Керчь ремонт митридатской лестницы новости

Завершается реконструкция Митридатской лестницы в Керчи

  • Как передает НТС ,

    В Керчи завершается реконструкция знаменитой Митридатской лестницы. Уже выполнены все масштабные работы по замене основных несущих конструкций. Сейчас строители завершают облицовку ступеней и парапетов, приводят в порядок склон и подпорные конструкции. На объекте появились балюстрады с резными вазами, а также главная изюминка проекта реставрации – статуи белоснежных грифонов. Подрядчик обещает завершить работы до конца текущего года.

    Большая Митридатская лестница — историческая достопримечательность Керчи, была построена в 40-е годы XIXвека по проекту русского зодчего итальянского происхождения Александра Дигби-младшего.

    Став настоящей визитной карточкой города, со временем, величественное сооружение начало разрушаться. Последний раз масштабная реставрация проходила здесь более 30 лет назад. Дошло даже до того, что в 2015 году часть лестницы просто рухнула. На ремонт сооружения из государственного бюджета было выделено 1,5 млрд рублей. В конце 2020-го реконструкция вышла на завершающий этап. В своей работе строители постарались восстановить первоначальный облик Митридатской лестницы – такой, какой она была в середине XIXвека.

    НАТАЛЬЯ БЫКОВСКАЯ, заместитель генерального директора Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника: «В годы Крымской войны она была в значительной степени разрушена. Во всяком случае, исчезли декоративные элементы – фигуры грифонов, например, которые украшали её изначально в момент создания. И какой она выглядела на рубеже XIXXXвв. нам дают представления почтовые открытки».

    В этот раз для реконструкции инженеры решили использовать местный известняк – альминский или императорский камень. Строители завершают облицовку ступеней и парапетов, приводят в порядок склон и подпорные конструкции.

    КОНСТАНТИН КОНОНЫХИН, руководитель реставрационных работ: «Ну здесь был просто элемент такой советский, из бетона сделанный.

    Читайте также:  Как украсить лестницу живыми цветами

    Сейчас это цельный резной камень, вот он идёт туда на полную глубину. Этот лев вырезан здесь из этого камня замкового, и он весит вот этот элемент 275 кг один».

    Изюминкой проекта стали два обновлённых белоснежных грифона, установленных на одном из ярусов. Помимо грифонов лестницу украшают балюстрады с резными вазами, которые выполнены из керамогранита. Стены обрабатывают специальным раствором для защиты от плесени и грибка. По словам специалистов, в этот раз реставрация носит фундаментальный характер, в отличии от той, что была сделана более 30 лет назад.

    ВАДИМ ФРОЛОВ, заместитель заведующего отдела охраны памятников и археологических исследованийВосточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника: «Но та реставрация носила исключительно такой эстетический, косметический характер. Поскольку замена несущий конструкций не осуществлялась. Поверх камней XIXвека была уложена плитка на бетонном растворе и диссонанс различных составов привел к тому, что лестница со временем начала разрушаться».

    Местные жители и туристы с нетерпением ждут окончания реставрации Митридатской лестницы. Снова посчитать количество ступенек, оценить панораму современной Керчи и полюбоваться на белоснежных грифонов можно будет уже под занавес 2020 года.

    Источник

    Керчь ремонт митридатской лестницы новости

    Керчь готовится к открытию Митридатской лестницы, и горожане радуются результатам проведённой в течение трёх лет работы. Однако на практике дорогостоящий проект стоимостью в 1 миллиард рублей изобилует множеством недостатков, а Керчь, несмотря на крупные вложения, понесла также и значительные утраты. Последствия некоторых ошибок невозможно исправить, а другие требуют решительных мер. Постараемся вкратце коснуться основных проблем, у каждой из которых есть свои источники и действующие лица.

    Прежде всего, стоит сказать несколько слов об архитектурном и символическом значении комплекса Большой Митридатской лестницы. Почему комплекса? Дело в том, что лестницу нельзя рассматривать отдельно от двух других важнейших утраченных объектов архитектуры и истории Керчи, с которыми она неразрывно связана и строилась вместе в едином ансамбле. Речь идёт о часовне И. А. Стемпковского и музее древностей.

