Квартсекстаккорд строится от ступени

solfamusictheory

This WordPress.com. site is about music theory and methodology

кадансовый квартсекстаккорд (К64)

Квартсекстаккорды в четырехголосии

Базовый курс гармонии. Содержание
Квартекстаккорд – это второе обращение трезвучия с квинтовым тоном в нижнем голосе. Обозначается квартсекстаккорд цифрами 64. Функциональное значение квартсекстаккорда в ладу то же, что и у трезвучия, от которого он образован, за исключением кадансового квартсекстаккорда (К64) , который бифункционален.

В хоральном четырехголосии квартсекстаккорды используются с удвоением квинтового тона. Удвоение других тонов в квартсекстаккорде не практикуется.

Квартсекстаккорд располагается тесно и широко, подобно трезвучию. Если в трезвучии находящуюся в басу приму аккорда заменить квинтовым тоном, то получится квартсекстаккорд.

Например, в C-dur:

В отличие от трезвучий и секстаккордов квартсекстаккорды применяются не всегда, а только в проходящих , вспомогательных и кадансовых оборотах.

Share this:

Like this:

Классические кадансовые средства (K64 и D7)

Базовый курс гармонии. Содержание
Каденцией (или кадансом) называется мелодико-гармонический оборот, завершающий предложение и период.

Кадансовый квартсекстаккорд (К64) – это Т64, используемый в автентических полных, половинных и прерванных каденциях перед D. Он приходится на более сильную долю, нежели D и происходит от двойного задержания к D53 и тройного – к D7.

Читайте также:  Козлы строительные для лестниц

По звуковому составу К64 представляет собой тонический аккорд, но, являясь задержанием к D, выполняет доминантовую функцию. Совмещение в аккорде двух функций называется бифункциональностью.

Традиционно К64 помещается между S и D (см. нотный пример выше).

В фактуре К64 располагается так же, как и Т53, но на квинтовом тоне в басу. Поэтому в К64 получается удвоенным квинтовый тон, а не прима, как в трезвучии.

Перемещение K64 выполняется так же, как и перемещение тонического трезвучия. Разница лишь в басовом звуке (5-я ступень в K64 вместо 1-й ступени в T53):

Пример гармонизации мелодии:

Доминантсептаккорд (D7) – это малый мажорный септаккорд на V ступени мажора и гармонического минора. Наряду с II7 и VII7 D7 относится к группе главных септаккордов лада.

D7 в заключительной каденции используется чаще, чем D53, т.к. это неустойчивый диссонирующий аккорд, активно тяготеющий в тонику. Его диссонирующий тон – септима (IV ст.) всегда разрешается на ступень вниз, в терцовый тон тоники. Квинта (II ст.) разрешается также вниз, в приму тоники. Терцовый тон (VII ст.) D7 можно разрешить на малую секунду вверх в приму тоники, а можно повести на терцию вниз, в квинту тоники. Тогда при разрешении D7 получится полное Т53.

В полной совершенной каденции D7 берется в одном из в трех мелодических положений: примы (неполный D7), терции и квинты. D7 в мелодическом положении септимы разрешается в Т53 в мелодическом положении терции, образуя несовершенный каданс, а это нежелательный вариант завершения периода.

При разрешении D7 в трезвучие VI ступени (VI53), например, в прерванном обороте и в прерванной каденции бас движется на секунду вверх в VI ступень, остальные звуки разрешаются так же, как и при разрешении D7 в Т53: VII ступень – в I, II – в I, IV – в III. В результате в трезвучии VI ступени удваивается терцовый тон. Сравните:

После VI53 обычно используется аккорд субдоминантовой группы, гармонически соединенный с VI53. Далее следует дополнительная каденция.

При соединении К64 с D7 могут образоваться параллельные квинты (ч5 и ум5), которые в данном случае допустимы.

Пример гармонизации мелодии:

1. Найдите в произведениях своего репертуара кадансовые обороты и проанализируйте их аккордику.

2. Играйте на фортепиано во всех мажорных тональностях квинтового круга кадансовые обороты из нотных примеров 1-3, а также следующий кадансовый оборот:

3. Играйте на фортепиано во всех мажорных тональностях в тесном и широком расположении следующие гармонические обороты:

1) K64 D D7 T; 2) S K64 D D7 T; 3) S6 K64 D D7 T S T; 4) D7 T; 5) K64 D7 T;

6) S S6 K64 D7 T S T.

4. Сыграйте и допишите средние голоса в следующем музыкальном построении:

Источник

На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио

Чтобы каждый раз мучительно не вспоминать, на каких ступенях строятся аккорды, заведите у себя в тетрадочке таблички-шпаргалки. Таблицы по сольфеджио, кстати, их можно с таким же успехом использовать и на гармонии, вы можете распечатать и приклеить или переписать в свою нотную тетрадочку по предмету.

