2.6. Категории как ступеньки познания
Основные законы диалектики вскрывают источник развития объективного мира и человеческого мышления, его направленность, тенденцию и взаимоотношение между формами этого развития, т. е. они касаются общих вопросов теории развития. Но есть и другие проблемы развития, менее общие. Их анализируют не основные законы — категории диалектики.
Как известно из истории философии, проблеме категории уделяли внимание многие философы. Среди них следует выделить Аристотеля, Т. Гоббса, И. Канта и Г. Гегеля. Эти философы, каждый особым образом, анализировали такие проблемы: сущность категории, содержание категории, объективное и субъективное в категории, соотношение понятия и категории, классификации категорий, взаимосвязь категорий, функции, которые выполняют категории, системы категорий и др.
Не потеряли своей ценности эти проблемы в такое переходное, беспокойное время, как наше, когда прежние точки зрения или отброшены, или сдвинуты с места, когда разрушаются общие принципы анализа науки, в том числе и диалектической логики.
Без осмысления природы категорий, прежде всего философских, невозможен анализ процессов общественного развития.
Что же такое категория и какое ее соотношение с понятием?
Чтобы вооружить себя знанием бытия в интересах практического воздействия на него и подчинения сил бытия своим нуждам и потребностям, человек познает его. Познание есть сложный процесс. Оно начинается с не -посредственного живого созерцания, наблюдения действительности, причем это созерцание не пассивное, а активное. Оно совершается на основе практической деятельности. Наблюдение над явлениями и процессами природы доставляет нам тот необходимый материал, без которого мы не можем судить о них, ничего не можем знать о них. Чувственное созерцание составляет важную предпосылку подлинно научного познания, но само по себе не есть еще глубокое знание действительности, оно является лишь первым моментом сложного процесса познания.
Чтобы правильно разобраться в материале, доставляемом нам органами чувств, и суметь за внешним и случайным найти, обнаружить существенное, необходимое, закономерное, нужно продолжить процесс познания и с помощью новых познавательных средств подняться на более высокую ступень. Такой более высокой ступенью являются абстракция и обобщение, а оружием абстракции и обобщения служит теоретическое мышление.
С помощью абстракции мы отвлекаемся от того, что не имеет важного значения для познания предмета, находим и отделяем необходимое от случайного, существенное от несущественного. Обобщение позволяет нам найти внутреннюю основу, связь, единство явлений и предметов, их причину.
Результаты обобщения фиксируются, находят свое отражение в понятиях, категориях, законах. Следовательно, категории являются итогом абстрагирующей и обобщающей деятельности человека. Это наиболее общие понятия, отражающие наиболее существенные стороны предметов и явлений.
Категории — формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира.
Каждая наука создает научные понятия, категории: «вид», «наследственность » и т. п. — в биологии; «стоимость», «труд» и т. п. — в экономической науке; химический элемент , химическая реакция — в химии и т. д. Каждая наука отражает определенную сторону объективного мира, познает мир. Какая же наука формулирует общие понятия? Физика, например, не может это сделать: она ограничивается только пределом своей области знания. То же делается и в химии, биологии и других науках.
Самые общие понятия составляют категории философии. Они отражают всеобщие свойства, связи, развитие предметов объективного мира.
Возникает вопрос: а что такое «понятие», которое должно раскрыть содержание категорий, чтобы проанализировать соотношение между понятием и категорией? Напомним выражение Аристотеля: «Категория — это такое понятие, у которого объем велик, а содержание мало».
Рассмотрим смысл термина «понятие». Понятие — это форма мысли, в которой отражаются существенные признаки. Признаки характеризуются различной степенью общности. Есть признаки, присущие отдельным пред -метам, есть признаки, присущие классам явлений, есть признаки, присущие нескольким классам явлений.
Как известно из области формальной логики, существуют определенные операции с понятиями: деление объема понятий, определение понятия, ограничение и обобщение понятий.
Обобщение понятий — логическая операция, посредством которой уве-личивается объем его и уменьшается содержание. При такой операции вычленяются наиболее общие признаки. Например, в понятии «материя» отражается признак «быть объективной реальностью». Это понятие и является категорией.
Собственно философские категории — наиболее общие понятия, которые являются способами анализа и синтеза именно всей действительности, мира в целом. Категория беднее понятия количеством признаков, но богаче объемом предметов, на которые они распространяются.
Существуют философские категории, общенаучные понятия и понятия частных наук. Между ними наблюдается гибкое взаимодействие и переходы от общенаучных понятий к философским категориям. Это зависит от характера и развития науки в целом.
Для включения фундаментальных понятий в систему философских категорий необходимо:
а) чтобы данное понятие было общенаучным, поскольку общенаучное понятие является посредствующим, промежуточным звеном между конкретно-научным знанием и философией;
б) чтобы общенаучное понятие представляло собой интенсивно всеобщее и отражало содержательно-качественный аспект действительности;
в) чтобы общенаучное понятие активно участвовало в получении нового философского знания в решении проблем, составляющих предмет философского знания;
г) чтобы данное понятие составляло содержание методологии. Следует отметить, что категории философии возникли не все сразу, не все вместе, а в определенной последовательности, каждая на строго определенной стадии познания человечеством объективной действительности, фиксируя всеобщие стороны и связи, выявленные познанием на данной стадии. Категории отражают особенности этой стадии и являются своего рода ступеньками, опорными пунктами возвышения человека над природой, познания ее. Другими словами, категории, отражая всеобщие стороны и связи внешнего мира, являются в то же время ступенями развития познания, моментами, фиксирующими переход познания с одних стадий развития на другие. Опираясь на эти ступеньки, мы приобретаем новые знания.
