- Лады народной музыки. Разбор 7 ладов народной музыки с подробными примерами
- Лады народной музыки. Общая информация
- История ладов народной музыки
- Отличия от обычной гаммы
- Группы ладов
- Список ладов народной музыки
- Ионийский
- Фригийский
- Лидийский
- Дорийский
- Миксолидийский
- Эолийский
- Локрийский
- Таблица ладов народной музыки
- ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
- 6 Replies to “ Лады народной музыки. Разбор 7 ладов народной музыки с подробными примерами ”
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Обзор Сайлент-гитары Yamaha SLG200NW
- Как записывать акустическую гитару дома
- Правила ухода за гитарой от Артёма Дервоеда
- Фразировка на гитаре. Учимся выражать музыкальные мысли
- Что такое лидийский лад и где он применяется
- Лидийский лад. Общая информация
- Отличия от обычного мажора
- Как построить лидийский лад
- Аппликатуры лада
- Аккорды от лидийского лада
- Музыка лидийского лада
- Примеры использования в музыке
- Лидийский лад. Строение, аппликатуры для гитары и практическое использование в музыке
- Лидийский лад. Общая информация
- Отличия от обычного мажора
- Как построить лидийский лад
- Аппликатуры лада
- Аккорды от лидийского лада
- Музыка лидийского лада
- Примеры использования в музыке
Лады народной музыки. Разбор 7 ладов народной музыки с подробными примерами
Лады народной музыки. Общая информация
Перед тем, как европейская музыкальная теория окончательно оформилась в виде четких правил отношения нот друг к другу, народы мира использовали в своих песнях так называемые лады народной музыки. Они представляли собой структуры, очень схожие с теми гаммами, которые мы видим сейчас, однако имели свое построение и особый окрас. В данной статье мы подробно расскажем общую теорию ладов, как они развивались со временем и как выглядят сейчас.
История ладов народной музыки
В первую очередь, лады народной музыки ассоциируются с Грецией, поскольку носят названия греческих провинций, в которых они появились. Однако подобные семиступенные звукоряды на самом деле вовсе не изобретение греков. На деле структуры, подобные известным нам ладам, появлялись в разных местах земного шара в разное время. При этом названия ладов изначально не были статичны, они менялись вместе с тем, как развивалась и менялась музыкальная мысль. Стоит также упомянуть, что помимо ладов с семью ступенями, среди народов были распространены и пятиступенные лады – их мы сейчас называем пентатоники на гитаре .
Во время структуризации музыки во времена Средневековья и Возрождения, лады также нашли свое место в европейской теории. Сначала на их основе была выстроена система церковных хоралов, которую чуть позже стали называть церковными ладами.
С появлением темперированного строя можно говорить о пропаже разницы между ряда ладов и гамм – а именно, между эолийский и ионийским ладом и натуральным минором и мажором соответственно. Сейчас эти лады считаются полностью идентичными своим гаммам.
В двадцатом веке лады, до этого использовавшиеся очень сдержанно, пережили второе рождение. Это связано с повышенным интересом к народной музыке, который продолжается до сих пор. Самый известный пример ладов народной музыки в современных композициях – фригийский лад, который постоянно используется в тяжелом металле.
Отличия от обычной гаммы
Народные лады отличаются от обычных гамм двумя чертами. Первая – это повышенные или пониженные ступени, которые как раз и создают то самое характерное звучание конкретного лада. В случае гамм на гитаре , вам потребуется понять, какая нота находится на нужной ступени и поднять или опустить ее в зависимости от того, какое звучание хотите получить.
Кроме этого, народные лады – модальны, а не тональны. Это означает, что привычные гармонические отношения тоника-субдоминанта-доминанта в них выражается гораздо слабее. Если вы находитесь внутри лада, то вам совершенно не обязательно завершать фразу доминантой в тонику, вы вольны использовать любые гармонические и фразовые ходы, которые сочтете нужными или приятными с музыкальной точки зрения.
Для аранжировщиков это так же означает значительное расширение гармонических возможностей, поскольку при помощи ладов можно не только задать композиции определенную краску настроения, но и выстроить необычную гармонию, которая будет удивлять слушателя.
Группы ладов
Все народные лады разделяются на две группы.
Лады мажорного наклонения. Их отличительная черта – высокая третья ступень. К этим ладам относятся:
Лады минорного наклонения с низкой третьей ступенью. Это:
Список ладов народной музыки
Ионийский
Лад мажорного наклонения, который легче всего строить от ноты до. Не имеет в себе поднятых ступеней и соответствует натуральной мажорной гамме. Выстраивая его в тональности до-мажор вы получаете следующие ноты:
C – D – E – F – G – A – B
Данный лад параллелен Эолийскому минору.
