- О профессии воспитателя: права и обязанности, обучение, трудоустройство и зарплата
- Кто может стать воспитателем: требования к образованию и качествам
- О правах и обязанностях воспитателя
- За что несут ответственность воспитатели ?
- Куда воспитатель может устроиться на работу?
- Зачем воспитателю проходить аттестацию и повышать квалификацию?
- Планирование карьерного роста педагога методическая разработка на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О профессии воспитателя: права и обязанности, обучение, трудоустройство и зарплата
Мы расскажем вам о функциях педагога-воспитателя в детском саду, об аттестации, зарплате, вариантах трудоустройства и карьерного роста. А также объясним, где можно пройти обучение, чтобы занять эту должность.
Кто может стать воспитателем: требования к образованию и качествам
Вы сможете стать воспитателем, если:
у вас нет неснятой/непогашенной судимости;
вы полностью дееспособны;
вас не лишали права заниматься педагогической деятельностью;
нет медицинских противопоказаний (в частности, эпилепсии, психических расстройств и пр.);
вы любите детей, не проявляете агрессии к ним, вы терпеливы и умеете находить подход к малышам;
вы вежливы и порядочны, можете служить примером детям: для воспитателя неприемлема брань, развязное поведение, неподобающий внешний вид, и даже сомнительные публикации и фото в соцсетях могут стать причиной отказа при приеме на работу;
есть подходящее образование.
Требования к образованию устанавливает профессиональный стандарт . Должность воспитателя может занимать специалист:
с высшим (ВО) или средним профессиональным (СПО) образованием по педагогическому профилю;
с ВО или СПО по любому профилю после получения дополнительного профессионального образования по программе обучения воспитателей.
Если вы окончили школу, вы можете поступить в колледж или вуз и получить профильное образование. Если СПО или ВО по другому профилю у вас уже есть, для работы воспитателем вам достаточно пройти курсы профпереподготовки. Они длятся в среднем от 2 до 9,5 месяца.
Ознакомьтесь с программами переподготовки воспитателей в АНО «НИИДПО». Обратите внимание на специфику каждой программы, учебный план, направление обучения (например, работа с детьми с нарушениями речи). Рассмотрите также смежные должности:
340 часов (3 мес.)
Квалификация: Педагог предшкольной подготовки
Подходит для действующих специалистов
340 часов (2 мес.)
Квалификация: Старший воспитатель
Подходит для действующих специалистов
340 часов (2 мес.)
Квалификация: Помощник воспитателя
Подходит для старта в профессии
340 часов (2 мес.)
Квалификация: Младший воспитатель
Подходит для старта в профессии
После обучения и успешного прохождения итоговой аттестации вы получите диплом гособразца — он даст возможность для трудоустройства, в том числе в государственное учреждение.
Если возникнут вопросы по выбору программы, обратитесь к специалистам приемной комиссии АНО «НИИДПО» — они помогут вам.
О правах и обязанностях воспитателя
В обязанности специалиста входит:
Прием детей в группу, присмотр за ними в течение всего дня, защита их здоровья и жизни. Воспитатель ни при каких обстоятельствах не может оставить детей одних без присмотра.
Полный список обязанностей нужно смотреть в должностной инструкции — этот документ каждое учреждение составляет отдельно. Например, в некоторых организациях в список обязанностей воспитателя включают обучение английскому языку, чтению, математике и пр.
Воспитатель имеет право:
Каждый год уходить в длительный отпуск (42 дня — для воспитателей в обычных учреждениях, 56 дней — для специалистов, которые работают с детьми с ОВЗ). Тем, кто работает на Крайнем Севере, положен дополнительный отпуск длительностью 24 дня.
Получать полный соцпакет.
Выполнять дополнительные обязанности в доплате (например, вести занятия по английскому языку).
Требовать от руководства создания оптимальных условий для работы с детьми.
Принимать решения самостоятельно в рамках своей компетенции.
За что несут ответственность воспитатели ?
Также специалист отвечает за качественное выполнение своих обязанностей.В первую очередь — за здоровье и жизнь детей, но только с момента приема ребенка в группу и до окончания рабочего дня. Если родители не довели ребенка до группы, а оставили на улице или в холле, ответственность несут они. Если никто не забирает ребенка до момента закрытия детского сада, воспитатель вправе отвести его в детскую комнату полиции — ответственность за малыша после этого он нести не будет.