Являясь итогом практики и познания, категории философии имеют огромное значение для практической и познавательной деятельности. Будучи ступеньками познания, они помогают людям разобраться в сложной сети явлений природы и общества, раскрыть взаимную связь и зависимость вещей, определенный порядок, закономерность их развития и в соответствии с этим успешно действовать на практике.
Раскрывая сущность категорий, источники их возникновения, прежде всего следует подчеркнуть их объективный характер. Источником категорий являются вне человека существующие предметы и явления, наиболее общие, существенные черты которых они и отражают. Категории субъективны по форме. Как понятия они представляют собой субъективные образы объективного мира.
С точки зрения субъективных идеалистов, категории существуют только в сознании человека и не имеют никакого отношения к действительности. И. Кант также считал, что еще до того как человек начинает познавать мир, в его сознании уже имеются категории причинности, необходимости, случайности и другие, с помощью которых он якобы и упорядочивает хаотический мир явлений природы. Нечто подобное утверждают и современные субъективисты. Они считают, что категории — это такие общие понятия, которые связаны только с непосредственными чувственными переживаниями субъекта и не имеют отношения к объективному, вне человека существующему миру. Г. Гегель, хотя и признавал на словах объективный характер категорий, в самом деле рассматривал их как ступени, моменты развития абсолютной идеи, мирового духа.
Другой важнейшей чертой категорий с точки зрения диалектической логики является их взаимосвязь, изменчивость, подвижность. Эти черты категорий отражают единство самого материального мира, всеобщую связь и взаимодействие его предметов и явлений. Связь категорий настолько тесна, что при известных условиях они могут переходить, превращаться друг в друга: причина становится следствием, а следствие — причиной, необходимость становится случайностью, а случайность — необходимостью и т. д. Но категории не только взаимосвязаны, но и изменчивы, подвижны. Отражая постоянно развивающийся материальный мир, они и сами изменяются.
Многие категории философии уже были рассмотрены в предыдущих темах. Таковы, например, категории материи, движения, противоречия, качества, количества и другие, отображающие то, что присуще явлениям и процессам природы, общества и человеческого мышления. Они имеют всеобщее значение, и ни одна наука не может обойтись без них, что, в свою очередь, подчеркивает их большое теоретическое и практическое значение.
Объективно присущие явлениям противоположные стороны мышления отражаются в системе взаимопротивоположных соотносительных или парных категорий, о которых и будет идти речь ниже. Диалектическая взаимосвязь парных категорий выражается в том, что невозможно представить их независимо друг от друга: нельзя понять, что такое сущность или что такое явление без учета связи сущности и явления; немыслимо понять, что такое общее или что такое отдельное без учета связи общего и отдельного, и т. д.
Огромное значение соотносительных и парных категорий в познании заключается в том, что в них отражено самое существенное с точки зрения диалектики — внутренние противоречия явлений действительности, присущие им противоположности. Именно в парных категориях познаются противоположные стороны единого. Если каждая из парных категорий отражает лишь одну определенную сторону противоположности, то система категорий, охватывающая явления действительности со всех сторон, дает цельное отражение действительности.
Важнейшими парными категориями диалектики являются: единичное, особенное, общее; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность, вероятность; содержание и форма; сущность и явление.
Возникает вопрос: почему мы рассматриваем эти категории не отдельно каждую, а парами?
Дело в том, что каждая отдельная категория, например содержание, форма, необходимость, случайность, причина, следствие и т. д., фиксирует лишь какую-то отдельную сторону предметов и явлений, является выражением какого-то отдельного момента движения.
Так, категория причины связана с категорией следствия. Эта связь не произвольна, в связи этих категорий отражена реальная связь тех сторон действительности, которые они фиксируют. Следствие непонятно без причины, породившей его. Содержание так же не существует вне связи с формой, как и формы нет вне связи с содержанием; единичное находится в связи с общим, общее с единичным и т. д. Отсюда и «парность» категорий. «Парность», т. е. то обстоятельство, что мы берем и рассматриваем эти категории вместе, как непосредственно связанные друг с другом, означает не что иное, как один из способов отражения посредством диалектических понятий объективной диалектики.
Каждая из этих категорий находится в отношениях не только с другой категорией, с которой она непосредственно связана, но и со всеми остальными категориями. Например, категории причины и следствия связаны с категорией необходимости, а также с категорией закона и т. д. В каждом предмете можно обнаружить все категории, ибо не существует предметов, которые не имели бы содержания, формы, качества, количества, меры и других сторон, выражаемых различными категориями. И так как все стороны предмета взаимно связаны друг с другом, то только с помощью взаимной связи всех категорий можно отразить предмет как целое.