    В этом году произошло знаменательное событие — открыты фундаменты часовни и склеп с останками достопамятного градоначальника, руководившего городом с 1828 по 1832 годы и умершего на этом посту. Иван Алексеевич Стемпковский был выдающимся учёным всероссийского масштаба, одним из основоположников русской классической археологии, автором множества открытий.

    Он был ближайшим сподвижником отцов Новороссии — герцога Э. О. де Ришельё и графа М. С. Воронцова и участником созидания южной столицы России — Одессы. На его глазах возник огромный порт, наполнялся жизнью целый новый русский край. Весь накопленный административный опыт он затем применил в Керчи, и потому за короткое время были достигнуты столь выдающиеся результаты. Именно при Стемпковском на месте обветшалой турецкой крепости стал возникать европейский город, который вырос в современную Керчь. Планировка улиц и площадей, появление важнейших общественных зданий, строительство храмов, учреждение училища, закладка садов, активное развитие торговли и ремёсел — всё это началось при нём. Именно Стемпковский убедил Царя Николая I в необходимости выделения крупного ежегодного пособия Керчи в 50 тысяч рублей на благоустройство и строительство города. Эти средства выделялись ещё годы после смерти градоначальника — на них решались первостепенные задачи, город благоукрашался и обзаводился ключевыми учреждениями.

    Когда мы рассматриваем комплекс Большой Митридатской лестницы, то видим глубокий архитектурный замысел. Она проходит по центральной оси города и спускается от акрополя древнего Пантикапея на вершине горы к главной площади и набережной. Именно эта ось делила город на северную и южную части, вокруг неё формировалось градостроительное пространство. Исходным объектом и основой этого комплекса стала часовня, проект которой был разработан сразу по смерти Стемпковского в 1832 году, ещё до появления первого яруса лестницы. Неудивительно, что строительство лестницы было разделено на два этапа: первый ярус возник в 1833 году и обозначил эту центральную ось для правильного расположения часовни, которая была сооружена в 1834–1835 годах вместе с музеем древностей (до этого музейная коллекция помещалась в наёмных помещениях). И только в 1839–1841 годах были построены второй и третий ярусы лестницы.

    15 сентября 2016 года В. В. Путин вместе с Д. А. Медведевым посетил Керчь и побывал на полуразрушенной Большой Митридатской лестнице, распорядившись реставрировать её комплекс и пообещав необходимое финансирование в размере до 1,5 млрд рублей. Столь крупная сумма, а также внимание Президента обещали, что проектом будут заниматься лучшие специалисты, Керчь вернёт утраченные памятники и получит пример ответственной и качественной работы с объектами культурного наследия. Никто не предполагал, что колоссальные средства будут растрачены так неумело, а отдача окажется относительно скромной.

    Разработка проектной документации, не без видимых нарушений, была фактически вручена петербургской компании «Меандр», которая скопировала предпроектные предложения другого участника конкурса — «ТН-Групп» (архитектор А. О. Матюшев), включая иллюстративный материал. Сам проект стоимостью более 100 млн рублей изобилует массой принципиальных недостатков. Например, он совершенно не учитывал существование на территории лестницы памятника войны, предусматривая снос командного пункта штаба 51-й армии. Его просто не было в документации — без всякого исследования этих важных бетонных укреплений планировалось их полное разрушение погружением свай. А ведь в городе-герое Керчи так мало сохранившихся объектов, имевших отношение к обороне и боевым действиям времён войны.

    Общественности и Восточно-Крымскому историко-культурному музею-заповеднику (ВКИКМЗ) удалось отстоять бункер, но до сих пор он не поставлен на учёт, не отремонтирован и не обследован: ведущий в глубь горы коридор обрушен — и остаётся неизвестным, какие помещения и объекты скрываются за ним.

