Кто построил чкаловскую лестницу

Чкаловская лестница

Чкаловская лестница в Нижнем Новгороде

Чкаловская лестница – архитектурная достопримечательность Нижнего Новгорода. Огромная лестница начинается возле здания медицинской академии у Георгиевской башни кремля, а ее подножье расположено рядом с военным мемориалом Катер «Герой», на берегу Волги. Внешне Чкаловская лестница похожа на гигантскую восьмерку, которую украшают изящные балюстрады, четырехгранные обелиски и барельефы. Она проложена по крутому правобережью реки – Волжскому откосу, между Александровским и Губернаторским садами, соединяя Верхневолжскую и Нижневолжскую набережные.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Чкаловская лестница

Основные моменты

Лестничные марши имеют столь внушительные размеры, что видны даже из космоса. А выразительные контуры лестницы превратились в одну из самых узнаваемых достопримечательностей волжского города. Количество ступеней на ее маршах не одинаково, по дуге их – 560. Чкаловская лестница не имеет перил, поэтому маленьким детям и пожилым людям спуск и тем более подъем по ней дается с трудом.

В начале спуска установлен памятник Валерию Чкалову. Это место очень нравится нижегородцам и приезжающим в город туристам, потому что от него открывается превосходный вид на волжскую пойму, стрелку Оки и Волги и противоположный берег реки, где раскинулся город Бор. На спуске также сооружены две смотровые площадки, с которых можно полюбоваться окрестностями.

Последний раз лестничные марши реставрировали в 2013 году, так что Чкаловская лестница имеет вполне привлекательный вид. По ней ежедневно прогуливаются группы школьников, родители с детьми и туристы. Сюда часто приезжают молодожены, желающие запечатлеть свой самый счастливый день на фоне балюстрад. По Чкаловской лестнице регулярно проходят спортивные забеги, а у ее подножья проводят многолюдные концерты.

Читайте также:  Ограждение наружных пожарных лестниц требования

Как была построена Чкаловская лестница

В 30-40-е годы XIX века в Нижнем Новгороде было решено построить новую улицу. Ее спроектировали по верху Волжского откоса и назвали Верхневолжской набережной. Во время прокладки проезжей части высокий правый берег реки укрепили дерном, а овраги впадающих в Волгу небольших ручьев засыпали землей. Волжский откос полностью выровняли, и он приобрел свой современный вид.

В верхней части Чкаловской лестницы в наши дни расположена обзорная площадка. В начале XIX века здесь находились остатки зданий старинной Происхожденской обители. Во время строительства набережной обветшавшие монастырские строения снесли, разровняли на их месте площадку и замостили ее булыжником. Чтобы конные экипажи, повозки и пешеходы могли попадать с Волжского откоса к реке, был проложен пологий спуск, названный «Георгиевским съездом». Такое имя новой мощеной дороге дали по стоящей рядом башне Нижегородского кремля.

В 30-е годы прошлого века население СССР жило под впечатлением от рекордов, которые один за другим ставили отважные летчики. Сначала советские самолеты перелетели через всю страну на Дальний Восток. А спустя время легендарный экипаж под командованием Валерия Чкалова преодолел более 8,5 тысяч километров и приземлился на территории США. Пилоты были всеобщими кумирами, и их имена не сходили со страниц газет.

Всего через год после уникального полета Чкалов погиб, и это стало всенародным горем. Советские люди тяжело переживали трагедию, в честь героя открывали памятники, а его именем называли улицы и площади городов. Городские власти Нижнего Новгорода (тогда – Горького) не остались в стороне. В 1939 году они предложили увековечить память о Чкалове и поставить на Волжском откосе памятник отважному летчику.

В городе также приняли решение соорудить новый спуск к реке. По плану лестница в Горьком должна была втрое превосходить Потемкинскую лестницу в Одессе. Но масштабное строительство длинного спуска не успели развернуть, так как началась война.

Несмотря на трудности, городские власти приступили к строительству в 1943 году, когда стало понятно, что ход военных действий переломился, и советская армия начала освобождение страны от захватчиков. Немцы на фронтах отступали, прекратились ночные бомбежки города, и можно было налаживать мирную жизнь. В Горьком начали восстанавливать заводы и возродили стройки, замороженные войной.

Авторство проекта Чкаловской лестницы принадлежало архитектору из Горького Александру Александровичу Яковлеву и двум архитекторам из Москвы – Владимиру Оскаровичу Мунцу и Льву Владимировичу Рудневу. Представители горисполкома поехали с проектом в Москву. Несмотря на то, что в середине войны страна как никогда нуждалась в деньгах, государство выделило необходимые для стройки средства. Такое решение совпало с победой СССР в тяжелой Сталинградской битве.

Возведение Чкаловской лестницы стартовало в конце мая 1944 года. Основную часть земляных и строительных работ выполнили пленные немецкие солдаты. Но в стройке приняли участие и жители города. Для того, чтобы на Волжском спуске появилась длинная лестница, государство потратило огромную по тем временам сумму – 7,76 млн рублей.

