Лестница микеланджело для библиотеки

Лестница микеланджело для библиотеки

Библиотека Лауренциана (1524-1534)

«Но затем он придумал и нечто лучшее и пожелал показать это там же в библиотеке Сан Лоренцо в прекрасном членении окон, в разбивке потолка и в дивном входе в это помещение. Никогда еще не видано было изящества более смелого как в целом, так и в частях, как в консолях, в нишах и в карнизах; не видано было и лестницы более удобной, с ее столь причудливыми изломами ступенек, и все это настолько отличалось от общепринятого другими, что поражало каждого.
Пришлось Микеланджело отправиться в Рим к папе Клименту, который, хотя на него и гневался, простил ему все, будучи другом талантов. Он приказал ему ехать обратно во Флоренцию для окончательного завершения библиотеки и сакристии Сан Лоренцо, а, чтобы ускорить работы, большое число статуй, для них предназначавшихся, были распределены между другими мастерами. потолок был отделан деревянной резьбой по его моделям руками флорентийцев Карота и Тассо, превосходных резчиков и мастеров, а также и живописцев, полки же для книг подобным же образом были выполнены Баттистой дель Чинкве и его другом Чапино, хорошими мастерами этого дела.
Когда в 1533 году приключилась смерть папы Климента, во Флоренции остановились работы и в сакристии и в библиотеке, которые, как ни старались их закончить, так и остались незавершенными.
. Еще при Павле III герцог Козимо послал Триболо в Рим, чтобы увидеть, удастся ли тому уговорить Микеланджело возвратиться во Флоренцию для завершения ризницы Сан Лоренцо. Но Микеланджело отговаривался тем, что он, состарившись, уже не может возложить на себя тяжесть трудов, и, приводя многочисленные доводы, настаивал на том, что уехать из Рима не может. Тогда Триболо начал в конце концов расспрашивать его о лестнице библиотеки Сан Лоренцо, для которой по указаниям Микеланджело было заготовлено много камня, но не было ни модели, ни даже уверенности в том, какой должна быть ее форма, и хотя и сохранились отметки на земле в кирпичной кладке и кое-какие наброски из глины, все же настоящего и окончательного решения найти не могли. Но, как ни умолял Триболо, ссылаясь и на герцога, тот ничего другого не отвечал, кроме того, что ничего об этом не помнит.
Герцог Козимо приказал Вазари написать Микеланджело с просьбой рассказать, какой же в конце концов должна быть эта лестница; может быть, из дружеского чувства он будет вынужден сообщить что-нибудь такое, благодаря чему она будет закончена, после того, как будет получено его решение.
В ответ на это Микеланджело распорядился, как следует строить лестницу, в следующем собственноручном письме от 28 сентября 1555 года:
«Мессер Джорджео, дорогой друг. Что касается лестницы библиотеки, о которой столько мне говорили, поверьте мне, что, если бы я мог вспомнить, как ее задумал, я бы не заставил просить себя. Мне, правда, представляется в уме, как во сне, некая лестница, но я не думаю, чтобы она была именно такой, о какой я тогда думал, ибо представляется мне нечто нескладное. Все же сейчас ее опишу: а именно, будто бы взял я несколько овальных ящиков с днищем в одну пальму каждый, но разной длины и ширины, и самый большой и первый я будто поместил на полу на расстоянии от стены с дверью, зависящим от того, какой вы пожелаете сделать лестницу: отлогой или крутой. На первый ящик я положил бы второй, настолько во всех направлениях меньше первого, чтобы он над ним выступал не более того, сколько требуется для подъема ноги, так, чтобы в направлении двери ящики по отношению друг к другу уменьшались и отступали опять-таки ради подъема и чтобы верхняя, самая маленькая, ступень равнялась проему двери. А к описанной овальной части лестницы должны примыкать как бы два крыла с той и с другой стороны, со столькими же ступенями, но не овальными. Средняя из этих лестниц предназначается для государя — от середины до верха названной лестницы, а повороты названных крыльев должны возвращаться к стене, от середины же вниз до самого пола они должны, как и вся лестница, отстоять от стены приблизительно на три пальмы так, чтобы нижняя часть помещения не была занята ничем и оставалась свободной со всех сторон. Я описываю смешные вещи, но отлично знаю, что вы кое-что полезное в них найдете». »
Вазари.

Читайте также:  Двойная доминанта 7 ступени

Параллельно с работой над гробницей семейства Медичи, Микеланджело был занят строительством библиотеки Лауренциана, примыкающий к церкви Сан Лоренцо, над проектом фасада которой так безуспешно трудился мастер. Библиотека Лауренциана, входившая в комплекс церкви Сан Лоренцо, была одной из первых публичных библиотек в Западной Европе, в ней хранились ценнейше рукописи и книги. Для библиотеки было отведено помещение на втором этаже одной из построек во внутреннем дворе церкви Сан-Лоренцо.

