Какие ступени бывают вводными

Какие ступени называются вводными

Устойчивые и неустойчивые ступени лада. Побочные трезвучия

На предыдущем уроке мы начали изучать аккорды. Итак, продолжим.

Каждый звук в мажорной или минорной тональности имеет свою ладовую функцию – подобно людям в государстве или какой-либо структуре, звуки подразделяются на главные и подчиненные. Самая главная и устойчивая ступень – первая, ее называют тоника. Именно на ней заканчиваются все мелодии (за редкими исключениями, которые скорее подтверждают правило). В самом деле, для того, чтобы музыка закончилась – нужно впечатление полной устойчивости. Есть даже легенда о том, как кто-то из сыновей Баха, занимаясь, на минуту отошел от инструмента, оборвав гармонию на неустойчивом аккорде. Бах не мог вытерпеть неустойчивости – он встал, разрешил гармонию в тонику и обратно лег спать.

К числу устойчивых ступеней, кроме первой, относятся третья и пятая. Объяснений такой функции, окраски каждого звука кроется в законах музыкальной акустики, натурального звукоряда. Если кто-то откроет страницу со схемой натурального звукоряда и увидит структуру музыкальных обертонов, то увидит, что первый и третий обертон будут октавными, второй – квинтовым, а четвертый – терцовым. Поэтому эти звуки хорошо сливаются с тоникой и звучат устойчиво. Если их нажать все вместе, образуется тоническое трезвучие.

Читайте также:  Ниже приведены ряд терминов все они за исключением двух являются характеристикой ступеней познания

Остальные звуки являются неустойчивыми и стремятся к разрешению в устойчивую ступень. Чаще всего неустойчивая ступень стремится к разрешению в устойчивую движением вниз на секунду, например:

Исключение – VII ступень. Это вводный тон, отстоящий от тоники на полтона, он обладает самым острым тяготением и разрешается в тонику движением вверх. В гармоническом и мелодическом миноре происходит обострение восходящих тяготений: восходящим движением будет разрешаться не только повышенная VII ступень, но – через VII – в тонику будет стремиться также повышенная VI ступень. Напомним – обычно VI ступень в натуральном и гармоническом миноре стремится к разрешению в V.

Послушайте разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые на музыкальном примере:

Перейдем к аккордовым функциям и их тяготениям. Итак, тоническое трезвучие строится на первой ступени и является самым устойчивым. О главных трезвучиях речь шла на предыдущем уроке – это трезвучия I, IV и V ступеней, совпадающие с тоникой по своей ладовой окраске: они мажорные в мажоре и минорные в миноре. Это тоника (I), субдоминанта (IV) и доминанта (V). Остальные трезвучия называются побочными – они имеют контрастную ладовую окраску. Минорная окраска в мажоре или мажорная в миноре может создать разнообразие и внести в музыкальное развитие новые оттенки, но она не может вызвать ощущения устойчивости, завершенности.

Прислушаться к выразительным краскам побочных трезвучий в до-мажоре можно на примере песни «Memory» из мюзикла «Кошки» Э. Уэббера. Здесь после трезвучия I cтупени звучит трезвучие VI, потом IV (субдоминантовое), затем III и II ступеней. После возвращения трезвучий VI и III ступеней композитор завершает музыкальное построение разрешением доминантового трезвучия (V) в тонику (I). Все трезвучия в приведенном ниже примере звучат в виде арпеджио, их звуки нажимаются поочередно:

Охарактеризуем каждое из побочных трезвучий. Трезвучие II ступени обладает субдоминантовой функцией, причем даже более сильной, чем основное субдоминантовое трезвучие. Многие композиторы применяют секстаккорд второй ступени («фа-ля-ре» в до-мажоре) как субдоминантовый аккорд вместо трезвучия («фа-ля-до»). Возможно, их привлекает контрастная минорная окраска этого аккорда. Особенно часто такой прием встречается в сонатах Моцарта.

Трезвучия третьей и шестой ступеней называют медиантами. Их функция колеблется между двумя, тонико-доминантовой и тонико-субдоминантовой. Трезвучие третьей ступени имеет мягкую доминантовую окраску, трезвучие шестой – мягкую субдоминантовую.