Рассмотрим парные категории.
При изучении материального мира человеку прежде всего бросается в глаза бесчисленное множество отдельных, единичных предметов и явлений. Затем, сравнивая, сопоставляя их, человек выделяет в них общие, сходные черты и связи.
Поскольку в процессе практики мы прежде всего имеем дело с единичными вещами, то начнем рассмотрение категорий с единичного, особенного, общего.
Рассмотрение этой парной категории диалектики следует начать с определения понятия отдельного, без которого трудно разобраться в соотношении единичного и общего.
Отдельное — относительно обособленное образование — тело, вещь, явление , процесс, событие. Единичное — это индивидуальные неповторимые черты, свойства, присущие отдельному. Общее — существенно сходные, одинаковые, повторяющиеся черты и свойства, принадлежащие всем отдельным явлениям определенной группы. Единичное и общее составляют моменты, стороны отдельного. Отдельное же есть целое.
Различие между единичным и общим носит относительный, а не абсолютный характер. Почти каждое общее выступает в качестве единичного по отношению к более широкому кругу явлений.
Наряду с различием единичного и общего диалектическая логика обязывает также выделять категорию особенного. Эта категория в известном отношении содержит в себе черты как единичного, так и общего.
Таким образом, особенное сочетает в себе свойства единичного и общего, являясь связующим звеном между ними. Все черты и свойства, присущие единичному и общему, относятся также к категории особенного. Следует уяснить диалектику этих категорий:
— во-первых, общее и единичное существуют объективно. Категории единичного и общего являются отражением в сознании людей единичных и общих свойств и признаков, существующих в вещах, предметах и явлениях;
— во-вторых, всякое общее в действительности существует лишь через единичное. Когда мы утверждаем, что источником развития всех предметов и явлений являются внутренние противоречия, то тем самым мы выражаем то общее, что свойственно всей действительности. Но существует ли это общее само по себе? Конечно, нет. Противоречие, как категория общего, проявляется через конкретные отдельные, единичные вещи и явления.
Сущность и явление. Данные категории более сложные, многоплановые и многогранные, чем остальные категории диалектики. Они отражают соотношение внутреннего и внешнего в предметах и процессах.
При рассмотрении данных категорий нередко допускается ошибка:
отождествляется сущность с внутренним, а явление — с внешним, сущность представляется как бы ядром, а явление — скорлупой. Следует четко представлять отличие философского понятия внутреннего от пространственно-геометрического. С философской точки зрения внутреннее — это основа процессов, это относительно устойчивая, «крепко сидящая» сторона процессов.
Сущность есть философская категория для отражения внутренней, относительно устойчивой стороны предметов и процессов, главного и определяющего в содержании их основы, которая определяет функционирование и развитие предметов и процессов.
Явление есть философская категория для отражения внешней стороны предметов и процессов, внешнего обнаружения сущности, проявления сторон и связей, закономерностей сущности.
Следует обратить внимание на диалектику этих категорий:
во-первых, сущность и явление существуют объективно;
во-вторых, сущность и явление органически взаимосвязаны между собой, они выражают с различной глубиной и полнотой одну и ту же реальность. Нет сущности, которая бы не имела своего проявления. В равной степени нет и таких явлений, которые бы не выражали той или иной сущности. Связь сущности и явления выражается в разных формах.
а) Сущность и явление связаны как единое и многое. Сущность всегда выступает как единое в некотором множестве явлений.
Пример: сущность листьев растений выражена в фотосинтезе, в функциях дыхания и преобразования световой энергии в химическую. Но как явления листья растений многообразны. Листья березы, дуба, клевера, сосны, кукурузы отличны друг от друга по форме, величине, но сущность их одна — фотосинтез.
б) Сущность и явление связаны как общее и единое. Общее может выступать как внутренняя закономерность многих единичных явлений.
в) Сущность и явление связаны как внутренне, так и внешне. Сущность всегда представляет внутреннее в явлениях, явление всегда представляет внешнее обнаружение сущности.
г) Сущность и явление связаны как устойчивое и меняющееся в явлениях;
в-третьих, противоположность этих категорий относительна: то, что в одном отношении выступает как сущность, в ином отношении выступает как явление. Событие есть и сущность и явление, но в разных отношениях;
в-четвертых, в данных конкретных отношениях явление и сущность не совпадают. Сущность выражается через явление.
Во многих процессах отдельные воспринимаемые явления дают искаженное отражение их сущности. В этом случае мы имеем дело с видимостью (кажимостью). Видимость (кажимость) — это проявление отдельных сторон, моментов, признаков сущности непосредственно в чувственных восприятиях человека, в живом созерцании. Кажимость содержит в себе субъективный момент. Предмет кажется таким-то или таким-то. Здесь имеется момент субъективного отношения к предмету. Но это не значит, что категория видимости чисто субъективна. Видимость — одна из сторон объективного мира. При этом следует иметь в виду, что в отличие от кажимости, имеющей объективное содержание, существует кажимость иллюзорная, когда истинная сущность процесса представлена явлением иллюзорным, ложным;
в-пятых, сущность как внутренняя основа процесса определяет, в конечном счете, и характер ее внешних проявлений. Но при этом надо иметь в виду, что характер явлений зависит не только от сущности, но и от тех условий, в которых она проявляется. Одна и та же сущность в различных условиях проявляется по-разному;
в-шестых, в процессе развития явления более подвижны, чем сущности. Однако не следует забывать, что сущность не остается неподвижной, неизменной. Изменение сущности обусловливается тем, что в процессе развития материального образования одни необходимые связи и стороны начинают усиливаться и играть большую роль, другие отодвигаются на второй план или исчезают совсем.
