- Популярные модели пожарных автолестниц и их характеристики
- Общие элементы конструкций
- Пожарная машина с лестницей
- Предназначение пожарной автолестницы
- Особенности конструкции
- Основное оборудование
- Платформа
- Передняя опорная рама
- Коленья
- Опорное устройство
- Гидромеханизмы
- Электрооборудование
- Классификация автолестниц
- Востребованные модели
- Правила эксплуатации
- Маркировка автолестницы
Популярные модели пожарных автолестниц и их характеристики
Пожарной автолестницей называют пожарный автомобиль, на базовом шасси которого установлена несущая рама с исполнительным механизмом подъемника. Существующие модификации пожарных автолестниц имеют от трех до шести выдвижных пролетов с высотой подъема стрелы — 11 ÷ 62 метра.
Пожарные автолестницы служат для подъема боевого расчета на высоту, эвакуации людей, доставки в зону горения огнетушащих веществ и пожарного оборудования. Стационарный выдвижной подъемно-спускной механизм применяют при разборке конструкций, мониторинге ситуации. Добавочное колено лестницы, в ночное время суток, используют для крепления осветительных прожекторов.
Общие элементы конструкций
Платформу основания, с подъемно-поворотной конструкцией и опорной стойкой для пакета колен, монтируют на базовое шасси ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ, Урал или «Татра». Колесная формула (6х6 или 6х4) и дизельный двигатель гарантируют высокую проходимость специализированного автотранспорта.
Выносные опоры — механические или гидравлические аутриггеры, служат для фиксации и равномерного распределения нагрузки АЛ при производстве пожарных и спасательных работ. Манипуляции с выдвижными опорами производят с пульта на задней панели платформы шасси.
Действия пожарных-спасателей в границах рабочей зоны автолестницы обеспечивает механизированное, поворотно-выдвижное устройство, пакет телескопических колен. Механизм стрелы приводит в рабочее положение силовая группа (коробка отбора мощности, гидронасос, масляный бак, фильтр, аварийный привод, трубопроводы и гидроаппаратура управления). Подъем, поворот и выдвигание колен автолестницы производят с основного пульта.
При полностью собранном комплекте колен, автолестница может выполнять функции автокрана. Штатную проушину используют для крепления стропов. Масса груза пропорциональна значению вертикального угла, образованного осью вращения установки и стрелы. Предельную рабочую нагрузку определяет угол подъема стрелы.
Дополнительно АЛ оборудуют лифтами, стационарными или быстросъемными люльками. Лифты скользят по направляющим выдвижной стрелы неподвижной автолестницы.
Дополнительный пульт управления располагают на рабочем месте оператора, в люльке. Наличие высотного манипулятора исключает одновременное использование основного пульта. Современные модели пожарных автолестниц комплектуют эластичным спасательным рукавом, для экстренной эвакуации людей с высоты.
Основное электрооборудование пожарной автолестницы — штатная бортовая сеть базового шасси автомобиля, которая является источником постоянного тока для вспомогательного электрооборудования установки. Сеть световой и звуковой сигнализации, переговорные устройства, систему освещения, блокировку, индикатор крена, блок управления горизонтированием, аварийный привод комплекта колен и аутриггеров в транспортное положение подключают по однопроводной схеме.
Две резервные аккумуляторные батареи, с номинальным напряжением 12 Вольт, используют в качестве дополнительного источника питания электрооборудования. В случае отказа бортовой сети, аварийный привод позволяет перевести автолестницу в положение для транспортировки.
В комплект автолестницы входит пожарно-техническое вооружение, закрепленное за пожарным автомобилем, запасные части, инструменты и материалы. Оборудование транспортируют к месту пожара в специальных, водо- и пыленепроницаемых, отсеках на платформе автолестницы.
Маркировку располагают в доступном для обозрения месте АЛ. На табличке указывают страну и товарную марку производителя, тип АЛ, заводской №, дату производства и соответствие сертификату.
Лестница сформирована из четырех однотипных звеньев, каждое из которых состоит из 2-х, жестко соединенных ступенями и распорками, ферм. Вспомогательное звено монтируют на вершине первого колена, и выдвигают вручную. Дополнительное колено нельзя использовать в качестве опоры.
