Картины микеланджело мадонна у лестницы

Барельеф Мадонна у лестницы Микеланджело

Микеланджело.Мадонна у лестницы. ок. 1490—1491. Madonna della scala,мрамор.Каза Буонарроти, Флоренция

В начале своего творческого пути Микеланджело выступает, прежде всего, как скульптор. Уже первые работы свидетельствуют о его незаурядности и отмечены чертами нового, того, что не могли дать ему учителя: живописец Доменико Гирландайо и скульптор Бертольдо. Его первый рельеф «Мадонна у лестницы» (1489-1492, Флоренция, Музей Буонарроти), высеченный им в мраморе, когда ему было едва шестнадцать лет, отличается от произведений предшественников пластической мощью образов, подчеркнутой серьезностью трактовки сотни раз использованной темы.

«Мадонна у лестницы» выполнена в традиционной для итальянских скульпторов ХV века технике низкого, тонко нюансированного рельефа, напоминающей рельефы Донателло, с которыми его роднит и присутствие младенцев (путти), изображенных на верхних ступенях лестницы. Внизу у лестницы сидит мадонна с младенцем на руках (отсюда название рельефа).

По композиции «Мадонна у лестницы» и напоминает живопись, но отличается от неё. Барельеф изображает женщину, сидящую у лестницы на камне. Рядом с ней играют четверо детей — трое на лестнице, а один чуть виднеется из-за её плеча. Изображённое близко к бытовому жанру, отсюда и лестницы, и озорники-дети.

Главное место в рельефе принадлежит Мадонне, величавой и серьезной. Образ ее связан с традицией древнеримского искусства. Однако особая ее сосредоточенность, сильно звучащая героическая нота, контраст мощных рук и ног с изяществом и свободой трактовки живописно-певучих складок ее длинного одеяния, удивительный в недетской силе младенец на ее руках — все это идет от самого Микеланджело.

Читайте также:  Модель лестницы своими руками

Найденная здесь особая компактность, плотность, уравновешенность композиции, умелое сопоставление различных по величине и трактовке объемов и форм, точность рисунка, правильность построения фигур, тонкость обработки деталей предвосхищают его последующие работы.

Есть в «Мадонне у лестницы» и еще одна черта, которая будет характеризовать многие из произведений художника в будущем — огромная внутренняя наполненность, сосредоточенность, биение жизни при внешнем спокойствии.

Мадонны XV века миловидны и несколько сентиментальны. Мадонна Микеланджело трагически задумчива, погружена в себя, она не изнеженная патрицианка и даже не трогательная в своей любви к младенцу юная мать, а суровая и величавая дева, которая сознает свою славу и знает об уготованном ей трагическом испытании.

Его мадонна отличается и от мадонн Донателло, и Джованни Пизано, которые изображали их полными боли. Она способна родить богатыря и воспитать героя. Нечто подобное встречается в Мазаччо, произведения которого тщательно изучал и зарисовывал молодой Микеланджело.

Микеланджело изваял Марию, когда она, держа у своей груди дитя и, должна была предрешить будущее — будущее для себя, для младенца, для мира. Всю левую часть барельефа занимают тяжелые лестничные ступени. Мария сидит в профиль на скамье, направо от лестницы: широкая каменная балюстрада словно бы обрывалась где-то за правым бедром Марии, у ног ее ребенка.

Зритель, взглянув на задумчивое и напряженное лицо Богоматери, не может не почувствовать, какие решающие минуты она переживает, держа у своей груди Иисуса и, словно бы взвешивая на ладони всю тяжесть креста, на котором ее сыну суждено было быть распятым.

Иисус изображён очень необычно — спиной к зрителю. С одной стороны — это просто ребёнок, уснувший у матери на груди, с другой — его правая рука, мускулистая, совсем недетская, подчеркивает божественность его природы. Безволие запрокинутой правой руки также использовалась Микеланджело как символ сна или смерти.

Вазари писал:«Тот же Лионардо несколько лет тому назад хранил в своем доме на память о дяде барельеф с Богоматерью, высеченный из мрамора собственноручно самим Микеланджело, высотой чуть побольше локтя; в нем он, будучи в то время юношей и задумав воспроизвести манеру Донателло, сделал это настолько удачно, словно видишь руку того мастера, но и грации, и рисунка здесь еще больше. Работу эту Лионардо поднес затем герцогу Козимо Медичи, почитающему ее за вещь в своем роде единственную, ибо другого барельефа, кроме этой скульптуры, рукой Микеланджело выполнено не было» .