Трезвучие шестой ступени применяется также для эффектного музыкального приема, который называется прерванным кадансом: вместо разрешения доминантсептаккорда в тонику возникает разрешение в трезвучие шестой ступени, обладающее контрастным ладовым значением. Эффект подмены минора мажором или наоборот вызывает необходимость дальнейшего развития. В музыке может возникнуть дополнительные несколько тактов, которые называются расширением. Такой прием можно наблюдать в романсе А. Варламова «Белеет парус одинокий».

Доминантовая гармония здесь не разрешается в тонику – образуется прерванный каданс:

Трезвучие седьмой ступени в мажоре – уменьшенное. Его применяют редко, иногда возможно использовать его в виде секстаккорда в проходящих оборотах.

В миноре побочные трезвучия – медианты (трезвучия III и VI ступеней) обладают теми же функциями и свойствами. Так же применяется трезвучие VI ступени для выразительного прерванного каданса. Трезвучие седьмой ступени может иметь в натуральном миноре мягкую доминантовую окраску, но гармоническом и мелодическом – оно также будет уменьшенным, как в мажоре. Оно будет использоваться не самостоятельно, а скорее в составе более сложных аккордов. Трезвучие второй ступени в миноре также является уменьшенным. Оно сохраняет свою сильную субдоминантовую функцию и может применяться в виде секстаккорда, а также входить в состав более сложных аккордов.

Наш следующий урок – Обращения аккордов. Виды сопровождения (музыкальная фактура).

Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано

Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель – лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.

Подробнее об уроках фортепиано

Какие ступени называются вводными

Устойчивые звуки во всех тональностях см. в таблицах Ыа 1,2.

В письменных работах учащихся принято изображать устойчивые звуки белыми, а неустойчивые — черными нотами.

й 11. НЕУСТОЙЧИВЫЕ ЗВУКИ

Неустойчивыми являются Ч11, 11, 1Ч, Ч! ступени. Они окружают звуки тонического трезвучия. Две из них: М! и П — имеют дополнительное название. Они называются вводными звуками, так как, окружая 1 ступень, как бы вводят в нее:

На неустойчивых звуках нельзя закончить музыкальное произведение, так как останется ощущение незавершенности. Для окончания необходимо повести неустойчивый звук в устойчивый. Переход неустойчивых звуков в устойчивые называется разрешением неустойчивых звуков.

Разрешение неустойчивых звуков происходит по правилу:

Разрешение П — 1 более устойчиво, чем П — П1, так как 1 ступень самая устойчивая в тоническом трезвучии, а П1 ступень менее устойчива. Полутоновое тяготение всегда более острое, чем тоновое. Поэтому в мажоре разрешение 1Ч — П1 более устойчиво, чем 1Ч — Ч. Однако разрешение 11 — П1, 1Ч — Ч также правильно.

Разрешения неустойчивых звуков во всех тональностях см. в таблицах М 1, 2.

5 12. ГЛАВНЫЕ СТУПЕНИ

Главные ступени в тональностях — 1, !Ч, Ч. Они имеют названия. ! ступень называется: тоника (Т), !Ч ступень называется: субдоминанта (Б), Ч ступень называется: д о м и н а н т а (О). Главные ступени во всех тональностях см. в таблицах М 1, 2.

Остальные ступени лада — побочные. Они также имеют названия.

И ступень называется: нисходящий вводный звук, И! ступень называется: медианта (средняя), Ч! ступень называется: субмедианта (нижняя медианта),

Ч!! ступень называется: восходящий вводный звук.

5 13. МАЖОРНЫЙ ЛАД

Мажорный лад может быть натуральным, гармоническим и мелодическим. Строение гаммы натурального мажора:

тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Строя таким образом мажорную гамму от звука до, получим гамму до мажор, от звука ре — ре мажор, от соль — соль мажор и т. д.: ло мажор 1 11 Н1 1Ч Ч Ч1 Ч11 1 1 11 111 !Ч Ч Ч! Ч[! 1

Вводный тон

Вводный тон (нем. Leitton , фр. note sensible букв. «чувственная нота») — ступень мажорного и минорного звукорядов, лежащая полутоном выше или полутоном ниже соседней ступени. Переход от вводного тона, помещённого на слабой доле такта, к соседней ступени на сильной доле такта описывается как переход от ладового неустоя к ладовому устою, также как разрешение неустоя в устой. Иногда вводным тоном называется также II ступень мажорного или минорного звукоряда, расположенная целым тоном выше тоники [1] (используется в тех же метроритмических условиях).

