Когда дети умеют ходить по лестнице

Учимся ходить по лестнице

Лестничные ступени необыкновенно притягательны для малышей. Они без страха и устали могут карабкаться вверх и спускаться вниз. Малыш, находясь у подножья лестницы, уверен, что просто обязан принять вызов и покорить очередную вершину. Взбираясь по ступенькам, ребенок не только получает возможность почувствовать себя умелым, ловким и бесстрашным, но и приобретает новый опыт.

Единственное условие освоения «вертикального мира» — оно всегда должно проходить под присмотром взрослых.

С тех пор как 9-месячный Никита начал ползать, его самое сильное желание — взобраться вверх по лестнице. Это и в самом деле отличное место для того, чтобы проверить свои возможности, и с удивлением увидеть, что с высоты все выглядит совсем иначе, а мама смотрит на тебя снизу вверх. Для годовалого ребенка лестница — отличное приспособление для игр и средство, благодаря которому он может попасть в ранее недосягаемый мир. Лестница — это вызов физическим возможностям малыша. Ступенька за ступенькой укрепляются мышцы, усложняются нейронные связи, возрастает способность адаптироваться к условиям окружающего мира.

Малыш стоит у подножья лестницы и внимательно ее изучает. Он садится, встает, поворачивается, наклоняется, встает на цыпочки. Впервые «покоряя» вершину, ребенок скорее ползет, чем карабкается: он опирается на кисти рук, ступни ног, колени, локти и даже живот. Довольно утомительное приключение. Постепенно мышцы укрепляются, и малыш перестает использовать животик в качестве опоры. Несмотря на все сложности, дети получают огромное удовольствие от этого вида передвижения. Когда ребенок карабкается по лестнице, его мышцы задействованы иначе. Это вызывает новые ощущения, заставляет тело «думать» на решением двигательной задачи. Гордость малыша достигает апогея в тот момент, когда он добирается до верха. Но у победы есть и оборотная сторона. Любимая игрушка осталась внизу и малыш, после некоторого раздумья, устремляется к новой цели. Но поскольку маленький ребенок не осознает, что такое пустота, и не в состоянии оценить глубину, находящегося под ним пространства, он может начать спускаться головой вниз. А это может обернуться падением. Чтобы не допустить «ныряния» вниз головой надо научить малыша спускаться. Поначалу ему может быть страшновато ощущать пустоту под ногой, в таком случае возьмите его за ножку и помогите нащупать ступеньку, подбодрите его, он должен знать, что Вы рядом.

Читайте также:  Как обшить лестницу с металлическим каркасом ламинатом

Когда малыш начинает ходить, он чувствует себя на лестнице гораздо увереннее, может стоять на ступеньке выпрямившись, а его движения уже не напоминают ползание. Он даже пытается стоять, не держась руками, стремясь испытать легкое головокружение от временной утраты опоры. Перебираясь со ступеньки на ступеньку, ребенок чувствует небольшое веселящее опьянение от череды потерь и восстановлений равновесия. Карабкающийся вверх малыш смел и любит рисковать, но для достижения цели ему необходимы развитые мышцы, хорошая координация, и, разумеется, некоторые волевые усилия.

После нескольких месяцев упорных тренировок малыш начинает самостоятельно подниматься по лестнице. Он держится за перила, ставит ноги одну за другой на ступеньку, затем немного отдыхает и продолжает восхождение. В этот период не стоит оставлять его без присмотра под предлогом, что «он умеет это делать». Его недавно приобретенные навыки еще не закреплены, и малыш нуждается в Вашем внимании и помощи. Ножки ребенка пока не очень устойчивы, а центр тяжести находится гораздо выше, чем раньше, когда он карабкался на четвереньках. Поэтому он легко может потерять равновесие. Если малыш боится ходить по лестнице можно на какое-то время вернуться к ползанию. Например, затеять игру в «кошку» и предложить малышу взобраться на лестницу на четвереньках. В подобных играх страх постепенно пройдет, вернется уверенность в себе, а с ней и стремление учиться новому.