    Ещё одним преступлением разработчиков проекта реставрации стало проведение так называемых противоаварийных работ под весьма сомнительным предлогом и стоимостью более 200 млн рублей: путём погружения более тысячи буроинъекционных свай на глубину 30 метров «Меандр» уничтожила 0,5 гектара неисследованного археологического слоя 1 категории, относящегося к акрополю Пантикапея — самого древнего города России. Общественность Керчи и руководство ВКИКМЗ обращались и в министерства, и в прокуратуру, но никто не был наказан за непоправимый вред, нанесённый русской науке и культуре.

    Если строительные работы выполнены «Баварским домом» довольно качественно и ответственно, то сам проект, по которому они осуществлялись, изобилует грубыми нарушениями. Лестница фактически демонтировалась и собиралась заново. На первых двух ярусах для вида оставили по две оригинальные стены, а на третьем — одну, причём не разбираясь, где дореволюционная кладка, а где грубый послевоенный ремонт. При такой полной перестройке керчане надеялись, что лестница будет восстановлена в соответствии с тем замыслом, который вложил в проект её автор архитектор А. А. Дигбий — об этом изначально просили и «Меандр».

    К сожалению, недостаток средств в первой половине XIX века позволил реализовать только первый ярус с богатым декором. Два других были упрощены — они построены довольно бедно. «Меандр» же, имея все средства, просто обокрала город, упростив себе задачу и прикрываясь заботой об аутентичности. При этом компания нашла возможным убрать даже существовавшие русты с первого яруса и головы львов над воротами, изменить материалы, нарушить принципы оригинальной кладки на стенах и сводах — последние вообще выполнены из бетона. Проектом даже не предусмотрено полноценное водоотведение, из-за отсутствия чего на втором ярусе и произошло обрушение летом 2015 года.

    Наконец, четвёртый советский ярус так и не был согласован по стилю с тремя историческими, хотя об этом говорили многие годы ещё до реставрации, а местные архитекторы даже предлагали определённые предпроектные решения.

    Итак, комплекс Митридатской лестницы не может быть восстановлен без воссоздания утраченных Музея древностей в виде гефестиона, к которому вела лестница, и монументальной часовни над могилой градоначальника И. А. Стемпковского, которая венчала её перспективу. Причём оба эти здания изначально входили в проект реставрации, даже разрабатывалась документация по их воссозданию.

    Согласно ответу Министерства экономического развития Крыма, заказчик в лице городской администрации Керчи самочинно исключил оба здания из проекта. Вскоре всё дело было отдано под контроль республики, то есть всё, что успели сделать власти города, — это лишить керчан двух важнейших памятников истории и культуры. Для чего это было сделано, объяснил помощник главы города Е. Н. Адаменко: дабы уменьшить сферу ответственности. То есть городскую администрацию возглавляют буквально безответственные люди. Поэтому не нужно слепо доверять так называемым профессионалам — у каждого свои задачи и интересы и далеко не всегда они совпадают с общественными. Как выяснилось, место Музея древностей городские власти в 2018 году уже отвели под строительство частного ресторана на 52 места в современном стиле. Так в угоду интересам бизнеса была принесена в жертву целостность ансамбля Большой Митридатской лестницы и уничтожены археологические памятники.

    В то время как руководство «Меандра» было задержано следственным комитетом по делу о реставрации консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова в Петербурге, в Крыму их разрушительные и непрофессиональные действия остаются безнаказанными — не проведены даже обещанные спасательные археологические раскопки на территории «укреплённого» склона.

    В 2015 году так же городская администрация, вопреки мнению общественности и музея-заповедника, позволила застроить территорию дома Домгера (имя последнего владельца), который был сооружён графом М. С. Воронцовым в качестве личной резиденции в Керчи, служил украшением города, его морскими воротами. Сегодня в нарушение федеральных законов и охранных норм предпринимателем А. Г. Овчинниковым возводится 4-этажное здание кафе «Капучино», наносящее огромный вред древнейшей церкви России — храму Иоанна Предтечи. Кинотеатр «Украина», бывший горком партии… — все эти примеры надругательства над историей и культурой Керчи можно продолжать долго, но это выходит за рамки данной статьи.

