Познание. Рациональное. Ступени рационального познания.
Познание. Рациональное.
Ступени рационального познания.
Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.
Рациональное познание – (от лат. ratio — разум) это процесс получения знания при помощи разума , без воздействия органов чувств.
Ступени рационального познания
- Понятие – это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза— конкретный.
- Суждение– это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.
- Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.
Для рационального познания свойственно абстрактное мышление , то есть теоретическое, не связанное с чувствами. Абстрактное мышление связано с языком, речью. Человек мыслит, рассуждает, изучает при помощи слов.
Роль рационального познания.
- Способность разума обобщать, видеть общее в предметах, явлениях действительности, «схватывать» наиболее главное, существенное, делает рациональное познание средством (методом) более глубокого постижения мира, чем чувственное познание.
- Рациональное познание дает возможность постичь и предсказать будущее. Эта способность научного предвидения основывается на знании законов природы и общества.
Источник
Чувственное и рациональное познание.
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное
Познание имеет два уровня (две стороны) — чувственное познание — осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание — присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.
Формы чувственного познания
• Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, I явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.
• Восприятие — чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.
• Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.
Формы рационального познания
• Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные I свойства предмета, процесса, явления.
• Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-I либо о предмете, процессе, явлении.
• Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
Индуктивное — Дедуктивное — Получаемое
умозаключение от умозаключение от по аналогии. частного к общему. общего к частному.
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.
Эмпиризм (от гр. empeiria — опыт) — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм (от л1ат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.
Источник
Источник
Задание №1 ЕГЭ по обществознанию (режим тестирования)
Код задания EO092C52 Запишите слово, пропущенное в таблице.
АГЕНТ (ИНСТИТУТ) СОЦИАЛИЗАЦИИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Государство | Один из главных агентов вторичной социализации, способствующий формированию и развитию качеств человека как гражданина, субъекта политической жизни |
… | Важнейший агент первичной социализации, в ходе которой ребёнок усваивает элементарные приёмы самообслуживания в быту, навыки общения с окружающими |
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | теория: | оценить
Код задания EOC1796E Запишите слово, пропущенное в таблице.
ТИПЫ СЕМЬИ (в зависимости от состава поколений) | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
… | Полная семья, состоящая из супружеской пары и их детей |
Расширенная | Семья, состоящая из нескольких поколений совместно проживающих родственников |
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | теория: | оценить
Код задания EO0F60AA Запишите слово, пропущенное в таблице.Формы социальных изменений
ФОРМА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Реформа | Преобразование правительством какой-либо стороны общественной жизни, социального института, не уничтожающее основ существующей социальной структуры |
… | Совокупность резких качественных изменений, затрагивающих многие сферы и институты общества |
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | теория: | оценить
Код задания EOCEED0A Запишите слово, пропущенное в таблице.Познание мира
ЭТАП (СТУПЕНЬ) ПОЗНАНИЯ | ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ |
Чувственное познание | Ощущение, восприятие, представление |
Рациональное познание | …, суждение, умозаключение |
Запишите слово, пропущенное в таблице.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | теория: | оценить
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Вид деятельности | Характеристика |
Материальная | Подразумевает преобразование реальных объектов природы и общества и создание вещей и материальных ценностей. |
… | Подразумевает создание различных образов, систем научных и художественных ценностей, познавательную деятельность |
Деятельность подразделяется на два основных вида – материальная и духовная. Зная только это, мы уже можем заполнить данную таблицу, а используя приведенную характеристику сделать это становится еще легче. Поскольку все варианты первого задания ЕГЭ по обществознанию связаны с различными общими классификациями, относящимися к наиболее важным аспектам предмета, оно считается одним из самых легких – правильно выполнить его можно за 1-2 минуты, оставив больше времени на выполнение более трудных номеров.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | теория: | оценить
Если вы помните основную теорию, связанную с темой «Право», выполнить это задание вам будет совсем нетрудно. При внимательном взгляде на схему видно, что на ней отображены все основные отрасли права, кроме уголовного. Конечно, может возникнуть вопрос, связанный с наличием таких отраслей права, как, например, земельное или финансовое. Однако, поскольку речь идет именно об основных отраслях, нужно выбрать то, что рассматривается в курсе обществознания чаще и подробнее.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | теория: | оценить
ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Форма | Характеристика |
Религия | Взгляды и представления людей, основанные на вере в сверхъестественное. |
… | Сфера ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих жизнь с позиций гуманизма, добра и справедливости. |
В этом варианте определяются знания экзаменующихся о различных формах духовной культуры. Как мы помним из курса обществознания, к ним относятся религия, философия, наука, искусство, мораль… Если посмотреть на данное в задание определение, можно с легкостью определить, что речь идет о морали – ведь именно она представляет собой совокупность представлений о добре и зле, о правильном и неправильном, в соответствии с которой в обществе формируются определенные правила поведения.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | теория: | оценить
БЕЗРАБОТИЦА
Формы безработицы | Характеристика |
… | Связана с поиском и ожиданием нового места работы с лучшими условиями труда или более высокой заработной платой. |
Структурная | Связана с изменениями, произошедшими в структуре общественного производства. |
Циклическая | Связана с общим спадом экономической активности в периоды кризисов. |
Сезонная | Связана с сезонным характером работы в определенных областях деятельности. |
Задание направлено на проверку знаний о безработице. Мы видим, что несколько наиболее распространенных ее форм уже перечислены в таблице. Зная теорию, мы помним, что такая форма безработицы, которая возникает из-за динамичности рынка труда (то есть того, что люди могут добровольно решить поменять работу в поисках лучших трудовых условий), называется фрикционной. В данном случае, даже если вы забыли, чем характеризуется фрикционная безработица, вы можете записать ее в таблицу, зная, что это – одна из наиболее распространенных форм безработицы, которая будет присутствовать даже при ситуации полной занятости в экономике.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | теория: | оценить
Задание, где дается не таблица, а схема, на первый взгляд кажется сложнее – ведь здесь нет характеристик каждого элемента, которые могли бы облегчить понимание того, о чем идет речь. Однако, если внимательно посмотреть на функции, нетрудно вспомнить, что такое их сочетание характерно для такого социального института, как семья.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | теория: | оценить
Код задания EO0101s Запишите слово, пропущенное в таблице (строчными буквами, например: одиночная).