Чувство опасности формируется у ребенка постепенно, по мере того, как меняются его представления о пространственных отношениях. В возрасте полутора-двух лет ребенок начинает воспринимать ощущение пустоты. В результате, находясь на верху, к спуску он относится уже иначе, не так, как еще несколько месяцев назад. Малыш не устремляется головой вниз, он в состоянии предвидеть последствия такого спуска. Поэтому он обдумывает план действий, оценивает риск и разрабатывает стратегию поведения. В результате подобных умственных усилий некоторые дети просят дать им руку, другие садятся и спускаются, съезжая «на попе». Какой бы способ малыш не использовал, он учится и тренируется спускаться с лестницы. Вскоре он сможет спускаться сам.

Читайте также:  Ты можешь не видеть всю лестницу

Не стоит торопить события, если Вы видите, что малыш не готов к самостоятельным подъемам и спускам, испытывает страх или недостаточно ловок. Позвольте ему двигаться в своем темпе и проявите терпение. Первое время ребенок будет спускаться и подниматься по лестнице очень медленно, с частыми остановками, крепко держась за перила. Зато если малышу удалось сделать это без помощи взрослых, для него это настоящий праздник. Он по праву гордится собой — у него была цель и она достигнута.

Самая лучшая профилактика падения — это тренировки, и конечно, важен постоянный контроль за «подвигами» малыша. Расскажите малышу о том, какие разные бывают лестницы: у некоторых ступеньки очень узкие, либо слишком высокие. На винтовой лестнице или лестнице без перил не стоит оставлять ребенка одного.

К 2,5 — 3 годам обычный подъем по лестнице (ребенок поочередно ставит ноги на ступеньки), а затем и обычный спуск, станут автоматическими действиями, которые он будет совершать не задумываясь. Но не следует думать, что этап освоения лестниц на этом завершен. Малыш начнет искать новое применение своим навыкам и вскоре начнет подниматься и спускаться вприпрыжку, или спиной вперед, а может быть изобретет какой-нибудь свой невиданный способ. К некоторому огорчению мам, лестница еще долгое время будет для ребенка великолепной игровой площадкой.

Источник

Как научить ребенка ходить по ступенькам и обойтись без травм

Наши умения спускаться и подыматься по ступенькам доведены до автоматизма. Для нас, спеша, сбегать вниз по работающему эскалатору — элементарно. А для начинающего пешехода это совсем не такое простое занятие, как кажется. Как помочь малышу покорить высоту и как сделать это восхождение безопасным — рассказываем.

Поиграйте в скалолазов

Начните с подъема — движение вверх осваивается на порядок проще. Поначалу учите ребенка преодолевать ступеньку за ступенькой на четвереньках, словно карабкаясь на гору. Следуйте прямо за малышом, чтобы подстраховать его в случае падения, и поощряйте каждый маленький шаг.

Организуйте «группу поддержки»

Будет лучше, если на первых порах папа или еще кто-то из близких будет ждать детку наверху. Во-первых, это создаст крохе дополнительный стимул для движения. Во-вторых, чтобы принять его на руки, как только тот достигнет наивысшей ступеньки. При этом он должен не забыть похвалить карапуза за успех!

Спускайтесь постепенно

Учите ребенка спускаться вниз ползком, лицом к ступенькам, помогая себе руками, как и при подъеме. Будьте начеку и стойте на несколько ступенек ниже, чтобы придать ребенку уверенности и поймать его в случае падения.

Читайте также

Поддерживайте

Начинайте обучение спуску только в тех местах, где есть перила, за которые ребенок может ухватиться. Вначале пусть он спускается вниз медленно и осторожно (если необходимо, поддерживайте его сзади). Попросите малыша опустить вниз сначала одну ножку, а затем другую. Повторите. Хвалите малыша после каждого успешного шага и поздравьте после успешно преодоленного лестничного пролета.

Не экономьте на безопасности: поставьте ворота

Еще раз подумайте о безопасности. В ваше отсутствие и речи быть не может о том, чтобы ребенок забирался на лестницу самостоятельно. Поставьте специальные заграждения у лестницы, а также наверху и внизу: окрыленный достижениями, маленький скалолаз наверняка захочет закрепить успех.