Куда воспитатель может устроиться на работу?
В детский сад (государственный или частный), в центр детского развития, центр предшкольной подготовки, благотворительный фонд, дом ребенка, детскую комнату (в ресторане, ТЦ и пр.).
На должность няни и педагога-воспитателя можно устроиться в семью: речь нередко идет об индивидуальной работе с ребенком 24/7.
Условия и график работы полностью зависят от места работы. Варианты разные, начиная с 3-4 рабочих часов в день и заканчивая проживанием вместе с ребенком.
Зачем воспитателю проходить аттестацию и повышать квалификацию?
Аттестация бывает обязательной и добровольной. Обязательную аттестацию проходят все воспитатели раз в 5 лет — она нужна для подтверждения соответствия занимаемой должности. Не пройдя ее, вы потеряете право работать с детьми. Добровольная аттестация нужна для присвоения квалификационной категории — чем выше категория, тем легче устроиться на высокооплачиваемую должность, получить надбавки к зарплате.
Закон об образовании требует, чтобы каждый воспитатель не реже раза в 3 года повышал свою квалификацию. Игнорируя это требование, специалист рискует лишиться работы. Сейчас для повышения квалификации необязательно брать отпуск — например, у нас в АНО «НИИДПО» можно учиться дистанционно*. Успешно окончив обучение, вы получите удостоверение государственного образца, которое можно предъявить комиссии при прохождении аттестации.
У нас широкий список программ повышения квалификации для воспитателей . При выборе варианта подумайте, какую тему вам хотелось бы глубже изучить — например, методики обучения дошкольников чтению, английскому языку или основам математики, построение индивидуального образовательного маршрута и пр. Углубленное знание узких тем повысит ваши шансы на трудоустройство в престижные детсады: например, в те, где каждый воспитатель обязан знать:
Источник
Планирование карьерного роста педагога
методическая разработка на тему
Дошкольное образовательное учреждение заинтересовано в стабильном успехе на рынке образовательных услуг. Стабильный успех в быстро меняющихся социально-экономических условиях возможен только при условии деятельности учреждения в режиме развития. Позитивную динамику в повышении качества образовательных услуг и конкурентоспособности ДОУ обеспечит выбор приоритетов в определении перспектив развития ДОУ, оптимизации системы управления, модернизации кадровой политики, формировании маркетинговой стратегии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_karernogo_rosta_pedagoga.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование карьерного роста педагога
Дошкольное образовательное учреждение заинтересовано в стабильном успехе на рынке образовательных услуг. Стабильный успех в быстро меняющихся социально-экономических условиях возможен только при условии деятельности учреждения в режиме развития. Позитивную динамику в повышении качества образовательных услуг и конкурентоспособности ДОУ обеспечит выбор приоритетов в определении перспектив развития ДОУ, оптимизации системы управления, модернизации кадровой политики, формировании маркетинговой стратегии. Яснее и проще это звучит у Л.Кэрролла в «Алисе в стране чудес»:
«- Не скажете ли мне, по какой дороге мне отсюда идти?
— Это зависит от того, куда вы хотите прийти, — сказал Кот.
— Мне, в общем-то, все равно… — сказала Алиса.
— Тогда неважно, какой дорогой идти, — ответил Кот».
Значит, выбрать дорогу все же надо.
Сложно выбрать приоритеты в условиях малокомплектного сада и отсутствия методической службы. Тем не менее – надо. Безусловны два направления:
— улучшение условий пребывания детей в ДОУ,
— УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА ПЕДАГОГОВ, ПРИНИМАЮЩИХ ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Остановимся на педагогах.
Важнейшей функцией педагогического менеджмента является прогнозирование и планирование . Планирование – есть заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Прогнозирование – предвидение ожидаемого будущего на основе учета динамики прогнозируемого явления.
Какой основной мотив планирования карьеры педагога у руководителя? Вышеуказанные: повышение качества образовательных услуг, конкурентоспособности ДОУ. Каков же будет мотив у выполняющего план педагога?