Заказ на сооружение библиотеки Лауренцианы поступил к Микеланджело в 1520 г., начало работы над этим замыслом относится к концу 1523 года. Весной 1524 года был создан проект читального зала и вестибюля, в том же году началось строительство. Вскоре был возведен вестибюль библиотеки и зал для хранения и чтения рукописей, который представляет собой длинное помещение из серого камня со светлыми стенами. Вестибюль, высокое помещение с многочисленными утопленными в стену сдвоенными колоннами, словно с трудом сдерживает лестницу, изливающуюся на пол. Ступени гармонически сочетаются и со скруглениями фронтончиков над ложными декоративными окнами вестибюля.

Впервые Микеланджело в своем проекте отказался от использования скульптурных элементов. Одними лишь средствами архитектуры достигнут эффект захватывающей выразительности в вестибюле с его сложной системой сдвоенных колонн, которые, будучи вдвинуты в углубления стены, в два яруса обходят небольшое по площади пространство.

Впечатление дополняет необычная по композиции трехмаршевая монументальная мраморная лестница с полукруглыми ступенями и очень низкими перилами. Заполняя своей массой большую часть площади обширного вестибюля, начинаясь прямо у порога расположенного на втором этаже читального зала, она будто вытекает из дверного проема узким маршем крутых ступеней и, стремительно расширяясь, образуя три рукава, столь же круто спускается вниз; динамический ритм больших мраморных ступеней, направленный навстречу поднимающимся в зал, воспринимается как некая сила, требующая преодоления.

Читайте также:  Правила подъема по приставной лестнице

Высота вестибюля подчеркнута тремя ярусами членений. Причем нижний ярус, завершенный карнизом, воспринимается как своего рода постамент для массивного среднего яруса, со спаренными колоннами и ложными окнами, и верхнего, облегченного, декорированного спаренными пилястрами. Динамика, напряженность, тревожный ритм величавого вестибюля и лестницы как бы подчеркивают значение входа в спокойный, громадной протяженности (длина его 46,2 м) зал библиотеки, светлый и гостеприимный. Все в этом зале, от капитальных, украшенных резьбой пюпитров с рукописями до узора деревянного потолка и наборного рисунка пола, выполнено по эскизам Микеланджело.

Спустя два года после начала строительства работы были прекращены практически на завершающей стадии. В 1530 г. строительные работы были возобновлены, продолжалась до 1534 года, но библиотека так и не была закончена. Лестницу, строившуюся в 1533-1534 гг., Амманати завершил только в 1558-1559 гг., когда Микеланджело выслал из Рима глиняную модель лестницы, ставшей главной достопримечательностью вестибюля библиотеки. В 1571 г. состоялось торжественное открытие библиотеки — через полвека от начала работ.

Хотя проект гробницы Юлия II требовал архитектурной проработки, но серьезная работа Микеланджело-архитектора началась именно с проекта фасада церкви Сан Лоренцо во Флоренции, лестницы и зала библиотеки Лауренциана.

Источник

Библиотека Лауренциана

Многие туристы сильно удивятся, если получат приглашение на экскурсию в читальный зал. Но не в том случае, когда речь идет о знаменитой библиотеке Медичи Лауренциане. Biblioteca Medicea Laurenziana во Флоренции, названная в честь Лоренцо I Медичи – знаменитого покровителя искусств и наук, была спроектирована великим Микеланджело и наполнена множеством ценнейших старинных рукописей, среди которых – средневековые трактаты и древнеегипетские папирусы.

Как появилась знаменитая библиотека Лауренциана

Семейство Медичи, которое контролировало политическую и культурную жизнь Флоренции на протяжении пяти столетий (с XIII по XVIII), сумело сделать очень много для создания уникальных коллекций рукописей, живописи, а также постройки шедевров архитектуры. Библиотека Лауренциана открылась во Флоренции в 1571 году, однако ее собрание рукописей начали собирать значительно раньше.

В 1444 году Козимо Медичи Старший решил упорядочить собственную коллекцию манускриптов, и именно его находки стали самыми ценными экспонатами будущей библиотеки. В собрание книг Козимо Медичи вошли и экземпляры, унаследованные им от Никколо Никколи, умершего в 1437 году. А позже коллекция постепенно пополнялась за счет полученных в дар и купленных раритетов. Со временем часть книг была передана в монастырь Сан-Марко. После того, как семейство было изгнано из Флоренции, в тот же монастырь была направлена и оставленная в городе библиотека, но уже в 1512 году Медичи вернули себе и власть в городе, и книги.