Рассмотрев взаимосвязь сущности и явления, необходимо уяснить значение этих категорий для правильного понимания процесса познания. Явление — это то, что доступно непосредственному восприятию органами чувств. Сущность доступна абстрактному мышлению, опирающемуся на материал данных органов чувств. Правильное понимание соотношения сущности и явления представляет собой ключ к пониманию взаимосвязи чувственного и рационального моментов в процессе познания.
Неверное решение вопроса о соотношении сущности и явления приводит к ошибочным представлениям о познании, в частности к агностицизму. Агностицизм Канта, например, связан с разрывом и противопоставлением явления и «вещи в себе».
Односторонние, неверные концепции познания имели место не только в прежней философии, они существуют и сейчас. Так, современный позитивизм стоит на позициях эмпиризма и агностицизма.
Важно усвоить положение диалектической логики о том, что человеческое познание непрерывно развивается, идет от явления к сущности, от познания сущности, так сказать, первого порядка к сущности второго порядка, т. е. более глубокой, и так без конца.
Необходимо строго различать явления и сущность объективных процессов, стремиться за явлениями вскрывать сущность, что представляет собой главную задачу познания.
Познание — сложный, противоречивый процесс движения мысли от конкретного к абстрактному, от явления к сущности и от абстрактного к конкретному, от сущности через посредствующие звенья к явлению.
Содержание и форма. Категории «содержание» и «форма» тесно взаимосвязаны с категориями «сущность» и «явление». Однако в более широком смысле категории «сущность» и «содержание», безусловно, расходятся. Сущность — это общее и необходимое, между тем как содержание охватывает не только общее, но и частное, не только главное, но и второстепенное. Сущность — это главное в содержании.
Категории «явление» и «форма» также не совпадают, хотя они близки, поскольку обе занимают «подчиненное» место: форма вторична по отношению к содержанию, явление вторично по отношению к сущности. Но форма не лишена существенного. Форма не совпадает с явлением, ибо она не сводится только к внешнему, а несет в себе моменты внутреннего, существенного.
Проанализируем природу понятий «содержание» и «форма» в их взаимосвязи. Может ли быть содержание без формы? Существует ли «чистая» бессодержательная форма?
Содержание — это философская категория, в которой находит выражение совокупность всех сторон, элементов, связей, отношений, образующих данный предмет (явление, процесс).
Форма — это философская категория, в которой находит выражение способ организации содержания, относительная устойчивая определенность связи и взаимодействия элементов содержания.
Рассматривая диалектику этих парных категорий, обратим внимание на следующее:
во-первых, содержание и форма находятся в тесной взаимосвязи между собой, выступают всегда в неразрывном единстве, ибо нет в мире явлений, не имеющих никакого содержания, а всякое содержание так или иначе оформлено. Единство содержания и формы имеет всеобщий характер и по-разному проявляется в неживой и живой природе, в общественной жизни, в мышлении и познании;
во-вторых, определяющая роль в этом единстве принадлежит содержанию, форма зависит от того, что организуется, содержание формирует само себя;
в-третьих, форма не пассивна, а оказывает влияние на содержание. Если форма соответствует содержанию, то она дает простор для его развития. Если форма не соответствует содержанию, то она сковывает его развитие;
в-четвертых, форма и содержание относительны: то, что является содержанием в одних связях и отношениях, в других может быть формой;
в-пятых, одно и то же содержание может выражаться в различных формах;
в-шестых, одна и та же форма может выражать различное содержание.
Рассматривая категории «содержание» и «форма», следует обратить внимание на связь с категориями «часть» и «целое», «элемент» и «структура».
Когда мы рассматриваем вещь с точки зрения ее содержания, она выступает перед нами как целое, как совокупность всех элементов, сторон, ее составляющих, и взаимодействия между ними. Именно в этом суммарном виде содержание по мере дальнейшего развития познания объекта становится недостаточным, возникает потребность в более тщательном исследовании содержания, отдельных составляющих его элементов, процессов, отношений. Содержание расчленяется на отдельные части, анализ которых приводит к необходимости выявления закономерностей их взаимосвязи друг с другом и с целым.
Закономерности взаимосвязи части и целого отражаются в категориях «целое» и «часть». Взаимосвязи частей между собой в рамках целого отражаются в категориях «элемент» и «структура».
Частью является предмет (процесс, явление, отношение), входящий в состав другого предмета (процесса, явления, отношения) и выступающий в качестве момента его содержания.