Тип избирательной системы | Характеристика |
… | Места в парламенте распределяются в соответствии с количеством голосов, полученных каждой партией; для представления в парламенте партия должна преодолеть минимальный процентный барьер. |
Мажоритарная | Для избрания в парламент партия должна набрать большинство голосов избирателей. |
Смешанная | Комбинирование двух предыдущих типов. |
Как видим, задание связано с избирательными системами, которые обуславливают порядок определения результатов голосования. 2 из них– мажоритарная и смешанная — уже указаны в таблице. Мы помним, что всего выделяется 3 типа избирательных систем: уже названные мажоритарная и смешанная, а также — пропорциональная. Таким образом, если вы знаете, какие существуют типы избирательных систем, или же если вы помните, в чем заключается особенность пропорциональной системы, выполнить задание вам будет совсем нетрудно.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | теория: | оценить
Источник
Специфика рациональной ступени познания.
Рациональное (логическое) отражение — более сложный способ познания действительности посредством абстрактного мышления. Для него характерна опора на результаты чувственного отражения, обобщенность и абстрактность возникающих образов, воспроизведение объектов на уровне сущности, т.е. внутренних закономерных связей и отношений.
Основными формами логического познания являются понятие, суждение, умозаключение. Эти формы познания — предмет изучения логики.
Решающая роль в рациональном познании принадлежит понятию. Понятие — форма мысли, воспроизводящая существенные свойства и отношения вещей. С понятия начинается и понятием завершается любой цикл логического осмысления действительности. Возникновение понятия — это всегда скачок от единичного к общему, от конкретного к абстрактному, от явления к сущности.
Одна из главных функций понятия, которая отчетливо проявляется в процессе познания, состоит в том, что оно представляет в обобщенном виде группы предметов, классифицируя их по определенным признакам.
Суждение — это форма мысли, связывающая несколько понятий и благодаря этому раскрывающая отношения между различными вещами и их свойствами. С помощью суждений строятся любые определения науки, все ее утверждения или отрицания. Суждение — это соотнесение понятий, выяснение степени их общности или отличия. Суждение — это процесс углубления в содержание понятия, выяснение особенностей предмета или явления, стоящего за понятием.
Процесс оперирования суждениями с целью получения нового знания составляет содержание умозаключения. На базе понятий и суждений формируются умозаключения.
Умозаключение — вывод из одного или нескольких взаимосвязанных суждений нового суждения, нового утверждения или отрицания, нового определения науки.
С помощью понятий, суждений и умозаключений происходит переосмысление эмпирического материала, полученного в процессе чувственного познания. На их основе выдвигаются и обосновываются гипотезы, формулируются законы, строятся целостные теории как наиболее развитые и глубокие логические образы действительности. Тем самым рациональное познание выступает в качестве более высокой ступени познания, чем чувственное отражение. Если чувственное отражение во многом носит стихийный характер и человек практически отражает все, что попадает в его поле чувственной деятельности, то логическое познание превращает стихийный познавательный процесс в целенаправленный, осознанный.
Связующим звеном между чувственным и логическим познанием выступает практика. Роль практики в познании велика. С введением практики в теорию познания было установлено, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно воздействуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно и целенаправленно воздействует на окружающую его действительность и в ходе ее изменения познает ее.
Исторически первой ступенью человеческого познания было чувственное познание. Абстрактное познание является более сложным и оно возникает на основе чувственного познания. В реальном процессе познания эти две ступени являются неразрывными. Так, результаты чувственного познания всегда имеют логическое оформление, что связано с языком как носителем мышления. Ввиду этого, любое ощущение, восприятие или представление, будучи оформлено в предложениях языка, всегда имеет логическую форму выражения, в виде понятий, суждений и умозаключений.
Источник