Пользоваться такими табличками очень удобно при составлении или расшифровке всяких цифровок и последовательностей. Также клёва иметь такую подсказку на гармонии, когда наступает ступор, и никак не можешь найти подходящий аккорд для гармонизации, тут же всё перед глазами – обязательно что-то подойдёт.

Таблицы по сольфеджио я решил сделать в двух вариантах – один более полный (для студентов училищ, колледжей и вузов), другой – попроще (для школьников). Выбирайте тот, который подходит вам.

Итак, вариант первый…

Таблицы по сольфеджио для школы

Надеюсь, всё понятно. Не забываем, что в гармоническом миноре повышается VII ступень. Учитывайте это при составлении доминантовых аккордов. А вот и вариант второй…

Таблицы по сольфеджио для колледжа

Мы видим, что здесь всего три колоночки: в первой самое элементарное – главные трезвучия и их обращения на ступенях лада; во второй – основные септаккорды – хорошо видно, например, на каких ступенях строятся аккорды двойной доминанты; в третий раздел помещены всякие другие аккорды.

Несколько важных замечаний. Помните, да, что в мажоре и миноре аккорды немножко различаются? Поэтому не забываем, когда это нужно, повышать седьмую ступень в гармоническом миноре, или понижать шестую в гармоническом мажоре, чтоб получить, к примеру, уменьшённый вводный септаккорд.

Помните, что двойная доминанта всегда связана с повышением IVступени? Отлично! Думаю, что знаете и помните. Я не стал все эти мелочи выносить в колонку со ступенями.

Еще немного по поводу других аккордов

Пожалуй, я забыл внести сюда еще один вид – двойную доминанту в виде трезвучия и секстаккорда, которые также можно применять для гармонизации и составления последовательностей. Ну, добавите сами, если нужно – ничего страшного. Всё-таки аккорды двойной доминанты в середине построения мы не так часто употребляем, а перед кадансом лучше использовать септаккорды.

Секстаккорд II ступени – II6 применяется частенько, особенно в предкадансовых построениях, причём в этом секстаккорде можно удваивать терцовый тон (бас).

Секстаккорд VII ступени – VII6 применяется в двух случаях: 1) для гармонизации проходящего оборота T VII6 T6 вверх и вниз; 2) для гармонизации мелодии, когда она идёт вверх по ступеням VI, VII, I в виде оборота S VII6 T. В этом секстаккорде удваивается бас (терцовый тон). Помните, да, что обычно в секстаккордах бас не удваивается? А вот вам два аккорда (II6 и VII6), в которых удваивать бас можно и даже нужно. Ещё удвоения баса необходимы в тонических секстаккордах при разрешении в них вводных септаккордов.

Трезвучие третьей ступени – III53 применяется для гармонизации VII ступени в мелодии, но лишь в том случае, если она идёт не вверх в первую ступень, а вниз – в шестую. Такое бывает, например, во фригийских оборотах. Иногда, правда, используют и проходящий оборот с третью ступенью – III D43 T.

Доминантовый нонаккорд (D9) и доминанта с секстой (D 6 ) – удивительной красоты созвучия, вы про них, наверняка, всё знаете. В доминанте с секстой – берётся секста вместо квинты. В нонаккорде ради ноны в четырёхголосии пропускается квинтовый тон.

Трезвучие VI ступени – часто используют в прерванных оборотах после D7. При разрешении в него доминантсептаккорда обязательно удвоение терции.

Всё! Как же жестока ваша судьба, ведь теперь больше не мучиться вам, вспоминая, на каких ступенях строятся аккорды. Есть теперь у вас таблицы по сольфеджио. Вот так!))))

Источник

Учимся строить квартсекстаккорды и секстаккорды на пианино

Трезвучия – это далеко не все аккорды, которые используются при подборе аккомпанемента. Есть еще их обращения, различные септаккорды и множество нестандартных созвучий, широко используемых в практике. Но после трезвучий логичнее продолжить более изучение более простых и родных, поэтому сегодня мы узнаем как построить квартсекстаккорды и секстаккорды – именно так называются обращения трезвучий.

И опять про интервалы

На этот раз будем учиться играть и строить кварты – интервалы, состоящие из 4-х ступеней. Например – «до-фа», «ре-соль», «ми-ля», «ля-ре» и т. д. На клавиатуре кварты выглядят так.

Так строятся и записываются кварты

В построении кварт есть пара простых правил.

Чистые кварты всегда играются либо на белых клавишах, либо на черных.

То есть, если строим кварту от белой клавиши (бекара), то и вторая нота будет белой клавишей (бекаром). Если же мы строим кварту от диеза, то и вторая нота будет диезная. Соответственно – от бемоля будут два бемоля.

