Какие ступени развития общества вы знаете

Общество как форма жизнедеятельности людей (окончание)

Ступени развития общества

Общество прошло длительный путь, на котором наука выделяет несколько ступеней. Если рассматривать в первую очередь средства, с помощью которых люди производят необходимые им материальные блага, а также опыт, накопленный в таком производстве, то можно увидеть три ступени в развитии общества.

Для первой ступени — традиционного (аграрного) общества — характерно господство сельского натурального хозяйства, сословной иерархии, решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа — жрецам либо церкви и армии.

Вспомните общества Древнего мира, а затем средневековые. В этих обществах появляются города, ремёсла, торговля, деньги, письменность. Но семья остаётся основной производственной ячейкой, господствуют общинные принципы, традиции и обычаи. Основная масса населения проживает в деревнях.

На следующей ступени — в индустриальном обществе — происходят значительные перемены.

Учёные указывают такие отличия индустриального общества от аграрного:

— преобладает не сельскохозяйственное, а промышленное производство;

— решающая роль в социальной жизни принадлежит не мелким и крупным землевладельцам, а промышленникам, бизнесменам;

— в центре социальной организации находятся не церковь и армия, а корпорации (объединения лиц, имеющих общие коммерческие интересы).

Это общество основано на развитии крупного машинного производства (вспомните из курса истории, как и когда оно возникло), для него характерно использование научных достижений в качестве основного фактора производства.

Меняется весь образ жизни общества: сельское хозяйство, транспорт, связь, профессиональные навыки, образование, культура человека. Сокращается доля населения, занятого в сельском хозяйстве, растёт численность городского населения.

Считается, что современная Россия — это тоже индустриальное общество. Наиболее экономически развитые страны мира (США, Япония и др.), по мнению многих учёных, переходят на третью ступень развития — вступают в постиндустриальное (информационное) общество. Такое общество, в отличие от индустриального, не рассматривает природу как «склад сырья», из которого можно бесконечно брать, поддерживая расширяющуюся экономику; производство постиндустриального общества ориентировано не на увеличение объёмов выпускаемой продукции, а на улучшение её качества (потребительских свойств). Особое значение здесь имеет не количество затраченного труда, а его качество и, следовательно, квалификация, творческий потенциал, личные качества людей, занятых в производстве. Главным фактором производства в таком обществе специалисты считают научно-технический прогресс, информационные технологии. Широкое распространение получает компьютерная обработка информации, её передача на любые расстояния в кратчайшие сроки. В постиндустриальном обществе ведущими становятся производство научных знаний, научные исследования и разработки, опирающиеся на университетское (всестороннее) образование. Знания (информация) превращаются в важнейший фактор жизнедеятельности людей. В экономике сфера услуг начинает преобладать над производством товаров.

Из курса истории вы знаете, что с изменениями общества менялась жизнь людей. И на каждом этапе истории существовали общества, которые различались своим устройством и условиями жизни людей. Так, положение гражданина в республике отличается от положения подданного в абсолютной монархии. А в одном и том же обществе положение человека зависит от его принадлежности к той или иной социальной группе, классу, сословию.

Приведи примеры из истории.

Из наследия французского писателя А. Мюссе: «Общество, причиняющее столько зла, похоже на ту индийскую змею, которая живёт под листьями растения, излечивающего от её укуса; общество почти всегда даёт лекарство против страдания, которое оно причиняет».

Задумайся: должен ли человек приспосабливаться к общественным условиям, которые его окружают? Или люди должны преобразовывать эти условия, делая их более удобными для своей жизни?

1. Каково значение научного понятия «общество»? 2. Что представляют собой общественные отношения? 3. Какие сферы жизнедеятельности людей включает в себя общество? 4. Чем отличаются друг от друга социальные нормы в форме дозволения, предписания и запрета? 5. Какую роль в жизни человека и общества играют социальные нормы? 6. Как изменялась жизнь людей при переходе от одной ступени развития общества к другой?

В КЛАССЕ И ДОМА

1. Как ты относишься к утверждению: «Возникновение человека и возникновение общества — процессы, неразрывно связанные друг с другом»? Приведи аргументы, подтверждающие либо опровергающие эту мысль.

2*. В курсе истории ты изучал рабовладельческое и феодальное общества. В чём состоят главные различия между ними в каждой из четырёх рассмотренных в этом параграфе сфер общества?