Следующим шагом стало избрание Джулио Медичи, незаконнорожденного племянника Лоренцо I, Папой Римским. Приняв имя Климента VII в 1523 году, уже на следующий год Папа обратился к Микеланджело с поручением построить здание библиотеки. Забегая вперед, стоит упомянуть, что в наше время библиотека Лауренциана хранит огромную коллекцию, в которой числится:

  • 12000 печатных томов;
  • 566 изданий, выполненных до 1 января 1501 года (инкунабул);
  • более 4000 книг XVI столетия;
  • огромную коллекцию рукописей, в том числе ценные папирусы из Египта.

Доступ к раритетам запрашивают самые авторитетные ученые мира.

Biblioteca Medicea Laurenziana: пятидесятилетняя история строительства

Получив заказ, Микеланджело приступил к разработке проекта Лауренцианы, которой предстояло стать крупнейшим культурным центром, сопоставимым по значению со знаменитым собранием Ватикана, но предназначенным для мирян. Микеланджело создал план постройки с уютным внутренним двориком. На третьем этаже должен был располагаться читальный зал. Проблема освещения решалась за счет двух рядов окон. Что касается интерьера, мастер выбрал нейтральный стиль, поскольку в зале предстояло читать и переписывать книги (для переписчиков были предусмотрены специальные пюпитры).

Работы по возведению и усилению стен были проведены в 1524 году, а строительство вестибюля, главным украшением которого должна была стать уникальная лестница, началось через два года. Параллельно Микеланджело занимался и другими важными проектами, так что работы по строительству и, главное, оформлению библиотеки Медичи велись довольно медленно. Кроме того, заказавший строительство Папа Римский в 1533 году скончался, что привело к серьезным задержкам и с финансированием, и с поставкой материалов. В итоге Лауренциана стояла неоконченной, а Микеланджело уехал в Рим.

Занятость великого мастера стала причиной привлечения к строительству и других мастеров. В 1550 году библиотека Лауренциана получила великолепный резной потолок из липы. Его изготовил Джованни Баттиста дель Тассо, которому Микеланджело передал эскизы. На потолке и сегодня можно увидеть великолепные картины из жизни животного мира, среди них встречается и единорог – эмблема Козимо Медичи. Полки, на которых должны были разместить книги, изготовили Баттиста дель Чинкве и Чапино – известные мастера.

Знаменитая лестница

В строительстве библиотеки Медичи принимали участие самые знаменитые мастера того времени, в том числе Джорджо Вазари и Бартоломео Амманати. Но и этим зодчим было сложно справиться с задачей, поскольку часть записей и чертежей была утрачена. Наибольшие сложности вызвало строительство лестницы. Отправившись в Рим, Микеланджело через несколько лет забыл, как должен был выглядеть первоначальный вариант лестницы. Правда, у него оставались эскизы и даже глиняная модель конструкции, так что он сумел восстановить основные черты строения.

Идею необычной лестницы библиотеки Лауренциана он описал в письме к своему соратнику и другу Вазари, составленном в сентябре 1555 года. По замыслу архитектора, конструкция должна была состоять из трех пролетов: более широкого, предназначенного для государя, центрального и двух боковых. Овальные ступени, постепенно сужающиеся кверху, были новинкой. А общее впечатление от композиции было невероятно сильным: казалось, что из дверей читального зала вытекала лава. Убедиться в справедливости этой оценки можно и сегодня: достаточно присоединиться к экскурсии.

Источник

Библиотека Лауренциана во Флоренции. Архитектура и дизайн интерьера

Библиотека Лауренциана во Флоренции. Галерея внутреннего двора. Архитектор Микеланджело

Редкий познавательный тур в Италию обходится без посещения Флоренции – колыбели Ренессанса. До наших дней, здесь сохранились многочисленные символы этого, поистине удивительного времени.

В 1523 г., вскоре после своего избрания, папа Климент VII Медичи решил построить во Флоренции библиотеку для греческих и латинских рукописей. Идея эта (предложенная еще папой Львом X в 1519 г.) предполагала создание во Флоренции крупного культурного центра, сопоставимого с Ватиканом. Параллельно, с 1517 г. было необходимо решать задачу интеллектуального сопротивления распространению протестантской Реформации. Флоренция, находившаяся под влиянием неоплатоновских идей (которые не могли воспринять лютеране), была в то время еще живым символом наследия Лоренцо Медичи. Свое название «Лауренциана» библиотека также получила в честь Лоренцо I Медичи, значительно обогатившего фонды коллекции своего деда Козимо Медичи Старшего. Работа по возведению здания для коллекции книг и рукописей была поручена Микеланджело (воспитанному в духе неоплатоновской академии и обучавшемуся в юности при дворце Медичи).