Материал изготовления пролетов лестницы — высокопрочная низколегированная сталь. Тетивы выполнены из облегченного проката специального профиля. Узлы, которые воспринимают основную нагрузку, усиливают парным исполнением.
Пожарная автолестница АЛ-30 на базе КамАЗ-43502
Соединение колен телескопическое. Звенья перемещаются относительно друг друга при помощи гидрополиспастов, системы опорных и направляющих роликов, шайб и упоров. Звенья автолестницы складываются под действием силы собственного веса. Угломер-отвес, установленный на второй ступеньке нижнего колена, показывает угол наклона автолестницы.
Технические характеристики АЛ-30:
- полная длина вылета стрелы, с учетом линейного размера дополнительного колена — 30 метров;
- угол подъема по вертикали — от -7° до +73°
- масса груза, при использовании АЛ-30 в качестве крана — 1 тонна;
- угол поворота автолестницы вокруг своей оси — 360°;
- максимальная длина вылета стрелы, с нагрузкой верхней части, при выполнении работ по пожаротушению — 16 м;
- тип привода лестницы — гидравлическая трансмиссия;
- тип базового шасси ЗИЛ-131, КамАЗ-43114, Урал-4320, TATRA-Т815, МАЗ-53373;
- рабочий расход огнетушащего состава штатного лафетного ствола — 20 л/с;
- состав экипажа — 3 человека (водитель в том числе).
Лафетный ствол (гребенку) устанавливают по верхнему краю первого колена. Рукав прокладывают по средней линии ступеней и крепят к поверхности рукавными задержками. При работе со штатным огнетушащим оборудованием, лестницу выдвигают на 2/3 общей длины, угол наклона стрелы составляет 55÷60°.
Пожарная автолестница АЛ-50 транспортирует боевой расчет, пожарно-техническое вооружение и вспомогательное оборудование к месту пожара. Подъемно-поворотный механизм АЛ-50 используют для проведения спасательных, противопожарных и аварийно-восстановительных работ на высоте до 50 метров.
Привод подъемного устройства автолестницы АЛ-50 комбинированный. Управление силовой группы облегчают электрогидравлические блоки.
Технические характеристики АЛ-50:
- полная высота стрелы — 50 метров;
- масса рабочей нагрузки на вершину лестницы — 300 кг при вылете 16 м и 100 кг — 20 м;
- при использовании АЛ-50 в качестве крана масса груза 2 тонны;
- угол наклона стрелы, при производстве пожарных и спасательных работ от — 4° до + 75°;
- поворот автолестницы вокруг своей оси 360°;
- максимальное значение длины вылета стрелы, с нагрузкой верхней части, при выполнении работ по пожаротушению 16 м;
- тип привода лестницы — комбинированный (электрогидравлические блоки управления);
- тип базового шасси КамАЗ-53229 (с низкой кабиной и колесной формулой 6х4), Volvo FL 626;
- расход лафетного ствола — 20 л/с;
- состав боевого расчета — 3 человека (водитель, в том числе).
Дополнительные элементы комплектации подъемного устройства АЛ-50 — лифт, люлька и эластичный спасательный рукав. На верхнем колене автолестницы установлен съемный лафетный ствол, с дистанционным электроприводом.
Осмотр и техническое обслуживание, по месту эксплуатации пожарных автолестниц, проводится регулярно. Исправное пожарно-спасательное вооружение и техника должны находиться в состоянии боевой готовности.
Источник
Пожарная машина с лестницей
Пожарная автолестница (АЛ) позволяет осуществлять работы по тушению возгораний и эвакуации пострадавших на высоте. Для того чтобы разобраться в вопросе использования автолестниц в условиях пожара, необходимо определить задачи, виды, ТТХ и правила эксплуатации АЛ.
Предназначение пожарной автолестницы
Автолестница используется в следующих целях при пожаротушении:
- подъем спасателей на высокие этажи;
- эвакуация пострадавших в случаях, когда использование традиционных методов эвакуации невозможно;
- доставка средств пожаротушения на высокие этажи;
- пункт наблюдения за процессом развития пожара;
- место определения осветительных приборов и прожекторов;
- транспортировка разрушенных конструкций при разборе завалов.