Наконец, в 1949 году новый спуск к Волге торжественно открыли. Лестницу планировали назвать в честь битвы под Сталинградом – «Сталинградской», но жители города стали именовать ее «Чкаловской», и закрепилось именно это название.

Когда большая стройка закончилась, глава городского исполкома Александр Шульгин оказался под следствием. Его обвинили в растрате государственных денег, лишили партийного билета, должности и осудили. Против Шульгина использовали материалы «Ленинградского дела», по которому в тюрьмы попало много партийных и государственных служащих. Шульгин отбывал срок в одном из мурманских лагерей. Когда Сталина не стало, уголовное дело пересмотрели, Шульгина освободили и полностью реабилитировали за отсутствием состава преступления.

Памятники возле Чкаловской лестницы

В том месте, откуда начинается спуск, стоит памятник прославленному летчику Валерию Павловичу Чкалову. Любопытно, что сами нижегородцы говорят об этом монументе кратко – «ВПЧ». Он появился на Волжском откосе в 1940 году. Авторами проекта монумента стали архитекторы И. Г. Таранов, В. С. Андреев и лауреат государственной премии скульптор И. А. Менделевич.

Интересно, что Исааку Абрамовичу Менделевичу довелось дружить с Валерием Павловичем Чкаловым. Вдвоем с летчиком они приезжали на площадку возле Георгиевской башни и, осматривая открытое место, решили, что оно идеально подходит для монумента писателю Максиму Горькому, чье имя в годы советской власти носил Нижний Новгород. Однако, когда Чкалов погиб, решено было поставить здесь памятник бесстрашному пилоту.

Отлитая из бронзы скульптура возвышается на постаменте в форме цилиндра и опирается на три ступени. Первоначально на статуе была надпись-посвящение «сталинскому соколу». Но когда в государстве развенчали культ личности Сталина, эти слова затерли.

Площадка возле монумента – превосходное место для обзора окрестностей. У подножья «ВПЧ» стоят биноскопы. Это стационарные смотровые бинокли, через которые можно разглядывать волжские дали во всех подробностях. Чтобы посмотреть в биноскоп в течение 100 секунд, нужно опустить в монетоприемник 10 рублей.

У подножья Чкаловской лестницы находится военный мемориал Катер «Герой», открытый в 1985 году. На пьедестале из гранита возвышается боевой катер, имеющий интересную историю. Баркас «Матвей Башкиров» сошел со стапелей в 1916 году. Позже речное судно переименовали в «Волгарь» и использовали во время боев Гражданской войны.

На этом боевая биография катера не завершилась. «Волгарю» пришлось повоевать и во время Великой Отечественной войны. Он помогал нашим войскам держать оборону под Сталинградом, а в год 40-летия Победы его превратили в памятник. Сегодня у нижегородских молодоженов закрепилась традиция делать возле монумента памятные снимки и оставлять цветные ленты на гребных валах.

Как добраться

Чкаловская лестница находится в Нижегородском районе города, с северо-востока от стен кремля. Чтобы добраться к ее нижним маршам, можно воспользоваться городским автобусом № 5 или маршрутными такси № Т117, Т42. Ехать нужно до остановки «Катер «Герой»» на Нижневолжской набережной. Сюда нетрудно приехать и на личном автомобиле. Правда, стоит учесть, что парковка у памятника бывает свободной лишь утром.

К обзорной площадке у начала спуска с Чкаловской лестницы подъезжают на автобусах № 4, 19, 40, 45, 52, 58, 90 и маршрутных такси №Т2, Т24, Т40, Т45, Т60, Т69, Т85, Т90, Т97 (остановка «Площадь Минина и Пожарского»).

Источник

Чкаловская лестница, памятник Чкалову и катер «Герой»

Чкаловская лестница — одно из самых красивых мест Нижнего Новгорода. Очень интересна её форма — в виде восьмерки или знака бесконечности. Отсюда открываются великолепные виды на Волгу, Нижегородский кремль, заволжские дали. На мой взгляд, лучше всего здесь во второй половине дня, когда солнце освещает её мягким желто-оранжевым светом.

Многих страшит её высота. Еще бы, она почти в 3 раза выше знаменитой Потемкинской лестницы в Одессе и насчитывает, по одним данным 430, а по другим — 560 ступеней. Чкаловская лестница соединяет Нижневолжскую набережную и площадь Минина и Пожарского.

Чкаловская лестница и Нижегородский кремль из кабинки канатной дороги

История строительства Чкаловской лестницы

Идею строительства лестницы, которая соединила бы Нижневолжскую набережную с центром города, впервые озвучил еще в 1939 году заместитель председателя горисполкома Александр Шульпин. Однако осуществлению этих планов помешала война. Впрочем, во время одной из командировок в Москву в 1943 году Шульпин смог-таки уговорить руководство страны. Были выделены средства на строительство огромной мемориальной лестницы в честь победы советской армии в Сталинградской битве.