Библиотека Лауренциана во Флоренции. Внутренний двор. Архитектор Микеланджело

Читальный зал библиотеки предполагалось разместить на третьем этаже монастыря, связанного с базиликой Медичи Сан-Лоренцо.

Место, в немалой степени, было выбрано в связи с удобным двусторонним освещением. Работы, предполагавшие усиление стен в двух первых уровнях, были начаты в 1524 г. Микеланджело разработал читальный зал в виде прямоугольного удлиненного помещения с двумя рядами окон. Интерьер помещения получил нейтральное оформление, не препятствующее основному назначению, состоявшему в чтении или копировании материалов. Книги и рукописи размещались на деревянных столах – пюпитрах. Потолок читального зала был вырезан в 1550 г. Джованни Баттиста дель Тассо из дерева липы, на основе рисунков Микеланджело. Он иллюстрирует мотивы животного мира, среди которых встречается фигура единорога – эмблема Козимо Медичи. Орнамент пола также инкрустирован по рисункам архитектора.

Библиотека Лауренциана во Флоренции. Читальный зал. Архитектор Микеланджело

Доступ в читальный зал из прихожей обеспечивается лестницей в вестибюле.

Будучи мастером парадоксов, Микеланджело создал в дизайне интерьера вестибюля динамичную лестничную композицию, основанную на контрасте с читальным залом. Строительство вестибюля, начатое в 1526 г., было надолго прервано республиканской революций, обнищанием Медичи, и религиозными смутами, из-за которых в течение многих лет архитектор почти утратил надежду на завершение работы. В 1534 г. Микеланджело покинул Флоренцию, и уехал в Рим. На протяжении двадцати лет после этого лестница так и не была построена. Вплоть до 1560 года отделкой здания по проекту Микеланджело занимались другие зодчие, в том числе: Джорджо Вазари и Бартоломео Амманати.

Библиотека Лауренциана во Флоренции. Лестница в вестибюле. Вид 1. Архитектор Микеланджело

Будучи, в первую очередь, скульптором, Микеланджело часто экспериментировал с формами, подвергая пересмотру свои композиции. Возможно поэтому, многие из них так и остались незавершенными. Творческий процесс отнимал много сил и энергии, и нередко напоминал «войну» с материалом. В этой связи неудивительно, что окончательный проект лестницы для библиотеки был представлен лишь в 1558-59 г. Вопреки желанию архитектора, в 1559 году лестница была построена в камне (арх. Амманати), с целью отметить восстановление полномочий суда Медичи. Открытие библиотеки для публики состоялось в 1571 году.

Библиотека Лауренциана во Флоренции. Лестница в вестибюле. Вид 2. Архитектор Микеланджело

Содержащий лестницу вестибюль, конструктивно и эстетически парадоксален.

Прижатые к стенам колонны, вопреки ожиданиям, не несут нагрузки. Их функция лишь декоративная, и состоит в обрамлении стенных ниш. Стены с нишами, также лишены декора, и являются несущими. Бесполезные консоли в основании колонн, как бы «бросают вызов» законам устойчивости. Треугольные фронтоны и карнизы из песчаника, демонстрируют стиль Брунеллески, весьма характерный для флорентийской архитектуры. Совершенно контрастно статичному вестибюлю выглядит большая лестница, со скругленными ступенями и декоративными украшениями. По образному выражению, она напоминает «… поток лавы из читального зала». Подобное впечатление создает не только цвет, но и форма, а также – чрезмерное количество места, которое она занимает. Округлые ступени в ее центральном пролете выглядят контрастно к прямым ступеням в боковых. В целом, композиция, в не меньшей степени характеризует Микеланджело – скульптора, чем архитектора.

Библиотека Лауренциана во Флоренции. Лестница в вестибюле. Фрагмент. Архитектор Микеланджело

Библиотека для мирян во Флоренции, сочетающая удобство, контрасты и композиционные парадоксы вобрала в себя черты маньеризма и позднего итальянского Возрождения.

Она является одним из важных достижений Микеланджело в области архитектуры, представляя также ценность в качестве образца исторического оформления и дизайна интерьера, дошедшего до нас в хорошем состоянии. В настоящее время, архивы собрания содержат 12000 печатных томов, 566 инкунабул, 4058 книг XVI века, и 11044 особенно ценных рукописей, включая крупнейшую итальянскую коллекцию египетских папирусов.

Инкунабула – от лат. incunabula «колыбель», «начало» — книги, изданные в Европе от начала книгопечатания до 1 января 1501 года. Издания этого периода очень редки, так как их тираж был 100—300 экземпляров.
Википедия

При подготовке публикации были использованы материалы статьи Д.Хансера.

Источник

Оцените статью