Фригийский
Минорный лад, отличительная черта которого – пониженная вторая ступень в гамме. Отличается агрессивным, злым, очень мрачным настроением. Легче всего выстраивается от гаммы ми-минора. В нем вы получите вот такие ноты:
E – F – G – A – B – C — D
Лидийский
Лад мажорного наклонения с повышенной четвертой ступенью. Отличается возвышенным, радостным звуком. Легче всего строить от Фа-мажора, внутри этой тональности у лидийского лада будут следующие ноты:
F – G – A – B – C – D — E
Дорийский
Минорный лад, содержит в себе поднятую шестую ступень. По настроению – менее минорный и более радостный, светлый, восторженный. Легче всего строится от ноты Ре в тональности ре-минор. Является параллельным Лидийскому ладу.
D – E – F – G – A – B — C
Миксолидийский
Мажорное наклонение, в гамме понижена седьмая ступень. Легче всего его выстраивать от соль-мажора. Характерен для музыки Ирландии и кельтов, а также кантри, блюза и рок-н-ролла. Параллелен фригийскому ладу. В соль-мажоре имеет следующие ноты:
G – A – B – C – D – E — F
Эолийский
Минорный лад, который своим звучанием и структурой соответствует обычной минорной гамме. Легче всего выстраивается от ноты Ля:
A – B – C – D – E – F — G
Локрийский
Самый необычный лад. Внутри него понижены вторая и пятая ступени. Дает мрачное, таинственное, страшное звучание. Легче всего выстраивается из гаммы ля-минор:
B – C – D – E – F – G – A
Как вы уже заметили, основой для всех ладов народной музыки является гамма до-мажор. Каждой из гамм в народных ладах соответствует своя нота, и если внутри этой тональности играть тот же звукоряд, что вы играете внутри до-мажора – то вы автоматически будете находиться в интересующем вас ладу. При этом для того, чтобы построить народные гаммы в любой другой тональности, вам достаточно просто запомнить структуру гаммы до-мажор, и отталкиваться именно от нее.
Таблица ладов народной музыки
Название лада | Параллельный лад | Измененные ступени | От какой ноты проще всего строить |
Ионийский | Эолийский | Нет | C |
Лидийский | Дорийский | IV повышается | F |
Фригийский | Миксолидийский | II понижается | E |
Эолийский | Ионийский | Нет | A |
Миксолидийской | Фригийский | VII понижается | G |
Дорийский | Лидийский | VI повышается | D |
Локрийский | — | II, V низкие | B |
ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
6 Replies to “ Лады народной музыки. Разбор 7 ладов народной музыки с подробными примерами ”
«Пентатоники на гитаре»? А что, на других инструментах их уже нет?
Фригийский лад в тяжёлом металле? Много найдёте чистого фригийского лада там вместо гармонического минора и Phrygian-Locrian Combined a.k.a. «Metallica Scale»?
Локрийский – минорное наклонение при уменьшённом-то тоническом трезвучии?
В эолийском нет изменённых ступеней? Мы, кажется, о народных ладах, а не о натуральном миноре. В нём b3, b6 и b7, во фригийском b2 b3, b6 и b7, в локрийском b2 b3, b5 b6 и b7.
«Нота, от которой легче поспорить»? Они строятся по интервалам, одинаково от любой ноты. Проще их только найти на фортепианной клавиатуре – максимум.
Кому-то определённо очень стоит сначала подтянуть собственные знания по теме, прежде чем лезть преподавать её другим…
Судя потому с какой ухмылкой, написан весь ваш комментарий, можно сделать вывод, что вы крутой музыкальный спец. И это хорошо! Радует то, что нас читают музыкально грамотные люди и наш труд имеет обратную связь. Но спешу вас огорчить, на счет «подтянуть знания», дело в том, что мы всегда чему-то учимся, развиваем себя и данный сайт. Если есть ошибки, то разбираем их и исправляем, если им есть место. Но во всех ваших заметках, с негативным очерком, прощупывается, не профессиональное, а обычное любительское мнение, не более! Отсюда следует, что разбирать детально ваши заметки, просто не имеет смысла.
Что касается фразы «Пентатоники на гитаре», то если вы не заметили, это активная ссылка (другим цветом), как раз на статью по таким же названием. Это навигация по сайту.
