Лестница тренажер для детей с дцп

Реабилитационные тренажеры для детей с ДЦП

Реабилитация ребенка с ДЦП

Главная цель реабилитации ребенка с ДЦП заключается в достижении максимально возможной самостоятельной двигательной активности и социальной адаптации. Если данная цель будет полностью достигнута, ребенок сможет ходить (самостоятельно или с опорой) и принимать участие в окружающей жизни. Конечно, это большое обобщение. При некоторых формах ДЦП достижение этой цели физически невозможно, однако даже в самых тяжелых случаях родители и врачи должны стремиться перевести ребенка в вертикальное положение — пусть и пассивное.

Человек — существо прямоходящее, и только в вертикальном положении наши кости, мышцы, нервы и внутренние органы функционируют правильно. От способности принимать вертикальное положение зависит также психологическое и эмоциональное развитие ребенка, способность взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми.

При ДЦП невозможен самостоятельный переход из горизонтального положения в вертикальное, который здоровый ребенок совершает за первый год жизни. Для того чтобы помочь ребенку с ДЦП пройти все необходимые этапы естественного развития и «встать на ноги», применяются реабилитационные тренажеры и другие приспособления.

Типы реабилитационных тренажеров для детей с ДЦП

Тренажеры для развития мобильности на всех этапах развития ребенка

Реабилитационные тренажеры для развития и укрепления навыка ползания. К данной категории относятся различные приспособления, поддерживающие туловище в положении лежа на животе. Ребенок либо лежит на мобильной платформе, либо находится на мягком подвесе на ремнях. Руки и голова (иногда и ноги) ребенка остаются свободными.

Читайте также:  Временная лестница для крыльца

На начальном этапе тренажер с малышом перемещают родители, имитируя ползание. Постепенно участие родителей сводится к нулю, снижается степень поддержки туловища с тем, чтобы малыш старался ползать сам. Благодаря тренировкам в подобных тренажерах:

  • ребенок активно задействует руки, вестибулярный аппарат,
  • развивается координация мышц шеи, предплечья и плеч,
  • улучшается контроль за положением головы и туловища,
  • улучшается общая моторика и мышечный тонус,
  • происходит вытяжение таза,
  • ребенок получает возможность исследовать окружающее пространство, что положительно сказывается на его умственном и эмоциональном развитии.

Реабилитационные тренажеры для развития и укрепления навыка сидения. К данной категории относятся всевозможные ортопедические кресла, опоры для сидения и кресла-коляски, оснащенные специальными опорами и фиксаторами.

К основным опорам и фиксаторам относятся подголовники различной конфигурации, боковые поддержки туловища, пятиточечный ремень для фиксации туловища спереди, абдуктор для разведения ног, сандалии для фиксации стопы. Благодаря фиксаторам, ребенок сидит в физиологически правильной, симметричной позе, привыкая к новому положению тела.

По мере того, как ребенок привыкает к новому положению, можно уменьшать количество фиксаторов и опор для того, чтобы малыш учился держать равновесие и стремился сидеть самостоятельно (в том случае, если это возможно). Благодаря использованию подобных тренажеров:

  • улучшается обмен веществ,
  • стимулируется работа вестибулярного аппарата,
  • уменьшается количество неправильных движений головы, шеи и конечностей,
  • улучшается контроль за положением туловища,
  • предупреждается развитие сколиоза и других осложнений,
  • ребенок учится воспринимать нагрузку на определенные части тела (таз, руки).

Примеры тренажеров для развития и укрепления навыка сидения: опора для сидения «Слоник», ортопедическое кресло «Майгоу», стул для детей с тяжелыми формами ДЦП «Жираф», кресло-коляска Umbrella Junior, позиционная система для дома Mitico.

Реабилитационные тренажеры для развития и укрепления навыка стояния. К данной категории относятся вертикализаторы (с опорной платформой, с наклоном вперед, назад и универсальные), параподиумы и опоры для стояния, оснащенные фиксаторами туловища, подголовником (при необходимости), коленоупорами, фиксаторами таза и стоп. Благодаря фиксаторам, данные приспособления позволяют постепенно переводить в вертикальное положение даже тех детей, которые не держат самостоятельно спину и голову.

