- Историческое развитие общества
- Понятие развития общества
- Человеческий фактор в развитии
- Типы обществ и их развитие
- Различные подходы к историческому развитию
- Этапы развития общества по К. Марксу
- Культурологический подход
- Эволюционные типы обществ
- Современные тенденции развития
- Историческое развитие общества
- Оформление реферата по ГОСТу (актуально для 2020-2021): требования, оформление, образец, пошаговая инструкция
- Оформление списка литературы по ГОСТу (актуально для 2020-2021 гг.)
- Форматирование текста в Word: полезные функции и советы
- Исторический факт и интерпретация
- Оформление дипломной работы (ВКР) по ГОСТу (актуально на 2020-2021 гг.): требования, рекомендации, оформление
- Введение и заключение для курсовой работы / диплома (ВКР) / реферата
- Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории
- Курсовая работа: оформление по ГОСТу, требования, рекомендации (актуально на 2020-2021 гг.)
- Изучаем историю по фамилиям или «Раскопки» списочного состава
- Историческое развитие общества
Историческое развитие общества
Общество – это чрезвычайно сложный организм, который не стоит на месте. Он изменяется, одни институты рождаются, другие – перестают существовать. Таким образом, общественный организм живет. Именно поэтому социологи, историки и философы во все времена обращали внимание на характер исторического развития общества.
Понятие развития общества
Историческое развитие – это сложный, многосторонний и многозначительный процесс, который длится достаточно долго и включает в себя компоненты из экономики, политики, права, а также элементы нравственного и интеллектуального развития. Эти части в результате составляют единую целостность, пронизывая многие общественные институты: правовые нормы отражаются на нравственности, экономические на ценностях и т.д.
Сложность исторического развития общества в том, что для его анализа следует учесть развитие других, более мелких компонентов: групп, классов, институтов, организация и т.д. Вместе с тем, эти элементы создают единую целостность, которую социологи и культурологи стремятся исследовать. Эти элементы обычны выделяют в две большие группы – «тип общества» и «цивилизация». Данные термины используются для характеристики отдельных качественных состояний общества на определенных стадиях его прогресса и регресса.
Тип общества – это система определенных структурных единиц – социальных общностей, групп, институтов и т.д., взаимосвязанных и взаимодействующих между собой на основе некоторых общих для них социальных норм, ценностей, идеалов.
Термин «цивилизация» дал социологам, историкам и культурологам возможность выделить разные виды социального и культурного устройства социумов. Однако стоит заметить, что «тип общества» – это в первую очередь, социальные структуры, отношения и характер связей, а вот «тип цивилизаций» – это отличия в духовной, социальной или культурной сферах общества.
Человеческий фактор в развитии
Сложность определения содержания истории, путей и проблем исторического познания заключается в том, что во всех его сферах присутствует человек – главное действующее лицо исторического процесса. Она выступает исторической личностью и творцом истории, а также как исследователь всего исторического рассвета.
Человеческий фактор вносит в познавательный процесс много вопросов субъективного характера, основанные, в первую очередь, на духовности, соответствующем профессионализме каждого лица, на уровне и возможности интеллекта. Роль человека в истории определяющая уже только потому, что история, исторический процесс не могут быть без человека – его создателя. Человек и природа, человек и общество, человек и люди – такие связи, такое сочетание комплекса проблем трудно поддается осмыслению, изучению, исследованию.
Типы обществ и их развитие

Множество ученых вводили свою классификацию обществ, а с ней, определяли их движение на линии времени. Приведем несколько примеров.
Концепция Г. Спенсера: общества простые и сложные. Со временем в обществе растет вариативность социальных связей, появляются новые институты, одним словом, происходит дифференциация. Так по Спенсеру мировая история – это движение от простых обществ к сложным.
Концепция Ф. Тенниса: общины и общества. Ранняя стадия развития общества – это община. Количество участников небольшое, часто ими движет совместное проживание, отсутствует четкое право и закон. В обществе же главное – это рациональный обмен, взаимная выгода. Чтобы упростить социальную коммуникацию в обществе действует обязательный для всех закон.
