Лестница монтессори для детей

Методика Марии Монтессори- упражнения «Различие размеров — Коричневая лестница».

Материал: коричневая лестница состоит из 10 деревянных призм, каждая длиной 20 см. Боковые стороны их — квадраты. Длины ребер квадратов уменьшаются от 10 см до 1 см.
Прямая цель: формирование понятия «толстый — тонкий».
Косвенная цель: развитие моторики, координации движений, формирование порядковых структур.
Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Рабочее место — ковер, на котором в беспорядке лежат призмы. Материал должен четко выделяться по цвету на фоне ковра. Учитель охватывает рукой самую толстую призму, кладет ее перед ребенком, берет следующую, более тонкую, и кладет ее точно перед первой, так чтобы длинные стороны обеих призм соприкасались друг с другом. Так призмы прикладываются друг к другу одна за другой при соблюдении заданной закономерности построения ряда. Через охватывание рукой или руками ребенок «понимает» различие величин. Возникает ступенчатая структура — лестница. Можно провести рукой по лестнице, начиная с самой высокой и кончая самой низкой ступенью или наоборот. Таком образом ребенок понимает закономерность изменения величин. Лестница разбирается призма за призмой. Ребенок может повторить упражнение. Этим завершается ход упражнения. Оно полностью закончено, когда материал снова возвращен на место. Контроль над ошибками: если заданный порядок построения лестницы не соблюдается, то ошибку можно увидеть и ощутить руками.
Дальнейшие упражнения:

* лестница строится по тому же закону, как и прежде, но начиная с самой тонкой призмы; — призмы нужно так положить друг за другом, чтобы они соприкасались квадратными сторонами;
* упорядочить призмы, ставя их вертикально и соблюдая тот же закон построения ряда;
* призмы кладут друг за другом так, чтобы следующая более тонкая призма доходила до середины грани предыдущей, располагая из попеременно то слева, то справа от средней линии грани предшествующей призмы.
* Изменение заданного порядка призм 10-1 с учетом гармонии в вертикальном и горизонтальном направлениях: 10-5-9-4-8-3-7-2-6-1 или 10-1-9-2-8-3-7—4-6-5. Через такие закономерности ребенок может найти много вариаций работы с материалом.
* Построение лестницы, если мера изменена. Например, пусть порядковой мерой является призма 2: 10-8-6-4-2 и 1-3-5-7-9. Порядковая мера — призма 3, тогда возможны лестницы: 1-4-7-10 или 3-6-9 (другими словами, меняется «шаг» лестницы);
* ряд призм 10-1 прерывают, вынимая из него какую-либо призму, ребенок должен указать, в каком месте гармония нарушена. Если устный урок уже прошел, то ребенок может объяснить взаимосвязь с другими призмами; — лестницу можно построить с закрытыми глазами;
* комбинационная игра с Розовой башней, с Красными штангами, с Розовой башней и Красными штангами одновременно. Устный урок. Он состоит в назывании различий: толстый — тонкий, толстый -толще -самый толстый, тонкий — тоньше — самый тонкий, самый толстый — самый тонкий, толще, чем — тоньше, чем.
* Применение:перенос понятия «толстый — тонкий» на другие предметы; — измерить и сравнить толщину предметов одинаковой формы, например, карандашей, газетных пачек.

Читайте также:  Ток восход алушта лестница

Источник

Экскурсия в мир Монтессори-материалов: сенсорный материал «Коричневая лестница»

Продолжаем наше знакомство с миром Монтессори-материалов. В прошлый раз мы рассказали вам о том, что такое «Розовая башня» и как мы с ней работаем. Сегодня поговорим о другом сенсорном материале – Коричневой лестнице.

Коричневая лестница Монтессори

Монтессори-материал «Коричневая лестница» также служит для развития зрительного восприятия размеров, развития моторных навыков, навыков упорядочивания, координации движений и служит для усвоения характеристик объема предметов: «толстый», «тонкий», а также понятий «толще», «тоньше», и превосходных определений «самый толстый», «самый тонкий». Косвенной целью работы с этим материалом является подготовка к обучению математике, поскольку, работая с ним, мы оперируем числами от 1 до 10.

Материал может использоваться и как самостоятельное пособие, и в комплекте с другими Монтессори-материалами (например, с Розовой башней). Работают с этим материалом дети от 2,5 лет. Он состоит из 10 плотных деревянных брусков коричневого цвета (либо из неокрашенного дерева). Длина брусков – 20 см, ширина – от 1 до 10 см.