Проверьте, насколько безопасна ваша лестница для ребенка

Лестница в собственном доме и на даче — уже не редкость. И поскольку лестница долгие годы остается небезопасным для подрастающего малыша местом, не пожалейте сил и времени на хлопоты по ее «переустройству».

Какой должна быть безопасная лестница:

всегда хорошо освещенная, с выключателями у основания и на вершине (кстати, существуют специальные датчики, которые включают свет, уловив движение на «объекте»);

свободная от всяческих и всевозможных предметов;

с нескользким покрытием, а если оно ковровое — еще и прочно закрепленным, без складок и свисающих концов;

желательно, чтобы свободный ступеней край имел контрастную окраску. Если ее будет хорошо видно и при плохом освещении, ни взрослые, которые несут малыша на руках, ни дети старше 1 года не оступятся.

оснащенная воротами безопасности сверху и снизу, с недосягаемым для малыша, но легко доступным для взрослых запором, чтобы можно было быстро открыть ворота в случае опасности.

с перилами по обеим сторонам лестницы, а если она примыкает к стене, следует установить прочные страховочные перильца для детей хотя бы временно, пока не начнут уверенно ходить по лестнице;

высота перил должна позволять малышу на них опираться, если он учится спускаться по лестнице самостоятельно;

диаметр перил должен давать возможность полностью обхватить их рукой (детские — детской, взрослые — взрослой);

расстояние между прутьями — не больше 6 см, чтобы малыш не смог сквозь них пролезть. Если промежутки окажутся шире, лучше оснастить конструкцию специальными накладками.

Больше полезных материалов о детской безопасности — в нашем канале на Яндекс.Дзен .

Источник

когда начинают ходить по лестницам??

Мы на пятом этаже, лифта нет)) ну понятно, что хочу, что бы она по быстрее начала сама бегать там… так то и подниматься и спускаться с лесенок мы умеем. но вот когда полноценно дети ходить по ним начинают. а то пролет сама может пройти и на ручки проситься… а там еще 300 пакетов))) тяжеловато уже))

Комментарии

мой с полутора сам поднимаеться, за руку..

ну так то мы тоже. но мы истерить прям начинаем((( не хочет и все тут

у нас лесенок вообще нет. но когда мимо проходим, сразу начинает по ним бегать)

у нас на улице так… а вот в подъезде ни в какую(

на пятый не пробовали, а вот до лифта понимается пока я коляску завожу по пандусу

за руки ходит(ну в плане по лестнице), но не долго… пролет и на руки((

да мы так то умеем. я не об этом спросила)) когда ребенок сам, полностью может на свой этаж подняться- спуститься

да мы уже ходили.

да, а у нас же лестница дома на второй этаж, она поэтому быстро научилась.

Вот я тебя понимаю наша особо вообще по лестница ходит, вчера пока поднялась с пакетом и с ней на руках сегодня аж руки болят.

ага… вот так и есть… хотя на улице лестницы любит

Наша и на улице будет как баран стоять, я сегодня оставила её на 1 этаже стоять а сама бегом сумки на 2 этаж подняла и обратно бегом за ней а она стоит хохочет

Моего хлебом не корми дай по лесенкам походить. Но за ручку пока. Как только ступеньки кончаются — руку вырывает идет дальше сам до след. ступенек. Мы живем на 3 этаже, но с лифтом. С квартиры выходим он сразу к лифту бежит. а внизу ступеньки.

ну на улице ей нравиться слезать и залезать на ступеньки. а вот как до дома или на улицу. все на ручки(

Мы вот недавно стали подниматься сами.держится за перила и поднимается, а я страхую.или за руку со мной.тоже живем на 5 этаже без лифта.пока поднимется домой вся мокрая заходит, так трудится))))а вот спускаться нет(((орет и просится на руки

а у нас в обе стороны орет… эх… до 5 буду таскать..\вы молодцы)

ну мы так уже давно ходим тоже(в плане за руки). сейчас пару месяцев может полностью сама. я просто страхую… но видимо еще устает

к 3 годам все зависит от ребенка, моя так до сих пор одна особо не поднимается нам 2,4.