Содержание

Краткая характеристика [ править | править код ]

В мажорно-минорной музыке Нового времени в качестве вводного тона наиболее типична VII ступень мажора и гармонического минора. В C-dur переход от h (VII ступени, на слабой доле) к с (I ступени, на сильной доле), в a-moll переход от gis (VII повышенной ступени) к a (I ступени) описывается как переход от вводного тона к тонике [2] .

В расширенной тональности вводные тоны могут быть образованы и на тех ступенях мажорного и минорного звукорядов, которые «изначально» отстоят от своих соседей на целый тон — путём их альтерационного повышения или понижения. Например, в C-dur/c-moll при переходе II низкой ступени в I ступень (des-c, с соблюдением вышеописанных метрических позиций) des описывается как вводный тон к тонике, при fis-g (IV—V) в тех же тональностях fis описывается как вводный тон к доминанте и т. д. и т. п.

Если переход осуществляется от более высокой ступени к более низкой, такая ступень именуется нисходящим вводным тоном, если же от более низкой к более высокой,— восходящим вводным тоном.

Ход от вводного тона на полутон вверх или вниз зачастую образует интервал, который является хроматическим по положению, но диатоническим по существу (например, упомянутый выше интервал gis-a в гармоническом ля миноре). В современной гармонии такого рода интервалы иногда обозначаются термином «диахроматические» [3] .

Исторический очерк [ править | править код ]

Понятие вводного тона появилось во Франции XVIII в. в ходе становления концепции гармонической тональности. Для него французы употребляли метафорический термин note sensible («чувственная нота», или «чувствительная нота»), причём только по отношению к восходящему вводному тону от VII к I ступени натурального мажора и гармонического минора. С XX века термин «вводный тон» применяют также по отношению к старинной музыке, в которой мажорно-минорной тональности не было. Например, каденцию с двумя вводными тонами (в России часто под названием «готическая каденция» [4] ), типичнейшую для музыки XIII—XIV веков, немецкие музыковеды называют «каденцией с двумя вводными тонами» (нем. Zweileittonkadenz ). Анализируя церковные тоны А. Банкьери (начало XVII века), говорят о «вводных тонах» в описываемых им каденциях многоголосного лада [5] . Вводные тоны находили даже в монодическом григорианском хорале [6] , хотя для возникновения вводного тона в молитвословной просодии нет метроритмической предпосылки (нет такта с присущим ему различением сильной и слабой долей).

Источник

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?


Для начала просто напомню, что септаккорд – это такой аккорд (то есть созвучие), в котором четыре звука и эти четыре звука можно расположить по терциям. Если записать септаккорд нотами, то эта запись будет похожа на нарисованного снеговика, только кружочков (нот) будет не три, а четыре штучки.

Теперь по поводу того, откуда взялось прозвище «вводные септаккорды». Дело в том, что септаккорды, как и трезвучия, можно построить абсолютно на любой ступени мажора или минора – на первой, на второй или третьей, на шестой или на седьмой. Вы наверняка уже имели дело с доминантсептаккордом – это септаккорд, построенный на пятой ступени. Возможно, вы также знаете и септаккорд второй ступени.

Так вот, вводный септаккорд – это септаккорд, который строится на седьмой ступени. Седьмая ступень, если помните, называется вводной , она самая неустойчивая, располагается на расстоянии полутона по отношению к тонике. Такая вот вводная функция этой ступени распространила своё действие и на аккорд, который на этой ступени построен.

Ещё раз, вводные септаккорды – это септаккорды, которые строятся на вводной седьмой ступени. Эти аккорды составляются из четырёх звуков, которые отстоят друг от друга на расстоянии интервала терции.

Какие бывают вводные септаккорды?

Они бывают двух видовмалые и уменьшённые . Малый вводный септаккорд строится на VII ступени натурального мажора, и только. Уменьшённый вводный септаккорд можно построить в гармонических ладах – гармоническом мажоре и гармоническом миноре.

Один из этих двух видов аккордов будем условно обозначать так – МVII7 (малый вводный или малый уменьшённый), а другой так – УмVII7 (уменьшённый). Эти два аккорда различаются своим интервальным составом , но в основе каждого из них лежит уменьшённое трезвучие .