Целое представляет собой предмет (процесс, явление, отношение), включающий в себя в качестве составных частей другие, органически связанные между собой предметы (процессы, явления, отношения), и обладающий такими свойствами, которые не сводятся к свойствам составляющих его частей.
Каждое материальное образование представляет собой нечто целое, состоящее из определенных частей. Части в целом определенным образом взаимосвязаны между собой, подчиняются законам структуры.
Структура обозначает способ сочетания и взаимосвязи элементов целого.
Причина и следствие. Детерминизм. Все предметы и процессы действительности находятся в многообразных связях друг с другом. Одной из форм всеобщей связи является причинно-следственная связь. Без глубокого познания связей причины и следствия нельзя рассчитывать на целеустремленную практическую деятельность.
С выяснением причинно-следственных связей человеку постоянно приходится иметь дело. Содержание причинных связей диалектика раскрывает с помощью категорий причинности, детерминизма, причины, следствия.
Причинность — это философская категория, которая выражает генетическую связь между отдельными состояниями видов и форм материального мира в процессе его изменения и развития. Понимание причинности непосредственно связано с пониманием строения материальной действительности и принципов ее познания. На основе познания причинности осуществляется практическая деятельность людей, научное предвидение. Сущность причинности выражается в производстве причиной следствия.
Причина — это философская категория, которая обозначает явление, действие которого вызывает другое явление или определяет в нем изменения.
Следствие — это философская категория, обозначающая явление, которое порождается под воздействием причины.
Рассмотрим диалектику причины и следствия.
Во-первых, признание всеобщности причинности. Она вытекает из положения о самодвижении материи, которое выступает результатом взаимодействия вещей и процессов.
Во-вторых, причина и следствие носят объективный характер. Философы-идеалисты, отрицая объективный характер причинно-следственных связей, пытаются утверждать, что причинность есть не более как привычная связь ощущений (Юм), как врожденная категория рассудка (Кант). Субъективный идеалист Мах писал, что в природе нет ни причины, ни следствия, а «все формы закона причинности вытекают из субъективных стремлений».
Некоторые современные философы пытаются убедить людей в том, что в эпоху атомной энергии идея детерминизма будто бы потерпела крах и потому слово «причина» надо исключить из философской терминологии. Они утверждают, что электрон не подчиняется закону причинности, а свободно выбирает путь своего движения среди разных возможностей.
Иные социологи «рассуждают», что в общественной жизни отсутствуют причинно-следственные связи и отношения, а все общественные события совершаются только под влиянием субъективной деятельности людей.
Причинность есть связь, всегда вызывающая к жизни нечто новое, превращающее возможность в действительность; она является необходимым источником развития.
Цель причинно-следственных связей объективно необходима и универсальна. Она не имеет ни начала (первопричину определить трудно), ни конца, она нигде не прерывается ни в пространстве, ни во времени. И если наука пока не может определить причину в той или иной сфере, это не значит, что следует опуститься на позиции индетерминизма.
В-третьих, причинно-следственные связи имеют многообразный характер. Это многообразие вытекает из многообразия форм взаимодействия явлений действительности.
Современная наука классифицирует причины по различным признакам. Так, по природе отношений выделяются материальные и идеальные, физические, химические, биологические, социальные причины. По характеру связей различаются причины динамические и статистические. Причины разделяют на внутренние и внешние, главные и неглавные, всеобщие, особенные, единичные, необходимые и случайные и др.
В-четвертых, многообразие причин, переплетение их, взаимодействие приводят к тому, что следствие может порождаться многими причинами, одна и та же причина может порождаться несколькими следствиями.
В-пятых, во взаимодействии и взаимосвязи причины и следствия ведущую роль играет причина. Но следствие, вызываемое причиной, не является пассивным, оно оказывает активное влияние на породившую его причину.
В-шестых, одна из особенностей причинно-следственной связи состоит в том, что следствие, вызванное определенной причиной, само становится причиной нового следствия, и так далее.
В одной общей цепи идет бесконечная смена причины следствием, следствия причиной.
В-седьмых, причинная связь явлений предполагает последовательность причины и следствия во времени. Причина предшествует следствию, следствие наступает после появления причины.
Между причиной и следствием не простая временная связь, а генетическая. При изучении причинно-следственных связей особо следует выделять повод и предлог, их влияние на следствие, их воздействие на причину.
Предлог — это субъективно подготовленное событие с целью ускорить развертывание «причины-следствия».
Повод — это внешнее часто случайное событие, обстоятельство, дающее побудительный толчок для наступления другого события. Повод отличается от причины, так как им могут быть самые разнообразные факты, не связанные необходимо с наступлением следствия. Повод может вызвать то или иное событие лишь потому, что последнее подготовлено закономерным ходом развития. Повод носит объективный характер.
Необходимость и случайность. С категориями «причина» и «следствие», «сущность» и «явление» тесно связаны категории «необходимость» и «случайность», отражающие два вида объективных связей бытия.
Необходимость — философская категория для выражения явления или признака, которые закономерно вытекают из внутренней связи их, обусловлены всем предыдущим ходом развития, имеют причину в самих себе и в силу этого неизбежно наступают или должны наступить.