Концепция К. Поппера: общества закрытые и открытые. Большинство древних обществ имели очень слабую социальную мобильность: если родился в определенной группе, то к ней будешь принадлежать и ты, и твои дети. Яркий пример – касты в древней Индии. Обычно такие общества статичны, закрыты от внешних контактов, слабо восприимчивы к достижениям науки. Со временем мобильность усиливается, появляются сословия, а затем классы. Образование, успешная карьера, знакомства дают возможность подниматься по социальной лестнице. Открытые общества более динамичны, в них развиваются институты демократии, гарантируется частная собственность и свобода самой личности.
Концепция И. Валлерстайна: исторические системы. Для этого ученого центральное место занимает то, какая система доминирует в мире. Каждая такая система имеет заданный набор экономических, политических, социальных институтов. Они, в свою очередь, через социализацию формируют соответствующих личностей. Когда система не справляется с новыми вызовами начинается ее трансформация и рождение новой системы. И. Валлерстайн приводит несколько таких систем: североамериканская (доевропейская), Римская империя, капиталистическая. По мнению ученого, сегодня наблюдается кризис капитализма, а значит, возможна новая серьезная трансформация.
Различные подходы к историческому развитию
Однако более сложные концепции были разработаны К. Марксом и А. Тойнби. Их концепции оказали намного большее влияние на научное и политическое развитие, чем вышеперечисленные. К. Маркс ввел формационную теорию развитие общества, а Тойнби – цивилизационную.
Этапы развития общества по К. Марксу
Для основателя марксизма ключевым было право собственности на средства производства и характер производственных отношений. Главная движущая сила изменений – классовые противоречия.
Именно поэтому он выделяет следующие стадии развития:
- Первобытнообщинная. Эта стадия длилась до формирования первых государств, появления власти, а с ней – эксплуатации отдельных категорий населения.
- Рабовладельческая. Самые известный пример – Античные государства Греции и Рима. Вместе с тем, Маркс также выделяет особую модель на этой стадии – «восточная деспотия» (азиатский способ производства), свойственная для народов и стран Азии, например, империи Персов.
- Феодальная. Это средневековый уклад, когда положение в общества зависело от владения «феодом» – земельным наделом. Больший феод – выше положение в обществе, возможность иметь своих вассалов.
- Капиталистическая. Промышленный переворот породил два новых класса: буржуазию и пролетариат, которые находятся в постоянном конфликте. Вся собственность на средства производства, а значит и основная прибыль – в руках буржуазии. Маркс предсказывал социальный взрыв, после которого произойдет переход на новую стадию.
- Коммунизм. Общество, в котором «каждому по потребностям, от каждого – по труду». Но как показали политические эксперименты ХХ века – коммунизма достичь не удалось.
Культурологический подход
Авторы этой концепции не считаются сторонниками европоцентристские однолинейной схемы общественного прогресса, а признавали существование большого количества культур и цивилизаций.
Представитель культурологического подхода английский историк Тойнби в своем труде «Исследование истории» рассматривает историю человечества как круговорот локальных цивилизаций, которые сменяют друг друга. Осуществляя сравнительное исследование цивилизаций, он делает вывод, что все варианты общества можно рассматривать как близкие в историческом времени и равноценные по своему значению. Каждая цивилизация проходит схожие стадии возникновения, развития, упадка и гибели.
Тойнби считает, что причиной упадка цивилизаций является потеря гармонии между частями, которые образуют целостное единство общества. Смысл всемирной истории Тойнби видит в религиозной эволюции и духовном совершенствовании человечества. На этом этапе начинают доминировать представление об истории как совокупность локальных цивилизаций, основным понятием выступает понятие «цивилизации» – общности людей, объединенных на основе духовных ценностей.
Тойнби выделяет 21 цивилизацию, среди них египетская, эллинская, западная, православная христианская (в России) и другие.
Эволюционные типы обществ
Сегодня большинство социологов, футурологов и философов используют эволюционные типы обществ, которые, однако, возникли вследствие производственных революций.