Основная задача, которая ставится при работе с этим материалом – это постройка лестницы в соответствии с изменением величины брусков, то есть, построение ряда.

Как проходит работа с материалом?

Бруски выкладываются в беспорядке на светлый ковер (чтобы был контраст покрытия и материала), и педагог выкладывает их перед ребенком в порядке убывания, начиная с самого толстого бруска. Лучше, чтобы ребенок сам перенес все бруски с полок на коврик – это поможет ему почувствовать с помощью разных органов восприятия разницу между объемом и весом каждого из них, и это тоже станет частью обучения.

Сначала педагог показывает, как строят лестницу, последовательно выкладывая на коврик все бруски, начиная с самого большого. Параллельно педагог комментирует свои действия и называет размеры брусков: «самый толстый», «тоньше», «самый тонкий». После того, как все бруски будут выложены, они образуют лестницу, и ребенок может потрогать эту лестницу, чтобы тактильно ощутить разницу в толщине и таким образом лучше запомнить ее. Можно сделать так, чтобы ребенок попробовал скатить деревянный шарик с лестницы – детям нравится этот процесс – и, кроме того, он является контролем результата: если лестница будет построена неправильно, шарик скатится не так, как нужно.

После этого мы просим ребенка разобрать лестницу, беря каждый брусок двумя ручками – для того, чтобы он смог в прямом смысле «пощупать» понятия «толстый» и «тонкий», и лучше запомнить их. Потом малыш может работать с материалом самостоятельно.

Убираем материал на место: сначала вместе с ребенком, потом он делает это самостоятельно.

Вариации работы с Коричневой лестницей и усложнение задач

Усложнять задачи можно, комбинируя материалы, или нарушая порядок ступенек в лестнице: например, убирая 1-2 ступеньки и прося ребенка восполнить пробелы, установив нужные бруски на свои места. Можно строить вертикальные лестницы и убирать оттуда 1-2 бруска, чтобы ребенок обнаружил несоответствие и восполнил его.

Кроме того, можно:

  • Выкладывать бруски друг за другом в длину – «змея».
  • Ставить бруски вертикально – «забор».
  • Класть бруски друг на друга горизонтально – «стенка».
  • Строить лестницу, начиная с самого маленького бруска.
  • Комбинировать Монтессори-материалы (например, использовать в работе Розовую башню, деревянные шары, или цветные цилиндры).
  • Проводить совместную работу с другими детьми и решать групповые задачи.
  • Переносить опыт и знания, полученные при работе с этим материалом, на окружающий мир: искать толстые и тонкие деревья, сравнивать длину веток, и так далее).

Хотите, чтобы ваш ребенок с удовольствием ходил в сад и научился увлеченно и сосредоточенно работать? С удовольствием примем в нашу дружную команду вашего малыша-тоддлера (2-3 года) в Тоддлер-группу. Также еще есть места в группе «Вместе с мамой» для деток 1-3 лет в старшей группе (3-6 лет).

Группы работают по адресу: г. Москва, Волжский б-р, 114 А, к.4. Проезд: Текстильщики, Кузьминки, Печатники.

Запись и информация о расценках по телефону +7 (903) 723-27-99 (Алия), или через форму на сайте:

Источник

Упражнения практической жизни «Розовая башня и коричневая лестница»
материал (средняя группа)

Упражнения практической жизни «Розовая башня и коричневая лестница»

Скачать:

Вложение Размер
rozovaya_bashnya_i_korichnevaya_lestnitsa.docx 924.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение:

Детский сад « Рыбка» города Асино Томской области

Методика работы с основными сенсорными материалами

«Розовая башня и коричневая лестница»

Конспект занятия в М.Монтессори группе

Составила и провела:

Лебедева Ольга Ивановна

Воспитатель I кв. кат.

Материал: Десять розовых кубов из тяжелого дерева, равномерно меняющихся в размерах. Сторона самого большого куба — 10 см, самого маленького — 1 см.

Прямая: Развитие зрительного восприятия размеров. Формирование сенсорной базы для

введения понятий большой — маленький; больше чем, самый большой; меньше чем, самый

маленький. Построение ряда по убыванию кубов.

Косвенная: Подготовка к обучению математике (10 кубов — значение числа 10). Знакомство с формой куба.

