Лестница образовательных результатов входят
1.2. Предмет педагогической науки |
1.2. Предмет педагогической науки Естественный исходный вопрос, который возникает при характеристике науки, — это вопрос о ее предмете, о той области реальности, которую она изучает и способы преобразования которой она ищет. «Педагогика» в переводе с греческого означает «детоведение» (paidos — дитя, ago — веду). Педагогами в Древней Греции называли рабов, сопровождавших детей своих хозяев в школу. Это бесхитростное и почти бытовое понятие не случайно закрепилось в культуре и стало наименованием одной из важнейших наук, изучающих человека. В понятии «педагогика» точно зафиксированы его главные смыслы: непосредственная близость к ребенку, к развивающейся личности, «ведение» ее по трудным дорогам взросления к высотам культуры и сложностям социальной жизни. Источник Методика определения уровней освоения образовательной программы НОО |
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_opredeleniya_urovney_osvoeniya_obrazovatelnoy_programmy_noo.docx | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика определения уровней освоения образовательной программы НОО
В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения учащихся класса, определенные в требованиях к освоению образовательных программ, которые задаются в стандартах образования.
Методика определения уровней освоения образовательной программы НОО нацелена на оценку результатов ее освоения.
В качестве оценивания используются следующие три вида: стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание.
Критерии оценивания — по признакам трёх уровней успешности.
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой учебной задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания. Оценки: «хорошо» и «нормально» (решение с недочётами).
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной учебной задачи, где потребовалось, либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний. Оценки «отлично» и «почти отлично» (решение с недочётами).
Максимальный уровень (необязательный) − решение не изучавшейся в классе учебной «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Оценка: «отлично» и «превосходно».
Не достигнут необходимый уровень
Не решена типовая, много раз отработанная задача
Необходимый (базовый) уровень
Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания
Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)
Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)
Повышенный (программный) уровень
Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации
«4» почти отлично .
Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)
Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)
Максимальный ( необязательный) уровень
Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения
Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)
Отдельная шкала: 50-69%
« 5 и 5» превосходно.
Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)
Отдельная шкала: 70-100%
Оценка предметных результатов учащихся 4 класса по русскому языку
Источник
Профессиональная педагогика (стр. 5 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 |
Эта особенность профессиональной педагогики обусловлена самим характером восхождения каждого человека по «лестнице» становления его личности. Такую «лестницу» можно представить в виде последовательного движения человека ко всем более высоким достижениям в своем образовательном уровне по следующим ступеням:
-ступень достижения элементарной и функциональной грамотности, когда на доступном, минимально необходимом уровне формируются первоначальные знания, навыки и умения, мировоззренческие и поведенческие качества личности, необходимые для последующего более широкого и глубокого образования;
— ступень достижения общего образования, на которой человек приобретает необходимые и достаточные знания об окружающим его мире и овладевает наиболее общими способами деятельности, направленными на познание и преобразование тех или иных объектов действительности;
— ступень профессиональной компетентности, связанной с формированием на базе общего образования таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности, соответствующих общественно необходимому разделению труда и рыночным механизмам стимулирования наиболее продуктивного и конкурентоспособного функционирования работника той или иной квалификации и профиля;
— ступень овладения широко понимаемый культурой, когда человек не только осознает те материальные и духовные ценности, которые оставлены ему в наследство, которые оставлены ему в наследство предшествующими поколениями, но и способен адекватно оценивать свое личное участие в развитии общества, вносить свой вклад в непрерывный культурообразующий процесс как собственного социума, так и цивилизации в целом;
— ступень формирования индивидуального менталитета личности — тех устойчивых, глубинных оснований мировосприятия, мировоззрения и поведения человека, которые придают личности свойство уникальной неповторимости в сочетании с открытостью к непрерывному обогащению собственных ментальных ценностей и способностью к всесторонней самореализации в ментальном духовном пространстве человечества.
Итак, схема восхождения человека ко всем более высоким индивидуально-личностным культурно-образовательным приобретениям может быть представлена следующим образом: грамотность (общая и функциональная) — образованность — профессиональная компетентность — культура — менталитет.
При всей условности разделения указанных ступеней и неизбежности естественного взаимопроникновения тех или иных этапов становления личности данная схема позволяет системно и целостно представить процесс развития личности, а следовательно, и процесс образовательной поддержки такого развития. Именно эта схема, отражая в наиболее обобщенном виде философско-образовательное представление о роли и месте сферы образования в целенаправленном личностносозидательным процессе, дает возможность выделить образовательные ценности, приоритеты и цели функционирования каждой ступени образования, способствует преемственности этих целей и поиску средств их достижения на основе специально отобранных содержания, методов и организационных форм образовательной (учебно-воспитательной и развивающей) деятельности на каждом этапе.
Органическая взаимосвязь обозначенных выше ступеней и этапов позволяет указать наиболее важные характеристики и параметры сферы образования и, в конечном счете, определиться в статусе профессиональной педагогики как науки.