По мнению Гери Радке ( Gary Radke), профессора истории искусства, «Мадонна у лестницы» предназначена для созерцания снизу вверх, стоя на коленях. Тогда появляется перспектива, которая кажется несколько примитивной, если смотреть на барельеф на уровне глаз.

Этого эффекта Микеланджело достиг за счёт специфической резьбы линий ступенек, и это подчеркивается также правой ногой мадонны, которая несколько выше выступает над поверхностью чем другие элементы барельефа, а следовательно является ближайшей к зрителю.

Ирвинг Стоун»Муки и радости»

«. Мария будет доминантой фигурой барельефа. Она будет центром композиции (…) Насколько ему было известно, никто из скульпторов или живописцев не изображал Иисуса спиной к зрителю. Хотя его драма и начнется лет через тридцать. А сейчас же было время его матери, поэтому и её портрет»

Источник

Мадонна у лестницы

Микеланджело «Мадонна у лестницы», ок. 1490 —1491 итал. Madonna della scala мрамор. Каза Буонарроти, Флоренция, Италия

Мадо́нна у ле́стницы (итал. Madonna della scala ; также Мадо́нна на ле́стнице [1] ) — мраморный барельеф, созданный Микеланджело Буонарроти в ок. 1491 году [а] . Это первое независимое, наиболее раннее из сохранившихся произведений мастера [2] . Фриц Эрпель писал, что в этом произведении «…уже узнается зрелый Микеланджело, в захватывающем контрасте между благородной шеей и грудью Мадонны и атлетическим плечом младенца Христа, между линеарной перегруженностью спины мадонны и бегущей игрой бганок ее одежды» [3] . Шильяно назвал барельеф «загадочным, преждевременным» [4] . По его мнению, в барельефе «Мадонна у лестницы» юный скульптор «освоил и придал новую форму урокам Донателло, своего выдающегося предшественника» [4] , «присоединился к большой скульптурной традиции» [5] .

Содержание

История произведения

(…)Mary would dominate the marble. She would be the center of the composition (…) As far as he knew, no one had sculptured or painted Jesus with his back turned. Yet his drama would not be begun for some thirty years. This was the mother’s time, and the mother’s portrait [7]

Внешние видеофайлы
Музей искусств Сиэтла. Мадонна у лестницы (15.10.09 —31.01.10) (англ.)

Образ мадонны с младенцем — был очень распространен в итальянском искусстве конца 15 столетия [6] . Он разрабатывался и художниками, и скульпторами. В частности, среди наиболее известных картин художников Флоренции периода Протовозрождения и раннего Возрождения является «Богоматерь с младенцем и двумя ангелами» Франческо Пезеллино (итал. Francesco Pesellino ), «Богородица с младенцем» Филиппино Липпи, «Мадонна Магнификат» Сандро Боттичелли, «Богородица» Нери ди Биччи (итал. Neri di Bicci ) и др. В скульптуре к этому образу обращались Бернардо Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно (итал. Desiderio da Settignano ), Андреа Орканья (итал. Andrea Orcagna ), Агостино ди Дуччо (итал. Agostino di Duccio ), Бенедетто да Майано, Мино да Фьезоле (итал. Mino da Fiesole ) и другие. С барельефов — «Божья матерь с младенцем» Луки делла Роббиа, произведения Антонио Росселини, Донателло и других.

С 1490 по 8 апреля 1492 [б] Микеланджело, который с 1489 года был учеником в художественной школе Лоренцо Великолепного в саду Казино Медичео (сад монастыря Сан Марко или Медицейських садах [8] ), жил в палаццо Медичи [9] . Мрамор для учеников, а также все другие необходимые материалы закупались за деньги Лоренцо [4] , но готовое произведение становилось собственностью художника. В отличие от его более позднего «Вакха», и «Мадонна у лестницы», и «Битва кентавров» сделаны из каррарского мрамора [10] [в] .

«Мадонна у лестницы» оставалась в семье Микеланджело до самой смерти художника в 1564 году. В 1566 году Леонардо, племянник Микеланджело, подарил барельеф Козимо I Медичи, предварительно сделав бронзовую копию. Новый герцог Медичи в 1616 году вернул скульптуру семье. Позднее его передали в коллекцию музея Каза Буонарроти (1617). В музее барельеф находится на соседней стене с «Битвой кентавров».