Внимание! На рынке пожарной техники появилось особое оборудование, которое объединяет функции пожарных цистерн и автолестниц. Оно называется автоцистерна пожарная с лестницей. Фото этой техники вы сможете найти в интернете.
Особенности конструкции
Пожарная машина с лестницей обладает широким функционалом и позволяет совершать большое количество действий при пожаротушении.
Основное оборудование
Элементы конструкции автолестницы:
- шасси;
- платформа;
- передняя опорная стойка;
- силовая установка;
- коленья;
- двигательные механизмы;
- гидроприборы;
- электроустройства;
- пульт управления.
Пожарная машина с лестницей
Платформа
Платформа позволяет удобно обслуживать механизмы автолестницы, а также размещать противопожарные средства в особых местах хранения.
В целях безопасности необходимо соблюдать правила:
- Напольное покрытие на платформе должно быть выполнено из нескользких рифленых материалов, чтобы избежать скольжения, которое приводит к травмам и несчастным случаям.
- Освещение отсеков составляет от 10 лк.
- В отсеки не должна попадать вода или легковоспламеняющиеся вещества, также проводится тщательная уборка, чтобы исключить скопление пыли.
- Подъем на платформу осуществляется по подножке. Нижняя ступень должна находиться на расстоянии до 500 мм от земли.
Внимание! Позади платформы устанавливают ящик, в котором размещают противопожарные устройства. Проход к бензобаку ограничивается специальными дверями.
Передняя опорная рама
Позади рубки водителя устанавливается передняя опорная рама. Это механизм, который подпирает коленья при отсутствии движения.
Чтобы коленья не сдвигались, срабатывает механизм пружинных защелок рамы, закрепленных на направляющих.
Для того чтобы коленья не двигались произвольно, рама оборудована запорным крюком. Он опускается под своим же весом, когда лестница поднимается, и освобождает колено.
Коленья
Система коленьев формируется из четырех главных колен и одного вспомогательного.
Каждое из них – надежная стальная конструкция, состоящая из двух модулей, крепко скрепленных между собой.
Все коленья одинаковые по устройству, но различаются по весу и габаритам.
Внимание! Для упрощения передвижения по лестнице коленья покрывают рифлеными накладками из резины. Нумерование коленьев происходит сверху вниз.
Нижнее считается основным. Оно закреплено шкворнем и перемещается с помощью направляющей дуги. Именно с помощью нижнего колена осуществляется изменение угла наклона лестницы.
Фиксируют коленья автоматическими замыкателями.
Опорное устройство
Устройство опоры помогает достичь устойчивости автолестницы и предотвратить перегрузку коленьев.
В систему входят:
- опорная рама;
- выдвижные опоры (4 штуки);
- устройство управления золотников.
Гидромеханизмы
Гидроустройство автолестницы позволяет настроить работу исполнительных механизмов.
Гидросистема включает в себя:
- гидронасос и помпу;
- бак для воды;
- фильтр;
- краны управления;
- гидромоторы;
- клапан-предохранитель;
- осевой коллектор;
- краны-переключатели;
- гидрозамки;
- кран-разгрузчик;
- авторегулятор оборотов.
Электрооборудование
В систему электроустройства АЛ входит управление шасси и дополнительными электромеханизмами (предохранители, освещение и т. д.).
Напряжение для питания электрооборудования АЛ – 24 В от сети шасси по однопроводной электросхеме.
Электрооборудование АЛ включает в себя:
- управление опорами и поворотной платформой;
- ящики соединения;
- фонари опор;
- индуктивные датчики;
- предохранители и выключатели;
- устройство для переговоров;
- релейный шкаф;
- электродвигатель;
- педали;
- электрозащита;
- розетка 220 В;
- освещение отсека;
- управление горизонтированием.
Внимание! Все устройства электросети объединены кабелями. Щиток управления находится в кабине водителя.
Классификация автолестниц
Существует несколько разновидностей классификаций автолестниц.
Типы лестниц в зависимости от высоты подъема приведены в таблице.