Регулярное пребывание в вертикальном положении (даже пассивное):

  • улучшает работу легких, кишечника и мочевого пузыря,
  • укрепляет сосудистая и костная системы,
  • уменьшает спастичность и риск появления пролежней,
  • позволяет ребенку лучше ориентироваться в пространстве и больше взаимодействовать с окружающим миром,
  • улучшает эмоциональное состояние ребенка.

Примеры тренажеров для развития и укрепления навыка стояния: вертикализатор с наклоном вперед, опора для стояния «Неваляшка», вертикализатор многофункциональный для пассивного и активного стояния с наклоном вперед и назад Shifu Ocean, многофункциональный вертикализатор X-Tend, параподиум.

Реабилитационные тренажеры для развития и укрепления навыков ходьбы. К данной категории относятся специальные ходунки, оснащенные различными приспособлениями для фиксации ребенка. Фиксирующими приспособлениями являются сиденье (или седло), грудной упор, фиксатор таза, абдуктор, фиксатор кистей. В зависимости от возможностей ребенка используются все приспособления или отдельные элементы.

Применение тренажеров для ходьбы позволяет добиться тех же положительных эффектов, что и стояние. Кроме того, ходьба:

  • способствует развитию костей и суставов,
  • предотвращает появление контрактур, хронических заболеваний и ожирения,
  • улучшает контроль за положением головы, туловища, головы,
  • расширяет диапазон движений,
  • позволяет ребенку видеть мир в движении, изучать окружающую среду.

Примеры тренажеров для развития и укрепления навыков ходьбы: ходунки с фиксатором таза, ходунки с мягким сиденьем Пунтукас, ходунки с широким набором фиксаторов «Айболит», подростковые роллаторы, многофункциональные ходунки Remy, тренажер «Рифтон».

Тренажеры для снятия спастичности, укрепления мышц, улучшения координации

К данной категории относятся различные массажные коврики, специальные велосипеды, беговые дорожки и целый комплекс приспособлений, которые используются в лечебной физической культуре (ЛФК) для улучшения общего состояния ребенка.

Примеры реабилитационных тренажеров данной категории: массажный коврик, сухой бассейн, велосипед «Рифтон».

Тренажеры для развития и укрепления основных бытовых навыков

К данной категории относятся тренажеры для тренировки скручивающих движений кистей, мелкой моторики, координации движений верхних конечностей, движения захвата предметов, движений сгибания-разгибания пальцев, для повышения подвижности суставов верхних конечностей, а также для развития основных бытовых навыков.

Примеры реабилитационных тренажеров данной категории: панель с колышками, панель для эрготерапии, развивающий комплекс «Дон», стол для механотерапии.

Источник

Лестница-брусья Alter Step

Лестница-брусья Alter Step (Альтер Степ) – это профессиональное медицинское оборудование, представляющее собой параллельные брусья и ступеньки для обучения ходьбе. Восстановление двигательных функций после травмы, инсульта, ДЦП, спинальной грыжи, заболеваний или патологий центральной нервной системы, поражающих функцию ходьбы.

С помощью занятий на тренажере Alter Step пациент сможет укрепить мышечный корсет, повысить устойчивость в вертикальном положении, улучшить баланс, преодолеть страх падения и заново научиться самостоятельно ходить, подниматься и спускаться по ступенькам. Альтер степ это медицинское оборудование, предназначенное для систематичного и поэтапного проведения реабилитационных мероприятий по восстановлению ходьбы с раннего этапа. Занятия на тренажере Alter Step удобны для врача, эффективны и безопасны для пациента.

Тренажер Альтер Степ состоит из:

  • Опорных брусьев,имеющих широкий диапазон настроек, позволяющий подстроиться под определенного человека, с учетом его индивидуальных особенностей.
  • Лестницы в виде четырех ступенек, с изменяемой высотой от 0 до 15 см. Устройство имеет встроенный электропривод и управляется при помощи проводного пульта.
  • Специальной рампы для въезда пациента на инвалидной коляске.