Все этапы и звенья образования взаимосвязаны. Именно поэтому сфера образования и представляет собой систему. Причем систему (на языке кибернетики) «большую», поскольку в ее составе имеется достаточно большое и динамичное множество систем более низкого уровня, отражающих уровнево-профильное многообразие образовательной деятельности.
7 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Объектом профессиональной педагогики выступает не только относительно узкая сфера профессиональной подготовки человека к труду, но и вся система профессионального образования.
Система профессионального образования включает в себя совокупность профессиональных образовательных учреждений различных видов, типов и форм собственности, а также органов управления профессиональным образованием.
Педагогическая система и педагогический процесс находятся в органической связи друг с другом. С одной стороны, педагогический процесс осуществляется в педагогической системе, с другой — педагогическая система обусловливает цели, задачи и содержание педагогического процесса.
Предмет профессиональной педагогики имеет двухаспектный, двуединый характер — «педагогический процесс формирования требуемых профессиональных качеств личности и педагогическая система, задающая целевые, содержательные и собственно профессиональные (технологические) компоненты такого формирования».
Основные функции профессиональной подготовки:
— теоретическая функция: изучение передового опыта профессионального образования (описательный уровень); выявление состояния профессионального образования (диагностический уровень); проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень);
— технологическая функция: разработка методических материалов, планов, программ, учебных пособий по профессиональному образованию (проектный уровень); внедрение достижений науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень); анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень).
8 ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний и ветвь общей педагогики решает следующие задачи.
1. Разработка теоретико-методологических основ профессионального образования и методики проведения исследований в профессиональной педагогике.
2. Обоснование сущности, аспектов и функций профессионального образования.
3. Изучение истории развития профессионального образования и педагогической мысли.
4. Анализ современного состояния и прогнозирование развития профессионального образования в нашей стране и за рубежом.
5. Выявление закономерностей профессионального обучения, воспитания и развития личности.
6. Обоснование образовательных стандартов и содержания профессионального образования.
7. Разработка новых методов, средств, форм, систем и технологий профессионального образования.
8. Определение принципов, методов и способов управления профессионально — педагогическими системами, мониторинга профессионально — образовательного процесса и профессионального развития обучающихся.
Основные категории профессиональной педагогики
Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний имеет свою систему категорий. Основные категории профессиональной педагогики представлены в таблице.
Таблица — Объекты и предметы различных областей педагогики
Педагогика начального профессионального образования
Система начального профессионального образования
Процесс обучения, воспитания и развития специалистов с начальным профессиональным образованием
Педагогика среднего профессионального образования
Система среднего профессионального образования
Процесс обучения, воспитания и развития специалистов со сред — ним профессиональным образованием
Система высшего профессионального образования
Процесс обучения, воспитания и развития специалистов с высшим профессиональным образованием
Педагогика послевузовского профессионального образования
Система послевузовского профессионального образования
Процесс обучения, воспитания и развития специалистов с высшим профессиональным образованием
Система производственного обучения
Процесс подготовки работников на производстве
Таблица — Основные категории профессиональной педагогики
Система социально — экономических, психолого-педагогических, медико-валеологических, правовых мероприятий, направленных на оказание человеку помощи в осознанном и самостоятельном выборе профессии.
Компонентами профориентации являются: профпросвещение, профдиагностика, профконсультация, профотбор (подбор), профадаптация, профвоспитание
Процесс и результат выбора профессии и развития человека как субъекта будущей профессиональной деятельности. Включает в себя следующие этапы: интерес к проблеме выбора профессии (мечта о той или иной профессии); профессиональную направленность (предварительный выбор профессии); профессиональное самосознание (осознанное профнамерение); профессиональное призвание (осознанное профстремление)
Процесс и результат профессионального развития личности посредством научно организованного профессионального обучения и воспитания.
Уровни: начальное, среднее, высшее, послевузовское профессиональное образование
Процесс и результат овладения обучающимися профессиональными знаниями, умениями и навыками.
Осуществляется в начальных, средних, высших профессиональных учебных заведениях и учреждениях дополнительного профессионального образования
Процесс и результат формирования профессионально важных качеств личности.
Различают общие и специальные профессиональные качества
Этапы: профессиональное самоопределение, профессиональная обученность и умелость, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство, профессиональное творчество
Результат профессионального развития: разряд, категория, класс, должность, степень, звание и др.
Достигнутый уровень осуществления профессиональной деятельности, включающий в себя профессиональные знания, умения, навыки, личные качества, профессиональную этику и эстетику
Учреждения профессионального образования
Государственное, муниципальное или частное учебное заведение, реализующее образовательную программу определенного уровня (начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования).
Различают типы и виды учреждений профессионального образования. Например, вузы бывают следующих видов: институты, академии, университеты
9 СТРУКТУРА АКАДЕМИЧЕСКОГО КУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Источник