Случайность — это категория диалектики, которая отражает несущественные связи явлений действительности. Случайность — это то, что может произойти, но может не произойти, может совершиться так, но может совершиться иначе. Она также причинно обусловлена, как и необходимость, но ее причины имеют несущественный, отдаленный характер, они непостоянны, незначительны для данного процесса.
Необходимость и случайность носят объективный характер. Субъективные идеалисты не признают объективного существования этих категорий. По их мнению, необходимость является характеристикой сознания, мышления. Отсутствие необходимости в природе доказывал, например. Кант. Согласно его учению, необходимость является формой рассудочной деятельности и привносится в природу, в мир явлений человеком.
Философы, стоящие на позиции здравого смысла, признают и доказывают объективное существование необходимости, но некоторые из них не признают объективного существования случайности. Они считают, что случайность выдумана людьми для прикрытия своей неосведомленности о тех или иных процессах. Когда человек, говорят они, не знает причин какого-либо явления, не может их объяснить, он объявляет его случайным. Такую точку зрения в свое время уже высказал Демокрит: «Люди измыслили идол случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность». Спиноза мыслил так же: «Случайной же какая-либо вещь называется единственно по несовершенству нашего знания». В наше время такой точки зрения придержиыаются французский философ Анри Берр, немецкий философ Ф. Лерингоф и др.
Выразим диалектику необходимости и случайности.
1 . Будучи всеобщей формой бытия, необходимость и случайность существуют не отдельно друг от друга, а в органической связи, являются моментами, сторонами одного и того же бытия, т. е. абсолютных границ между необходимостью и случайностью нет. Противоположность необходимости и случайности существует только в определенных границах, за которыми нельзя сказать о событии, что оно либо необходимо, либо случайно, так как оно оказывается и тем и другим. Одно и то же событие выступает как случайное в одном отношении и как необходимое в другом отношении.
2. Случайность есть проявление необходимости. Термин «проявление» указывает на связь изучаемых категорий с явлением и сущностью. Подобно тому, как сущность «проявляет» себя через явление, общее «проявляет» себя в отдельном, а тем самым и в единичном, необходимость проявляет себя через случайность. Необходимость как общее не существует в «чистом» виде, она пробивает себе дорогу через массу случайностей. Необходимый результат процесса развития всегда принимает форму, при которой кое-какие моменты могли бы произойти иначе, чем они действительно произошли. Это прослеживается и в явлениях, процессах военной действительности.
3. Случайность дополняет необходимость. Подобно тому как явление обогащает сущность, необходимый результат процесса развития дополняется случайными моментами, обогащается случайностями.
Обратим внимание на то, что случайности также подчиняются определенным закономерностям. Современная наука, исследующая случайность, совершенно по-иному поставила вопрос об изучении закономерностей, речь идет о соотношении динамических и статистических закономерностей.
Эта проблема широко обсуждается в философской литературе, а именно:
а) о характере законов действительности — являются они динамическими или статистическими;
б) о познавательной роли динамических и статистических закономерностей;
в) об отношении динамических и статистических законов к причинности, детерминизму.
По этим вопросам мы встречаем самые различные суждения вплоть до противоположных точек зрения.
В динамическом законе выражается зависимость между объектами, представляющими отдельные цельные образования. Зависимость между такими объектами имеет однозначный характер. Из данного состояния одного объекта однозначно вытекает состояние другого связанного с ним объекта, или из данного начального состояния однозначно вытекает последующее состояние этого же объекта. Динамический закон по своей математической форме представляет функциональную связь.
Если заданы значения некоторых аргументов, то значение искомой величины функции определяется вполне строго.
Явления, описываемые динамическими законами, трактуются как не -обходимые. Необходимая связь, выраженная в такого рода законах, осуществляется, как и всюду, через случайности, через постоянные колебания, отклонения, но эти случайности не оказывают существенного влияния на ход процесса, так как здесь ограниченное и практически небольшое число существенных, устойчивых связей господствует над всеми остальными. В этих законах непосредственно отражается тот необходимый средний результат, к которому приводят сложные взаимодействия.
Статистические закономерности действуют в специфической области, в области массовых явлений, составляющих статистический коллектив, т. е. совокупности вещей или явлений, сосуществующих в пространстве и времени или только повторяющихся во времени, последовательно сменяющих друг друга и объединенных определенными признаками, благодаря чему они составляют нечто целое и взаимосвязанное.
Наша точка зрения по этому поводу уже выражалась. Напомним некоторые положения относительно признаков динамических и статистических законов.
Во-первых, динамические законы выражают связи и отношения между отдельными процессами и явлениями, где ограниченное и практически небольшое число существенных и устойчивых связей и отношений доминирует над всеми остальными, определяя исход процесса;
статистический закон выражает связи и отношения массовых явлений, «ансамбля» событий, где теоретически бесчисленно большое число некоррелированных между собой связей, не обнаруживая заметного доминирования друг над другом, определяет исход процесса всей своей совокупностью.
Во-вторых, динамическая закономерность выражает отношения между элементами жестко детерминированной системы; статистическая закономерность — между элементами вероятностной системы. В силу этого статистические законы называют вероятностно-статистическими.