При нулевой высоте ступеней длина реабилитационных брусьев составляет более 2-х метров, что позволяет использовать их как классические параллельные брусья, широко применяемые при восстановительной реабилитации.

Поручни имеют регулировки по ширине и высоте в диапазоне 30 см, что позволяет настроить тренажер под нужды определенного пациента, с учетом возраста, веса и роста.

Площадка, шириной в 90 см, позволяет проводить занятия по современным методикам реабилитации с применением всевозможных вспомогательных снарядов для лечебной физкультуры.

Противоскользящее покрытие тренажера Альтер Степ выполнено из современных материалов, и призвано снизить риск падения или соскальзывания пациента во время занятий.

Плавная регулировка высоты ступеней, с выставлением требуемой высоты, по мере достижения пациентом определенных успехов в восстановлении, имеет ключевое значение. Это позволяет включить шаговые упражнения, поднимание и постановку ноги на ступень в раннем восстановительном периоде, устанавливая достижимую высоту ступеней в условиях дефицита мышечной силы и отсутствия двигательного паттерна, когда пациент не может высоко поднять ногу. Постепенное усложнение упражнений позволяет создать положительную мотивацию и значительно закрепить правильный стереотип движения без излишней нагрузки на пациента, не допустить формирования дефективной походки, так называемой «ходьбы боком» и научиться передвигаться без посторонней помощи.

Источник

Какие тренажеры для детей с ДЦП помогут в лечении или реабилитации

Первые тренажеры

Для детей с диагностированным ДЦП первой и второй стадии можно использовать специальные тренажеры для стопы ног. Лучше всего применять особые коврики с бугристой и шипованной поверхностью. Также коврики-пазлы обычно имеют пестрый окрас, что способно заинтересовать детей, и они будут более охотно проводить занятие на нем.

Коврик используется специально для массажа стоп, стимулируя мышечные ткани и нервные окончания в этом месте, а также улучшает циркуляцию крови в конечностях. При подобных процедурах можно помочь ребенку лучше держать равновесие, вырабатывать правильную ходьбу.

Первые упражнения можно делать именно на таком коврике-тренажере. После того как ножки были промасажированы, мама может уложить ребенка на животик, а потом на спинку. Во время прохождения реабилитации для начала можно просто полежать на поверхности по несколько минут на каждой стороне. Через время на коврике можно лежать и по 5-6 минут, позволив больному самостоятельно переворачиваться.

Также можно, чтобы больной ощупывал ручками бугорки тренажера и разминал их. Такие тренажеры можно приобрести в магазине или же сделать самостоятельно. Если курс реабилитации детей будет походить в форме игры и с использованием ярких интересных вещей, то это улучшит результативность и желание малыша проводить процедуры.

Еще один тренажер, который используется при реабилитации детей с ДЦП – эспандер. Можно использовать резиновую мягкую игрушку, чтобы больной мог ее разминать в руках. Это позволит развивать хватательный рефлекс, снимать спастику в пальцах рук.
Также мамы могут сделать подобный эспандер самостоятельно. Можно сделать мягкий мешочек, набив его солью, песком или рисом. Он тоже будет выполнять соответствующие функции при реабилитации физических рефлексов.

Очень большую роль для реабилитации детей с ДЦП играют прыгунки и ходунки. Эти тренажеры имеют специальную конструкцию с ортопедическими вставками под руки и спину, а также фастексы для закрепления их на стене. Нельзя оставлять больного малыша в тренажере одного, так как любое неосторожное движение может вызвать серьезное осложнение, и свести все старания на «ноль».

Спортивные тренажеры

Среди распространенных снарядов, которые относятся к категории спортивного оборудования, является иппотренажер. Иппотренажер предназначен для того, чтобы укреплять позвоночник маленьких детей, научить держать ровную осанку. В основу иппотренажера было положено воспроизведение адаптивной верховой езды на лошади.