спасибо за ответ)

мы рано сами ходить стали-подниматься как взрослая, не по одной ступеньке. Примерно в 1,2-1,3.

ну мы тоже не по одной. и полностью сама? без вашей поддержки?

по началу за одну руку конечно, потом сама стала, но я за капюшон придерживала, я боялась.

тоже кстати 5-й, без лифта.

ясно, спасибо за ответ)

доча ещё норовила сразу по 2 ступеньки, как папа ))))

за ручку поднимается, как ходить начала. Мы на 4 живем, никаких поблажек и ручек. В 2 года уже сама поднималась

Вы сейчас меня извергом назовете, я иду одна, а она орет и за мной потихоньку топает. Были случаи когда просто как мешок под мышку брала и тащила, ей не нравилось так, дальше сама шла. И на лестнице по 10-15 мин. стояли, соседи слушали вопли, ждала пока мадам соизволит пойти. У меня спина больная, стала о себе меньше напоминать, когда перестала на ручках по лестницам таскать.

Источник

С 9 до 12 месяцев: много движений

Перебираясь по лестнице развития и научившись ползать, а затем приподниматься, ребенок наконец подходит к одному из наиболее волнующих событий — умению ходить. Держите видеокамеру наготове! Вам предстоит участвовать в незабываемом представлении. Неуклюжие и невообразимые первые интересные движения и повороты по мере восхождения малыша по лестнице развития, постепенно будут совершенствоваться.

Развитие двигательных навыков

К 9 месяцам дети оттачивают свой собственный стиль ползания, он становится наиболее эффективным, удобным и скоростным. Большинство малышей ползают на четвереньках, что позволяет им лучше сохранять равновесие, координировать движения одной и другой сторон тела, а значит, готовиться к освоению новых двигательных навыков.

Научившись ползать, малыш начнет экспериментировать с различными модификациями этого навыка. Его движения станут забавными и слегка кокетливыми. Он быстро перебирает руками и ногами, вертит, крутит головой, все тельце участвует в этом действе переползания с места на место.

Ползание открывает широкую дорогу малышу для общения. Теперь ему не нужно ждать, когда вы соизволите подойти. Он сам приползет к вам и, совершая вокруг круги почета, хватаясь за вашу одежду и стараясь встать на ножки, будет намекать вам, что «пора поиграть».

Ползают не все

Некоторые специалисты по развитию детей склонны считать, что малыши, которые минуют стадию ползания, рискуют позже столкнуться с проблемами, касающимися поддержания равновесия, потому что именно ползание позволяет овладеть им в полной мере. Быть может, в отдельных случаях это утверждение и справедливо, но есть немало детей с хорошей координацией движений, которые очень быстро проходили стадию ползания и сразу начинали осваивать другие формы движения. Так, один наш малыш «ходил» на коленках вместо того, чтобы ползать. Другой ездил на попке, отталкиваясь одной ногой и поджав другую под себя. Некоторые малыши так ловко передвигаются подобным образом, что вовсе не нуждаются в ползании. И, возможно, восторг, который вызывают у родителей такие забавные формы передвижения, только поощряет малышей.

Безопасны ли загородки?

Поставить загородку на лестнице — все равно, что размахивать красной тряпкой перед молодым бычком. Ваш любитель-верхолаз будет старательно карабкаться вверх, трясти и раскачивать загородку, пока в конце концов не свалится вместе с ней. Что лучше — надеяться на загородку или учить малыша правильно ползать по лестнице — зависит от темперамента ребенка и его двигательных возможностей. В 8-10 месяцев у большинства детей развивается страх высоты. Некоторые, подползая к краю, остановятся, оглянутся и крепко схватятся за край ступеньки. Таких малышей можно научить безопасно спускаться по лестнице вниз. Однако импульсивные малыши не тратят время на то, чтобы медленно спускаться вниз и ощупывать край ступенек, они норовят побыстрее преодолеть лестницу и скорее всего скатятся. Эти малыши очень быстро осваивают двигательные навыки и учатся карабкаться. За ними-то и нужно внимательно следить (как и за теми, кто начинает рано ходить). В этом случае пригодятся, возможно, и безопасные загородки.