В 1930 году сделан гипсовый прототип барельєфа, а в 2010 году из него было сделано ещё восемь бронзовых копий (литье — Fonderia Marinelli) [11] .

В 2008 году вышла книга фотографий произведений скульптора «Микеланджело: Рука мастера» (итал. «Michelangelo: La Dotta Mano» ). Точная копия барельефа «Мадонна у лестницы», выполненная из мрамора, стала обложкой этого издания. Начальная цена за книгу составляла около 100 тыс. евро (сама книга, чехол и подставка для нее, а также 500 лет гарантии) [12] [13] . Выход книги был приурочен к празднованию 500-летия начала работ Микеланджело над фресками потолка Сикстинской капеллы [14] . Всего было запланировано выдать 33 экземпляра книги [12] .

Вопрос авторства

Про это произведение Микеланджело не упоминает Асканио Кондиви, но оно упоминается во втором издании «Жизнеописаний» Вазари (1568). Колин Айслер (англ. Colin Eisler ), профессор Института искусств Нью-Йоркского университета, полностью отрицал аутентичность барельефа [15] .

Описание

По композиции «Мадонна у лестницы» и напоминает живопись, но отличается от неё. Барельеф изображает женщину, сидящую у лестницы на камне. Рядом с ней играют четверо детей — трое на лестнице, а один чуть виднеется из-за ее плеча. Изображенное близко к бытовому жанру, отсюда и лестницы, и озорники-дети.

Мадонна

Микеланджело отказался от фронтального ракурса. Женщина сидит и смотрит в сторону, а не на зрителя. Нимб вокруг его головы подчеркивает, что это — Богоматерь. Круг сияния несколько выступает за плоскость и частично заходит на необработанную часть мрамора. К Марии льнет сонный ребенок, права ручка которого заброшена за спину. Мать нежно прикрывает головку любимого ребенка, чтобы не разбудить его. Младенец изображен без нимба. Поза мадонны будто расслабленная, что подчеркнуто скрещенными ногами. Мария задумана, она предчувствует свою трагическую судьбу и знает, что ждет её сына [9] .

Мадонна юного Микеланджело (в то время ему было 15 −16 лет) — это крепкая и мощная женщина, а не хрупкая, вялая или простоватая, как в произведениях других тогдашних художников. Его мадонна отличается и от мадонн Донателло, и Джованни Пизано, которые изображали их полными боли [3] . Она способна родить богатыря и воспитать героя. Нечто подобное встречается в Мазаччо, произведения которого тщательно изучал и зарисовывал молодой Микеланджело [г] .

По Саймондзу, уже в этой мадонне прослеживаются намеки на «волшебное величие» дальнейших его работ [16] .

Марсель Брион писал, что фигура женщины создает впечатление монументальности произведения, несмотря на его небольшие размеры, а голые лестничные марши и каменный куб контрастируют с мягкими линиями ее одежды [17] . По мнению Либмана, эта внутренняя монументальность проявляется «даже у крутых ступень, высоких для простых смертных» [18] .

Младенец

Иисус изображен очень необычно — спиной к зрителю. С одной стороны — это просто ребенок, уснувший у матери на груди, с другой — его правая рука, мускулистая, совсем недетская, подчеркивает божественность его природы. Безволие запрокинутой правой руки также использовалась Микеланджело как символ сна или смерти. Так изображены «Лоренцо II Медичи», Иисус «Флорентийской Пьеты». Также впервые в истории искусства взгляды матери и ее ребенка не обращены друг на друга или в одну сторону [19] .

Уже в этом барельефе проявляется его желание изображать сильное, подтянутое тело [20] , а его дальнейшие скульптуры будут излучать амбивалентность и противоречия [21] .

В произведениях художников Возрождения и барокко часто изображались маленькие мальчики, иногда с крыльями. Их еще называют «путти» (итал. putti , множественное число от итал. putto — «маленький мальчик», «амур») [22] . Этот элемент также использовал Донателло [22] . У Микеланджело изображены дети играют не только декоративную роль. Они могли трактоваться как внутренние символы, художественное выражение концепции нервов [19] [д] .

Дети держат длинную ткань. Возможно — плащаницу [3] , которой со временем будет закутано тело Христа.