В описании миксолидийского ошибочка у вас: седьмая не повышена, а понижена.
Здравствуйте. У нас все правильно, ошибки нет, т.к. в миксолидийском ладу 7-ая ступень понижена.
А у Вас написано «повышена». )
Я до этого смотрел только на картинке и в таблице, в самом описании пропустил, там действительно была такая ошибка. Все исправили. Спасибо, что уточнили!
Добавить комментарий Отменить ответ
Обзор Сайлент-гитары Yamaha SLG200NW
Как записывать акустическую гитару дома
Правила ухода за гитарой от Артёма Дервоеда
Фразировка на гитаре. Учимся выражать музыкальные мысли
Источник
Что такое лидийский лад и где он применяется
Всем привет! Сегодняшняя статья войдет в серию постов о разных гаммах на гитаре. Лады есть на любом музыкальном инструменте, который играет в системе семинотной гармонии. Сегодняшний герой – лидийский лад. Узнаем всю базу, нужную для использования этого приема, и поймем, где его применять.
Лидийский лад. Общая информация
С него начинают знакомство с ладовой системой именно на гитаре, с другими инструментами последовательность несколько иная.
Лидийский лад выстроен почти как классический ионийский, но с повышенной на полтона четвертой ступенью.
На картинке – пример гаммы в этом ладе, построенной от ступени «до».
Отличия от обычного мажора
От обычного ионийского мажора лидийский отличается повышенной четвертой ступенью, а также дополнительной тоникой. Лад находится в сфере действия 2 мажоров, поэтому становится максимально мажорным. Он звучит радостно и приподнято.
Некоторые исследователи говорят, что для слуха человека, привыкшего к современному (последние 300-400 лет) европейскому звучанию, эта гамма приятнее и привычнее стандартной.
Она параллельна дорийскому ладу, минорному.
Как построить лидийский лад
Стандартный лад, ионийский – это мажорная гамма, которую просто узнать на слух.
И если представь схему ионики как «1 2 3 4 5 6 7», то лидийский выглядит как «1 2 3 #4 5 6 7». Знак решетки (диез) обозначает поднятую на полтона ноту.
Если бы вы играли эту гамму на фортепиано, то сыграли бы первые три ноты как обычно («до»-«ре»-«ми»), а четвертую взяли бы черной клавишей, чтобы получить ноту «фа-диез», закончили же как обычно («соль»-«ля»-«си»).
Аппликатуры лада
На картинке красным отмечены тоники. Чтобы сыграть лад, начинайте с ноты, которая помечена красным и двигайтесь дальше по цифрам. Например, если мы начнем со второй тоники, последовательность будет выглядеть так:
- Четвертая струна – 4 («фа»);
- Третья струна – 1-3 («соль-ля»);
- Вторая струна – 1-2-4(«си-диез»-«до»-«ре»);
- Первая струна – 1(«ми»).
Спойлер: возможно, вы догадались, что для того, чтобы сыграть классическую гамму, нужно понизить четвертую ноту на один лад. В разобранном нами варианте, к примеру, сыграть четвертый на третьей струне вместо первого на второй.
Аккорды от лидийского лада
Эти аккорды вы редко встретите, поскольку они специфичные и редко куда-то подходят без «музыкального контекста». Обозначаются они тремя способами:
А обыгрывают maj-аккорды. Поэтому самый близкий ладу аккорд – Fmaj.
Самый простой способ построить лидийский аккорд – заменить обычную субдоминанту повышенной. Например, аккорд F становится аккордом Flyd, когда ноту A заменяют на B. Из изначального F-A-C получается F-B-C.
Но можно составить трезвучие по-другому. Например, заменить доминанту лидийской нотой. В таком случае из F-A-C получается трезвучие F-A-B.
Попрактикуйтесь в самостоятельном составлении аккордов.
Лады народной музыки и примеры их построения. Об этом можно почитать в нашей статье по ссылке.
Музыка лидийского лада
Аккорды, построенные от этого лада, можно назвать «интригующими». Из-за четвертой ступени создается ощущение незавершенности. В определенных сочетаниях мелодии в этой гамме используют для придания этнического колорита, присущего tribal-ансамблям. Эти мелодии создают впечатление сказочности, волшебства. Его любит использовать в соло гитарист-виртуоз Стив Вай.
Примеры использования в музыке
Первым активно его применять начал Джимми Хендрикс. В его время такая гармония не была распространенной, но в 21 в. ее используют более часто. С ней экспериментируют музыканты в жанрах фьюжн, прогрессив.