Проект Чкаловской лестницы

Горький (Нижний Новгород) серьезно пострадал от бомбежек в годы войны. Но поскольку здесь находились многие оборонные предприятия, на восстановление города были выделены огромные средства. Не поскупились и на строительство Сталинградской, как её называли тогда, лестницы. Сталинградская лестница строилась по проекту ленинградских архитекторов Яковлева, Руднева и Минца. К строительству привлекались, в том числе, и немецкие военнопленные.

В 1949 году лестница была закончена. Она была великолепна. Но было одно печальное «но»: она оказалась одним из самых дорогостоящих проектов, её строительство обошлось в 7 млн. 760 тыс.рублей. Её «крестный отец», Александр Шульпин, был обвинен в растрате народных денег, отстранен от должности председателя Горьковского горисполкома, исключен из партии и привлечен к уголовной ответственности по печально знаменитому Ленинградскому делу. Два года провел он в заключении в Мурманской области. После смерти Сталина Шульпин был освобожден и реабилитирован, вернулся домой в Горький и продолжил работу в ряде строительных организаций и на государственной службе.

Чкаловская лестница, вид сверху (фото из интернета)

Фотографии Чкаловской лестницы и виды, открывающиеся с неё

Мы подошли к Чкаловской лестнице после прогулки по Верхневолжской набережной. Мимо неё невозможно пройти. Она начинается около Георгиевской башни нижегородского кремля и памятника Валерию Павловичу Чкалову.

Памятник Чкалову и Георгиевская башня Нижегородского кремля

Конечно, можно было подъехать к ней снизу, со стороны Нижневолжской набережной, а потом подняться наверх. А можно сделать и наоборот — спуститься по ней. Я предпочла второй вариант — спуститься, а затем подняться по ней. Это очень непросто. Но оно того стоит.

Кремль со стороны Чкаловской лестницы

Вертикальные стенки перед площадками в центре «восьмерок» украшены очень красивыми барельефами.

Барельеф на площадке Чкаловской лестницы

Кремль и Чкаловская лестница

Четырехгранные, сужающиеся к вверху колонны свидетельствуют о том, что лестница является мемориальной.

Очертания Чкаловской лестницы перекликаются со стенами и башнями Нижегородского кремля, составляя с ними единый ансамбль.

Площадки Чкаловской лестницы

Барельеф на подпорной стенке Чкаловской лестницы

Барельефы Чкаловской лестницы

Дойдя до половины лестницы, я остановилась. Отсюда открывается фантастический вид на причал Нижневолжской набережной и катер «Герой».

Нижневолжская набережная и катер «Герой»

Катер «Герой»

Баркас «Герой» имеет славную историю. Он был построен в 1916 году на Коломенском заводе и получил имя «Матвей Башкиров». В 1918 году его защитили броней, установили пулеметы и переименовали в «Волгарь-доброволец». В годы гражданской войны «Волгарь» сражался в составе Волжской военной флотилии на реках Волге, Белой, Каме и Каспии. После её окончания он был переоборудован для буксировки нефтяных караванов и несения диспетчерской службы. С 1942 года «Волгарь» снова переоснастили — вновь одели в броню и поставили зенитные орудия. В 1942-43 годах катер участвовал в боях под Сталинградом. С 1967 года катер стал плавучим музеем боевой славы военного флота, отправляясь в каждую навигацию в рейс по Волге.

Сейчас катер «Герой» стоит на постаменте у подножия Чкаловской лестницы. 9 мая к нему возлагают цветы, 12 июня мимо него проходит парад современных судов.

Полюбовавшись на катер и Нижневолжскую набережную, я повернула назад. Подниматься было гораздо труднее, чем спускаться. Зато благодаря этому я смогла сделать много красивых фотографий.

Георгиевская башня нижегородского кремля

Волга с высоты Чкаловской лестницы

Вид на Волгу и Нижний Новгород с Чкаловской лестницы

Чкаловская лестница и нижегородский кремль

Чкаловская лестница и нижегородский кремль

Уступы прясла между Борисоглебской и Георгиевской башнями нижегородского кремля

Чкаловская лестница на закате

Волга на закате, Нижний Новгород

На смотровой площадке наверху около памятника Чкалову всегда многолюдно.

Памятник Чкалову в Нижнем Новгороде

Разумеется, в рассказе о Чкаловской лестнице нельзя обойти памятник Чкалову. После смерти Чкалова в 1938 году горьковчане обратились к властям с просьбой установить памятник великому летчику. В 1940 году состоялось открытие памятника, созданного по проекту скульптора И.А. Менделевича. И когда была построена Чкаловская лестница, получился очень гармоничный ансамбль. Единственное, пожалуй, что огорчает — Чкалов стоит спиной к тем, кто поднимается по лестнице.

Памятник Чкалову и Георгиевская башня Нижегородского кремля

Памятник Чкалову и Георгиевская башня Нижегородского кремля

Кончался день, и мы поспешили обратно по Верхневолжской набережной к машине.

Источник

Оцените статью