Карьерный рост как способ повышения материального благополучия педагога не очень убедителен. Практика долгих лет показывает: педагоги, достигшие вершины карьеры в ДОУ, уходят из детского сада и часто в другие отрасли. Что ж, использовать свои, уже обнаруженные и сформированные, возможности, знания, умения, навыки, чтобы жить в более достойных условиях — право каждого человека. Такой вариант можно спрогнозировать. Как говорил герой фильма «Королева бензоколонки»: «Уведут, точно, уведут.». Мы же вновь и вновь будем планировать рождение в стенах детского сада педагога с большой буквы. А мотивом для педагога будем выдвигать карьеру как возможность добиться признания коллег, бесконечную любовь детей, благодарность родителей. Человек, которого уважают в коллективе, знают в микрорайоне, чье имя звучит в разговорах мамочек с колясками на прогулках, может считать, что свою карьеру сделал. Раньше, правда, это называлось «сердце отдаю людям».
Планирование карьеры педагога будет эффективно при соблюдении трех главных условий:
— знание уровня, на котором находится педагог в момент планирования,
— четкое представление об уровне, на который он должен быть поднят к концу планируемого периода,
— выбор оптимальных путей и средств, которые позволят педагогу выйти на новый уровень.
Безусловно, планирование опирается на аналитическую деятельность. Аналитическая деятельность предполагает:
— формирование аналитического обоснования для планирования,
— вычленение условий положительно (отрицательно) влияющих на конечный результат,
— оценку качества педагогического процесса в целом, осознание общих и частных задач, которые стоят перед ДОУ и педагогом,
— осознание роли педагогической науки в достижении полученных результатов,
— стимулирование педагога на повышение квалификации на основе собственной оценки итогов года и оценки его коллективом,
— установление преемственности между прошедшим и будущим годом.
Планировать карьерный рост для руководителя означает – найти наиболее важные стимулирующие факторы для каждого педагога. С целью выявления этих стимулов я использую модифицированную «Диагностику качества труда учителя с целью дальнейшего стимулирования» (сборник методических материалов «Диагностика успешности учителя» М.,1997). Я предлагаю педагогам анкеты, в которых они ранжируют индивидуальную значимость и степень удовлетворенности каждым стимулирующим фактором. (Приложение 1). Результаты ранжирования заносятся в таблицу, составленную для каждого воспитателя (Приложение 2). Исходя из полученных данных, разрабатываю индивидуальную систему рекомендаций. В результате реализации системы рекомендаций интенсифицируется процесс повышения квалификации педагогов.
Безусловно, стимулирует педагога на повышение квалификации и собственная оценка итогов года. Я предложила воспитателям написать аналитические записки с тем, чтобы они проанализировали свой карьерный рост за более долгий отрезок времени (прилагаются). И сама, в свою очередь проделала тот же труд.
Приведу в пример 4 аналитические записки на своих воспитателей. Смотрим ли мы с воспитателями в одном направлении?
Пуртина Татьяна Сергеевна . Великолепный воспитатель, который достался мне даром.
Мне, молодому руководителю было страшно зайти в группу, когда у Татьяны Сергеевны шли занятия. Ее обожают дети, преклоняются родители. На таких воспитателях можно в рай въехать, ничего не делая для этого. Тем не менее, когда пришли новые времена, а вместе с ним необходимость аттестации педагогов, именно Татьяну Сергеевну мне было очень тяжело перевести на другие рельсы. Она не понимала, почему хорошее надо менять на «неизвестно, что из этого получится». Аттестация на 1 категорию далась мне уже через конфликт: она не хотела менять среду принципиально. Я сделала это за нее сама. Ночью. Аттестация прошла успешно, Татьяна Сергеевна не разговаривала со мной месяц.