Лестница

По мнению Гери Радке (англ. Gary Radke ) [23] , профессора истории искусства, «Мадонна у лестницы» предназначена для созерцания снизу вверх, стоя на коленях. Тогда появляется перспектива, которая кажется несколько примитивной, если смотреть на барельеф на уровне глаз. Этого эффекта Микеланджело достиг за счет специфической резьбы линий ступенек, и это подчеркивается также правой ногой мадонны, которая несколько выше выступает над поверхностью чем другие элементы барельефа, а следовательно является ближайшей к зрителю.

Техника исполнения

Для создания барельефа Микеланджело использовал прием низкого рельефа (итал. rilievo schiacciato ), характерный для произведений Донателло [24] . Об очевидности этого подражания писал и Вазари: «Микеланджело, будучи еще молодым, пытался подражать манере Донателло и имел в этом успех, потому что эта Мадонна кажется настоящим произведением Донателло, за исключением лишь того, что в ней больше грации и четкости рисунка» [25] . Айнем пишет, что эта работа Микеланджело очень напоминает древнегреческие работы 4 века, но не считает, что можно это утверждение проследить далее [26] . Поверхность барельефа «Мадонна у лестницы» тщательно зашлифованы, чем отличается от другого его раннего произведения «Битва кентавров».

Интерпретации

Существуют различные трактовки образа «Мадонны у лестницы».

По Фрицу Эрпели, перила лестниц и линия спины Иоанна Крестителя, склонившегося на них, образуют крест, который выходит или заканчивается правой ладонью Богоматери [3] . Пять ступеней напоминают о лестницах палача [е] . Эрпель также обращает внимание на то, что детей четверо, и четверо евангелистов было среди апостолов Христа [3] .

Говард Бенджамин Гиббард (англ. Howard Benjamin Hibbard ), американский искусствовед, профессор Колумбийского университета, считал, что куб, на котором сидит Мадонна, может символизировать герметичное совершенство. Также Христос является краеугольным камнем церкви [ж] , а именно его Мария держит на коленях [11] .

Эрик Шильяно приводит мнение психиатра Роберта Либерта (англ. Robert S. Liebert ), который считал, что барельеф «является собирательным образом кормилицы и биологической матери Микеланджело, который был навсегда утрачен для него. Стремление найти это утраченное ощущение счастья в симбиотическом сочетании с грудью было мощной движущей силой для Микеланджело, на что намекают и шутки про кормилицу, приведенные в Вазари и Кондиви» [27] [и] . Шильяно считает, что этим может объясняться такое разительное отличие мадонн с младенцем Микеланджело, от матерей того же Рафаэля или Филиппино Липпи. Мадонны Микеланджело — «чрезвычайно отстранены, амбивалентные и нездешние» [27] [к] .

Шильяно проводит параллель между самым ранним произведением «Мадонна у лестницы» и последней известной скульптурой «Ронданини Пьета», как своеобразное воссоединение матери и уже взрослого сына, судьбу которого она знала еще когда тот был младенцем [28] .

По мнению искусствоведа Саймона Абрахамса (англ. Simon Abrahams ), Микеланджело изобразил себя как Христа, а спиной он повернут к зрителю, чтобы не было видно, что в руке он держит «резец и молоток», извлеченные из молока матери [29] . По его прочтению сама Мария является камнем, из которого скульптор-младенец делает свою статую. Дети — это тоже Микеланджело, его «alter ego», которое помогает ему-скульптору добраться до его статуи-мадонны или композиционно связывают его с ней [19] .

Образ в искусстве

Барельеф «Мадонна у лестницы» стал иконографическим образцом для произведения «Материнство» (фр. Jeune mère allaitant son enfant ; дословно — «Молодая мать кормит младенца») французского скульптора Александра Шарпантье (фр. Alexandre Charpentier ) [30] .

Барельеф упоминается в биографическом романе «Камень и боль» Карела Шульца (1943). В нем Мадонна изображена царицей грядущего Царства Небесного, которая сидит на лестнице как нищенка и охраняет свое дитя [31] . Также на произведение написано в романе «Муки и радости» Ирвинга Стоуна (1961). По Стоуну, этот образ является синтезом греческой (языческой) и христианской философий: сюжет христианский, но присутствует героизм и отстраненность, характерные именно для аттических скульптур [32] [л] .

Источник

Оцените статью