    Читайте: В Крыму фирма, проводившая реставрационные работы, украла 1,5 миллиона бюджетных денег

    Возвращаясь к теме комплекса Митридатской лестницы, важно сказать, что проект реставрации не предусматривал комплексных археологических исследований, обследования сохранившихся фундаментов музеума и часовни, хотя это было профессиональной обязанностью реставраторов при разработке проекта. Музей-заповедник добился лишь компенсационных раскопок на небольшом участке вокруг советского 4-го яруса лестницы, и даже эта небольшая территория позволила сделать массу открытий — был обнаружен целый средневековый христианский некрополь.

    Только усилиями общественности, поддержанными ВКИКМЗ, удалось и спасти командный пункт, и защитить от застройки рестораном место Музея древностей, поставив его фундаменты на учёт (но борьба ещё не окончена), а в сентябре этого года при содействии «Баварского дома» удалось сделать то, что преступно «упустила» компания «Меандр»: открыть не только фундаменты часовни, но и захоронение И. А. Стемпковского, которое считалось утраченным.

    Перечислив преступные упущения и ошибки, необходимо поднять вопрос, что ещё возможно сделать, дабы хоть отчасти исправить данную ситуацию? Прежде всего, необходимо признать, что комплекс Большой Митридатской лестницы должен быть воссоздан только как целостный исторический ансамбль, для чего необходимо вернуть в президентский проект, обеспеченный средствами по ФЦП до 2022 года, восстановление часовни Стемпковского и Музея древностей и провести честный тендер на разработку проектной документации.

    Построенный в 1944 году Обелиск Славы по проекту архитектора М. Я. Гинзбурга был согласован с существовавшей ещё тогда часовней — он не занял место этого полуразрушенного памятника, не разместился на оси лестницы, а был грамотно отнесён в сторону на север и дополнил собою существовавший более ста лет ансамбль Митридатской лестницы.

    Очевидно, что утрата в 1949 году часовни внесла архитектурный диссонанс, который крымские архитекторы даже намеревались исправить в 1975 году путём сноса существующего и строительства нового Обелиска Славы на месте часовни, что, конечно, не может быть признано правильным решением. Единственно верным станет восстановление часовни в первозданном виде на историческом месте.

    Останки градоначальника по завершению антропологической экспертизы должны быть торжественно возвращены на своё законное место. Также важно исследовать и музеефицировать памятник Великой Отечественной войны — командный пункт штаба 51-й армии, находящийся прямо на территории лестницы.

    Восстановление часовни и музеума подчеркнёт уникальность Керчи, её статус древнейшего города России, родины первой государственности на территории нашей страны, её связующего звена с античностью. Очень важно сделать эту связь с эпохой Древней Греции и Рима понятной и в буквальном смысле слова видимой — в том числе и потенциальным туристам. Для развития города важно, чтобы проносящийся по Крымскому мосту через пролив поток людей хотя бы частично задерживался в городе, оживляя его сферу услуг, давая работу и доходы керчанам.

    Возрождённые часовня Стемпковского и музей древностей, учитывая их характерный классический внешний вид, расположение и историю, способны сыграть в достижении этой цели очень серьёзную роль. Многие из направляющихся в Крым, увидев величественные силуэты античных зданий на вершине Митридата, заинтересуются и решат остановиться в Керчи. Речь идёт, таким образом, не только о восстановлении исторической памяти и исполнении морального долга перед одним из основоположников Керчи и выдающимся учёным России, но и о серьёзной инвестиции в будущее города.

    Задача восстановления часовни была поставлена в далёком юбилейном 2000 году, и с тех пор она не теряет актуальности. В украинский период, несмотря на обещания, создание относительно неплохого проекта и даже проводившийся сбор средств, к воплощению дела так и не приступили. Хочется надеяться, что нынешняя власть, в отличие от предшествующей, способна, наконец, от слов перейти к делу.

    Источник

  • Оцените статью