Вскоре она ушла из детского сада: необходимо было зарабатывать деньги на учебу детей в институтах. Работала она на фабрике посменно, и я попросила ее выходить к нам на работу хотя бы на 0,5 ставки. Она согласилась. Прошло три года. За это время мы получили лицензию, прошли аттестацию детского сада, перевернули все вверх дном и продолжали учиться, а Татьяне Сергеевне учиться было некогда. Она с приятным удивлением наблюдала за происходящими изменениями, а сама уходила в тень. Вот уже ее напарница получила высшую квалификационную категорию, она правит балом в группе. Так продолжаться больше не могло. Я настойчиво убеждала ее вернуться в детский сад. И вот это свершилось. С сентября 2007 года Татьяна Сергеевна работает в детском саду на 1,0 ставку. Я отправляю воспитателя учиться в СПбГУ им. Герцена, в НМЦ на компьютерные курсы. Она учится с радостью, как первоклассница. Она — главная героиня нашего праздника «Росиночка Россия», с которым мы вышли на районный конкурс. Я уверена, что в конце года она подаст заявление на высшую квалификационную категорию, я ей дам прекрасную характеристику. И вновь дети пойдут в детский сад №23, потому что там работает Пуртина Татьяна Сергеевна. Это мой ближайший прогноз. Думаю, через год она сможет выйти на конкурс педагогического мастерства.
Кожевникова Ольга Ивановна . Человек другого поколения, другой формации. И пришла она к нам в сложное время, в период очередной волны ухода из детского сада воспитателей, многие из которых могла бы достичь больших высот на этом поприще. 2003 год.
Как сейчас помню, открывается дверь: передо мной молодая девушка, маленькая, полненькая, с нежным лицом. Уверенно начинает говорить: «Я закончила медучилище. Сейчас учусь в университете им А.С.Пушкина на психолога. Хорошо знаю английский язык, могла бы вести платную услугу». Я обрадовалась. Инструктирую, заваливаю литературой. Наивная. Оле читать некогда, она молодая. У нее личная жизнь. Тем не менее, в университете она учится, сдает сессии, получает вполне конкретные, серьезные знания.
Через год я предлагаю ей подать заявление на П квалификационную категорию. Планирование работы становится ее экзаменационной работой. Этот же год становится годом получения лицензии. 2005 год – аттестация детского сада. Вместе с нами Оля проходит и эти рубежи. Группа получает средний балл. Самое главное замечание – не прослеживается системность в работе. Необходимы специальные знания по различным методикам, современным технологиям. Курсы молодого специалиста воспитатель игнорирует. Мы вступаем в конфликт. Тем не менее, я отмечаю и положительные моменты в ее работе. Получая специальные знания по психологии, ей нравится наблюдать за детьми, анализировать их поступки. Она делится со мной своими предположениями о мотивах определенного поведения ребенка. Часто она попадает «в точку». И в беседе с родителями мы убеждаемся, что ребенок действительно находился в кризисной ситуации. Родители выражают ей благодарность, прислушиваются к ее советам. Дети тоже тянутся к ней, стараются вступить в близкий контакт. Им комфортно с ней. От воспитателя исходит тепло чистоты, здоровья. Вот в этот момент и поработать бы над развитием речи, без волнения для ребенка постараться решить его проблемы. Но чувство ответственности за порученное дело развито недостаточно или просто Оля не связывает свою карьеру с детским садом, во всяком случае, в роли воспитателя. Можно планировать карьеру психолога Кожевниковой Ольги Ивановны. Работа же воспитателем стала для нее хорошей практикой общения с детьми, родителями, администрацией.
Лично для меня общение с Ольгой Ивановной оказалось полезным: она умеет смотреть «в корень», дает отличные характеристики людям, родителям и сотрудникам. Дети, думаю, тоже будут вспоминать ее с благодарностью: рядом с нею они быстро взрослели или просто принимали ее за свою и полностью, как со сверстниками, раскрывались.
Но работа психолога – это не только способности, но и серьезные аналитические раздумья, всевозможные записи, т.е. тяжелый кропотливый труд, а он Ольге Ивановне категорически противопоказан, так ведь тоже бывает. Т.е. на карьере ставим точку. Или я ошибаюсь?