В-третьих, динамический закон позволяет на основании знаний об определенной области пространства-времени давать однозначные предсказания о другой области пространства-времени; статистический закон на основании знаний об определенной области пространства-времени позволяет давать вероятные предсказания о другой области пространства-времени.
В-четвертых, случайные явления не укладываются в рамки динамических законов, они элиминируются; статистический закон выражает диалектическую связь необходимости и случайности, необходимость пробивает себе дорогу через массу случайностей; здесь эта диалектическая формула очень ярко проявляется, но статистические законы отнюдь не представляют собой законы чистых случайностей. Наоборот, вероятностно-статистические законы позволяют в обобщенной теоретической форме учесть «игру случайностей» через выявление общей, существенной и необходимой составляющей в массе случайностей.
В-пятых, в динамической закономерности причина выступает непосредственно; в статистической закономерности сложным образом переплетаются независимые причины.
В-шестых, при описании процессов и явлений, подчиняющихся динамическому закону, эффективным оказывается дифференциальное и интегральное исчисление; при описании явлений и процессов, подчиняющихся вероятностно-статистическим закономерностям, применяется аппарат теории вероятностей и математической статистики. Рассмотрев данные категории, сделаем вывод.
Во-первых, необходимость никогда не выступает в чистом виде, прокладывает себе дорогу через массу случайностей. Развитие науки идет через изучение и использование необходимости, но это не значит, что она не принимает во внимание случайности. Задача науки состоит в том, чтобы за случайностями открыть необходимость и вооружить практику знанием основных тенденций, устойчивых, повторяющихся связей, отношений, т. е. законов.
Во-вторых, в теории и практике очень важно своевременно и умело использовать случайности, которые содействуют необходимому ходу событий или раскрытию необходимости, т. е. благоприятные случайности, способствующие достижению поставленной цели. Не менее важно своевременно обнаружить и устранить или создать условия нейтрализации отрицательно влияющих случайностей.
Возможность и действительность. Вероятность. С переходом от явления к сущности познание не останавливается, не прекращает свое движение, а проникает все глубже и глубже в суть исследуемых предметов, раскрывает все новые стороны и связи. Познавая сущность какого-либо материального образования, процесса, мы узнаем как действительное состояние его, так и возможные, такие, которых еще нет, но которые неизбежно наступят при определенных условиях. Но действительное состояние не тождественно возможному. Возникает необходимость разделить, отличить действительное от возможного, выяснить особенности того и другого, уяснить диалектику превращения одного в другое, а вместе с этим возникает необходимость в категориях «возможность» и «действительность».
Возможность есть философская категория для обозначения материальных образований, свойств, состояний, которых нет в действительности, но которые могут появиться вследствие присущей материи способности переходить из одного состояния в другое.
Возможность, реализуясь, превращается в действительность.
Действительность — философская категория для обозначения материальных образований, свойств, состояний, которые существуют в реальном мире в настоящее время. Надо различать действительность в широком и узком смысле. Действительность в широком смысле понимается как мир в целом, а в узком смысле — отдельные предметы, процессы, явления.
Действительность можно определить как осуществившуюся возможность, а возможность — как потенциальную действительность. В лаконичной форме диалектику этих категорий можно выразить следующим образом.
Во-первых, возможность и действительность существуют объективно, они свойственны вещам, внешнему миру.
Иную точку зрения развивал Кант. По его мнению, возможность и действительность не свойственны вещам, а являются характеристиками человеческого разума.
Во-вторых, возможность и действительность, существуя в единстве, в то же время обладают относительной самостоятельностью. Метафизический отрыв возможности от действительности, их абсолютизация неизбежно ведет к поиску деятельного начала, поиску первопричины, что осуществить невозможно. При этом переход возможности в действительность происходит не на основе внутренних сил, тенденций, свойственных вещи, а связан с действием внешних сил. Такую точку зрения выражал Аристотель.
В-третьих, взаимосвязь возможности и действительности отражает диалектику развития объективного мира, показывает, что новое не возникает на пустом месте (возможность превращается в действительность), а имеет свое основание в предшествующем. Действительность на основе борьбы противоположностей готовит предпосылки для своего самоотрицания, она порождает новые возможности для дальнейшего прогрессивного развития явлений объективной реальности.
В-четвертых, возможность превращается в действительность не всегда, а лишь при наличии соответствующих условий. Под условиями понимается совокупность факторов, необходимых для превращения какой-либо возможности в действительность.
Всякое материальное образование представляет собой единство множества различных противоположных сторон и тенденций, каждая из которых обладает способностью превращаться в свою противоположность. В связи с этим любое материальное образование имеет много различных возможностей. Возникает проблема анализа различных видов возможностей. В философской литературе нет единства взглядов по этой проблеме, особенно относительно реальной и формальной, конкретной и абстрактной возможности. Нам представляется наиболее правильным различать возможности в этом отношении по вероятности их осуществления.