3. Выскажи своё мнение о следующем утверждении: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Подумай, может ли человек стать свободным, если он будет жить вне общества.

4. Аргументируй свою позицию по отношению к следующему утверждению русского публициста и литературного критика В. Г. Белинского: «Живой человек носит в своём духе, в своём сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветёт его здоровьем, блаженствует его счастьем, вне своих собственных, своих личных обстоятельств».

«Человек не должен жаловаться на времена — из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, чтобы улучшить его».

Т. Карлейлъ (1795—1881), английский историк,
философ, писатель

Источник

Ступени развития общества и их особенности
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Справочный материал для подготовки к урокам обществознания и ЕГЭ

Скачать:

Вложение Размер
stupeni_razvitiya_obshchestva_i_ih_osobennosti.docx 15.29 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Традиционное (Аграрное)
  1. Основано на сельском хозяйстве
  2. Господство в экономике натурального хозяйства
  3. Стремление человека приспособиться к окружающей среде
  4. Господство коллективной формы собственности
  5. Социальная группа определяет нормы поведения личности, не поощряется ее самостоятельность
  6. Ограниченное число образованных людей
  7. Устная информация преобладает над письменной
  8. В политической сфере господствуют государство, жрецы или церковь и армия
  9. Человек почти полностью отчужден от политики
  10. Власть представляется большей ценностью, чем закон и право
  11. Общество мало восприимчиво к нововведениям и внешним влияниям, изменения происходят медленно

1. Экономической основой является промышленность, основанная на машинной технике и разделении труда

2. Человек освобождается от прямого воздействия природы и частично подчиняет ее себе

3. Происходят изменения в социальной структуре общества: уменьшается доля населения, занятого в сельском хозяйстве

4. Урбанизация, рост городов

5. Появляются новые классы- промышленный пролетариат и буржуазия

6. Человек стремиться к саморазвитию

7. Человек перестает зависеть от социальной группы, осознает себя как личность

8. Распространяется массовая грамотность и образование

9. Возрастает роль государства

10. Общество стремиться установить господство права и закона

11. Человек становиться участником властных отношений

12. Природа рассматривается как «склад сырья», из которого можно брать бесконечно

1.Возникает под влиянием развития информационных технологий, науки.

2. Производство товаров и услуг зависит от сбора, обработки и передачи информации

3. В экономике на первый план выходит сфера и услуг

4.Возрастает роль мелкосерийного производства

5. Значительное влияние на жизнь общества оказывает наука, знание и информация

6. В социальной структуре общества наблюдается стирание классовых различий

7. Положение человека в обществе определяется его способностью к овладению знаниями, к творческой деятельности

8. Производство ориентировано не на увеличение объемов продукции, а на улучшение ее качества

9. Особое значение имеет квалификация, творческий потенциал, личные качества людей, занятых в производстве

10. Широкое распространение получает компьютерная обработка инфрмации, ее передача в кратчайшие сроки на дальние расстояния

11. В экономике сфера услуг начинает преобладать над производством товаров

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отдельный готовый материал для использования на уроке обществознания в 6 классе. За основу взят учебник под редакцией А.И.Кравченко.

Использование метода проектов в преподавании предмета «Технология» на примере раздела «Кулинария».

Отображает схематически основные черты традиционного, индустриального и информационного общества.

Учебный курс Обществознание в специальном (коррекционном) учреждении 8 вида введен с 8 класса т. о. на уроках учащиеся знакомятся с понятием «общество», историческим развитием челове.

Универсальные учебные действия — основа образовательного и воспитательного процесса и их успешное развитие — важное условие достижения образовательных результатов ФГОС. Данный материал поле.

Выбор профессии – важный шаг, обеспечивающий личное счастье человека. Для определения времени реального возникновения в истории культуры профессиональной ориентации необходимо выделить критерий.

Источник

Ступени развития общества

Общество прошло длительный путь, на котором наука выделяет несколько ступеней. Если рассматривать в первую очередь средства, с помощью которых люди производят необходимые им материальные блага, а также опыт, накопленный в таком производстве, то можно увидеть три ступени в развитии общества.

Для первой ступени — традиционного (аграрного) общества — характерно господство сельского натурального хозяйства, сословной иерархии, решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа — жрецам либо церкви и армии.