Малый уменьшённый , или по-другому, малый вводный септаккорд состоит из двух малых терций (то есть уменьшённого трезвучия), над которыми достраивается ещё одна терция, но уже большая. Между крайними звуками этого септаккорда образуется интервал малой септимы .

Уменьшённый вводный септаккорд , или, как иногда говорят, просто уменьшённый состоит из трёх малых терций. Можно их разложить так: две малых (то есть фактически уменьшённое трезвучие в основании) и над ними ещё одна малая терция. Между крайними звуками этого септаккорда образуется интервал уменьшённой септимы.

Взгляните на этот нотный пример:

Какие обращения есть у вводных септаккордов?

Абсолютно любой септаккорд имеет три обращения , они всегда одинаково называются. Это квинсекстаккорд (опознавательный знак – циферки 65 ), терцквартаккорд (узнаем по цифрам 43 справа) и секундаккорд (обозначается двойкой – 2 ). Откуда взялись эти странные названия, вы можете узнать, если почитаете статью «Структура аккордов и их названия». Кстати, помните, что обращений трезвучий (трёхзвучных аккордов) всего два?

Итак, и малый вводный и уменьшённый вводный аккорды имеют по три обращения, которые получаются оттого, что каждый раз мы нижний звук аккорда переносим на октаву вверх , либо, наоборот, верхний звук перемещаем на октаву вниз .

Давайте разберёмся с интервальным строением каждого аккорда, получающегося в результате обращения:

  • МVII7 = м3 + м3 +б3
  • МVII65 = м3 + б3 + б2
  • МVII43 = б3 + б2 + м3
  • МVII2 = б2 + м3 + б3

Пример всех этих аккордов в тональности до мажор:

Малый вводный септаккорд и его обращения в тональности до мажор

  • УмVII7 = м3 + м3 + м3
  • УмVII65 = м3+ м3 + ув2
  • УмVII43 = м3 + ув2 + м3
  • УмVII2 = ув2 + м3 +м3

Нотный пример всех этих аккордов в тональности до минор (в до мажоре будут те же звуки, только си-бекар будет обычной нотой си без дополнительных значков):

Уменьшённый вводный септаккорд и его обращения в тональности до минор

С помощью приведённых нотных примеров вы и сами легко можете вычислить, на каких ступенях строится каждый из аккордов. Так, если септаккорд седьмой ступени в своём основном виде , естественно, строить нужно на VII ступени (только в миноре это будет VII повышенная). Первое обращение – квинтсекстаккорд , или VII65 – будет располагаться на II ступени . Бас терцквартаккорда седьмой ступени , VII43 – это во всех случаях IV ступень , а основанием третьего обращения – секундаккорда , VII2 – будет VI ступень (в мажоре, если нам нужен уменьшённый вариант аккорда, то мы эту шестую ступень должны понизить).

Разрешение вводных септаккордов в тонику

Вводные септаккорды можно разрешать в тонику двумя способами . Один из них заключается в том, чтобы сразу переводить эти неустойчивые созвучия в тонические устойчивые. То есть, другими словами, здесь имеет место выполнение прямого разрешения в тонику . При таком методе тоника на исходе получается не совсем обычная, но об этом чуть позже. Каков же другой способ разрешения?

Другой способ основывается на том, что вводные септаккорды или их обращения не сразу переходят в тонику, а через некоего проводника – какой-нибудь «вспомогательный» аккорд. И в роли такого проводника выступают обращения доминантсептаккорда . А уже потом этот доминантсептаккорд (или какое-то из его обращений) разрешается в тонику по всем правилам.

Аккорд-проводник выбирается по принципу: тот, который строится на той же ступени, что и разрешаемый аккорд, или тот, который находится очень близко . Построение вводных аккордов возможно на всех неустойчивых ступенях (на VII строится VII7, на II – VII65, на IV – VII43, а на VI – VII2). На этих же ступенях, кроме одной из четырёх – шестой ступени, строятся и обращения доминантового септа: на VII ступени можно написать D65, на II – D43 и на IV – D2. А вот для VI ступени придётся использовать в качестве проводника сам доминантовый септаккорд в своём основном виде – D7, который строится на пятой ступени, то есть располагается на одну ступеньку ниже разрешаемого вводного секундаккорда.