В категории «вероятность» выражаются следующие отношения:
а) объектовая вероятность, т. е. отношения между объектами, классами объектов, элементами, системами;
б) валентная вероятность, т.е. отношение знания к своему объекту;
в) импликативная вероятность, т. е. отношения между фрагментами знания (например, логические связи между высказываниями);
г) аксиологическая вероятность, т. е. отношение субъекта к каким-либо феноменам. Вероятность рассматривается как психологическая категория,
выражающая степень доверия к суждениям, степень риска, полезности, ожидания и т. п.
Различают математическую (классическую, частностную и аксиоматическую), логическую вероятность, а также вероятность как категорию, т. е. философский подход к вероятности.
Вероятность является категорией, отражающей закономерности развития специфического класса явлений, которые характеризуются отношениями иррегулярности и устойчивости, автономности и связанности, беспорядка и порядка между взаимосвязанными элементами.
Вероятность является мерой возможности. Она характеризует преде -лы, в которых существует возможность. Каждая возможность обязательно имеет некоторые, хотя бы минимальные, основания и способность осуществиться. Эта минимальная вероятность является «нижним» пределом существования возможности. С достижением некоторого максимума вероятности возможность осуществляется. Вероятность охватывает возможность от «почти невероятного» до «почти необходимого».
В этом плане (вероятность — мера возможности) можно выделить некоторые моменты:
- степень развитости возможности;
- величина основания возможности;
- степень необходимого в возможном.
Если в материальном образовании эти три величины достигают максимальных пределов, то возможность близка к реализации. Вероятность близка к единице. Но возможность может и не осуществиться. В данном случае есть смысл говорить о реальной возможности.
Реальными называются такие возможности, которые обусловлены не -обходимыми сторонами и связями, законами структуры, функционирования и развития объекта.
Если в материальном образовании эти три величины имеют минимальное значение, то возможность близка к невозможности. Вероятность в данном случае близка к нулю; при этом речь идет о формальной возможности.
Формальная возможность — возможность, которая обусловлена случайными связями и отношениями.
Порождаясь необходимыми сторонами и отношениями действительности, реальные возможности различаются между собой связью с условиями, необходимыми для их осуществления. В зависимости от наличия или от отсутствия в данный момент, они делятся на конкретные и абстрактные.
Конкретная возможность — такая реальная возможность, для осуществления которой могут сложиться соответствующие условия в настоящее время; абстрактная возможность — такая реальная возможность, для реализации которой в настоящее время нет необходимых условий.
В зависимости от особенностей процесса превращения той или иной возможности в действительность все возможности могут быть разделены на обратимые и необратимые.
Обратимой называется такая возможность, с осуществлением которой первоначальная действительность превращается в возможность; необратимой — возможность, с осуществлением которой первоначальная действительность становится невозможностью.
Учитывая характер связи возможностей между собой, их можно разделить на сосуществующие и исключающие.
Сосуществующей называется возможность, осуществление которой не приводит к исчезновению другой; исключающей — возможность, осуществление которой вызывает исчезновение другой.
Раскрывая диалектику возможности, действительности и вероятности, следует уяснить вытекающие отсюда методологические выводы:
во-первых, в практической деятельности для обеспечения успеха необходимо опираться на реальные возможности, а не на чисто субъективные пожелания, важно учитывать, что в реальной обстановке возможности всегда носят конкретно-исторический характер, они порождены определенными условиями, с изменением которых изменяется возможность, одни возможности превращаются в действительность, другие ослабевают и исчезают;
во-вторых, в своей практической деятельности важно выявлять скрытые возможности (резервы), постоянно ставя их на службу для успешной деятельности;
в-третьих, необходимо умело использовать имеющиеся возможности, открывая новые благоприятные возможности, ограничивая или преодолевая нежелательные;
в-четвертых, следует учитывать, что процесс превращения возможности в действительность проходит ряд этапов. На каждом из них важно применять такие приемы, способы, которые обеспечивают наибольший успех;
в-пятых, для того чтобы возможность тех или иных общественных преобразований превратилась в действительность, необходима активная деятельность людей, действие субъективного фактора. Следовательно, в общественной жизни приобретает большое значение сознательная, целеустремленная деятельность людей.
Итак, мы рассмотрели важнейшие так называемые парные категории: единичное, особенное, общее, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, содержание и форма, сущность и явление.
Выводы
- Категории диалектики — это такие понятия, которые отражают действительность в ее взаимосвязях, взаимопереходах, изменениях и развитии. Они являются отражением существенных и необходимых связей и отношений вещей и явлений.
- Категории являются конкретизацией основных законов диалектики. Они отражают отдельные стороны объективной действительности, являются ступеньками и узловыми пунктами в человеческом познании. Истина постигается во взаимосвязи категорий и законов диалектики. Развитие познания есть изменение содержания категорий и их системы.
- Философские категории имеют важное методологическое значение в отношении конкретных наук. Отрыв философских категорий от понятия конкретных наук неизбежно приводит к схоластике, пустоте, а отрыв понятий частных наук от законов и категорий диалектики приводит к грубому эмпиризму, слепому преклонению перед фактами.
- Диалектика в целом, ее основные законы и категории составляют содержание методологии.
Основу всех форм мышления, в том числе и категорий, определяет практика. Каждая категория является обобщением человеческой практики, ее аккумуляцией. Категории диалектики должны стоять на уровне современной практики.
Источник