Задача: Построение башни в соответствии с изменением размеров кубов (построение ряда).

С розовой башней работаем только на ковре.

  1. Учитель предлагает ребенку постелить для работы коврик. (Башню строят на ковре, т.к. она получается высокой, при построении на столе ребенок может просто не достать до верха. Кроме того, если башня рассыплется, то на ковре это будет не так шумно и кубы меньше побьются).
  2. Учитель показывает ребенку, как переносят кубы. Их носят по одному: берут щепотью правой руки и кладут на левую ладонь. Так и несут двумя руками, аккуратно кладут на ковер. Начинают с самого маленького куба. (При этом ребенок правой рукой ощущает объем куба, а левой — его вес. Так с помощью других органов чувств ребенок получает подкрепление зрительному восприятию размера куба).
  1. Ребенок переносит кубы по одному на ковер, кладет в беспорядке. (Хорошо, если ребенок сам перенесет все кубы. При этом он ощутит с помощью нескольких органов чувств разницу в их размерах: первый куб легко удержать щепотью, а для последнего не хватает раскрытой ладошки).
  2. Учитель показывает ребенку, как строят башню. Для этого он выбирает сначала самый большой куб из тех, которые лежат на ковре. Затем устанавливает его в центре ковра. (Ребенку нужно продемонстрировать процесс выбора: сравнить между собой несколько кубов).
  3. Учитель опять выбирает самый большой куб из оставшихся. Устанавливает его точно посередине предыдущего. ( Можно провести пальцами по выступающей кромке нижнего куба, чтобы ребенок обратил внимание на размещение верхнего куба в середине предыдущего. Это и дополнительный контроль ошибок ).
  4. Повторяя действия п.5, учитель выстраивает всю башню. (На этом этапе лучше не предлагать ребенку поработать самому. Если он ошибется и неправильно построит башню, то он не увидит нужного результата. Можно привлечь ребенка вопросом: «Как ты думаешь, какой куб следующий?»).
  5. Обращает внимание ребенка на форму полученной башни. Для этого он проводит руками вдоль башни сверху вниз, предлагает ребенку обойти вокруг ковра и посмотреть на башню с разных сторон, взглянуть на нее сверху. (Это помогает в последующем визуальному контролю ребенком своей работы.).
  6. Затем учитель показывает ребенку, как разбирают башню — аккуратно снимают по одному кубу и кладут в беспорядке на ковер.
  7. Предлагает ребенку поработать самостоятельно.
  8. Убирают башню на полку в обратном порядке — начиная с самого большого куба.
  1. Ребенок строит башню самостоятельно.
  2. Другие варианты расположения кубов:
  1. Различные варианты смещения кубов;
  2. Другой порядок кубов, любая гармоничная последовательность;

2.3. Построение башни по горизонтали; и т.п.

  1. Построение башни с закрытыми глазами.
  2. Пропуск одного куба. Ребенку предлагается найти место для пропущенного куба.
  3. Пропуск одного куба. Ребенку предлагается найти то место в башне, где нарушена равномерная последовательность, где не хватает куба.
  4. Работа на расстоянии (башню строят на ковре, расположенном на некотором расстоянии от ковра с кубами).
  5. Групповая работа.
  6. Проведение устного трехступенчатого урока.
  7. Упражнения с предметами окружающей среды (найти большой камень и маленький камень, большую матрешку и маленькую матрешку).

Возраст: от 2,5 лет.

Контроль ошибок: Визуальный. При вариантах построения, когда башня выстраивается

вдоль мысленной вертикальной плоскости, маленький куб может служить меркой — для

контроля правильности построения.

а) большой — маленький;

б) большой — больше — самый большой;

в) маленький — меньше — самый маленький.

  1. ступень. Дать ребёнку потрогать куб, сказать: «Большой», дать второй

куб и сказать: «Тоже большой», дать третий и сказать: «А этот самый большой».

  1. ступень. «Возьми самый большой куб», «Возьми больше чем этот»

(показать). Далее выбираем из трёх кубов: «Какой самый большой?» Затем выбираем из двух: «Какой больше из этих?»

  1. ступень. «Какой этот по сравнению с этим?» — выводим ребёнка на слова

большой, больше чем, самый большой.

Материал: десять коричневых брусков из тяжелого дерева. Длина всех брусков — 20 см. Сечение квадратное, сторона квадрата равномерно меняется от 10 см до 1 см.

