной рамы. Перемещаются коленья относительно друг друга с помощью канатов, роликов и направляющих. При выдвижении все части лестницы начинают перемещаться одновременно. При этом скорость выдвижения стандартная и одинаковая между коленьями. В конструкции АЛ 30, а именно в составе лестницы, есть еще одна секций, она короткая. Ее выдвигают вручную, если основного устройства не хватает, чтобы достать до окна или крыши. Но учтите, что это звено не является несущим. То есть в любом случае автолестница должна упираться на верхнее колено.

Упор лестницы производится всегда на верхнее колено

В комплектацию нижней части лестницы входит угломер. С его помощью определяется угол наклона конструкции, а также соотношении длины к углу.

Габариты пожарной машины с лестницей марки АЛ 30:

  • длина – 11 м;
  • ширина – 2,5 м;
  • высота – 3,2 м.

Эффективность работы пожарных на автолестницах во многом зависит от того, на какую высоту она может поднять спасателей. В этом плане самые высокие пожарные автолестницы – это техника от финской компании «Bronto». А именно ее телескопическая модификация под маркой Bronto Skylift F 112 HLA. Длина вылета конструкции составляет 112 м. И это еще не все. Лестница сконструирована таким образом, что она своим верхним краем может доставать до высоты 90 м при смещении вбок на 25 м.

Bronto Skylift F 112 HLA

Требования к эксплуатации

Существуют стандартные нормативы эксплуатации и обслуживания автолестниц. Основные пункты таковы:

  1. Содержать технику в исправном техническом состоянии, в полной комплектации.
  2. После использования (пожар или учения) автомобиль и лестницу обязательно очищают. При этом проводят смазочные операции согласно карте смазки.
  3. Если при осмотре на тросах обнаружены даже самые незначительные обрывы, то их необходимо заменить.
  4. При установке пожарной лестницы-машины около горящего объекта необходимо учитывать удобство применения. Поэтому чем ближе автомобиль подойдет к стенам объекта или к его ограждениям, тем лучше.
  5. Нельзя останавливать пожарную машину, если ее колеса попали на крышки люков колодцев, защитные ограждения траншей или котлованов.
  6. Нельзя эксплуатировать автолестницу, если угол наклона меньше 6°.
  7. В подготовку к работе включается поднятие ручного тормоза и опускание опорных щек.
  8. Первый маневр – поднятие лестницы в сборе.
  9. Затем производят ее раздвижение. Первые метры проводят на малых скоростях.
  10. Как только конструкция будет поднята на требуемую высоту, двигатель автомобиля надо заглушить.
  11. Пожарные и спасатели должны подниматься и спускаться друг за другом с интервалом не менее 3 м.
  12. При работе необходимо учитывать расположение линий электропередач. При этом придется учитывать высоту лестницы пожарной машины.

Заключение по теме

Случаев, когда автолестница является единственным способом эвакуировать людей из горящего здания, большое количество. А так как сама конструкция является сложной, а работать с ней позволяют профессионалам, то эксплуатировать автолестницу надо с учетом жестких правил и требований. Никаких отклонений. К тому же неправильная эксплуатация может привести к поломке. А техника этого типа стоит немалых денег, да и ремонт обойдется в копеечку.

Источник

Оцените статью