Смотрим нотную иллюстрацию (пример с разрешением):

Разрешение вводного септаккорда и его обращений через доминантовые созвучия в гармоническом до мажоре

Чтобы быстро сообразить, какой доминантовый аккорд поставить после вводного, придумали пользоваться так называемым «правилом колеса» . По правилу колеса для разрешения вводного септа берется первое обращение доминантового септа, для разрешения первого обращения вводного – второе обращение доминантового, для второго вводного – третье доминантовое и т.д. Можно изобразить это наглядно – будет понятнее. Нарисуем колесо, расположим по его четырём сторонам обозначения обращений септаккордов в виде цифр и находим последующие аккорды, двигаясь по часовой стрелке.

Теперь вернёмся к способу разрешения вводных септаккордов, заявленному ранее. Переводить эти неустои будем сразу в тонику. Поскольку в септаккорде четыре звука, а в тоническом трезвучии три, то при разрешении какой-то из звуков трезвучия просто будет удвоен. Тут то и начинается самое интересное. Удвоения в тоническом трезвучии будут ненормативные . Что это значит? Дело в том, что обычно в тоническом трезвучии удваивается прима – основной, самый устойчивый тон, тоника. А тут удваиваться будет терция – третья ступень. И это не прихоть. На всё есть свои причины. В частности огромное значение правильное разрешение будет иметь при непосредственном переходе в тонику уменьшённого вводного аккорда, в составе которого целых два тритона, их обязательно нужно разрешить правильно.

Ещё один интересный момент. Не всякое обращение вводных септов будет разрешаться именно в трезвучие . Квинсекстаккорд и терцквартаккорд, например, будут переходить в секстаккорд с удвоенной терцией (с удвоенным басом), а секундаккорд – в тонический квартсекстаккорд, и только сам вводный в основном виде соизволит перейти в трезвучие.

Пример разрешения непосредственно в тонику:

Разрешение уменьшенного вводного септаккорда и его обращений в тонику в гармоническом до миноре

Краткие выводы, но ещё не конец

Вся соль этого поста в двух словах. Вводные септаккорды строятся на VII ступени. Этих аккордов два вида – малый, который встречается в натуральном мажоре, и уменьшённый, который проявляет себя в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. У вводных септаккордов, как и у любых других септаккордов, 4 обращения. Есть два вида разрешения этих созвучий:

  1. непосредственно в тонику с ненормативными удвоениями;
  2. через аккорды доминантсептаккорда.

Ещё пример, вводные септаккорды в ре мажоре и ре миноре:

Если нужно построить от звука

Если требуется построить вводные септаккорды или какие-либо из их обращений от конкретного заданного звука, то ориентироваться придётся на интервальный состав. Всякий, кто умеет строить интервалы, построит такое без особых проблем. Главный вопрос, который нужно будет решить, – это определение тональности и разрешение в неё вашего построения.

Малый вводный мы разрешаем только в мажор, а уменьшённый – и в мажор, и в минор (при этом тональности будут одноимённые – например, до мажор и до минор, или соль мажор и соль минор). Как узнать конкретно что за тональность? Очень просто: нужно просто звук, от которого строите, рассмотреть как одну из ступеней искомой тональности:

  • Если вы построили VII7, то ваш нижний звук окажется соответственно VII ступенью, и, шагнув ещё на ступень вверх, вы тут же получите тонику;
  • Если нужно было написать VII65, который, как вам известно, строится на II ступени, то тоника будет располагаться, наоборот, на ступень ниже;
  • Если заданный аккорд – VII43, а он занимает IV ступень, то тонику можно получить, отсчитав четыре ступеньки вниз;
  • Наконец, если в вашей нотной тетрадочке VII2 на VI ступени, то для нахождения первой ступени, то бишь тоники, вам нужно подняться на три ступеньки вверх.

Определив таким нехитрым способом тональность, вы не будете иметь никаких бед с разрешением. Разрешение вы можете выполнить любым из двух способов – какой вам нравится больше, если, конечно, само задание не ограничивает вас в выборе.

Примеры вводных и их обращений от нот до и ре:

Удачи вам в ваших делах!

Рисунки и нотные примеры принадлежат сайту music-education.ru

Источник

Оцените статью