Тип | Высота подъема, м |
АЛ 10-15 | 10–15 |
АЛ 16-20 | 16–20 |
АЛ 21-25 | 21–25 |
АЛ 26-31 | 26–31 |
АЛ 32-40 | 32–40 |
АЛ 41-52 | 41–52 |
АЛ 53-60 | 53–60 |
По исполнению выделяют такие виды АЛ:
- без съемной люльки и лифта;
- со съемной люлькой;
- с лифтом;
- со схемной люлькой и лифтом.
Более того, существуют другие разновидности:
- Телескопические. Эффект движения происходит из-за смещения блоков и их фиксации в окончательном положении. Возможно отрегулировать длину стрелы, однако такие лестницы менее надежны и удобны.
- Коленчатые. Состоят из блоков, соединенных надежным коленом. Очень мобильные и компактные устройства. Могут передвигаться в 3 направлениях. Нельзя отрегулировать длину стрелы.
Востребованные модели
На рынке пожарного оборудования представлено огромное количество моделей автолестниц. Купить предлагается либо современные устройства, либо те, что уже несколько лет подряд надежно удерживают звание лучших из-за своих характеристик.
Данная модель предназначена для:
- оперативной транспортировки оборудования в место возгорания;
- подъема спасательной службы и средств пожаротушения на высокоотажные дома высотой до 30 м;
- эвакуации людей, запертых в горящих помещениях на высоте до 30 м;
- подъема грузов (при сдвинутой лестнице).
АЛ-30 возможно эксплуатировать при температуре от –40 до +40 градусов Цельсия. Допустимая скорость ветра при высоте 30 м – 10 м/с.
Примеры моделей: АЛ-30 Mercedes-Benz Unimog 5000, АЛ-30 TATRA-T815, АЛ-30 ЗИЛ 433112.
Установка используется для:
- транспортировки противопожарных средств и спасательной команды в место возгорания;
- доставки оборудования на высоту до 50 метров;
- спасательных операций на высоте в 50 метров в случаях отсутствия возможности у людей выйти через эвакуационные ходы и пожарные лестницы;
- пожаротушения и разбора завалов.
Примеры моделей: АЛ-50 КамАЗ-53229, АЛ-50 VOLVO FL 626.
Правила эксплуатации
Работа с автолестницей регулируется законом. Любое нарушение техники безопасности может привести к гибели людей и усложнению процесса пожаротушения. Правила следующие:
- все автолестницы должны проходить плановый технический осмотр, поломки необходимо немедленно устранять;
- лестницы устанавливают на расстоянии от объекта возгорания, чтобы обеспечить нужный угол наклона;
- лестницу выдвигают на 1 метр выше кровли здания, а затем сажают на замыкатели;
- если автолестница опирается на строительные конструкции, необходимо выключить двигатель;
- специалисты, работающие на автолестнице, должны быть в защитных касках;
- двигатель не выключают, если на автолестнице есть люлька;
- запрещено проливать воду на коленья лестницы;
- водитель не должен оставлять устройство включенным во время своего отсутствия или перерыва;
- подача с автолестницы активного вещества осуществляется только после звукового или светового сигнала из базы от руководителя пожаротушения.
Внимание! К управлению автолестницами допускаются только мужчины от 21 года, прошедшие курсы и получившие разрешение на работу с данным оборудованием.
Маркировка автолестницы
Пожарные автолестницы маркируются с использованием букв и цифры. Например, АЛ-30/40 (УРАЛ-4320):
- А – автомобиль;
- Л – лестница;
- 30/40 – длина лестницы в метрах.
В скобках после наименования дается марка шасси, а затем отмечают номер модели.
Маркировочные таблички прикрепляют на видных местах и в кабине водителя.
Отсутствие маркировки может повлечь наказание. Автолестница без специального знака не используется при пожаротушении (не сертифицирована).
Высота пожарной машины с лестницей позволяет добраться до возгораний на самых высоких точках этажных зданий. Это упрощает процесс ликвидации пожара и спасения людей от гибели. Управление и эксплуатация АЛ должна осуществляться с учетом всех требований безопасности и только профессионалами.
Не забываем, что необходимо изучить по ГОСТу, автолестницы пожарного типа.
Источник