Прямая: развитие зрительного восприятия размеров. Формирование сенсорной базы для

введения понятий толстый — тонкий; толще чем, самый толстый; тоньше чем, самый тонкий.

Косвенная: подготовка к обучению математике.

Задача: построить лестницу в соответствии с изменением толщины брусков (построение

  1. Учитель предлагает ребенку постелить для работы коврик.
  2. Учитель показывает ребенку, как переносят бруски. Их носят по одному: берут вертикально перед собой, обхватывая каждой ладонью. Так и несут двумя руками, аккуратно кладут на ковер. Начинают с самого тонкого. (При этом ребенок хорошо ощущает толщину брусков. Так с помощью других органов чувств ребенок получает подкрепление зрительному восприятию размера бруска).
  3. Ребенок переносит бруски по одному на ковер, кладет в беспорядке. (Хорошо, если ребенок сам перенесет все бруски. При этом он ощутит с помощью нескольких органов чувств разницу в их размерах).
  4. Учитель показывает ребенку, как строят лестницу. Для этого он выбирает сначала самый толстый брусок из тех, которые лежат на ковре. Затем кладет его вдоль дальней горизонтальной кромки ковра в середине. (Ребенку нужно продемонстрировать процесс выбора: сравнить между собой несколько брусков).
  5. Учитель опять выбирает самый толстый брусок из оставшихся. Устанавливает его точно перед предыдущим, выравнивая края брусков. (Можно провести пальцами по выступающей кромке первого бруска, чтобы ребенок обратил внимание на разницу в их толщине. Это и дополнительный контроль ошибок).
  6. Повторяя действия п.5, учитель выстраивает всю лестницу. (На этом этапе лучше не предлагать ребенку поработать самому. Если он ошибется и неправильно построит лестницу, то он не увидит нужного результата. Можно привлечь ребенка вопросом: «Как ты думаешь, какой брусок следующий?»).
  7. Обращает внимание ребенка на форму полученной лестницы. Для этого он проводит рукой вдоль лестницы сверху вниз, предлагает ребенку пустить сверху вниз лестницы деревянный шарик. (Это помогает в последующем визуальному контролю ребенком своей работы. А шарик является мотивирующим фактором (детям очень нравится звук, с которым он скатывается по лестнице) и дополнительным контролем ошибок — если лестница построена неверно, то шарик не скатится до конца).
  8. Учитель показывает ребенку способ контроля правильности построения лестницы с помощью самого тонкого бруска. Для этого тонкий брусок кладут по очереди на остальные бруски (начиная с нижнего) так, чтобы его край совпал с краем предыдущей ступеньки. Проводит пальцем вдоль, чтобы почувствовать, что бруски имеют одинаковую высоту. Предлагают ребенку тоже провести пальчиком.
  9. Затем учитель показывает ребенку, как разбирают лестницу -аккуратно убирают по одному бруску и кладут в беспорядке на ковер.
  10. Предлагает ребенку поработать самостоятельно.
  11. Убирают лестницу на полку в обратном порядке — начиная с самого толстого бруска.
  1. Самостоятельная работа ребенка.
  2. Другие варианты построения лестницы:
  1. Бруски выстраиваются на ковре горизонтально в длину (змея);
  2. Бруски устанавливаются вертикально (заборчик);
  3. Бруски кладутся горизонтально друг на друга (стенка) и т.п.
  1. Построение лестницы с закрытыми глазами.
  2. Пропуск одного бруска. Ребенку предлагается найти место для пропущенного бруска.
  3. Пропуск одного бруска. Ребенку предлагается найти то место в лестнице, где нарушена равномерная последовательность, где не хватает бруска.
  4. Построение лестницы, начиная от самого тонкого бруска.
  5. Построение лестницы, начиная от произвольного бруска в обе стороны.
  6. Работа на расстоянии (лестницу строят на ковре, расположенном на некотором расстоянии от ковра с брусками).
  7. Групповая работа.
  8. Различные варианты комбинации коричневой лестницы с розовой башней и цветными цилиндрами.
  9. Проведение устного трехступенчатого урока.
  10. Упражнения с предметами окружающей среды (найти толстое дерево и тонкое дерево и др.).

Возраст: От 2,5 лет.

Контроль ошибок: Визуальный. Механический — с помощью самого тонкого бруска.

Источник

Оцените статью