Муравьева Марина Владимировна . В 2002 году ко мне пришла устраиваться молодая женщина помощником воспитателя. Мотив: ее сын пошел в школу, расположенную рядом. Женщина мне понравилась, я приняла ее на работу. Исполнительная, трудолюбивая, она во всем помогает воспитателям. У нее «золотые» руки, хороший вкус, она шьет детям костюмы на праздники. Иногда, правда, возникают конфликты. С родителями. Сама прекрасная мать, она делает замечания родителям по поводу одежды детей, их неухоженности, опозданий. Второй год она работает помощником воспитателя на 2-х группах. И справляется. Наши дети учатся в одной школе, и однажды Марина Владимировна говорит мне: «Не говорите в школе, что я работаю няней». Именно в это время мне приходит мысль предложить ей поступить в педагогическое училище. Полгода она раздумывала. Ей хотелось бы больше времени уделять семье, ребенку, она понимала, что работа воспитателем сократит это время. И все же она согласилась. В этот же год я ставлю ее на группу в пару с уже состоявшимся воспитателем, «хозяином» группы. Ее не видно, не слышно. Она в полном подчинении. Но она учится и учится, как мне кажется, прилежно. Не пропускает ни одного дня. Как-то зимой я встретила ее поздно вечером идущую вприпрыжку. «Марина, как дела?» «Я сдала сессию на «отлично». А ей уже 40 лет. На Новый год у детей ее группы были самые красивые костюмы!
Неожиданно мой опытный, уверенный в себе воспитатель, за 5 лет сделавший максимально возможную карьеру в детском саду ( высшая квалификационная категория, второе образование в СПбГУ им Герцена -социальный педагог, открытые мероприятия на район, участие в районной педагогической конференции ), уходит с работы. Она будет гувернанткой в семье с окладом 20000 тыс. рублей. Марина Владимировна остается на группе одна. Это 2007-2008 учебный год. Мне очень нравится наблюдать, как Марина Владимировна занимается изодеятельностью, физическим воспитанием. Я ее спросила «Марина, у тебя есть мечта?» «Да. Я хочу стать преподавателем физического воспитания». Будем думать.
Так сумеет ли воспитатель сделать карьеру в детском саду? Мне кажется, что она не станет жертвовать своим личным временем во имя награды. Но я уверена, что и без званий и наград она будет честно служить детям. Проблемы у нее есть. Излишняя требовательность. У нее по-прежнему возникают конфликты с родителями. Я учу ее, что мы не судьи, и не ревизоры, мы – сфера услуг. Быть вежливой, корректной, постараться встать на место «подсудимого» и улыбаться, улыбаться, улыбаться. Думаю, что тут необходим психологический тренинг.
А недавно я узнала, что Марина Владимировна окончила школу с золотой медалью и за ее плечами – незаконченный университет, факультет математики. Почему ж не законченный? Надо помочь ей пройти хотя бы эту дорогу- стать стабильным, уверенным в себе, настоящим воспитателем.
Курбанова Юлия Витальевна . Она же — Строчилова. Долго я уговаривала ее выйти замуж, а потом и родить ребенка. Эту карьеру мы успешно претворяем в жизнь. Между прочим, в ДОУ №23 в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет находится 4 человека. Думает еще двое.
Строчиловой Юлии Витальевне я заводила трудовую книжку. Она пришла в детский сад в 1998 году. В настоящее время ее педагогический стаж — 9 лет. Все эти годы Юля много училась. Окончила Институт культуры. У нее высшая квалификационная категория. Все открытые мероприятия, которые мы проводили на район, связаны с ее именем. Чтобы ни делала Юлия Витальевна, она делает это красиво и легко. Настоящий Моцарт местного масштаба. Планировать ее карьеру легко: Юля любит работать на результат. С ее именем я связываю будущее детского сада, ей бы и хотела передать его.
Значит, в ближайшее время ее ждет исполнение обязанностей заведующей, курсы резерва заведующих, компьютерные курсы, финансовые .. Сможет ли она дирижировать женским разноуровневым, разновозрастным коллективом? У меня есть 5 лет, чтобы я смогла ответить на этот вопрос
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диссеминация педагогического опыта: Участник в районной конференции работников образования Ямальского района «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в современных условиях».
Статья посвящена взаимосвязи карьерного роста и развития творческого потенциала педагогов дошкольной организации. Рассматривается «горизонтальный» карьерный рост как мотивация для развития.
В данной статье рассматривается проблема управления профессиональным ростом педагога в условиях внедрения национальной системы учительского роста (НСУР).
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов.
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов.
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов.
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов.
Источник