Но есть исключение, когда кварта будет черно-белая. Это кварты от ноты «фа», то есть «фа-си» – кварта-исключение.

Поиграйте все кварты от всех клавиш. Для подсказки могу сообщить, что с кварты начинается Гимн России и известная детская песенка про кузнечика, которого сожрала лягушка. В видео версии я это продемонстрирую.

Учимся играть и строить квартсекстаккорды и секстаккорды

Зачем мы учились играть кварты? А затем, что они входят в состав обращений, которые очень удобно использовать при подборе какой-либо композиции. Да и просто полезно для тех, кто хочет научиться играть на пианино.

Секстаккорды

Когда мы первый раз переворачиваем трезвучие, то получается новый аккорд, который строится по следующей формуле – сначала терция, а потом кварта. Как строить его в тональности – обсудим немного позже, а сейчас познакомимся с формулой построения от нот вне тональности.

Мажорный секстаккорд состоит из малой терции и чистой кварты, в нотах это выглядит так:

Формула построения секстаккордов

На клавиатуре эти созвучия надо играть таким образом:

Ну, и для примера еще парочка секстаккордов от других нот:

Так строятся секстаккорды от нот МИ и ФА

Исходя из данной формулы и приведенных примеров теперь, думаю, вы сможете построить секстаккорд от любой ноты.

Квартсекстаккорды

Теперь узнаем, как построить квартсекстаккорд. Начинается он с кварты. Формула построения – чистая кварта + терция. Если нам нужен мажорный секстаккорд, то строим чистую кварту и большую терцию, а если минорный – то чистую кварту и малую терцию. Смотрим примеры:

Формула построение квартсекстаккордов в мажоре и миноре

Ну а в видео версии нашего урока я вам сейчас покажу, как строить квартсекстаккорды и секстаккорды от звука вне какой-либо тональности.

Источник

Теория музыки: построение аккордов, изменение тональности

В прошлых уроках мы с вами уже изучили достаточно материала для того, чтобы приступить к более сложным заданиям в музыке. В этот раз мы с вами узнаем, что такое аккорд, как его построить и как изменить тональность музыки.

Итак, аккорд – это три звука (или больше), которые располагаются чаще всего на расстоянии в терцию друг от друга.

Ступени аккордов получают свои названия в соответствии с интервалом, который отделяет их от примы (нижнего звука в аккорде).

Аккорды могут обращаться – то есть можно перемещать нижний звук на другие звуки аккорда, а его остальные составные звуки перемещать выше. Проще говоря, обращение аккордов – это изменение порядка звуков в нем.

Трезвучие – это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных зачастую по терциям.

Мы помним из прошлого урока, что терции бывают двух видов (малая – м3, большая – б3). Поэтому логично, что трезвучий, составленных из терций, может быть четыре вида.

И пример обращения трезвучия:

Секстаккорд (6) – терция+кварта

Квартсекстаккорд (6/4) – кварта+терция

Также существует септаккорд, который состоит из четырех звуков, расположенных на расстоянии в терцию друг от друга.

Мы помним, что трезвучий может быть четыре, а септим три (большая, малая, уменьшенная), то путем несложных подсчетов мы можем понять, что септаккордов бывает 12 видов. Но чаще всего употребляются эти пять видов:

Логично, что и септаккорды могут обращаться:

Квинтсекстаккорд (6/5) – трезвучие+секунда

Терцквартаккорд (3/4) – терция+секунда+терция

Секундаккорд (2) – секунда+трезвучие

Чаще всего используются такие септаккорды:

Доминантсептаккорд – малый мажорный септаккорд, который располагается на пятой ступени (доминанте) натурального мажора и гармонического минора. Состоит из мажорного трезвучия и малой терции.

Уменьшенный септаккорд – малый уменьшенный в мажоре, уменьшенный в гармоническом миноре и гармоническом мажоре.

Септаккорд II ступени – малый минорный в мажоре и малый уменьшенный в гармоническом мажоре и миноре.

Построение аккордов

Аккорды могут состоять лишь из тех ступеней, которые есть в тональности, что мы используем. Трезвучия основных ступеней (тоника, доминанта, субдоминанта) соответствуют ладу: в мажоре – мажорное трезвучие, в миноре – минорное.

Трезвучия побочных ступеней (II, III, VI, VII) будут не соответствовать основному ладу, они будут минорными в мажоре и мажорные в миноре.

Для примера будем использовать тональности До-мажор и до-минор.