Вспомните общества Древнего мира, а затем средневековые. В этих обществах появляются города, ремёсла, торговля, деньги, письменность. Но семья остаётся основной производственной ячейкой, господствуют общинные принципы, традиции и обычаи. Основная масса населения проживает в деревнях.

На следующей ступени — в индустриальном обществе — происходят значительные перемены.

Учёные указывают такие отличия индустриального общества от аграрного:

— преобладает не сельскохозяйственное, а промышленное производство;

— решающая роль в социальной жизни принадлежит не мелким и крупным землевладельцам, а промышленникам, бизнесменам;

— в центре социальной организации находятся не церковь и армия, а корпорации (объединения лиц, имеющих общие коммерческие интересы).

Это общество основано на развитии крупного машинного производства (вспомните из курса истории, как и когда оно возникло), для него характерно использование научных достижений в качестве основного фактора производства.

Меняется весь образ жизни общества: сельское хозяйство, транспорт, связь, профессиональные навыки, образование, культура человека. Сокращается доля населения, занятого в сельском хозяйстве, растёт численность городского населения.

Считается, что современная Россия — это тоже индустриальное общество. Наиболее экономически развитые страны мира (США, Япония и др.), по мнению многих учёных, переходят на третью ступень развития — вступают в постиндустриальное (информационное) общество. Такое общество, в отличие от индустриального, не рассматривает природу как «склад сырья», из которого можно бесконечно брать, поддерживая расширяющуюся экономику; производство постиндустриального общества ориентировано не на увеличение объёмов выпускаемой продукции, а на улучшение её качества (потребительских свойств). Особое значение здесь имеет не количество затраченного труда, а его качество и, следовательно, квалификация, творческий потенциал, личные качества людей, занятых в производстве. Главным фактором производства в таком обществе специалисты считают научно-технический прогресс, информационные технологии. Широкое распространение получает компьютерная обработка информации, её передача на любые расстояния в кратчайшие сроки. В постиндустриальном обществе ведущими становятся производство научных знаний, научные исследования и разработки, опирающиеся на университетское (всестороннее) образование. Знания (информация) превращаются в важнейший фактор жизнедеятельности людей. В экономике сфера услуг начинает преобладать над производством товаров.

Из курса истории вы знаете, что с изменениями общества менялась жизнь людей. И на каждом этапе истории существовали общества, которые различались своим устройством и условиями жизни людей. Так, положение гражданина в республике отличается от положения подданного в абсолютной монархии. А в одном и том же обществе положение человека зависит от его принадлежности к той или иной социальной группе, классу, сословию.

Приведи примеры из истории.
МНЕНИЯ Из наследия французского писателя А. Мюссе: «Общество, причиняющее столько зла, похоже на ту индийскую змею, которая живёт под листьями растения, излечивающего от её укуса; общество почти всегда даёт лекарство против страдания, которое оно причиняет».

Задумайся: должен ли человек приспосабливаться к общественным условиям, которые его окружают? Или люди должны преобразовывать эти условия, делая их более удобными для своей жизни?

1. Каково значение научного понятия «общество»? 2. Что представляют собой общественные отношения? 3. Какие сферы жизнедеятельности людей включает в себя общество? 4. Чем отличаются друг от друга социальные нормы в форме дозволения, предписания и запрета? 5. Какую роль в жизни человека и общества играют социальные нормы? 6. Как изменялась жизнь людей при переходе от одной ступени развития общества к другой?

В КЛАССЕ И ДОМА

1. Как ты относишься к утверждению: «Возникновение человека и возникновение общества — процессы, неразрывно связанные друг с другом»? Приведи аргументы, подтверждающие либо опровергающие эту мысль.

2*. В курсе истории ты изучал рабовладельческое и феодальное общества. В чём состоят главные различия между ними в каждой из четырёх рассмотренных в этом параграфе сфер общества?

3. Выскажи своё мнение о следующем утверждении: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Подумай, может ли человек стать свободным, если он будет жить вне общества.

4. Аргументируй свою позицию по отношению к следующему утверждению русского публициста и литературного критика В. Г. Белинского: «Живой человек носит в своём духе, в своём сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветёт его здоровьем, блаженствует его счастьем, вне своих собственных, своих личных обстоятельств».

«Человек не должен жаловаться на времена — из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, чтобы улучшить его».

Т. Карлейлъ (1795—1881), английский историк,
философ, писатель

Источник

Читайте также:  Познавательная деятельность человека ступени познания
Оцените статью