Карабкаться — это ползти вверх

Посмотрите, как малыш залезает на кровать или софу. Он хватается за покрывало и, подтягивая себя, взбирается вверх. Карабкаться — значит тоже ползти, но не вперед, а вверх Это один из примеров того, как дети умеют превращать одни навыки в другие. В результате закономерностей развития нервной системы ребенка (от головы к кончикам пальцев) его руки оказываются лучше скоординированными и более сильными, чем ноги и ступни.

Малыш сначала подтягивает себя вверх с помощью рук, в то время как его еще слабенькие ножки подгибаются, а ступни скосолаплены вовнутрь. Потом он учится выталкивать себя вверх ногами, удерживаясь в этот момент на руках. Вскарабкавшись на диван или на высокий стул, он с восторгом оглядывается вокруг, довольный, что забрался так высоко и что отсюда хорошо все видно.

Вот когда начинаются настоящие забавы! Малыш получает огромное удовольствие, карабкаясь на кучу подушек, а еще лучше — на лежащего на полу папу. К году он уже может вскарабкаться по лестничному пролету под одобрительные возгласы родителей и старших братьев и сестер. Но обратите внимание, как «задумывается» тельце ребенка, когда он уже достиг вершины лестницы Малыши не знают, что спускаться с лестницы лучше всего задом. Они опрометчиво начинают ползти вниз головой и тут же скатываются кубарем. Когда ребенок ползет вверх, он обходится без вашей помощи, а если спускается вниз, ему надо помочь. Покажите, что вниз лучше всего двигаться задом — разверните его как надо, помогите дотянуться ногой до следующей ступеньки. Потом малыш так же будет «ощупывать» ногой высоту (например, сползая с дивана). Следите, чтобы ребенок хорошо держался руками за ступеньку, разворачиваясь для спуска, а на следующую вставал всей ступней.

Стоять с поддержкой

Как только ребенок научится, придерживаясь за вашу одежду или за мебель, подниматься, он постарается извлечь из этого максимум удовольствия — постоять побольше, чтобы осмотреться вокруг. В результате развивается умение стоять с поддержкой. Первые попытки удержать равновесие, как правило, оканчиваются неудачей, потому что малыш встает на цыпочки и ножки его подгибаются. Как только он научится стоять, как балерина (опираясь на всю ступню и разведя носки в стороны), станет более устойчивым.

Если малыш помогает себе встать, цепляясь за ваши брюки, вы постепенно все меньше будете ощущать тяжесть его тела. Так, в первое время ваша нога нужна ему не только для равновесия, но и для опоры, а чуть позже — только для равновесия.

Вокруг стола

Малыш поднялся, постоял, опираясь спиной о диван или низкий столик и. двинулся в свой первый путь. Сначала он пытается двигаться боком, приставляя одну к другой еще непослушные ножки. Но вскоре он сообразит, что двигаться в сторону не очень-то удобно, и блестяще справится с решением этой задачи.

Он разворачивает ступни и ножки таким образом, чтобы они могли идти вперед, а не вбок, и затем поворачивает все туловище Потом выносит одну ногу вперед, приставляет к ней другую — один шаг, потом еще раз одна нога, за ней — другая, таким образом он будет курсировать вокруг низкого столика, держась за него сначала обеими руками, а потом только одной.

БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ! Это новое достижение, связанное с возможностью курсировать вокруг маленького столика, — большая радость для малыша, но и возможные неприятности. По пути он будет стараться схватить все, что можно достать. Уберите со столика и с других низких предметов меблировки острые и маленькие (чтобы он не мог их проглотить) вещи. Огромное удовольствие для малыша — свисающий телефонный шнур — помните об этом, пожалуйста.

Источник

Оцените статью