Примерно до 10 тысячелетия до нашей эры существовали простейшие общества. Но из-за того, что часть народов перешла к земледелию, начинаются существенные сдвиги в развитии общества. Переход от собирательства к земледелию получил название «Неолитическая революция». Человечество переходит к оседлому способу жизни, строит города, благодаря чему возникает предпосылка создания государства, для фиксации урожая и его распределения возникает письменность, а с ней – письменные законы. Это общество просуществовало до 18-19 веков нашей эры и называлось аграрным (традиционным).
В 18 веке в Англии изобрели паровую машину, которую начали использовать на производстве и на транспорте. Начался промышленный переворот. Заводы и фабрики задавали тон жизни в стране и городе. Дневной уклад стал зависим от времени: появилось расписание, транспорт стал его соблюдать, на заводах начали работать женщины, а детей приходилось отдавать в государственные и частные школы и детские сады, начала сокращаться рождаемость.
Во второй половине 20 века началась еще одна революция – информационная. Изменился характер информации, все начало измеряться байтами. Появился интернет, возможность удаленной учебы и учебы, серверы стали хранить информацию, которой даже не накопилось за предыдущие эпохи. Это время стали называть «эпоха Big Data», а стадию – информационной или постиндустриальной.
Таким образом, сегодня выделяют 4 стадии развития общества:
- Простейшие общества.
- Аграрные общества.
- Индустриальные.
- Постиндустриальные.
Современные тенденции развития
Сегодня философы и социологи говорят о двух главных тенденциях: глобализации и сбору данных обо всем. Сегодня уже нет десятков цивилизаций, о которых писал Тойнби. Сегодня мир – это фактически одна цивилизация. Сегодня молодежь в Европе, России и США больше похоже между собой, чем на старшее поколение в своей стране. Создание огромных баз данных разгружает человеческую память, она становится кратковременной. Вместе с тем, чтобы находить нужную информацию, которой нет в памяти, нужны умения работы с базами данных.
Источник
Историческое развитие общества
Теорий развития общества огромное количество. Они базируются на философских воззрениях их авторов и следовательно их можно условно поделить на две группы: материалистические и идеалистические. Данное деление основано на подходах философов к одному из важнейших вопросов философии — что первично? Материя или душа? Этот вопрос появился практически одновременно с появлением философии и до сих пор существуют различные подходы к его решению.
Наиболее аргументированную теорию развития общества предложили К.Маркс и Ф.Энгельс. Их взгляд на развитие общества базируется на материалистическом понимании истории.
Почитать подробнее о формационной и цивилизационной теориях можно по ссылке Формационный и цивилизационный подходы.
Согласно концепции К.Маркса и Ф.Энгельса процесс развития общества — это естественноисторический процесс, имеющий свои закономерности. Развитие общества, как и развитие истории является закономерным. А так как развитие общества это закономерный процесс, то он имеет определённые этапы и направление развития. В качестве критерия для деления общественного развития на этапы (общественно — экономические формации) был взят способ производства (производительные силы + производственные отношения). Выделяются такие общественно – экономические формации, как первобытно – общинная, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Часто формационный подход к истории понимают как линейный (т. е. существует только один вариант развития). Но К.Маркс и Ф.Энгельс выделяли и азиатский способ производства, как особую общественно-экономическую формацию, тем самым признавая нелинейность исторического развития.
Некоторые критики материалистического подхода к истории заявляют, что данный подход не учитывает влияние человеческой мысли на происходящие события. Но это не так. Для примера можно взять реформацию в Германии. На проведение реформации, взгляды Мартина Лютера безусловно повлияли сочинения гуманистов, например, Эразма Ротердамского. Но взгляды последнего формировались под влиянием тех социально — экономических, политически, религиозных условий, в которых он жил. Само же появление гуманизма стало возможно благодаря появлению в Италии торгово-ремесленных слоев населения (пополанов), для которых догматические ценности католической церкви не подходили.