На сегодняшний день использование иппотренажера достаточно распространено во время прохождения реабилитации при ДЦП. Так как при нарушении опорно-двигательной системы у детей нет возможности ездить верхом, то альтернатива применять иппотренажер стала весьма актуальной.

Принцип работы иппотренажера заключается в точном воспроизведении естественного движения лошади, что позволяет эффективно координировать положение осанки, укрепить мышечные ткани спины, пресса, приобрести новые активные двигательные навыки. Устройство способно оказывать оздоровительный массаж в ритмичном движении. Он гармонично раскачивается, не причиняя ребенку дискомфорт.

Также к спортивным приспособлениям относится специальный бассейн, заполненный маленькими пластиковыми шариками. Врачи рекомендуют проводить терапию при помощи данного комплекса, так как это позволит развивать моторику, массажировать конечности, спину и живот, в зависимости от положения тела в этом бассейне. Детям с церебральным параличом очень нравится проводить время таким образом.
К отдельной категории можно отнести специальные вещи, которые помогают в период терапии – ортопедическая обувь, бандажи, растяжки

Видео «Как помочь детям с ДЦП»

Шведская стенка, кольца, тренажер Гросса

Достаточно распространенным приспособлением для реабилитации детей с ДЦП является тренажер Гросса. Тренажер Гросса представляет собой особую систему ограниченной поддержки для того, чтобы больной имел возможность выполнять самые разнообразные физические упражнения.

Используя тренажер Гросса при реабилитации, зафиксированный в нем ребенок всегда находится в правильном положении. Он не может упасть, а также мало устает при выполнении лечебных упражнений. Родители смогут самостоятельно корректировать движения, спастические искривления позвоночника, а также тазобедренных суставов.

Ребенок с ДЦП закрепленный в тренажере Гросса сможет постепенно осваивать ходьбу, проводить лечебные упражнения, а также ездить на велосипеде. Тренажер Гросса хорошо развивает опорно-двигательную систему, а при регулярных занятиях улучшает кровообращение.

Тренажер Гросса можно одновременно использовать при занятии с кольцами. Конструкция Гросса позволит страховать детей, фиксируя их в правильном положении.
В тренажере Гросса можно начинать постепенно учить детей с ДЦП ровно сидеть, ползать, помогает формировать правильную ходьбу, а также проводить занятия гимнастикой на других спортивных снарядах.

Еще один снаряд, который часто используется для реабилитации больных детей – шведская стенка. В современных образцах снаряда можно увидеть встроенные турники, кольца, лестницы и даже систему противовесов. Упражнения на шведской стенке нужно проводить в щадящем режиме, чтобы развитие координации тела проходило постепенно. Не стоит переусердствовать при таких занятиях.

Велотренажеры для детей с ДЦП

Использование велотренажеров для детей с ДЦП позволит оказывать комплексное укрепление мышц. Велотренажер снижает спастичность мышечных тканей, приводит в тонус мускулатуру и суставы. Велотренажер позволяет вернуть больному уверенность в своих движениях, устранить некоторые ощущения скованности.

Также велотренажер снимает отечность на конечностях, помогает стимулировать стабильную работу большинства внутренних органов, улучшая кровообращение в организме. Такое устройство позволяет улучшать двигательные функции, влияет на формирование правильной ходьбы.

Прибор обычно используется в возрасте от 4-5 лет, а также, если больной способен самостоятельно приобретать сидячее положение и двигать ногами. Велотренажер представляет собой корпус со встроенными педалями. Некоторые формы велотренажера могут быть рассчитаны специально для сидячих, а другие для лежачих больных.

При работе на велотренажере ребенок должен крутить равномерно педали. Стопа фиксируется ремешками. Также современные велотренажеры позволяют при помощи специальных насадок разрабатывать руки.

Видео «Методики реабилитации детей с ДЦП»

Детский церебральный паралич — кошмар любого родителя. Но важно помнить, что данное заболевание не относится к разряду неизлечимых. Следующее видео — прямое тому доказательство.

Источник

Оцените статью