До-мажор:

Строение трезвучий:

  • Мажорные трезвучия строятся на I, IV, V ступенях
  • Минорные трезвучия строятся на II, III, VI ступенях, а также на IV в гармоническом мажоре
  • Уменьшенные трезвучия строятся на VII ступени и на II в гармоническом мажоре
  • Увеличенные трезвучия строятся на VI пониженной в гармоническом мажоре

Строение септаккордов:

  • Большой мажорный – I и IV ступени
  • Малый мажорный – V ступень
  • Малый минорный – II, III и VI ступени
  • Малый уменьшенный – VII ступень и II ступень в гармоническом мажоре
  • Уменьшенный – VII ступень в гармоническом мажоре
  • Большой минорный – IV ступень в гармоническом мажоре
  • Большой увеличенный – VI пониженная ступень в гармоническом мажоре

Используем гаммы натурального До-мажора и гармонического.

Так как они отличаются шестой ступенью, аккорды будут иметь два варианта.

Септаккорды:

до-минор:

Строение трезвучий:

  • Мажорные трезвучия – III, VI, VII ступени и V в гармоническом миноре
  • Минорные – I, IV, V ступени
  • Уменьшенные – II ступень и VII повышенная ступень в гармоническом миноре
  • Увеличенные – III ступень в гармоническом миноре

Строение септаккордов:

  • Большой мажорный – III и VI ступени
  • Малый мажорный – VII ступень и V в гармоническом миноре
  • Малый минорный – I, IV и V ступень
  • Малый уменьшенный – II ступень
  • Уменьшенный – VII повышенная ступень в гармоническом миноре
  • Большой минорный – I ступень в гармоническом миноре
  • Большой увеличенный – III ступень в гармоническом миноре

Также сначала строим гаммы натурального до-минора и гармонического:

Как вы видите, они отличаются седьмой ступенью. Поэтому все аккорды, включающие в себя седьмую ступень, также будут иметь два варианта.

Трезвучия:

Септаккорды:

Транспонирование

Транспонировать песню означает перенести ее из одной тональности в другую. Другими словами, транспонирование – это смена тональности. Тональность меняют для более удобного пения или инструментального исполнения музыки. К примеру, решили вы спеть песню, но у вас все никак не получается взять самую высокую ноту. Значит для вас тональность этой песни слишком высокая, и вам стоит ее понизить.

Есть три основных способа транспонирования нот:

  • Транспонированные на заданный интервал
  • Смена ключевых знаков
  • Смена ключа

Как пример мы с вами возьмем песню “В лесу родилась елочка”. Изначально эта песня находится в тональности Ля-мажор.

Воспользуемся первым способом – перенос нот на заданный интервал. Здесь все достаточно просто. Все, что нам нужно сделать – это перенести каждую ноту на выбранный нами интервал. Переносить можно как вверх, так и вниз.

Мы будем переносить песню на большую терцию вниз. Желательно сразу определить новую тональность. Это сделать довольно просто – мы знаем исходную тональность, а поэтому знаем и тонику; переносим тонику на большую терцию вниз и попадаем на ноту Фа. Значит наша новая тональность – Фа-мажор. И теперь, когда мы перенесли все наши ноты на большую терцию вниз, наша песня стала звучать и выглядеть так:

Второй способ будет удобен в том случае, если нам нужно понизить или повысить тональность на полтона. Но для этого вы должны знать ключевые знаки разных тональностей (ну или хотя бы той, в которую вам нужно перенести песню). Обратите внимание на то, что полутон должен быть хроматическим (к примеру, ми – ми диез, фа – фа диез).

Если мы пользуемся вторым способом, то ноты не меняют свои места. Мы трогаем только ключевые знаки. На примере мы перенесли песню из Ля-мажор в Ля-бемоль мажор.

Но стоит заменить, что в этот способе есть несколько подводных камней. Если в песне присутствуют случайные знаки альтерации (то есть все остальные, кроме ключевых).

При транспонировке на полтона вверх случайные диезы становятся дубль-диезами, бекары становятся диезами, бемоли – бекарами, а дубль-бемоли – бемолями.

Если же транспонировка производится вниз, то дубль-диезы становятся диезами, диезы – бекарами, бекары – бемолями, бемоли – дубль-бемолями.

Принцип прост – повышаем или понижаем знак на полтона.

Теперь разберем третий способ – замену ключей. Но нам придется не только заменить ключ, но и сменить ключевые знаки. Используя этот способ мы также оставляем ноты на своих местах. Но стоит помнить, что другой ключ означает другое расположение нот, то есть та нота, которая в скрипичном ключе читается, как фа, в басовом, к примеру, таковой не будет.

Мы поменяем скрипичный ключ на басовый и на альтовый. Таким образом песня теперь оказывается в тональностях До-мажор и Си-бемоль мажор соответственно.

Как видите, нет ничего особо сложного. Просто нужно проявить логику и приложить немного усилий. Решив транспонировать мелодию, не забудьте определить исходную тональность, опорные ступени и так далее. Вы должны обязательно знать все о той тональности, в которую вы хотите перевести свою мелодию.

Источник

Оцените статью