Проходит ли историческое развитие в разных странах одинаково? Нет, оно различно, т. к. различаются исторически сложившиеся условия. Например на историческое развитие России значительное влияние оказало влияние Византия, монголо-татарское нашествие и, безусловно, естественно-географические условия.
Для того, чтобы разобраться в данной проблеме, необходимо определить такое понятие как историческая закономерность.
Как и любая другая, историческая закономерность — это объективные, существенные, устойчивые, необходимые, повторяющиеся при определённых условиях связи между явлениями. Нужно отличать закономерности от причинно — следственных связей. Если закономерность имеет общий характер, то причинно — следственные связи — частный и относятся к конкретным явлениям.
Несмотря на то, что история развивается закономерно, она носит субъективный характер, т. к. состоит из действий отдельных людей. В деятельности людей так же существуют закономерности. Но человек не робот, и всегда имеет возможность выбора, а следовательно может влиять на ход исторического развития. Есть ли здесь противоречие? Нет, т. к. закономерность — это не предопределённость. Люди действуют, влияют на ход исторического развития и тем самым создают условия, при которых будет действовать та или иная закономерность.
Таким образом, историческое развитие общества имеет закономерный характер, не исключая при этом влияние отдельных личностей на ход истории.
Раздел: Ш паргалка
Дата публикации: 30.11.2011 05:10:26 1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте
Другие социальные сети:
В ас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Оформление реферата по ГОСТу (актуально для 2020-2021): требования, оформление, образец, пошаговая инструкция
Методические рекомендации по подготовке и оформлению качественного реферата. Требования ГОСТа, структура, пошаговая инструкция, типичные ошибки, образец оформления.
Читать
Оформление списка литературы по ГОСТу (актуально для 2020-2021 гг.)
Правила оформления списка литературы по последнему ГОСТу Р 7.0.100-2018. Примеры оформления библиографического списка для книг, статей, сайтов, видео, аудио, карт.
Читать
Форматирование текста в Word: полезные функции и советы
Как форматировать документ в текстовом редакторе Microsoft Word. Обзор полезных функций и горячих клавиш программы. Как эффективно работать в Ворде..
Читать
Исторический факт и интерпретация
В сознании многих людей, зачастую, путаются понятия исторического факта, исторического источника, интерпретации исторических событий. Это способствует распространению различного исторического мифотворчества. Поэтому важно разбираться в вышеуказанных понятиях..
Читать
Оформление дипломной работы (ВКР) по ГОСТу (актуально на 2020-2021 гг.): требования, рекомендации, оформление
Методические рекомендации по подготовке и оформлению дипломной работы (ВКР). Требования ГОСТа, структура, рекомендации по написанию и защите работы..
Читать
Введение и заключение для курсовой работы / диплома (ВКР) / реферата
Методические советы по написанию введения и заключения для реферата, курсовой и дипломной работы (ВКР). Актуальность, цель, задачи, научная новизна, методология, историография.
Читать
Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории
О формационном и цивилизационном подходах к изучению истории и теории индустриального общества. Чем они отличаются? Что и как преподавать в школе?.
Читать
Курсовая работа: оформление по ГОСТу, требования, рекомендации (актуально на 2020-2021 гг.)
Методические рекомендации по подготовке и оформлению курсовой работы. Требования ГОСТа, структура, рекомендации по написанию и защите работы..
Читать
Изучаем историю по фамилиям или «Раскопки» списочного состава
Познавательно для учащихся. Как появились фамилии, на разных примерах конкретизирована историческая информация, которую они несут.
Читать
Историческое развитие общества
Процесс исторического развития общества — является ли он закономерным или это цепь случайностей? Является ли он объективным или субъективным?.
Все права принадлежат авторам выкладываемых работ. Материалы сайта разрешено копировать с согласия автора работы, с обязательным указанием автора материала и прямой ссылкой на текст копируемого материала. На сайте используются файлы куки (cookie) для организации работы сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, произведите соответствующие настройки в браузере, либо воздержитесь от посещения сайта. Ознакомтесь с политикой конфиденциальности нашего сайта.
Источник