Среди известных композиций можно назвать:
- Led Zeppelin – Dancing Days;
- главную тему из «Симпсонов»;
- Frank Zappa – Hog Heaven.
Надеюсь, эта статья помогла вам разобраться в том, как устроен лидийский лад. Вы сможете использовать его в соло и импровизациях. Звучание будет непривычным, но при этом приятным слуху.
Расскажите в комментариях, понравился ли вам этот прием.
Предлагаем посмотреть видеоурок: Лидийский лад
Источник
Лидийский лад. Строение, аппликатуры для гитары и практическое использование в музыке
Лидийский лад. Общая информация
Лидийский лад – натуральный звукоряд, отличающийся от стандартной гаммы поднятой четвертой ступенью. Он имеет мажорное наклонение и в целом выстраивается именно от этой гаммы. Любой музыкант должен выучить лидийский лад для расширения своего диапазона музыкальных фраз и возможностей для аранжировки композиций. В данной статье мы подробно расскажем про него, его специфику, построение и использование в музыке.
Отличия от обычного мажора
Во-первых, лидийский лад отличается наличием повышенной четвертой ступени, в отличие от обычного мажорного звукоряда. Кроме этого, именно данная гамма считается самой радостной, «сверхмажорной». В то же время, для слушателя она может ощущаться незавершенной из-за особенностей тяготения четвертой ступени. Кроме этого, лидийский лад считается параллельным дорийскому.
Как построить лидийский лад
Как уже было сказано выше, за основу лидийского лада берется натуральная мажорная гамма. Разберем построение на примере гаммы Фа-мажор :
F – G – A – Bb – C – D – E
Нас интересует нота Bb, или A#. Нам нужно повысить ее на полтона, и тогда мы получим лидийскую гамму:
F – G – A – B – C – D – E
Аппликатуры лада
Лидийский лад на гитаре выстраивается по той же самой схеме, что и любая мажорная гамма, но с повышенной четвертой ступенью.
Мы дадим вам пример ее построения от первого лада – в тональности Фа-мажор. Для того чтобы найти лидийскую гамму в любой другой тональности, просто сыграйте тот же самый бокс от нужной вам тоники. Лидийский фа-мажор выглядит так:
Четвертая: 0 – 2 — 3
Зная принцип построения этой гаммы, вы сможете легко найти на гитаре любой лидийский мажор.
Аккорды от лидийского лада
Лидийские аккорды – одни из самых редких среди всех трезвучий от ладов народной музыки . Они могут обозначаться как add#4 или add#11, или же, гораздо реже, просто lyd. Главная особенность этих аккордов – повышенная четвертая ступень. Существует несколько вариантов построения лидийских аккордов
Первый – по схеме I – IV# — V.
Это более классический вариант, в котором мы убираем стандартную субдоминанту и подменяем ее четвертой повышенной. Разберем на примере аккорда Фа-мажор. Его стандартная форма выглядит вот так:
Трезвучие же Flyd будет иметь вот такой вид:
Однако, это не единственный вариант лидийского трезвучия. Некоторые источники предлагают следующую схему:
То есть, вместо субдоминанты мы меняем доминанту на лидийскую ноту. Таким образом, Flyd будет выглядеть вот так:
Музыка лидийского лада
Сам по себе лидийский лад обладает очень возвышенным, радостным звучанием. Его очень любят различные фьюжн и прогрессив-музыканты. Известный гитарист Стив Вай очень часто играет lyd-аккорды. Кроме этого, лидийский лад можно услышать в следующих композициях:
- King Crimson – Dinosaur
- The Simpsons Theme
- Frank Zappa – Hog Heaven
- Pearl Jam — Oceans
Примеры использования в музыке
Если говорить об использовании аккордов лидийского лада в музыке, то лучше всего они звучат на четвертой ступени, поскольку именно к ней относится характерная «лидийская нота». То есть, в обозначенном примере, самым правильным и удачным будет следующий паттерн:
По аналогии с этим примером можно подобрать и другие паттерны. В данном случае очень важно, чтобы лидийским аккордом был тот, который находится на четвертой ступени гаммы.
Однако еще один способ – это ставить lyd-аккорд не там, где он должен быть. Например:
Это значительно обострит звучание той самой лидийской ноты, и сделает звучание паттерна более насыщенным и характерным.
Кроме этого, лидийский лад можно по-разному комбинировать с другими ладами, например, пентатоникой на гитаре . В данном случае помогут только ваши собственные уши и эксперименты с инструментом.
Источник